Понимающая психология

Мир Психологии

Понимающая психология (нем. Verstehende Psychologie, англ. understanding psychology) — направление в нем. психологии конца XIX — нач. XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а понимание ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей.

Идею разработки этого направления выдвинул нем. философ В. Дильтей в своей «описательной» психологии, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе (духе), отрицание самой возможности экспериментальными методами изучать человеческое сознание. Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки встретило решительные возражения со стороны ее передовых представителей, в частности, Г. Эббингауза, указавшего, что программа П. п. сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке.

Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Э. Шпрангера, который ввел термин «Понимающая психология» и выделил 6 типов личности или «духовной индивидуальности», в дальнейшем подвергнутых эмпирической проверке в работах Г. Олпорта и др. Предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому феноменологический описательный подход оказал влияние на многих психологов (А. Пфендера, Ф. Крюгера и др.), а также на некоторых философов-экзистенциалистов (К. Ясперс, М. Хайдеггер).

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Источник:
Мир Психологии
направление в нем. психологии конца XIX — нач. XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а понимание ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей
http://www.persev.ru/ponimayushchaya-psihologiya

Понимающая психология

курсовую работу по понимающей психологии

реферат по понимающей психологии

диплом по понимающей психологии

контрольную работу по понимающей психологии

ответы на билеты по понимающей психологии

экспериментальное исследование по понимающей психологии

Понимающая психология — направление в немецкой психологии конца XIX — начала XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а ее понимание путем соотнесения ее внутренних смысловых образований (переживаний) с миром культурно-исторических ценностей.

Идею разработки данного направления выдвинул В. Дильтей. В основе его идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе и отрицание самой возможности изучить социально-историческую обусловленность психики человека с помощью объективных, в том числе экспериментальных, научных методов.

Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки, якобы игнорирующей самые существенные особенности человеческого сознания, встретило решительные возражения со стороны ряда ее представителей, в частности немецкого психолога Г. Эббингауза, отмечавшего, что программа понимающей психологии сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке.

Последователь Дильтея немецкий философ Э. Шпрангер, который и ввел термин “ Понимающая психология ”, выделил шесть типов человеческого поведения по отношению к различным областям культуры. В качестве идеальной модели выступал . человек (личность) — теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический и религиозный.

В дальнейшем эта типология была использована в работах американского психолога Г.У. Олпорта и др. для экспериментального изучения ценностных ориентации личности. Феноменологический, описательный подход, предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому, оказал влияние на многих психологов — А.Пфендера, Ф.Крюгера и др.

В трудах психологов-марксистов понимающая психология была подвергнута критике идеалистическая трактовка культурно-исторической сущности человеческой психики, отрицание возможности ее объективного и причинного объяснения.

Список тем работ по психологии , которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

Делая заказ диплома по понимающей психологии, заказ курсовой работы по понимающей психологии, заказ реферата или заказ контрольной работы по понимающей психологии на "Элективе", Вы гарантированно получите оригинальную квалифицированную работу.

Источник:
Понимающая психология
Дипломы на заказ: диплом на заказ, реферат, курсовая на заказ. Дипломы, рефераты, курсовые на заказ. Диплом на заказ.
http://www.elective.ru/predmets/ponimaupsy.htm

Понимающая психология

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «понимающая психология» в других словарях:

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — идеалистическое направление в немецкой философии и психологии 1 й трети 20 в., стремившееся рассматривать явления душевной жизни в их интуитивно постигаемых смысловых связях и культурно историческом содержании. Главный представитель В. Дильтей и… … Большой Энциклопедический словарь

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — идеалистич. направление в нем. философии и психологии 1 й трети 20 в. Восходит к работам Дильтея, видевшего в «понимании», интуитивном постижении некрой духовной целостности специфич. метод «наук о духе» в противоположность внешнему,… … Философская энциклопедия

Понимающая Психология — направление в немецкой психологии конца ХIХ начала ХХ в., в котором был разработан особый метод анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно историческими ценностями. Саму идею выдвинул… … Психологический словарь

Понимающая психология — (нем. Verstehende Psychologie)  идеалистическое направление в немецкой философии и психологии, развившееся в конце XIX  начале XX веков и разработавшее особый метод психологического исследования, который заключается в соотнесении… … Википедия

понимающая психология — направление в немецкой философии и психологии первой трети XX в., стремившееся рассматривать явления душевной жизни в их интуитивно постигаемых смысловых связях и культурно историческом содержании. Главные представители В. Дильтей и Э. Шпрангер… … Энциклопедический словарь

Понимающая психология — идеалистическое направление в нем. философии и психологии 1 й трети 20 в. Восходит к работам В. Дильтея (См. Дильтей), видевшего в «понимании», интуитивном постижении некоторой духовной целостности, специфический метод «наук о духе» в… … Большая советская энциклопедия

понимающая психология — направление в немецкой психологии конца ХIХ – начала ХХ в., считающая главной задачей психологии не причинно следственное изучение душевной жизни людей, а понимание личности человека как индивидуально неповторимой и в силу этого не поддающейся… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

понимающая психология (geisteswissenschaftliche psychlogie) — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Автор. В.Дильтей (1894 г.). Категория. Направление в немецкой психологии конца ХIХ начала ХХ в. Специфика. В противоположность экспериментальной психологии видит не объяснение, а… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — (от психо. и . логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

психология — и; ж. [от греч. psyche душа, дух и logos учение] 1. Наука о психике, психической деятельности человека и животных. Общая, экспериментальная, патологическая п. 2. Совокупность психических процессов, обусловливающих определённый вид деятельности. П … Энциклопедический словарь

Источник:
Понимающая психология
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 . Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г.
http://psychology.academic.ru/3816/%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Презентация на тему: Понимающая психология

Понимающая психология- Направление в немецкой психологии конца ХIХ — начала ХХ в., основанное на особом методе анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно-историческими ценностями. Основные представители: В. Дильтей, Э. Шпрангер. В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ – идеалист Вильгельм Дильтей, основатель «философии жизни». Основной его труд «Описательная психология». Согласно ему, все науки о духе должны базироваться на психологии.

Основные положения понимающей психологии: 1) психическое развивается из психического 2) психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей действительной жизни» 3) не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип всей описательной психологии. Понять – это значит оценить субъективные переживания, как осмысленные, включить субъективные переживания в более осмысленные смысловые связи, которые их определяют. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве. По Дильтею описательная психология (или расчленяющая) – есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности.

Каждое состояние сознания одновременно включает в себя: 1.интеллектуальную часть (его содержание); 2.побуждение и чувство (нравится – не нравится); 3.волевой компонент, как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс. Побуждения и чувства занимают центральную часть в структуре душевной жизни. Именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия при удовлетворении побуждений. Т. о., находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как ценность.

Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с субъектом – это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения. Постижение ценностей и созидание новых ценностей составляют сущность душевной жизни и психического развития. Постижение основывается на анализе непосредственных переживаний «Я». Оно открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного. Развитием душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром – физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

Высказывает мысль о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью. Психология Дильтея может быть охарактеризована как вершинная психология. Он исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях. Одним из центральных в его теории стало понятие переживания. Она выступало в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Важным связующим звеном как между культурой и человеком, так и между отдельными науками (философией, историей, психологией) стала герменевтика, или учение об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого.

Идеи Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником Э. Шпрангером. Он считал, что ведущим методом исследования духовной жизни является понимание, т. е. непосредственное постижение смысла психических явлений. Центральным в своей концепции он сделал не переживание, а духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека. Т. о., субъективные переживания человека рассматривались в их соотношении с надындивидуальными сферами объективного духа. Он доказывал, что основной задачей психологии является изучение основных типов направленности человека, которые он и назвал «формой жизни». В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности.

Он выделяет шесть типов объективных ценностей: 1.теоретические (область науки, проблема истинности); 2.экономические (материальные блага, полезность); 3.эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); 4.социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); 5.политические (власть как ценность); 6.религиозные (смысл жизни).

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой. Руководящие, определяющие жизнь, — образуют психическую структуру личности. На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида: 1.теоретический человек (все его стремления направлены к познанию); 2.эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями); 3.экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни); 4.социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других); 5.политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию); 6.религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира).

Историческая ценность концепции Дильтея: — расширение понимания природы человеческой души , не сводимой к ее органической, или биологической, составляющей; — введение принципа исторического рассмотрения человеческой природы; — введение в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы.

Источник:
Презентация на тему: Понимающая психология
Понимающая психология- Направление в немецкой психологии конца ХIХ — начала ХХ в., основанное на особом методе анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и
http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/ponimajushhaja-psikhologija.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES