Практическая психология общения

Практическая психология

Практическая психология (в XIX веке — опытная п. [1] ) — раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний.

Самостоятельными областями практической психологии являются: психологическое консультирование, психологическое тестирование, психологическая коррекция. Практическая психология передаёт свои знания в форме рекомендаций профессиональным психологам, которые относятся к влиянию на психику и деятельность людей. Методы могут быть индивидуальными и групповыми. Индивидуальные методы (психоанализ, аутотренинг, логотерапия) используются при работе наедине с клиентом. Групповые методы — с группой людей. К методам, позволяющим работать с группой, относятся: аутотренинг, гештальтгруппы, группы встреч, группы телесной терапии, группы терапии искусством, логотерапия, психоанализ, психодрама, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое тестирование, Т-группы. [2]

Практика психологии зачастую значительно опережает теорию. Различные препятствия, в частности, отсутствие методов, позволяющих экспериментально проверить необходимые в практике данные, значительно сдерживают развитие теории, которая порой с трудом обеспечивает постоянно растущие запросы практики. В первую очередь это касается практики психотерапии: огромное множество психических расстройств существуют уже многие тысячелетия, а теория по ним только-только начинает формироваться. Белые пятна теории практические психологи часто заполняют с помощью гипотез слабо обоснованных теоретически, но работающих на практике.

Ввиду разности мнений и убеждений, определённых авторитетных кругов, можно сказать, что это предмет дискуссии в области психологии.

Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

С этой точки зрения, практическая психология — это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес.

Психологи, работающие в сфере практической психологии — практические психологи.

Психология, особенно практическая психология, всегда в оттенках. Когда-то она более педагогика, когда-то философия жизни, когда-то — более консультация или более психотерапия, иногда психология приходит к нам в эзотерических одеждах, иногда это неприкрытый бизнес: «купи — продам!», иногда это просто развлечение для скучающих.

Практическую психологию иногда путают с житейской или популярной психологией, но это не вполне верно: практическая психология совсем не обязательно гонится за популярностью и часто строится вполне в научном ключе. Практическая психология ориентирована в первую очередь на запросы практического плана, а не на развлечения. Книги по практической психологии содержат больше полезного, нежели развлекательного материала, и поэтому востребованы только теми читателями, которые читают их не ради «почитать», а в связи с каким-то вопросом и для какого-то дела. Кроме того, популярная психология пишется для всех, а не только для образованных людей, и ее содержание обычно более легковесно, менее загрузочно, чем содержание книг по практической психологии. Популярную психологию можно просто читать, практическую психологию нужно осваивать.

Практическая психология отличается от психологии прикладной. Объединяет их то, что и практическая, и прикладная психология направлены не на теорию, а на практику, однако перепутать их трудно. Дело в том, что прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, а практическая — на неспециалистов, а на широкие круги населения. У них совсем разный язык: у прикладной психологии сугубо научный, у практической — нормальный язык повседневного общения. Прикладная психология занимается образованием профессионалов, практическая — направлена на образование людей, для которых она не является профессиональным знанием. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, пусть и не имеющие научной основы. Прикладная психология старается быть строже и не допускать подобных вольностей.

С наукой у практической психологии отношения не простые хотя бы потому, что поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу. Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции.

Существует тенденция практическую психологию сводить к психотерапевтической практике, однако это и фактически, и принципиально неверно.

Да, многие обращающиеся к психологам люди имеют психологические запросы, имеющие в значительной степени психотерапевтический характер: «Как справиться с душевной болью?», «Как быть, если ничего не хочется?» — и так далее. Соответственно, существенная часть практической психологии неразрывно связана с психотерапевтической работой, однако вовсе не сводится к ней. Психодиагностика, психокоррекция, психологическое образование, психологическое обучение, психология развития — все эти огромные области практической психологии психотерапией не являются.

Практическая психология – не только помощь людям, но и бизнес, и ее развитие определяется не только целями и ценностями специалистов, но и требованиями рынка. Будущее практической психологии – за психологией, умеющей зарабатывать деньги. Но лучшие психологи будут зарабатывать деньги, думая о долгоиграющих последствиях своей работы, думая о своем вкладе в сохранение людьми здравого смысла, уважения к науке и доверия к разуму.

6 -е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2003 — 496 с.

Учебник освещает вопросы профессиональной этики и практической психологии, психодиагностики, психологической коррекции и психотерапии Автор на многочисленных примерах раскрывает проблемы психологического консультирования, взаимодействия психолога с представителями смежных профессий (педагогами, врачами, юристами социальными работниками)

В «Практикуме по психологическому консультированию» дополняющем учебник, даны практические задания на освоение техники психологического консультирования.

Издание предназначено для студентов, изучающих психологию, а также для всех специалистов, работающих с людьми.

Формат: pdf / zip (2003 , 6-е изд., 496с.)

Скачать / Download файл

Формат: doc / zip (2001, 6-е изд., 480с. Здесь плохое форматирование; pdf не идеал, но получше.)

Скачать / Download файл

§ 2. «Данность» как методологическое понятие в современной психологии

§ 3. Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека

Глава II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава III ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

§ 2. Модель профессиональной деятельности практического психолога

§ 3. Понятие о социальном заказе на работу практического психолога

§ 4. Понятие о психологической задаче и психологической помощи

§ 5. Методические основы решения психологических задач

Глава IV ПСИХОДИАГНОСТИКА

§ 2. Получение психологической информации в работе психодиагноста

§ 3. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи

§ 4. Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога

§ 5. Критерии эффективности практической работы психодиагноста

Глава V ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

§ 2. Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции

§ 3. Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции

§ 4. Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога

Глава VI ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

§ 2. Интервью как основной метод психологического консультирования

§ 3. Индивидуальное консультирование

§ 4. Групповое консультирование

Глава VII ПСИХОТЕРАПИЯ

§ 2. Основные методы психотерапевтического воздействия

§ 3. Особенности взаимодействия психолога и клиента при индивидуальной психотерапии

§ 4. Групповая психотерапия

§ 5. Проблема показателей эффективности психотерапевтической и консультационной работы практического психолога

Глава VIII ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СМЕЖНЫХ ПРОФЕССИЙ

§ 2. Психолог и юридическая практика

§ 3. Врач и психолог

§ 4. Социальный работник и психолог

ПСИХОЛОГИЯ В МЕТАФОРАХ И ОБРАЗАХ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА СО ВЗРОСЛЫМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Практическая психология общения присутствует в каждом разговоре. Любое ваше слово, интонация, жест, выражение лица и все прочие элементы речи влияют на слушателя (конечно, если он их слышит и видит). Это влияние и есть практическая психология общения. Если маленький ребенок произнес публично несколько слов, то и он через свою речь повлиял на слушателей, — на каждого по-своему. Его воздействие, вероятно, было бесконтрольным с его стороны и он сам не понял как, но все-таки повлиял на аудиторию.

Одно правило мы уже рассматривали, и я напомню его: говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателям удобно воспринимать. Если ваша речь содержательна, ясна и доходчива; если у вас поставленный голос, четкая дикция, выразительная интонация и эмоциональная окраска, органичные жесты; если вы проявляете и контролируете признаки уверенности — то это значит, что ваша публичная речь более влиятельна, чем та, в которой эти элементы хромают.

Прислушайтесь к разговорам других людей и вы без труда заметите нарушение этого простого правила практической психологии общения. Поддерживая диалог, люди часто начинают свою фразу со слова «нет»:

«нет, я с вами согласна…» (у меня есть огромная коллекция подобных фраз, которые я насобирал из диалогов и дискуссий, проходивших на курсах ораторского искусства и мастерства общения. Один слушатель умудрился согласиться так: «Нет, да!»).

Нет, это действительно очень удивительно, как некоторые люди начинают убеждение собеседника с нанесения ему оскорбительной пощечины (наиболее подходящее сравнение со словом «нет»), а потом наивно полагают, что он с радостью примет их точку зрения.

— А подержанный «Мерин» или «Бимер» гораздо лучше.

— Нет, наши машины в итоге, с учетом начальной цены и затрат на дальнейшую эксплуатацию, обойдутся дешевле, т.к. запчасти доступней, ремонт проще и так далее.

Комментарий к примеру 1. Второй собеседник, услышавший «нет», то есть, увидевший жирный крест, перечеркивающий его предыдущие слова, ощутивший пощечину, вряд ли будет непредвзято воспринимать дальнейшие аргументы первого собеседника. Стоит человека задеть и он нас не слушает.

— А подержанный «Мерин» или «Бимер» гораздо лучше.

— Конечно, «Мерин» и «Бимер» — отменные автомобили. И наши машины в итоге, с учетом начальной цены и затрат на дальнейшую эксплуатацию, обойдутся дешевле, т.к. запчасти доступней, ремонт проще и так далее.

Комментарий к примеру 2. Второй собеседник вместо противоречия услышал согласие, а это значит, что его предыдущие слова не были перечеркнуты жирным крестом, он не получил пощечины. Поэтому, он не взвинчен и, следовательно, услышит дальнейшие слова первого собеседника и они повлияют на него иначе, чем в примере 1.

«Если дипломат говорит «да», то это значит «может быть»; если он говорит «может быть» — это значит «нет»; если он говорит «нет», значит это не дипломат».

(Есть другой похожий афоризм, в котором вместо слова «дипломат» фигурирует «женщина», вместо «да» — «нет» и наоборот, вместо «он» — «она»).

Практическая психология (в XIX веке — опытная п. [1] ) — раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний. Самостоятельными областями практической психологии являются:

Психологос энциклопедия практической психологии

Скачать: Практическая психология. Абрамова Г.С. (doc; pdf)

Практическая психология общения присутствует в каждом разговоре. Любое ваше слово, интонация, жест, выражение лица и все прочие элементы речи влияют на слушателя (конечно, если он их слышит и

Источник:
Практическая психология
Практическая психология. Практическая психология. Практическая психология. Практическая психология.
http://s-manager.ru/prakticheskaya-psihologiya/

Практическая психология

Под редакцией д-ра психол. Наук, проф., акад. Бпа м к. Тутушкиной

2-е издание, переработанное, дополненное

комитетом Российской Федерации

по высшему образованию в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

Санкт-Петербург Издательство «Дидактика Плюс»

Рецензенты: Р. М. Грановская, др. психол. наук, проф. (СПбГУ), Н. Н. Обозов, др. психол. наук, проф. (Академия психологии предпринимательства и менеджмента).

Практическая психология: Учебник / Авторы: М. К. Тутушкина (введение, гл. 1, 2, 3, ч. 1; гл. 1, 2, 3, ч.. 2; гл. 1, ч. 3; гл. 1, 2, ч. 4); С. А. Волков (гл. 2, ч. 3); О. Б. Годлиник (гл. 3, ч. 2, гл. 3, 5, ч. 3); М. А. Гулина (гл. 2, ч. 1, гл. 5, ч. 4); Е. С. Ермак (гл. 2, ч. 2); И. М. Лущихина (гл. 2, ч. 1, гл. 6, ч. 3); Ю. И. Лобанова (гл. 2, ч, 1); В. П. Мальцев (гл. 2, ч. 2, гл. 3, ч. 4); К. В. Павлов (гл. 4, ч. 4); И. В. Ромазан (гл. 4, ч. 3); Е. А. Соловьева (гл. 2, ч. 1); Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной — 2-е изд., перераб., доп. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1998, — 336 с. 5-89239-014-4

Изложена концепция практической психологии в связи с гуманизацией высшего образования в современных условиях. Книга состоит из четырех чаетей. В первой части дается анализ психологии индивидуальности, предлагаются психологические тесты, которые помогут составить психологический портрет индивидуальности.

Во второй части раскрываются особенности групповой деятельности, общения и конфликтных ситуаций.

В третьей части дается анализ профессиональной и предпринимательской деятельности, инженерного творчества, психологии безопасности и рекламы.

В заключительной четвертой части раскрываются проблемы психологии личной н обыденной жизни, психологии здоровья внутренней гармонии. Даются рекомендации и упражнения по выходу из психологических кризисов н выбору жизненных позиций: выигрывающего и проигрывающего.

Книга может быть рекомендована как учебник по курсу психологии для вузов и для широкого круга читателей и специалистов.

Ил. 11. Табл. 2. Библиогр.: 910 назв.

© М. К. Тутушкина и др., 1998

5-89239-014-4 — без объявл.

«Дидактика Плюс», 1998, с изменениями

Оказалось более просто спроектировать сверхразумных роботов,

чем представить облик человеческой индивидуальности.

На пороге нового столстия внимание людей все больше и больше привлекают науки, связанные с человеком. Ученые предсказывают, что в новом веке особую роль будет играть психология. наука о внутреннем психическом мире и духовном развитии человека.

Наша сложная жизнь, многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу проблем как профессиональных, так и личных. Они причудливо переплетаются, и человек ищет выход из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем самоанализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями и общением. В этом нам может помочь психологическая подготовка. Зачем она нужна человеку?

Мы выделяем три основных компонента в такой подготовке: формирование психологической культуры, психологической компетентности в профессиональной деятельности и умения человека представить себя на рынке труда.

Психологическая культура продолжает линию физической культуры в плане заботы человека о своем психическом здоровье и включает следующие моменты: познание самого себя, другого человека, культуру поведения и общения.

Психологическая компетентность -— комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения задач в различных областях деятельности. Для каждой специальности должен быть подготовлен и освоен свой комплекс психологических знаний. Особенно это касается подготовки современных специалистов по менеджменту, маркетингу, гуманитарным и медицинеким наукам.

Умение человека представлять себя очень важно в условиях современного общества, когда молодому специалисту приходится самому искать работу после окончания вуза. И от того, насколько он знает н понимает сильные и слабые стороны своей индивидуальности, свой внутренний потенциал, зависит возможность получения творческой, интересной работы по специальности. А этому молодой человек, студент может научиться на занятиях по практической психологии.

Высшая школа претерпевает в настоящее время серьезные изменения, осуществляется переход к многоступенчатой системе образования, что значительно расширяет возможности выбора пути в сфере профессиональной деятельности. Свободный выбор может быть осуществлен только на основе осознания и понимания молодыми людьми своих индивидуальных возможностей. Большую роль здесь должна сыграть психологическая наука, которая призвана помочь создать благоприятные условия для развития индивидуальности человека, раскрытия его творческого потенциала.

Возникла проблема гуманизации и гуманитаризации высшего образования. С позиции «экономического человека» надо переходить на позиции «человеческого человека», то есть на гуманистическую, психологическую позицию. Образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному самосовершенетвованию личности.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманизация труда включает в себя оптимальное использование свойств индивидуальности, совершенетвование профессиональной подготовки и переподготовки с учетом психологических особенностей работающего. Очень важно создать условия, при которых человеку было бы легко и приятно трудиться, но не менее важно, чтобы человек понимал, что он делает, зачем он это делает и видел результаты своего труда, а также мог предвидеть социальные и психологические последствия своего труда.

И начинать коренную перестройку на пути к гуманизации надо с технического образования. Есть разные подходы к пониманию гуманизации в техническом вузе, наиболее перспективной нам кажется точка зрения, которая выделяет фундаментальное понятие гуманизации как поворот образования лицом к человеку. В техническом образовании гуманизация имеет два важнейших направления. Первое — это гуманизация самого технического знания, она должна войти в ткань преподаваемых предметов через повышение общекультурной и психологической подготовки преподавателей технических вузов, второе — это гуманизация образования через раскрытие творческого потенциала индивидуальности преподавателя и студента, поиск и диагностику одаренной молодежи, а также через непрерывную психологическую подготовку во время их обучения в вузе.

В настоящее время ряд проблем, стоящих перед вузом, имеют чисто психологические корни и могут быть решены только с применением новых психологических методов оценки и коррекции особенностей личности студентов. К этим проблемам относятся:

— неадекватная структура мотивов студентов в процессе обучения в вузе;

— низкий уровень осознания студентами своих возможностей, способностей, особенностей личности;

— отсутствие методов, развивающих личность студента в процессе обучения в вузе;

— низкий уровень психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;

— недостаточный уровень развития навыков взаимодействия с другими людьми;

— недостаточный учет в процессе профессиональной подготовки склонностей, возможностей и типа личности студента.

Наша книга-учебник «Практическая психология» охватывает комплекс проблем, которые входят в основной курс психологии. предлагаемый студентам технического вуза.

Кафедра практической психологии Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета разработала программу психологической подготовки студентов технического вуза и успешно внедрила ее в практику преподавания. Курс состоит из двух чаетей: первая — «Психология индивидуальности», вторая — «Психология взаимодействия в группе, социально-психологические основы управления организацией». В конце первой части курса студентам предлагается самостоятельная курсовая работа на тему «Мой психологический портрет», который составляется на основе анализа свойств своей индивидуальности, полученных при бланковом и компьютерном тестировании.

Предлагаем читателям составить психологический портрет своей индивидуальности после изучения первой части нашего учебника по «Психологии личности».

Несколько слов о предмете психологии и практической психологии (более подробно об этом написано в 1 части учебника).

Психологи, в буквальном значении этого слова — наука о душе, история ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинекие учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столстия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическую основу.

Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге была открыта Вундтом первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был не простым, он отражает многообразие и сложности практики и жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решать психологии (работоспособность, взаимоотношения в группе, мотивация поведения и т. д.).

В середине двадцатого века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли — возрастная, медицинекая, инженерная, социальная, педагогическая, космическая, спортивная, творчества и т. д.

Психология, развиваясь и как теоретическая наука, все ближе и ближе подходит к практике. И возникает необходимость в интеграции знаний из различных облаетей психологии для решения жизненно важных проблем конкретных людей. Это приводит к появлению нового направления в психологической науке — практической психологии.

В чем же суть и особенности практической психологии?

Известные психологи Ю. М. Забродин и В. В. Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит, прежде всего, в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все : и личностная структура, и система функциональных и психических состояний со своей динамикой.

Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.

Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со все ми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.

Задача психологии и психологов помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.

В этом суть практической психологии, которая понимается нами как интеграция знаний и методов из различных облаетей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.

В соответствии с этим пониманием мы рассматриваем структуру, методы практической психологии и результат, к которому можно прийти, использовав рекомендации практической психологии.

Практическая психология состоит из четырех чаетей:

1) психология индивидуальности;

2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;

3) психология профессиональной деятельности;

4) психология личной и обыденной жизни. Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, и он должен знать и понимать себя и другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения, которые могут быть очень различными, но вместе с тем, имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и особенности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония у человека, как сам человек может способствовать ее развитию и укреплению психического здоровья.

В практической психологии применяются методы, используемые в научной психологии. Мы предлагаем описание сущности основных методов психологии.

Источник:
Практическая психология
Под редакцией д-ра психол. Наук, проф., акад. Бпа м к. Тутушкиной 2-е издание, переработанное, дополненное комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника
https://studfiles.net/preview/5536799/

Хватит ныть! Практическая психология общения с нытиками

Хватит ныть! Практическая психология общения с нытиками

Любой нормальный человек время от времени испытывает потребность в том, чтобы его выслушали, внимательно отнеслись к его проблемам и как минимум посочувствовали. Это совершенно естественно. В нашем обществе есть и другая традиция: отвечать на вопрос, как живешь, в стиле: «Всё очень плохо». Это легко объясняется: люди у нас недоброжелательные, а потому лучше не давать им повода для зависти и сглаза. Но есть определенная категория людей, которые в процессе любого общения умудряются достать собеседника своим нытьем и жалобами на жизнь. Что ими движет? Вот три основные причины.

Потребность в сочувствии. Простой пример: ребенок упал, ободрал коленку и громко заревел. Тут же в ответ на это он получил порцию внимания и ласкового сочувствия. А не упал бы, так никто бы и не приласкал. Эта причинно-следственная связь приводит к тому, что подсознательно у него может сформироваться потребность в том, что психолог Эрик Берн называл «психологическими поглаживаниями». Достаешь других своей проблемой – получаешь «поглаживания» до тех пор, пока не успокоишься. Поэтому простейшая причина нытья: расчет на то, что тебя пожалеют и погладят по головке. Эта психологическая особенность широко используется в общении подруг — «психологические поглаживания» и прочие игры для девочек старшего возраста для многих становятся органической частью дружбы.

Потребность в самооправдании. Эта причина значительно серьезней: она прогрессирует и превращается в психологическую проблему, когда нытик склонен постоянно жалеть самого себя.

Непрофессиональный психоанализ играет с такими людьми злую шутку: они начинают ковыряться в собственном детстве и непременно находят там корни всех своих проблем. А поскольку детства не вернуть и в прошлом ничего не изменить, то и взятки гладки: меня, дескать, недолюбили, недовоспитали, травмировали, так чего вы от меня хотите? Очень удобная позиция, ничего не скажешь. Люди, для которых она характерна, считают, что чужой успех – это следствие более удачного стечения обстоятельств, при этом сами не умеют использовать даже то, что само идет к ним в руки. Отличительная черта нытика: не видеть реальных путей решения проблемы, даже если ему явно на них указывают.

Нытик отказывается признаваться самому себе: проблемы и созданные ситуации – это следствие его личного нежелания меняться к лучшему и менять собственную жизнь. Если ты чего-то хочешь, но не прикладываешь постоянных усилий, а предпочитаешь жаловаться и находить причины – значит, не больно-то и хочешь. Как ты себя ни оправдывай…

Биохимические и энергетические проблемы. Надо понимать, что поведение и психологические установки человека во многом могут быть продиктованы состоянием его организма и энергетического поля. Это состояние усугубляется за счет ряда причин: употребление алкоголя и наркотиков, подверженность негативному влиянию извне, биохимические процессы (например, клиническая депрессия)… У таких людей мозг работает иначе: они и сами не рады, считают себя недостойными и ничтожными, и другим без конца проблемы создают. Общение с таким человеком напоминает прогулку по минному полю, причем обязательно где-нибудь, да шарахнет, и прощай, хорошее настроение, прощайте, текущие планы! Неудивительно, что такого «провокатора несчастий» нормальные люди предпочитают избегать.

Как бы то ни было, для нытика характерны следующие черты:

— Он давит на жалость и другие эмоции, которые выводят тебя из состояния психологического равновесия.

— Злоупотребляет твоим временем и хорошим отношением.

— Использует твою мягкость и дипломатичность, неумение отказать.

— Всегда найдет способ утомить, достать, испортить настроение и вытянуть энергию, которая нужна тебе для другого.

— Считает, что ему все должны, а он, бедненький и несчастненький, ничего никому не должен.

Отсюда вывод: в любом виде общения ты не нанималась быть нянькой, мамкой, психологом-консультантом и энергетическим донором в одном лице. Прими во внимание следующие рекомендации:

• Если кто-то начинает занудно жаловаться тебе, сходу определи, насколько серьезен повод. Если он достаточно уважителен и ты можешь оказать реальную помощь, то выслушай и сделай то, что от тебя зависит. Если он неуважителен, или человек не раз был замечен в стремлении манипулировать тобой, уходи от этого разговора.

• Не стесняйся прямых вопросов, например: «К чему ты мне это рассказываешь? Чего ты хочешь от меня сейчас?» Прямые и открытые вопросы ломают порочный сценарий нытика: рано или поздно он понимает, что манипулировать тобой ему не удастся.

• Если ты ничего не можешь или не хочешь сделать для того, чтобы помочь нытику, то прямо скажи ему об этом. Не надо мяться и давать ложных надежд. Но и жестокость тоже не надо проявлять; поступай так, как желаешь, чтобы поступили с тобой.

• Исключи из круга своего повседневного общения людей, которые вызывают у тебя чувства вины, тревоги, печали, раздражения, безнадежности и т.д. Возможно, это путь решения проблемы, который тебе самой необходимо увидеть и выбрать для того, чтобы проживать собственную, эффективную и насыщенную жизнь.

Источник:
Хватит ныть! Практическая психология общения с нытиками
Хватит ныть! Практическая психология общения с нытиками Любой нормальный человек время от времени испытывает потребность в том, чтобы его выслушали, внимательно отнеслись к его проблемам и как
http://youbetter.ru/2012/02/02/hvatit-nyit-prakticheskaya-psihologiya-obscheniya-s-nyitikami/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES