Понятие жизнь в медицине

Жизнь как ценность: проблемы качества жизни в биоэтике

Жизнь как ценность: проблемы качества жизни в биоэтике

Жизнь как ценность – фундаментальная проблема биоэтики

С радикальным расширением возможностей медицины в XX в. ее основная задача – действовать во благо больного – стала требовать переосмысления и уточнения. Собственно, это и было одной из главных причин появления и развития биоэтики. Как понимать благо для пациента в новых исторических условиях? Здесь возникают фундаментальные вопросы человеческого бытия. Что вообще есть благо для человека? Что такое его страдание? Какую помощь ему необходимо оказывать?

Одной из фундаментальных проблем биоэтики оказалась проблема жизни как ценности. В зарубежной литературе сформировались две точки зрения по этому поводу. Одну можно назвать этикой сакральности жизни, или жизни как высшей ценности (sanctity of life), вторую – этикой качественной жизни (quality of life). Надо отметить, что эти концепции носят в значительной степени условный характер, они как бы представляют собой крайние точки на карте бесконечных и запутанных биоэтических дискуссий.

Первая концепция признает любую человеческую жизнь высшей ценностью. Соответственно, задачей медицины является сохранение и поддержание жизни любого человеческого организма. В зарубежной биоэтической литературе есть такое понятие, как «медицинский витализм». Это обозначение такой предельной точки зрения, которая гласит, что необходимо поддерживать любую жизнь, не считаясь ни с какими затратами (конечно, далеко не все сторонники этики сакральности жизни придерживаются таких крайних взглядов). Например, с этой точки зрения нужно до бесконечности поддерживать искусственными средствами жизнь человека, находящегося в вегетативном состоянии без какой-либо надежды вернуть его в сознание.

Согласно второй концепции, подлинно человеческая жизнь должна обладать определенными «качествами», поэтому далеко не все состояния организменной жизни надо поддерживать. Предполагается, что должны существовать какие-то критерии, посредством которых можно решить, где следует оказывать медицинскую помощь, а где ее можно прекратить (или вообще не начинать). Что, в таком случае, значит «подлинно человеческая жизнь»? Каким человеческим существам может быть отказано в праве быть личностью и получать медицинскую поддержку?

В рамках данной системы взглядов возникает попытка различить понятия «жизнь организма» (или «жизнь тела», «биологическая жизнь») и «жизнь личности». В таком случае, жизнь тела есть лишь условие для более высокого качественного уровня – жизни личности. И если у данного человеческого организма отсутствуют определенные качества, то мы можем отказать такой жизни в моральном статусе, т.е. в отношении к ней как к человеку.

Было немало попыток дать определение тех качеств, которые могут служить критерием различия между жизнью биологической и жизнью личности. К примеру, американский биоэтик Мэри Э. Уоррен полагает, что для включения кого-либо в моральное сообщество личностей необходимы такие качества, как сознание, разум, самостоятельная активность, самосознание и способность к общению [1] .

Но как мы смогли бы точно провести грань между личностью и просто организмом? В ходе дискуссий выяснилось, что концепция такого решающего критерия – тоже крайняя точка зрения, как и концепция медицинского витализма. Эмбрионы, новорожденные с теми или иными врожденными нарушениями, люди с психической патологией, престарелые со старческим слабоумием, пациенты с длительным отсутствием сознания и т.п. – по каким критериям мы должны формировать свое отношение к ним?

Биоэтические обсуждения показали, что такого окончательного критерия не существует и, возможно, сама постановка вопроса морально ошибочна. Так, сторонники концепции сакральности жизни высказывали мнение, что вопрос о качественной жизни – чисто медицинского характера; мы можем разрабатывать и использовать критерии только для определения того, где медицинская помощь может быть бесполезной или бессмысленной; но это не этические критерии, которые позволили бы нам отказать кому-либо в достоинстве или уважительном отношении.

Таким образом, проблема ценности жизни остается открытой. По крайней мере, дискуссии на эту тему прояснили следующее. Обе рассмотренные концепции оказались крайними точками зрения, между которыми есть широкое множество суждений и представлений.

Биоэтики, которые по своим взглядам ближе к теории жизни как высшей ценности, настаивают, что с моральной точки зрения не существует более или менее ценных человеческих жизней, что мы не можем отказать комулибо в достоинстве или праве на жизнь; что защита жизни, насколько это в наших силах, остается важнейшей моральной обязанностью. Кроме того, они, как правило, последовательно выступают против абортов, исследований на эмбрионах, эвтаназии, экспериментов на человеческом геноме и т.п.

Специалисты по биоэтике, которые ближе к теории качественной жизни, со своей стороны, тоже должны быть правильно поняты. Конечно, эта теория может быть доведена до такой крайней степени, которая создаст недопустимую дискриминацию в отношении больных, престарелых, эмбрионов и т.п. Эти опасности довольно очевидны. Но разумный смысл ее состоит в том, чтобы удержать общество от злоупотреблений теорией жизни как высшей ценностью, обосновать некие разумные пределы для того, чтобы медицина не тратила силы и средства (в том числе, возможно, огромные) там, где это не имеет смысла, высвобождая тем самым возможности помогать другим нуждающимся людям (учитывая всеобщую ограниченность ресурсов).

Общий вывод состоит в том, что каждая человеческая жизнь представляет собой безусловную ценность (в том числе еще нерожденного человека или человека с тяжелой патологией и т.п.); каждая человеческая жизнь имеет право на достоинство и уважительное отношение. Принцип уважения человеческой жизни был и остается одним из фундаментальных требований медицинской этики. Моральная обязанность медицины – стремиться сберечь, сохранить и поддержать каждую человеческую жизнь, насколько это в ее силах и оправдано совокупностью конкретных обстоятельств.

  • [1] См.: Warren М. A. On the Moral and Legal Status of Abortion // Biomedical Ethics / ed. by T. A. Mappes, D. Degrazia. N. Y.: McGraw-Hill, 2001. P. 457-458.

Источник:
Жизнь как ценность: проблемы качества жизни в биоэтике
Жизнь как ценность: проблемы качества жизни в биоэтике Жизнь как ценность – фундаментальная проблема биоэтики С радикальным расширением возможностей медицины в XX в. ее основная задача –
http://studme.org/97775/etika_i_estetika/tsennost_problemy_kachestva_zhizni_bioetike

Научные определения понятия «жизнь»

Существует много определений жизни, поскольку изменялись представления о ней, совершенствовалась научная картина мира и ее философское осмысление. Рассмотрим несколько известных определений. Для естествознания XIX в. наиболее удачным можно считать определение Ф. Энгельса, согласно которому жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. Данное определение являлось фундаментом диалектического материализма и многих разделов естествознания, развивавшихся на его основе, вплоть до середины XX в.

В XX в. понятие жизни существенно углубилось. Качественным структурным отличием жизни на всех ее ступенях является то, что структура живого динамична и лабильна. Живое не ограничивается белком в качестве субстрата и обменом веществ в качестве функции. Современной наукой полностью доказано, что качественное отличие живого от неживого заключено в структуре их соединений, в строении и связях, в особенностях функций, в характеристике и организации взаимодействующих процессов. В то же время установлено полное единство в составе химических элементов живого и неживого.

Во второй половине XX в. было предложено следующее определение: жизнь есть способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующейся динамичными, лабильными структурами, функцией самообмена, а также процессами саморегулирования, самовосстановления и накопления наследственной информации. В этом определении жизнь представляет собой диалектическое единство трех особенностей — формы, функций, процессов, в то время как определение Ф. Энгельса является диалектическим единством двух особенностей — формы и функций.

Из других определений отметим определения современных ученых: российского Челикова и канадского Селье. Согласно первому, жизнь есть способ существования специфически гетерогенного материального субстрата, универсальность и уникальность которого обусловливают целесообразное самовоспроизведение всех форм органического мира в их единстве и многообразии. По определению известного канадского биолога Г. Селье (1907—1982), жизнь — это процесс непрерывной адаптации организмов к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды [3,с.104]. Адаптации заключаются в поддержании структуры и функций всех ключевых систем организма при воздействии на него различных по природе факторов среды. Адаптации являются основой устойчивости и продуктивности всех организмов.

В исследованиях проблемы происхождения жизни можно выделить несколько основных подходов. Прежде всего, следует упомянуть субстанциональный подход. Его развивали А.И. Опарин, Дж. Холдейн. Ключевое значение для происхождения жизни, в соответствии с этим подходом, имеет наличие определенной субстанции, определенных ее структур. Один из видных представителей этого направления В.А. Энгельгардт считал, что подлинное изучение проблемы жизни должно основываться на данных химии, а не математики. Что касается Опарина, то он подчеркивал несводимость биологии к физике и химии [5,с.96].

Следующим важным подходом является функциональный подход, основными авторами которого были А. Н. Колмогоров и А. А. Ляпунов. Сторонники этого подхода рассматривали живой организм как термодинамический «черный ящик», т.е. интересовались только сигналами на входе в систему и на выходе из нее. Отличительной особенностью живых организмов они считали наличие «управляемых процессов» передачи информации. Они не придавали особого значения связи жизни с определенными химическими элементами и даже допускали возможность небелковых форм жизни. Один из представителей этого направления В. Н. Веселовский признавал определяющей чертой живого «динамичное самосохранение».

Жизнь имеет свою неповторимую специфику, свое качество и различные яркие грани. «Живые формы. — писали П. Кемп и К. Армс, — это выражение беспрестанного потока вещества и энергии, который протекает через организм и в то же время создает его. Мы находим эти непрерывные изменения на всех уровнях биологической организации. В клетках происходит постоянное разрушение составляющих ее химических соединений, но в этом разрушении она продолжает существовать как целое. В многоклеточном организме клетки непрерывно отмирают, заменяясь новыми, но организмы продолжают существовать как целое. В биоценозе, или виде, одни индивидуумы умирают, а другие, новые — рождаются. Таким образом, любая органическая система представляется непрерывно существующей» [4,с.91].

Возникновение жизни связано с рядом важных принципов развития: дисимметрии, историзма и др. Огромное значение для понимания жизни имеет жизненный цикл. Жизнь могла возникнуть только в среде своеобразной дисимметрии, отличной от обычной среды биосферы. Этот процесс, по мнению Л. Пастера, регулируется принципом П. Кюри, согласно которому дисимметрия может образоваться лишь под влиянием причины, обладающей такой же дисимметрией.

О принципе историзма хорошо сказал А. Эйнштейн: «Жизни присущ еще один элемент, хотя логически и отличный от элементов физики, но ни в коем случае не мистический — это «элемент истории»». Жизненный цикл включает в себя совокупность всех фаз развития организма. У животных различают простой и сложный циклы. Последний включает в себя метаморфозы, например переходы от личинки к куколке, а затем к бабочке. У высших растений могут быть выделены однолетний, двухлетний, многолетний жизненные циклы.

В заключение упомянем и понятие «ортобиоз», у истоков которого стоит выдающийся русский биолог И.И. Мечников (1845-1916). Согласно его представлениям, «ортобиоз» — это регуляция жизни с помощью науки, являющейся результатом активности разума, направленной на изменение природы.

Источник:
Научные определения понятия «жизнь»
Существует много определений жизни, поскольку изменялись представления о ней, совершенствовалась научная картина мира и ее философское осмысление. Рассмотрим несколько известных определений. Для
http://studwood.ru/514880/filosofiya/nauchnye_opredeleniya_ponyatiya_zhizn

Понятие жизнь в медицине

Жизнь — многозначное понятие, используемое в различных контекстах, а именно:

  • жизнь биологическая как особое состояние материи,
  • жизнь (юриспруденция и право) в социально-политическом смысле (страхование жизни),
  • жизнь (жизнеспособность) как метафора, когда, например, свойства живых организмов приписываются иным объектам (жизнеспособная идея, живая вода, живая музыка, жизнеспособный бизнес).

Важные свойства жизни, являющиеся в той или иной степени общими для всех контекстов:

Жизнь и смерть, живое и неживое, выживание и невыживание согласно бинарной логике — это две взаимоисключающие части единой природы, частью которой являемся и мы. Обычно обозначают термином «жизнь» только один из многих принципиально возможных вариантов — жизнь белковых тел. В данную категорию жизни не попадают некоторые организмы, такие, как бактериофаги, которые не производят своих белков. С многими другими вариантами жизни мы сталкивались при чтении фантастической литературы, где можно было встретить подобную нашей углеродной химическую жизнь на основе кремний-органических соединений или принципиально иную жизнь стабильных волновых структур каких-либо энергетических полей и многое другое.

Различные определения биологического понятия жизни Править

Жизнь — это вид взаимодействия материи, основным отличием которого от других известных видов взаимодействий материи является наличие объектов (генетических объектов), которые определяют процесс синтеза из потребляемой материи объектов с подобным набором генетических объектов.

Определение жизни базируется на фундаментальных понятиях, которые использует наука, описывая материальную картину мира. Это понятия о материи, о свойстве материи взаимодействовать, о генетических объектах, которые определяют характер взаимодействия материи в процессе воспроизводства или синтеза живых объектов.

Генетические объекты – это материальные объекты, которые при определенных условиях благодаря своим физико-химическим свойствам способны участвовать в синтезе живых объектов.

Живой объект — это объект, который содержит набор генетических элементов, имеющих свойство при определенных условиях контролировать процесс синтеза из потребляемой материи объекта, содержащего подобный набор генетических элементов.

(Замечание: термин «модель» использован здесь исключительно для современного читателя, согласно законам эргономики)

Жизнь — чудесное свойство материи, даваемое и отбираемое Богом. Различают конечную (во времени) жизнь тела и бесконечную жизнь души. Живой организм — это такой, в теле которого существует душа. Жизнь души изменчива. Живой организм умирает вместе со своим телом. Поступки, совершаемые живым организмом в течение жизни, влияют на дальнейшую судьбу души. Создать жизнь — означает создать тело и вдохнуть в него душу. Тело способно активно изменять природу вокруг себя и умирает в конце своей жизни. Душа способна мыслить и чувствовать. После смерти организма она перевоплощается и продолжает существовать в некой иной форме, продолжает чувствовать и/или мыслить. Реальная жизнь живого организма — это лишь звено некоторого вселенского процесса существования.

Эта модель, построенная методами предметного мышления, демонстрирует мощь вербальной компрессии информации. Она была актуальна для людей в эпоху зарождения морали, выражаемой вербальным языком и создания социально-правовых структур в государстве.

Жизнь — это одна из высших форм движения и организации материи. Известная нам земная форма жизни возникла как результат эволюции полимерных соединений углерода и представлена разнообразными организмами, каждый из которых представляет собой индивидуальную целостную систему, обладающую:

  • сложной структурой и обменом веществ,
  • определенным порядком взаимосвязанных биохимических реакций.

Понятие Живой организм или жизнь должны обладать следующими свойствами:

  • способность преодолевать нарастание энтропии,
  • приспособленность к существованию в данных условиях окружающей среды,
  • приспособляемость всех частей организма (молекул, клеток и органов) к выполняемым в жизненном процессе функциям,
  • способность к сохранению и передаче наследственной информации.

Эта модель — вершина классического этапа эволюции понятия языка. Здесь использовано предметное мышление с учетом нескольких параллельных процессов — элементов диалектики, позволившее получить высокую валидность описания. Её сложность и неприспособленность к использованию в реальной жизни создавала предпосылки для создания новых динамических, масштабно-релятивных методов мышления.

Жизнь — преобладание процессов синтеза над процессами распада, пул энергопотребляющих процессов изменения вещества и других объектов физической химии, в которых различимы два цикла (во времени):

  • цикл регенерации необходимых веществ,
  • цикл регенерации механизма регенерации вещества.

Наша углеродная жизнь в данной схеме выглядит следующим образом: обмен веществ в клетке — цикл регенерации вещества, деление клетки и размножение — цикл регенерации самого механизма регенерации вещества.

Данная модель визуализирует свойство живых организмов к неограниченной репликации. Это одна из первых простых двумерных моделей понятия жизни, тяготеющая к использованию нелинейных методов мышления и использования волновых свойств реальности.

Жизнь — это химическая волна, т.е. многомерная каталитическая циклическая химическая реакция. В каждый момент времени её существования, называемом временем жизни, в каждой отдельной нити реакции на любом уровне масштаба рассмотрения от молекул до классов живых организмов можно выделить три материальных элемента:

Для каждого из указанных элементов контроль следующих свойств является необходимым:

  • фаза волнового процесса существования-несуществования,
  • функции пространственного распределения концентраций.

Элементы взаимодействуют друг с другом в определённых временных фазах. Колебанием являются концентрации веществ. Каждый результат является ресурсом для следующего звена взаимодействия — волны концентраций веществ. Жизнь возникла, когда в процессе спонтанной химической цепной каталитической реакции одной из нитей конечный результат оказался тождественным одному из собственных ресурсов (ресурсом одного из предшествующих поколений). Все циклические химические реакции протекают без потерь информации бесконечно долго — вследствие чего химическая жизнь генотипа считается бесконечной. В комплексном потоке химических волн имеет место энтропийное затухание, приводящее к необходимости смерти для отдельных циклов волны (отдельные молекулы, клетки, тела организмов).

Модель химической волны:

Жизнь — это информационная структура с памятью, использующая собственный внутренний язык — систему сигналов, свойств и методов, не связанная с конкретным материальным носителем и способная без потерь информации перемещаться от одного материального носителя к другому, репродуктируясь без потерь. Жизнь — это виртуальный объект, не связанный с конкретным материальным предметом-носителем. Необходимые свойства объекта, чтобы быть отнесённым к категории «живой организм»: наличие в объекте памяти с информацией о собственной структуре и информацией о репликации себя.

Эта модель включает в категорию живых организмов:

  • весь комплекс жизни в рамках модели химической волны,
  • цивилизацию с её культурой, включая некоторые компьютерные программы, рассматриваемые уже как живой организм.

Её можно использовать для:

  • описания «кремний-электрической», полупроводниковой жизни,
  • описания и моделирования структур любых иных форм жизни на произвольном субстрате,
  • описания и моделирования динамических процессов проблематики эволюции жизни,
  • прогнозирования дальнейшей эволюции жизни.

Жизнь — это турбуленция в потоке информации-энтропии в процессе расширения Вселенной, повышающем энтропию пространства при трансформации её в энтропию времени.

Жизнь биологическая — это комплексный процесс, ключевой частью которого является реакция матричного синтеза (синтез белка) …

Созданы и другие модели (для предметного мышления: «Существуют и другие теории и гипотезы о существовании») не только белковой формы жизни и не где-то в других галактиках, а рядом с нами. Например: лептонная теория.

Источник:
Понятие жизнь в медицине
Жизнь — многозначное понятие, используемое в различных контекстах, а именно: жизнь биологическая как особое состояние материи, жизнь (юриспруденция и право) в социально-политическом смысле (страхование жизни), жизнь (жизнеспособность) как метафора, когда, например, свойства живых организмов…
http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C

Понятие здоровья в философии и медицине

Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. И дело не только в том, что в ситуации глобальных кризисов — экологического, демографического, геополитического, этнического и нравственного, с одной стороны; и беспрецедентных темпов изменений и развития новых структур и элементов, в частности, за счет технико-технологических достижений, значительно усложняющих условия жизни людей, с другой, осуществляется сильный прессинг на человека многих и разных сил, вызывающих психические напряжения, стрессы, и, в результате, — увеличение специфических заболеваний.

В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой трактовки понятия здоровья. Многообразие взглядов на сущность понятия здоровья и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно.

Мы остановимся на некоторых определениях и существующих принципиальных подходах к трактовке этого понятия.

Большая Советская Энциклопедия даёт следующее определение: «Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержания состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Столь широкое определение здоровья является несколько спорным, так как социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием. Вообще, понятие «здоровье» является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропологических, клинических, физиологических и биологических показателей, определяемых с учетом поло -возрастных факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье характеризуют не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных возможностей организма. Хотя здоровье представляет собой состояние противоположное болезни, оно может быть связано с ней различными переходными состояниями и не иметь четких границ.

Академик В.П. Казначеев определяет здоровье индивида как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития психических, физиологических, биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Включенное в определение понятие оптимальной трудоспособности не предполагает автоматически соответствующего высокого уровня реализации этого вида способности человека, его экономической, в том числе производственной, дееспособности и, более того — активности в аспекте поискового поведения в сфере общественного производства.

Академик Н.М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

Конкретная направленность индивидуального смысла жизни всегда приобретает форму идеалов и долга, сколь бы ни было индивидуально их конкретное содержание, всегда выражающие общие аксиологические черты культуры, которую вынужден ассимилировать индивид. Между смыслом жизни, выраженным в идеалах и определенном понимании долга, с одной стороны, и витальной структурой, с другой стороны, вклинивается в качестве опосредующего еще одно структурное звено всякого человеческого характера, которое названо концепцией идивидуальности. Концепция индивидуальности включает в себя определенное решение проблемы бессмертия, модель здоровья и понимание соотношения души и тела.

Рассмотрим основные моменты личностной модели здоровья, предложенной В.Ф. Сержантовым и А.А. Корольковым.

Структура данной модели здоровья представлена как: а) отношение к собственному телу; б) личностное понимание существа здоровья и целей его сохранения; в) знание законов функционирования организма и степень волевой регуляции; г) индивидуальное отношение к болезням (степень развития способности к поиску, активному выходу из состояния болезни); д) выраженность личностных установок (мотивов) в ходе выздоровления.

Все эти моменты взаимосвязаны и характеризуют личностную модель здоровья в совокупности некоторых основных ее проявлений. Прежде всего, в отношении к своему собственному телу. Чем оно определяется? Число факторов такого отношения многообразно и характер их у разных людей несколько различен, но одной из главных детерминант этого отношения является определенное понимание проблемы смерти и бессмертия, и индивидуальная структура интенции бессмертия. Проблема смерти и бессмертия имеет много разных решений, однако все они могут быть разделены на два основных способа. Первый способ решения данной проблемы основан на разделении человека на тело и дух, что в психологии получило название психофизиологической проблемы. Такое решение проблемы обычно обозначается как идеалистическое, религиозное. Второй способ решения проблемы смерти и бессмертия — это материалистическое решение.

Интенция бессмертия есть не что иное, как проявление особой целеустремленности человека и тем самым его высокой жизнестойкости вообще. Феноменологически интенция бессмертия находит свое выражение в такой презумпции поведения и жизни человека, когда последняя мыслится как бесконечно во времени длящаяся.

Отношение человека к своему телу, особенно отчетливо проявляющееся в экстремальных ситуациях, является не частным моментом, не случайной и ни с чем не связанной чертой, а существенным проявлением структуры личности, чертой, которая мировоззренчески опосредована. Эта существенная личностная особенность индивида с учетом знаний человека о своем теле и способности к волевой регуляции своей жизнедеятельности определяет и другие особенности, которые включены в понятие личностной модели здоровья, т.е. выраженность личностных мотивов выздоровления и способность к активному выходу из состояния болезни.

Понятием, противоположным здоровью, является понятие «болезнь», которое определяется как «процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующееся понижением приспособленности живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, снижением на время болезни трудоспособности человека и выражается в возникновении побочных (неадекватных) реакций».

Из этих определений, которые мы привели почти в полном объеме с целью сохранить как можно больше содержательно-смысловых нюансов каждого из них, видно, насколько они различны. Но вместе с тем, в каждом из них содержатся общие для всех положения. Первое — это то, что здоровье характеризуется как состояние. Второе — подчеркивается обусловленность здоровья внутренними и внешними факторами и в первую очередь, социальными. И третье — отмечается качественно-количественная степень здоровья как состояние уравновешенности организма со средой.

Таким образом, в отечественных исследованиях преобладает либо имплицитное определение здоровья как отсутствие объективной болезни, прямо вытекающее из биомедицинской модели, либо ориентация на определение ВОЗ, в центре которого находится понятие субъективного благополучия, т.е. отсутствие субъективной болезни.

Здоровье и способы его сохранения (и развития) небезразличны к структуре личности. По-другому и не может быть, ибо структура личности есть система высших уровней интеграции индивида. Поскольку такие уровни связаны с общественно значимыми ценностями, то само здоровье оказывается ценностью. Ценностью в том смысле, что всякий человек рассматривает его как наиболее желаемое и ни с чем не сравнимое состояние, но и в том смысле, что здоровье как ценность принимает надличностную форму, зависимую от функционирующих в данном обществе систем ценностей, основу которых составляет мировоззрение. Этим определяется еще одна функция философии здоровья — быть интегрирующим началом в структуре личности, обуславливая все ее направления.

Отечественные авторы ориентированы в определении и болезни, и здоровья на модель адаптации (Ю.А. Александровский употребляет термин «психическая дезадаптация», Ф.Б. Алмазов — «психическая средовая адаптация», Ф.В. Березин — «психофизиологичекая адаптация», Г.А. Балл — «психическая адаптация», П.С. Граве, Н.Л. Коновалова, А.А. Начальджан — «социально-психологическая адаптация» и др.). Адаптация соотносится с реакциями или структурными изменениями в организме, через расстройство вновь приходящего к внутреннему равновесию и равновесию со средой. Адаптированные реакции или изменения направлены на выживание организма и эффективное функционирование в конкретном окружении. Поскольку адаптация может быть определена в терминах объективных характеристик среды, эта концепция имеет биологическую основу.

Под психической адаптацией следует понимать процессы и явления, происходящие на уровне психической деятельности, возникающие в процессе решения задач, связанных с проблемными психическими ситуациями. «Изучения феномена психической средовой дезадаптации, исходят из известного предположения, что в многомерном пространстве многообразных факторов, определяющих взаимодействие личности и среды, полностью адаптирован может быть лишь абстрактный человек, тогда как реальные люди вынуждены постоянно тратить силы на преодоление разного рода затруднений, угрожающих их стабильному состоянию». С позиции экзистенциального подхода, никто не может принуждать человека к трате сил, а «стабильное состояние» для него обозначает прекращение духовного роста и развития личности.

Попытка человека адаптироваться к социальному окружению может быть связана с флуктуациями в состоянии здоровья. Однако многие нежелательные виды поведения, имеющие и определенную конституционально-биологическую основу — переедание, алкоголизация и наркотизация, даже ювенильная делинквентность и различные невротические проявления — вполне могут рассматриваться как вид адаптированных реакций в современном мире.

«Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, — считает Ю.П. Лисицын. — Оно — состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Из приведённых определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных, социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Источник:
Понятие здоровья в философии и медицине
Cтатья на тему: Понятие здоровья в философии и медицине
http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1417

Понятие качества жизни в современной медицине

В настоящее время при многих хронических заболеваниях все большее значение придается исследованию качества жизни (КЖ). Сахарный диабет (СД), с учетом сложного режима контроля и лечения, а также многочисленных соматических проявлений (острых и хронических осложнений), оказывает выраженное воздействие на КЖ. Важно учитывать, что и КЖ, в свою очередь, оказывает значительное влияние на прогноз заболевания.

В течение последних десятилетий сахарный диабет наряду с сердечно – сосудистыми и онкологическими заболеваниями становится все более распространенной патологией и к текущему моменту приобрел масштабы «неинфекционной эпидемии» [3.6.].

СД может возникать в любом возрасте, для него характерны ранняя инвалидизация и высокая смертность больных вследствие развития осложнений. Это обстоятельство ставит СД в ряд заболеваний с высокой социальной значимостью. И хотя можно сказать, что сегодня уже получены ответы на главные вопросы диабетологии в отношении тактики лечения и предупреждения осложнений заболевания, тем не менее, диабет остается серьезной проблемой еще и потому, что оказывает выраженное негативное влияние на повседневную жизнь пациентов.

В современной медицине все большее влияние приобретает биопсихосоциальная модель здоровья и болезни, центром которой является пациент как личность со своими переживаниями и опасениями, стремлениями и надеждами. В то же время, традиционная естественнонаучная направленность медицинского мышления приводит к тому, что специалисты здравоохранения обращают внимание преимущественно на клинические и метаболические показатели, оставляя за рамками внимания психосоциальные аспекты болезни. Такой подход принято называть биомедицинским. Для человека же, страдающего хроническим заболеванием, каковым является диабет, важно прежде всего то, в какой степени заболевание влияет на его физическое, эмоциональное и социальное благополучие, то есть качество жизни.

Все же, несмотря на сохраняющийся конфликт биомедицинского и биопсихосоциального подходов, обязательным требованием современной медицины становится оценка КЖ при многих, прежде всего, хронических заболеваниях. КЖ в целом и удовлетворенность лечением являются важными параметрами эффективности и безопасности любого нового препарата или метода лечения.

С 1995 г. во Франции функционирует международная некоммерческая организация, изучающая КЖ – MAPI ResearchInstitute – международный координатор исследований в области КЖ. Институт ежегодно проводит конгрессы Международного общества по исследованию КЖ (InternationalSocietyofQualityofLifeResearch – ISOQOL), внедряя в жизнь тезис о том, что целью любого лечения является приближение КЖ пациентов к уровню практически здоровых людей.

Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что общепринятого определения понятия «качества жизни» до сих пор не существует. И вопрос о том, как его охарактеризовать, породил в последние годы немало споров. Такие понятия как КЖ, благополучие, состояние здоровья, удовлетворенность лечением, подчас используются как взаимозаменяемые, что усложняет задачу определения каждого из них [3.9.].

Источник:
Понятие качества жизни в современной медицине
В настоящее время при многих хронических заболеваниях все большее значение придается исследованию качества жизни (КЖ). Сахарный диабет (СД), с учетом сложного режима контроля и лечения, а также
http://studopedia.ru/19_221098_ponyatie-kachestva-zhizni-v-sovremennoy-meditsine.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES