Психологический конфликт

Психологические конфликты (по В

Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями. Конфликты этого вида в психологической литературе обозначаются как внутриличностные, личностные, внутренние, интрасубъектные, интраперсональные, наконец, как просто психологические. Все указанные понятия фактически используются как синонимичные.

Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Наиболее развитая и последовательная система взглядов на психологические конфликты у отечественных исследователей представлена в работах В. С. Мерлина, который начал заниматься проблемой конфликтов еще в 1940-е годы и посвятил психологическим конфликтам отдельную главу в своих «Проблемах экспериментальной психологии личности».

По Мерлину, психологический конфликт – это «состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности».

Психологический конфликт возникает при определенных условиях. Внешние условия должны быть таковы, что «удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности или становится вовсе невозможным, или ставится под угрозу» (там же). Возникновение этих внешних условий конфликта неизбежно вследствие ограничений, диктуемых общественной жизнью, а также в силу того, что на основе удовлетворения одних мотивов возникают другие, неудовлетворенные, и т. д.

Однако психологический конфликт возникает, только если эти внешние условия порождают определенные внутренние условия, которые представляют собой противоречия между различными мотивами и отношениями личности или между ее возможностями и стремлениями. Именно поэтому, подчеркивает Мерлин, психологические конфликты возможны только у человека. Еще одно необходимое, по Мерлину, условие психологического конфликта – это субъективная неразрешимость ситуации.

Мерлин подвергает критике фрейдистские и неофрейдистские представления о конфликтах, особенно их тезисы о бессознательном характере процессов, протекающих в психологическом конфликте, и обреченности человека на конфликты, возникающие на почве детских конфликтов. Он говорит о необходимости создания теории конфликтов, опирающейся на клинические исследования и опыт психотерапевтического восстановления личности.

По его мнению, значение исследования психологических конфликтов определяется их ролью в понимании структуры и развитии личности, поскольку «общие закономерности формирования личности в деятельности проявляются здесь в течение сравнительно короткого времени в острой форме». Общее же значение психологических конфликтов в психической жизни человека определяется тем, что «в психологическом конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения личности; изменяется самая структура личности». Таким образом, «развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности».

Зависимость поступка, которым разрешается конфликт, от направленности личности и объективной ситуации не может быть однозначной. Но от исхода конфликта, от конечного поступка, на который решается человек, зависит все дальнейшее развитие личности. Поэтому и развитие личности в конфликте не определяется однозначно предконфликтной направленностью личности. В каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своими поступками.

В. С. Мерлин описывает закономерности перехода фрустрации в конфликт, экспериментальные методики исследования конфликтов, конкретные виды конфликтов (трудовые, любовные и др.), динамику их развития, фазы выхода человека из конфликта и др. Тем самым им фактически заложены основы комплексного всестороннего описания конфликтов, их изучения и практики работы с конфликтами.

Однако работы Мерлина не получили продолжения в психологии и не стали основой дальнейшего развития теории конфликтов, изучение которых (в предложенном Мерлиным контексте) перемещается в сферу клинического исследования неврозов, в психотерапевтическую плоскость. Несмотря на безусловную плодотворность этих областей изучения конфликта, они не давали возможности интеграции разнообразных работ, связанных с изучением конфликтов, поскольку пользовались своей терминологией, своей системой концептов и теоретических понятий, не всегда созвучных и соотносимых с психологическими категориями. (Напомним, что первая отечественная «Психотерапевтическая энциклопедия» 1997 года издания даже не включает «конфликт» в перечень определяемых понятий.) За пределами данного подхода изучение внутриличностных конфликтов почти не осуществлялось.

Источник:
Психологические конфликты (по В
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании
https://studopedia.ru/10_260993_psihologicheskie-konflikti-po-vs-merlinu.html

Психологический конфликт

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  • в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  • конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

  • «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  • «случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  • развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др.

Источник:
Психологический конфликт
Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности.
https://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm

Психологический конфликт

Основным звеном при разрешении педагогических ситуаций является проведение ее психологического анализа.

В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, то есть в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Проведение анализа снизит число ошибок, которые допускает учитель, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации, потому что торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», а ситуация становится конфликтной.

Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию.

Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.

Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон вариант выхода из ситуации.

Учитель при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными приемами напряженность и берет ситуацию под контроль.

83 Лекционная форма обучения в преподавании психологии

Лекция – типичный вид учебных занятий в ВВУЗах. Традиционно лекция – это обучающий монолог преподавателя. Большим преимуществом лектора по сравнению с видео является возможность получать обратную связь. Следовательно, лекционные занятия становятся более эффективными.

Современная лекция – это спецефический метод объяснения, позволяющий излагать значительный объём нового материала. Читается лекция по заранее подготовленному конспекту, придерживаясь определённого плана и характеризуется высокой степенью научности изложения нового материала.

В вузовском обучении лекция является основной формой учебных занятий.

Степень взаимодействия преподавателя и студентов на лекции может быть различной. Лекция может представлять монологичное высказывание с опорой на аудио-визуальные средства, монолог с элементами эвристической беседы, может быть лекция-диалог-дискуссия 2 преподавателей, чисто эвристическая беседа и т.д.

информационная – информирование студентов о достижениях науки, об основных положениях той или иной дисциплины.

В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников данная функция не потеряла своего значения, т.к. на лекции сообщается учебный материал, требующий разъяснения, сложный для понимания, систематизированный из различных учебников. Лектор информирует небезучастно, как книга, а заинтересованно.

Лекция для студентов – это источник адаптированной научной информации по уровню знаний на тот момент, а так же для того, чтобы студенты пошли дальше в своей самостоятельной работе с психологической литературой.

ориентирующая (систематизирующая) – лекция ориентирует в научной литературе.

Последовательное и структурное изложение преподавателем научного материала и представляет особую ценность для студентов.

Систематизирующая функция реализуется в том, что преподаватель даёт общий обзор какой-либо темы или раздела, сообщает студентам фрагменты, понятия для самостоятельного изучения (например, список литературы).

разъясняющая (объясняющая) – это относится к основным научным понятиям по психологии, которые и составляют стержень изучаемой темы (раскрываем термин, а не понятие).

Обобщающее, абстрактное научное понятие невозможно показать наглядно, поэтому перед преподавателем стоит задача его формулировки и объяснения. Чисто термины, или дефениции, не охватывают предмет психологии всесторонне и исчерпывающе, не раскрывает полноту содержания.

На лекции нет времени для полной процедуры формирования понятия. Поэтому в ВВУЗах являются целесообразными практические занятия, а в лекции преподаватель прибегает к активизации деятельности самих студентов (например, лектор на известном примере может разъяснить существенные стороны нового для студента понятия, как бы проецируя научные знания на жизненную практику).

убеждающая – осуществляется через доказательность утверждения лектора. Провозглашение истин запоминается студентами или берётся на веру. Но это не значит, что студент убеждается.

Убеждающая лекция – это доказательная, поучительная лекция, интересная для понимания роли теории в практике. Рассуждения лектора убеждают, следовательно, вызывают согласие.

Доказательность в психологии обеспечивается реальными фактами и силой логики.

Логическое доказательство – это есть тезис, т.е. то, что нужно доказать. Тезис доказывается с помощью доводов, а так же через демонстрацию, а именно через последовательность мыслей, которые связаны и приводят нас к общим выводам.

Из-за совпадения некоторых психологических терминов с житейскими представлениями может происходить их искажение. Поэтому сложные опросы теории неуместно преподносить локанично или просто.

Всё вышесказанное усиливает убедительность лекции и работает на авторитет преподавателя.

увлекающая (воодушевляющая) – увлечь идеями психологии и воодушевить на серьёзное занятие этой наукой. Но это не означает, что лекция будет развлекательной, но может иметь место юмор и научная занимательность.

Именно глубина мысли – это самое ценное, что должно заинтересовать студентов.

Бытует мнение, что научная лекция не может быть интересной. Но главное её достоинство – это объективность психологических фактов. Это не совсем верно, т.к в таком случае нет места эмоциям, интересам, идеям.

Психологические условия интересной лекции:

осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний (если нужно и полезно, значит интересно);

осознание новизны материала. Следует учитывать, если новизна абсолютная, то она может повиснуть в воздухе;

на лекции должно быть стимулирование работы мышления студентов.

Поскольку на лекции много времени нет для долгого размышления, то преподаватель не может пользоваться только данными приёмами активизации.

Функции лекции не решают до конца задачи обучения, но они нацеливают студента на последующую самостоятельную работу.

Лекция должна служить детонатором, который включает в работу мышление. Лекция – это источник познавательной активности.

В лекцию невозможно вложить все знания. Поэтому необходимо учитывать принципы отбора материала на лекцию:

Целеполагание – отбираемый материал должен отвечать поставленным учебным целям. Тщательный отбор необходимого материала. Как показывает лекционная практика педагог имеет больше материала, чем лекционного времени. Но больше – это не значит лучше.

Учёт уровня подготовки студентов. Не мешает приводить данные, которые позволяют студентам представить масштабы того или иного психологического явления, т.к. аудитория всегда с интересом воспринимает количественные характеристики.

Ориентация на последующие практические занятия. Более общее и принципиальное нужно отбирать для лекции, а частное и конкретное оставлять на практические занятия.

Учёт литературы, которой будут пользоваться студенты в самостоятельной подготовке. Преподаватель распределяет учебный материал между лекцией и самостоятельной работой студентов так, что берёт на долю лекции наиболее сложное и менее доступное.

Методика чтения лекции

Это своеобразная творческая задача, в ходе которой необходимо донести до сознания аудитории научное содержание основных понятий темы, чётко дать определения и объяснить термины однозначно. Это непросто хороший пересказ известной лектору теории, но и умелая адаптация к конкретной аудитории.

Крайне важным является начало и окончание лекции. Иногда необходим краткий обзор содержания предыдущей лекции.

Интересным методом обзора может быть проведение опроса студентов по прошлому материалу (тест неоконченных предложений – устный опрос).

Перед началом изложения лекции полезно давать краткий план работы. В завершении лекции хорошо остановиться на ключевых моментах или совместно составить словарь ключевых понятий.

Доказательность изложения среди других показателей качества лекции может опережать эмоциональность, популярность темы, иногда и культуру речи, т.к. главное, чтобы у студентов появилось чувство уверенности в своих знаниях.

Немонотонное изложение материала. Здесь необходимо учитывать зрительный контакт, невербалику.

Связь теории с жизнью – именно для опровержения интроспекции.

Информативность содержания – нельзя упрощать изложение лекции.

Спорный вопрос: нужно ли писать конспекты?

Конспектирование помогает лучше сохранять материал для будущего использования знаний. Лекция – это не пересказ раздела учебника.

Лектор управляет процессом конспектирования своей лекции (темп, паузы, повторения).

Т.о. лекция представляет собой достаточно сложный учебный вид занятий по психологии. Поэтому чтение лекции поручается опытным, теоретическим подготовленным педагогам.

Совершенствование лекторского мастерства — процесс бесконечный и более всего зависящий от активной тренировки: чтобы научиться выступать, надо делать это. Та видимая легкость, с которой выступают в любой аудитории замечательные ораторы, есть результат их громадного повседневного труда. Так, когда А.В. Луначарского спросили, когда же он успел подготовиться к лекции, которую он прочел неожиданно, он ответил: «Я готовился к ней всю жизнь». Постоянно учась, совершенствуясь, лектор старается во многом подражать выдающимся мастерам, брать с них пример. Это, конечно, верный путь, однако следует помнить, что манеру, стиль ораторской речи нельзя слепо копировать, тем более если этот ораторский стиль противоречит вашим индивидуальным особенностям.

Еще Квинтилиан считал, что каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темперамента и не подражать ораторам, манера которых чужда его личности.

Заслуживают внимания некоторые правила поведения лектора перед студенческой аудиторией, сформулированные А.А. Космодемьянским:

1. Педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого рода причины (так называемые “особые” случаи), скрывающие точное начало и окончание лекции. Лекция — самое важное в жизни преподавателя высшей школы.

2. Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда лектор обязан соблюдать: технику записи на доске — последовательность и четкость записей, хороший мел, влажная тряпка и пр.; правильность и строгость языка лекции — избегать жаргонных словечек, канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.; постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее; иметь ввиду ответ на очень важный для студентов вопрос “А зачем это нужно?”; не следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые лектор плохо знает; не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор сам не верит и в жизни не исполняет; не следует рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть аудитории, обогащая внутренний мир студентов; не следует важничать перед студенческой аудиторией.

Существует взгляд, что лекция есть коллективное направленное мышление студентов и педагога и главная задача — сделать это мышление активным и плодотворным. А это обеспечивается знанием, опытом и педагогическим мастерством преподавателя.

Источник:
Психологический конфликт
Основным звеном при разрешении педагогических ситуаций является проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в
https://studfiles.net/preview/2491860/page:6/

Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив — деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках. Вспомним, как решительно отвергает радищевская Анюта предложенные ей сто рублей. Точно так же ведет себя слепой певец в главе «Клин», отказываясь ОТ «рублевика» и принимая от путешественника лишь шейный платок.

Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой.

В целях максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Лизы и Эраста происходят возле Симонова пруда, который после выхода повести получил название «Лизина пруда». Все эти реалии произвели на читателей ошеломляющее впечатление. Окрестности Симонова монастыря стали местом паломничества многочисленных поклонников писателя.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний. Идея вне сословной ценности человеческой личности была раскрыта Карамзиным не только в трагическом, как это было в «Бедной Лизе», но и в панегирическом плане. Так появился «Фрол Силин, благодетельный человек» (1791), произведение интересное прежде всего в жанровом отношении. Многочисленные исследователи Карамзина называли «Фрола Силина» то повестью, то очерком, то анекдотом. Между тем перед нами не повесть, не очерк, не анекдот, а похвальное слово — жанр, чрезвычайно распространенный в XVIII в. в литературе классицизма, героями которого были монархи, вельможи, полководцы. Карамзин ввел в этот жанр простого крестьянина. Это было вызовом, почти дерзостью по отношению и к литературным традициям, и к устоявшимся социальным представлениям.

Источник:
Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе
Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой
http://schooltask.ru/psixologicheskij-konflikt-v-povesti-karamzina-bednaya-liza/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES