Психологические термины и их значение

Дорогие Люди, Современники, Соотечественники!

Завершая такой непростой год, мы благодарим всех, кто обратился в наш Центр за помощью, благодарим за доверие и совместное творчество по улучшению сложных жизненных ситуаций.

Мы благодарим всех, кто просто заходил на наш сайт и читал статьи, которые мы пишем для вас. Мы благодарим всех, кто только собирается прийти, но решается. Благодарим всех, кто ещё ничего о нас не знает, но в нужное время узнает, и придет.

Позвольте добавить наши психологические пожелания к множеству уже услышанных вами, ведь в эти предпраздничные дни все желают друг другу то, что считают важным.

Внешнее – это отражение внутреннего, поэтому желаем вам завершения всех внутренних конфликтов. Пусть в вашем внутреннем мире добро всегда побеждает зло, вы поймёте это по своим собственным мыслям и эмоциям.

Желаем вам приятных эмоций и глубоких чувств, лёгкости и тепла в сердце, бодрости в теле.

Пусть ваши сны будут интересными и красочными, а пробуждения радостными.

Пусть ваш разум будет местом, где царят только правильные и полезные мысли.

Пусть в вашу жизнь приходят те люди и события, которых вы заслуживаете.

Поэтому желаем вам быть самыми лучшими, какими только сможете. Не потому что вас похвалят, а потому что быть самым лучшим вариантом себя – невероятное удовольствие.

До встречи в нужное время! Коллектив Центра Психологии

Источник:
Дорогие Люди, Современники, Соотечественники!
Помощь психолога, помощь психотерапевта, Центр психологии Киев, помощь психолога в Киеве, цена — Центр психологии семьи и личности "Формула Счастья"
http://vsedobre.com.ua/slovar-psihologicheskih-terminov/psihologicheskie-terminu.html

Признаки возбуждения вражды и ненависти и их значение для определения смысловой и психологической направленности текста Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Признаки возбуждения вражды и ненависти и их значение для определения смысловой и психологической направленности текста Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Сычев Евгений Анатольевич, Мартынова Людмила Леонидовна,

Текст научной работы на тему «Признаки возбуждения вражды и ненависти и их значение для определения смысловой и психологической направленности текста»

?Сычев Евгений Анатольевич

кандидат юридических наук, начальник кафедры административной и служебной деятельности Краснодарского университета МВД России

Мартынова Людмила Леонидовна преподаватель кафедры административной и служебной деятельности

Краснодарского университета МВД России

Признаки возбуждения вражды и ненависти и их значение для определения смысловой и психологической направленности текста

СЩ татьей 282 УК РФ предусмотре-¦ ны совершенные публично или с использованием средств массовой информации действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, под которыми понимается сознательное распространение информации, способной породить неприязненное или враждебное отношение к определенной национальной (этнической), расовой, религиозной (конфессиональной) или социальной группе, или к отдельным членам этих групп у представителей других групп.

В речевом общении и материалах средств массовой информации обычно различают информацию двух видов: фактические данные о каких-либо явлениях действительности (факты, сведения) и мнения, т.е. суждения, выражающие отношение к каким-либо предметам и явлениям. Сведения всегда или истинны, или ложны, т.е. либо соответствуют, либо не соответствуют действительности. Оценки же, мнения, убеждения, равно как идеологии, концепции, теории, программы и проч., по своей сущности не могут быть истинными или ложными, не могут быть опровергнуты как несоответствующие действительности1.

Казалось бы, не подлежит ответственности лицо, высказавшее свое мнение, поскольку Конституцией гарантирована свобода самовыражения, мнений и убеждений. Однако, в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ оговорено, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», и воп-

рос об ответственности за распространение оценок и мнений должен решаться с позиции именно этого незыблемого принципа.

Если же говорить о сведениях исторического, политического, антропологического или иного характера, касающихся какой-либо этнической или конфессиональной группы, то здесь наказуемым является распространение ложных, искаженных, необъективно подобранных данных. От такой информации следует отличать констатацию очевидных, неопровержимых фактов, целью которой может быть привлечение внимания общественности к проблеме или какой-либо другой позитивный замысел.

Так, заведомо зная, что в ходе межгруппового конфликта, происходившего накануне митинга (З0 августа 2006 г. в г. Кондопога), несколько граждан из некоренных жителей г. Кондопога совершили насильственные действия по отношению к коренным жителям, и при этом несколько человек были ранены, а двое из потерпевших — убиты, но без глумления над телами, как это установлено материалами расследования, в том числе — и соответствующими судебно-медицинскими экспертными исследованиями, Поткин А.А. с целью возбуждения ненависти и вражды, унижения человеческого достоинства группы лиц по признакам национальности, принадлежности к социальной группе, используя средства массовой информации и публично в ходе телепередач «Народ хочет знать» (08 сентября 2006 г. ТВ-Центр) и «Неделя» (09 сентября 2006 г.

1Ратинов А.Р, Кроз М.В., Ратинова А.Н. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / Под ред. А.Р Ратинова. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 47-48.

РЕН-ТВ) умышленно сделал высказывания, направленные, как следует из заключения специа-листа-филолога, на возбуждение ненависти и вражды против лиц чеченской национальности, Кавказских республик, некоренного населения, проживающего в г. Кондопога, унижающие их человеческое достоинство: «они убивали всех, кто там находился, резали, отрезали уши, глаза выкололи парню. » и др1.

Для квалификации деяния по ст. 282 не имеет значения, приписываются ли той или иной нации (расе) несвойственные ей черты либо присущие ей черты представляются как признак ограниченности, неполноценности, агрессивности и т.п. Главный смысл подобных деяний — посеять между людьми разных национальностей, рас, религиозных конфессий взаимное недоверие, развить на основе тенденциозных, оскорбительных либо клеветнических суждений взаимное отчуждение, подозрительность, переходящие в устойчивую враждебность.

Общественная опасность таких действий состоит в том, что оказывается негативное воздействие на психику людей по самым болезненным вопросам и зачастую влечет за собой в той или иной степени отчуждение между людьми разных наций, рас и религий, которое впоследствии легче усилить, чем преодолеть2.

Не подпадает под признаки ст. 282 УК высказывание суждений и выводов по вопросам межнациональных, межконфессиональных отношений в материалах, носящих научный дискуссионный, полемический характер и предназначенных для определенного круга специалистов. Используемые в таких материалах понятия и термины имеют не оценочный, а культурно-исторический, психологический, социологический смысл, поэтому не могут унизить национального достоинства.

Несмотря на очевидность такого заключения, в конце 2002 г. профессору Виктору Авксентьеву, возглавлявшему тогда кафедру социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета, было предъявлено обвинение по ст. 282 УК. Инкриминировались ему фрагменты интервью с жителями края, приведенные в обширном этно-конфликтологическом исследовании ситуации в Ставрополье (монография «Ставрополье: этноконфликтологический портрет»), которое проводилось по поручению крае-

вых властей. Лишь после нескольких месяцев процесса и рассмотрения нескольких экспертиз из авторитетнейших научных учреждений В. Авксентьев 30 июня 2003 г. был признан невиновным3.

Во всех этих случаях определяющей является смысловая функция сообщений СМИ, публичных выступлений, то, ради чего, в подтверждение каких взглядов и идей они используются, какие представления и установки и какими средствами пропагандируются, навязываются читателям (слушателям, зрителям)4.

Вышеизложенное показывает, что одной из наиболее сложных проблем, связанных с привлечением к уголовной ответственности лиц, виновных в возбуждении вражды или ненависти, является определение социально-психологической направленности текста.

В помощь прокурорам и следователям, занимающимся расследованием рассматриваемой

1 Из постановления о возбуждении уголовного дела // http://www.dpni.org/index.php?0++10241

2 Уголовное право РФ. Особенная часть / Под ред. А.И. Марцева. Омск, 2000. С. 486.

3 Кожевникова Г. Запрет на пропаганду войны, на подстрекательство к дискриминации и насилию // http://www.mhg.ru/ publications/3BA8A63

4 Ратинов А.Р, Кроз М.В., Ратинова А.Н. Указ. соч. С. 53.

категории дел, отделом по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации и отделом юридической психологии научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка были разработаны методические рекомендации «Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды». В них отражены основные признаки, характеризующие возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с точки зрения общественной опасности, для правильной оценки текста публикации в том случае, если идеи публикатора (оратора) выражены прямо. Главными из них являются: формирование и подкрепление негативного этнического стереотипа, отрицательного образа нации, расы,религии;

перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу;

приписывание всем представителям этнической или религиозной группы стремления следовать тем древним обычаям, верованиям, традициям, которые негативно оцениваются современной культурой;

утверждения о природном превосходстве одной нации, расы, религии и неполноценности или порочности других;

приписывание враждебных действий и опасных намерений одной нации, расе, религии по отношению к другим;

возложение вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую, расовую, религиозную группу;

утверждения об изначальной враждебности определенной нации, расы по отношению к другим;

утверждения о полярной противоположности и несовместимости интересов одной этнической или религиозной группы с интересами других;

утверждения о наличии тайных планов, заговоров одной национальной или религиозной группы против других;

объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических, расовых, религиозных групп;

побуждение к действиям против какой-либо нации, расы, религии;

поощрение, оправдание геноцида, депортаций, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, расы, религии;

требования вытеснения из различных сфер деятельности лиц определенной национальности, расы, конфессиональной принадлежности;

требования ограничить права и свободы граждан или создать привилегии по национальному, расовому, религиозному признаку;

угрозы и подстрекательства к насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, расы или по признаку религиозной принадлежности1.

Практика показывает, что определение социально-психологической направленности текста и доказывание умысла на разжигание национальной, религиозной розни становится особенно сложным, когда пропагандируемые идеи и представления внедряются в общественное сознание изощренными приемами манипулирования информацией, специальными языковыми, изобразительными и иными средствами передачи читателю (зрителю, слушателю) уничижительных характеристик, отрицательных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии.

Нередко текст исполнен так, что мысли автора с помощью различных уловок внушаются исподволь. В результате информация, способная возбудить враждебность к тем или иным этническим, расовым, религиозным группам, оскорбить либо унизить национальное достоинство, оказывается завуалированной, но понятной читателю, возможно, воспринимается им подсознательно, влияет не на его осмысленные убеждения, а на неконтролируемые эмоции. Как правило, публикатор (оратор) в данном случае имеет цель не только возбудить национальную или религиозную рознь под видом реализации предоставленного ему Конституцией РФ права на свободу слова и свободу массовой информации, но и уйти от ответственности.

Нельзя исключать, однако, возможность непреднамеренного со стороны авторов проникновения в их публикации (озвученные тексты) неосторожных, невежественных и ошибочных суждений, обусловленных их низкой профессиональной квалификацией, недостаточной общей эрудицией.

Отрицаемый виновным умышленный характер его действий, так же как и мистифицируемые мотивы и цели, может быть установлен и доказан исходя из содержания текста и данных о личности автора.

Так, 9 октября 2006 г. в Свердловском районном суде Костромы был вынесен приговор по ст. 282 УК РФ четырем скинхедам, совершившим

нападение на студентов из Китая и на девушку, уроженку Азербайджана.

Разбирательство по делу длилось полгода. В ходе проведенных обысков, на квартирах задержанных, были обнаружены листовки РНЕ — «Освободим родную землю от жидовского фашизма», националистическая литература, биты, шапки с прорезями для глаз. «Он скинхед. Несколько раз предлагал и мне пройти посвящение. Говорил, что нужно бороться за свой цвет кожи, избавляться от грязи», — сообщил в ходе следствия об одном из фигурантов дела его знакомый1.

Такими образом, в случаях, когда смысл текста все же неочевиден, становятся необходимыми специальные познания. Для надлежащего экспертного обслуживания правоприменителей в системе экспертных учреждений необходимо создать специальные подразделения, специализирующиеся на исследовании смысловой направленности текстов и документов.

Необходимо также существенное улучшение сотрудничества экспертных организаций и соответствующих государственных институтов, участвующих в делах о возбуждении ненависти, для обеспечения качественной экспертизы и привлечения квалифицированных и объективных экспертов. Необходимо создание списков рекомендуемых экспертов и экспертных учреждений, надо приложить специальные усилия к более широкой публикации экспертиз по делам о возбуждении ненависти2.

Применение специальных познаний на практике может иметь место в форме внепроцессуаль-ного консультирования при доследственной проверке и судебной экспертизы, назначаемой по уголовному делу.

Функция консультанта — предварительная оценка наличия в конкретной информации отрицательных и оскорбительных характеристик нации, расы, религии, негативных установок и подстрекательства к враждебным действиям против какой-либо этнической, расовой, религиозной группы. Установление смысловой направленности текстов по возбужденным уголовным делам данной категории является компетенцией судебной социальнопсихологической экспертизы. По таким делам целесообразно привлекать для совместного исследования специалистов по социальной психологии, имеющих достаточную подготовку в области изучения массовых коммуникаций, психоло-

гии пропаганды, межгрупповых, в частности, межнациональных отношений и филологов, владеющих научным аппаратом лингвистики и семантики, специальными методами исследования продуктов речевой деятельности.

Нужно помнить, что само по себе изложение тех или иных подлинных фактов и сообщение сведений исторического, религиозного, политического характера еще не означает направленности текста на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Определяющей является смысловая функция таких сообщений, то, ради чего, в подтверждение каких взглядов и идей они используются, какие представления и установки и какими средствами пропагандируются, навязываются читателям (слушателям, зрителям).

Как показывает практика, нередко в публикациях, выступлениях, возбуждающих национальную, расовую, религиозную рознь, широко используются тенденциозно подобранные извращенные вымышленные факты, бездоказательные утверждения и представления, отвергнутые современной наукой. Различные слухи и измышления, перемежаясь с другими, иногда реальными фактами, вводятся в контекст, где и служат созданию негативного образа представителей той или иной нации или религии, приписывают им враждебность, способствуют созданию атмосферы национальной или религиозной нетерпимости. Недобросовестность сообщений может свидетельствовать о сознательном (умышленном) манипулировании информацией, поэтому часто возникают вопросы о правильности приведенных автором сведений, достоверности использованных им источников, подлинности цитат, обоснованности авторских утверждений и суждений по существу.

В некоторых случаях вопросы подлинности приведенных фактов и достоверности сообщений лежат за пределами психолингвистического анализа и относятся к компетенции других специалистов: историков, религиоведов, экономистов, политологов, генетиков, антропологов, этнологов и др. Таких специалистов необходимо привлекать для проведения комплексных экспертиз, наряду с социальным психологом, и вопросы экспертам должны быть сформулированы так, чтобы каждый из них имел четкое задание в пределах своей компетенции3.

Источник:
Признаки возбуждения вражды и ненависти и их значение для определения смысловой и психологической направленности текста Текст научной статьи по специальности — Государство и право
Признаки возбуждения вражды и ненависти и их значение для определения смысловой и психологической направленности текста Текст научной статьи по специальности « Государство и право.
https://cyberleninka.ru/article/n/priznaki-vozbuzhdeniya-vrazhdy-i-nenavisti-i-ih-znachenie-dlya-opredeleniya-smyslovoy-i-psihologicheskoy-napravlennosti-teksta

Психологические термины и их значение

Значение слова Психология по Ефремовой:

Психология — 1. Научная дисциплина, изучающая процессы и закономерности психической деятельности. // Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. // разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.

2. Совокупность психических процессов в условиях определенных видов деятельности, определенного состояния.

Значение слова Психология по Ожегову:

Психология — Душевный склад, психика Психология Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности Психология Совокупность психических процессов, обусловливающих какой-нибудь род деятельност и

Психология в Энциклопедическом словаре:

Значение слова Психология по словарю медицинских терминов:

психология (психо- греч. logos учение, наука) — наука о закономерностях возникновения и функционирования психики, ее механизмах и проявлениях.

Значение слова Психология по Психологическому словарю:

Психология — Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение) — наука о закономерностях функционирования и развития психики — , основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2 — й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции — , и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно исторического опыта.

Значение слова Психология по словарю Ушакова:

психологии, мн. нет, ж. (греч. psyche — душа и logos — учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная психология. Психология животных. 2. совокупность психических процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности. Психология творчества. Психолоогия актерской игры. 3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская психология.

Значение слова Психология по словарю Даля:

греч. душесловие, наука о душе, о духовной жизни человека во плоти. Психолог, душеслов. Психиатрия ж. душеврачевание, наука лечения душевных болезней, безумия. Психический, духовный, душевный, к душе человека относящ. Психологический, ко психологии относящ., душесловный.

Значение слова Психология по словарю Брокгауза и Ефрона:

Определение слова «Психология» по БСЭ:

Психология (от Психо. и. Логия)

наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению П. от др. наук, изучающих природу и общество.

Формирование знаний о психических явлениях протекало в условиях борьбы между двумя основными философскими линиями — материализмом и идеализмом, что, в конечном счёте, определяло собой то или иное решение фундаментальных теоретических проблем П., от которых зависело направление конкретных исследований. Испытывая на себе влияние различных форм идеализма и механицизма, домарксистская П. оказалась ареной столкновений противоположных подходов к изучению психики. Так возникло противопоставление субъективно-эмпирической, описательной, П. и естественнонаучной, объяснительной, П.; П.

«целостной» и П. «атомистической», разлагающей сложные психологические образования на отдельные элементы. Всё это создавало почву для эклектических взглядов, тенденций к прагматизму и голому эмпиризму. Однако конкретные научные достижения П. не соответствовали сложившимся теоретическим представлениям, что побуждало искать новые методологические подходы. Принципиально новые позиции утвердились в советской П. на основе марксистско-ленинского учения о психике и сознании.

Марксистско-ленинская философия вносит коренные изменения в понимание предмета П., её метода и основных проблем. Вводя в П. понятие об отражении, она требует подходить к психическим явлениям как к особой форме отражения субъектом объективной реальности — того, что существует первично и независимо от него.

П. изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет П. — изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы — сознания. Развитие трудовой деятельности и основанных на труде общения людей и языка необходимо породило новую форму психического отражения — сознание. Особенность сознания состоит в том, что отражаемое содержание словесно означается и открывается перед субъектом как являющаяся ему картина мира, включающая в себя его собственные действия.

Введение в П. категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека. Решение этой проблемы в домарксистской и немарксистской П. сводилось к утверждению того, что психика имеет у человека двойную детерминацию — биологическую и социальную, что вопрос заключается лишь в относительном значении каждой из этих детерминант; при этом упускалось то, что в процессе усвоения человеческим индивидом опыта общественно-исторической практики человечества необходимо преобразуются его исходные биологические потребности и влечения, врождённые способы поведения и познания. Поэтому проблема биологического и социального в П. не сводится к соотношению двух разных сил или факторов, движущих развитием психики, — наследственности и социальной среды, а выступает как проблема снятия законов биологического развития психики законами её общественно-исторического формирования.

Наиболее изученными в П. являются познавательные процессы — Ощущение, Восприятие, Память и Мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической. Благодаря этому психологические исследования распространились также на внешнедвигательную активность, которая в субъективно-эмпирическая П. выступала главным образом в качестве выражающей внутренние психические явления. Вместе с тем преодолевался взгляд на психику как на совокупность отдельных

«психических функций»; было обнаружено их сложное системное строение, реализуемое целым ансамблем элементарных сенсорных, моторных, мнестических и тонических процессов. Изменилось и понимание соотношения мышления и восприятия; сохранив идею относительной самостоятельности мышления, которое способно далеко выходить за пределы чувственного познания, современная П. раскрыла важную роль образов как в протекании мыслительных процессов, так и в отнесении мысли к познаваемой реальности.

В проблеме методов П. принципиальное значение имеет вопрос о применении интроспекции (самонаблюдения). Отказ от интроспекции как основного метода психологического познания и переход к объективному изучению природы психических явлений не исключает использования субъективных показаний. Объективный характер психологической науки заключается не в игнорировании внутренних субъективных явлений, а в раскрытии порождающих их объективных отношений и управляющих ими законов, которые скрыты от интроспекции.

Психологические науки. Широкое развитие современной П. привело к её дифференциации. Наряду с общей П. возник ряд специальных отраслей, в том числе пограничных, связывающих П. с др. науками. Уже во 2-й половине 19 в. сложилась психофизиология, которая исследует физиологические механизмы, реализующие психические явления и процессы. Развиваются исследования в области зоопсихологии. К середине 20 в., опираясь на успехи в изучении высшей нервной деятельности, исследования рецепторов (органов чувств) и функций нейронов (нервных клеток), психофизиология достигла высокого уровня развития как в СССР, так и во многих зарубежных странах.

Другая ветвь П. — медицинская психология, которая первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно медицинскую П., охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены и медицинской деонтологии, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретических целях, так и в интересах лечебной психиатрической практики, и, наконец, нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций.

Широкое развитие получили детская психология и педагогическая психология, тесно связанные между собой, поскольку психическое развитие ребёнка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психологические особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Педагогическая психология изучает также процесс обучения взрослых. Помимо этого, выделилась также возрастная психология, охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения (см. Геронтология).

Развитие промышленного производства поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путём рационализации двигательных операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека, улучшения экологических условий (внешней среды) на производстве и профессионального отбора. В связи с этим выделилась Психология труда, которая в условиях капиталистического производства направлена прежде всего на усиление эксплуатации трудящихся. В условиях автоматизации производства на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и др. сложные психические процессы; специальных исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования. В этой связи выделилась инженерная психология, имеющая важное значение не только для рационализации автоматизированных систем управления, но и для их проектирования. С начала 60-х гг. складывается космическая психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях космических полётов.

П. труда и дифференцировавшиеся в ней специальные дисциплины образуют вместе с физиологией, экологией, гигиеной и технической эстетикой комплексную область знания о труде — эргономику. Главной чертой, характеризующей советские исследования в области П. труда и пограничных с ней дисциплин, является подход к человеку как активному субъекту трудовой деятельности, в которой раскрываются его творческие силы и способности, — подход, противоположный чисто потребительскому отношению к человеку, которое присуще капиталистическому обществу.

Изучение психологических особенностей спортивной деятельности составляет предмет психологии спорта.

Ещё в 19 в. наряду с исследованиями в области физиологической П. было начато изучение психики народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития (этнопсихология). Вслед за систематизацией этнографических фактов широкое распространение в зарубежной П. получили так называемые сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления и др. процессов у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур. Результаты этих исследований чаще всего интерпретируются с абстрактно-социологических «культурологических» позиций, использующих в качестве эталона психологические характеристики представителей европейской и американской цивилизации.

В общей П. выделился также специальный раздел, посвященный П. технического, научного и художественного творчества, что связало П. с науковедением и эстетикой.

Исторический очерк. Предпосылки научных воззрений на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в противовес религиозно-мифологическому представлению о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Древнегреческими врачами Алкмеоном, Гиппократом, Эрасистратом и др. было открыто, что органом психики является мозг, и развито учение о темпераменте, согласно которому психические свойства человека зависят от различных форм смешения материальных процессов («соков») в организме. Это естественно-научное направление было связано с воззрением на душу человека как на вещественную (огненную, воздушную и т.п.) частицу космоса (Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.). Трудности объяснения с этих позиций проблем теории познания и этики, в частности происхождения абстрактных понятий и нравственных норм, явились одной из предпосылок развития идеалистических концепций в П. Телу, изменчивой природе была противопоставлена бессмертная душа, способная к созерцанию идей и следованию идеалам (Пифагореизм, Платон, Неоплатонизм).

Вершиной П. в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты «О душе», «Происхождение животных» и др.), в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни тела. Аристотель дал первую систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. Однако при объяснении высших форм умственной активности (в учении о разуме) он покидал естественно-научную почву и склонялся к дуализму.

В психофизиологии органов чувств классические труды Гельмгольца показали недостаточность анатомо-физиологических понятий для научного объяснения формирования чувственных образов, поскольку здесь участвует психический фактор («бессознательные умозаключения»). В учении о рефлексе также выявилась роль психических (сенсорных) моментов в адекватном реагировании организма на раздражитель (Э. Пфлюгер, Германия; И. М. Сеченов, Россия), Ч. Дарвин подчеркнул специфическую роль психических функций, что нанесло удар по концепциям, считавшим психику лишь тенью нервных процессов и потому отрицавшим её в качестве объекта особой конкретной науки — П.

Практика научного исследования показывала, что закономерности, которым подчинена психика, не совпадают с анатомо-физиологическими. Начиная с 1870-1880-х гг. складывается система специфических понятий, методов, категорий П. как самостоятельной дисциплины, отличной от философии и физиологии. Выдвигается несколько программ разработки этой дисциплины (В. Вундт, Германия; Сеченов; Ф. Брентано, Австрия; Г. Спенсер, Великобритания, и др.). Главными центрами разработки П. становятся специальные экспериментальные лаборатории, первая из которых была организована Вундтом (Лейпциг, 1879). По её образцу возникают аналогичные учреждения в России, Великобритании, США, Франции и др. странах. Последовательную программу построения П. на основе объективного метода выдвинул Сеченов, идеи которого оплодотворили экспериментально-психологические исследования в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой П. Основными темами экспериментальной П. являлись первоначально ощущения, время реакции, ассоциации.

На рубеже 19-20 вв. в П. назревает кризис, который означал ломку старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы его поведения. Хотя ещё пользовался влиянием взгляд, согласно которому область П. ограничена

«внутренним зрением» индивида (Э. Титченер, США; Т. Липпс, Германия; Дж. Стоут, Великобритания; Г. И. Челпанов, Россия, и др.), складывались новые концепции и подходы. Учение Павлова о высшей нервной деятельности способствовало разработке кардинальных проблем П. поведения. Главным течением американской П. становится Бихевиоризм, согласно которому П. должна изучать только внешние, телесные реакции на стимулы.

Динамика этих реакций живого организма мыслилась как слепой поиск, случайно ведущий к успешному действию, закрепляемому повторением (метод «проб и ошибок»). Этой схемой руководствовался уже один из пионеров экспериментального психологического изучения поведения животных — Э. Торндайк (1898). В дальнейшем она легла в основу бихевиоризма, программные установки которого выразил Дж. Уотсон (1913). Дав мощный импульс экспериментальным исследованиям по проблеме научения и укрепив объективный подход к поведению, бихевиоризм стал одним из факторов прогресса П. Но в борьбе с субъективной П. он сам находился под влиянием выдвинутых ею воззрений на сознание и поэтому потребовал исключить из научной П. все понятия о психических явлениях, с тем чтобы найти для них поведенческие эквиваленты (логическое мышление — реакции речевого аппарата, чувство — реакции внутренних органов и т.д.). Отрицая отражательную природу психики и игнорируя её нейрофизиологические механизмы, бихевиоризм оказался в методологическом тупике, что в дальнейшем привело к его распаду.

Другой влиятельной школой выступила Гештальтпсихология (М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Левин, К. Коффка, Германия), экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психической деятельности, несовместимый с «атомистическим» взглядом на сознание и поведение. Открыв важные психологические феномены и зависимости, эта школа не смогла, однако, дать им адекватную теоретическую интерпретацию.

На рубеже 19-20 вв. сложился и основанный австрийским врачом З. Фрейдом Психоанализ. Его предпосылками служили достижения патопсихологии (А. Льебо, И. Бернхейм, Ж. Шарко, Франция), вскрывшие на клиническом материале несостоятельность традиционной трактовки мотивов поведения, выявившие роль неосознаваемой мотивации. Некоторые клинические материалы дали Фрейду повод к ложному выводу о предопределённости всех психических актов энергией сексуальных влечений, в связи с чем движущие силы человеческой деятельности предстали в ложном свете.

Психоанализ выступил с претензией на объяснение не только индивидуально-психологических фактов, но и общественных явлений, истории цивилизации в целом. Попытки понять с идеалистических позиций зависимость психики человека от мира истории и культуры, от общественной жизни неотвратимо вели к дуализму, к концепции «двух психологий» (Вундт, В. Дильтей, Г. Риккерт, Германия), согласно которой П. не может быть единой наукой, поскольку будто бы естественнонаучный экспериментальный подход к психике в принципе не совместим с культурно-историческим. Психологи, выдвигавшие на первый план роль социальных факторов в регуляции человеческого поведения (М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж. Мид, США, и др.), также не смогли выработать продуктивный подход к социогенезу человеческой личности и её психических функций, поскольку саму социальность рассматривали как «чистое» общение вне предметной деятельности людей.

Состояние П. в капиталистических странах в 1930-40-х гг. характеризуется распадом главных школ. В бихевиористских теориях на первый план выдвигается понятие так называемых промежуточных переменных, т. е. фактов, опосредствующих двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная). Логика развития науки и требования практики направили П. на изучение

«центральных процессов», развёртывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма. Эта тенденция окончательно побеждает в 50-60-х гг. (в частности, под влиянием опыта программирования на электронных машинах). Важную роль сыграли также работы швейцарского психолога Ж. Пиаже, изучившего преобразование внутренней структуры умственной деятельности в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологических механизмов, которые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К. Прибрам, США). Предпринимаются попытки распространить объективный метод на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его к моторным функциям (Э. Брунсвик, Дж. Гибсон, США).

В недрах психоанализа возникает Неофрейдизм — течение, связавшее бессознательную психическую механику с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Х. Салливан, Э. Фромм, США) и использовавшее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью помочь нормальным людям избавиться от чувства беспомощности, страха, неудовлетворённости. Резко возрастает число профессиональных психологов-консультантов, в функции которых входит содействие индивиду в

«оптимальной адаптации» к неблагоприятным социальным условиям. Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль третьей силы в П. в капиталистических странах начинает претендовать так называемая «экзистенциальная» («гуманистическая») П. (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, США, и др.), утверждающая, что использование научных понятий и объективных методов исследования личности ведёт к её «дегуманизации» и дезинтеграции, препятствует её стремлению к саморазвитию. Это направление приходит к откровенному иррационализму. Неудовлетворённость биологизаторскими и идеалистическими концепциями способствовала пробуждению у передовых психологов капиталистических стран (например, во Франции Ж. Политцер, А. Валлон, Л. Сев, в ФРГ К. Хольцкамп и др.) интереса к диалектико-материалистическому пониманию психической деятельности.

В рамках марксистской методологии сов. психологи и психологи др. социалистических стран успешно разрабатывают актуальные проблемы П. в тесной связи с задачами социалистического и коммунистического строительства.

А. Н. Леонтьев, М. Г. Ярошевский.

Источник:
Психологические термины и их значение
Значение слова Психология. Общий толковый словарь Русского языка. Определение слова Психология по всем словарям мира
http://tolkslovar.ru/p24465.html

Психологические термины и их значение

Психологическое тестирование — термин психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий [1] . В отечественной психологии также употребляется термин «психодиагностическое обследование».

Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы, исследовательской деятельности и т. д.

Правила организации и проведения психологического тестирования описываются в рамках соответствующей области психологии — психологической диагностики. Психологическое тестирование в организациях регламентировано в Российском стандарте тестирования персонала [2] .

Психологический тест — стандартизированная методика, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств респондента (психофизиологических и личностных характеристик, способностей, знаний и навыков, состояний).

Методика оценки может называться тестом при одновременном наличии у нее следующих признаков [2] :

Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал.

В научной литературе США продолжает развиваться понятие «психологическое тестирование» вплоть до 1970-х годов, и обозначает все то, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов. За этот период публикуется большое количество исследований по истории психологического тестирования, постепенно термин «психодиагностика» вытесняется из употребления.

Вышеописанные обстоятельства свидетельствуют о любопытном феномене, связанном с развитием области исследований по измерению индивидуально-психологических различий и отсутствием должного названия этой области, так как термин «психологическое тестирование» пригодный скорее для обозначения процесса применения тестов, но не области науки.

В 70-х годах 20 столетия в области индивидуальных различий на территории стран Западной Европы и США вместо термина «психологическое тестирование» все чаще применяется понятие — психологическая оценка (psychological assessment).

На территории России благодаря усилиям Б. Г. Ананьева, возглавляющего в 1960-х годах Ленинградскую психологическую школу, описанное направление исследований получило название «психологическая диагностика».

В первом советском учебном пособии по психодиагностике (под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина в 1987 году) описанная отрасль психологических знаний — «это наука и практика постановки психологического диагноза».

  • Стандартность — тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социокультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений, говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.
  • Надёжность — свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводиться к минимуму самой методикой, что и определяет её надежность.
  • Валидность — соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные «проверенные» методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путём долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести «создателя».

Тестирование в работе с персоналом используется как один из методов отбора и развития сотрудников. Различаются две категории тестов:

  • Тесты, созданные для оценки эффективности исполнения работы, профессиональных знаний и умений;
  • Тесты, созданные для оценки черт характера и свойств (специальных способностей), которые способствуют эффективному исполнению работы.

Трудовой кодекс не предусматривает (но и не запрещает) проведения психологического тестирования ни при приеме на работу, ни с работниками, с которыми трудовой договор уже заключен. В работе правоохранительных органов психофизиологическое исследование является гласным оперативно-розыскным мероприятием. В начале 90-х годов тестирование применялось в отношении кандидатов на определенные посты в правительстве государства, позднее оно было отменено и в настоящее время такое тестирование не применяется. Незаконное «тестирование» может повлечь неблагоприятные последствия для предприятия и для его руководителя. С этой целью в коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о приеме на работу и т. д. указывается на возможность прохождения работниками различного рода тестирований и исследований (как и аттестаций). При приеме на работу каждый ознакамливается с данными документами.

В частности, для приема на работу в правоохранительные органы обязательным является прохождение СМИЛ-теста (MMPI) и теста Люшера.

  • Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и проф. тестами.
  • Вербальный тест (Verbal test) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
  • Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.
  • Тесты личности (психология) (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на :
    • проективные тесты;
    • личностные опросники;
    • тесты деятельности (ситуационные тесты).
  • Тест достижений (Achievement test) — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора:
    • конструируемый на учебном материале;
    • предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.
  • Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.
  • Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.
  • Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта:
    • адресуются к словесно-логическомумышлению; или
    • направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
    • позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.

Тесты призваны показать узнать состояние человека путём исследования множественных факторов, влияющих на человека из окружающего мира.

Примеры психодиагностических тестов, реализуемых некоторыми современными компьютерными программами.

к числу преимуществ КП можно отнести: универсальность оборудования, возможность генерации заданий, настройку условий эксперимента, автоматизацию и стандартизацию тестирования, использование анимации, возможность фиксации дополнительных параметров, оперативную обработка данных и расширенные возможности представления результатов. А к основным недостаткам — зависимость результатов тестирования от оборудования и необходимость умения работы с компьютером. Современные исследования в области искусственного интеллекта и опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, открывают новые возможности в области психодиагностики. В частности, М. Г. Доррер с соавторами показали, что при помощи аппарата нейронных сетей возможно удовлетворение потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели. [5] [6]

Источник:
Психологические термины и их значение
Психологическое тестирование — термин психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий [1] . В отечественной психологии также употребляется
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES