Психика человека

Психика животных и человека

В качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев предлагает рассматривать ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ –способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами [Ю.Б. Гиппенрейтер]. Биологически нейтральные воздействиясами по себе не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.

Психика возникла потому, что она оказалась «могучим средством приспособления к окружающей среде» [Ю.Б. Гиппенрейтер]. Совершенствование движений вело к улучшению приспособительной деятельности организма, приводящее к улучшению нервной системы, расширению возможностей. В результате совершенствовалась психика. В таблице 2 представлена сущность различий психики животных и человека.

Таблица 2 – Сущность различий психики животных и человека [Ю.Б. Гиппенрейтер]

СОЗНАНИЕ — высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми [А.В. Петровский].

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ(англ. Unconscious) — понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета [Б.Г. Мещеряков]. В бессознательном невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят: сновидения, автоматизированные движения (навыки), различные оговорки и описки и т.д.

Психология — отдельная наука, имеющая свои методы, предмет, задачи, отрасли. Сознание есть только у человека, психика — у животных и человека.

Вопросы для самопроверки

1. «Лошадь, знающая, что она — лошадь, уже не лошадь» [Магид из Межерича]. Почему?

2. Верно или нет и почему? Сознание – это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания [Е.Е. Сапогова].

3. Верно или нет и почему? Главное в методике наблюдения — записывать свои впечатления о происходившем [Е.Е. Сапогова].

4. Верно или нет и почему? Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде [Е.Е. Сапогова].

Источник:
Психика животных и человека
В качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев предлагает рассматривать ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с
https://studopedia.ru/18_35085_psihika-zhivotnih-i-cheloveka.html

Психика человека

Структура и функции психики человека. Психические функции и их социально-биологическое значение.

Сознание как высшая форма отражения.

Проблема личности в психологии.

Многочисленные исследования позволили определить, что психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях. Способность отражать, то есть передавать характеристики объекта взаимодействия. Существование психики связано с высшими формами органической жизни. Проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животных. Человек обладает высшей формой психической жизни – сознанием. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, поступках, поведении человека. Прежде чем совершать те или иные действия человек обдумывает их, планирует пути и средства достижения поставленных целей.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой.

Психика не является пассивным объектом внешних воздействий, она активно взаимодействует с миром, преобразует и творит его. Активность психики проявляется в следующем:

При отражении окружающей действительности;

В сфере влечений, стремлений и побуждений, которые удовлетворяют потребности индивида и достижения поставленных им целей;

При исполнении программы поведения, включающий поиск и выбор различных его вариантов;

В процессе познания, научения и усвоения социального опыта;

В сфере социального взаимодействия и адаптации;

При построении индивидуальной системы представлений, значений, смыслов, ценностных ориентаций, в процессе формирования мировоззрения.

Психика человека включает психические процессы, свойства, состояния и деятельность, как активный процесс, отвечающий потребностям личности.

В структуру психики входят – психические процессы, психические свойства, психические состояния и деятельность.

Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические процессы делятся на:

познавательные (ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь);

эмоциональные (эмоции, чувства, эмоциональные состояния);

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека (темперамент, характер, способности).

Психические состояния – определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него на данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов, взаимодействие субъекта с окружающим миром.

Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных. Этими особенностями являются:

умение логически мыслить (находить причинно-следственные связи),

умение планировать свою деятельность,

наличие мира внутренних переживаний,

наличие отношения к миру,

человек не просто отражает окружающий мир, он может его моделировать в сознании по своему усмотрению,

появление мышления как самостоятельной внутренней деятельности.

Термин «личность» имеет множество различных значений. Существует целый раздел в психологической науке – Психология личности. Это наука о личности, персонология — дисциплина, изучающая человеческую индивидуальность путем разнообразных исследовательских стратегий. Личность – одна из наиболее сложных категорий научной психологии, которая используется для сравнительной оценки психологических качеств и индивидуальных проявлений человека. Существует множество определений этого понятия.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. (Леонтьев А.Н.)

Личность — человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей. (Слободчиков В. И.)

Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания. (И. С. Кон). Любой человек – это индивид, но появляясь на свет, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

Личность предполагает совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, которые отличают его от других людей.

Личность – это организованное целое, имеющее относительно устойчивую структуру. Отдельные черты личности существуют не автономно, они взаимосвязаны и интегрированы в сложную многоуровневую систему.

В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненными перспективами ее развития. При постоянстве общей структуры, личность динамична и должна развиваться во взаимодействии с внешней средой.

Личность является особой формой самоорганизации, позволяющей реализовывать индивидуальные и социально обусловленные формы поведения.

Потребность в самоактуализации, саморазвитии есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является центральной для многих концепций о человеке. Самоактуализироваться – значит достичь вершины своего потенциала. Постоянное стремление к саморазвитию, к совершенствованию и самореализации является показателем зрелой личности. Кроме того, саморазвитие есть источник долголетия человека, не только физического, но и социального, личностного. Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию.

В психологии утвердилось разведение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек живое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия труда и пользоваться ими. Человек это самое широкое понятие для обозначения субъекта деятельности, познания, общения.

Индивид (более узкое понятие) – отдельное живое существо, представитель биологического вида. Индивид обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность.

Понятие индивидуальность указывает на неповторимость, единичность признаков и их сочетания у отдельного человека. Индивидуальность совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека.

Выше перечисленные понятия, как и понятие «личность» тесно связаны с процессом социализации личности. Социализация личности – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из разных ситуаций различный социальный опыт.

Структура личности изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями. Существуют разные подходы к выделению структурных компонентов личности. Одним из наиболее ярких подходов к данному вопросу, является трехкомпонентная модель З. Фрейда, который в структуре личности выделяет три устойчивых образования: Оно (Id), Я (Ego), Сверх-Я (Superego). Оно – соответствует бессознательной части человеческой психики и включает врожденные инстинктивные влечения. Я – выступает в роли посредника между Оно и Сверх-Я. Эта подструктура личности призвана согласовывать бессознательные влечения, желания и стремления индивида с фактами и требованиями социального окружения. Сверх-Я — выступает внутриличностным воплощением моральных норм и запретов, социальных стандартов поведения, ценностей и установок. Это подструктура совести.

Результатом обобщенного подхода к структурному анализу личности, является динамическая структура К.К. Платонова, который выделяет следующие уровни:

социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

индивидуальные особенности различных психических процессов.

Б.Г. Ананьев при описании структуры личности использовал широкую категорию «человек», как предмет познания. Общая структура человека, по мнению ученого, объединяет следующие подструктуры:

определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

статус и социальные функции-роли;

мотивация поведения и ценностные ориентации;

структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития.

Направленность личности и её психологические проявления:

Направленность – это ответ на вопрос, чего хочет человек, что для него привлекательно. Направленность – это некий психологический стержень личности, поскольку закладывает основу отношений человека с миром и к миру, задает основные линии поведения, предопределяет систему ценностей и взглядов, жизненную позицию. Выделяют три основные проявления направленности личности:

потребностно-мотивационная сфера личности: целостная система потребностей, мотивов, целей, задач, установок и других психологических проявлений;

многоуровневая система, набор деятельностей, подчиненных мотивам. Человек выбирает деятельности, осуществляет их, в них реализуется и живет;

психологическая структура деятельности, структура сознания, система отношений личности с миром.

Потребность – субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит. Основные свойства потребности:

потребность является предметной, т.е. на что-то направленной, к чему-то реальному отнесенной;

потребность активизирует деятельность, потребность служит источником любой активности личности;

потребность обладает способностью к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению;

потребности обладают изменчивостью, т.е. им свойственна прижизненная динамика.

Потребности человека специфичны как по своим свойствам, так и по способу их организации. Потребности человека образует системное соподчинение, или иерархию. Известна «пирамида» иерархии потребностей человека. Нижний слой составляют физиологические потребности, на втором уровне располагаются потребности в безопасности, т.е. в сохранении уже достигнутого благополучия. Третий слой пирамиды занимает потребность в общении с другими людьми. На четвертом месте находится потребность в уважении и самоуважении. И на пятом, высшем уровне функционирует потребность в самоактуализации. Это потребность человека в развитии всех своих способностей, потребность в самореализации, в стремлении «вверх», к совершенству, личностному и социальному благополучию.

Предметом любой потребности человека является мотив. Мотив это побудитель, непосредственно психологическое проявление потребности. Мотив – это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Основные функции мотива:

мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, мотив запускает, включает её, обеспечивает энергетически;

мотив придает направленность производимой деятельности. Недостаточно запустить деятельность, её необходимо вести, реализовывать;

мотив обладает смыслообразующей функцией.

В настоящее время не существует исчерпывающей классификации мотивов. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают (мотивы духовные, материальные). Мотивы различают по форме отражения предмета потребности (мотивом может быть непосредственный образ памяти, воображения). Мотивы по степени обобщения предмета могут быть широкими и узкими, по времени существования – кратковременными и долговременными. Мотивы так же подразделяются по степени участия сознания (мотивы могут быть осознанными и неосознанными).

Самопознание. Самооценка Личности.

Самопознание – нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей.

В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами.

При осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности…)

В самонаблюдении своих состояний, мыслей, переживаний, анализе мотивов поступков и т.п.

Источник:
Психика человека
Структура и функции психики человека. Психические функции и их социально-биологическое значение. Сознание как высшая форма отражения. Проблема личности в психологии. Многочисленные
https://studfiles.net/preview/1758621/page:3/

Психика человека – восьмимерный механизм

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Определений понятия Психика великое множество. Медицина, философия, психология и даже религия дают своё определение психики, объясняя на свой лад механизмы внутреннего мира человека.

Наиболее распространённым является определение А.Н. Леонтьева:

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Как любое свойство, психика проявляет себя только в процессе взаимодействия этой «высокоорганизованной материи» с другими такими же материями, то есть психика человека проявляется в обществе, в среде себе подобных.

Каждый из нас строит свою картину мира и образ себя в нём, и уже на основе этого меняет своё поведение, принимает решения и выполняет определённые действия для удовлетворения собственных потребностей.

Если психика есть отражение действительности, то почему так много вариантов этого отражения? Мы можем смотреть на один и тот же предмет и видеть совершенно разные вещи. Абсолютно по-разному понимать жизненные ситуации и поступки других людей, делать диаметрально противоположные выводы и совершать необъяснимые порой даже для себя действия.

Из каких кирпичей мы строим свои картины мира? Что выносим на первый план, а что оставляем для фона? И почему мы поступаем так, а не иначе? Что движет нами в принятии решений?

Сквозь восьмигранную призму системного мышления становятся видны механизмы функционирования человеческой психики.

Системно-векторная психология описывает принципы, согласно которым мы отражаем объективную реальность и выстраиваем свою картину мира, определяем своё место в существующем обществе и регулируем своё поведение и действия.

Любые психические процессы человека обусловлены его векторами. Каждый вектор означает одновременно наличие комплекса желаний, стремлений, целей и вместе с этим наличие необходимых для их реализации свойств. Каждый поступок обусловлен соответствующим желанием и обеспечен конкретным свойством. Мы просто не в состоянии пожелать того, чего не можем осуществить. Все наши желания и возможности полностью совпадают друг с другом.

Во времена первобытной человеческой стаи всё было просто – у каждого, за редким исключением, был один вектор, одна конкретная видовая роль, выполняя которую человек ощущал наслаждение, получал удовлетворение от своей жизни. Видовая роль представляла собой отдельную часть общей задачи по выживанию всей стаи. Только та стая, где выполнялись все видовые роли, имела возможность выжить и продолжить себя во времени.

Сегодня развитие человечества достигло такого уровня, что у каждого современного индивида присутствуют в среднем 3-5 векторов и более, в связи с этим психика человека значительно усложнилась, а психические процессы ускорились в разы. Несмотря на это в каждом векторе присутствуют все прежние желания, как и на заре человечества, изменились только способы их реализации.

Тот, кто раньше охранял пещеру и обучал мальчиков войне и охоте, сейчас преподаёт в вузе или занимается аналитикой. Тот, кто охотился и создавал запасы пищи, конструирует и совершенствует технологии. Кто любовался закатом и высматривал опасных хищников в саванне, занимается искусством или медициной.

Однако всех нас объединяет один общий принцип, одно желание, присущее всем людям, независимо от векторального набора.

Чего мы хотим? Все без исключения!

Любви, богатства, уважения, славы, внимания, покоя. Ответ прост: абсолютно все мы хотим наслаждения. Мы стремимся получать удовольствие от своей жизни, все наши поступки направлены только на это.

Каждый из нас имеет врождённый набор векторов – совокупность психологических свойств, определяющих наши желания, ценности, приоритеты. Реализуя свои желания мы получаем наслаждение, как результат сбалансированной биохимии головного мозга, ощущаем наполненность жизни, удовлетворение от собственных действий, счастье.

Отсутствие реализации природных потребностей ведёт к накоплению нехваток, дисбалансу биохимии головного мозга и возникновению негативных состояний психики – апатии, депрессии, страхов, фобий, обид, раздражительности, агрессивности и тому подобного. Такие негативные состояния заставляют нас наполниться любым способом, вплоть до архетипичного, только бы снять растущее напряжение.

Все мы стремимся к наслаждению, но никак не к страданию, именно это и толкает нас к действиям, а самое большое удовольствие мы можем получить, максимально реализуя свои качества на самом высоком уровне их развития согласно темпераменту современного человека. В каждом из восьми векторов свои желания и, соответственно, люди с разными векторами получают наслаждение от различных видов деятельности.

Психика кожника такова, что он с удовольствием сэкономит время, выполняя несколько дел одновременно. Анальник же, наоборот, строго последовательно доведёт свою работу до идеала без оглядки на затраченное время и силы. Уретральник всегда в первых рядах двигает свою стаю в будущее, чего бы это ему ни стоило, а для мышечника сливаются понятия пространства и времени в его любимом состоянии монотонии, в радости от физического труда.

Мы рождаемся для наслаждения, которое можем получить только реализуя собственные качества, то есть выполняя видовую роль. Тем самым мы приносим пользу обществу и делаем свой вклад в развитие всего человечества.

Частное наслаждение каждого из нас на самом деле намного объёмнее и значительнее, чем просто личная радость от хорошо сделанной работы.

Реализация векторальных свойств – процесс постоянный. Нельзя наполниться раз и навсегда, как невозможно наесться на несколько дней вперёд. Однако выполняя одни и те же действия, реализуя своё желание на одном и том же уровне, со временем мы обнаруживаем, что ощущение наполненности уменьшается. В чём же дело?

Покорение одной и той же вершины уже не приносит альпинисту того пьянящего чувства радости, как это было впервые. Теперь нужна более высокая скала.

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…» — как всегда точно подметил Владимир Высоцкий.

Каждое желание в каждом векторе требует своего удовлетворения. Частичное наполнение вызывает жажду более полной реализации, а полностью реализованное желание рождает удвоенное. После полной реализации одной потребности возникает новая, в два раза бОльшая и требующая удвоенных усилий для наполнения, но и дающая в итоге двойное наслаждение.

Жизнь это движение – усилия над собой, работа мысли, творческий поиск, созидательная деятельность, своего рода самосовершенствование, духовный рост без остановок в пути.

Кто-то стремительно движется по карьерной лестнице, кто-то становится профессионалом экстра класса, а кто-то, будучи топ-моделью, создаёт благотворительный фонд помощи детям. Это и есть наполнение растущего желания в зрительном векторе – от модельного бизнеса, где для полного удовлетворения достаточно увидеть себя красивую на обложке журнала, до благотворительности, в которой возможна только отдача всего – своего времени и сил, эмоций, любви и сострадания, а наслаждение от такой реализации в разы полнее.

Безусловно, такой рост возможен только при исходно высоко развитом векторе. Реализация напрямую зависит от уровня развития векторальных свойств. Чем выше уровень развития, тем сложнее и объёмнее реализация и тем большее наслаждение человек может получить.

Наполнение векторов возможно двумя путями: вовнутрь, что означает получение удовлетворения напрямую в себя, это происходит на низком уровне развития вектора, и наружу, то есть во благо всего человечества, общества, коллектива, а потом уже себя, как члена этого общества. Отдача ради получения, созидание ради приобретения и наслаждения.

Реализация вовнутрь, для себя любимого – это архетипичный элементарный уровень психики, на котором могут быть удовлетворены наши желания. Он даёт маленькое кратковременное удовольствие, а значит требует постоянного повторения, чтобы наполнить нехватки хоть частично.

Архетипичная реализация кожного добытчика это воровство, то есть добыча любой ценой, обогащение себя за счёт других, в то время как высокоразвитый кожный вектор наполняется путём инженерии или законотворчества, получение того же самого имущественного и социального превосходства только уже за счёт повышения собственной ценности, как специалиста, увеличения своего вклада в развитие общества, создания социальных благ.

Сложная психика современного человека намного больше, чем мелкое наполнение от реализации первобытной программы. Взрослый человек не получит такого удовольствия от игры в куклы, как от работы над сложным проектом в коллективе.

Сила желания в каждом векторе или темперамент современных людей растёт с каждым новым поколением, поэтому определяющим в жизненном сценарии человека является ответ на вопрос – как высоко смогут развиться свойства векторов до пубертата. Два полюса кожного вектора это либо отъявленный мошенник, вор и проходимец, либо талантливый инженер-конструктор, организатор, экономист.

Любой из восьми векторов – это только набор свойств, желаний, ценностей и приоритетов, а каким путём мы реализуем их – от этого зависит наше место в социуме и объём наслаждения от реализации.

Реализация наружу требует большего приложения усилий, но вместе с этим даёт наиболее полное удовлетворение от жизни, так как это наполнение на самом высоком уровне, который, собственно, и соответствует уровню темперамента современного человека.

Картину объективного мира мы можем создать исходя из собственного видения реальности, понимания, что для каждого из нас наиболее важно и ценно а что имеет второстепенную значимость. Наш взгляд на мир и своё место в нём определяют наши вектора. Инструментами деятельности психики современного человека являются врождённый темперамент, уровень развития и степень реализации природных качеств. А механизмы функционирования психики – это принцип наслаждения, удвоение желания и реализация вовнутрь или наружу.

Психика является самым сложным и многогранным свойством современного человека, и чем больше вы знаете о принципах функционирования психики, чем больше понимаете себя, свои желания и возможности, тем больше у вас шансов сделать себя счастливым, и не на треть или половину, а на все 100%.

Источник:
Психика человека – восьмимерный механизм
Психика – струны нашей души Определений понятия Психика великое множество. Медицина, философия, психология и даже религия дают своё определение психики, объясняя на свой лад механизмы внутреннего мира человека. Наиболее распространённым является определение А.Н. Леонтьева:
https://www.yburlan.ru/biblioteka/psikhika-cheloveka-vosmimernyi-mekhanizm

Структура и функции психики человека

Ещё древние греки отмечали две составляющие каждого человека. Первая – его вешние, предметные, вещественные проявления. Вторая – внутренние особенности человека, составляемые чувствами, эмоциями, желаниями, воспоминаниями. Это и есть проявления психической жизни человека.

Под психикой понимается скоординированный ответ высокоорганизованного индивидуума на внешние воздействия окружающей реальности. Формирующийся при этом психический образ позволяет контролировать поведенческие реакции индивидуума. Из определения становятся понятно основное значение психики в жизни человека: индивидуализированное отображение окружающей реальности и регулирование ответного поведения.

Психика – это внутреннее отображение событий внешнего мира.

С структурной точки зрения психику рассматривают как сложно организованную многоуровневую систему. В большинстве сложные системы имеют специфическую организацию, динамику и структуру.

Важнейшее свойство психики, на которое указывает большинство исследователей – нерасчленимость, целостность. Психикой человека называется сложная по соотношениям и взаимодействию совокупность сформированная психическими процессами, состояниями, свойствами, образованиями.

Под психическими процессами понимают завершённые реакции организма на сигналы поступающие от внутренних или внешних раздражителей, характеризующиеся началом, поступательным развитием и концом.

Всю совокупность психических процессов можно подразделить на познавательные, эмоциональные, волевые.

Всем психическим процессам свойственна объединенность в общий поток сознания с целью адекватного отображения реальности и возможности осуществления деятельности. Скорость психических процессов определяется характерологическими особенностями личности и интенсивности вызывающих их раздражителей.

Уровни работоспособности индивида, определяющие качественный фон его деятельности называются психическими состояниями. Именно от психических состояний зависят стадии высокой и низкой личностной активности. Определяются как физиологическими факторами, так и кратковременными внешними воздействиями (например, похвалой или осуждением и т.п.).

Состояния классифицируют по трём группам: общее психическое состояние, настроение (эмоциональный фон), вдохновение (состояние творчества).

Являются относительно стабильным образованием, отображающие типичный для конкретного индивида характер деятельности в качественно-количественном выражении.

По структурной организации психические свойства классифицируют на четыре группы:

  • Жизненную позицию, определяющую уровень активности и избирательности человека, формируют интересы, убеждения, идеалы;
  • Под темпераментом понимают природные врождённые свойства личности, обусловливающие степень подвижности, активность, уравновешенность;
  • Способность к творческому самовыражению, выраженность эмоциональных проявлений, развитость воли и интеллекта определяют способности;
  • Совокупностью отношений и способов поведения формируется характер.

перейти наверх

Под влиянием приобретённых в процессе жизни опыта и знаний складываются психические образования индивидуума. Они определяют качество профессиональной деятельности. Обобщённым представлением психических образований считают сознательность.

В целом психическая деятельность это нечто большее, чем просто совокупность нейро-гуморальной деятельности нервной ткани. Психическое возникает в результате совокупной обработки внешних и внутренних сигналов. Психика – это совокупный продукт обработки головным мозгом массы поступающих сигналов на качественно ином уровне.

Возможность адекватного индивидуального отображения внешнего мира обусловлено функциями психики. Физиологической основой функционирования психики – сложная совокупность множества афферентно и эфферентно направленных связей. За некоторые функции строго отвечают определённые участки мозга. Другие диффузно распределяются по всей коре головного мозга и при необходимости легко делегируются. Участием в формировании функциональных ответов нескольких отделов мозга, обеспечивается возможность их регулирования. Функции психики описаны ниже.

Ежедневное влияние на психику человека оказывает огромное количество факторов, способных значительно корректировать эту функцию. Воздействие любого явления часто определяется условиями и временем воздействия, в голове у человека отображаются образы всех событий и объектов окружающего мира.

Выделяют три формы отражения: восприятие неживую природу, отражающие происходящие физиологические процессы и отражение сознания.

Благодаря своей динамичности, отражение позволяет выработать ответ на конкретную сложившуюся ситуацию. Человек адекватно воспринимает происходящую ситуацию без попыток её преобразовать.

Восприятие окружающих событий не пассивный процесс. Благодаря регулятивной способности психики, человек может регулировать свое отношение, ставить задачи, воспринимать мотивацию и потребности. Благодаря психике изменяется поведение человека.

Выделяют две разновидности регулятивной функции: при направленности на достижение результата – конструктивная, при авантюрной и рискованной направленности – деструктивной.

Используется указанная функция для осмысления конкретной ситуации со всевозможных сторон с целью оптимальной адаптации. Это позволяет максимально комфортно чувствовать себя практически в любых условиях. Эта же функция позволяет каждому уникальному по своей сути индивидууму существовать как части общего социума.

Психика человека сложноорганизованная структура позволяющая динамически изменять свои компоненты для лучшей приспосабливаемости человека.

Источник:
Структура и функции психики человека
Психические процессы – отражающие, динамические способности, имеющие начало, развитие и заключение. Проявляются процессы в виде отдельных реакций. Завершение одного процесса означает начало другого.
http://psytheater.com/struktura-i-funkcii-psixiki-cheloveka.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES