Православная психология

Православная психология

Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, научает пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, наглядно-убедительно приводит к покаянию, которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха.

Ученые психологи в миру, сами будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и только под душевно-плотским углом зрения. Они настолько погрузились в плотяность, что изучение психических явлений с помощью психометрических методов и разных машин стали считать высшим достижением науки. Эта поразительная узость миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению, которые делают их подобными каторжнику, прикованному по рукам и ногам цепями к своей тачке, в данном случае — разными «авторитетами» и «духом времени», не дают им возможности увидеть и поверить, что существует, кроме их аудиторий и экспериментальных институтов и кабинетов, ещё другая жизнь, где царит свобода духовной мысли, — жизнь, наполненная сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений…

Святоотеческая психология — динамичная, в высшей степени живая, рассматривает дело в широком масштабе приснодвижущегося духа — духа, разорвавшего путы и оковы мира, борющегося со своими и его страстями и перешедшего грань материализма.

Беспокойство о ближних. Психолог Красникова О.М.

Ученые психологи не знают и не подозревают ни тех чувств, ни тех настроений, которыми горит подвижник. Даже движения собственных страстей, гордости, тщеславия, неверия, плотоугодия ими не изучаются, а уж, кажется, чего бы проще и естественнее.

А психология святоотеческая — это откровение новой жизни. Это проникновение в такие уголки и глубины человеческого духа, которые никакому психологу со всеми его тонкими инструментами не под силу. Вхождение в изучение святоотеческой психологии — это вхождение в необозримое и бездонное море духовных откровений и осияний.

Итак, ученые в уме, чувстве и воле видят лишь один определенный аспект — греховный, противоестественный; для них самих, впрочем, нормальный.

Святые же отцы, когда рассуждают о разумной, раздражительной и вожделевательной силах души, рассуждают не только в отношении плотского человека, но и борющегося со страстями, и даже святого. Они изучают духовную жизнь в трех срезах (духовном, душевном, плотском), по трем сторонам (способностям), сразу с девяти точек зрения, а еще надо помнить про бесчисленные переходы между ними и оттенки.

Источник:
Православная психология
Психологос энциклопедия практической психологии
https://www.psychologos.ru/articles/view/pravoslavnaya-psihologiya

Православная психология

Почти у каждого человека наступает такой период, когда привычное поведение начинает вызывать у него лишь раздражение, появляются проблемы и душевные расстройства, человек впадает в депрессию. Именно в такое время ему необходима помощь специалиста. Помочь может православная психология.

Психология — это наука, изучающая психическую сторону жизни человеческой или животной. Психология же православная затрагивает проблему души и духа.

Православная психология — это разновидность психологии, занимающаяся анализом греховных страстей, лекарем в котором выступает пастырь. В ее основе лежит православная церковь.

Психологи изучают человека и его проблемы только с душевно-плотской стороны, что полностью отрицает существование другой жизни, некого потустороннего мира, в котором царит полная свобода мысли. Именно рассмотрением дел, связанных с духом, перешедшим за грани материального, и занимается православная (святоотеческая) психология. Современные люди полностью прикованы к материальному миру, поэтому не способны видеть того, что находится за его гранью.

Святоотеческая психология постоянно развивается, она динамична. Она изучает чувства и настроения, которые неподвластны большинству людей. Страсти, гордость и тщеславие — самое простое, что есть на Земле. Этим занимается православная психология, это некое откровение новой жизни, проникновение в самые потаенные уголки человеческой жизни.

Ни один, даже самый опытный психолог не сможет с помощью своих инструментов проникнуть так далеко, как делает это святоотеческая психология. Она изучает мир бездонный, полный духовных сияний и откровений.

Люди видят в уме и воле лишь греховное деяние, тогда как святые отцы — учителя православной психологии — учат видеть в разуме силу человеческой души, не просто его плотскую натуру, а душу, способную чувствовать и страдать.

Православная психология гораздо более полная, чем обычная: она изучает человека с трех разных сторон — духовной, душевной, и только потом — плотской.

Но большинство людей относится к православной психологии настороженно, считая ее скорее псевдонаукой. Ни один психолог никогда не станет вмешиваться в религиозную жизнь человека, ведь его задача — находить травмы и вылечивать их. Душа человека до тех пор будет закрыта ото всех, пока тот не раскроет своей психологической травмы специалисту. До тех же пор в каждом его жесте, каждой исповеди будет сквозить неестественность.

Обычно именно люди, остро нуждающиеся в помощи, яро отрицают необходимость ее как таковой и опровергают любой намек на психологию. Они боятся расшатать то, что уже почти зажило и забылось, пряча свои душевные травмы и выставляя лишь надежды на то, что все пройдет само собой.

Люди скрывают свои проблемы за религиозными заповедями, тем самым оставляют проблему в своей душе на длительный срок. Человек оказывается неспособен исповедаться, в результате чего вся его духовная жизнь начинает приобретать форму извращений. Для того чтобы этого избежать и нужна православная психология.

Мнения о православной психологи расходятся. В основном этот термин отрицается как что-то, что не имеет места существовать. Но в то же время признается использование в психологических терапиях только те методики, которые не противоречат православному мировоззрению.

Священника можно сравнить с психологом: он тоже занимается врачеванием душ. Чаще всего они не осознают свою схожесть с психологами, вот почему их необходимо специально обучать психологии, дабы они не совершали непростых ошибок и не причиняли людям большего вреда.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами душевного здоровья: как остаться спокойным в раздражительной ситуации, как перебороть свою лень и многие другие вопросы. Святоотеческая психология детально рассматривает такие вопросы, такой подход называется возрождением человека падшего.

Православная психология черпает знания их церковных богослужений, философии христианства, наследие святых отцов. Все используемые методики проходят через православное мировоззрение, процесс познания бога, в котором заключается истинное исцеление, и принятие воздействия на душу человека ангелов и Демонов.

Смысл человеческой жизни понимается как развитие в себе добродетели, как преодоление страстей. Человек не может существовать без тела, души и духа — они считаются одним целым. Нарушение этого единства ведет к болезни или к смерти — переходу человеческой души в другое состояние.

Человек никогда не должен забывать, что он — существо духовное, часть духовного мира, созданного богом.

Два основных метода, используемых в православной психологии — самонаблюдение (самоанализ) и диалог. Самонаблюдение — способность человека самостоятельно оценивать свои поступки и их последствия, способность к самопознанию. Когда человек начнет понимать, что является наиболее важным при решении его проблем, он осознает, что источником всех бед является он сам.

Православный человек каждую минуту должен бороться со своими страстями, греховными привычками. Если страсть не прекратить в самом начале, человек станет ее рабом, как алкоголики или наркоманы. Каждая страсть дает начало следующей, куда более страшной и греховной. Только уничтожив одну страсть, можно избавиться от другой.

Православный психотерапевт может помочь в решении вопросов греховных, во внутриличностных и межличностных конфликтах, в воцерковлении. Святоотеческая психология — психологическая помощь для каждого православного верующего.

Большую популярность сейчас набирают православные ценности.

Ценность — это некий объект, обладающий значимостью в отношении человеческих потребностей, стремлений. Православная ценность — абсолютное благо, ценное для каждого из людей. Богооткровенная истина перед богом считается высшим благом. Важное место отводится и личности, как существу бессмертному, созданному по своему образу творцом.

Источником православных ценностей для каждого человека должен стать его дом.

Для православного человека главная цель жизни заключается в блаженстве в Царстве Небесном, в спасении и совершенствованию.

Каждая православная ценность — великое достояние человечества, благодатное сокровище. Но лишь тем, кто идет к спасению, они открывают свою настоящую сущность. Человек должен сделать правильный выбор.

Православная психология старается соотнести уже существующие психологические знания с православной концепцией человека. Это ее главное отличие от других разновидностей психологии, связанных в первую очередь с личностью человека. Но, несмотря на то, что у святоотеческой психологии другой подход к изучению человека, она все же использует методы психологии традиционной.

С древности считалось, что люди — это существа богословские, поэтому их проблемы никогда широко не освещались и не изучались подробно. И современная психология изучает не душу человека, а его психическое состояние. И проблема состояния человеческой души полностью отошла к православной психологии.

Источник:
Православная психология
Православная психология. Цели православной психологии.Методы православной психологии
http://dizzwizz.ru/psihika/psihoanaliz/pravoslavnaya-psihologiya.html

Православная психология

В августе 2012 г. в рамках республиканской духовно-просветительской программы Семья-Единение-Отечество состоялось первое собрание православных психологов г. Минска на котором впервые был создан Клуб православной психологии. Далее »

Дорогие наши абитуриенты, мы рады приветствовать Вас на сайте Православная психология, где Вы сможете получить всю интересующую Вас информацию о курсе и документы, необходимые для участия в конкурсном отборе. Далее »

Приглашаем всех учащихся на курсе Православная психология, зарегистрироваться на нашем сайте для того, чтобы получать новости, всю необходимую информацию о курсе и соответствующие учебно-методические материалы. Далее »

Курс Православная психология открыт в 2015 г. в рамках отделения катехизаторов Минского Духовного Училища по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла. Далее »

Уважаемые посетители, в этом разделе Вы сможете получить общую информацию о новом курсе Православная психология, который как профессионально-ориентированный модуль открылся при Минском Духовном Училище в числе новых направлений. Далее »

Для иногородних и не имеющих возможности регулярно посещать занятия в г. Минске имеется возможность заочного обучения на курсе Православная психология. Об условиях поступления на заочное отделение Вы можете узнать здесь. Далее »

Предлагаем Вашему вниманию новый учебный курс Методологические основы православной психологии, который стартовал в Минском духовном училище, как профессионально-ориентированный модуль в 2015 г. Далее »

В связи с не раз озвучиваемым запросом на продолжение встреч, хочу предложить летний семинар, посвященный теме “ЗОЖ — здоровый образ жизни”.

Он охватит ряд важных экзистенциальных вопросов (не тех, с которыми обычно ассоциируется понятие ЗОЖ).

В случае общей договоренности по оргвопросам семинар с пользой для себя мы можем реализовать в июне -начале июля по будним дням в 18.30.

Форма проведения – интерактивная: живой разговор, теория, письменное творчество.

Любые уточнения – через личную связь со мной (очная встреча, телефон (029) 671 82 00, странички в контакте и фэйсбуке).

Ваш Юрий Залоско

Предлагаем Вашему вниманию цитаты святых отцов о четырёх главных божественных добродетелях, от искажения которых рождаются все прочие страсти и добродетели тела, души и духа.

18 мая (в пятницу) в 19-00 по адресу Логойский Тракт 22 А, корпус 2, ауд. 314 состоится очередное семинарское занятие курса Христианская психология.

Тема: “Основные законы христианской психологии”.

1 часть “Святые отцы о сне и отношении к сновидениям”,

2 часть “Психология сна, трактование снов”.

Проезд трамваями № 5, № 6, № 11 до остановки Магазин «Электроника».

Приглашаются все интересующиеся христианской психологией.

Где находится общество свободных людей – протоиерей Вадим Леонов

Что такое свобода? Какая свобода, с христианской точки зрения, настоящая, а какая ложная? Как погибает свобода в обществе потребления? Об этом мы поговорили с протоиереем Вадимом Леоновым, доцентом Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.

– Слово «свобода» сегодня одно из самых популярных, причем не только сегодня, а вообще на протяжении последних 200–300 лет. Все хотят быть свободными. На ваш взгляд, почему современная эпоха так ценит свободу?

Об этапах духовного познания или восьми ступенях духовного ведения сщмч. Пётр Дамаскин

Многие верующие искренне полагают, что в христианстве и православии самое главное – это регулярное отправление духовных таинств в виде исповеди и причастия, что и является главным залогом “чудесного” преображения души. По их мнению всё прочее носит второстепенный характер.

Вместе с тем, святые отцы церкви в один голос говорят о том, что основа спасения и преображения человека – это умное делание или делание духовного ума.

«Умное делание есть высшее училище богословия” (Преп. Нил Синайский, О молитве, гл. 61. Добротолюбие, ч. 4)

Зарегистрироваться на этом сайте

Внимание, открыт набор на учебный курс

“Основы христианской психологии” – 2017 – 2018 уч. год.

Курс рассчитан, как на специалистов, уже имеющих базовое психологическое образования, так и на интересующихся христианской психологией и не имеющих психологического образования. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю по адресу Логойский тракт 22А, корп. 2, ауд .314. В соответствии с утверждённым учебным планом и программой курс рассчитан на календарный год, имеет объём 300 учебных часов и предусматривает 3 экзамена и 3 зачёта.

Методологические основы христианской психологии.

Основы психологического консультирования.

Основы возрастной, педагогической и социальной психологии.

Кризисная христианская психология.

Практическая христианская психология.

Дополнительная информация по тел. 8-029 (624-04-44)

Источник:
Православная психология
Сайт курса православная психология.
http://psyheo.by/

Психология обиды

Обида может быть бессознательной. Нанесение обиды идет от гордости, желающей унизить человека, от мстительности, злобы. Обижают люди и от алчности, зависти, тщеславия, эгоизма и — просто от душевной нечуткости и нравственной невнимательности.

Предприниматель (индивидуальный или коллективный, как государство, партия) обижает людей наиболее беззастенчиво, эксплуатируя их не только экономически, но и нравственно.

Эксплуатация есть многоликая форма несправедливости. История человечества полна этим грехом до наших времен. Но сейчас не феодальные бароны и не только денежные мешки эксплуатируют бедняков — сами эти бывшие бедняки, ставшие администраторами, партийцами, представителями пролетариата, жестоко эксплуатируют бедняков (колхозных крестьян, рабочих), прикрывая, однако, эту эксплуатацию очень лестными для себя, но пустыми словами.

Эксплуатация ближнего может и не быть выражением каких-либо лично неприязненных чувств; она бывает нравственным бесчувствием, исканием выгоды личной, партийной, государственной. Высокими мотивами пытаются оправдывать эксплуатацию — материальную и духовную — в наши дни. Целью революции для блага всех оправдываются великие обиды людям. Гуманными фразами оперируют бездушные планировщики, не видящие живого человека. Смертельно обиден для человека и человечества утилитарный материалистический подход к бессмертной человеческой душе.

Но чувства справедливости и сострадания могут рождаться и в материалисте, вопреки его материалистической теории. Как человек, материалист может быть нравственно чутким. И бывает, что сердце верующего в Бога (вопреки духу этой веры) наполняется алчностью, бессердечностью. Как у материалиста неверие может быть лишь на кончике его языка, так и вера в Бога бывает иногда лишь на кончике языка у верующего человека. (Вера в Бога — не теоретическая декларация.)

В наши дни люди обижают даже веру в Бога (принуждая писать великое святое имя Бог с маленькой буквы). Но Бога человек еще менее может обидеть, чем созвездие Ориона или Лебедя. Неверующие наносят обиду только своей жизни.

Человека обижает человек своей злой (или недостаточно доброй) волей. И все эти бесчисленные «молекулярные» в мире обиды, все наше личное и общее зло рождают в мире те черные грозовые тучи конфликтов, войн и душегубства, от которых содрогается человечество. И может быть истреблено.

Раньше в истории во имя веры в Бога цари и вожди народов обижали неверующих людей (или не так верующих, как они сами). Теперь в целом ряде стран неверующие обижают верующих.

Сказано человеку: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай» (Мк 10, 19). Но если обида случилась, ей надо противопоставить необидчивость. В преодоление зла входит и преодоление обидчивости. Мы, люди, так легко друг друга обижаем. И еще легче — обижаемся. Даже если нас никто не обижает, мы и тогда обижаемся. Нам иногда хочется почувствовать себя обиженными, и в этом проявляется дурная человеческая инфантильность. Ребенок иногда хочет зарыдать не потому, что его обидела мать, а потому, что ему вдруг сладко захотелось почувствовать себя (и, главное, показать себя!) обиженным. Это незрелость души. Активный эгоист обижает, пассивный обижается. Обиды активных и обидчивость пассивных эгоистов очень мешают жизни. И выход из этих состояний только один — к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не обижаться.

Источник:
Психология обиды
Обида может быть бессознательной. Нанесение обиды идет от гордости, желающей унизить человека, от мстительности, злобы. Обижают люди и от алчности, зависти, тщеславия, эгоизма и — просто
http://www.pravoslavie.ru/3263.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES