Понятие об адаптации

Понятие адаптации в современной психологии Текст научной статьи по специальности — Общая психология

Понятие адаптации в современной психологии Текст научной статьи по специальности «Общая психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Тюрина Н. В.

Рассмотрены различные определения понятия «адаптация» и её содержательные компоненты. Указано на необходимость разграничения понятия «адаптация» и близкого, но не тождественного ему понятия «социализация». На основе анализа научных источников выделены функции, типы и механизмы адаптации. Отмечается, что наиболее часто встречающимися категориями, наполняющими содержание процесса социально-психологической адаптации, являются взаимодействие индивида со средой, усвоение норм и ценностей коллектива, выработка образцов поведения и общения, включение в систему деятельности и межличностных отношений, формирование позитивного отношения к социальным нормам, самореализация индивида. Сделан вывод о том, что под адаптацией следует понимать постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Библиогр. 12.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Тюрина Н. В.,

Текст научной работы на тему «Понятие адаптации в современной психологии»

Астраханский областной центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями

ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды. От условий, в которых протекает психологическая деятельность, в свою очередь зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире. Очень важно определиться с тем, что мы понимаем под адаптацией.

Термин «адаптация» происходит от латинского ай — «к»; ар1ш — «пригодный, удобный», aptatio — «приглаживание», adaрtatio — «приспособление» [1].

«Адаптация — результат (процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. » [2]. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и социально-

психологическую. Нас интересует адаптация социально-психологическая, представляющая собой процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адапти-рованность личности (степень приспособленности ее к условиям жизни и деятельности). Адап-тированность личности может быть:

— внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями — происходит полная, генерализованная адаптация личности);

— внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность (в результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности);

— смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность.

При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.

Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми, обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека. Определяющее значение в их образовании и проявлении, как свидетельствуют исследования, принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений, особенно в раннем детском возрасте [3-5]. В целом, когда личность овладевает механизмами психологической защиты, это повышает ее адаптивный потенциал, способствует успешности социально-психологической адаптации. «Кроме психологической защиты к функциям социально-психологической адаптации относятся:

— достижение оптимального равновесия в динамической системе «личность — социальная среда»;

— максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; регулирование общения и взаимоотношения;

— формирование эмоционально-комфортных позиций личности;

— самопознание и самокоррекция;

— повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива;

— повышение стабильности и сплоченности социальной среды; сохранение психического здоровья» [2].

Анализ научных литературных источников, касающихся становления проблематики психологической адаптации, позволяет выделить её типы и механизмы.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:

1) прогрессивная, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом — с другой;

2) регрессивная, которая проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии личностью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство собственного достоинства. Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, тогда как длительная приверженность конформистской стратегии формирует склонность личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и ведет к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов.

По механизму осуществления социально-психологическая адаптация бывает добровольной или принудительной. Добровольная адаптация — это адаптация по желанию. Человек может адаптироваться и к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре. Это адаптация принудительная. Но она будет проходить в ущерб человеку — за счет деформации интеллектуальных и моральных качеств личности, развития у нее ментальных и эмоциональных нарушений, которые в конце концов приведут к изменению среды, т. к. свою природу человек изменить не в состоянии.

Под адаптацией также понимают «тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» [5]. Состояние социально-психологической адаптированности характеризуется как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, и переживает состояние самоутверждения. Под адаптированностью личности понимают оптимальную реализацию внутренних возможностей, способностей человека и его личностного потенциала в значимой сфере [6].

Адаптацию можно определить и «как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды [1].

В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом, на специфику взаимодействия личности и социальной среды, на реализацию усвоенных ценностей и личностного потенциала, на активность личности. В ряде работ понятие адаптации личности рассматривается через призму соотношения с понятием социализации и развития личности. При этом одни авторы считают, что процесс адаптации постоянен, другие полагают, что личность «начинает осуществлять адаптивные процессы в тех случаях, когда оказывается в проблемных ситуациях (а не только при переживании конфликтных ситуаций)» [5].

Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию [7].

Социальная адаптация, как приспособление человека к условиям социальной среды, предполагает:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

2) адекватную систему отношений и общения с окружающими;

3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

4) способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

5) изменчивость (адекватность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

К понятию социально-психологической адаптации близко понятие социализации. Эти понятия обозначают процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация — это двухсторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, — с другой.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Первые представления об общении человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимоотношений с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций [6], тем самым преобразуя и окружающий ее социальный мир и себя.

Социализация не ведет к нивелированию личности, ее индивидуализации. В процессе социализации человек приобретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями, и потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей.

Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Поэтому лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Более того, процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно развивающийся, а не только как активно-приспособительный. Социализация не завершается, когда человек становится взрослым. Она относится по типу к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Социализация личности — это формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности. Основным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а уровень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности.

Основная же цель адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».

В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я»: отделение «Я» от деятельности, интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди [8].

В экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Основными институтами социализации личности являются сначала семья и школа, а затем вуз.

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т. д. [10].

Развитие личности как процесс «социализации» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуация личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение индивида и окружающей его социальной действительности [1]. Таким образом, социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому индивид приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным [10].

Социальная ситуация развития, включающая в себя систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни индивида и его возможностями [11].

Сама социальная ситуация развития, или шире — социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится человек. Вхождение в жизнь этой общности индивида как социального существа предполагает происхождение трех фаз: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации» и интеграции личности в эти общности.

Если индивидуализация характеризуется «поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности» с тем, чтобы снять противоречие между этим стремлением и результатом адаптации («стал такой же, как все в общности»), то интеграция «детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т. д.». Совместная деятельность, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, заданной «конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается его (индивида) жизнь» [12], является одним из основных условий развития личности в любой социальной ситуации.

Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его самосознания, образа «Я» («я — концепций», «я — системы»), с изменением потребностно-мотивационной сферы, направленности как системы отношений, развития личностной рефлексии, механизма самооценивания (самооценки). Все стороны личностного развития характеризуются внутренней противоречивостью, неоднородностью.

Таким образом, различные определения адаптации, её содержательные компоненты можно разместить между полюсами наиболее общего взаимодействия индивида со средой и, напротив, конкретного, охватывающего специфичное в этом взаимодействии, связанное с конкретными характеристиками окружающей его социальной среды освоение норм и ценностей новой для индивида группы, формирование его отношения к ним, освоение системы деятельности и межличностных отношений, степень включённости в деятельность и отношения, проблемы реализации личностного потенциала.

Наиболее часто встречающимися категориями, наполняющими содержание процесса социально-психологической адаптации являются следующие: «взаимодействие индивида со средой», «усвоение норм и ценностей коллектива», «выработка образцов поведения и общения», «включение в систему деятельности и межличностных отношений», «формирование позитивного отношения к социальным нормам», «самореализация индивида».

Анализ литературы позволяет установить, что под адаптацией следует понимать постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса.

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: ЛГУ, 1988. — 256 с.

2. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. — М.; СПб.: Питер, 2003. — 416 с.

3. Бассин Ф. В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. — 1969. — № 2. — С. 118-125.

4. ЗейгарникБ. В. Патопсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 152 с.

5. Налчаджан А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). — Ереван:

Изд-во АН АрмССР, 1988. — 264 с.

6. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности: Дис. . канд. психол. наук. —

7. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. -М.: Образ. центр «Педагогический поиск», 1998. — 112 с.

8. Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 384 с.

9. Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978. — 368 с.

10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М.: Наука, 2000. — 352 с.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 346 с.

12. АсмоловА. Г. Психология личности. — М.: МГУ, 1990. — 368 с.

Статья поступила в редакцию 19.12.2006

THE NOTION OF ADAPTATION IN MODERN PSYCHOLOGY

Источник:
Понятие адаптации в современной психологии Текст научной статьи по специальности — Общая психология
Рассмотрены различные определения понятия «адаптация» и её содержательные компоненты. Указано на необходимость разграничения понятия «адаптация» и близкого, но не тождественного ему понятия «социализация». На основе анализа научных источников выделены функции, типы и механизмы адаптации. Отмечается, что наиболее часто встречающимися категориями, наполняющими содержание процесса социально-психологической адаптации, являются взаимодействие индивида со средой, усвоение норм и ценностей коллектива, выработка образцов поведения и общения, включение в систему деятельности и межличностных отношений, формирование позитивного отношения к социальным нормам, самореализация индивида. Сделан вывод о том, что под адаптацией следует понимать постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Библиогр. 12.
https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-adaptatsii-v-sovremennoy-psihologii

Понятие об адаптации

Биологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией (индивидуальная адаптация), пределами проявления материнского эффекта и модификаций, эпигенетическим разнообразием, внутривидовой изменчивостью, мутационными возможностями, коадаптационными характеристиками внутренних органов и другими видовыми особенностями.

Приспособленность живых существ к естественным условиям внешней среды была осознана людьми ещё в античные времена. Вплоть до середины XIX века это объяснялось изначальной целесообразностью природы. В теории эволюции Чарльза Дарвина было предложено научное объяснение адаптационного процесса на основе естественного отбора.

Адаптации видов в рамках одного биоценоза зачастую тесно связаны друг с другом (одним из наиболее поразительных примеров межвидовой коадаптации является жёсткая привязка строения органов некоторых видов цветковых растений и насекомых друг к другу с целью опыления и питания). Если адаптационный процесс у какого-либо вида не находится в равновесном состоянии, то эволюционировать может весь биоценоз (иногда — с негативными последствиями) даже в стабильных условиях окружающей среды.

Философ Ю. Урманцев указывает на то, что по объёму и содержанию «адаптация» — понятие не только междисциплинарное, но и весьма сложное. Он обращает внимание на недостатки определений, предлагаемые энциклопедиями, а именно [1] :

  1. тавтологичность и отсутствие указаний на существенные и специфические признаки, которые бы выделяли именно адаптацию ;
  2. охватывание определением «адаптация», как правило, только одного (обычно медико-биологического) вида адаптации из, во много раз большего, числа существующих;
  3. вызванное этим отсутствие корректного определения вообще, а тем самым и методологических указаний о возможных путях развития учения об адаптации.

Процесс развития жизни на земле предполагает наличие адаптации у организмов. Начинается эта адаптация с самых примитивных видов — приспособления к окружающей среде и к существующим условиям. Возникновение и выживание организмов возможно только при соответствии организмов окружающей среде. Выживают те организмы, которые вырабатывают лучшие формы своего сохранения. Их развитие, переход организмов на более высокую ступень обусловлены необходимостью адаптации. Таким образом, эволюция и адаптация суть процессы, неотделимые друг от друга.

Под адаптацией можно понимать так же способность любой системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным. Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя своё собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась [2] . Термин адаптация можно рассматривать в трех аспектах:

  1. адаптация как свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования — система адаптации;
  2. адаптация как сам процесс приспособления адаптивной системы — собственно, адаптация;
  3. адаптация как метод, основанный на обработке поступающей информации и приспособленный для достижения некоторого критерия оптимизации — адаптационные алгоритмы.

В более широком смысле, адаптациями в биологии называют возникновение и развитие определенных, конкретных морфофизиологических свойств, значения которых для организма связаны с теми или иными общими или частными условиями его абиотической и биотической среды.

Адаптация как адаптационный ответ, может осуществляться на различных уровнях:

  1. на уровне клетки в виде функциональных или морфологических изменений;
  2. на уровне органа или группы клеток, имеющих одинаковую функцию;
  3. на уровне организма как морфологического так и функционального целого, представляющего собой совокупность всех физиологических функций, направленных на сохранение витальных функций и самой жизни.

С учетом этого H. Hensel выделяет различные уровни адаптационных процессов [3] :

  1. привыкание — начальный процесс адаптации под влиянием кратковременного воздействия стрессора,
  2. функциональную адаптацию — продолжительное состояние, возникающее под влиянием определенных раздражителей, приводящих к физиологическим изменениям гомеостаза человека,
  3. трофо-пластическую адаптацию — дальнейшая ступень адаптационных процессов, не принадлежит к терапевтической области реабилитационной медицины, так как при ней наступают морфологические изменения органов и систем человеческого организма.

Главное содержание адаптации, по мнению Т. Пилат, — это внутренние процессы в системе, которые обеспечивают сохранение её внешних функций по отношению к среде. Если структура системы обеспечивает ей нормальное функционирование в данных условиях среды, то такую систему следует считать адаптированной к этим условиям. На этой стадии устанавливается динамическое равновесие, при котором происходит изменение физиологических показателей в границах нормы. Организм клинически здорового человека с высокими адаптивными способностями обладает значительным потенциалом саморегуляции и самовосстановления. Для поддержания здоровья ему достаточно вести здоровый образ жизни, соблюдать принципы сбалансированного питания [4] .

При этом, по мнению Ю. Малова, здоровье или норма — состояние относительно стабильное, но оно не может сохраняться в течение всей жизни, ибо в природе не существует абсолютно адаптированных к данной среде индивидов. Длительное пребывание в одних и тех же условиях всё же рано или поздно приведет к развитию какой-либо болезни, которая является механизмом элиминации индивида [5] .

«Биологическая адаптивность и есть жизнь». Ганс Селье

В античности Фалес Милетский, Парменид, Демокрит, Гиппократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Гален, Флавий Ренат Вегеций, а также позже Авиценна в том или ином виде замечали и указывали, что заболевания, поведение и некоторые другие виды психической деятельности зависят от внешних факторов, внешней среды окружающей человека.

Парацельс — считал, что все органические функции вызваны действием единого универсального «жизненного принципа». Если деятельность «жизненного принципа» внутри формы происходит нормальным и регулярным образом, который не нарушают никакие препятствия (в том числе и внешние), такое состояние называется здоровьем. Если же его деятельность по какой-либо причине нарушается или если он действует ненормально или нерегулярно, такое состояние называется болезнью.

Мишель Монтень писал: «Мы знаем по опыту, что на нас оказывает влияние воздух, климат, земля того места, где мы родились; причем они влияют не только на цвет нашей кожи, на наш рост, телосложение и осанку, но и на наши душевные качества. Люди меняют свой нрав, если их переселить в другое место, совершенно так же, как и деревья» [6] .

Тем не менее, научное обоснование идей адаптации разрабатывалось медленнее, чем философские воззрения и эмпирические знания на этот счёт и кардинально не менялось практически до 1809 года, когда французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк создал первое целостное учение об эволюции живой природы, основные идеи которого были изложены в «Философии зоологии».

На основе законов Ламарка сложилось направление, обычно называемое ламаркизмом или неоламаркизмом, а более точно эктогенезом — эктос — внешний (греч.), эктогенез — эволюция под действием внешних сил. В рамках этого направления эволюция рассматривалась как адаптивный процесс, основанный на всеобщем свойстве живых существ — «наследовании благоприобретённых свойств» (признаков). Следовательно, приспособленность рассматривалась как причина, а не результат эволюции. Единицей эволюции в рамках эктогенеза, является потомство родителей, которые передали своим потомкам результаты «упражнения или неупражнения органов», то есть череда поколений.

Дальнейшее развитие вопросы влияния внешней среды на человека получили в трудах английского естествоиспытателя, создателя теории эволюции Чарльза Роберта Дарвина. В 1859 году он выпустил книгу «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в которой было показано, как развивались все виды живого, согласно выдвинутому им положению о «выживании наиболее приспособленных».

Дарвин рассматривал приспособление (адаптацию) лишь в качестве средства для выживания. Согласно дарвинизму, эволюция представляет собой процесс адаптации организмов к условиям окружающей среды, причем приспособленность организмов является результатом эволюции.

Во многом идеи К. Бернара получили продолжение в работах физиолога Ивана Петровича Павлова и американского ученого Уолтера Брейдфорда Кеннона.

Уолтер Кеннон, ввел в 1929 году в физиологию понятие гомеостаз считая, что постоянство внутренней среды организма поддерживается благодаря симпатической нервной системе и гормонам.

Категория поведения как особой формы саморегуляции жизни складывалась у И. П. Павлова (по образцу учения К. Бернара о гомеостазе), то есть об основных константах (давлении, температуре и др.), которые удерживают эту систему в стабильном состоянии в крайне неустойчивой внутренней среде. И. П. Павлов применил эту идею к взаимоотношениям организма с ещё более неустойчивой, непредсказуемой средой — внешней. Открытые им условно-рефлекторные механизмы служили достижению «уравновешивания» организма с этой средой.

Павловская трактовка рефлекса также имела четко выраженную гомеостатическую направленность и во многом базировалась на биодетерминизме К. Бернара, но не ограничивалась идеями гомеостаза. Известный американский физиолог Ч. Брукс отмечал: «Понятие об условном рефлексе предполагает появление длительных адаптивных изменений и даже включенность вегетативной системы» [7] .

Множество операций, проведенных в кенноновской школе над животными, доказали, что внешне наблюдаемые признаки поведения, которые можно назвать эмоциональными, порождаются глубинными сдвигами в нейрогуморальных процессах. Эти сдвиги готовят организм к критическим ситуациям, которые требуют повышенной траты энергии, снятия усталости, предотвращения кровопотери и т. п. На одном из докладов о своих открытиях У. Кеннон сообщил, что благодаря выбрасываемому в кровь при сильных эмоциях адреналину в числе других его «мобилизационных» эффектов происходит увеличение в крови поступающего к мышцам сахара.

У. Кеннон в поисках нового языка для обсуждения эмоционального поведения нашёл его у И. П. Павлова. Поведение трактуется им в терминах рефлексов — безусловных и условных. Главная эмоция для У. Кеннона отныне не что иное, как безусловный рефлекс. Картина поведения таламического, лишенного высших нервных центров, животного свидетельствует, согласно У. Кеннону, в пользу положения о том, что эмоция в её внешнем выражении является сложным безусловным рефлексом. Кеннон писал: «Жизнь избегает грубых аритмичных, неуправляемых взрывов. Небольшие изменения, маленькие химические реакции при умеренной температуре дают организму сопротивляемость крепче стали и направляются с точностью и тонкостью, не свойственной технике термитов. В этом «великая мудрость организма» [10] .

И. П. Павлов в общей форме выдвинул принцип саморегуляции при исследовании деятельности сердца и кровообращения, а позднее распространил его на деятельность организма в целом. В работе «Ответ физиолога психологам» (1951) он отметил: «Человек есть, конечно, система (грубо говоря, — машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но система, в горизонте нашего современного видения, единственная по высочайшему саморегулированию…». Помимо учения о высшей нервной деятельности, определившего «принцип нервизма» Павлов обратил внимание на ферменты назвав их «возбудителями жизни». По представлению И. П. Павлова (1949), «животный организм как система существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы на падающие на неё извне раздражения» [11] .

Таким образом, английская мысль внесла идею адаптации к среде внешней, как задаче, непрерывно решаемой организмом, французская мысль — идею саморегуляции процессов в этом организме, а русская — категорию поведения как особой формы саморегуляции жизни, что прекратило длившиеся многие годы прошлого столетия споры между «нервистами» и «гуморалистами», представляющие ныне лишь исторический интерес.

Синдром стресса, или, иначе, общий адаптационный синдром (ОАС), проходит три стадии:

По мере формирования устойчивой адаптации нарушения гомеостаза, составляющие стимул стресс-симптома постепенно исчезают, как и сам стресс-симптом, сыграв свою важную роль в становлении адаптации. Это состояние между стрессом (агрессией) и адаптацией служит доказательством того, что стресс сложился в процессе эволюции как необходимое неспецифическое звено более сложного целостного механизма адаптации. Полная свобода от стресса, как считал Селье, означала бы смерть. В 1982 году Селье определил стресс как совокупность стереотипных филогенетических запрограммированных реакций организма, которые вызываются любыми сильными, сверхсильными, экстремальными воздействиями и сопровождаются перестройкой адаптивных сил организма. [15] .

По признанию Г. Селье, он заимствовал у И. П. Павлова очень многое. То, что Павлов трактовал с точки зрения нервной системы, он перевел на язык и термины гуморальной системы. Павлов указывал, что организм как целое непрерывно адаптируется к окружающей среде. Эту идею целостности и адаптации Селье почерпнул у Павлова, и это было положено в основу теории стресса. То, что внешние воздействия приводят только к расходу и исчерпанию адаптационных возможностей, в течение многих лет было убеждением Г. Селье, которое он лаконично формулировал как «wear and tear». Это убеждение основывалось на том, что он использовал преимущественно сильные патогенные воздействия.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. … С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.» [17]

В результате обработки многолетних наблюдений при сравнительном анализе популяций и групп, находящихся в различных экологических условиях (на Крайнем Севере и в средних широтах Сибири), А. Н. Горбанем и Е. И. Смирновой под руководством ак. АМН СССР К. Р. Седова получен вывод: наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами.

В типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации — снижается. Показано, что этот эффект группового стресса связан с организацией системы факторов, действующих на группу.

Если система факторов организована в соответствии с принципом Либиха (монолимитирование) то с ростом адаптационного напряжения размерность облака точек, представляющего группу в пространстве физиологических параметров, снижается, растет сумма абсолютных величин коэффициентов корреляции и, в то же время, растет разброс этого облака — возрастают дисперсии.

Если происходит взаимное усиление давления различных факторов (синергичные системы), то, напротив, с ростом адаптационного напряжения размерность облака точек, представляющего группу в пространстве физиологических параметров, растет, падает сумма коэффициентов корреляции. Дисперсии в то же время возрастают — так же, как и в предыдущем случае.

Источник:
Понятие об адаптации
Биологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

Понятие об адаптации и акклиматизации

Одним из важнейших результатов действия при­родных факторов на человека как биологический вид на всем протяжении истории человечества, т. е его эволюции, является экологическая дифферен­циация населения земного шара, подразделение его на адаптивные типы.

Адаптивный тип представляет собой норму био­логической реакции на преобладающие условия оби­тания, обусловливающую наилучшую приспособлен­ность к окружающей среде. Различают: адаптивный тип умеренного пояса, арктический адаптивный тип, тропический адаптивный тип, горный адаптивный тип.

Большая часть населения умеренного пояса про­живает в промышленно развитых странах с боль­шой долей городского населения, выявление биоло­гических механизмов адаптации у них затруднено.

Арктическому типу свойственно сильное разви­тие костно-мышечного аппарата, большие разме­ры грудной клетки, высокий уровень гемоглобина, большое пространство, занимаемое костным моз­гом, повышенная способность окислять жиры, ус­тойчивые процессы обмена в условиях переохлаж­дения. Имеют особенности процессы терморегуля­ции. У местных жителей сильно падает температура тела, но обмен веществ почти не меняется, а у при­шлого населения температура кожи не падает, но появляется сильная дрожь, т, к. усиливается обмен веществ и увеличивается потеря тепла через кожу.

Тропический регион отличается экстремальны­ми количествами тепла и влаги, поэтому тропичес­кий адаптивный тип формировался под влиянием жаркого климата, рациона с низким содержанием животного белка, большого разнообразия экологи­ческих условий от района к району. Здесь наблюда­ется наибольшее разнообразие групп населения в расовом, этническом и экономическом отношени­ях. Именно здесь живут самые низкорослые и са­мые высокорослые племена. К характерным при­знакам тропического типа относятся удлиненная форма тела, сниженная мышечная масса, умень­шенный объем грудной клетки, большое количество потовых желез, низкий обмен веществ и т. д.

В высокогорье низкое атмосферное давление, хо­лод, однообразие пиши. У горного адаптивного типа повышен основной обмен, увеличено количеств эритроцитов, количество гемоглобина, расширена грудная клетка.

В любом случае, в различных зонах земного шара формировались человеческие популяции, генофонды которых соответствуют местным условиям лучше, чем генофонд вида в целом. Наличие различных адап­тивных типов свидетельствует о значительной эко­логической изменчивости человека, которая послу­жила причиной всесветного распространения людей.

На человеческие популяции все в большей мере воздействуют социальные факторы. Результатом их действия является закономерная смена, — в исто­рическом развитии общества, — хозяйственно-куль­турных типов сообществ людей, которые образуют­ся в сходных природно-ресурсных условиях.

В настоящее время в промышленно развитых странах в связи с НТР сложились хозяйственно-культурные типы с высокоразвитым товарным зем­леделием и животноводством.

Лишь в ограниченном числе регионов еще сохра­няется, например, «присваивающий» тип с преоб­ладанием экономической роли охоты, рыболовства, собирательства (пигмеи-охотники на территории Заира, племена аэта, кубу в лесах Юго-Восточной Азии, индейцы в бассейне Амазонки).

Источник:
Понятие об адаптации и акклиматизации
Одним из важнейших результатов действия при­родных факторов на человека как биологический вид на всем протяжении истории человечества, т. е его эволюции, является экологическая дифферен­циация
https://studopedia.ru/1_97658_ponyatie-ob-adaptatsii-i-akklimatizatsii.html

Понятие об адаптации человека

1.2 Понятие об адаптации человека

Понятие «адаптация» – одно из ключевых в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате эволюции, обеспечивают возможность организма существовать в постоянно меняющихся условиях среды. Адаптация – динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, не смотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Одним из первых, кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока это равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению Бернара, – это условие свободной жизни. Позднее идея Бернара о постоянстве внутренней среды была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном, который назвал это свойство гомеостазом.

Однако жизнедеятельность организма обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на организм извне. Дело в том, что любой живой организм существует в определенной среде. Он не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма и среды, поэтому адаптация включает в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм – среда».

Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм – среда» возникают значительные изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигнуть максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно, также постоянно осуществляется и процесс адаптации.

Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько основных ее проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация – это во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек – среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм.

Анализ современной литературы позволяет говорить о трех основных направлениях исследований, наиболее тесно связанных с проблемой адаптации. [5]

К первому относятся преимущественно клинико-психологические исследования, предметом которых является воздействие стрессогенных событий на психосоматическое состояние субъекта. Основной целью здесь является наиболее полное описание симптомов расстройства и их оперативное купирование. Эти работы отличаются выраженной прикладной направленностью и, как правило, включают обобщения богатых эмпирических данных в более или менее стройную концепцию. Отсюда – весьма ограниченный потенциал клинико-психологических исследований, которые не позволяют выделить существенные моменты феномена адаптации в психологическом смысле. Данное направление практически не учитывает контекст конкретной деятельности субъекта, которая является мощным потенциалом адаптации.

Комплексное изучение психических и функциональных состояний, которое относится к третьему направлению исследований адаптации, в значительной степени восполнило недостаток психологического анализа обсуждаемого феномена. Авторы, опирающиеся в своих исследованиях на традиции психологии труда, стремятся выдвинуть на первый план активность субъекта труда и исходят из вторичности физиологических изменений ФС по отношению к мотивам и целям в процессе адаптации. Последнее отражается в методическом инструментарии исследований, когда объективные электрофизиологические показатели (частота пульса, дыхание, ЭЭГ и др.) дополняются данными субъективной оценки, а так же анализом ряда личностных характеристик и их связи с продуктивностью деятельности. Однако, наряду с определенными успехами возникли трудности в интерпретации взаимосвязей разнообразных показателей.

Отсюда вытекает необходимость изучения адаптации как «открытой» системы, для которой характерно состояние подвижного равновесия, сохраняющее постоянство структур лишь в процессе непрерывного обмена и движения всех компонентов системы: в отличие от состояния равновесия закрытых системах, полностью детерминированного начальными условиями, открытая система может достигать состояния, которое не зависит от ее исходных условий и определяется исключительно параметрами самой системы. Уравновешивание за счет приобретения новых системных качеств является, т. о., основным результатом адаптации.

Предполагается, что в нормальных условиях деятельности система, вследствие большого объема ресурсов, которыми располагает субъект, обладает большой «степенью свободы». Регулятивные воздействия в пределах каждого из структурных компонентов системы достаточны для эффективного выполнения деятельности и обеспечивают оптимальное психическое состояние человека. Связи между компонентами многообразны и относительно слабы, что обеспечивает смену способов регуляции и их высокую вариативность. Преодоление возмущающих воздействий может происходить автоматически, без участия сознания и выражаться, например, в физиологических реакциях, спонтанном изменении поведения и др.

В стрессогенных условиях связи между структурными компонентами, обеспечивающими регуляцию, становятся более жесткими, диапазон регуляции сужается. Деятельность субъекта почти полностью определяется прошлым опытом и типичным для него способом реагирования на данный класс ситуаций. Есть основания полагать, что для этой стадии характерны стереотипизация и, одновременно, регрессия поведения, эмоций и мысленных процессов. Процесс регуляции также как и в нормальных условиях, протекают преимущественно автоматически, однако, при осознании субъектом стрессогенной ситуации как фактора, влияющего на деятельность.

1. Активационный компонент с организационными и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, – с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению данных целей, – с другой. Здесь мы имеем дело с механизмами активации, преобразования и распределения активационно-энергетических ресурсов субъекта, которые зависят от индивидуально-генетических свойств нервного процесса как основы, «материального субстрата» любой активности.

2. Когнитивный компонент, основу которого составляют перестройки когнитивных процессов, направленные на выработку наиболее эффективных способов переработки информации, без которых эффективная адаптация невозможна.

3. Эмоциональный компонент определяется динамикой эмоциональных переживаний, являющихся субъективным индикатором эффективности процесса адаптации, которые в экстремальных условиях способны приобретать доминирующее значение.

4. Мотивационно-волевой процесс обеспечивает координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей, и тем самым, придают процессу адаптации устойчивость и непрерывность.

Формирование адаптации как новой системы регуляции деятельности и поведения человека начинается с того момента, когда локализована причина не позволяющая субъекту выполнять деятельность привычным способом. Можно выделить четыре типа проблем, которые «созревают» внутри каждого из названных компонентов адаптации.

Анализ основных классов проблем, связанных с адаптацией, показал их тесную связь друг с другом. Мы отмечаем также особую роль мотивационно-волевой сферы как источника решения проблем, возникающих в области ресурсного обеспечения, когнитивных стратегий, а также эмоциональной сферы.

У человека в процессе поддержания адекватных отношений в системе индивидуум – среда, в ходе которого может видоизменится и внутренне состояние человека, и параметры среды, психическая адаптация, по-видимому, играет решающую роль.

Следовательно, психическая адаптация можно определять как процесс установления оптимального соотношения личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет удовлетворить актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды.

Комплексное исследование всех аспектов психической адаптации предполагает изучение психической сферы, микросоциальных взаимодействий, функционирования церебральных механизмов и связанных с ними вегетативно-гуморальных характеристик. При этом рассмотрение психической сферы и микросоциального взаимодействия, как и физиологических характеристик, требует использования стандартных методов исследования для получения объективных данных, не зависящих от того, состояние и поведение индивида описывается им самим, окружающими или клинически классифицируется. Такие методы должны допускать количественную оценку и статистический контроль результатов, обеспечивать сопоставимость исследований различных групп, что позволяет использовать эти результаты для проверки тех или иных гипотез.

Источник:
Понятие об адаптации человека
Читать тему online: Понятие об адаптации человека по предмету Психология. Размер: 85.21 КБ.
https://www.kazedu.kz/referat/140501/2

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES