Психолог в детском саду

Занятия психолога в детском саду

Занятия психолога в детском саду. Направления работы с родителями и детьми

Родители знают, что при каждом ДОУ в обязательном порядке работает психолог. Но что входит в обязанности психолога и что из себя представляют занятия психолога в детском саду, понимают не все.

Некоторые родители ещё находятся в плену сомнительных заблуждений, что если с ребёнком занимается психолог, то это означает, что у него обнаружены какие-то отклонения и дефекты в психике. К счастью, таких родителей с каждым годом становится всё меньше и меньше.

Проведём краткий ликбез по работе педагога-психолога в дошкольном учреждении.

Занятия психолога в детском саду: направления работы

Педагог-психолог в ДОУ работает с детьми и с родителями по нескольким направлениям. Одно из них – психолого-педагогическое консультирование .

Консультироваться могут не только родители, но и работники ДОУ. В своём плане работы психолог расписывает план обязательных консультаций на год. Темы выбираются исходя из актуальных вопросов для той или иной возрастной группы и контингента, а также по рекомендациям, полученным из вышестоящих инстанций.

Психологические консультации, также, как и занятия психолога в детском саду, могут быть индивидуальными и групповыми. Плановое консультирование, обыкновенно, носит групповой характер. О таких консультациях родителей заранее оповещает воспитатель, и присутствовать на них – это долг каждого сознательного родителя. Особенно важно посещать такие консультации, если ваш ребёнок только начинает ходить в детский сад, ведь этот период в жизни ребёнка сопровождается бурными изменениями и активной социальной адаптацией к новым условиям. Родителям очень важно знать многие моменты, связанные с поведением ребёнка, который только начинает адаптироваться в новой социальной среде. Другой переломный момент, когда родители особенно остро нуждаются в консультации – это предстоящее посещение школы.

В часы приёма психолога родители всегда могут обратиться к нему с любой интересующей их проблемой. Но не стоит забывать о том, что психолог в детском саду отвечает за большое количество человек, у него много обязанностей и дел, поэтому не стоит каждый день приёма забивать исключительно вашими проблемами. Если ваш случай особенный и требует тщательного рассмотрения, занятия с психологом в детском саду могут оказаться недостаточными, и вас могут перенаправить в соответствующие психолого-педагогические центры и учреждения, где вы получите необходимую психологическую помощь.

Другое важнейшее направление работы, в котором ведутся занятия психолога в детском саду – это диагностика .

Далеко не все родители проявляют обеспокоенность проблемами детей, некоторые просто не видят их и не спешат обратиться за помощью к специалисту. Задача психолога во время диагностики распознать, нет ли у ребёнка каких-либо проблем в общем психологическом развитии, в поведении, в социальной адаптации, в эмоционально-волевой, интеллектуальной и других сферах. Кроме того, проводится и психолого-педагогическая диагностика, цель которой – установить, как дети усваивают образовательную программу в ДОУ.

Когда психолог назначает индивидуальную консультацию, или же если родители сами настаивают на её проведении, она, как правило, включает в себя и одновременную углубленную диагностику тех аспектов, которые наиболее актуальны в том или ином случае. Практикуется и групповая диагностика детей, а также родителей и работников ДОУ.

Для диагностики детей дошкольного возраста чаще всего применяются проективные методики — анализ рисунков и других предметов творчества детей. В работе со взрослыми психолог чаще прибегает к тестам и анкетированию.

На основе диагностики выявляются дети, чья психологическая жизнь нуждается в коррекции. Коррекция – это ещё одно направление работы психолога в ДОУ. Существуют как групповые, так и индивидуальные коррекционные программы, которые могут быть чрезвычайно разнообразны, что зависит от конкретных отклонений, которые нужно исправить.

Чаще всего, коррекционные занятия психолога в детском саду представляют собой разнообразные тренинги и упражнения в игровой форме. Если того требует ситуация, психолог ДОУ может проводить коррекционные занятия психолога в детском саду и со взрослыми – с персоналом учреждения и с родителями.

Психолог должен обязательно уведомлять родителей о том, что их ребёнку нужны коррекционные занятия психолога в детском саду. А родители, в свою очередь, должны всегда интересоваться, как они проходят.

Если коррекционные занятия психолога в детском саду необходимы только детям с определёнными проблемами в психологической жизни, то развивающие занятия психолога в детском саду нужны всем. Во время таких занятий психолог с помощью разнообразных средств стимулирует развитие детей в той или иной области. Годовой план работы составляется с учётом гармоничного, своевременного и планомерного развития ребёнка. Особенное место занимает подготовка к школе детей.

Если задача педагога – обучить ребёнка тем или иным навыкам, то психолог должен всячески стимулировать развитие интеллекта и способностей ребёнка. В принципе, весь образовательный процесс носит психолого-педагогический характер, ведь обучение и развитие тесно переплетены между собой. Развивающие занятия психолога в детском саду могут быть организованы в виде обычных уроков, в виде тренингов, игр и даже в виде экскурсий и прогулок.

К сожалению, никто не может гарантировать того, что выбранном детском саду будет работать грамотный и опытный специалист, который сможет помочь вашему ребёнку и вам. Если занятия психолога в детском саду не помогают, и психолог всячески уклоняется от своих профессиональных обязанностей, вы имеете право сообщить об этом администрации детского сада или в вышестоящую инстанцию.

Но, помните — психологи тоже люди, и то, что у них есть определённые знания, не делает их автоматически безгрешными и идеальными во всех отношениях людьми с ангельскими характерами и отсутствием личных проблем.

Источник:
Занятия психолога в детском саду
Занятия психолога в детском саду. Направления работы с родителями и детьми Родители знают, что при каждом ДОУ в обязательном порядке работает психолог. Но что входит в обязанности психолога и
http://deti-club.ru/zanyatiya-psikhologa-v-detskom-sadu-napravleniya-raboty-s-roditelyami-i-detmi

Как я работала психологом в детском саду

Материал напечатан в журнале: «Минская школа сегодня» 9 (74) 09.2008 «Создайте ситуацию успеха! или Психологическое сопровождение ребенка в детском саду»

Детским психологам известно, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги — т.е. все ближайшее окружение ребенка. Поэтому, программу работы в детском саду строила так, что бы охватить всех взрослых, влияющих, воспитывающих, обучающих ребенка дошкольника.

В начале каждого учебного года, создавая удобный блок методик для массового обследования детей, проводила всестороннюю психодиагностику каждого ребенка, получая, в результате, данные о характере психического развития детей, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его социального благополучия.

Анализируя всю полученную информация о каждом ребенке, выделяла определенные группы детей для оказания им психолого-педагогической помощи:

  • Дети, имеющие проблемы в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • Дети, имеющие трудности общения со сверстниками;
  • Агрессивные дети;
  • Гиперактивные дети;
  • Дети с повышенной тревожностью;
  • Замкнутые, стеснительные, обидчивые дети.

Рекомендации психолога и работа с детьми распределилась между всеми участниками воспитательно — образовательного процесса.

Родители получали подробную информацию о том, в какие игры играть с малышом (в зависимости от того, какие познавательные процессы требуют развития), о способах и приемах развивающего общения с ребенком в семье, о приемах снижения детских страхов, о способах сглаживания конкуренции детей в семье, об игровых приемах, позволяющей достаточно быстро приучить ребенка убирать за собой игрушки и т.д.

Воспитатели получали подробные рекомендации по каждому ребенку своей группы:

  • Данные социометрии и приемы работы с изолированными и непопулярными детьми группы:
  • Анализ взаимоотношений ребенок – воспитатель и приемы налаживания этих отношений;
  • Приемы общения и перечень коррекционных игр для агрессивных, импульсивных, тревожных детей в группе;
  • Приемы помощи детям с нарушениями игровой деятельности;
  • Анализ уровня возрастного развития детей группы, перечень игр и упражнений по развитию памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения у детей.

В фокусе психолог, в течение учебного года, были и дети и взрослы. Работа включала:

  • Психологическое просвещение родителей на родительских собраниях и воспитателей на семинарах.
  • Распространение и обновление периодической, короткой, полезной визуальной информации в уголках психолога в каждой группе детского сада и для воспитателей, в холле детского сада.
  • Консультирование по запросам родителей и воспитателей в течение всего учебного года.
  • Предоставление психологической литературы и видеоматериалов из богатой собственной библиотеки, для пользования родителям и воспитателям.
  • Проведение тренингов психологических для родителей, по детско-родительским отношениям и для воспитателей, по профессионально личностному росту.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми в подгруппах (по 4-6 ребенка) или индивидуально.
  • Терапию песочную детскую и взрослую.

Конспекты одного занятия психолога с педагогами, с детьми и с воспитателями.

ДЕТИ (тренинг психологической готовности к школе)

ТЕМА: “ Я преодолею трудности ” (развитие и закрепление чувства успешности при преодолении трудностей у детей).

1. Ритуал приветствия. Дети и психолог приветствуют друг друга, передавая привет пожатием руки по кругу.

2. «Мысленная картинка». (активизация воображения). Дети закрывают глаза, вслушаться в тихую музыку и пробуют придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

3. «Я — смогу». (позволить каждому ребенку достичь успеха и почувствовать свой потенциал при достижении положительного результата, преодолевая сложности горы «Трудно», горы «Скучно» и горы «Неудача»).

«Гора «Трудно»». Детям предлагается пой­мать палочку на леске, (которую держит психолог) — локтями, ногами, ступ­нями и т. п.

Гора «Скучно». Детям предлагается скучное задание: в течение 2—3 минут внимательно рассматривать маленький мячик, не отводя от него взгляда.

Гора «Неудача». Детям предлагается перерисовать фразу, написан­ную прописными буквами, «Это Ша­рик». Затем обсуждаются возникшие ошибки, возможности их исправления. Далее работа проделывается снова. Срав­нивается качество второй и первой ра­бот, подчеркивается обучающая роль ошибок.

4. «Я преодолел эти горы». (закрепление чувства успешности у детей). Дети рисуют свой путь через три сказочные горы и себя, попавшего в страну Знаний.

5. Ритуал прощания: «Всем-всем до свиданья». (развитие чувства сплоченности). Дети ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко кричат: «Всем-всем до свиданья!» и убирают кулачки.

По результатам занятий у детей повышался интерес к познавательным задачам, отмечалась положительная тенденция в развитии произвольности внимания и поведения; улучшались эмоционально-позитивные отношения со сверстниками и развивались умения на совместную игровую деятельность.

РОДИТЕЛИ (тренинг детско-родительских отношений)

ТЕМА: “ Поговори со мною, мама ” (развитие навыков позитивного общения со своим ребенком).

1. «Разминка» (активизация внимания участников к своему ребенку). Участники по очереди проговаривают: «Меня зовут… И я хочу, что бы мой ребенок научился от меня…»

2. Минилекция: «Сегодня тема нашего занятия — как говорить с детьми. И мы сделали это упражнение не просто так. На протяжении всего курса (и особенно на этом занятии) мы будем не просто находить общий язык с нашими детьми. Мы должны стать для них образцом для подражания. Например, мы должны научить их уважению, высказывая уважение всякий раз, когда мы разговариваем с ними. Или мы можем продемонстрировать им на собственном примере, что можем выговорить свои чувства, вместо того, что бы выплескивать их наружу в виде действий, зачастую носящих разрушительный характер.

3. «Что нам удалось на прошлой неделе». Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о выполнении своего домашнего задания.

4. «Практикум». (погружение в тему на личностном уровне). Участники дают свою оценку списку высказываний, используя обозначения: «замечание», «обвинение», «инструкция», «принижение», «угроза»

5. «Видеосюжет» (введение в новую тему). Участники смотрят сюжет из видеофильма.

6. «Учебные примеры» (углубленное изучение темы). Участники называют 2-3 непродуктивных способа сделать ребенку замечание из списка предложенных ситуаций:

— ваш сын уставился в пол и отказывается смотреть на людей, с которыми вы разговариваете;

— ваша дочь не идет к столу, хотя ее уже несколько раз звали обедать;

— ваш ребенок разбросал игрушки по комнате;

— вы готовите обед, и вам очень мешает шумная возня, которую устроили ваши дети в гостиной;

— ваш малыш целый день хнычет, но отказывается, когда вы предлагаете ему с вами поиграть.

Родители по очереди высказывают варианты уважительного обращения к ребенку в каждой из этих ситуаций. Стараются формулировать «Я — высказывания» и с их помощью донести до ребенка свои эмоции и потребности.

7. «Отработка умений и навыков». Участники хором проговаривают фразу: «Я так старалась приготовить вкусный обед и мне очень обидно, что ты даже не хочешь его попробовать» в трех вариантах: «Агрессивно, громко, как бы, рявкая на ребенка!», «Еще громче и резче!», «А теперь, тоже самое, спокойно и уважительно к ребенку».

— Почувствовали разницу? Кто хочет прокомментировать?

Далее, разбившись на группы по 3 человека, участники обсуждают одну из предложенных ими самими ситуацию, в которой обычно срываются и кричат на ребенка. Подгруппа старается найти иные способы поведения в этих ситуациях:

8. Минилекция: «Иногда это может быть вопрос дисциплины, и вы действительно должны установить определенные рамки, за которые ребенок не в праве выходить (об этом мы будем говорить на следующем занятии), но даже в таких случаях вы можете говорить в уважительном тоне и не набрасываться на него чуть ли не с кулаками» .

Далее участники в ролях проигрывают заявленные ситуации. Один участник играет роль ребенка, т.е делает то, что обычно делает его ребенок. А другой участник «родитель» говорит с ребенком так, как обычно это делают родители. Эти короткие сценки оказывают сильное воздействие на всех участников, в том числе и на того, кто поднял эту проблему.

После обсуждения участникам предлагается обыграть ту же сценку, но уже с другим вариантом реагирования на ребенка, стараясь показать уважительное отношение к нему.

9. Задание для освоение навыков и умений. На протяжение следующей недели.

10. Медитация (актуализация внутреннего потенциала).

11. Подведение итогов. Комментарии участников. Завершение занятия

Тренинги детско-родительских отношений оказывали большое влияние на пересмотр родителями стереотипного отношения к своему ребенку, способствовали более глубокому пониманию поведения своих детей, а сами дети, будучи очень чувствительные к таким позитивным изменениям со стороны своих родителей, становились более спокойными, более уравновешенными, более счастливыми.

ВОСПИТАТЕЛИ (тренинг проффессионально — личностного роста педагогов) .

ТЕМА: Развитие рефлексивных умений

1. Как себя чувствуете — какой погодой? (осознание своего настроения).

2. Игра: «Приветствие». (разрядка эмоционального напряжения). Приветствие по кругу участников сопровождается каким либо жестом (прыжок, хлопок, поклон и т.д.). Следующий повторяет подаренный ему жест и показывает свой (жесты повторятся не должны).

3. Обсуждение домашнего задания. (активизация внимания к занятию, анализ самостоятельной работы). Участники зачитывают свои записи, что с ними происходило на прошлом занятии, свои мысли, переживания, чувства. Что хотели сказать самой себе.

4. Минилекция. Рефлексия – это процесс самопознания. А рефлексивные умения – это умения анализировать свои мысли, чувства, поступки, переживания. Человеку, который слабо разбирается в своих чувствах и переживаниях, мотивах собственного поведения, трудно понять и принять чувства, особенности поведения другого человека.

О рефлексии в художественной литературе

Весной ко мне сватался парень один.

Твердил он: — Безмерно люблю, мол.

-А я говорю: — Ненавижу мужчин!

-И впрямь ненавижу, он думал…

Вот дурень, что так он подумал!

Фридрих Дюрренматт : «Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями».

Шри Ауробиндо: «птичка, сидящая в ветвях дерева, наблюдает за другой птичкой. сидящей в ветвях дерева»

(В книге о Кэрроле упомянуты стихи о молодом человеке, поцеловавшем «спящую» девушку):

Он думал, что уснула я, и все во сне стерплю,

Иль думал, что я думала — что думал он: «Я сплю»…

Из песни Максима Леонидова:

Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть — не оглянулся ли я…

5. Упражнение «Здесь и теперь» (развитие умения осознавать свои чувства). Выразите свое состояние, на данный момент, начиная со слов:

«Я — чувствую..», «Я — осознала…». (подсказка — Как себя чувствуешь? Что тебя волнует? Что произвело на тебя впечатление? Что тебе снилось?). Молчание более 10 сек — ход переходит к другому. Участники представляют свое состояние невербально (мимика лица или поза тела). Затем рисуют абстрактную картинку своего состояния.

6. Упражнение «Цели и ожидания» (развитие умения осознавать свои цели). Участники записывают в блокнотах, с какой целью они сюда пришли и, что ожидают от занятий в этой группе: " Вообразите, что перед вами в любом месте зала стоит самый решительный человек в мире. Теперь станьте на то место и сообщите свои цели и ожидания остальным участникам группы". Обсуждение: что вы ощущали, когда говорили о своих целях.

7. Упражнение «Без маски». (самораскрытие). Участники по очереди берут карточки и заканчивают предложения. Рефлексия: трудно ли было продолжать предложение? Какие вызвали особые трудности?

8. Упражнение «Список претензий» (развитие умения выражать свои негативные чувства). Каждый на листках (без подписи) записывает претензии к членам группы (адресно), к ведущему, к группе в целом. Бумажки смешиваются. По одной, ведущий, зачитывает бумажки. Тот, кому адресована претензия, высказывает свое отношение к полученной претензии, и, если желает, может дать обоснование, почему намерен или не намерен измениться или почему согласен или не согласен. При претензиях к группе — ответ держит группа.

11. Визуализация «Мудрец из храма» (актуализация личного потенциала). Кто хочет поделиться увиденным?

12. Рефлексия по результатам занятия. Участники заполняли бланки с незавершенными предложениями:

— Во время занятия я поняла, что…

— Самым полезным для меня было…

— На занятии мне не понравилось…

— На следующем занятии я хотела бы…

13. Оценка своего состояния. Каждый подходил к таблице и оценивал свою степень усталости, активности и интереса к происходящему на занятии по 7-бальной шкале

14. Ритуал прощания. Все в кругу, руки в центр круга (сложить всем вместе) и проговорить хором «Всем-всем всего хорошего

Воспитатели тренировались в искреннем, открытом общении и «я — высказываниях». Усваивали приемы определения модальности собеседника. Развивали свои способности принимать решения в различных, педагогически сложных, ситуациях. Учились , выдержке, самообладанию.

Анализ проделанной работы за учебный год строился по результатам диагностики детей в конце учебного года.

— развитие познавательных процессов ;

— развитие мелкой моторики руки;

— самооценка и уровень притязания;

— мотивационная и волевая сферы;

Совместные усилия взрослых, вовлеченных психологом в процесс психологического сопровождения дошкольника, значительно повышали психологическое здоровье воспитанников детского сада и возможности удачного старта ребенка из детского сада в школьную жизнь.

Источник:
Как я работала психологом в детском саду
Материал напечатан в журнале: «Минская школа сегодня» 9 (74) 09.2008 «Создайте ситуацию успеха! или Психологическое сопровождение ребенка в детском саду» Детским психологам известно, что
http://m.b17.ru/article/6508/

Психолог в детском саду

Роль психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь именно в детском саду они проводят большую часть активного времени. Поэтому, наверное, не нужно объяснять родителям, что не лишним будет поинтересоваться, что за специалист работает в вашем детском саду в должности педагога-психолога, какую он имеет квалификацию и в какой форме осуществляет свою деятельность.

В зависимости от запросов и установок администрации детского сада психолог может играть различные роли:

  • консультанта по требованию, занимающего отдельный кабинет и при необходимости оказывающего помощь детям и родителям по вопросам развития детей;
  • наблюдателя, посещающего занятия в группах, диагностирующего детей и консультирующего воспитателей по вопросам работы с конкретными детьми;
  • активного участника учебного процесса, разрабатывающего программы вместе с воспитателями, проводящего занятия для детей;
  • ведущего консультанта по вопросам организации учебного процесса, улучшающего работу воспитателей, проводящего семинары для педагогического состава и т.д.;
  • исследователя, наблюдающего в целом за учебным процессом.

От того, какая из этих ролей выбрана для психолога в детском саду, зависят и его основные обязанности, и его функции. Они могут

  • быть очень разными в разных детских садах, но в целом их можно свести к нескольким пунктам:

Перед психологом в детском саду стоят следующие задачи:

  1. Взаимодействовать с воспитателями детского сада с тем, чтобы знакомить их с психологическими аспектами обучения детей; разрабатывать вместе с ними развивающие программы; помогать в формировании игровой среды; оценивать их работу и помогать в ее улучшении и т.д.
  2. Общаться с родителями воспитанников детского сада: консультировать по вопросам обучения детей; помогать в решении частных проблем развития; диагностировать умственное развитие и индивидуальные способности детей; оказывать поддержку семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии и т.д.
  3. Проводить работу непосредственно с детьми с тем, чтобы определить уровень их эмоционального развития, психологическое здоровье; обеспечивать индивидуальный подход к детям, которым это необходимо (одаренные дети и дети с отклонениями в развитии); готовить детей подготовительных групп к школе и т.д. Психолог может проводить специальные развивающие занятия с детьми в детском саду, групповые и индивидуальные.

В идеале, педагог-психолог в детском саду должен стать координатором действий воспитателей и родителей, направленных на создание оптимальных, психологически комфортных условий для гармоничного развития и успешного обучения каждого ребенка. Поэтому, приводя ребенка в детский сад, родители не только могут, но и должны познакомиться и пообщаться с педагогом-психологом. Такое общение повысит эффективность диагностической, профилактической и коррекционной работы психолога: познакомившись со средой, в которой растет ребенок, он сможет яснее понимать природу его индивидуальных особенностей. Кроме того, это даст возможность родителям понять, какую позицию занимает психолог в детском саду и в каком формате работает, какого характера помощь он может оказать.

Источник:
Психолог в детском саду
Роль психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь именно в детском саду они проводят большую часть активного
http://womanadvice.ru/psiholog-v-detskom-sadu

Психолог в детском саду

Психолог в системе образования

В последние десятилетия психологи принимают все более ак­тивное участие в образовании детей, подростков и взрослых. Во многих школах и детских садах психологи уже стали важными чле­нами педагогического коллектива. В некоторых образовательных учреждениях созданы психологические службы, объединяющие психологов, логопедов, дефектологов и медиков для организации условий успешного обучения и воспитания.

В общем виде целью деятельности психолога в образовании является организация условий, способствующих повышению ка­чества обучения и воспитания детей, формированию их готовности к успешной социальной самореализации. Делается это на основе учета их индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития личности.

Обычно психологу приходится осуществлять профессиональ­ную деятельность по следующим направлениям: психодиагно­стическому, психокоррекционному, психопрофилактическому, методическому. Он выявляет индивидуальные особенности уча­щихся и условия образовательной среды в целом, предупреждает и устраняет факторы риска, отрицательно влияющие на обучение и воспитание, содействует повышению уровня психологической культуры участников образовательного процесса.

Задачи, стратегии и направления работы психолога конкрети­зируются с учетом специфики образовательного учреждения, на­учных и практических интересов самого специалиста и запросов его клиентов. Для каждой специально­сти в системе образования разработаны нормативные, юридиче­ски действенные должностные обязанности и полномочия, пред­усмотрены варианты оформления служебной документации, сфор­мированы требования к распределению рабочего времени, установлены нормативы оплаты труда.

Работа психолога в системе образования предъявляет некото­рые требования к личности специалиста. Важнейшими личност­ными качествами здесь являются высокий уровень эмоциональ­ной устойчивости, терпимость и терпение, уравновешенность, доброжелательность, работоспособность и ответственность. Кро­ме того, адаптация в педагогическом коллективе зачастую связа­на с необходимостью особой социальной компетентности и чут­кости специалиста.

Работа школьного психолога — одна из самых востребованных среди психологических специальностей. Стратегической целью школьного психолога является контроль за психическим развити­ем учащихся, своевременное выявление и коррекция их психоло­гических трудностей, а также обеспечение наиболее благоприят­ных условий для реализации каждым учащимся интеллектуально­го и личностного потенциала. Эта цель включает следующие зада­чи:

— участие в совместной работе администрации и педагогиче­ского коллектива школы в создании социальной ситуации разви­тия, соответствующей индивидуальным особенностям учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоро­вья и благополучия всех участников образовательного процесса;

— содействие в приобретении учащимися психологических зна­ний, умений и навыков, необходимых для освоения ими будущих профессий, для профессионального роста и достижения успеха в жизни;

— оказание помощи учащимся в определении своих возможно­стей, исходя из их способностей, склонностей, интересов, состо­яния здоровья;

1.Психологическая диагностика предусматривает проведение групповых и индивидуальных обследований, направленных на изучение особенностей личности участников образовательного процесса, своеобразия взаимоотношений и взаимодействия внутри школьных коллективов.

Результаты психологической диагностики используются при разработке рекомендаций для педагогов и администрации, роди­телей и учащихся; служат основанием при выявлении учащихся «групп риска», учитываются при построении планов работы са­мого психолога. По итогам психологической диагностики формируются конкретизированные рекомендации об обучении и воспитании того или иного ребенка, о модификации образовательных стратегий и методических приемов учебной работы.

2. Психологическая коррекция осуществляется по отношению к учащимся, для которых характерно выраженное психологическое неблагополучие в обучении или поведении. Коррекционная рабо­та всегда индивидуализирована, т. е. предполагает личностно ори­ентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности конкретного ученика, направленный на преодоление нежелательных психологических особенностей и формирование умений, навыков и способностей, предусмотренных образовательным процессом.

3. Психологическое консультирование участников представляет

собой очень важный вид деятельности психолога, благодаря которому в индивидуальном взаимодействии достигается активиза­ция внутренних ресурсов личности клиента для самостоятельного преодоления им сложившихся у него психологических трудностей. По поводу такой консультации к школьному психологу могут обратиться учителя, родители и сами школьники (в основном подростки).

Если речь идет о консультировании учащегося, психолог, учи­тывая его психологические особенности и ситуацию его социаль­ного развития, содействует преобразованию условий его обучения и воспитания, направленному на повышение уровня его адаптации в школе, в семье, в коллективе класса. При этом психолог никогда не решает проблему за самого клиента, будь то школьник или кто-либо другой, обратившийся за помощью. Он лишь моби­лизует, актуализирует его индивидуальные способности для осо­знанного преодоления возникающих проблем и зрелого самораз­вития личности.

4. Психологическое просвещение участников образовательного процесса пронизывает все формы работы школьного психолога. Освещая основные психологические закономерности развития отдельных личностей и коллектива, психолог демонстрирует и раскрывает информацию таким образом, чтобы формировать у слушателей мотивацию на сознательное ее применение в реаль­ной деятельности, во взаимодействии с людьми и, главное, в интересах саморазвития.

5. Методическая работа составляет важную сторону деятельно­сти психолога в школе. Это, прежде всего, предполагает активное самосовершенствование специалиста по существенным для обра­зования и конкретного учебного заведения вопросам, аналити­ческую работу с материалами психологического анализа событий­ной жизни образовательного учреждения и постоянное углубле­ние профессиональных знаний. Важной стороной этой работы яв­ляется грамотное, квалифицированное ведение исследовательской и служебной документации.

Деятельность школьного психолога во всех рассмотренных ее формах требует высокой профессиональной мотивации и мастер­ства, обширных теоретических, практически применимых знаний, навыков общения и взаимодействия с разными людьми, ответ­ственности, дисциплинированности, личностной зрелости.

Значимость работы психолога с детьми дошкольного и млад­шего возраста определяется необходимостью своевременного обес­печения их полноценного психического развития за счет максиального использования возможностей каждого возрастного эта­па. Для достижения этой цели должны быть предусмотрены и реализованы следующие задачи:

— выявление и изучение индивидуальных особенностей каж­дого ребенка;

— создание и поддержание в детском учреждении благопри­ятного для развития его воспитанников психологического кли­мата;

— оказание своевременной психологической помощи как де­тям и их родителям, так и воспитателям и другим работникам.

Практически в сферу деятельности психолога в детском саду входит тот же круг обязанностей, что и в других образовательных учреждениях.

Психолог осуществляет диагностическую деятельность. Исполь­зуя различные методы психологического исследования, он полу­чает информацию об индивидуально-психологических особенно­стях детей, о соответствии уровня их психического развития воз­растным нормам, о сформированности у них определенных (со­образно возрасту) психических новообразований. Важнейшим методом диагностической работы психолога в детском саду явля­ется наблюдение.

Развивающая и коррекционная формы работы реализуются на индивидуальных и групповых занятиях и предполагают, в частно­сти, стимуляцию развития способностей детей. Одно из важней­ших направлений — формирование психологической готовности к школе, под которым понимается повышение уровня познава­тельных, коммуникативных (связанных с общением) способно­стей ребенка, развитие его мотивационно-ценностной сферы, улучшение эмоционального состояния.

Консультативная направленность деятельности психолога в детском саду имеет в виду прежде всего взаимодействие с воспитате­лями и родителями и связана с поддержкой и помощью им в коррекционно-развивающей работе, общая цель которой — по­вышение возможностей развития интеллектуальных и социальных качеств ребенка.

Психологическое просвещение предусматривает повышение уровня психологической культуры родителей и воспитателей, а также администрации учреждения, создание у взрослых мотивации применению психологических знаний в реальном взаимодействии с детьми с целью полноценного и разностороннего их развития.

Действия психолога детского сада по психологической профи­лактике сосредоточены на задаче своевременного выявления коррекции неблагополучий в развитии ребенка, на обнаружение и устранении факторов риска для обеспечения нормального лич­ностного становления дошкольников.

Методическая работа психолога предполагает выполнение нор­мативных требований по ведению документации, по квалифици­рованному оформлению и анализу данных проводимых наблюде­ний и, возможно, исследований, предусматривает его самообра­зование и профессиональное совершенствование.

Для психолога, работающего в детском саду, важными про­фессиональными качествами являются высокая ответственность, эмоциональная устойчивость, работоспособность, терпимость, безусловно — доброжелательность.

Источник:
Психолог в детском саду
Психолог в системе образования В последние десятилетия психологи принимают все более ак­тивное участие в образовании детей, подростков и взрослых. Во многих школах и детских садах психологи уже
https://megaobuchalka.ru/1/11611.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES