Повседневный образ жизни

Аналитика культурологии

Аннотация:

Текст статьи:

Активное использование индивидом социального времени выражается понятием образ жизни. Временные рамки могут быть ограничены одним днем, годом или десятилетиями. В нем воплощаются надежды, чаяния и их реальное воплощение.

Иными словами, образ жизни выступает проекцией ожидаемой и реальной жизни.

Повседневный опыт и поведение людей, основывающиеся на индивидуальных привычках, правилах и нормах, подобно строительным кирпичикам, формируют наш образ жизни.

Образ жизни сообщает нам о том, чем питаются и во что одеваются люди в разных странах, как они трудятся и отдыхают, каков распорядок их дня, о чем они думают и во что верят. Образ жизни выражает себя в манерах поведения, традициях, обычаях и стиле жизни.

Понятие образа жизни тесно связано не только с социальным временем, но и культурой – прежде всего культурой поведения. Образ жизни – одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием. Сегодня принято считать, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «образ жизни». В чем же их сходство и различие?

Действительно, традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие «культура» выражает возвышенную, духовную сторону этой совокупности элементов, а «образ жизни» — повседневную, материально-практическую сторону.

Образ жизни людей описывает структуру мышления и поведения, т.е. ценности, верования и правила поведения, формы экономической деятельности, условия труда и быта, состояние религиозной и культурной жизни, образование, экологию и многое другое. Образ жизни – это общая формула каждодневного бытия человека, типичные, часто практикуемые нормы поведения людей, способ их деятельности в труде и быту, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.

Термин «образ жизни» применим и к животному миру. Говорят, например, о ночном образе жизни совы или наземном образе жизни травоядных. Однако только у людей культура организует, придает определенную ритмику и символический смысл совокупности событий, характеризующих образ жизни. В таком случае культура и образ жизни – две стороны одного целого. Действительно, традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры, так и образа жизни.

Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько материальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Образ жизни — это заведенный порядок, или уклад жизни. Привычка рано вставать или поздно ложиться, курить натощак, одеваться дома во все старое, покупать продукты на оптовом рынке, а не в магазине, по выходным бегать в лес или каждый день делать зарядку, читать перед сном и многое другое.

Культура и образ жизни настолько увязаны друг с другом, что порой их невозможно разорвать. Специалисты утверждают, что корни культуры лежат в повседневном опыте людей, который строится на коллективных привычках, правилах и нормах поведения. Последние – строительные кирпичики и культуры, и образа жизни.

Образ жизни показывает, как организована повседневная жизнедеятельность индивида, группы или общества в пространстве и во времени. Соответственно образ жизни может быть индивидуальным, групповым и общественным.

Описывая образ жизни людей, мы интересуемся, например, тем, к какой религии принадлежит индивид и принадлежит ли вообще. Наше внимание привлекают факты: ходит ли он в церковь, а если ходит, то как Часто. Точно так же нас не касается то, какие именно книги люди читают, в какие музеи или театры ходят, на каком именно предприятии работают. Нам необходимы факты: читают ли книги и как часто, посещают ли музеи и театры и как часто, трудятся или они безработные.

Именно обыденные и привычные нам факты, рассматриваемые как социальные действия, характеризуют организацию повседневной жизни, ее ритмику и содержание. Они отвечают на вопрос: что делает индивид, как, где и когда он это делает? При этом, естественно, во внимание принимаются прежде всего типичные для индивида, группы или общества черты и социальные действия.

Человек, регулярно читающий газеты, чистящий зубы и посещающий работу, сам делающий покупки в магазине, а не пользующийся прислугой, ведет совсем иной образ жизни, нежели тот, для кого все это не типично.

Как и к культуре, к образу жизни применим термин «черты». Так, характерной чертой образа жизни латиноамериканских народов выступает карнавал, а характерной особенностью образа жизни испанцев – знаменитая коррида. Сами по себе карнавал и коррида – черты культуры. Однако для одних народов они характерны, а для других нет, у одних народов они присутствуют, а у других – нет. Стало быть, черты образа жизни одного народа не являются чертами образа жизни другого народа.

В широком смысле образ жизни – это вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения. Он имеет определенную структуру, составные элементы, характерные особенности, отличающие образ жизни одного народа или индивида от всех других. В узком значении образ жизни – сознательно регулируемый способ поведения людей как членов общества.

Образы жизни классифицируются в науке по разным основаниям. Так, различают коллективный и индивидуальный образ жизни. Первый присущ большим социальным группам – народам, нациям, культурам, обществам:

— кочевой и оседлый образ жизни;
— образ жизни христиан, мусульман, буддистов, язычников и т.п.;
— образ жизни людей, живших в разные исторические эпохи;
— образ жизни представителей разных социальных слоев и классов;
— образ жизни представителей разных национальностей;
— городской и сельский образ жизни.

Второе понятие характеризует отдельно взятых людей и, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе, раскрывает индивидуальные, отличительные особенности каждого человека. К примеру, ночной, неупорядоченный образ жизни может быть присущ человеку независимо от того, принадлежит он к группе работников умственного труда или нет. Индивидуальной характеристикой образа жизни может быть вегетарианство.

Образ жизнивключает следующие понятия, отсутствующие в культуре:

— уровень жизни;
— качество жизни;
— стиль жизни;
— бюджет времени;
— концепция жизни;
— смысл жизни.

Очевидно, что образ жизни имеет две стороны – объективную и субъективную.

Индивидуальный рисунок соединения привычек – образ жизни – определяется не только личными качествами человека (характером, темпераментом, уровнем духовной культуры), но и социальными условиями среды (классовым положением семьи, экономическим уровнем развития общества и политическим режимом страны, климатическими условиями места жительства).

Источник:
Аналитика культурологии
Аннотация: Текст статьи: Активное использование индивидом социального времени выражается понятием образ жизни. Временные рамки могут быть ограничены одним днем, годом или
http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/150-everyday-culture-in-the-context-of-the-way-of-life.html

Здоровый образ жизни как проявление повседневной жизнедеятельности человека

Здоровый образ жизни как проявление повседневной жизнедеятельности человека

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная

активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Академик Лисицын Ю.П. в понятие «образ жизни» включает важный фактор — медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах[5]:

I. Характер активности людей — интеллектуальная, физическая.

II. Сфера активности — трудовая, нетрудовая.

III. Виды (формы) активности — производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

Образ жизни — это способ переживания жизненных ситуаций.

По Колбанову В.В. образ жизни — это устойчивая долговременная система отношений человека с природной и социальной средой, представленной о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества [9].

Условия жизни — это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища [9, 10].

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково Ваше материальное благополучие; социологическая — каково качество Вашей жизни; социально-экономическая — каков Ваш уклад жизни; социально-психологическая — каков стиль Вашей жизни [6].

Рассмотренные категории являются руслом для определения здорового образа жизни, и они, несомненно, влияют на состояние здоровья человека.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно [10].

Здоровый образ жизни — это такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы людей в конкретных условиях жизни и который предопределяет дальнейшее развитие общества [5].

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [10,11,13].

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций [6].

Влияние основных форм деятельности образа жизни соответствует государственной программе усиления профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения совместно с общественными объединениями, медицинскими учреждениями, семьей и навыками медико-гигиенического поведения самого населения.

Наиболее благоприятной почвой для оздоровления нации является социально-экономическая среда, где построение стиля и образа жизни зависит не только от личности, но и является государственной социальной политикой [13,14].

В 1977 году Всемирная ассамблея здравоохранения, являющаяся высшим руководящим органом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определила, что главной социальной целью правительств и ВОЗ должно быть достижение всеми народами мира к 2000 году такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Эта идея выражена в девизе: «Здоровье для всех к 2000 году!».

Европейское региональное бюро ВОЗ в 1985 г. опубликовало материалы «Задачи по достижению здоровья для всех», а в 1991 г. — краткие пересмотренные задачи по этой проблеме.

Мировая политика охраны здоровья состоит из 38 задач и включает следующие разделы:

  • — будущее здравоохранения в мире;
  • — достижение лучшего здоровья;
  • — здоровая окружающая среда;
  • — соответствующая медико-санитарная помощь;
  • — стратегия развития в целях достижения здоровья для всех.

Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого из них.

По данным известных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов, ОЖ формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения [5, 13,14].

К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:

  • — экология (влияние внешней среды) — 20-25%;
  • — наследственность — 20%;
  • — здравоохранение — 10%.

Существуют и другие различные модели, где скрупулезно показано отрицательное влияние тех или иных факторов на здоровье человека. О неблагоприятном воздействии загрязнения окружающей среды на состояние здоровья человека приходится слышать и читать в различных источниках экологических.

Экологи, изучающие влияние различных факторов среды (природных и социальных) на здоровье человека, отводят им до 40-50% и больше, ссылаясь на публикации ВОЗ, т.е. основным фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, считается экологический фактор [6].

Существуют публикации, где говорится о влиянии 20-30% факторов на заболеваемость (особенно бронхиты, астмы, эмфизема легких и даже рак легких), связанных с нарушением экосистемы, особенно в крупных промышленных городах [14,15].

Данные не требуют опровержения, но необходимы и новые весомые доказательства, подтверждающие нарушение генной структуры человека, проживающего в различных неблагоприятных районах. При этом необходимо учесть, что в период «социалистического строя» заботливо скрывались данные о влиянии среды обитания на здоровье человека.

Необходимо оценить, каков удельный вес образа жизни, значимого для здоровья, т.е. требуется определить факторы положительного влияния на здоровье человека и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью [16].

Если характеризовать здоровый образ жизни, то в нем выделено восемь основных позиций, отражающих наиболее благоприятные воздействия (влияния) на здоровье. Каждая из позиций ЗОЖ характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья [6].

Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе, как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма [17].

Неблагоприятное влияние современного образа жизни ведёт к тому, что, несмотря на увеличение продолжительности жизни, в отдельных социальных группах. Нет особого улучшения общественного здоровья. Если раньше оно определялось ранней смертностью, то теперь оно усугубляется продолжительным течением хронических болезней. Так, до 70 процентов современных школьников имеют хронические болезни, которые непосредственно не угрожают жизни и редко разрушают жизнь саму по себе, но лишают продуктивности и бодрости большое количество людей, уровень общественного здоровья катастрофически снижается.

ВОЗ поставила перед странами мирового сообщества задачу пересмотра государственной политики в области здравоохранения. Мерой социально-культурного развития общества, качества жизни и важнейшим критерием целесообразности и эффективности всех сфер хозяйствования выступает общественное здоровье населения. Через конференции, семинары и рабочие встречи стран-участниц ВОЗ внедряет концепцию перехода от приоритетов интенсивных медицинских технологий к приоритету первичной медицинской помощи и формированию здорового образа жизни. Это касается как финансовых затрат, так и кадровых, и материальных ресурсов [6,18].

В каждой стране с учётом своих социально-экономических и национально-этнических особенностей разрабатывается и создаётся инфраструктура первичной медицинской помощи и системы формирования здорового образа жизни, а также контроля как за её деятельностью, так и, самое основное, за конечным результатом — здоровьем населения. И здесь нельзя не учитывать роль самосохранительного поведения как фактора, обуславливающего здоровье и прёдставляющего интерес для социологии медицины.

Самосохранительное поведение в широком смысле слова — активное, деятельное начало, зависящее от личности. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровый образ жизни — всё это может служить показателем самосохранительного поведения как важного элемента общей культуры человека. Такое поведение характеризуют регулярность питания, занятий физкультурой и спортом, отношение к алкоголю, курению, поведению в случае заболевания, соблюдению гигиенических норм, уровень медицинских знаний, санитарная грамотность, обращаемость в медицинские учреждения за советами, в том числе профилактическими, гигиенические и антигигиенические привычки, выполнение медицинских рекомендаций, в том числе по диспансеризации, состоянию рабочего места, соблюдению техники безопасности, уровню санитарной культуры[11].

Таким образом, ключом формирования здорового образа жизни можно рассматривать самосохранительное поведение, то есть деятельность людей, связанную со своим и общественным здоровьем, направленную на преодоление факторов риска здоровью и, что особенно важно, — создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья.

По данным отечественных и зарубежных исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье населения более чем на 50% зависит от образа и условий жизни; в 10-20% оно обусловлено влиянием наследственности (генетических факторов); приблизительно такое же влияние оказывает внешняя, окружающая человека среда, и лишь примерно 8-10% приходится на оздоровительную работу практического здравоохранения.

Структура основных факторов здоровья подчеркивает первостепенную значимость мер, направленных на оздоровление окружающей человека среды, роль первичной профилактики заболеваний, заключающейся в оздоровлении образа жизни, санитарно-гигиенических мерах, активной экологической политики и др.

Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованы.

Важной стороной образа жизни является медицинская активность (поведение человека по отношению к своему здоровью, выполнение медицинских рекомендаций, гигиеническая и медицинская грамотность и др.).

Здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья, повышение защитных систем организма и в конечном итоге продолжительности жизни, полноценное выполнение человеком социальных функций.

Помимо преодоления «факторов риска», заключающихся в негативных сторонах образа жизни конкретных лиц, нужно уметь видеть, находить и использовать позитивные для здоровья стороны образа жизни, т.е. факторы здорового образа жизни: рациональный, гигиенический режим труда и отдыха, сбалансированное питание, психоэмоциональные нагрузки, физическая активность, гармоничное сочетание физической и интеллектуальной деятельности, высокий духовный, культурный уровень, преодоление бездуховности, воспитание гуманности, гражданственности, патриотизма, разумных потребностей, грамотное экологическое поведение и многие другие черты образа мышления, чувств и активности, сохраняющих и укрепляющих здоровье.

Формирование здорового образа жизни, таким образом, — это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятельности, активности, направленных на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных условий и факторов образа жизни.

И эта программа должна координировать совместные усилия государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения. Она должна исходить из примата первичной профилактики заболеваний, причин, которые кроются, как отмечалось, не только в природных, генетических факторах, но прежде всего в социальных явлениях — в неблагоприятных сторонах жизни.

Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде навыков гигиенического поведения, здорового образа жизни должно входить в систему дошкольного и школьного воспитания детей и подростков.

Меры первичной профилактики должны быть важнейшей обязанностью всей сети лечебно-профилактических учреждений и особенно служб первичной медико-санитарной помощи — амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной помощи — родовспоможения, центров гигиены и эпидемиологии, фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, складывающейся системы семейной медицины.

Гигиеническое воспитание — это средство охраны и улучшения здоровья, а не просто пассивное знание гигиенических правил.

Не менее, если не более важным является готовность каждого человека следовать гигиеническим советам и рекомендациям медицинских работников, стремление укреплять свое здоровье.

Для того чтобы каждый гражданин чувствовал свою ответственность за собственное здоровье, необходимо сформировать систему приоритетов в общественных отношениях, дающих определенные преимущества здоровым. В решении этой проблемы должны участвовать многие государственные, общественные организации. Это и есть важнейшее и обязательное условие формирования здорового образа жизни. В большинстве индустриально развитых стран успех в жизни во многом определяется состоянием здоровья индивида, и его заболевание всегда связано с большими материальными затратами.

Поэтому культ моложавости и здоровья стал неотъемлемой частью бытия граждан многих стран. Результаты подобной системы приоритетов хорошо известны. Десятки миллионов американцев расстались с вредными привычками, внесли коррективы в питание, приступили к систематическим занятиям физической культуры. В итоге — снижение показателей смертности, увеличение средней продолжительности жизни до 75-80 лет.

Ответственность каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей повышает отношение населения к самоохранительному поведению, здоровому образу жизни.

Личное активное участие граждан является необходимой предпосылкой успешной разработки и реализации стратегии, основанной на приоритете вопросов здоровья и направленной на профилактику заболеваний.

Основные усилия должны быть сосредоточенны на:

  • · Разработке законодательной, нормальной базы и ресурсном обеспечении профилактических мероприятий;
  • · Активизация средств массовой информации и обучении населения принципам здорового образа жизни;
  • · Мониторировании эпидемиологической ситуации в отношении инфекционных заболеваний;
  • · Частично ресурсной поддержке региональных профилактических программ;
  • · Использование оптимальных тестов для выявления среди населения факторов риска, оценки индивидуального риска и регистрации этих показателей в медицинской документации;
  • · Консультирование и обучение населения навыками снижения уровней факторов риска в соответствии с социально-экономическими и другими условиями жизни;
  • · Мониторирование показателей здоровья населения и факторов, их определяющих;
  • · Информирование властных структур о состоянии здоровья населения.

Структуры практического здравоохранения, в задачи которых входит профилактика заболеваемости: кабинеты, отделения медицинской профилактики в поликлиниках — индивидуальная и групповая профилактика, центры медицинской профилактики — популяционная и групповая профилактика, учреждения санэпиднадзора — мониторирование факторов риска.

Существующие способы выполняют задачи, связанные с профилактикой инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Центры медицинской профилактики, по мнению Р.А. Хальфина и Р.Г. Оганова (2002) и на наш взгляд тоже, должны вести работу в основном на популяционном уровне, и их задачи должны быть более разрешенными и выглядеть следующим образом.

  • 1. Решение региональных вопросов профилактики заболеваний и укрепления здоровья (политика, законодательные акты, нормативные документы, мониторирование эпидемиологической ситуации).
  • 2. Подготовка специалистов разных секторов общества по проблемам здоровья (медицина, образование, физическая культура и спорт, СМИ и др.).
  • 3. Координация и совершенствование профилактической работы в практическом здравоохранении.
  • 4. Просвещение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
  • 5. Оказание населению профилактической и здравоохранительной помощи.
  • 6. Организация и проведение массовой оздоровительных мероприятий, профилактических программ.
  • 7. Редакционно-издательская деятельность.
  • 8. Организация межведомственного сотрудничества и вовлечение общественных организаций в решение проблем здоровья.

Источник:
Здоровый образ жизни как проявление повседневной жизнедеятельности человека
Здоровый образ жизни как проявление повседневной жизнедеятельности человека Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная,
http://vuzlit.ru/457756/zdorovyy_obraz_zhizni_proyavlenie_povsednevnoy_zhiznedeyatelnosti_cheloveka

Новости медицины в Европе EuroMedNews

С 1980 года численность людей с диабетом возросла почти в четыре раза до 422 миллионов человек, причем большинство из них живут в развивающихся странах. ВОЗ объявила еще до Всемирного дня здоровья, что к числу факторов такого резкого роста относятся избыточный вес и ожирение.

В ознаменование ежегодного Всемирного дня здоровья (7 апреля), который приурочен к созданию в 1948 году Организации, ВОЗ призвала к борьбе с диабетом. В своем первом Глобальном докладе по диабету ВОЗ указала на необходимость наращивать масштабы профилактики и лечения этого заболевания.

Здоровый образ жизни снижает факторы риска

В числе необходимых мер следует расширить создание условий для сокращения таких факторов риска возникновения диабета, как отсутствие физической активности и нездоровый рацион, а также укреплять национальный потенциал содействия необходимому лечению и ведению лиц с диабетом.

«Чтобы добиться прогресса и остановить рост диабета, нам следует переосмыслить свой повседневный образ жизни: потреблять здоровую пищу, проявлять физическую активность и избегать чрезмерного набора веса», — говорит Генеральный директор ВОЗ д-р Маргарет Чен. — Даже в условиях крайней бедности правительства должны обеспечить возможности для того, чтобы люди делали выбор в пользу здорового образа жизни, а системы здравоохранения диагностировали и лечили больных диабетом».

Диабет является хроническим прогрессирующим НИЗ, которое характеризуется повышением содержания сахара в крови. Он развивается либо когда поджелудочная железа не производит достаточно гормона инсулин, который регулирует уровень сахара в крови, либо когда организм не способен эффективно использовать инсулин, который он производит.

Основные выводы из Глобального доклада по диабету включают следующие пункты:

«Во многих случаях диабет можно предотвратить, и существуют меры выявления и ведения этого заболевания, которые повышают шанс лиц с диабетом на продолжительную и здоровую жизнь», — говорит Помощник Генерального директора ВОЗ по НИЗ и психическому здоровью д-р Олег Честнов. — Однако изменения во многом зависят от расширения усилий правительств, в том числе осуществления глобальных обязательств по борьбе с диабетом и другими НИЗ».

Статья «ВОЗ призывает переосмыслить свой повседневный образ жизни» от автора irina от 07.04.2016
Все статьи автора irina >

Источник:
Новости медицины в Европе EuroMedNews
С 1980 года численность людей с диабетом возросла почти в четыре раза до 422 миллионов человек, причем большинство из них живут в развивающихся странах. ВОЗ объявила еще до Всемирного дня
http://euromednews.ru/2016/04/voz-prizyvaet-pereosmyslit-svojj-povsednevnyjj-obraz-zhizni/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES