Приемы психологии в общении

Приемы психологии в общении

Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (В.Д. Парыгин. Основа социально-психологической теории. М., «Мысль» 1971).

Достаточно условно многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей.

Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие и недоверие, уважение и презрение.

В отличие от делового такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм — альтруизм), к совместной деятельности (ответственность — безответственность), к себе (критическое — некритическое).

В целом, независимо от вида, в общении можно выделить три относительно самостоятельные, но в то же время взаимосвязанные стороны: взаимоинформирование, взаимодействие и взаимовосприятие.

Взаимоинформрование, или обмен информацией происходит обычно с помощью речевых и неречевых средств. К речевым средствам относятся приемы устной и письменной, монологической и диалогической речи. К неречевым средствам, которые предназначены, в основном, для выражения отношения общающихся к содержанию общения, относятся такие особенности произнесения, как тембр голоса говорящих, его диапазон в ходе высказывания, регистр, громкость, интонационные характеристики. Сюда же относятся и такие элементы, сопровождающие речь, как междометия, покашливание, смех, слезы, паузы. Важно также учитывать темповые и метро-ритмические характеристики речи.

Кроме того, к неречевым средствам относятся и движения, сопровождающие речь — жесты, мимика, пантомимика, позы, взаимное расположение в пространстве партнеров по общению.

Психологическим регулятором другой стороны общения, — взаимодействия, или координации действий, — выступают ролевые ожидания партнеров. Здесь имеется в виду то обстоятельство, что включаясь в совместную деятельность, люди выполняют определенные профессиональные и социальные роли.

И поскольку существует профессиональные и этические требования и нормы, инструкции и правила, постольку принятие на себя человеком той или иной профессиональной (скрипач или кларнетист) или социальной (солист или артист оркестра) роли вызывает у контактирующих с ним людей вполне обоснованные ожидания по отношению к его действиям.

В тех случаях, когда ожидания оправдываются, взаимодействие людей облегчается, работа ускоряется и становится успешной. Если же ожидания не оправдываются, взаимодействие участников общения затрудняется и может перерасти в конфликт, который приведет к невозможности осуществлять совместную деятельность.

Наряду с взаимоинформированием и взаимодействием третьей, как отмечалось, существенной стороной общения выступает взаимовосприятие партнеров. Необходимость учета этой стороны связана с тем, что и взаимоинформирование, и взаимодействие будут тем более успешными, чем более точным и более полным будет у партнеров представление друг о друге.

Выработка, такого представления весьма сложна, потому что в общении наличествует лишь внешность, облик человека; непосредственно партнеры воспринимают друг у друга разнообразные неречевые средства (в отличие от речи, содержание которой не воспринимается, а понимается).

Опираясь на многообразные особенности партнеров, непосредственно данные им в наблюдении, требуется воссоздать внутренний мир друг друга, понять побуждения, вскрыть намерения, определить возможности и характер Я-концепции.

Итак, рассмотрение общения как активности человека, осуществление которой опосредствованно другим человеком, направлено на него и зависит от его особенностей, позволило отметить его разные виды. В одних случаях общение нацелено на решение задач совместной деятельности, — это деловое, профессиональное общение. В других случаях целью общения выступает установление, изучение и изменение взаимоотношений, — это личностное общение. Понятно, что в ходе совместной деятельности эти виды общения находятся в сложной взаимосвязи, влияя друг на друга.

Для понимания и успешного построения любого вида общения необходимо иметь в виду наличие в нем таких существенных сторон, как обмен информацией (или взаимоинформирование), обмен действиями (или взаимодействие, координация действий), взаимовосприятие (или «обмен обликом друг друга»). Последнее выступает основой взаимопонимания, которое в целом и характеризует общение как успешное или неуспешное.

Источник:
Приемы психологии в общении
Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина,
http://www.studfiles.ru/preview/1475071/

Психологические приемы в общении

Общение представляет собой взаимодействие между людьми, которое происходит на вербальном и невербальном уровне. Для того чтобы быть успешным, необходимо уметь правильно выстраивать свое поведение. Это может пригодиться и в бизнесе, и в личной жизни, и в дружеской компании. На помощь людям, которые хотят стать хорошими собеседниками, могут прийти психологические приемы в общении. К тому же, знание некоторых хитростей способствует успеху в деловых переговорах или возникшем споре, что важно для бизнесменов, а особенно для руководящих сотрудников.

При общении человек воспринимает не только то, что слышит, но и другие нюансы поведения, пусть даже на бессознательном уровне. Через жесты, мимику, позу и другие невербальные средства собеседник передает то, что хочет сказать. При общении органы чувств человека получают некоторые эмоционально окрашенные сигналы, которые остаются в подсознании и определяют отношение к говорящему, а также к информации, которую он пытается донести.

Психологические приемы влияния на партнера помогут повысить эффективность взаимоотношений с деловыми партнерами или принесут успех в личных беседах. Один из часто применяемых методов — это способ снятия напряжения. С этой целью обычно говорят приятные фразы (комплименты) личного характера или шутят (но не иронизируют) для установления контакта.

Можно в разговоре использовать следующие психологические приемы. Так, при общении рекомендуется чаще называть имя собеседника. Это одно из самых приятных слов для любого человека. Поэтому положительные эмоции, которые оно вызывает, пусть даже на подсознательном уровне, всегда возвращаются к тому, кто его произнес.

Чтобы расположить собеседника к себе, рекомендуется применять и такие психологические приемы, как «добрая улыбка» или «зеркало отношений». Люди, на лице которых мы видим доброжелательную улыбку и приветливое выражение, автоматически начинают рассматриваться как единомышленники. Такой метод можно использовать начальнику с подчиненным для того, чтобы его указание было выполнено не под давлением, а как бы по собственному желанию сотрудника.

Психологические приемы убеждения в споре помогут оппонентам разрешить конфликт достаточно дипломатично. Довольно популярен в данном случае метод «прямой подход». Он подразумевает под собой, в первую очередь, уважение к личности собеседника. Помимо этого, здесь используются короткие, ясные фразы, переход непосредственно к делу.

Прием «присоединения» считается одним из наиболее эффективных. Для того чтобы расположить собеседника к себе, необходимо «отражать» его темп речи, силу голоса. Помимо этого, нужного эффекта можно добиться с помощью невербальных средств, к примеру, повторить позу собеседника, мимику, прочувствовать его настроение.

Психологические приемы являются способом налаживания контакта с собеседником, решения конфликтов конструктивным методом. В результате этого можно добиться достаточно больших успехов в бизнесе или в личной жизни. Нужно помнить, что одно из главных правил здесь — проявление уважения к личности другого.

Источник:
Психологические приемы в общении
Общение представляет собой взаимодействие между людьми, которое происходит на вербальном и невербальном уровне. Для того чтобы быть успешным, необходимо уметь правильно выстраивать свое поведение. Это может пригодиться и в бизнесе, и в личной жизни, и в дружеской компании. На помощь людям, которые хотят стать хорошими собеседниками, могут прийти психологические приемы в общении.
http://fb.ru/article/53638/psihologicheskie-priemyi-v-obschenii

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES