Понятие образа человека

Личность и «образ человека»

В социологических, психологических и педагогических представлениях о личности существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми: «ощущающий человек» (человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как устройство по переработке информации); «человек-потребитель» (нуждающийся человек; человек как система инстинктов и потребностей); «запрограммированный человек» (в поведенческих науках — человек как система реакций, в социальных — как репертуар

социальных ролей); «деятельностный человек» (человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смысловых ценностей). (426-427)

Образ «человека ощущающего», наиболее ярко описанный Э. Б. де Кондильяком в виде статуи, рождающейся в ходе усвоения разных чувств, стал основой для разработки в XIX в. психологии сознания (В. Вундт), а во 2-й половине XX в. — когнитивной психологии. Последняя опирается на так называемую компьютерную метафору, согласно которой человек — эго устройство по переработке информации. Если в практическом человскознании, в том числе в педагогике, исходят из образа «человека ощущающего», то личность сводится к сумме знаний, ее действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания личности подменяется убеждениями, уговорами, то есть чисто словесными воздействиями. В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании личности происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией». (427)

Образ «запрограммированного человека», оформившийся в разных сферах человекознания, определяет представления о личности в социобиологии (развитие человека как развертывание генетических программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие человека как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и социально-психологических ролевых концепциях личности (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка личности в психологии и педагогике основывается на образе «запрограммированного человека», то педагогическое воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать живые социальные автоматы. (428)

Образ «человека-деятеля» — основа для построения культурно-исторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию личности, гуманистического социального психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Если концепции личности исходят из образа «человека-деятеля», то личность понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центр педагогического процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми.

От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к личности, так и теоретические схемы анализа развития личности. (429)

Вопросы для обсуждения

  • 1. Что такое «образ человека»?
  • 2. Чем отличаются понятия «личность» и «образ человека»?
  • 3. Как складывается образ человека в тот или иной исторический период?
  • 4. Как сосуществуют разные образы человека в определенный исторический период?
  • [1] См.: Аслюлов А. Г. Культурно-историческая психология и конструированиемиров. М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО«МОДЕК», 1996.768 с.

Источник:
Личность и «образ человека»
В социологических, психологических и педагогических представлениях о личности существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с
http://studme.org/134125/psihologiya/lichnost_obraz_cheloveka

Образ-понятие человека2

Важнейшим показателем, «лицом» лю­бой культуры, центральным звеном любого человеческого (а другого нам познать не дано) мировоззрения явля­ется образ-понятие человека, представ­ление и размышление о его месте в мироздании, смысле или абсурдности его бытия, отношении к Богу.

1 В древней Индии это привело к тому, что в ряде философских школ произошло признание нереальности, кажимости движения и раз­вития. Подобный подход встречается и в Библии: «Что было, то и бу­дет; и что делалось, то и будет делаться и нет ничего нового под Солн­цем. » (Кн. Екклизиаста 1:9).

2 Специфичность языка китайской культуры отражена в самом спо­собе, типе ее мышления. На Западе сложились предельно формализо­ванные формы знания, такие, как логика и математика. А в Китае -«учение об образах и числах». Если на Западе мы можем говорить о понятии как совокупности сущностных признаков данного предмета или явления, изначально предполагая несводимость его к образу, то в Китае самое отвлеченное, абстрактное понятие всегда соотносимо с образом и некоей «фигурностью», которой соответствовало еще и число. Поэтому предпочтительно говорить об образах-понятиях или понятиях-образах.

Китай не знал дуализма (двойственности) в понимании че­ловека, которым пронизана вся культура Запада. «Не может быть нематериального духа, не может быть обездушенного, но живого тела» — это аксиома китайского мировосприятия.

Человек в Китае мыслился как временное состояние рав­новесности, гармонии космических сил. Это микрокосм, под­чиняющийся Разумному Космическому Порядку. Весьма ус­ловно можно выделить три психофизические силы, три вида космической энергии, сгустком которых является человек: «цзин», «ци», «шень».

«Цзин» — это собственно семя, т. е. частички, созидающие физическое тело человека. «Цзин» присутствует в человеке как

воспроизводящая, сексуальная энергия. Можно говорить о двух видах семени-цзин. Первый — это то, что нами восприня­то от родителей, наша генетическая основа, управляющая ро­ждением, ростом, физическими данными. В ней присутствует и наша запрограммированность на короткую или длинную жизнь. «Семя — это то, что является корнем организма». 1 Этот вид семени-цзин называется еще семенем Прежнего Неба. Второй вид — то, что накапливает сам человек в течение жиз­ни. Это — семя Последующего Неба.

«Шэнь» — собственно духовная энергия. Но дух «шэнь», по­вторим это еще раз, нигде и никогда не мыслился китайцами как некая самостоятельная сущность. В натуралистической

1 Трактат «Су-вэнь», глава «Слова об истине, стоимостью в ларец золота».

2 На этом построена знаменитая система дыхательных упражнений -цигун.

традиции китайского миросозерцания «шэнь» скорее может быть понято как обозначение целостного человека, обладаю­щего плотью и наделенного сознанием. Нередко слово «шэнь» служило для китайцев заменителем местоимения «я». 1

Итак, человек как частица Мироздания, микрокосм, состо­ит из взаимопереходящих друг в друга трех психофизических энергий («трех цветков»): семени — цзин, дыхания — ци и духа -шэнь.

Существует еще одно важное обстоятельство, разделяющее западноевропейское и китайское восприятие человека. Так, для Запада, с его пониманием человека прежде всего как ра­зумного, мыслящего существа, естественным является выделе­ние мозга, головы как «седалища» духа, а лица человеческого -как отражения его души. Платон, обосновывая это, даже пи­сал о сходстве головы человека с шарообразным Космосом. В Китае же — это Сердце, которое находится в центре, в середине человеческого тела и, подобно императору Поднебесной, должно управлять и повелевать своими подданными: чувства­ми, внутренними органами, мыслями и желаниями, само со­храняя при этом покой и бесстрастие. А самое главное — серд­це — это духовный светоч, заключающий в себе нравственный закон.

Жизнь, здоровье для древних китайцев — абсолютные цен­ности. Китай не знал идеи бестелесного бессмертия, поэтому поиски бессмертия были связаны с нахождением или изготов­лением чудодейственного эликсира, бесконечно продлеваю­щего данную конкретную жизнь. 2 Но владеть здоровым — в перспективе бессмертным — телом можно только при наличии здорового же духа, т. е. нравственно усовершенствованного («окультуренного») сердца. «Человек должен настраивать себя на служение государству, и начинать совершенствование госу­дарственной системы следует с самого себя. Каждый человек должен направить свои усилия на улучшение общества, частью которого он является. (Работа со своей природой -«окультуривание» себя — син-гун). А на второй стадии — работа с судьбой (мин-гун) — усилия следует направлять на укрепле-

1 При этом китаец жестом указывал на кончик собственного носа. Почему — нос? Потому что, вдыхая-выдыхая, он связывается с космиче­ской «ци» и одухотворяет «шэнь».

2 Это нередко бывало причиной летального исхода, т. к. для изго­товления, например, пилюль бессмертия использовалась киноварь -ядовитый сульфид ртути.

ние собственного организма, продление жизни, что будет од­новременно способствовать и более эффективному выполне­нию социальных функции индивида. . Оба направления ра­боты осуществляются одновременно, определяется лишь их иерархическая соподчиненность» 1 .

Простые и, казалось бы, очевидные мысли и легли в осно­ву древнекитайской медицины: человек есть микрокосм, кото­рый подобен макрокосму, т. е. Вселенной; человек «сделан» из того же материала, что и сама Вселенная; человек, следова­тельно, подчиняется тем же самым закономерностям, циклам и ритмам, на которых основано само существование макро­косма. 2

Так, уже в глубокой древности было известно, что на Зем­лю оказывают влияние Солнце, Луна, звезды. Все и вея нахо­дится в постоянном движении-переменах. Эти перемены могут быть как благотворными для данного человека, так и вредо­носными. Врач же обязан учитывать все.

Во-вторых, человеческий организм представляет собой по­добие китайского государства.

«Сердце выполняет функции государя-правителя, оно ис­точник пресветлой мудрости. Легкие осуществляют работу пе­редающего помощника, они управляют сочленениями орга­низма. Печень — полководец, отвечающий за обдумывание и принятие решений. Селезенка — цензор, который выносит ре­шения. Середина груди выполняет функции помощника-порученца, этот орган является источником радости. ». 3

Как в государстве при мудром правителе все идет своим чередом, так и в организме сохранение равновесия есть здоро­вье. Поэтому-то для достижения долголетия следует придер­живаться всего двух правил: а) контролировать свои эмоции и мысли, т. к. именно они выводят нас из столь драгоценного состояния равновесия; б) проживать в. Китае, где правит

1 Ли Чжуньюй. Основы науки цигун. М., 1991, cc. 9 — 10.

2 Астроном III в.н. э. Яо Синь, доказывая существование наклона земной оси в сторону юга, приводил такой аргумент: поскольку человек более всех созданий соответствует по своему строению Небу, постольку верное для него должно быть верным и для Неба. Человек может опус­тить подбородок на грудь, но не может прижать свой затылок к спине (по китайской символике грудь соответствовала югу, а спина северу), следовательно, небеса прижаты к земле на юге и приподняты на севере; то есть земная ось наклонена к югу.

3 Трактат «Су-вэнь». Глава «Рассуждение о таинственном каноне в комнате божественных орхидей».

мудрый император, проповедующий принцип недеяния (у-вэй), и просвещенные чиновники.

В-третьих, суть самих лекарственных препаратов. Китай­ские врачи очень широко использовали для приготовления лекарств минералы, даже металлы, т. к. считали, что мирозда­ние не знает четких границ между органикой и неорганикой. Вся Вселенная, состоящая из трех частей — Небо, Земля, Чело­век, составляет единый большой организм, одушевленное Те­ло, все части которого равновелики и взаимосвязаны. В одном древнем китайском трактате есть такие слова: «Мир и я рож­даемся вместе и вся тьма вещей составляет единство со мной». В миросозерцании древних китайцев человек не выделен из космоса, природы, он — лишь срединная часть, необходимое связующее звено между Небом и Землей. Соответственно, ни о каком господстве, царственности человека над миром птиц, рыб и цветов речи быть не могло.

Многие западные исследователи увидели в этом принцип ненасильственного гармонического существования Цивилиза­ции и Природы, экологическое сознание, которого так недос­тает европейцам. Но нельзя не усмотреть и другой, оборотной стороны медали: невыделенность человека приводила к обес­цениванию человеческой жизни, к санкционированному со стороны общества насилию по отношению к отдельному чело­веческому существу. В трактате «Гуань Инь-цзы» говорится: «Твари, обитающие в морской пучине, претерпевают бесчис­ленные превращения, но вода одна для всех. Мое «Я» и вещи вокруг непрестанно меняются в великом превращении мира, но природа одна для всех. Зная, что природа одна для всех, поймешь, что нет ни других, ни моего «Я», ни смерти, ни жизни».

Таким образом, древнекитайский образ-понятие «человек» пред­ставлял собой следующее.

1. Это гармоничное сочетание «трех цветков»: цзин, ци, шэнь, зримо выражающееся в правильном (с точки зрения китайца!) психофизическом облике человека.

2. Пронизанность китайской культурной традицией. В этом смысле китайцем может стать даже варвар. (Индусом же мож­но только родиться).

3. Законопослушность, уважение к старшим по возрасту и чину; тактичное, гуманное отношение к ближним.

Источник:
Образ-понятие человека2
Важнейшим показателем, «лицом» лю­бой культуры, центральным звеном любого человеческого (а другого нам познать не дано) мировоззрения явля­ется образ-понятие человека, представ­ление и размышление о
http://studfiles.net/preview/1587674/page:14/

Понятие образа

Образ, класс — классификационная группировка в системе классификации, объединяющая (выделяющая) определенную группу объектов по некоторому признаку.

Образы обладают характерным свойством, проявляющимся в том, что ознакомление с конечным числом явлений из одного и того же множества дает возможность узнавать сколь угодно большое число его представителей. Примерами образов могут быть: река, море, жидкость, музыка Чайковского, стихи Маяковского и т. д. В качестве образа можно рассматривать и некоторую совокупность состояний объекта управления, причем вся эта совокупность состояний характеризуется тем, что для достижения заданной цели требуется одинаковое воздействие на объект. Образы обладают характерными объективными свойствами в том смысле, что разные люди, обучающиеся на различном материале наблюдений, большей частью одинаково и независимо друг от друга классифицируют одни и те же объекты. Именно эта объективность образов позволяет людям всего мира понимать друг друга.

Способность восприятия внешнего мира в форме образов позволяет с определенной достоверностью узнавать бесконечное число объектов на основании ознакомления с конечным их числом, а объективный характер основного свойства образов позволяет моделировать процесс их распознавания. Будучи отражением объективной реальности, понятие образа столь же объективно, как и сама реальность, а поэтому это понятие может быть само по себе объектом специального исследования.

В литературе, посвященной проблеме обучения распознавания образов (ОРО), часто вместо понятия образа вводится понятие класса.

Проблема обучения распознаванию образов (ОРО)

Одним из самых интересных свойств человеческого мозга является способность отвечать на бесконечное множество состояний внешней среды конечным числом реакций. Может быть, именно это свойство позволило человеку достигнуть высшей формы существования живой материи, выражающейся в способности к мышлению, т. е. активному отражению объективного мира в виде образов, понятий, суждений и т. д. Поэтому проблема ОРО возникла при изучении физиологических свойств мозга.

Рассмотрим пример задач из области ОРО.

Здесь представлены 12 задач, в которых следует отобрать признаки, при помощи которых можно отличить левую триаду картинок от правой. Решение данных задач требует моделирования логического мышления в полном объеме.

Круг задач, которые могут решаться с помощью распознающих систем, чрезвычайно широк. Сюда относятся не только задачи распознавания зрительных и слуховых образов, но и задачи распознавания сложных процессов и явлений, возникающих, например, при выборе целесообразных действий руководителем предприятия или выборе оптимального управления технологическими, экономическими, транспортными или военными операциями. В каждой из таких задач анализируются некоторые явления, процессы, состояния внешнего мира, всюду далее называемые объектами наблюдения. Прежде чем начать анализ какого-либо объекта, нужно получить о нем определенную, каким-либо способом упорядоченную информацию. Такая информация представляет собой характеристику объектов, их отображение на множестве воспринимающих органов распознающей системы.

Но каждый объект наблюдения может воздействовать по-разному, в зависимости от условий восприятия. Например, какая-либо буква, даже одинаково написанная, может в принципе как угодно смещаться относительно воспринимающих органов. Кроме того, объекты одного и того же образа могут достаточно сильно отличаться друг от друга и, естественно, по-разному воздействовать на воспринимающие органы.

Каждое отображение какого-либо объекта на воспринимающие органы распознающей системы, независимо от его положения относительно этих органов, принято называть изображением объекта, а множества таких изображений, объединенные какими-либо общими свойствами, представляют собой образы.

При решении задач управления методами распознавания образов вместо термина «изображение» применяют термин «состояние». Состояние — это определенной формы отображение измеряемых текущих (или мгновенных) характеристик наблюдаемого объекта. Совокупность состояний определяет ситуацию. Понятие «ситуация» является аналогом понятия «образ». Но эта аналогия не полная, так как не всякий образ можно назвать ситуацией, хотя всякую ситуацию можно назвать образом.

Ситуацией принято называть некоторую совокупность состояний сложного объекта, каждая из которых характеризуется одними и теми же или схожими характеристиками объекта. Например, если в качестве объекта наблюдения рассматривается некоторый объект управления, то ситуация объединяет такие состояния этого объекта, в которых следует применять одни и те же управляющие воздействия. Если объектом наблюдения является военная игра, то ситуация объединяет все состояния игры, которые требуют, например, мощного танкового удара при поддержке авиации.

Выбор исходного описания объектов является одной из центральных задач проблемы ОРО. При удачном выборе исходного описания (пространства признаков) задача распознавания может оказаться тривиальной и, наоборот, неудачно выбранное исходное описание может привести либо к очень сложной дальнейшей переработку информации, либо вообще к отсутствию решения. Например, если решается задача распознавания объектов, отличающихся по цвету, а в качестве исходного описания выбраны сигналы, получаемые от датчиков веса, то задача распознавания в принципе не может быть решена.

Источник:
Понятие образа
Образ, класс — классификационная группировка в системе классификации, объединяющая (выделяющая) определенную группу объектов по некоторому признаку. Образы обладают характерным свойством,
http://studopedia.org/5-24930.html

ПОНЯТИЕ ОБРАЗА В ПСИХОЛОГИИ

Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, например, нередко образ рассматривают как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения.

Экспериментальное изучение восприятия в конце девятнадцатого — начале двадцатого столетий привело к идее о том, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Сложилось целое направление, которое выдвинуло программу изучения психики с точки зрения гештальтов (образов), целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Образ рассматривался как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.

Такое толкование первоначально применялось к описанию психики, а затем распространилось на область физических, физиологических, социальных и других явлений [440].

Серьезное внимание анализу влияния образов на поведение человека уделяли создатели теории субъективного бихевиоризма Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Они определяли образ как «. все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует. » По их мнению, образ «. включает все, что приобрел организм, — его оценки наряду с фактами. » [368 с. 33].

Важность изучения проблемы образа и ее влияния на практическую деятельность подчеркивал Б. Ф. Ломов: «К числу важнейших проблем психологической науки принадлежит проблема образа. Ее разработка имеет исключительное значение для развития как общей теории психологии, так и теоретической базы специальных психологических дисциплин. Не менее актуальна она и для решения многочисленных практических задач, которые ставятся перед психологией» [338, с. 63]. Об этом же говорит и Е. А. Климов: «Одним из фундаментальных понятий психологии является «образ» (как отображение субъектом некоторой реальности, включая и самого субъекта). . Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) — необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми» [251, с. 32,41].

Как правило, образ рассматривают в качестве носителя информации, и в связи с этим исследуется его гносеологическая функция, в первую очередь роль образов в зрительном восприятии, образной памяти, образном мышлении и воображении.

В то же время в психологической литературе достаточно часто встречается использование понятия «образ» и в несколько иных функциональных значениях, что позволяет сделать вывод не только о «многообразности, многокатегориальности и полимодальности» образов [440, с. 223], но и об их полифункциональности.

Важнейшими, на мой взгляд, являются смыслообразующая, мотивирующая, прогностическая, регулирующая и корректирующая функции образа. Эти функции неоднозначно представлены в сознании человека.

Как отмечает Психологический словарь (1983): «В образе осознается в первую очередь предметное содержание, соответствующее смысловой стороне стоящей перед субъектом задачи. Фоновые координации, реализуемые на более низких уровнях, не представлены в фокальной области сознания. » [440, с. 223].

В силу функциональной разноуровневости образа осознается обычно лишь его смыслообразующая функция, остальные же обычно остаются вне «фокуса сознания» исследователей.

Признавая огромную информационную емкость психических образов, психологи, в большинстве своем, ограничивают их изучение областью познавательных процессов. В то же время в современной психологии все чаще понятие образа применяется не только в узко когнитивном значении.

Так, в работах А. Н. Леонтьева (1975,1979) была выдвинута гипотеза об «образе мира» как многомерном психологическом образовании. Понятию «образ мира» посвящен целый ряд работ (А. А. Гостев, 1992; В. П. Зинченко, 1983; В. В. Петухов, 1984; С. Д. Смирнов, 1981, 1983, 1985; В. В. Столин, А. П. Наминач, 1988; И. Б. Ханина, 1990 и др.).

Немало работ посвящено проблемам «Я-образа» личности (И. С. Кон, 1978, 1984; А. А. Реан, 1999, 2001; Е. И. Петанова, 2001; В. В. Столин, 1986; Е. Т. Соколова, 1989; С. А. Коньков, Е. Т. Соколова, 1994 и др.).

В последние десятилетия заметно возрос интерес к проблеме «Я-образа» педагога, к содержанию профессионального самосознания педагогов (Г. В. Акопов, 1993; В. Н. Козиев, 1980; Г. И. Метельский, 1979; А. А. Реан, 1992; В. И. Саврасов, 1986).

В условиях социальных и экологических катаклизмов появляются работы, посвященные образам политика и бизнесмена (М. И. Мелия, М. В. Розин, 1993), трагедии Чернобыля и экологической катастрофы (Т. И. Пухова, 1993), травмирующим и коррекционным возможностям социально-перцептивных образов (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин и др., 2001).

Е. А. Климовым разработана идея многомерности и многофункциональности образов, формирующихся у человека в течение его профессиональной жизнедеятельности, убедительно показано их влияние на становление профессионального сознания личности, проделан глубокий анализ литературы по проблемам роли психических образов в профессиональной деятельности (1971, 1984, 1995).

Ценный психологический материал о содержании, структуре и механизмах образов, регулирующих трудовую деятельность людей, накоплен в работах по психологии труда и инженерной психологии (Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, 1986; Е. А. Климов, 1971, 1991; 1995,1998, О. А. Конопкин, 1980; Б. Ф. Ломов, 1991; В. А. Пономаренко, С. В. Алешин, А. А. Ворона, 1986; Ю. К. Стрелков, 1990; Д. А. Ошанин, 1969, 1973; А. И. Худяков, 2000; В. Д. Шадриков, 1982 и др.).

Формирование представления о человеке, как основная функция социальной перцепции, рассматривается в работах Б. Г. Ананьева (1935), Г. М. Андреевой (1980, 1997), А. А. Бодалева (1965, 1982), С. В. Кондратьевой (1984), О. Г. Кукосяна (1981), В. В. Кунициной (1968), В. Н. Панферова (1982), Л. А. Петровской (1981), А. А. Реана (1990) и др.

Многомерность и многофункциональность образов, которые формируются у человека в течение его жизни, вызывает все больший интерес как ученых, так и практиков, поскольку ожидается, что понимание структуры образов, путей их образования и способов преобразования позволит выявить новые механизмы повышения эффективности деятельности и взаимодействия людей.

Почему же тогда, несмотря на важнейшее значение, образ ребенка в сознании педагога, его содержание и структура, практически не изучались? Частично на этот вопрос вполне конкретно и четко ответил в своей статье «Проблема образа в психологии» Борис Федорович Ломов: «По ряду причин, в первую очередь методического порядка. » [338, с. 68].

Действительно, как это ни странно, разработано множество методов и методик изучения различных составляющих ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, воли, эмоций и т. п., но очень мало доступных и эффективных методик, позволяющих выявить содержание и структуру образов, складывающихся в сознании человека.

Чтобы лучше понять механизм взаимовлияния и взаимодействия образа ребенка и сознания детей и взрослых необходимо прежде всего разобраться в самих этих понятиях, в их содержании и структуре.

Источник:
ПОНЯТИЕ ОБРАЗА В ПСИХОЛОГИИ
Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия
http://mylektsii.ru/9-119545.html

Феномен образа тела в психологии

Понятие образа тела в структуре психологического знания

Термин «образ тела» ввел в 1935 году П. Шилдер. Но, как ни странно, еще в 1886 году врачом Морселли было описано искажение образа тела (дисморфофобия) (Фролова Ю.Г.), поэтому можно считать, что это понятие существовало еще задолго до появления самого термина.

Образ себя, который мы имеем, влияет на нас и подвергается влиянию со стороны всех наших восприятий, переживаний и действий. Человек, воспринимающий себя слабым и хрупким, отличается от того, который воспринимает себя сильным и ловким. Также как, когда с ребенком обращаются, как с глупым, его образ тела вберет в себя его реакции на впечатления людей и на свои собственные. Кроме того, мы чувствуем образы тела других людей. Опыт, переживание собственного образа тела и опыт, переживание тела других людей тесно переплетаются между собой. Так же, как наши эмоции и действия неотделимы от образа тела, так же и эмоции и действия других неотделимы от их тел (Арлин Старк).

С.Г. Колесов в своем диссертационном исследовании выделил три ведущих подхода в изучении телесного фактора в психологии. Первый из них рассматривает «образ тела» как модель собственного тела, которую строят исходя из телесных ощущений (П. Федерн). Второй предусматривает телесный фактор как определенную умственную картину (то, что мы думаем, представляем, понимаем под своим телом). Наконец, третий подход рассматривает телесность как сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с внешностью и функциями тела (Р.Шонц). Этот подход является самым распространенным в изучении телесного фактора индивидуальности.

Образ тела выступает как представление о целостности человека. Это интегрированное психологическое образование, состоящее из представлений и ощущений как о теле, так и о телесности. Иначе говоря, любому человеку свойственно свое восприятие собственной телесности и свое отношение к собственному телу. Образ тела есть то, что доступно для объективации и то, что доступно для сознания (Никитин В.). Тело, помимо материального объекта, воспринимается как образ.

Исследования содержания образа тела в рамках теории о Я-концепции и «целостном Я» проводилось такими авторами, как Налчаджян А.А., Подорога В.А., Соколова Е.Т. и др. в качестве одного из важнейших компонентов самосознания. Образ тела этими исследователями воспринимается как философское понятие, где категория Я не может быть определена эмпирически. В процессе развития человека структура образа телесного «Я» изменяется под воздействием социально-культурных компонентов. Неосознанное отношение к телу со стороны субъекта делает тело уязвимым и к внешним воздействиям.

Но существенное содержание человека проявляется в его опыте телесного проживания. Поэтому, с другой стороны, образ тела – психологический термин; в образе тела интегрированы представления о теле как плоти и о теле как телесности, а это означает, что сам образ тела может выступать как эмпирически наблюдаемый и исследуемый объект.

Р. Шонц в своих работах использует термин «образ тела», частично совпадающий по смыслу с понятием «внутренняя картина здоровья». Образ тела состоит из нескольких уровней: схемы тела, телесного «Я» (чувства телесной самоидентичности), представлений о теле (которое может опираться даже на сны и фантазии), и концепции тела (формального знания о теле, которое выражается с помощью общепринятых символов) (Ротманова Н. В.).

Как показано в ряде исследований, образ тела имеет различное происхождение и сложную структуру (Мерлин В. С.). Так, В. Шонфельд выделяет следующие составляющие образа тела: 1) актуальное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию; 2) интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта индивида, так же как и искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях: 3) социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида; 4) идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь, связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей (Столин В. В.).

Формирование образа тела

Образ тела формируется в онтогенезе. Его содержание зависит от социальных и природных факторов, влияющих на субъекта. Однако человек не в состоянии воспринимать образ себя и образ своего тела как целостные образования. Субъект способен выделять и определять отдельные фрагменты своего образа восприятия и образа своего тела. Выделяя какой-то фрагмент, то есть обращая внимание на какую-то деталь, человек сосредотачивает внимание исключительно на выделенном элементе, теряя при этом целостность всего образа.

Сенсорная информация является одним из путей, которым мы формируем и изменяем образ тела. Е.Сигель утверждала, что образ тела «зависит не только от визуального и тактильного исследования поверхности собственного тела, но и от ощущений, исходящих из внутренних органов, скелетно-мускульных систем и кожи». Л. Эспенак предположила, что чей-либо образ тела создается путем приведения в систему сенсорной информации в данный момент. А эти разные моменты в процессе развития, в конечном счете, развертываются в сравнительно постоянный образ тела.

Движение так же влияет на формирование образа тела. Как предположила М.Чейс, на телесный образ оказывают влияние восприятие силы тяжести и телесные движения. Движение обеспечивает сенсорные стимулы так же, как и процесс (т.е. действие), которыми эти ощущения интерпретируются и интегрируются. К тому же, движение тела имеет воздействие и на внутреннюю и на внешнюю окружающую среду. Например, твердое хождение по полу может пробудить чувства силы и уверенности; приближение к другому человеку может вызвать реакцию от него или нее.

Образ тела так же и социально детерминирован. Он формируется под влиянием культурных стереотипов и предрассудков. В наше время на образ тела очень сильно влияют СМИ. В итоге, само тело как бы «встраивается» в социальные нормы и с трудом расстрается с ними, даже в ситуации угрозы саморазрушения (некоторые пластические операции, привычки к курению, стремление поддерживать неестественно низкую массу тела и т.п.).

М. Чейс, П. Бернштейн и Л. Эспенак обсуждали влияние чужих реакций и интереса к чьему-либо телу на развитие образа тела. Ранний опыт прикосновения и держания рассматриваются как существенно важные средства, которыми младенцы развивают свое внутреннее чувство импульса, а так же получение удовольствия от своего тела. Акцент здесь делается на невербальных посланиях, передаваемых младенцу через качество присутствия других. Например, если ребенка держат кое-как, то он имеет качественно иной опыт, в отличии от ребенка, которого держат крепко и уверенно. Кроме того, и вербальные и невербальные реакции от других продолжают влиять на образ тела на протяжении всей жизни.

Посредством тела субъект показывает себя другим, ограничивая тем самым степень своей свободы. От этого могут появляться стремления постоянно соответствовать какому-то чужому образу, не характерному для себя. При этом, внимание субъекта постоянно удерживается различными факторами, часто противоположными: оно выборочно выхватывает инварианты информации о внутреннем и внешнем, выделяя какие-то характеристики из общего фона восприятия.

В то же время, проникая в образы тела, которые присутствуют в сознании постоянно, субъект учится видеть и распознавать отношение к себе со стороны других, в результате чего объективируется его самость.

Развитие образа тела

П. Бернштейн предположила, что формирование образа тела происходит через последовательную смену ступеней развития, параллельно которому формируется Я-образ. Каждая ступень развития имеет серию двигательных задач, которые соответствуют задачам психологического развития. Последующие ступени выстраиваются на опыте и овладении предшествующих задач, не смотря на то, что эти темы продолжают свое существование и на протяжении последующих лет.

П. Бернштейн определила 6 этапов развития образа тела. Эти этапы следующие: наделение тела позитивным аффектом, установление границ между телом и окружающей средой, осознание частей тела и их взаимосвязи, движение тела в пространстве, половая идентификация и процесс старения.

Вложение позитивного аффекта в тело относится к развитию телесного катексиса и отражается в базовой заботе о собственном теле, например: обеспечение пищей и сном. Этот этап начинается в раннем детстве. Младенческое ощущение телесного удовольствия происходит от родительских установок по отношению к телу ребенка, которые ребенок ощущает на физическом уровне. Этот этап параллелен событиям симбиоза, в течение которого ребенок постепенно дифференцирует ощущения удовольствия и боли. Еще не дифференцировались внутренние и внешние переживания, переживания себя и другого.

Дифференциация собственного тела от окружающего мира связана с развитием границ и чувства телесного пространства, обсуждавшихся ранее. Эти задачи параллельны начальным задачам этапа сепарации – индивидуации, в течение которого ребенок начинает дифференцировать себя от другого.

Осознание частей тела и их взаимосвязь – это третий этап, и это необходимый для дальнейшей способности двигаться по пространству. В это время ребенок осознает, что его части тела работают вместе и действуют определенным образом.

Движение тела по пространству – это четвертая важная для индивидуации ступень. Это достижение обеспечивает младенцу чувство, что он может успешно регулировать свои собственные интеракции. В это время способность ребенка останавливать, а так же начинать собственные действия, помогает достичь и укрепить здоровое чувство контроля и власти.

На пятом этапе элементы собственной половой идентичности включаются в образ тела. Тело становится ценным уже на другом уровне — уровне воспроизведения. Включение элементов половой идентичности в образ тела так же влияет на способность строить интимные отношения с другими.

И, наконец, этап старения, связанный с переживаниями смертности, которые интегрируются в образ тела. Эти переживания включают осознание изменений, происходящих с телом на протяжении естественных процессов старения, а так же установок (например, принятие) на эти процессы. Задачи последних двух этапов, в частности, могут наполнять многие годы чьей-либо жизни, и они могут различными способами влиять на образ тела, в зависимости от чьих-либо обстоятельств жизни.

Нарушения образа тела

Х. Бруч отмечает, что нарушение образа тела включает в себя намного больше, чем перцептивное искажение. В структуре «я» тело (сома) и психика являются внутренне связанными частями, составляющими связанное целое. Эта связь между телом и психикой является обоюдной. Движения тела зависят от мыслей, установок и чувств; в свою очередь, мысли, установки и чувства находятся под влиянием ритма и движений тела. Следовательно, физическое тело служит в качестве моста между внутренним и внешним опытом. Изменения в паттернах движений могут привести к изменению внутренних восприятий, таких как образ тела или чувства по поводу своего «я». Подобно этому, изменения движений могут происходить в результате изменений во внутреннем мире человека.

Т.о., можно обобщить:

1. Тело и телесность являются важными объектами исследования современной психологии, так как до сих пор нет целостного подхода к их изучению и пониманию.

2. Существует несколько подходов к пониманию телесности и образа тела. Некоторые исследователи, придерживающиеся феноменологического подхода, говорят о невозможности эмпирического познавания этих категорий. Другой подход говорит о том, что телесность и образ тела поддаются эмпирическому исследованию и относятся к психологическим феноменам.

3. Образ тела – динамическая структура, которая меняется с возрастом и в процессе социализации.

4. Нарушения образа тела определяются как перцептивные, когнитивные искажения, а также как и проблемы с двигательной, телесной сферой. В образе тела психическое и физическое неразделимо связаны.

Источник:
Феномен образа тела в психологии
Понятие образа тела в структуре психологического знания Термин образ тела ввел в 1935 году П. Шилдер. Но, как ни странно, еще в 1886 году врачом Морселли было о …
http://www.b17.ru/article/fenomen_obraza_tela_v_psihologii/

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES