Психологические словари

Мир энциклопедий

Доступность сайта: да

Система управления сайтом: собственная

Формат публикации текста: текстовый

Платность доступа: бесплатный

Поиск по ключевому слову: нет

Электронные указатели: алфавитный / предметно-терминологический

Всего статей: 2217

Библиография: в статьях

Подписанные статьи: нет

Последняя дата/время проверки сайта редактором: 24.10.2017 16:00:00

Содержит понятия, связанные с психологической феноменологией, в частности, с феноменологией болезненного сознания.

Является интернет-версией изданий:

Кондаков И. М. Психология: идея, ученые, труды: Электрон. ресурс/ И. М. Кондаков; Рос. акад. образования; Центральн. региональн. отд-ние. — М., 1999. — 1 электрон. опт. диск (CD ROM). — (Мультимедийная энциклопедия знаний).

Кондаков И. М. Психология-2000: Иллюстрированный справочник: Электрон. ресурс/ И. М. Кондаков; Столичн. гуманитарн. ин-т. — М., 2000. — 1 электрон. опт. диск (CD ROM). — (Мультимедийная энциклопедия знаний).

Содержание словаря по алфавиту;

Содержание словаря по тематике;

Краткое введение в психологию.

Тестирование знаний по психологии;

Ссылки на каталоги психологических ресурсов.

Может быть использован в качестве справочного информационного вспомогательного материала студентами психологических факультетов вузов.

Источник:
Мир энциклопедий
Каталог энциклопедий онлайн
http://www.encyclopedia.ru/cat/online/detail/38841/

Психологические словари

Архив . Компакт-диски. Сборники статей.

Психологический словарь

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т Ф У Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Авторитаризм – (Э. Фромм) система ценностей, противостоящая гуманистической и опирающаяся на «иррациональный» авторитет власти: «Рациональный авторитет имеет своим источником компетентность. Источником же иррационального авторитета, напротив, всегда служит власть над людьми». Авторитарная система ценностей с необходимостью предполагает жесткую иерархию, в которой вышестоящий (более сильный) всегда берет на себя право определять, чтó есть благо для более слабого, а следовательно, не допускает критики или сомнения, директивно вменяет индивиду нормы, опирается на чувство страха и зависимости, основной добродетелью полагает послушание. Субъект, основывающий свою власть на иррациональном авторитете, живет в постоянном страхе, что обнаружится его некомпетентность; это делает страх и власть атрибутами всех субъектов, включенных в систему ( Юдина Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство. 2005. № 4. С. 132-142. С. 134–135).

Авторитарный стиль воспитания – стиль, характеризующийся постоянными запретами и одергиваниями, которые способствуют развитию эмоциональной напряженности, не позволяющей активно включаться в деятельность, что, с одной стороны, может привести к задержке в развитии познавательно-интеллектуальной сферы, а с другой — возникающая эмоциональная напряженность провоцирует и нарушения общения. В сочетании с постоянной невозможностью реализации деятельности это приводит к развитию состояния отказа от поиска по типу обученной беспомощности, причем в этом случае она будет носить глобальный характер. Это усугубляется еще и тем, что до определенного возраста ребенок не в состоянии осознать причины своей эмоциональной напряженности (т.е. я ли плохой, или просто так складывается). ( Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания. 1988. №6. С. 60, 63 ).

Авторитет – признание за человеком права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость его профессиональных, гражданских и духовных качеств личности для окружающих. Авторитетному учителю авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску. ( Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя. 1987. №2. С. 99, 101—102 ).

Агрессивность (экстрапунитивность) – 1) личностная черта, которая является выражением либо врожденной психопатической акцентуации характера, либо борьбы за лидерство, а может выступать и как форма реагирования на фрустрацию ( Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников. 1984. №3. С. 55 );

2) непровоцируемое нападение, своеобразная защитная реакция человека на те или иные внешние раздражения, неоправданное, губительное стремление истязать себе подобных ( Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. 1991. №1. С. 81 ).

3) черта личности, заключающаяся в готовность субъекта к агрессивному поведению. Агрессивность является личностным качеством, которое развивается у человека на основе темпераментального психодинамического свойства агрессивности как склонность к агрессивному поведению. Многие авторы справедливо рассматривают агрессивность как совокупность элементарных индивидуальных свойств, описывающих и некоторые личностные отношения, и склонности к тому или иному способу поведения. A. Басс (1961) полагает, что агрессивность проявляется в склонности к нападению на других, в косвенных агрессивных реакциях и вербальной агрессии, а также в негативизме ( Моросанова В.И., Гаралёва М.Д. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения. 2009. № 3. С. 45−55. С. 45 ).

Адаптация — процесс постоянного приспособления организма к окружающей среде, который заключается в изменении определенных форм поведения, направленных на удовлетворение основных и необходимых жизненных его потребностей ( Колышкин В.В . Изучение роли интерференционных механизмов памяти в процессе адаптации. 1982. №6. С. 106 ).

Аддиктивное поведение − поведение, характеризующееся стремлением к употреблению одурманивающих (наркотических) веществ. ( Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Подросток-наркоман и его окружение. 1993. №2. С. 44−49 ).

1. Удачная компенсация. Стремление к успеху и конечная цель подчинены социальному чувству. Человек успешно адаптируется к жизни в обществе.

2. Неудачная компенсация. Человек преодолевает чувство неполноценности способами, не одобряемыми обществом (алкоголизм, преступность), либо уходит в болезнь, служащую оправданием его неадаптированного поведения. Чувство неполноценности переходит в комплекс неполноценности, который часто скрыт за комплексом превосходства. В качестве причин возникновения данного стиля А. Адлер выделяет как наличие органических недостатков, так и неправильное воспитание.

3. Сверхкомпенсация. Стремление к успеху переходит в стремление добиться превосходства над остальными людьми. А. Адлер считал сверхкомпенсацию механизмом творчества. ( Сизов К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям. 1988. №2. С.160 ).

Айзенк Ганс Йорген (4.3.1916 – 4.9.1997) – британский ученый с мировым именем. Ему удалось сделать многое в разных областях психологии.

Его первые книги («Измерение личности», 1947; «Научное изучение личности», 1952; «Структура личности человека», 1952) посвящены изучению структуры свойств личности. В те годы появилась триада личностных свойств Г. Айзенка – экстраверсия–интроверсия, невротизм и психотизм, – исследование которой он не прекращал до последних дней своей жизни.

В контексте клинической психологии выполнены работы Г. Айзенка по тревожности и истерии, по выделению типов личности, имеющих склонности к различным соматическим заболеваниям. Он многое делал для развития поведенческой (бихевиоральной) терапии, занимаясь разработкой ее теории, популяризацией и непосредственно терапевтической работой, в частности, лечением раковых больных.

Он изучал психофизиологические основы интеллектуальной деятельности и создал «биологическую» теорию интеллекта, которая базируется на предположении о том, что в основе интеллекта лежит скорость прохождения импульса по «каналам нервной связи».

На протяжении всей жизни Г. Айзенка интересовали биологические, и в частности наследственно обусловленные, истоки индивидуальных различий. Он был активным и последовательным сторонником генетических исследований психических функций и, будучи человеком действия, стал одним из организаторов Лондонского близнецового исследования, выполненного в контексте генетики поведения.

В последние годы жизни Г. Айзенк создал теорию креативности, в соответствии с которой процессы активации рассматриваются как фундаментальная основа и личностных, и когнитивных составляющих креативности (к первым из них он относил психотизм, а ко вторым – преимущественно ассоциативные процессы).

При всем многообразии тематики исследований Г. Айзенк никогда не изменял главной теме своего научного поиска – исследованию индивидуальных различий. Какая бы психологическая реальность ни становилась предметом его исследования, какие бы экспериментальные схемы и методы им ни использовались, цель всегда была одна – понять, в чем проявляются различия между людьми и какова причина этих различий. В 1979 г. им был основан журнал «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences), предназначенный для публикаций именно по этой тематике и призванный объединить исследователей этой психологической области. Он многое сделал для создания Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID). Г. Айзенк был исключительно продуктивен. Им (одним или в соавторстве) написано более 70 книг ( Г. Айзенк (некролог). 1998. № 3. С. 155).

Активированность − свойство нервной системы, под которым понимается длительный, устойчивый во времени интегральный безусловно-рефлекторный баланс процессов возбуждения и торможения. ( Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики. 1984. №6. С. 110−118 ).

Актуалгенез − функциональное развитие мыслительной деятельности. Стадии актуалгенеза выделяются по признаку развертывания в мыслительной деятельности определенных, опосредствующих ее движение смысловых образований. ( Большунов А.Я., Молчанов В.А., Трофимов Н.М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности. 1984. №5. С. 117-124 ).

Акцентуации характера − это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. ( Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. 1984. №4. С. 89-95 ).

Алемаскин Михаил Алексеевич [1928–3.01.1985, Москва] – кандидат психологических наук, заведующий лабораторией по изучению причин и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Занимался изучением проблем предупреждения педагогической запущенности учащихся, внес существенный вклад в исследования психолого-педагогических проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. Много сил и времени отдавал распространению психолого-педагогических знаний, внедрению результатов научных исследований в профилактическую работу в школе ( Михаил Алексеевич Алемаскин (некролог). 1985. № 3. С. 187).

Амбивалентность чувств — противоречивость одновременно испытываемых к одному объекту эмоциональных отношений устойчивого характера. ( Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций. 1994. №6. С. 26-37 ).

Ананьев Борис Герасимович (1907—1972) — выдающийся советский психолог. Отличительной особенностью Б.Г. Ананьева как исследователя и организатора науки, экспериментатора и теоретика был многогранный подход к изучению человека. Ананьев организовал комплексное изучение проблем обучения, воспитания и развития, особое внимание в этих работах уделялось проблеме взаимосвязи сенсорного и речевого развития ребенка. Под руководством Б.Г. Ананьева осуществлялось исследование интеллектуального развития взрослого человека. В качестве исходного положения в исследовании было взято определение возраста, данное Б.Г. Ананьевым. ( Степанова Е.И. Б.Г. Ананьев как исследователь и организатор науки (к 80-летию со дня рождения). 1987 №4. С.119 ).

Антиципация — психологический процесс предвосхищения, ориентации на предвидимое будущее. Этот процесс составляет предсказание логики событий. Антиципация становится возможной благодаря скрытому состоянию ожидания ( Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях. 1983. №1. С. 28 ).

Артемов Владимир Алексеевич (23 апреля (5 мая) 1897 – 27 ноября 1982) – советский психолог, известный своими трудами в области психологии речи и психологии обучения иностранным языкам.

В число 250 опубликованных им трудов входят также работы по детской дефективности, социальной психологии, восприятию, памяти, сценическому искусству и др. Однако основное место среди них занимают статьи, учебные пособия, монографии по проблемам экспериментальной фонетики и психологии речи, а также психологии обучения иностранным языкам. В течение почти 40 лет — до 1973 г. В.А. Артемов заведовал кафедрой психологии МГПИИЯ им. М. Тореза и был руководителем лаборатории экспериментальной фонетики и психологии речи в этом институте. Исследования показали, что в речи репрезентирована как система языка, так и психические особенности и личностные качества человека.

В.А. Артемов разработал коммуникативную теорию речи, которую положил в основу своей теории обучения иностранным языкам ( Владимир Алексеевич Артемов (некролог). 1983. № 2. С. 170).

Артемьева Елена Юрьевна [22.5.1940 – 9.12.1987, Москва] – доктор психологических наук (1987). Преподавала на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Имела широкие научные интересы. Первые годы занималась проблемами медицинской психологии (изучением функций лобных долей мозга, математической оценкой ЭЭГ и др.). Позже ее интересы сосредоточились на проблемах субъективной семантики в норме и патологии, на применении математических методов в психологии. Ею опубликовано более 70 работ, посвященных проблемам психосемантики, медицинской психологии, статистическим задачам психофизиология, общим вопросам математической психологии.

Асимметрия функциональная анализаторных систем человека − см. профиль латеральности.

Ассессмент психологический — вид психологических услуг для руководителей высшего ранга, отличающийся упором на индивидуальное психологическое консультирование. Основателями подхода являются американские клинические психологи: Rohrer , Hilber , Replogle ; соответственно и методы, которые применяются, заимствованы из арсенала клинической психологии. Основные среди них — индивидуальное психологическое интервью, диагностические методики и «обратная связь». Цель психологического ассессмента — раскрытие потенциала организации через правильное использование человеческого фактора. Психологический ассессмент позволяет решать и очень конкретные задачи: отбор менеджеров, выдвижение на новые должности, разработка индивидуальных рекомендаций по совершенствованию стиля руководства для каждого работника.

Психологический ассессмент в своей стандартной форме включает следующие этапы:

— предварительное интервью с руководителем;

— глубинные интервью с работниками;

— наблюдения за работой руководителей;

— тестирование для выявления стиля руководства;

— конструктивную обратную связь с работником;

Астенический тип — тип телосложения, характеризующийся худобой, длинными конечностями, впалой грудью. Согласно работам Э. Кречмера, ассоциируется со стеснительностью, чувствительностью, отстраненностью (в случае психического заболевания — с шизофренией). Этот тип противопоставляется пикническому. ( Личность: определение и описание. 1992. №3. С. 42 ).

Атрибуции межличностной теория — описательная теория Е. Джонса и К. Дэвиса. Основным содержанием этой теории являются констатация общей направленности атрибутивного процесса — от наблюдаемых поведенческих актов к внутренним интенциям и препозициям, и ряд категорий, служащих для описания его основных стадий. В то же время эта теория всегда отличалась гибкостью категориального аппарата. Теория Е. Джонса и К. Дэвиса в ее современном виде является лишенной какой-либо категоричности формулировок. В то же время эта теория выполняет ряд существенных функций в изучении атрибутивного процесса и приобретает возрастающую популярность в связи с интенсификацией попыток построения его математических моделей. ( Юревич А.В . К анализу исследований каузальной атрибуции в зарубежной социальной психологии. 1986. №5. С.168-175 ).

Аттракция — привлекательность субъекта для другого человека в условиях межличностного восприятия. Трактуется в психологии как характеристика личности субъекта ( Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. 1987. №1. С.15 ).

Ауберта−Фляйшля парадокс − предъявляется движение одного и того же объекта, движущегося с одной и той же скоростью, но при точном прослеживании объекта его скорость воспринимается в 1,5−2 раза меньшей, чем при фиксации взора на неподвижной точке (фона). ( Панов В.И. Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов. 1998. №2. С. 82-105 ).

Аффект неадекватности – устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в неадекватных эмоциональных вспышках ребенка, его замкнутости, упрямстве, как результат столкновения двух разнонаправленных мотивационных тенденций. Проведенное под руководством Л.И. Божович изучение «трудных» детей выявило психологическую природу детских личностных конфликтов и позволило разработать средства и пути их преодоления ( Лидия Ильинична Божович (некролог). 1981. № 5. С. 184–185).

Источник:
Психологические словари
Архив . Компакт-диски. Сборники статей. Психологический словарь А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т Ф У Х Ц Ч Ш Щ Э Я Авторитаризм – (Э. Фромм) система ценностей,
http://voppsy.ru/dictionary.htm

Психологические словари

Психологический лексикон — первое в России справочное издание, состоящее из серии словарей по основным направлениям психологической науки. Серия включает тома: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Психофизиология», «Клиническая психология», «История психологии в лицах. Персоналии». В создании словарей, содержащих около 2500 статей, приняло участие более четырёхсот специалистов. Психологический лексикон расчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблематикой психологии, но особое значение имеет для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов университетов и вузов, в учебный план которых включены психологические дисциплины.

Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: изд-во ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.

Словарь «Клиническая психология» является первым отечественным справочным изданием, охватывающим основные термины, понятия, теории, концепции клинической и медицинской психологии. В базовых статьях словаря рассмотрены причины и даны объяснения не простым взаимоотношениям между медицинской и клинической психологией, особенно это касается раздела «Психотерапия». Словарь рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов вузов, в учебный план которых включена клиническая психология, а также на широкий круг читателей, интересующихся проблематикой клинической психологии.

Словарь / Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 128 с.

Данный словарь является первой попыткой обобщения и систематизации терминологии и понятийного аппарата психофизиологии, как самостоятельной научной дисциплины, сформировавшейся сравнительно недавно на основе знаний, накопленных в нейрофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности и нейропсихологии. Как наука о физиологических основах целостных форм психической деятельности и поведения человека, психофизиология изучает механизмы и закономерности деятельности мозга, обеспечивающие психические процессы и целенаправленное поведение. Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами психофизиологии, но в первую очередь адресован студентам, аспирантам и преподавателям вузов, в учебный план которых включена эта дисциплина.

Источник:
Психологические словари
Психологический лексикон — первое в России справочное издание, состоящее из серии словарей по основным направлениям психологической науки. Серия включает тома: «Общая психология» ,
http://www.aleafan.org/books/psihologiya/index.html

Психологические словари

Архив . Компакт-диски. Сборники статей.

Психологический словарь

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Обаяние — притягательность человека, явно проявляющаяся в его внешнем облике, стиле поведения, манере общения и т.п. Обаяние не является признаком, прямо коррелирующим с нравственными достоинствами личности. Это сочетание определенных внутренних черт, явно выраженных во внешнем облике человека, и поэтому легко диагностируемых окружающими при самом поверхностном контакте. Главную из них в самом общем виде можно определить как доброжелательный интерес к людям, желание войти в контакт, то, что в английском языке обозначается словом «эппил» (призыв к общению) ( Кочнев В.И . Понятия сценической заразительности, убедительности и обаяния в системе К.С. Станиславского. 1991. №5. С. 113 ).

Обобщение 1) – мыслительная операция ( Локалова Н.П . Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога. 1989. №3. С. 110 ), заключающаяся в группировке различных стимулов на основании их принадлежности к тому или иному логическому классу или общности эмоционально-оценочного отношения к ним субъекта ( Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. 1989. №1. С. 21 ).

2) – перенос выработанного способа действия на новый конкретный материал. В зависимости от пути такого переноса и различаются виды обобщения. Первое различение касается вопроса: что общего должны иметь новый материал и материал, на котором выработан способ действия, чтобы перенос способа действия мог осуществиться учащимися? Если это общее является формальными сравнительными признаками, т.е. если учащийся ориентируется при переносе способа действия на внешнее эмпирически определенное сходство явлений, предметов или процессов, мы наблюдаем эмпирическое обобщение тех теоретических знаний, которые соответствуют этому способу действия ( Максименко С.Д., Бех И.Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников . 1980. № 5. С. 78–88. С. 82 ).

Обособление — защитный механизм, предполагающий изоляцию одного направления мыслей от другого или одного чувства от другого таким образом, чтобы защитная рационализация могла быть сохранена ( Фрустрация, конфликт, защита. 1991. №6. С. 69–82 ).

Образное мышление включает в себя три мыслительных процесса: создание образа, оперирование им и ориентацию в пространстве (как видимом, так и воображаемом). Все эти три процесса имеют общий базис, фундамент, не зависящий от вида и содержания деятельности (рисования, решения математических задач, отгадывания загадок и т.д.). Зависит он от типа тех визуальных (зрительных) отношений, которые выделяются человеком при работе с образом или наглядным объектом ( Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве. 2004. № 5. С. 47–55. С. 47–48 ).

Обучение – изменение отношения, вызванное изменением окружающей среды и наступающее вследствие индивидуальной обработки информации, представляет собой универсальный процесс приобретения знаний, навыков и умений, формирования мотивов, установок, эмоций, и главное — овладения человеком социальными формами поведения ( Рётер Д. Способность к обучению у взрослых. 1985. № 1. С. 57–66. С. 58 ).

Общение — 1) определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата (Лисина М.И.). С психологической точки зрения общение представляет собой особый вид деятельности, характеризующийся прежде всего своей направленностью на другого участника взаимодействия как на субъекта (Каган В.Е. Клинико-психологические аспекты онтогенеза коммуникативности. 1983. №2. С. 96);

2) словесное и несловесное взаимодействие двух и более индивидов — этот универсальный способ усвоения человеком общественного опыта — само детерминировано объективно существующими социальными структурами и служит «транслятором» этих структур в психику человека (Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Общение и проблема интериоризации. 1985. №1. С. 110).

Структура общения может быть представлена тремя ее взаимозависимыми сторонами: коммуникативной, интерактивной и персептивной (Андреев А.Н., Мдивани М.О. Рыжонкин Ю.Я. Методика измерения коммуникативной дистанции. 1987. №1. С. 159).

Общительность — ( в формально-динамическом аспекте) психическое свойство, которое регулирует динамику коммуникативной активности индивида: частоту установления социальных контактов, экстенсивность общения и т.п., — непосредственно обусловливаемое свойствами общего типа нервной системы, вследствие чего являющееся малоизменчивым (консервативным) в онтогенезе (особенно после созревания н.с.) и находящееся в закономерных отношениях с другими свойствами темперамента, образующими его тип. ( Щебетенко А.И. Структура динамических характеристик общительности. 1984. №3. С. 128 ).

Общительность («психодинамическая общительность» (ПДО)) − относительно независимое от содержания и ситуации деятельности общения психическое свойство, которое регулирует динамику коммуникативной активности индивида: частоту установления социальных контактов, экстенсивность общения и т.п., — непосредственно обусловливаемое свойствами общего типа н. с., вследствие чего являющееся малоизменчивым (консервативным) в онтогенезе (особенно после созревания н. с.) и находящееся в закономерных отношениях с другими свойствами темперамента, образующими его тип ( Щебетенко А.И. Структура динамических характеристик общительности. 1984. №3. С. 128−132. С. 128 ).

Одаренность — 1) индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности (Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности. 1991. №2. С. 120);

2) качественно своеобразное сочетание способностей; различия по одаренности — проблема прежде всего качественная, а не количественная. Эти различия выступают не только в том, что у одного человека одаренность — преимущественно в такой-то области, а у другого — в другой, но и в том, что люди, проявляющие себя в одной и той же области деятельности, отличаются по составу, структуре своих способностей (Б.М. Теплов) (Лейтес Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий. 1982. №4. С.37).

Есть три категории одаренных детей: 1) школьники, которые резко выделяются высоким уровнем интеллекта; 2) ученики, у которых, при обычном общем уровне интеллекта, обнаруживается особая расположенность к какому-нибудь отдельному учебному предмету (к какой-нибудь области науки или техники); 3) те, которых отличают особые качества отдельных психических процессов (например, необычайная память на какие-нибудь объекты или богатство воображения, проявляющееся в неожиданных ассоциациях, или особая наблюдательность, пока еще не находящая себе применения. (Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. 1988. №4. С. 98—99).

Одаренный ребенок — 1) ребенок, интеллектуальное развитие которого характеризуется прежде всего значительным опережением возрастных норм (Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности. 1990. №4. С. 147);

2) творческий ребенок, у которого доминирует познавательная мотивация, выражающаяся в форме исследовательской, поисковой активности и проявляющаяся в более низких порогах (т.е. более высокой сензитивности) к новизне стимула, новизне ситуации, обнаружению нового в обычном. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других, стандартных решений (Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. 1989. №6. С. 30).

Ожидание — предвосхищение того, что выполнение некоторого действия приведет к определенным последствиям. Ожидание является когнитивным образованием и количественно представляет собой субъективную вероятность наступления определенных последствий. ( Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации. 1986. №5. С. 161 ).

Внутри каждого периода онтогенеза становление личности ребенка проходит через три закономерно чередующиеся стадии: 1) появление тенденций развития определенной стороны деятельности, когда ранее накопленные смысловые нагрузки вычленяют возможности функционирования ребенка, создавая соответствующее поле для его развернутой деятельности; 2) максимальная реализация, кульминация развития ведущего типа деятельности; 3) насыщение ведущего типа деятельности при невозможности дальнейшей реализации ее потенций, что ведет к актуализации другой стороны деятельности (Там же. С. 36).

Оперативная память – длительный и непрерывный процесс, в котором операции восприятия, запоминания, сохранения, переработки, воспроизведения и забывания определенных порций информации чередуются и переплетаются друг с другом. При этом объектом запоминания становятся не только сигналы, поступающие извне, но и собственные предшествующие действия. в том числе продукты мысленной и имажинативной переработки воспринятой ранее информации ( Барташников А.А. О содержательной валидизации тестов, специализированных по виду интеллектуальной деятельности. 1987. № 2. С. 146–151. С. 147 ).

Мыслительная операция понимается как «звено мыслительного процесса, определяемое правилом или формулой (Шиянова Е.Б. Формирование у школьников мыслительных операций преобразования. 1986. №1. С. 65).

Опознание – различение стимулов, т.е. испытуемому перед реагированием необходимо отличить определенный стимул (эталон, положительный стимул) от других (отрицательных), не соответствующих заданному ( Суздалева В.А. Процесс опознания и типологические свойства нервной системы человека. 1980. № 2. С. 122–125 ).

Опорные сигналы – весьма оригинальный вид наглядности в системе обучения В.Ф. Шаталова, играющий существенную роль. В опорных сигналах (ОС) в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики, схемы и т.д.). Этим ОС сходны с наглядными пособиями, широко используемыми в школе, но в отличие от них включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. ОС прежде всего служат опорой для понимания отвлеченных знаний через их связь с наглядными образами ( Калмыкова З.И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В.Ф. Шаталова?1987. № 2. С. 71–80. С. 74 ).

Опосредствованность активное произвольное и осознанное управление человека своим поведением [Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986.]. Процессы опосредствования включают разные уровни саморегуляции: от собственно личностного уровня ответственности за свои поступки до влияния ситуационных детерминант выполнения действий. Нарушения опосредствованности, богатый материал которых обсуждается в патопсихологических исследованиях, связаны обычно с изменениями произвольной психической регуляции как разными видами смещений осознанности в планировании и реализации целенаправленных действий. Эти смещения обусловлены изменениями в эмоционально-смысловой сфере личности и изменениями саморегуляции мыслительной деятельности. ( Корнилов А.П., Булыгина В.Г. Типология целевых тактик у больных шизофренией. 1991. №4. С.151 ).

Оптимального возбуждения теория – базируется на работе Ю.Л. Ханина, в которой высказывается мысль о том, что каждому индивиду присуща «зона оптимального функционирования» (ЗОФ): эффективность деятельности оказывается наилучшей, когда уровень возбуждения находится в пределах ЗОФ. Не существует оптимального уровня возбуждения для выполнения определенного задания, но при низком, умеренном или высоком уровне возбуждения действия конкретного спортсмена могут оказаться наиболее эффективными в данных обстоятельствах ( Морган У. П., Элликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности. 1990. №3. С. 155–161 ).

Организованность социальной системы – специфический способ взаимосвязи ее частей, определяющий упорядоченность и направленность системы. Организованность определяет интегративные свойства системы как целого и тем самым обусловливает, эффективность выполнения ее функций. Организованность, т.е. способ взаимосвязи, частей целого, не может оставаться все время неизменной, так как изменяются условия, в которых система реализует свои функции. Чем динамичнее изменение условий, тем быстрее должна изменяться организованность, чтобы обеспечить необходимый уровень эффективности системы ( Лазарев В.С. Планирование как главное направление и исходный принцип исследования в психологии управления. 1980. № 6. С. 25–33. С. 27 ).

2) воспроизводит объективную логику формируемого действия, дает критерии проверки и средства контроля правильности выполнения каждого шага действия, выделенного в схеме. Становление ориентировки обучающихся в структуре действия и ее полноценное усвоение обеспечивают формирование способов мышления, проникающего в сущность явлений при решении как типовых, так и нестандартных задач ( Лернер Г.И. , Орестова Е.В. Опыт формирования умственных действий в учебном процессе медицинского вуза . 1987. № 2. C. 87–91. С. 88 ).

Ориентировочная реакция — сдвиг уровня мобилизационной готовности мозга к восприятию информации. Ориентировочная реакция, вовлекая широкий круг структур мозга в перцептивную деятельность, создает условия для облегчения процессов приема, анализа и переработки информации (Ибатуллина А.И. Влияние развития символической функции мышления на показатели межполушарной асимметрии. 1984. №6. С. 128).

Осязание – создание образца какого-либо предмета посредством ощупывания, и хотя и использует тактильные и кинестетические ощущения, но ограничено именно этой сферой психической деятельности ( Гончаров В.И. Исследование двигательной памяти. 1991. № 3. С. 75–79 ).

Отражение психическое – это не физический отпечаток объектов действительности, оно не зеркально, а, напротив, активно, избирательно, оно осуществляется у человека и высших животных посредством сложнейшей многоуровневой тонко регулирующейся системы нервных механизмов и имеет свои собственные законы ( Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности. 2007. № 3. С. 3−15. С. 5−6 ).

Отрицание — механизм психологической защиты, посредством которого человек отрицает либо некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо некий внутренний импульс или личностные проявления; иными словами, человек не воспринимает информацию, которая тревожит и может привести к конфликту. ( Алмаев Н.А., Малкова Г.Ю. Оценка психометрических свойств методики «индекс жизненного стиля» Плутчика—Келлермана. 2006. №4. С.152—153 ).

Отставание в развитии – очень серьезная психологическая и педагогическая проблема. Имеются в виду случаи, когда ученик не может усваивать программу общеобразовательной школы в том же темпе, что и его нормально развивающиеся сверстники. Но это не дебильность. Таким детям доступно учение по обычной программе, но в более медленном темпе. Причинами их отставания в развитии могут быть как социальные, так и биологические факторы. Неблагоприятные социально-биологические условия в ясельном и раннем дошкольном возрасте могут оказаться существенным тормозом формирования необходимых для учения умственных качеств ( Лейтес Н.С. Психологические проблемы неуспеваемости школьников с задержками психического развития. 1987. №6. С. 151–153 ).

Отчуждение — 1) это понятие анализируется в социально-политическом, моральном, эстетическом и некоторых других аспектах. Исторически сложившаяся внутренняя дихотомия самого термина «отчуждение», вытекающая из немецких Entfremdung — «отдаление», «отрыв» и Anomie — «отклонение от закона», предполагает в первом случае наличие интерсубъектных отношений, когда личность чувствует свою разобщенность с другой личностью, группой или обществом в целом. В результате отчуждаемый субъект принимает различную степень чуждости по отношению к другим, вплоть до враждебности. Во втором значении отчуждение выступает как отвержение, отрицание закона (в широком смысле), т.е. как отрицание норм морали, жизненного уклада, социально-одобряемых целей, общественного строя и т.п. ( Абраменкова В.В . Проблема отчуждения в психологии. 1990. №1. С. 5 );

2) опредмеченный результат деятельности, который оказывает обратное и негативное воздействие на породившее его явление ( Царегородцев Г.И., Губанов Н.И., Альжанов Р.Г . Монографическое исследование проблемы идеального. 1984. №4. С. 161 );

3) весьма распространенный психотерапевтический ход, заключающийся в размежевании Я человека и его тягостного переживания ( Огинская М.М., Розин М.В . Мифы психотерапии и их функции. 1991. №4. С. 13 ).

Источник:
Психологические словари
Архив . Компакт-диски. Сборники статей. Психологический словарь А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я Обаяние — притягательность человека, явно проявляющаяся
http://www.voppsy.ru/dictionary-o.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES