Позитивная психология

Все о психологии

Позитивная психология. Позитивная психология селигман.

Пускай и громко будет сказано, но Мартина Селигмана можно назвать пророком современной науки, он повернул «научную реку» вспять, начал говорить вещи, которые ранее серьезно не воспринимали, отсекая тем самым себе путь к истине. Его идеи позитивности в психологии и психотерапии долго обсуждались, и так как истина всегда впоследствии торжествует, в конце 1990-х годов, при поддержке президента Американской ассоциации психологов, появилась новая ветка в психологической науке, основанная на реалистичном оптимизме, позитивная психология селигман – это нечто качественно новое.

Одним из главных его достижений в области позитивной психологии было открытие синдрома «выученной беспомощности». Элементарные наблюдения позволили психологу еще в 1964 году сделать первый шаг на пути новой позитивной психологии. В тот год в лаборатории Пенсильванского университета Ричард Соломон проводил ряд экспериментов над собаками, за экспериментами наблюдал и Мартин, который и не подозревал, что в этих стенах рождается новая позитивная психология , вернее ее основы. Задача эксперимента была проста: сформировать у животных условный рефлекс страха на определенный звук, требовалось, чтоб собака, услышав звук, убегала. Для этого прибегали к незначительным ударам электрического тока. Но реакция собак была возмутительной, они ложились и скулили. Вот так и родилась позитивная психология селигман, когда Мартин пришел к выводу, что у подопытных — синдром «выученной беспомощности».

Позитивная психология не ограничивается этим открытием, следующим вкладом в «копилку» науки стала теория «наученного оптимизма».

Новая позитивная психология сформировалась не только на основании трудов Мартина Селигмана, свой вклад в нее внесли и многие другие исследователи:

  • Луиза Хей,
  • Ронда Берн,
  • Мирзакарим Норбеков,
  • Александр Свияш,
  • Георгий Сытин,
  • Валерий Синельников.

Список можно продолжать, но именно эти люди стояли у истоков, меж тем позитивная психология селигман стала главной точкой отсчета нового времени, нового восприятия человеческой психики. Общими усилиями были разработаны простые и доступные приёмы и методы, которые воздействуют с большой эффективностью. Так мир узнал новое для себя слово «аффирмации», которые представляют собой позитивные утверждения. Афирмации способны изменить образ мышления, формируют четкие установки на будущее, как следствие, становятся причиной положительных перемен в жизни.

Позитивная психология формирует в человеке иное мышление, иное мировоззрение, столбами которого становятся такие убеждения:

  • мир на самом деле справедлив,
  • мир полон всевозможных благ,
  • без любви к себе невозможно достичь счастья,
  • человек ответственность за свое счастье берет только на себя,
  • всё что происходит вокруг, сначала было мыслью в голове,
  • жизнь можно проектировать в нужном направлении через свое подсознание.

Эти убеждения просты и понятны, их истинность легко проверит любой человек экспериментальным путем. Поэтому все больше и больше становится людей, которые уверены, что мышление определяет судьбу, зависимость получается очень простой: позитивное мышление – отличная судьба!

Источник:
Все о психологии
Искал счастье в деньгах, в любви, в сексе и самопожертвовании, весь этот тернистый путь поиска привел к нашим временам и новым плодам. Сегодня смело можно заявить, что ключ к счастью найден – это поз
http://www.edu-psycho.ru/pozitivnaya-psihologiya-pozitivnaya-psihologiya-seligman.html

Позитивная психология

Позити?вная психоло?гия — направление психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. В отличие от классической психологии, которая ориентируется в основном на проблемы и патологии, основными темами исследований позитивной психологии является то, что способствует достижению счастья людей (например, оптимизм, поток, доверие, прощение и солидарность). Эта область исследований стремится раскрыть природные способности человека и сделать опыт жизни более удовлетворительным.

Основой направления была гуманистическая психология, позитивная психология опиралась на достижения Гордона Олпорта, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса [1] , согласно одной из точек зрения впервые термин «позитивная психология» в своей книге «Мотивация и личность» (1954) [2] применяет Маслоу. Он и другие представители гуманистической психологии в работах 1950-х—1960-х годов призывали психологов больше обращать внимание на стимулирование психического здоровья, чем на лечение болезней и патологий. Среди современных исследователей в этой области наиболее известны Эд Динер, Михай Чиксентмихайи, Чарльз Снайдер, Альберт Бандура, Дэниел Гильберт и Джон Хайдт.

Основателем позитивной психологии как академической области является Мартин Селигман [3] , который, при избрании президентом Американской психологической ассоциации в 1998 году, свою речь посвятил именно этому новому направлению психологии. В своем выступлении Селигман подчеркнул, что в течение предшествующих пятидесяти лет психология занималась исследованием и лечением всевозможных патологий, не обращая внимания на позитивные аспекты жизни человека, такие, как способность к творчеству, надежда или упорство в достижении своих целей. Селигман призвал своих коллег «восстановить равновесие» и предложил три основных направления для будущих исследований:

  • положительные эмоции и субъективное ощущение счастья (например, наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем, оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);
  • позитивные черты характера человека (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т. д.);
  • социальные структуры, способствующие счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

Речь Селигмана вызвала большой интерес у его коллег, в том числе у таких известных психологов, как Кристофер Петерсон (Christopher Peterson), Эд Динер (Ed Diener) и Михай Чиксентмихайи, благодаря чему идеи позитивной психологии очень быстро превратились в новое направление в психологической науке [4] .

Согласно научным исследованиям последних лет, положительные эмоции делают восприятие мира человеком более открытым и позволяют исследовать и находить новые решения проблем. Кроме того, положительные эмоции делают человека более дружественным, а с увеличением количества друзей человек получает лучшие шансы эволюционного выживания [5] .

В настоящее время, существуют три школы позитивной психологии:

Центр позитивной психологии (англ. Positive Psychology Center, PPC ) [6] находится в Соединенных Штатах Америки. Первым этапом работы центра было создание классификации сильных сторон и положительных черт индивида (по аналогии с «классификацией патологий», которой является нозологическая система DSM-IV). В 2004 году Селигман и Петерсон опубликовали список из 24 положительных черт человека, разделённых на 6 групп [7] :

Список Селигмана и Петерсона был составлен на основе того, какие черты характера имеют наибольшую ценность в различных культурах и религиях [7] .

На основе этого списка впоследствии был создан вопросник VIA-Survey (en:Values in Action Inventory of Strengths), состоящий из 240 вопросов (этот вопросник бесплатен и доступен в Интернете [1], на данный момент он переведен на 17 языков).

На основе ответов на вопросник VIA-Survey было выявлено, какие черты характера наиболее способствуют преодолению депрессии и достижению счастья. Этими чертами характера являются:

Опросник VIA-Survey может использоваться в психотерапии следующим образом: клиенту предлагается оценить свои сильные стороны с помощью вопросника VIA-Survey, а затем попытаться использовать эти сильные стороны различными новыми способами (например, каждый день недели пробовать новый способ). Рекомендуется также каждый день отмечать в своем дневнике три счастливых события, которые произошли в этот день, а также записывать, какие действия привели к этим счастливым событиям [4] .

Центр прикладной позитивной психологии (англ. Centre of Applied Positive Psychology, CAPP ) [9] находится в Великобритании. Руководителем центра является Алекс Линли (англ. Alex Linley ). Основным направлением исследований является использование идей позитивной психологии в профессиональной сфере. В центре CAPP был создан вопросник Realise2, позволяющий определить, какими способностями и сильными сторонами характера обладает индивид, а также установить, в какой степени он использует эти достоинства в своей повседневной жизни (вопросник Realise2 на данный момент существует лишь в англоязычной версии). Исследователи центра CAPP также разрабатывают методики, позволяющие максимизировать использование сильных сторон индивида и минимизировать негативный эффект того, что является слабыми или недостаточно развитыми аспектами его личности [4] .

Этот исследовательский центр создан Институтом Гэллапа в Соединенных Штатах Америки. Его основателем стал психолог Дональд Клифтон (Donald O. Clifton). На основе идей Клифтона в институте Гэллапа был разработан вопросник Strengthsfinder, 2001), на данный момент переведенный на 24 языка, в том числе на русский («Раскройте свои сильные стороны»).

По словам Кирка Шнайдера, позитивная психология не может объяснить прошлые негативные события, например, действия нацистской партии или сталинские репрессии. Кроме того, Шнайдер указал на исследование, где позитивная иллюзия искажает реальность [10] . Позитивное настроение может стать неспособным к психологическому росту и склонным удерживать расовые предубеждения. Негатив, иногда проявляющийся в легкой и умеренной депрессии, напротив, коррелирует с меньшим искажением реальности. Поэтому негатив может сыграть важную роль в динамике человеческого процветания [11] . Селигман признавал в своей работе точку зрения о положительной иллюзии [12] .

Ян Семпел в издании The Guardian, отметил, что «позитивные психологи также обвиняются в том, что они прячут головы в песок и игнорируют тот факт, что у подавленных, даже просто несчастных людей, есть реальные проблемы, с которыми нужно иметь дело». Семпел цитирует Стивена Волина, клинического психиатра, что исследование положительной психологии — это просто повторение более старых способов мышления, и что существует не так много научных исследований, которые могут поддержать эффективность этого метода [13] .

Барбара Хелд утверждала, что, хотя позитивная психология вносит вклад в область психологии, она имеет свои недостатки. Она предложила разобраться в таких темах, как отрицательные побочные эффекты положительной психологии, негатив в позитивном психологическом движении и нынешнее разделение в области психологии, вызванное различными мнениями психологов о положительной психологии. Она также подняла проблему упрощенного подхода некоторых психологов в применении позитивной психологии [14] .

Источник:
Позитивная психология
Позити?вная психоло?гия — направление психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. В отличие от классической психологии, которая ориентируется в
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Позитивная психология

Как же хорошо когда отличное настроение, работа приносящая удовольствие, теплая погода. На душе такая легкость и удивительно как можно быть сердитым и нахмуренным. Эти положительные элементы формируют комфортное внутреннее состояние человека. В этом и лежит основа позитивной психологии.

Аффирмации – позитивные утверждения.

Позитивная психология – достаточно новая отрасль в психологии, занимающаяся изучением положительных качеств психики и ставящая в центр внимания позитивный потенциал, заложенный в нас. Основателем направления является Мартин Селигман, но до официального признания ее изучением занимался Абрахам Маслоу.

Позитивная психология базируется на фундаменте из трех главных направлений:

Аффирмации – позитивные утверждения.

Вера в исполнение поставленных целей и задач – позитивный настрой.

Умение видеть мир с позитивной стороны – позитивное мышление.

Аффирмации – короткие положительные высказывания, изречения, установки. Они программируют наше подсознание на заранее хороший результат (моя жизнь прекрасна, я живу в гармонии).

Позитивный настрой также сопряжен с утвердительными внутренними фразами, предполагающими исполнение желаемого (я смогу, я сделаю, у меня получится, у меня есть здоровье и красота).

Позитивное мышление предполагает своего рода оптимизм, даже в отрицательном суметь увидеть плюсы.

Весь спектр положительных черт делят на:

Добродетели мудрости и знания: креативность, любопытство, открытость, перспективность.

Добродетели смелости: храбрость, усердие, целостность, жизнеспособность.

Добродетели человечности: любовь, доброта, отзывчивость.

Добродетели справедливости: гражданственность, ответственность, лидерство.

Добродетели сдержанности: милость, умеренность, умение предвидеть, самоконтроль.

Добродетели трансценденции: умение ценить красоту, благодарность, надежда, чувство юмора, духовность.

Разве ссоры и скандалы не отнимают у нас кучу энергии, после них чувствуешь себя разбитым и опустошенным. На много легче и приятнее когда люди любят тебя, понимают и уважают. Ты становишься примером для подражания, к тебе тянуться, прислушиваются к твоему мнению. Не стоит слепо гнаться за счастьем, делать его непременной целью. Оно придет, только к тем людям, которые идут по жизни с высоко поднятой головой и улыбкой на устах. Жизнь не терпит беспрестанных страдальцев, она преподносит подарки сильным и уверенным личностям. Счастье – универсальное средство от всех печалей и невзгод.

Мир настолько многообразен, разноцветен, не исследован и увлекателен, что открывается бескрайнее море возможностей. Но не нужно пытаться всех «заточить» под себя. Все люди разные и в этом их сила и одновременно слабость. Именно положительные эмоции сплачивают и делают людей дружнее. Эти чувства нужны нам как воздух, без них мир станет серым и скучным, а люди превратятся в безмолвные тени. В этом и есть вся позитивная психология.

Источник:
Позитивная психология
Как же хорошо когда отличное настроение, работа приносящая удовольствие, теплая погода. На душе такая легкость и удивительно как можно быть сердитым и нахмуренным. Эти положительные элементы
http://www.berdof.com/pozitivnaya-psixologiya/

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека (как индивида и в качестве члена различных человеческих общностей). Цель – научно-психологическое исследование оптимального функционирования человека, поиск факторов, которые способствовали бы благополучному существованию и расцвету индивидов и сообществ.

Возникла в конце 1990-х главным образом по инициативе американского психолога Мартина Селигмана и его коллег Дж.Вейланта, Э.Динера, М.Чиксентмихали и др., хотя идеи позитивности в психологии и психотерапии обсуждались и ранее.

Селигман и его последователи полагают, что парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности – к позитивности, от концепции болезни – к концепции здоровья. Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества. Позитивная психология стремится обратить внимание психологов на то, чтo люди делают хорошо, понять и использовать в психологической практике адаптивные и творческие элементы психики и поведения человека, объяснить в терминах психологии, «почему несмотря на все трудности, которые окружают их во внешнем мире, большинство людей живут осмысленной жизнью, которой можно гордиться» (Sheldon, King 2001, p. 216).

Психология сейчас занимается преимущественно тем, что плохо в жизни человека и в отношениях между людьми. Она как бы «забыла» о сильных сторонах, концентрируясь на человеческих слабостях, ориентируется преимущественно на то, чего человеку «не хватает». Чрезмерное внимание уделяется таким явлениям как «болезни», «дистрессы» и т.д. В современной клинической психологии до сих пор господствует т.н. ДСМ (DSM) – 800-страничная классификация человеческих несчастий, используемая в диагностических целях. В результате, например, нам известно многое из психологии предрассудков, насилия, но мы ничего не знаем о психологии щедрости, героизма и т.д.

Согласно Селигману, современная психология по сути дела «стала виктимологией (от лат. victima – жертва)». Человек рассматривается в ней как принципиально-пассивное существо со сниженной личной ответственностью и т.н. «выученной беспомощностью», когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств.

Усилия психологов традиционно направлены на то, чтобы повысить самооценку людей. В частности, считается, что низкая самооценка ведет к депрессии, подростковой беременности, суицидам, насилию, злоупотреблениям алкоголем и наркотиками, а повышение самооценки может оказаться лекарством от всех этих недугов. Однако, например, террористы-самоубийцы, руководители преступных организаций и дети-насильники как раз обладают высокой самооценкой.

Движение за высокую самооценку сейчас очень популярно в первую очередь в США, среди педагогов, психотерапевтов, родителей (в большой мере это результат работы психологов гуманистической ориентации, которые утверждают, что люди всегда должны себя чувствовать хорошо). Селигман с этим не согласен и считает, что самооценка выполняет функцию прибора, показывающего состояние системы человеческой психики. Вот и получается: когда у тебя все хорошо в жизни – самооценка высокая, когда возникают трудности – самооценка понижается, что, в частности, приводит к депрессии.

Депрессия сейчас активно молодеет, хотя целая индустрия развлечений работает для подрастающего поколения. Тридцать лет назад средний возраст людей, страдающих от депрессии, был 29,5, сейчас – 14,5, депрессия стала заболеванием подростков. Лекарства не всегда могут помочь в ее преодолении, и если, полагает Селигман, мы и должны учить чему-то наших детей, так это реалистичному оптимизму, который основывается на личной ответственности людей и на том, что они делают хорошо.

Выделяются три основных раздела позитивной психологии:

1) субъективное ощущение счастья (позитивные эмоции наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своем будущем – оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);

2) высшие индивидуально-психологические человеческие качества (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение и сочувствие, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т.д. (можно сказать, что позитивная психология занимается тем, что в истории гуманитарного знания называлось «добродетелями»));

3) позитивные социальные институты (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

Человеческое счастье не является результатом «работы генов» или «работы судьбы» – человек может жить счастливо, используя присущие ему и составляющие его качественную специфику сильные качества. Только поняв и адекватно используя их, можно действительно помочь человеку достичь удовлетворения жизнью, реализовать все возможности, которые нам дарит судьба, больше реально сделать в частной жизни (например для своей семьи), в своей профессиональной деятельности, для общества (локального сообщества и человечества в целом). Высшие человеческие качества составляют также необходимый ресурс для преодоления негативных психических состояний (напр., депрессии).

В концепции «потока» (flow), введеной М.Чиксентмихали, говорится о том, что для каждого человека существует виды деятельности, позволяющие ему делать именно то, что ему хочется. Время как-бы останавливается, и человек лишь мечтает о том, чтобы эта деятельность никогда не кончалась. Когда же он делает то, что ему не хочется и у него часто все плохо получается, – тогда, можно сказать, что он находится «вне потока». Например, как горнолыжник, который вместо того, чтобы наслаждаться видом гор, думает, что вот-вот упадет, и озадачен тем, как себя вести, чтобы этого не случилось.

Рядом исследователей в позитивной психологии (Э.Динер, Д.Канеман) изучается субъективное (психологическое) благополучие (well-being).

Является ли материальное благополучие и его преумножение достаточным в психологическом смысле? Будет ли человек более счастливым, став обладателем еще бoльшего количества денег, домов и машин. Результаты исследования американского социального психолога Д.Майерса показали, что, в то время как средний доход американцев с 1960 по 1990 возрос в два раза, процент людей, которые считают себя счастливыми, значительно снизился. Хотя многие люди субъективно связывают счастье с деньгами и материальным благополучием, самые несчастливые (по психологическим критериям) американские подростки живут именно в богатых семьях.

Ранее психологи предполагали, что, если человеку удастся избавиться от негативных эмоций, их место автоматически займут позитивные. Но если у человека, например, есть работа и достаточно денег, то перестанет ли он беспокоиться по тем или иным поводам и автоматически перейдет к счастливому существованию? Для того чтобы стать оптимистом, недостаточно лишь перестать быть пессимистом.

Как и научная психология, психотерапия до сих пор тоже работала с человеческими слабостями (и это довольно тяжело, как для клиентов, так и для психотерапевтов), но должна бы также опираться на сильные стороны человека. Если вы взаимодействуйте с людьми на основе того, что они делают хорошо, они будут рады об этом говорить – это не только техника установления контакта с клиентом, а самостоятельная терапевтическая стратегия и, можно предположить, что если человек посвятит жизнь развитию своих позитивных качеств, его недостатки и проблемы уйдут сами по себе либо приобретут для него не столь болезненную значимость.

Позитивная психология в настоящее время – динамичная, бурно-развивающаяся дисциплина, в которой борются (и, одновременно дополняют друг друга) научно-психологическая и гуманистическо-психологическая тенденции.

Уже в научной психологии начала 20 в. были попытки синтеза различных направлений и подходов в сторону концепции позитивности.

Например, классический бихевиоризм, который возник как реакция на недостатки интроспективного метода Вундта и на успехи в изучении психологии животных и с самого начала утверждавший, что в человеке можно все изменить в позитивную сторону, испытал критику со стороны своих более молодых последователей в плане учета действительной сложности человеческого поведения и психики ( см. также БИХЕВИОРИЗМ)

С точки зрения классического психоанализа человек по природе негативен (бессознательная часть человеческой психики препятствует человеку в поисках счастья – в этом плане можно утверждать, что Фрейд развивал «негативную психологию»), а неофрейдистские направления подчеркивают позитивную природу человека ( см. также ПСИХОАНАЛИЗ).

Как классический психоанализ, так и классический бихевиоризм исходили из предположения, что люди находятся под влиянием таких основополагающих мотивационных факторов как агрессия, эгоизм и стремление к простым удовольствиям – с этой точки зрения любые социальные взаимодействия у людей возможны только посредством контроля своих эмоций. Следствием таких предположений является социал-дарвинистская идея «выживания наиболее приспособленных» (сам Дарвин эти идею отнюдь не разделял!) – противоположная точка зрения нашла свое подтверждение в недавних психологических исследованиях (Buss, 2000), согласно которым социализация и умение жить в группах представляют собой адаптивные черты.

Позитивные эмоции, равно как и негативные – часть человеческой природы, эволюционно обусловлены. Поэтому мы не можем полностью избавиться от негативных эмоций, просто нужно обеспечить в человеческой жизни больше места позитивным. Например, фобии с эволюционной точки зрения представляют собой психологические механизмы, позволяющие избегать потенциально-опасных ситуаций. Есть вполне преодолимые фобии, но, если, например, у вас агарофобия (боязнь открытых пространств и общественных мест) – то психотерапия может вам как-то помочь, но не сделает так, чтобы вам действительно нравилось гулять по большим супермаркетам и присутствовать на рок-концертах на открытом воздухе.

Гуманистическая психология возникла как учение, противопоставившее себя позитивизму, сциентистскому движению в психологии, как в «форме бихевиоризма», так и в «форме психоанализа». При этом гуманистическая психология испытала сильное влияние контркультуры, проявившееся в стремлении самореализоваться, не связывая себя обязательствами перед другими людьми, в вере в способность человека к самосовершенствованию, в недоверии к экономическим и политическим способам улучшения существования человека, в важности самораскрытия личности «здесь и сейчас», гедонизме, иррациональности и оккультизме.

В самом понятии «гуманистическая психология» содержится противопоставление научной психологии, отдается предпочтение личностному опыту, смысловой сфере человека, соприкосновению человека с литературой, искусством – гуманистическая психология вышла из терапевтической практики, ориентированной на личностный рост, самоактуализацию, развитие человеческого потенциала.

В гуманистической психологии имеется множество собственно позитивно-психологических моментов (взять хотя бы идею, идущую еще от древних греков и развитую позднее Ж.Ж.Руссо, что человек по своей природе добр). Гуманистическая психология как и позитивная психология, обращает внимание скорее не на патологию, а на здоровье и благополучие. Но есть и существенные различия между двумя направлениями.

Некоторые историки позитивной психологии указывают на следующую последовательность «революционных вызовов»: гуманистическая психология – вызов психоанализу и бихевиоризму, позитивная психология – вызов гуманистической в направлении большей научности.

В движении участвуют исследователи, представляющие самые разные разделы психологического знания и практики (в том числе и постмодернистской ориентации) и их объединяет позитивный взгляд на человека, его природу, развитие, деятельность, отношение к миру, себе и другим.

Итак, можно утверждать, что позитивная психология, являясь индикатором интеграционных тенденций в современной психологической науке и практике и стремясь повысить значимость и ценность психологической науки в глазах общества, появилась в контексте не только определенных историко-научных, но и конкретных историко-культурных обстоятельств.

Для дальнейшего развития позитивной психологии необходимо более глубокое определение позитивности как собственно-психологического понятия. В этом отношении существенную помощь могут оказать теоретические наработки отечественных психологов, например, культурно-историческая психология Л.С.Выготского. В частности, в этом ключе необходимо переосмыслить наследие Огюста Конта, понимая, что тот использовал «позитивность» не только как собственно-научный принцип, но и как своеобразный нравственный идеал, а также труды о «позитивном мышлении» Нормана Винсента Пила (Shapiro, 2004).

Позитивная психология все более набирает вес в современном психологическом сообществе и, несмотря на свою молодость, сейчас довольно популярна среди исследователей, практиков, преподавателей, особенно молодых.

Первая рабочая встреча по позитивной психологии состоялась в городке Акумаль (Мексика) в январе 1999. Развивается программа последипломной подготовки специалистов по позитивной психологии, выпускаются книги, развертываются разнообразные программы и Интернет-ресурсы, налаживаются рабочие контакты между исследователями во многих частях мира. Институт Гэллапа с 2002 стал местом проведения ежегодных международных конференций по позитивной психологии, в которых принимают участие до 400–500 психологов. Расширяет свою деятельность и Европейская Ассоциация Позитивной Психологии.

Csikszentmihalyi M. The evolving self. New York: HarperCollins. 1993

Buss D.M. The evolution of happiness. American psychologist, 2000

Seligman, M.E.P., & Csikszentmihalyi, M. Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 2000. vol. 55

Sheldon K.M., King L. Why positive psychology is necessary?American psychologist, vol.54, 2001

Seligman M.E.P. Authentic Happiness. New York: Free press, 2002

Snyder C.R. & Lopez s. (Eds.). Handbook of positive psychology. New York: Oxford University Press, 2002

A Psychology of Human Strengths: Fundamental Questions and Future Directions for a Positive Psychology. Ed. by L.G. Aspinwall and U.M.Staudinger. Washington DC: American Psychological Association, 2003

Shapiro A. The concept of positivity in psychology theory and the theme of the family in contemporary society. The Third International Positive Psychology Summit. Agenda and Speaker’s Abstract. Washington, DC, 2004

Шапиро А.З. Современная позитивная психология: дискуссии, историко-научные и культурно-исторические предпосылки. Вопросы психологии, 2005

Источник:
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека (как индивида и в качестве члена различных человеческих общностей). Цель – научно-психологическое исследование оптимального функционирования человека, поиск факторов, которые способствовали бы благополучному существованию и расцвету
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/POZITIVNAYA_PSIHOLOGIYA.html

(Visited 7 times, 1 visits today)

CATEGORIES