Поведение психология

Поведение психология

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления.

Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Нам нужно теперь более пристально присмотреться к тому, что называют поведением человека.

Это нужно сделать по нескольким основаниям:

Ответим на один из поставленных ранее вопросов:

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения.

Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.

Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

Моделирующее поведение – варианты поведения людей

в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

Освобождающее поведение – человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).

Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Поступки — еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д. Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки — вот перечень явлений, относимых к поведению. Все они объекты психологического интереса, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности.

  1. результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо
  2. проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).
  1. сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо
  2. приобретение нового качества, новых результатов (развитие).
  1. желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо
  2. желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).
  1. само действие,
  2. мысль,
  3. чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях.

Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам.

отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию»,

Источник:
Поведение психология
По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности
http://www.modo-novum.ru/psiholog/znanie8.htm

Психология поведения

Одно из самых интересных направлений в изучении человека – это изучение психологии человеческого поведения. Этот вопрос занимал и древних философов, и современных психологов; волнует он и тех, кто к науке не имеет никакого отношения. Руководители и политики, торговцы и просто люди, увлеченные познанием, хотят понять, почему человек ведет себя определенным образом и можно ли им управлять.

Как изучалась психология поведения?

Наверное, первыми в научном изучении поведения стали бихевиористы. Но они считали, что поведенческая реакция, наследственная она (физиология и рефлексы) или приобретенная (речь, привычки и социальные навыки), всегда – только ответ на определенный стимул. Бихевиоризм серьезно критиковался за такой подход, абсолютно лишающий поведение человека всякой гибкости и избирательности. Поэтому вслед за ним основы психологии поведения человека взялся изучать необихевиоризм. Новая школа признала, что человеческие поступки – не только ответ на внешние раздражители. Они исходят из потребностей и целей человека, могут изменяться и быть непредсказуемыми. Так сформировалась идея о том, что психология человеческого поведения гораздо сложнее, чем заданный набор стимулов и реакций.

Новое учение П. Жане – «Психология поведения» – подтверждало, что поведение имеет две составляющие – внешнюю активность и внутреннюю. А способность самостоятельно направлять и контролировать свои поступки – т.е. управление поведением – психология сочла высшим проявлением развитой, зрелой личности.

Так же сориентирована современная общая психология, рассматривающая поведение как высокоразвитую психическую активность человека. Но здесь образуется своеобразная проблема понимания поведения и деятельности в психологии, поскольку одни авторы выделяют их как два разных понятия, а другие – употребляют как синонимы. Возможно, разница их в том, что деятельность – в первую очередь активность, а поведение – отчасти и реакция. Причем эта реакция обязательно носит социальный характер, ведь каждый человек – член общества с принятыми в нем ценностями и установками. А если они игнорируются или прямо нарушаются, поведение называют асоциальным.

Теория поведения от эволюционной психологии

Почти все мотивы поведения, как полагает эволюционная психология, по-прежнему ориентированы на решение проблем, какие вставали перед людьми на заре их развития и были связаны с необходимостью выживания. А все потому, что в современном мире человек живет ничтожно малое время по сравнению огромным периодом эволюции, который насчитывает миллионы лет.

Например, в человеке силен страх темноты, хищных животных, змей, хотя в условиях цивилизации они не могут ему реально угрожать. Но в прошлом этот страх был вполне обоснован и защищал людей, оберегал их от возможной смерти.

А в выборе сексуальных партнеров, когда женщины ориентируются на достаток мужчин, а те – на внешность и возраст женщины, на самом деле проявляется забота о продолжении рода. Все потому, что экономическая состоятельность мужчины позволит женщине обеспечить детей пищей, а здоровье и ярко выраженные физиологические особенности женщины говорят о ее потенциальной способности выносить и родить ребенка.

Эта попытка объяснить человеческие поступки воспринимается неоднозначно. Но принимаются ее выводы или нет, остается помнить о том, что поведение человека – сложный феномен. Оно зависит как от внешних факторов – социума, воспитания, условий жизни, так и от внутренних – наследственности, уровня целеполагания, потребностей и желаний.

Источник:
Психология поведения
Одно из самых интересных направлений в изучении человека – это изучение психологии человеческого поведения. Этот вопрос занимал и древних философов, и современных психологов; волнует он и тех,
http://kak-bog.ru/psihologiya-povedeniya

Психология поведения человека: научное исследование силы подсознания

Психология поведения человека: научное исследование силы подсознания

Уже более ста лет ученых занимает вопрос, как бессознательное влияет на наши мысли и поступки. Зигмунд Фрейд в большинстве своих работ рассматривал сознательное как рациональное мышление и эмоции, а бессознательное как нечто иррациональное, но современные когнитивные психологи не проводят такого полярного разделения. Оказалось, что оба типа мыслительных процессов помогают нам адаптироваться к меняющейся среде, обеспечивая выживание за счет броска мысленных усилий на актуальную проблему, позволявшего во времена каменного века охотиться на мастодонтов, в Средневековье участвовать в рыцарских турнирах, а в новом тысячелетии грамотно распорядиться акциями Apple.

Психологи постфрейдистской эпохи упразднили деление на «Я» и «Оно», что позволило более прагматично изучать то, на что влияет наше бессознательное. Нобелевский лауреат Дэниел Канеман (Daniel Kahneman) описал современный взгляд на различия автоматических и контролируемых волей процессов. В его ставшей бестселлером книге «Думай медленно. решай быстро» Канеман пишет, что автоматические мыслительные процессы быстры, эффективны и, как правило, неосознанны, а потому не поддаются обсуждению или планированию. В них задействованы только простые стимулы: например, чтение слов на этой странице легко вызывает у вас в голове ассоциации с их значением. Иначе обстоит дело с контролируемыми процессами. Для них требуется целенаправленное и относительно медленное участие сознательного мышления – такое напряжение вы испытываете, например, когда заполняете налоговую декларацию.

1. Часто люди не задумываясь принимают решение, за кого они будут голосовать, что купят, куда поедут в отпуск, а также совершают множество других выборов в своей жизни.

2. В основе обдумывания и планирования нашей жизни лежат бессознательные процессы, и это не случайно. Например, автоматические решения необходимы, чтобы уклониться от встречного автомобиля или автобуса.

3. Однако поведение, управляемое бессознательным, не исчерпывается тем, что, выходя на перекресток, мы посмотрим в обе стороны. Неосознанные установки определяют многие аспекты нашего отношения к другим людям.

4. Еще Зигмунд Фрейд много размышлял о значении бессознательного. Новейшие исследования показывают более реальную картину наших взаимоотношений с начальником или супругом.

Наше бессознательное восприятие людей в течение дня – рефлекторная реакция. Нам приходится прикладывать сознательные усилия, чтобы отодвинуть необъяснимые и иногда необоснованные скрытые негативные чувства, которые мы можем испытывать к окружающим. Чем сильнее бессознательное влияние, тем больше придется приложить сознательных усилий, чтобы его преодолеть. Это касается в частности и наших привычек. Алкоголик приходит вечером домой и напивается, человек с лишним весом добирается до чипсов, и оба они легко отбрасывают мысль о воздержании.

Важно понимать, как на нас влияет бессознательное, чтобы не утонуть в побуждениях, которые сложно понять и тем более контролировать. Способность управлять собственным поведением – умение заводить друзей, войти в курс дела на новой работе, избавиться от алкоголизма – зависит не только от генов, характера и социальной поддержки; не меньше это обусловлено нашей способностью выявить и преодолеть автоматические побуждения и эмоции, влияющие на все аспекты нашей жизни. Чтобы проложить свой собственный жизненный путь, нам надо научиться находить компромисс с нашим бессознательным.

У людей есть врожденная склонность к имитации и подражанию чужому поведению – демонстрации эмоций, жестам и позам. В природе это проявляется у самых разных организмов при объединении в группу, так что косяки рыб, стада антилоп и стаи птиц координируют свое поведение таким образом, что движутся почти как единый организм. Склонность к спонтанной имитации и подражанию действиям окружающих описана даже у очень маленьких детей. Психологи утверждают уже на протяжении почти ста лет, что подражание помогает нам перенять у родителей язык и другие формы поведения.

Однако подражание не исчезает по мере взросления. Существует так называемый эффект хамелеона, когда на вечеринке вы вдруг обнаруживаете, что повторяете позу и движения вашего собеседника: закидываете ногу на ногу, скрещиваете руки, чешете в затылке. Подражание будет продолжаться, пока вам не захочется взять следующий бокал и найти другого собеседника, чью позу и жесты вы опять начнете копировать, подобно хамелеону, сливающемуся с окружающей обстановкой. По-видимому, такое поведение может быть полезно, особенно если вы еще не разобрались, как правильно вести себя в данной социальной ситуации.

Латинская поговорка «Если живешь в Риме, живи по римским обычаям» целесообразна, потому что существенно снижает вероятность опасного или социально неадекватного поведения. И, как было показано в исследованиях Паулы Ниденталь (Paula Niedenthal) и Роберта Зайонца (Robert Zajonc), работавших в то время в Мичиганском университете, подражание имеет замечательный долгосрочный эффект: чем дольше пара вместе, тем сильнее партнеры похожи, отчасти потому, что они ежедневно бессознательно копируют позы и выражения лица друг друга.

Подражание формирует общественное сознание без необходимости вывешивать какие-то специальные предписания: спокойное ожидание в длинной очереди побуждает других вести себя так же; придерживая дверь для соседа, выгуливая собаку на поводке, выбрасывая мусор в урну, вы подталкиваете окружающих тоже поступать правильно. Бессознательное подражание усиливает чуткость по отношению друг к другу, «социально склеивает» даже незнакомых людей. Наиболее сильное единение возникает, когда двое или более людей одновременно заняты одним общим делом, маршируют ли они или поют в церкви. Исследования показали, что синхронное поведение укрепляет сотрудничество, даже если его участники впервые видят друг друга.

К сожалению, естественная склонность к подражанию – палка о двух концах. Психолог Кеес Кейзер (Kees Keizer) из Университета Гронингена вместе с коллегами показал, что одно правонарушение тянет за собой другое. После того как они разрисовали стену в переулке, количество мусора вокруг припаркованных там велосипедов увеличилось. Борьба с граффити и другими мелкими преступлениями, оказывается, может значительно улучшить качество жизни в городах. Это исследование подтвердило «теорию разбитых окон», которую отстаивал бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани (Rudy Giuliani), в середине 1990-х гг. ратовавший за строгое соблюдение законов в отношении мелких преступлений – от разбрасывания мусора и перехода улицы в неположенном месте до вандализма: отчасти именно это помогло резко снизить преступность в то время.

Некоторые исследования поведения и бессознательного посвящены тому, как окружающая среда влияет на состояние нашего сознания. В 1980-х гг. Фриц Штрак (Fritz Strack), работающий сейчас в Вюрцбургском университете в Германии, провел вместе со своими коллегами серию экспериментов, в которых показал, что бессознательной обратной связи от собственных случайных мимических движений – улыбки или гримасы неудовольствия – достаточно, чтобы человек решил для себя, нравится ему или нет объект, находящийся в поле зрения. Испытуемые держали карандаш зубами, так что активизировались мышцы, участвующие в улыбке, или губами, напрягая мышцы, работающие при хмуром выражении лица. Физическое положение лицевых мышц вызывало соответствующее психологическое состояние.

Исследования этой области показали, что целый ряд физических действий и ощущений вызывают психологическое состояние, соответствующее этому поведению и чувству. Воспоминание о случае, когда вы причинили кому-то эмоциональную боль, может вызвать у вас желание сотрудничать и помогать другим людям для того, чтобы компенсировать плохой поступок. В одном известном исследовании после напоминания, вызывающего чувство вины, испытуемые должны были мыть руки, якобы для того, чтобы предотвратить распространение вируса гриппа по комнате, где проводится эксперимент. Казалось, что физический акт мытья рук «смывал» чувство вины. У людей, прошедших через эту процедуру, доброжелательность и готовность помочь пропадали; это явление назвали эффектом леди Макбет.

Совсем недавно были проведены несколько экспериментальных работ, посвященные бессознательным целям и мотивациям. Их основной вопрос – «Чего хотят люди?» – долгое время был центральным для Зигмунда Фрейда. Современные теории о причинах поведения отличаются от тех, которые выдвигал австрийский невролог, поскольку основаны на изучении большого количества обычных людей, а не отдельных патологических случаев. Согласно современным представлениям, наши сознательное и бессознательное работают в виде единой системы, что отличается от взглядов Фрейда, который считал, что бессознательное действует само по себе, отдельно от сознательной активности.

На самом деле ученые, изучая психологию желаний, обнаружили, что независимо от того, осознаем ли мы поставленную перед собой цель или нет, движемся мы к ней одинаково. Это явление исследовали Матиас Пессильоне (Mathias Pessiglione) и Крис Фрит (Chris Frith), работавшие в то время в Центре функциональной томографии благотворительного фонда Wellcome Trust в Университетском колледже Лондона. Испытуемых попросили в ответ на сигнал нажимать на рычаг насколько можно быстрее. Перед каждым тестом на сознательном или бессознательном уровне они получали информацию о вознаграждении. Более ценное вознаграждение (фунты вместо пенсов) ускоряло реакцию независимо от того, было это сообщение осознано или нет. Более того, использование томографии позволило показать, что в обоих случаях активировались одни и те же участки мозга.

Это и другие исследования свидетельствуют о том, что бессознательного восприятия стимулов может быть достаточно для формирования цели без какого-либо понимания того, как она возникла, сознательного обдумывания или проявлений свободной воли.

Бессознательное не только может подтолкнуть нас к определенному выбору, но и помогает найти мотивацию для достижения цели. Психологам давно известно, что люди, получившие власть в результате социального эксперимента, часто ведут себя эгоистично и аморально, ставя личные интересы на первое место. Обычно желание продемонстрировать власть в группе проявляется в виде серии слабых соматических сигналов, которые мы не осознаем. В одном исследовании участники, которым выпало случайно оказаться в профессорском кресле, проявляли меньше озабоченности тем, что люди о них думают, и в меньшей степени подавляли расистские и другие антиобщественные настроения, чем те, кто сидел за партой на ученических местах.

К счастью, многие люди ставят своей целью благополучие других, например родители ставят интересы ребенка выше собственных. Если власть активирует любые бессознательные личные цели, то люди с подобной «социальной» ориентацией будут в большей степени помогать другим и в меньшей обращать внимание на себя. И действительно, как показали исследования, доступ к власти на бессознательном уровне усиливает альтруизм у этих людей. Кроме того, эти люди сильнее беспокоятся о том, что о них думают другие, и менее склонны к расовым предрассудкам.

Фрейд использовал тысячи слов, чтобы объяснить, почему наши несбывшиеся желания проявляются в образах и сюжетах, наполняющих наши сны. Современные исследования дают более правдоподобную картину того, как мысли и эмоции подсознательно формируют наше отношение к начальнику, родителю, супругу или ребенку. Это значит, что мы можем отбросить устаревшие понятия наподобие эдипова комплекса и принять как данность, что бессознательное постоянно присутствует в нашей жизни, спим ли мы в этот момент или бодрствуем.

Источник:
Психология поведения человека: научное исследование силы подсознания
Фрейд и представить себе не мог, насколько наши бессознательные желания влияют на то, как мы думаем. Исследования показали, насколько сильно наше подсознание влияет на повседневные реакции
http://www.kabmir.org/social-psychology/2621-psy-sila-podsoznania.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES