Пример социального конфликта

Пример социального конфликта

По информации официальной прессы, в новую программы для средней школы в РФ будет включен предмет «Духовно-нравственная культура» (ДНК). Этот предмет предлагается изучать альтернативно по выбору ученика и его родителей: духовная культура какой-либо из «традиционных» религий (православная, исламская), или нерелигиозная этика.

Планируемый объем предмета – 2 раза в неделю по 2 часа в течение 11 лет обучения.

При этом из учебных курсов для школы на сегодня предлагается только «Основы православной культуры» (ОПК). По нему официально подготовлены преподаватели и утвержден учебник. РПЦ говорит о том, что ДНК – это способ внедрения обязательного православия в школы. Школьников хотят незаконно принудить к безальтернативному изучению православия.

Позиция московской патриархии РПЦ:

«Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе» (из резолюции XI Всемирного русского народного собора).

«Пора развенчать химеру научного мировоззрения» (В. Чаплин, ОВВЦ МП РПЦ).

Позиция российских ученых:

«Все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Ничего иного в современной науке просто нет… Курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует». (Письмо-10).

В приложении «Кентавр» к «Новой газете» (23-25.07.2007) 10 ведущих академиков РАН: Е. Александров, Ж. Алферов, Г. Абелев, Л. Барков, А. Воробьев, В. Гинзбург, С. Инге-Вечтомов, Э. Кругляков, М. Садовский, А. Черепащук, опубликовали письмо президенту В. Путину «Политика РПЦ: Консолидация или развал страны?».

Письмо-10 направлено против агрессивной политики церкви и православного лобби в органах власти: церковного обскурантизма и клерикализации государственных и правительственных структур, армии, школы, вузов и научных учреждений.

«На каком основании, спрашивается, теологию — совокупность религиозных догм — следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой . Мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить верой знания, накопленные наукой». (Письмо-10).

Неформальный лидер группы ученых-естественников, нобелевский лауреат, всемирно-известный физик Виталий Гинзбург в нескольких интервью четко расставил точки над «i». Православная церковь стремиться стать государственной идеологией и подменить своим катехизисом объективное научное знание и среднее школьное образование.

«РПЦ всеми силами старается протолкнуть религиозную веру в ущерб настоящей науке», (интервью «Эхо Москвы»).

«Русская православная церковь всяческими путями стремится, чтобы в младших классах школы преподавали Закон божий, но под названием Основы православной культуры. Это вера в Библию, а что есть в Библии? В Библии есть известный креационизм, то есть Бог взял и создал человека таким, как он есть. Между тем, как наука твердо установила, что человек плод длительной эволюции». (интервью «СИТИ-FM»).

«Петербургская школьница и ее отец подали в суд на учителя биологии, который преподавал теорию эволюции, но не преподавал теорию божественного творения. И получили при этом поддержку патриархии» (интервью порталу «24.ua»).

«Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей» (интервью «Вести образования»)

Ученые популярно объяснили президенту: Нельзя одновременно воцерковлять общество и рассчитывать на научно-технический прогресс. Тут одно из двух: Или Московская Патриархия будет внутри церковной ограды, или Российская Федерация будет на помойке. Выбирайте, мистер Путин. Мистер Путин задумался и молчит. Молчат и министры. Их можно понять: и национальную идею бросать жалко, и на помойку не хочется. Трудный выбор. Зато окружающие с лихвой компенсируют их молчание.

На Виталия Гинзбурга (как общепризнанного лидера научного антиклерикального движения) обрушился шквал обвинений со стороны полит-православных идеологов.

«Молодая гвардия», молодежное крыло правящей партии «Единая Россия» 27 июля 2007 породило статью «Физики «в законе» (автор — Мария Сергеева). Цитирую:

Источник:
Пример социального конфликта
По информации официальной прессы, в новую программы для средней школы в РФ будет включен предмет «Духовно-нравственная культура» (ДНК). Этот предмет предлагается изучать альтернативно по выбору
http://www.sociologyinweb.ru/spgs-997-1.html

Пример этнического конфликта и причины возникновения

Пример этнического конфликта и причины возникновения

Столкновения и другие конфликтные ситуации на межнациональной почве представляют собой довольно серьезную проблему в современном мире. Более подробно о том, что это такое, будет рассказано в статье, а также рассмотрим, когда возникли этнические конфликты. Примеры из истории также будут приведены ниже.

Столкновения, в основе которых лежат национальные противоречия, называются этническими. Они бывают локальными, на бытовом уровне, когда конфликтуют отдельно взятые люди в пределах одного населенного пункта. Также их подразделяют на глобальные. Пример этнического конфликта на глобальном уровне — это косовский, палестинский, курдский и тому подобные.

Ситуации, сопровождающиеся накалом межнациональных отношений, начались с давних времен, можно сказать, что с момента возникновения государств и наций. Но речь в данном случае пойдет не о них, а о тех противостояниях, которые известны из относительно недавних исторических событий.

После того как распался Советский Союз, народы, бывшие когда-то единой целой советской нацией, стали существовать сами по себе, по отдельности. Обострились различные конфликтные ситуации. Пример этнического конфликта на постсоветском пространстве — это ситуация в Нагорном Карабахе, столкновение интересов двух государств: Армении и Азербайджана. И эта ситуация далеко не единственная.

Противостояние национальных интересов, военные действия на территории бывшего СССР затронули Чечню, Ингушетию, Грузию и другие страны. Даже сегодняшние взаимоотношения между Россией и Украиной тоже можно рассматривать как пример этнического конфликта.

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.

Своими корнями этот конфликт уходит в далекое прошлое. По данным армянских источников, Нагорный Карабах носил название Арцах и был в составе Армении во времена Средневековья. Историки противостоящей стороны, наоборот, признают право Азербайджана на эту область, так как название «Карабах» представляет собой сочетание двух слов на азербайджанском языке.

В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.

В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.

Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией

Следующий пример этнического конфликта можно вспомнить, если вернуться в 2008 год. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины.

После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.

На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.

Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.

Источник:
Пример этнического конфликта и причины возникновения
Столкновения и другие конфликтные ситуации на межнациональной почве представляют собой довольно серьезную проблему в современном мире. Более подробно о том, что это такое, будет рассказано в статье, а также рассмотрим, когда возникли этнические конфликты.
https://businessman.ru/new-primer-etnicheskogo-konflikta-i-prichiny-vozniknoveniya.html

Примеры профессиональных конфликтов и их разрешения

Примеры профессиональных конфликтов и их разрешения. Виды профессиональных конфликтов

Обществознание учит, что любые социальные отношения включают в себя конфликт. Так устроен мир: что русскому хорошо, то немцу смерть. На почве несовпадения ожиданий, целей и интересов возникают разногласия и коллизии. Как выйти из таких ситуаций с минимальными потерями? Всегда ли конфликт плох? Попробуем разобраться, изучая примеры профессиональные конфликтов: по обществознанию существует целая отрасль на эту тему.

Наука определяет конфликт как несовпадение мотивов, целей, ожиданий. Это противоречие может проявляться не только вовне, но и внутри отдельного человека. Конфликт всегда предполагает наличие двух и более не совпадающих между собой точек зрения.

В эмоциональном плане конфликт характеризуется стрессом, напряжением, неприятными ощущениями, даже на уровне 5 чувств. Затянувшийся конфликт, переходя в хроническую стадию, может стать причиной психосоматических заболеваний на личном плане или же негативных групповых процессов в социуме, таких как распад команды, снижение производительности труда, забастовка.

Можно выделить ещё и социальный конфликт: нередки примеры профессиональных конфликтов в обществе. Такими являются печально известные классовые конфликты (в Европе) или кастовые (в Индии).

Отнюдь не сейчас возникли профессиональные конфликты: примеры из истории подтверждают это. Например, XIX век был богат на открытия, а кого из изобретателей сразу признали? Конфликт с общественным мнением у всех первооткрывателей налицо.

Коллизию интересов изучают самые разнообразные социальные и гуманитарные науки, в зависимости от уровня и причин конфликта. К таким отраслям относится:

Многие науки изучают конфликт с самых разных сторон, а для чего?

«Кто предупреждён – тот вооружён», – считает народная мудрость. Именно поэтому знания о конфликте как явлении могут очень помочь не только менеджерам, но и любому человеку.

Внутриличностный конфликт хоть раз переживал каждый; некоторые могут вспомнить и примеры профессиональных конфликтов, например контролёру не раз приходилось спорить с безбилетными «зайцами», а фининспектору – с неплательщиками.

Зная, как обойти или смягчить разногласия, как правильно выйти из спорной ситуации, можно сохранить немало сил, времени и других ресурсов. А наука тем временем уже систематизировала конфликты по различным критериям.

По самому общему признаку конфликты можно условно поделить на внешние и внутренние: первые связаны с социумом, окружающим миром, вторые разворачиваются на внутренней арене личности.

В группе социальных конфликтов выделяются рабочие разногласия, среди которых можно обозначить ещё несколько типов противоречий:

  • Трудовые конфликты. Они связаны с отношениями найма во всех его проявлениях и разрешаются в основном в законодательном порядке.
  • Организационные конфликты. Выражаются в несоответствии поведения или установок отдельных работников или группы принятым в трудовом коллективе обычаям и корпоративным нормам.
  • Межличностные конфликты. Независимо от внешней формы выражения, такие разногласия в своей основе имеют личные мотивы.
  • Профессиональные конфликты. Они выступают неотъемлемой частью профильной деятельности и как бы заложены в суть той или иной профессии.

Всё чаще встречаются профессиональные конфликты: примеры из истории могут поведать нам про известного адвоката Кони, работа которого состояла сплошь из конфликтов.

Как соотносятся трудовые и профессиональные конфликты?

Не следует путать конфликты трудовые и профессиональные: общее у них лишь то, что они возникают на деловой ниве. Трудовой конфликт предполагает наличие трудового договора, в связи с которым возникли противоречия, например начальник принял решение об изменении режима работы, а специалист не желает переходить на новый график. Ещё один вариант, когда по коллективному договору сотрудник имеет право на материальную помощь, однако наниматель отказывает ему в этой выплате. В подобных случаях работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам или в суд, так как в основе спора лежит нарушение установленной нормы.

Профессиональные конфликты не связаны с конкретным местом работы или работодателем, а являются сквозными для коллег одной и той же специальности. Примером может служить деятельность педагога, которая полна разногласий с учащимися, их родителями, проверяющими, администрацией. Ситуации могут быть различны: оспариваются результаты контрольной, экзаменов, правильность оформления документов, приемлемость требований. Если преподаватель сменит место работы, то вряд ли таким способом исключит из своей деятельности конфликтные ситуации, ведь они свойственны профессии.

Как правило, профконфликты не есть результат злонамеренных действий, а являются естественной составляющей профильной деятельности. Такие коллизии возникают, как только лицо начинает заниматься своей специальной деятельностью.

Есть общеизвестные конфликтогенные профессии, такие как юрист, контролёр или налоговый инспектор. Сложно представить себе правоведа, который со всеми соглашается, или контролёра, мило улыбающегося мимо проходящему безбилетнику. Фининспекторов вообще мало кто любит, тем не менее они обязаны работать и обеспечивать требуемые показатели, как это принято в отечественной системе.

Профессиональная ситуация конфликта требует особой стрессоустойчивости и специфического склада личности. Можно ли впечатлительному и эмоциональному человеку выбирать профессию правоохранителя, например? Вероятно, выбрать можно всегда, а будет ли в этом толк – вот в чём вопрос.

Предполагается, что уже на стадии выбора профессии абитуриенты понимают суть своей будущей деятельности. На деле оказывается далеко не так, и о наличии конфликтов в выбранной работе молодёжь догадывается уже много лет спустя, на практике.

Обществоведческие науки в процессе исследований выделили несколько типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

В этой категории можно выделить подгруппы возникающих противоречий по различным критериям:

  • по сфере деятельности: юридические, сфера обслуживания, медицина, государственное управление и другие отрасли;
  • по направленности нагрузки: физические (усталость, ненормированный день) и моральные (принятие сложных решений, ответственность за других, вынужденное нарушение чужих пределов и другие);
  • по природе возникновения: естественные (когда медик вынужден причинить боль пациенту, делая лечебный укол) и искусственные (связанные с издержками государственной системы, когда госинспектор, сам того не желая, вынужден заниматься бюрократическим сбором излишних документов).

Дальнейший анализ поможет выделить и иные виды профессиональных конфликтов, но критерии у них будут разными.

Немало их в сфере обслуживания, например, при проведении ремонта бытовых приборов, в ателье по пошиву одежды, в парикмахерской. На первый взгляд благодатная и денежная работа, чем не тёплое место? Не тут-то было: работа с людьми всегда предполагает потенциальный конфликт, возникающий из-за недовольства клиента предоставленными услугами.

Государственная служба также не безоблачна, ведь особый статус госслужащего возлагает на него немалую ответственность. К тому же далеко не все готовы выполнять требования того или иного общественного института, а в такой ситуации профильный представитель государства вынужден принять меры, которые могут войти в противоречие с интересами участников системы.

Например, сложно представить себе налогоплательщика, который добровольно и с радостью отдаёт государству налоги. Однако налоговики принимают все меры для получения таких платежей, порой даже и принудительно.

Особо ярким примером профессионального конфликта становится военный или правоохранитель: здесь одновременно переплетаются моральные и физические, естественные и искусственные конфликты. Чего стоит один только случай применения оружия, не говоря уже о военных действиях или задержании подозреваемого.

Столь же конфликтогенна профессия судьи, ведь одна из сторон всегда окажется недовольна принятым решением, считая его незаконным. Примеры профессиональных конфликтов в России неплохо иллюстрирует профессия государственного деятеля: критика в их адрес неизбежна.

Бытовые и профессиональные конфликты: каковы различия?

Из самих названий следует, что такие разногласия возникают в разных сферах социальной жизни и по несхожим мотивам. Чем отличаются бытовые конфликты от профессиональных?

Бытовые связаны с ситуациями совместного проживания, нарушения правил общежития, добрососедства, а в рабочей обстановке – несоблюдения норм поведения в коллективе, создание неудобств сотрудникам.

Если профессиональные конфликты являются по своей сути издержками определённой деятельности, то бытовой конфликт обычно провоцируется или разжигается умышленно.

Бытовых конфликтов можно избежать при доброй воле сторон и склонности к компромиссу, тогда как исключить профессиональные невозможно.

Профориентация – один из способов составить представление о возможных конфликтных ситуациях

Подобный предмет известен всем ещё со школьной скамьи, и поныне он не утратил своей актуальности. Профориентация заключается не только в определении склонности человека к той или иной деятельности, но и в ознакомлении его с профилем выбранной профессии, её содержанием и наполнением, а также рисками и выгодами.

Профориентация при помощи психологических инструментов помогает определить, подходит ли конкретная деятельность тестируемому, ведь для каждого профиля работы существует предпочтительный психотип личности.

Даже если выявлена ведущая направленность деятельности, в её рамках может быть немало профессий с различной конфликтогенностью, которые по силам только определённому складу личности. Можно задать вопрос клиенту: «Приведите пример профессионального конфликта в выбранной профессии», и сразу станет ясно, насколько полно человек представляет себе эту деятельность.

Определяя соответствие выбранной профессии психотипу личности, желательно начать с перечня профессиональных конфликтов в конкретной деятельности. Например, конфликт с потребителем (для парикмахера), с контрагентом (для юриста), с органами власти (для адвоката), с общественными институтами (для религиозного деятеля), с воспитанниками (для педагога).

Отталкиваясь от этих данных, необходимо выяснить, какие черты характера являются желательными для такой деятельности, а какие и вовсе не приемлемыми. Например, для юриста важна настойчивость, для педагога – выдержка, для парикмахера – уступчивость.

В любой профессии хороша высокая стрессоустойчивость, ведь такой человек способен быстро переключаться из одного режима в другой и не воспринимать негатив на свой счёт.

Как снизить уровень напряжения от профессиональных конфликтов

Здесь каждый профессионал при желании найдёт собственный рецепт. Разумеется, существуют и общеизвестные:

  • Опыт – сын ошибок трудных. Со временем нарабатывается психологическая защита от стрессовых факторов, тем самым снижается уровень нагрузки.
  • Установка на конфликт как неизбежную часть любимой профессии.
  • Отстранённость – состояние сознания, при котором профессиональные ситуации как бы наблюдаются со стороны и не имеют отношения к специалисту. Попросту говоря, не так обидно то, что не касается лично.

Очевидно, конфликт не так плох, если выработать к нему правильное отношение. Вряд ли имеет смысл синонимизировать конфликт с негативом, ведь потенциал напряжения по законам физики вполне можно использовать во благо себе и социуму.

Источник:
Примеры профессиональных конфликтов и их разрешения
Обществознание учит, что любые социальные отношения включают в себя конфликт. Так устроен мир: что русскому хорошо, то немцу смерть. На почве несовпадения ожиданий, целей и интересов возникают разногласия и коллизии. Как выйти из таких ситуаций с минимальными потерями? Всегда ли конфликт плох?
http://fb.ru/article/193074/primeryi-professionalnyih-konfliktov-i-ih-razresheniya-vidyi-professionalnyih-konfliktov

Социальный конфликт

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

• неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);

• разлад между ожиданиями и поступками людей;

• недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

• недостаток и некачественность информации;

• несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

• крупных систем (или подсистем);

• деления общества на классы и слои;

• общества в целом;

• на региональном или глобальном уровнях.

• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);

• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);

• между личностью и организацией, в которую она входит;

• между организациями или группами одного или различного статуса.

• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

• смешанные (в которых представлены и те и другие).

Характеризуются действительным переплетением интересов или обязательств.

Намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей.

Запутанные несоответствием характеристик поведения участников, содержания и причин.

Основанные на неправильном вос-приятии или непонимании.

В них антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или реальных тем.

Характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм.

• случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;

• смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;

• неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;

• латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется;

• ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

• экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;

• конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);

• силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

• частные конфликты – в них государство или правительство не занимают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; конфликт работников с управляющими и др.);

— беспорядки – действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забастовки);

— внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);

— социальный контроль – действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам;

• установление и поддержание относительно стабильной структуры групп;

• социализация как индивидов, так и самих групп;

• создание и поддержание баланса власти;

• получение объективной информации об окружающей среде;

• стимулирование творчества и новых форм социального контроля;

• стимулирование создания новых социальных институтов.

• Между личностью и группой;

• Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

• Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.

• Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.

• Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

• Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

2. Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.

3. Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он, скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.

4. Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

5. Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

2) потребностями и интересами, образующими своеобразную иерархию (политические, идеологические, экономические, национальные и т.п.).

• наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

• взаимодействие конфликтующих сторон;

• результаты конфликтного взаимодействия;

• использование давления и даже силы.

• межличностные — разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

• межгрупповые — происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

• вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой;

• смешанные — в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

• субъективно обусловленные — связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

• разрушительные (дезинтегративные) — дестабилизирующие социальные системы;

• затяжные — связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

• эмоциональные — в которых участники действуют на основе личной неприязни;

• скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий).

• определение деловой зоны конфликта — причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон;

• взаимное желание сторон преодолеть противоречия;

• совместный поиск путей к преодолению конфликта.

• переговоры — позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;

• использование посредников — примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там, где без его участия это было бы невозможно;

• откладывание — по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;

• третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

• разрешение накопившихся противоречий;

• стимуляция процесса социальных изменений;

• сближение конфликтующих групп;

• усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;

• частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.

— конфликты в сфере власти и в политической структуре общества. Причиной служат отношения по поводу власти;

— конфликты в сфере культуры. Причиной могут служить столкновения представителей различных культур, уровней развития отдельных наций и народов.

— культурное запаздывание. Оно происходит, когда изменения материальной сферы производства опережают возможности нематериальной культуры (обычаи, философские системы, законы и формы правления). В результате возникает постоянное несоответствие материальной и нематериальной культуры, что порождает множество социальных проблем;

— господство чужой культуры, которое имело место в доиндустриальных обществах, колонизированных европейскими нациями. Когда европейские ценности наложились на местные, то результатом явилось неестественное и чреватое конфликтами смешение двух культур;

— социальные конфликты на международном уровне. Специалист в этой области Л. Крисберг считает, что конфликты такого рода — это сложное явление, включающее множество спорных вопросов и сторон.

2) между доходами государства и его расходами;

3) между расходами на науку, образование и расходами на ВПК и армию;

4) между доходами олигархов (крупных российских капиталистов) и налогами олигархических кампаний и т.п. Главный экономически-социальный конфликт, который приобрел политическую окраску – приватизация.

б) среднего класса, разнородного, но массовидного, препятствующего расколу общества на полярности;

в) достижения равновесия интересов и статусов социально значимых групп. Отмеченные признаки стабильного общества характеризуют состояние социального единства.

2) рассматривает и групповые ценности как свой общий интерес, солидарен с группой во взглядах, являющихся предметом дискуссий;

3) представляет группу, общность;

4) его действия оцениваются другими членами группы и им самим как направленные на защиту общих интересов и позиций;

5) если мотивы деятельности индивида принимаются за мотивы деятельности общности.

2)политические конфликты – связаны со сферой политики между субъектами политики по поводу завоевания и реализации власти;

3) идеологические конфликты – появляются на уровне столкновения различных идей, взглядов, мировоззрений;

4) психологические конфликты, характерны для межличностных отношений и влияющих на социальные связи между индивидами;

5) социальные конфликты, возникают по поводу противоречий между интересами индивидов, социальных групп, социальных институтов.

2. К социальному конфликту относятся не все конфликты, а только возникающие в конкретных социальных общностях. Например, социальными не следует считать конфликты психологические, межличностные или, наоборот, глобальные, возникающие в мировых масштабах.

а) разрядка напряженности между противоборствующими сторонами, своеобразный «выхлопной клапан» для отрицательных эмоций;

б) движущая сила (стимулятор) изменений – обостряются отношения, чтобы стимулировать перемену в действиях партнера;

в) информационно-коммуникативная функция – позволяет лучше узнать друг о друге, после чего бывшие враги могут стать друзьями;

г) формирование компромиссов в отношениях между индивидами и группами людей, когда в результате споров «рождается истина», происходит переоценка ценностей, пересмотр прежних взглядов и убеждений.

2) негативные функции конфликтов:

а) дезинтеграция отношений – разрушение социальных и психологических связей в группах людей, организациях, обществе в целом;

б) ликвидация сторон – когда противоречия достигают антагонистической стадии развития, может произойти физическое или статусное уничтожении одного или нескольких участников конфликта.

2.Конфликт ценностей – появляется, если спор идет о том, какие ценности должны доминировать в данной социальной группе. Например, различают семьи по социальным ориентациям:

— семьи, ориентированные на семейные ценности, на воспитание детей, совместное проведение досуга;

— семьи, считающие главным в семейной жизни развлечения, потребление материальных и духовных благ;

— семьи, стремящиеся к реализации профессиональных интересов, к карьере, успехам на работе, саморазвитие личности.

2)двусторонние – наиболее часто встречающиеся конфликты, когда сталкиваются противоречащие друг другу подходы;

3) многосторонние – конфликты возникают между тремя или большим количеством сторон.

2) между личностью и группой;

3) межгрупповые конфликты (между группами, включая малые социальные группы, классы, национально-этнические и другие общности);

4) межгосударственные конфликты (международные);

5) глобальные конфликты (общемировые).

2) антагонистические – непримиримые конфликты, которые нельзя разрешить мирно, путем компромисса.

2. интегративные последствия, которые определяют выход из сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов ее членов.

• двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

• инцидента — формального повода для начала открытого противоборства.

• наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

• взаимодействие конфликтующих сторон;

• результаты конфликтного взаимодействия;

• использование давления и даже силы.

• межличностные — разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

• межгрупповые — происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

2. по направленности конфликтного взаимодействия:

• горизонтальные — между людьми, не находящимися в подчинении между собой;

• вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой;

• смешанные — в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

3. по источнику возникновения:

• объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;

• субъективно обусловленные — связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

4. по своим функциям:

• созидательные (интегративные) — способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;

• разрушительные (дезинтегративные) — дестабилизирующие социальные системы;

5. по длительности протекания:

• кратковременные — вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;

• затяжные — связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

6. по своему внутреннему содержанию:

• рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;

• эмоциональные — в которых участники действуют на основе личной неприязни;

7. по способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными;

8. по учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семейно-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.

2. Выявление, иерархизация факторов усиления социальной напряженности.

3. Выявление особенностей становления и развития конфликтных ситуаций.

4. Выявление социальных возможностей и ресурсов эскалации, или, наоборот, локализации и разрешения конфликтных ситуаций.

5. Выявление и описание основных характеристик конфликтной активности отдельных социальных групп.

6. Выявление и анализ основных путей и способов оптимизации напряженных, конфликтных ситуаций.

• Показатели, фиксирующие процесс выявления и осознания причинно-следственной связи между характером объекта неудовлетворенности и деятельностью других социальных субъектов, вызывающее социальную напряженность;

• Показатели, фиксирующие процесс усиления социальной напряженности в процессе уточнения, нюансировки позиций взаимодействующих субъектов.

• сформированость протестных намерений;

• мотивацию включения в акции протеста;

• наличие, характер сил, выступающих инициаторами и организаторами протестных действий.

2. экспертных опросов, прежде всего – руководителей предприятий, учреждений, организаций.

2. контент-анализ материалов СМИ;

3. наблюдение за поведением участников конфликтов;

4. уточнение, нюансировку экспертных оценок конфликтов в рамках фокус-группового метода;

5. конфликтологическую переработку имеющейся социологической информации, вторичный анализ эмпирических данных;

6. конфликтологическое картографирование.

б) диспозиционный, анализирующий групповой эгоизм, как символический ресурс, воспроизводимый в процессе определения и переопределения групповых позиций согласования интересов;

в) деятельностный, направленный на исследование группового эгоизма как способа реализации определенных практических схем и установок в условиях неравного доступа к социальным ресурсам, низкого социального доверия в обществе.

— роль власти в конфликтах в различных сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;

— роль государственной власти как посредника.

— конфликты внутри парламента (как между Государственной Думой и Советом Федерации, так и внутри каждого из этих органов);

— конфликты между политическими партиями и движениями;

— конфликты между звеньями управленческого аппарата и др.

во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

3) стадией разрешения конфликта;

4) послеконфликтной стадией.

2) достижение компромисса, но сохранение конфликтной ситуации,

3) полное разрешение конфликта.

• как менее масштабные столкновения, при которых в конфликт вступают интересы работников и работодателей в рамках отрасли, региона, предприятия, на межличностном уровне (работник — работодатель; работник — руководитель; работник — государственный служащий; руководитель — государственный служащий и т.д.).

2) снизить степень социально-психологического возбуждения.

2) метод переговоров позволяет избежать применения насилия, остроты конфликта. С помощью использования данного метода происходят рассмотрение альтернативных ситуаций, обмен мнениями, более четкое понимание позиций другой стороны;

3) использование посредничества – примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица, а функции посредников могут выполнять не только правовые, но и любые другие учреждения и организации;

4) метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчас, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает попытку вернуть утраченное;

5) метод третейского разбирательства или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.

2) обоюдно компромиссный, когда взаимные уступки сторон приводят к взаимоприемлемому соглашению;

3) интегративный, т. е. опирающийся на практику отыскания новых, нетривиальных, а для многих неожиданных возможностей, устраивающих обе стороны конфликта.

2) когда лежащие в основе цели рассматриваются с позиции «или – или» (по аналогии с «либо пан, либо пропал»). В этом случае любые уступки расцениваются как поражение.

2) люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта);

3) объект конфликта (скрытые нужды) – блага, ресурсы, по поводу которых возникает конфликт;

4) предмет конфликта (открытые нужды) – материальные образования, с ним (конфликтом) связанные;

5) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит «противоречие в действии». Столкновение также характеризуется эмоциональной окраской и психологическими установками субъектов. Поскольку конфликт представляет собой высшую (активную) стадию развития противоречия, то в случае отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать «недоразвитым» в силу остановки его развития на стадии противоречия.

Источник:
Социальный конфликт
Социальный конфликт, причины социальных конфликтов, теория социального конфликта, социально-психологический конфликт, социально-политические конфликты, социальные конфликты примеры, социальные конфликты в обществе, развитие социальных конфликтов, функции социального конфликта, социально экономические конфликты, конфликт социальных групп, основные социальные конфликты, современные социальные конфликты, формы социального конфликта, конфликты социальных интересов, последствия социального конфликта, суть социального конфликта, проблемы социальных конфликтов, возникновение социального конфликта, стадии социального конфликта, социально-трудовые конфликты, управление социальными конфликтами, условия социальных конфликтов, субъекты социального конфликта, стороны социального конфликта, структура социального конфликта.
http://center-yf.ru/data/stat/socialnyy-konflikt.php

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES