Принципы психологии

SmartPsyholog Умная психология

Принцип детерминизма (от лат. determino – определяю)

состоит в том, что объяснение какого-либо феномена или события строится на раскрытии его причинно-следственных связей с другими феноменами или событиями и анализе закономерного взаимодействия эмпирически установленных факторов, обуславливающих его возникновение.

состоит в том, что явления действительности необходимо рассматривать в их взаимосвязи и взаимовлиянии с элементами той целостной системы, в состав которой они входят, придавая ей новые свойства. Исследуемый объект рассматривается как организованная целостность или как структурный и функциональный элемент этой целостности.

Принцип развития или генетический принцип состоит в признании закономерного характера изменения исследуемых психических феноменов, их перехода от одного уровня организации к другому, возникновения новых форм психических явлений и процессов. Правильное понимание понятия «психика» может быть достигнуто только при рассмотрении ее как результата действия и продукта развития.

Принцип единства сознания и деятельности, характерный для отечественной психологической школы состоит в том, что сознание и деятельность, не являясь тождественными или противоположными понятиями, образуют единство. Сознание при этом образует динамические модели деятельности, на основании которых происходит ориентирование человека в окружающей среде.

На основе принципа единства сознания и деятельности возможно выяснение внутренних психологических механизмов, обеспечивающих успешность достижения целей действий, открытие объективных закономерностей психики.

Источник:
SmartPsyholog Умная психология
Принцип детерминизма (от лат. determino – определяю) состоит в том, что объяснение какого-либо феномена или события строится на раскрытии его причинно-следственных связей с другими феноменами
http://www.smartpsyholog.ru/smarts-255-1.html

Джеймс Вильям

Уильям Джемс (William James, 11 января 1842, Нью-Йорк — 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США. Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.

Перед вами записи очень умных, иронично-тонких, очень личных бесед, которые около ста лет назад вел с американскими педагогами замечательный философ и педагог Уильям Джеймс.

Его беседы настроены на людей определенной профессии, определенного мировоззрения. Это своего рода попытка переосмыслить научные факты, что делает их полезными и значимыми в практике обучения и воспитания ребенка.

Книга будет интересна педагогам, психологам, специалистам в области образования, а также всем, интересующимся этим кругом вопросов.

В книгу вошли два известных произведения выдающегося американского философа и психолога У. Джэмса (Джеймса) (1842-1910) — «Воля к вере» и «Прагматизм», давно ставшие для наших читателей библиографической редкостью, а также ряд его работ, впервые переведенных на русский язык.

Разнообразные по тематике, они демонстрируют все достоинства философского творчества У.Джэмса: ясность мышления, всестороннюю эрудицию, живой темперамент и литературный талант, а главное — стремление подходить к исследованию философских проблем с учетом задач реальной жизни людей.

Работа известного американского философа и психолога У. Джеймса представляет собой попытку постижения феномена религии не как института или социального феномена, а как непосредственно познаваемого личного переживания.

Религию в таком аспекте автор рассматривает как одно из вторжений подсознательного в нашу обыденную жизнь, приходя к признанию высших сил, от которых религиозные люди ждут спасения и находят его. Современное сознание, независимо от того, отвергает ли оно или принимает религиозные идеи, не может игнорировать интереснейший исторический, психологический, литературный материал, представленный в исследовании.

Книга «Научные основы психологии» посвящена анализу психической деятельности человека, рассматриваемой автором как «поток сознания», в котором доминирующую роль играют волевые и эмоциональные начала.

В своей работе Джеймс отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся в сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность.

С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека.

Новое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии.

Перевод с английского П. Юшкевича

«Собранные в этой книге лекции были прочитаны в Ловелльском университете в Бостоне (в ноябре и декабре 1906 г.) и в Колумбийском университете в Нью-Йорке (в январе 1907 г.).

Я выпускаю их в свет в том же виде, в каком они были прочитаны, без каких бы то ни было дополнений или примечаний. Так называемое прагматическое движение — я не люблю этого названия, но, очевидно, слишком поздно менять его — объявилось неожиданно, словно с неба свалилось. Некоторые направления, всегда существовавшие в философии, внезапно познали самих себя и свою общую задачу. Это произошло во многих странах и при том со столь многих и различных точек зрения, что в результате получились многочисленные разногласия в изложении учения.

Я сделал попытку нарисовать в широких, общих чертах картину движения, каким оно представляется мне, не вдаваясь в мелочи и подробности. Думаю, что можно было бы избежать многих бесполезных споров, если бы наши критики согласились ждать до тех пор, пока мы не раскроем окончательно сути возвещаемого нами учения». Уильям Джеймс

В ряду основателей психологической науки заметная роль принадлежит американскому философу и психологу Уильяму Джемсу (1842–1910).

В основу настоящего издания положена книга «Психология», вышедшая в 1922 году. Многие из развитых Джемсом представлений не просто составляют часть истории психологии, но подчас помогают понять ее настоящее, глубже исследовать, например, природу личности, ее самосознание.

Источник:
Джеймс Вильям
Уильям Джемс (William James, 11 января 1842, Нью-Йорк — 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и
http://www.koob.ru/james/

Методологические, теоретические и естественные основы психологии

Методологические, теоретические и естественные основы психологии. Принципы психологии

Методология — это учение об общих точки зрения, с которых должен выходить исследователь психической природы «Я» человека, о правилах, которых он должен придерживаться в исследовании, и о средствах, которыми он должен пользоваться. Методология базируется на своеобразие предмета науки. Методология делится на техническую и философскую.

Техническая методология изучает внешние и специальные признаки явлений, которые нуждаются в специальных приемов исследования. Техническая методология психологии определяет процедурные особенности как методик психологического исследования, так и методик психологического воздействия.

Философская методология познает широкие общие свойства и соотношения явлений, которые вообще отличают одну науку от других. Философской методологии психологии есть философия человека (философская антропология). Она проявляет себя в принципах построения психологического исследования — то есть восходящих положениях, которые обусловливают научную взаимодействие психолога с психологически-содержательными явлениями мира.

Наиболее полное изложение тех методологических принципов, которые были разработаны в советской психологии (которые хотя и разработанные на основах философии диалектического материализма, но определенным образом и отвечают требованиям западной академической психологии, построенной на принципах позитивизма) дает украинский психолог В. М. Ткаченко. Согласно ему, субъект (человек) взаимодействует с объектом (действительность) на трех основных уровнях: организма, индивида, личности. Эти уровни становятся определяющими в толковании методологических принципов: детерминизма, отображения, единства сознания и деятельности, развития, системно-структурного.

Принцип детерминизма был предложен С. Л. Рубинштейном в формулировке «внешнее через внутреннее» (т.е. внешние причины влияют на человека, только преломляясь сквозь внутренние условия); В. М. Леонтьев его переформулировал как «внутреннее через внешнее» (то есть внутреннее, субъект, действует через внешнее, и тем себя изменяет); В. М. Ткаченко принял оба формулировки как такие, которые составляют диалектическом единстве.

• В формулировке Рубинштейна главное то, что по внутренним как признается субъектом власти самодетерминации (внутренней причинной обусловленности психических явлений); внутреннее корректирует внешние влияния, а значит, оно не полностью зависит от внешнего, оно имеет собственную сущность, развивается по собственной логике. Самый принцип был необходимым, чтобы указать на другой тип детерминации в гуманитарном знании по сравнению со знанием природничонауковим, где детерминизм является прямым.

• В формулировке Леонтьева важным оказывается уже не то, что внутреннее (субъект) действует, а то, что через внешнее; здесь подчеркнуто, что деятельность служит усвоению индивидом социально произведенных средств деятельности, социализации личности.

• Ткаченко также не акцентирует момент самодетерминации субъекта (как чисто психической детерминации): у него действует біопсихічна детерминация (на уровне организма, которому присущ реактивный характер организации поведения); соціопсихичічна (на уровне индивида — субъекта общественных отношений в процессе усвоения готового социального опыта); отдельный подуровень соціопсихічної (на уровне личности, которая достигла способности к творчеству нового социального опыта).

Принцип единства психики и деятельности (он принадлежит С. Л. Рубинштейну, но в нем речь шла о единстве с деятельностью не психики, а именно сознания). Согласно этому принципу психика представляет собой внутренний план деятельности (жизнедеятельности, усвоения социального опыта, его производства — соответственно уровням субъекта).

В С. Л. Рубинштейна принцип единства сознания и деятельности не сводится к тому, что сознание выступает внутренним планом деятельности, повторяет ее внутри субъекта (идея інтеріоризації); он принципиально отличает сознание от деятельности. Единство их — это не тождество. Это единство вытекает из принадлежности как сознания, так и деятельности сознательном и действующему субъекту. Личность становится основанием связи сознания и деятельности, именно в личности и личностью эта связь реализуется (то есть связь сознания и деятельности оказывается личностно опосредованным). Это личностный опосредования связи сознания и деятельности преодолевает функционализм: психические процессы не имеют самостоятельных линий развития, а развиваются в процессе развития личности.

Если в Рубинштейна центральной категорией в понимании единства сознания и деятельности выступает субъект (личность), то в Леонтьева на его место подставлена деятельность; личностный опосредования заменено деятельностным. В Рубинштейна личности как субъекта принадлежит и сознание, и деятельность; в Леонтьева и сознание, и личность относятся к деятельности.

Принцип развития в діалектико-материалистическом толковании таков: каждому уровню детерминации соответствует свой тип развития (как организм субъект развивается в процессе созревания психофизиологических своих подструктур, как индивид — в процессе деятельностной присвоение, как личность — в процессе преобразующей деятельности. Вместе с тем имеется в виду, что организм, индивида и личность также связывает между собой определенная линия развития — как три последовательные качественные стадии. Это развитие не напоминает саморазворачиванию психической сущности, оно оказывается производным от развития биологической и социальной систем.

Упомянутый перечень принципов не является единственно возможным! Современная онтологически-ориентированная психология, учредителем которой является С. Л.Рубінштейн, пользуется другими принципами построения психологического исследования. Наиболее полный перечень этих принципов приведен киевским ученым И. П. Манохою: объективности психологического исследования, многомерного и многоуровневого существования предмета психологии, исследования психических явлений в их развитии, творческой самодеятельности, организации развивающих и формирующих психологических воздействий.

Принцип объективности психологического исследования решает проблему объективного и субъективного в научном познании. Этот принцип утверждает, что индивидуальный мир «Я» человека (предмет психологии) существует объективно. Он является целостным и завершенным в своей сущности, а потому нет нужды объяснять психическое через другие («более объективные») уровне реальности-биологическое и социальное. Психическое предстает как объективное явление, содержание которого всегда является субъективным.

Принцип многомерного и многоуровневого существования предмета психологии указывает на то, что определение сущности предмета психологического исследования могут касаться различных уровней его существования, но они должны быть родственными и находиться в определенной иерархии, в зависимости от содержательной иерархии самих уровней существования данного явления. Соблюдение этого принципа является необходимым в синтетических исследованиях на пересечении различных отраслей науки: философии, психологии, лингвистики, социологии и др.

Принцип исследования психических явлений в их развитии базируется на понимании индивидуального мира «Я» личности (предмета психологии) как динамического явления, которое постоянно находится в состоянии изменения. В отличие от принципа развития в предварительном перечне, данный принцип предполагает, что психическое явление разворачивается с собственной сущности, а не является пассивным объектом решающих для развития влияний извне — с биологической природы или социума.

Принцип творческой самодеятельности (С. Л. Рубинштейн) указывает на основную движущую силу развития индивидуального мира «Я» человека (предмета психологии) и на смысловой направление динамики психических явлений. Этот принцип требует признание взаимозависимости бытия мира и человека, образующиеся одним и тем же актом творческой самодеятельности, которым личность включается в мировое целое, которое ее охватывает. И. П. Маноха выделил пять основных положений, которые составляют в единстве содержание данного принципа:

• о необходимости включения в объективное бытие, которое составляет модель конструктивного целого, элемента творческой конструктивности;

• о том, что объективность субъективного психического содержания зависит не от того, что он создан объективными факторами, а от того, он замыкается в самостоятельную целостность;

• о признании акта творческой самодеятельности таким, что имеет в качестве объекта самостоятельный мир (объективное бытие) и таким, что выстраивает перед субъектом мир в целостности и завершенности;

• о том, что субъект в актах творческой самодеятельности не только проявляет себя, но и создается, определяется;

• об определении создаваемой субъектом деятельностью не только завершенного ее продукта, но и богатства самого субъекта.

Творческая самодеятельность (как путь развития человека, связанный с внутренней детермінацією) альтернативная социализации, решающем влияния общества.

Принцип организации развивающих и формирующих психологических воздействий определяет условия, при которых воздействие психолога на психическое явление действительно может считаться развивающим. Главным условием для осуществления такого влияния является «смысловое співнастроювання» с предметом, с его сущностью, с индивидуальной логикой его развития. Также этот принцип определяет необходимый и ожидаемый эффект взаимодействия психолога с предметом своего исследования и преобразования.

Естественные основы психологии (к которым можно отнести эволюционную теорию Ч. Дарвина, учение И. М. Сеченова о рефлексы головного мозга и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности) долгое время существовали в качестве равных по значению теоретическим и методологическим основам. Психология, чтобы утвердиться как серьезная наука, вынуждена была опираться на факты физиологии, даже когда имела достаточно собственно психологических фактов. Подчеркивать материальность предмета психологии — а это было идеологически необходимо — позволяло ссылки на связь психики с деятельностью нервной системы. Эта связь действительно существует, но когда он превращается в отождествления, психология тем самым превращается в физиологии центральной нервной системы — потому что теряет собственный объект изучения — психическую реальность.

Источник:
Методологические, теоретические и естественные основы психологии
Методологические, теоретические и естественные основы психологии. Принципы психологии Методология — это учение об общих точки зрения, с которых должен выходить исследователь психической природы
http://banauka.ru/2972.html

Принципы психологии

Принципы психологии — это исходные положения, определяю­щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор­мы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и за­коны, действующие в сфере психического, и поэтому чрезвычай­но важно уяснить их содержание, основные требования.

Опираясь на философские, естественно-научные и другие на­учные основы, отечественная психология сформулировала следу­ющие основные ведущие методологические принципы, опреде­ляющие ее позиции в понимании психики и подходы к ее изучению и формированию.

Принцип отражения, раскрывающий понимание сущности пси­хического и его основных функций, уровней в развитии психи­ки человека. По мнению А. Н. Леонтьева, в психике нет ни грана того, что не было бы отражением. Очевидно, что своеобразие психики человека, этой особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль игра­ют следующие: особенности самой объективной реальности, вос­принимаемой как с помощью органов чувств человека (через первую сигнальную систему, в том числе и через экстрасенсорику), так и с помощью языка, речи (через вторую сигнальную систему); состояние головного мозга, физического и психичес­кого здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Особенности психического отражения более подробно рассмот­рены в одной из предыдущих глав данного учебника.

Принцип детерминизма, объясняющий причины развития пси­хики, ее истоки. Здесь важно видеть и уяснить два обстоятель­ства.

Вместе с тем психика человека не простой продукт обстоятельств. Через деятельность людей она может изменять эти обстоятельства (К. Маркс).

Второе обстоятельство состоит в том, что психика человека не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов, обстоятельств.

Психика человека, таким образом, обладает способностью из менять, развивать себя.

Принцип активности психического, сознания ориентирует исследователя при изучении психики, психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправленно, а не только зеркально. Это обусловлено и определяется имеющимся у человека жизненным, профессиональным и дру­гим опытом, его потребностями и интересами, тем, что в каждом акте психического присутствует и отношенческий аспект. Психи­ка человека, ее содержание и состояние выступают своеобразным трансформатором, призмой всяких внешних и других воздействий.

Принцип развития психики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми, процессе взаимодействия его с социальной и природной средой раскрывает истоки человеческой психики. Психика человека, его сознание могут быть правильно поняты и объяснены при условии, если рассматриваются как результат социального взаимодей­ствия, взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. В качестве специфической для человека формы психического развития вы­ступает его социализация как процесс усвоения им общественно­го опыта.

В связи с этим выделяют две грани проявления психики лю­дей, две группы форм существования психического:

субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает че­ловек, его отношения и оценочные суждения и т.п.;

объективные — реальное поведение, действия, поступки чело­века, материализованные и объективированные результаты его де­яний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).

Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адек­ватное понимание психики человека возможно лишь на основе систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки по­казателей и признаков таких проявлений.

Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изу­чению психических феноменов ориентирует специалиста на понимание того, что психика формируется, функционирует и про­является как целостное, интегральное явление. Все индивидуаль­ные и групповые (общественные) психические феномены взаи­мосвязаны и обусловливают друг друга.

Психика человека, функцио­нируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточ­ная развитость одних психических функций может быть компен­сирована соответствующим развитием других.

Принцип относительной самостоятельности психических фено­менов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указыва­ет на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ, но и свои закономерности формирова­ния, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т. п.).

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, установок в понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, меха­низмов.

С учетом требований этого принципа изучение психики чело­века и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, веду­щих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального, опыта, способностей и других особенностей в целом, учета своеобра­зия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства конкретно-исторического подхода и содер­жательного анализа явлений как индивидуальной, так и группо­вой, общественной, массовой психики. Этот принцип ориентиру­ет специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правиль­но и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа. Только содержательно-ценностного или, наоборот, кон­кретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания.

Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает возможность в познании и из­менении психики человека, социальной группы.

Источник:
Принципы психологии
Принципы психологии — это исходные положения, определяю­щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор­мы проявлений, способы
http://shpargalki.ru/news/4881.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES