Причины возникновения конфликта

Причины возникновения конфликта

Причины возникновения и последствия конфликта

Тема 10. Конфликты в коллективе

В самой общей форме субъективные, связанные с людь­ми,их сознанием и поведением причины любых организационных конфликтов, как правило, вызываются тремя факторами: 1) взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон; 2) осозна­нием этого и 3) стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента.

Иную, более развернутую классификацию общих причин конфликтов дают М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, кото­рые выделяют следующие основные причины конфликта.

1. Распределение ресурсов.Практически в любых органи­зациях ресурсы всегда ограниченны, поэтому задачей руковод­ства является рациональное распределение материалов, людей и денег между различными подразделениями и группами. По­скольку людям свойственно стремиться к максимальному полу­чению ресурсов и завышать значимость своего труда, постоль­ку распределение ресурсов почти неизбежно ведет к разного рода конфликтам.

2. Взаимозависимость задач.Возможность конфликта су­ществуют всюду, где при выполнении своих функций один че­ловек (группа зависит от другого человека (группы)). Ввиду того, что любая организация есть система, состоящая из ряда взаи­мозависимых элементов — подразделений или людей, при не­адекватной работе одного из них, а также при недостаточной согласованности их деятельности взаимозависимость задач мо­жет стать причиной конфликта.

3. Различия в целях.Возможность конфликта увеличива­ется по мере усложнения организаций, их дальнейшего струк­турного деления и связанной с ним автономии. Вследствие это­го отдельные специализированные подразделения (группы) на­чинают во многом самостоятельно формулировать свои цели, которые могут значительно расходиться с целями всей органи­зации. При практической реализации автономных (групповых) целей это приводит к конфликтам.

4. Различия в представлениях и ценностях.Неодинаковые представления, интересы и желания людей влияют на оценку ими ситуации, приводят к тенденциозному восприятию ее и соответствующей реакции на нее. Это порождает противоречия и конфликты.

5. Различия в манере поведения и жизненном опыте.Р а3

личия в жизненном опыте, образовании, стаже, возрасте, цен ностных ориентациях, в социальных характеристиках и да^ е

просто в привычках препятствуют взаимопониманию и сотруд­ничеству людей и повышают возможность возникновения конф­ликта.

6. Неудовлетворительные коммуникации.Недостаток, искажение, а иногда и избыток информации могут послужить причиной, следствием и катализатором конфликта. В последнем случае плохие коммуникации усиливают конфликт, мешая его участникам понять друг друга и ситуацию в целом.

Данная классификация причин конфликта может исполь­зоваться при его практическом диагнозе, однако в целом она достаточно абстрактна. Более конкретную классификацию при­чинконфликта предлагает Р. Дарендорф. Используя и дополняя ее,можно выделить следующие типы причин социальных кон­фликтов:

1. Персональные причины («личностные трения»).В их

число включают индивидуальные черты, симпатии и антипа­тии, психологическую и мировоззренческую несовместимость, различия в образовании и жизненном опыте и т.п.

2. Структурные причины.Они проявляются в несовершен­стве:

а) коммуникационной структуры: отсутствие, искаженность илипротиворечивость информации, слабость контактов руко­водства и рядовых сотрудников, недоверие и несогласованность действий между ними из-за несовершенства или расстройства коммуникаций и т.п.;

б) ролевой структуры: противоречивость должностных ин­струкций, различных формальных требований к работнику, официальных требований и личных целей и т.п.;

в) технической структуры: неодинаковая оснащенность раз­ных подразделений техникой, изматывающий темп работы и т.п.;

г) организационной структуры: нарушающая общий ритм работы несоразмерность различных подразделений, дублирова­ние в функциях их деятельности, отсутствие эффективного Контроля и ответственности, противоречивые устремления фор­мальных и неформальных групп в организации и т.п.;

д) структуры власти: несоразмерность прав и обязаннос­ти, компетенций и ответственности, а также распределение власти в целом, включающее формальное и неформальное ли­дерство и борьбу за него.

3. Изменение организации, и прежде всего техническое развитие.Организационные перемены приводят к изменению ролевых структур, руководящего состава и других работников что нередко вызывает недовольство и конфликты. Весьма час­то их порождает технический прогресс, ведущий к сокраще­нию рабочих мест, интенсификации труда, повышению квали­фикационных и иных требований.

4. Условия и характер труда.Вредные для здоровья или опасные условия работы, нездоровая экологическая среда, пло­хие отношения в коллективе и с руководством, неудовлетво­ренность содержанием труда и т.п. — все это тоже создает благоприятную почву для возникновения конфликтов.

5. Распределительные отношения.Оплата труда в форме заработной платы, премий, вознаграждений, социальных при­вилегий и т.п. не только служит средством удовлетворения раз­нообразных потребностей людей, но и воспринимается как по­казатель социального престижа и признания со стороны руко­водства. Причиной конфликта может оказаться не столько аб­солютная величина оплаты, сколько распределительные отно­шения в коллективе, оцениваемые работниками с точки зрения их справедливости.

6. Различия в идентификации.Они проявляются в склон­ности работников идентифицировать себя главным образом со своей группой (подразделением) и преувеличивать свою значи­мость и заслуги, недооценивая при этом значимость других и забывая об общих целях организации. В основе такого рода склон­ности лежат интенсивность и эмоциональная окрашенность ком­муникаций в первичных группах, относительно большая лично­стная значимость таких групп и решаемых в них вопросов, груп­повые интересы и групповой эгоизм. Причины этого типа часто детерминируют конфликты между различными подразделения­ми, а также между отдельными коллективами и центром, руко­водством организации.

7. Стремление организации к расширению и повышению своей значимости.Эту тенденцию отражает известный закон Паркинсона, согласно которому каждая организация стремится к расширению своего штата, ресурсов и влияния, независимо от объема выполняемой работы.

всего реальных и потенциальных руководителей, в получении новых, в том числе более высоких и престижных должностей, ресурсов, власти, авторитета. На пути реализации тенденции к расширению обычно стоят подобные или сдерживающие пози­ции других подразделений и руководства (центра), которое пы­тается ограничить ведомственнические устремления и сохра­нить власть, функции контроля и ресурсы организации преиму­щественно у себя. В результате такого рода взаимоотношений и возникают конфликты.

8. Различие исходных позиций.Это может быть и различ­ныйуровень образования, квалификации и ценностей персона­ла,и неодинаковые условия труда и материально-технического оснащения, и т.п. различных подразделений. Подобные причи­ны ведут к непониманию, неоднозначному восприятию задач и обязанностей, неслаженности деятельности взаимозависимых подразделений и в конечном счете к конфликтам.

Три последние причины характеризуют главным образом межорганизационные конфликты. В реальной жизни конфлик­тычасто порождаются не одной, а несколькими причинами, каждая из которых в свою очередь видоизменяется в зависимо­стиот конкретной ситуации. Однако это не снимает необходи­мости знать причины и источники конфликтов для конструк­тивного использования и управления ими.

Источник:
Причины возникновения конфликта
Причины возникновения и последствия конфликта Тема 10. Конфликты в коллективе В самой общей форме субъективные, связанные с людь­ми , их сознанием и поведением причины любых
https://studopedia.ru/2_127526_prichini-vozniknoveniya-konflikta.html

Причины возникновения конфликтов

Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения, их конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь-нибудь эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправданно тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему эти события развиваются именно так, а не иначе. Построение объяснительных моделей является результатом системно-генетического анализа конфликта. Он позволяет определить причины возникновения конфликтов, вскрыть движущие силы их развития.

Объективные факторы возникновения конфликтов.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырёх групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвёртая – главным образом субъективный.

Мы недостаточно терпимы по отношению к другому, легко задеваем чувство собственного достоинства и иные интересы окружающих. Поскольку мы сами унижены и оскорблены государством и нередко окружающими, мы легко и не колеблясь, идем на противоречия.

Оргнизационно-управленческие причины конфликтов.

– Заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Структура создаётся под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

2) Задачи и деятельность фирмы непрерывно изменяется. Поскольку структура организации не может изменяться каждую неделю, возникает её естественное несоответствие деятельности.

Чем менее гибко руководство организации приспосабливает структуру к изменившимся требованиям деятельности, тем больше в организации возникает конфликтов.

Источник:
Причины возникновения конфликтов
Тема: Причины возникновения конфликтов. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Александр Дуров. Размер: 13 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Причины возникновения конфликтов. Объективные факторы возникновения конфликтов объективных причин конфликта. Субъективные причины конфликтов. Во-первых. Во-вторых.’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2

Причины возникновения конфликтов

Причины возникновения конфликтов бывают следующие (рис. 10.2):

Рис. 10.2. Причины возникновения конфликтов

Объективные факторы возникновения конфликтов – те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной ситуации. Они настолько разнообразны, что не поддаются строгой классификации. Можно выделить:

• естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности;

• слабую разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

• недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

• образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными масштабными, быстрыми переменами;

• стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.

Организационно-управленческие причины конфликта – обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп. Можно выделить четыре типа подобных групп:

структурно-организационные – несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться целями и задачами, которые эта организация будет решать;

функционально-организационные – неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Эффективная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам;

личностно-функциональные – несоответствие качеств сотрудников требованиям занимаемой должности. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами;

ситуативно-управленческие – обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями.

Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным воздействием людей, фактором их включенности в социальные группы. Основными причинами конфликта могут быть:

• потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

• несбалансированное ролевое взаимодействие людей;

• непонимание собеседниками того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон;

• различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга;

• психологическая несовместимость. Существует четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и пр. Часто социальная несовместимость проявляется в больших различиях в образовании, социальной принадлежности и т.п.;

• напряженные межличностные отношения;

• внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп;

• конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами;

• ограниченные способности человека к децентрации, т.е. к умению поставить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей;

• стремление к власти.

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими людьми.

Основные причины возникновения конфликта таковы:

• оценка поведения другого человека как недопустимого;

• низкий уровень социально-психологической компетентности;

• недостаточная психологическая устойчивость;

• плохо развитая у человека способность к эмпатии;

• завышенный или заниженный уровень притязаний;

• тип темперамента, акцентуация характера и пр.

Причинами конфликтов в организации могут стать:

• различия в целях;

• плохая координация или ее отсутствие;

• взаимозависимость задач (матричная организационная структура – нарушен принцип единоначалия; функциональная – каждая функция уделяет внимание в основном своей области специализации);

• различия в восприятии;

• различия в потребностях;

• различия в представлениях и ценностях;

• различия в манере поведения и жизненном опыте;

• неудовлетворительные коммуникации (причина и следствие конфликта).

Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)

Информационные факторы, вызывающие конфликт, – это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Они включают неточные факты, искажение информации, несвоевременную ее передачу, ненадежные источники, обильную и противоречивую информация, неточные акценты.

Наиболее часто встречающиеся информационные факторы:

• неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с представлением о возникновении проблемы и истории конфликта;

• посторонние факты/группы фактов;

• нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и оставить неприятные воспоминания;

• недооценка фактов и их значения;

• подозрение в умышленном сокрытии фактов;

• ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, включая спорные результаты экспертизы и вопросы, касающиеся новых неопробованных технологий, а также неточность переводов и сообщений средств массовой информации;

• вопросы "лучшего доказательства";

• произвольная интерпретация использованного языка, особенно выражений типа: "по оценкам", "приблизительно", "около", "значительно", "существенно", "намеренно", "достаточно", "много", "чрезмерно", "слишком много", "приемлемость", "всеобщее согласие", "довольно честный", "достаточно точный" и т.д.;

• ценность авторитетных источников;

• спорные вопросы законодательства, политики/доктрины, правил, порядка действий, стереотипов, практики.

Поведенческие факторы могут дать бесконечный список частных примеров. Сюда можно включить стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость, бестактность, невыполнение данного обещания.

В отношении конфликта нас интересует поведение, которое:

• задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен;

• угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);

• постоянно (или часто) отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение, подрывает самооценку;

• кажется односторонним, несправедливым, беспричинным;

• насильственно и вызывает страх;

• не оправдывает положительных ожиданий;

• неуместно, грубо, преувеличенно;

• является результатом конфликтов в прошлом и потому, возможно, неуместно в данной ситуации.

Факторы отношений связаны с наличием удовлетворения от взаимодействия между двумя или более сторонами или его отсутствием. Это любой дисбаланс в отношениях, например, разный образовательный уровень, несовместимость интересов, манеры поведения, разные ценностные ориентиры в жизни, классовые различия, низкий уровень доверия и авторитетности.

Следует обратить внимание на такие аспекты:

• основа отношений (добровольные/принудительные);

• сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

• ожидания от взаимоотношений;

• ценность отношений для разных сторон;

• совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личного общения;

• вклад сторон в отношения (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация);

• баланс сил в отношениях;

• различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия;

• обещание, данное непосредственно или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще не выполненное;

• уровень доверия и авторитетности;

• негативный осадок от прошлых конфликтов;

• ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

Проиллюстрируем дисбаланс в отношениях сторон следующими примерами.

Конфликт взаимоотношений. В один из отделов конструкторского бюро был принят новый сотрудник высокой квалификации – профессионал своего дела. Сотрудники отдела часто проводили нерабочее время вместе. В качестве лидера всегда выступал руководитель отдела. Вновь принятый сотрудник стал душой коллектива и перенес центр внимания в неформальной обстановке на себя. Это послужило причиной конфликта между руководителем и новым сотрудником, что проявилось в завышении требований к новому сотруднику и занижении оценки его результатов.

Важность фактора отношений. Математик разработал метод оптимального раскроя материала и пришел на завод, чтобы проверить его экспериментальным путем. Директор выслушал его, но не принял предложение. Тогда математик пришел в цех, сел играть с рабочими в домино, обыграл их и тем самым приобрел авторитет. После этого ему уже не составляло труда предложить рабочим раскроить материал по его методу.

Ценностные факторы – это принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых придерживаемся либо пренебрегаем ими, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; следования которым другие люди ожидают от нас, а мы от них. Ценности вносят в социальную группу порядок, сознательность и цель существования. Они разнятся по силе действия (от санкции до цензуры) и по важности (от мандата до обычаев или общепринятых действий).

Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.

Ценности обычно описывают как:

• личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, опасений и нужд);

• групповые системы верований и поведения (см. выше);

• системы верований и поведения всего общества (см. выше);

• общие нормативные ценности;

• профессиональные ценности и нужды;

• идеологию, способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям, профессиям;

• религиозные, культурные, региональные, местные и политические вариации этих ценностей;

• традиционные системы убеждений и поведения и связанные с ними ожидания;

• представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом;

• терпимость в отношении иных ценностей;

• восприятие отхода от ценностей в чрезвычайных ситуациях;

• способы и методы оценки уместности, эффективности, справедливости, практичности, реалистичности;

• отношение к прогрессу или переменам, сохранению старого, "статус-кво";

• этические аспекты ситуации.

Структурные факторы – это относительно стабильные обстоятельства, которые трудно или даже невозможно изменить. К ним можно отнести достаточно стабильные объективные обстоятельства, практически не поддающиеся изменению: систему управления, право собственности, нормы поведения, социальную принадлежность и пр.

Они обычно связаны с существованием формальной или неформальной организации социальной группы, в них могут входить:

• природа законной власти;

• численность, земля, деньги, время, персонал и другие конечные ресурсы;

• статус, роли и права мужчин и женщин;

• географическое положение, добровольная/вынужденная изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов;

• системы правосудия (закон, поощрения/наказания, правонадзор, равенство и доступность);

• принципы/политика и образы действий;

• контракты, договоры, меморандумы о взаимопонимании и обещания;

• роль религии и ее ритуалы;

• религиозные установления и системы получения и сдерживания обещаний, клятв, получения работы и пр.;

• системы передачи сведений;

• наличие первичных и/или вторичных референтных групп;

• мнения людей, имеющих тот же статус, или широкой публики;

• различные социальные нормы (почитание родителей, уважение к старшим) и стандарты;

• распределение ресурсов, включая денежную систему, компенсация за труд, распределение товаров и услуг, накопление денег или товаров и пр.;

• доступность техники и эффективность ее использования;

• общие и частные институционализированные или просто подразумеваемые "правила игры" и другие стандарты поведения, включая этические нормы;

• фиксированные доходы, расходы, обстоятельства (дефицит бюджета, взаимоотношения между государствами);

• фиксированные даты, время, меры (праздники, количество часов в сутках, ограничения скорости и т.п.).

Структурные факторы часто можно рассматривать как структурные ограничения: законодательные, формальные, организационные. Факторы конфликта можно назвать структурными, когда необходимо изменить то, что зафиксировано. При этом структурный конфликт не обязательно связан с законом.

Приведем примеры конфликтов, вызванных различными структурными факторами.

Конфликт из-за противоречия в юридических положениях.

После выхода закона об образовании стали возникать конфликты между частными школами и налоговой инспекцией. Закон об образовании освобождает школу от налогов, но налоговая инспекция, руководствуясь инструкциями министерства финансов, требует их выплаты.

Конфликт, вызванный рядом структурных факторов. В детском доме девочку четырех лет, маленькую и худенькую, выглядевшую младше своих лет, поместили в группу младших детей (трехлетних). Девочка чувствовала себя там прекрасно, стала лидером и любимицей и детей, и воспитателей. Через два года ее, согласно инструкции, перевели в подготовительную группу, так как на следующий год она по возрасту должна была идти в школу. Поскольку до сих пор она была в младшей группе и занималась по ее программе, то оказалось, что у нее нет знаний и навыков, которые есть у детей ее группы. Ей не удалось занять положение лидера. В результате у девочки произошел срыв, ее поведение стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала капризной и непослушной.

Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции. Маршал Жуков хотел войти в здание штаба. Часовой потребовал предъявить документы. Сопровождавший Жукова генерал стал отчитывать солдата: "Ты что, не видишь, кто это?" По Жуков сказал, что часовой прав и действует согласно уставу.

Источник:
Причины возникновения конфликтов
Причины возникновения конфликтов бывают следующие (рис. 10.2): Рис. 10.2. Причины возникновения конфликтов Объективные факторы возникновения конфликтов – те обстоятельства
http://studme.org/41283/menedzhment/prichiny_vozniknoveniya_konfliktov

Причины возникновения социальных конфликтов

В мире социальных процессов и явлений нет и не может быть причинных феноменов. Обычно в этих процессах реализуется причинно-следственная связь, направленная от причины к порождаемому ею следствию. В таком случае причина и следствие — асимметричны, а отношения между ними необратимы, развиваются как причина-следствие. Скажем, борьба за должность президента страны становится причиной конфликта между претендентами на этот пост. Однако социальный конфликт, как правило, имеет более многостороннюю и сложную детерминацию. Он может выступать в качестве следствия нескольких причин. В таком случае схема детерминации конфликтного взаимодействия принимает более сложный вид.

Например, социальный конфликт в определенной общественной системе может быть обусловлен совместным действием сразу нескольких причин: ограниченностью материальных ресурсов, за обладание которыми возникает соперничество между различными индивидами и их группами; имущественным и социальным расслоением общества, следствием которого становится более широкое обладание одной группой возможностями доступа к этим ресурсам, чем другими социальными группами.

Однако конфликты возникают не только вследствие действия объективных причин (недостаток ресурсов, социально-имущественное неравенство, различие социально-политических позиций соперничающих индивидов и их групп и т.п.), но и могут быть детерминированы рядом субъективных факторов. В частности, конфликты в обществе нередко возникают вследствие существующего различия между отдельными индивидами и (или) их группами в интересах и потребностях, в ценностных ориентациях, в политических предпочтениях и симпатиях и т.д. Поэтому детерминантная сеть факторов, вызывающих своим совокупным действием возникновение социального конфликта, может приобретать более сложную конфигурацию.

Действие каждой из представленных на схеме причин, тем более их совокупности, способно привести к возникновению социального конфликта. Чем больше причин вплетается в детерминантную сеть, способную вызвать конфликтное столкновение, тем более реально возникновение конфликта.

Но поскольку социальный конфликт означает всегда соперничающее взаимодействие между двумя или большим числом индивидов или групп, постольку детерминантная зависимость этого процесса от объективных и субъективных факторов может стать еще более сложной. Во всех видах социального взаимодействия, включая, разумеется, и конфликты, реализуются более сложные типы детерминантной связи, чем однонаправленная причинно-следственная связь. В таких ситуациях социальный фактор, выступающий причиной конфликта, может испытать обратное воздействие со стороны собственного следствия — конфликтного поведения. Здесь причина и следствие способны взаимно влиять друг на друга, выполняя одновременно фактически и роль причины, и роль следствия.

Источник:
Причины возникновения социальных конфликтов
Данная статья расскажет о причинах возникновения социальных конфликтов, раскрывая основные психологические теории по этому поводу
http://stimulas.ru/motivators/prichinyi-vozniknoveniya-sotsialnyih-ko.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES