Политический образ жизни

Общественно-политическая жизнь

От «оттепели» к «застою»: нарастание кризисных явлений

(1964–1982 гг.) (лекция 2 часа)

План:

1. Общественно-политическая жизнь.

2. Социально-экономическая политика эпохи «застоя».

3. Внешняя политика: от разрядки к обострению международной обстановки.

Общественно-политическая жизнь.

Период 1964–1982 гг. в истории СССР связан с именем Л.И. Брежнева, ставшего Первым секретарем ЦК КПСС, а с 1966 г. – Генеральным секретарем ЦК КПСС. Суть курса Брежнева выражалась в усилении консервативных начал, в возврате к старым порядкам, в стремлении к стабильности. В Брежневе партийная элита увидела лидера, способного отстаивать ее интересы. Поэтому брежневский период часто называют «золотым веком номенклатуры». Высшие партийные чины неустанно окружали себя новыми привилегиями и материальными благами. Началось срастание наиболее коррумпированных партийцев с теневой экономикой. Чиновники занимались хищением казенных средств.

Правящая элита постепенно замыкалась в себе. С 1966 г. была отменена обязательная сменяемость выборных партийных органов (ротация кадров). В результате произошло старение кадров: к началу 1980 г. большинству советских руководителей было более 70 лет. Кроме того, на гос. должности стали назначать по знакомству или по родственным связям. Т.е. степень замкнутости номенклатуры заметно возросла, этот класс советского общества воспроизводил сам себя.

В те годы для советской элиты были выстроены новые дома по самым современным западным образцам: с бассейнами, саунами, подземными гаражами, закрытыми магазинами. Образцом жизни партийной номенклатуры стало стремление ко всякого рода наслаждениям. Это и охота, рыбная ловля в специально отведенных для этого угодьях, путешествия за границу, оплачиваемые, как правило, либо гос-вом, либо иностранными фирмами, это и возможность смотреть заграничные кинофильмы, недоступные широкой аудитории, это и привилегии в приобретении билетов в театры, концертные залы…

Различные слои населения по-своему реагировали на происходившие в СССР процессы, в основном старались приспособиться и использовать те возможности, которые предоставляла жизнь.

В кругах интеллигенции продолжало развиваться движение диссидентов (инакомыслящих). Возникло оно еще в хрущевское время. В первых его рядах находились академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант-виртуоз с мировым именем М.Л. Ростропович. Диссиденты критиковали существующие порядки, проводили пресс-конференции для иностранных корреспондентов. Они начали выпускать продукцию «самиздата» – машинописные журналы, в которых печатались факты грубого нарушения прав человека в СССР, издавались произведения запрещенных писателей, философов, публицистов (братьев Стругацких, И. Бродского и др.). Диссиденты были почти неизвестны в своей стране, но вызывали широкую волну сочувствия и поддержку в мире.

Еще с 1966 г. брежневская администрация перешла к открытым гонениям на инакомыслящих, несмотря на демократические свободы, прописанные в Конституции СССР. На диссидентов возлагалась уголовная ответственность, но по политическим статьям (писатели А. Синявский и Ю. Даниэль). Они подвергались принудительному психиатрическому лечению (В. Буковский). Одни были насильственно высланы за границу (А.И. Солженицын в 1974 г. за издание «Архипелага ГУЛАГа» за границей). Другие поплатились за критику коммунистического режима, как академик А.Д. Сахаров, ссылкой в 1980 г. в г. Горький.

Ужесточились цензура, идеологический контроль над деятельностью творческой и научной интеллигенции. Многие талантливые писатели и поэты были лишены возможности публиковать свои произведения. Оставались на полках фильмы режиссеров, признанных в мире, запрещались театральные постановки. Серьезные притеснения испытывали ученые-гуманитарии, чьи научные концепции расходились с установками партийного руководства. Вынуждены были уехать за рубеж видные деятели отечественной культуры И.А. Бродский, Ю.А. Любимов, В.Е. Максимов, В.П. Некрасов, А.А. Тарковский и др.

Недовольство рабочих и колхозников выражалось главным образом в пассивных и скрытых формах: прогулах, в низком качестве труда (в полную силу трудилось около 1/3 работников), в растущем алкоголизме. Люди работали не с полной нагрузкой, хотя при другой организации производства готовы были делать больше и лучше. Одна из форм пассивного сопротивления была связана с «магнитофонной революцией». С распространением магнитофонов росла популярность Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Михаила Жванецкого и др. деятелей культуры. Все они выступали против существующего режима, часто в иносказательной форме. Поэтому их произведения не одобрялись официальной пропагандой.

В этой ситуации брежневская администрация взяла курс на свертывание хрущевских начинаний. Консервативный уклон внутренней политики определяется историками как неосталинизм. Затихла критика культа личности Сталина, прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Появились публикации, литературные произведения, кинофильмы, показывающие заслуги И.В. Сталина как Верховного главнокомандующего в период ВОВ. Официальная пропаганда формировала культ личности Л.И. Брежнева, достигший вершины во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг. В это время Леонид Ильич стал четырежды героем Советского Союза, маршалом, Председателем Президиума Верховного совета СССР, кавалером ордена победы; получил Ленинскую премию по литературе за цикл мемуаров («Малая земля», «Возрождение», «Целина»). Народное сопротивление всем этим процессам проявлялось в создании анекдотов про Л.И. Брежнева, про партию:

– Правда ли, что Брежневу собираются присвоить звание генералиссимуса?

– Правда. А если он сумеет это слово еще и выговорить, то ему также присвоят звание Народного артиста.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Она была наполнена декларативными статьями о правах и свободах советских граждан. Кроме того, впервые в Конституции закреплялась господствующая роль КПСС в обществе (6 статья). В самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Люди понимали, что дальше так жить нельзя, нужны перемены. На кухнях велись разговоры о гос. власти, о высшей партийной верхушке, которая все больше отдалялась от народа. А партийные верхи все чаще стали думать о необходимости «подкрутить гайки», укрепить дисциплину и навести порядок.

Источник:
Общественно-политическая жизнь
От «оттепели» к «застою»: нарастание кризисных явлений (1964–1982 гг.) (лекция 2 часа) План: 1. Общественно-политическая жизнь. 2. Социально-экономическая политика эпохи «застоя».
http://lektsii.org/14-75649.html

Политическая жизнь

Политическая жизнь – это сфера взаимодействия людей (как индивидов, так и их объединений различного характера) по поводу власти – ее формирования, функционирования, контроля, критики, реформирования и т.д.

Это все явления, связанные с отношениями между различными политическими силами, между отдельными политиками и поддерживающими их гражданами; это участие в выборах, политических собраниях или митингах, в обсуждении законов и других политических документов; это критика или поддержка политических решений и действий органов власти, затрагивающих наши интересы.

Политическая жизнь как самостоятельная и активная сфера общественной жизни стала формироваться с появлением политической власти и политики, под воздействием различных экономических, социальных, культурных и иных факторов. Этим объясняется ее тесная связь, взаимодействие с другими сферами общественной жизни.

Стержнем политической жизни, ее организующим (а иногда и дезорганизующим центром) является политика, проводимая различными институтами и субъектами политической власти.

Политика – это целенаправленная, в том числе профессиональная деятельность и поведение людей – как индивидов (лидеров), так их объединений (партий, движений, групп, ассоциаций). Она всегда предполагает цели и средства, способы их достижения.

Субъекты политики – это органы власти, партии, лидеры, общественно-политические объединения, способные вырабатывать и проводить политику.

Структуру политической жизни общества можно рассматривать и с точки зрения ее уровней. Высший уровень – институциональный (макроуровень) связан с деятельностью государства и его органов. Здесь политическая жизнь связана с профессиональной политической деятельностью, политика обслуживает общие интересы граждан и реализуется в рамках государственного механизма.

Второй уровень – средний, представительный или социально-групповой. Основными субъектами на этом уровне выступают партии и общественно-политические объединения, отражающие интересы различных социальных групп. Здесь политическая жизнь носит конкурентный характер, соперничества в борьбе за власть и свои интересы, а нередко – и конфликтов.

Наиболее стихийно и спонтанно протекает политическая жизнь на самом низшем ее уровне – индивидуально-гражданском. Здесь преобладают свободно выражаемые личные и частные интересы граждан.

К этому уровню политической жизни весьма внимательно относятся субъекты политики высшего и среднего уровня, стараясь использовать стихийные эксцессы в своих интересах.

В развитии политической жизни наметился ряд устойчивых тенденций. Наиболее заметной из них, особенно – в последние десятилетия, является тенденция демократизации, ведущая к все большей ее открытости.

Этой тенденции сопутствует тенденция деэтатизации политической жизни, которая связана со все большим стремлением граждан активно самостоятельно включаться в политические процессы.

Исследователи отмечают еще одну тенденцию в развитии политической жизни – технократизации, прихода в политику менеджеров, ученых, экспертов, советников и других специалистов-профессионалов.

Отмечается также тенденция массовизации политической жизни, связанная, во-первых, с непосредственным включением в нее все больших масс народа, в том числе через выборы, массовые акции и во-вторых – со все возрастающим влиянием СМИ.

Источник:
Политическая жизнь
политология. Политическая жизнь – это сфера взаимодействия людей (как индивидов, так и их объединений различного характера) по поводу власти – ее формирования…
http://webkonspect.com/?room=profile&id=5695&labelid=45377

Политическая жизнь

Рассматривая различные стороны политической реальности можно выделить два подхода к анализу ее сущности:

· Институциональный, в рамках которого исследуется организационная, структурная стороны политических отношений;

· Поведенческий, в рамках которого политика рассматривается как система действий людей и их последствий.

Со вторым аспектом, в большей степени, связано формирование предметного поля политической жизни. Хотя нельзя сбрасывать со счета и первый аспект, ибо «политическая жизнь начинается, когда люди видят в государстве фактор удовлетворения или неудовлетворения своих жизненных потребностей»[114].

Активное рассмотрение поведенческого аспекта политики начинается после выхода в свет работы Г. Лассуэла «Психопатология и политика»[115]. В своей работе Г. Лассуэл отходит от традиции анализа институциональной стороны политики и делает акцент на поведении, зависимости политики от человеческой природы и активности.

Если исходить из того, что основой политической жизни является человек со своим непредсказуемым поведением, участием, различными мотивами, зачастую противоречивыми интересами, то можно констатировать, что категория политической жизни «выражает значение неопределенности в политике, непредсказуемости творимого здесь будущего». Таким образом, политика является целенаправленной властной деятельностью, которая осуществляется в своеобразной исторической среде, определяющими чертами которой является динамичность, непредсказуемость, незапрограммированность. Все это обусловлено действием культурных и пространственных доминант.[116]

Политическая жизнь общества это исторически обусловленный и социально закономерный способ устройства социума, связанный с системой непосредственных или опосредованных отношений господства/подчинения в рамках совокупной деятельности индивидов, социальных слоев, групп, классов, других общностей, социальных структур (институтов), созданных ими, посредством чего происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации конкретных интересов. Политическая жизнь – это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы различными методами.

Можно утверждать, что политическая жизнь — это перманентный процесс деятельности множества человеческих индивидов, которые, образуя различного рода объединения, группы, общности, направляют свои объединенные усилия на решение всего спектра политически значимых задач с помощью тех или иных политических средств. Таким образом, осуществляя свои интересы, люди вынуждены вступать в контакт друг с другом, идти на сближение, конфликтовать, пытаться вынудить соперничающую сторону принять те или иные условия, используя наличествующие ресурсы, т.е. использовать власть.

Можно выделить важнейшие группы элементов политической жизни: субъекты и объекты политической деятельности; направления поли­тической деятельности; специфические средства политической деятельно­сти.

Первая группа элементов показывает, кто является действующими лицами политической жизни, вторая группа выявляет направления полити­ческой деятельности, а третья – каким образом она осуществляется.

Существуют много агентов политической жизни. При этом одни участники политической жизни являются носителями политического дейст­вия и называются субъектами политики, другие – выступают в качестве ее объектов, т. е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направ­лено. Политика предполагает определенное желание (намерение) со сто­роны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект, который в данном случае выступает в качестве объекта и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъект поли­тики всегда имеет свои политические интересы, сферой реализации кото­рых служат политические отношения.

К субъектам политической жизни относятся: индивиды (например, рядовые избиратели или политические лидеры); социальные группы – кол­лективные, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

Структурными компонентами политической жизни общества явля­ются:государство (представительные и исполнительные органы власти, суды, прокуратура, органы юстиции, милиции, органы государственной безопасности и др.), политические партии и политические движения; обще­ственные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе м в между­народные политические отношения; СМИ; политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и от­ношения в обществе; политическое сознание, политическая идеология, по­литическое общественное мнение; политики и политическое руководство, политическое лидерство; политическая культура как совокупность полити­ческих ценностей, образов политического поведения, затрагивающих взаи­моотношения граждан и власти, политическая деятельность.

Формами проявления политической жизни являются политическое сознание, политическое поведение и политическая культура.

Все формы политической жизни тесно связаны между собой. Они находятся в постоянном движении, изменении. В то же время в своем дви­жении одни формы политической жизни развиваются быстрее, другие по каким-то причинам задерживаются, слабо поддаются изменениям, как бы застывают в своем развитии. В связи с этим в обществе возникает полити­ческое напряжение, которое может перерасти в открытый политический конфликт. Последний, может вызвать в обществе политическую нестабиль­ность.

По мнению Д. В. Доленко, понятие «политическая жизнь» синони­мично понятию «политика». Хотя это не совсем так. Политическая жизнь акцентирует внимание на деятельностной стороне последней и означает воспроизводство политических отношений и структур, охватывает всю со­вокупность политических действий и взаимодействий. Анализ политиче­ской жизни предполагает, прежде всего, анализ всего механизма политиче­ской деятельности и таких звеньев этого механизма, как политические ин­тересы и цели. Основным главным политическим интересом является за­воевание государственной власти. Основа политической жизни – властные отношения.

Итак, сущностью политической жизни выступают политические от­ношения, т. е. отношения людей, их общностей, организаций и объедине­ний по поводу социального управления и власти, по поводу реализации со­циально-политических потребностей и интересов.

Можно выделить важнейшие группы элементов политической жизни:

· Субъекты и объекты политической деятельности;

· Направления политической деятельности;

· Специфические средства политической деятельности.

Первая группа элементов показывает, кто является действующими лицами политической жизни, вторая группа выявляет направления политической деятельности, а третья – каким образом она осуществляется.

Существуют много агентов политической жизни. При этом одни участники политической жизни являются носителями политического действия и называются субъектами политики, другие – выступают в качестве ее объектов, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено[117]. Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект, который в данном случае выступает в качестве объекта и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъект политики всегда имеет свои политические интересы, сферой реализации которых служат политические отношения.

К субъектам политической жизни относятся: индивиды (например, рядовые избиратели или политические лидеры); социальные группы – коллективные, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее субъектов:

1. Субъекты парохиальные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политические последствия своего участия, своей политической воли;

2. Субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможность выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3. Субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.)[118].

В современной отечественной политологической литературе можно встретить следующую квалификацию субъектов политики:

· Социальные субъекты политики – индивиды и различные социальные слои;

· Институциональные субъекты политики – государство, партии, профсоюзы, политические движения, институционализированные группы интересов и т.п.

Анализ политической жизни предполагает, прежде всего, анализ всего механизма политической деятельности и таких звеньев этого механизма, как политические интересы и цели.

Интерес является осознанной потребностью. В интересах отражаются объективные противоречия, преломленные через потребности и нужды человека.

В менее развитых странах наблюдается диаметрально противоположная картина в дифференциации потребностей. Подавляющее большинство населения озабочено в основном удовлетворением первичных базисных потребностей. В современной науке данная посылка получила название «тезис Ли» (по имени бывшего премьер-министра Сингапура Ли Кван Ю) и в ряде работ подвергается критике[120].

Общим моментом между потребностями и интересами является то, что в обоих случаях исследователь имеет дело со стремлениями людей, которые проявляются в их социальном поведении. Однако если потребности ориентируют людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми, то «в отличие от потребности интерес направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей»[121].

Достигая свои политические интересы, индивиды, группы, общности вступают в политические взаимодействия, что, с одной стороны, приводит к формированию новых политических структур, а с другой стороны, к появлению и укоренению в сознании людей символов, понятий, суждений, ценностных ориентиров, с помощью которых они объясняют мир политики, оценивают политические события, судят о справедливой или несправедливой политике, «хорошем» или «плохом» государстве, правителе, рассуждают о смысле политики, о ее назначении и т.п.

В первом случае мы можем говорить о политическом процессе, т.е. последовательной смене состояния социально-политической действительности, происходящей в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), направленных на завоевание, удержание и использование политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений.

Во втором случае – о формировании и функционировании политической культуры общества (т.е. паттернов, «образцов» поведения, ориентаций в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя.) и политического сознания (т.е. комплекса идей, теоретических концепций, взглядов, представлений и мнений субъектов политических отношений[123]).

Источник:
Политическая жизнь
Рассматривая различные стороны политической реальности можно выделить два подхода к анализу ее сущности: · Институциональный, в рамках которого исследуется организационная, структурная стороны
http://studopedia.ru/4_144314_politicheskaya-zhizn.html

Политическая жизнь

Политическая жизнь. Особенности политической жизни России

Политическая жизнь. Особенности политической жизни России — раздел Педагогика, Объект и предмет политологии Важн. Сферой Жизни Людей Явл-Ся Пол-Ка. Она Представляет Собой Особую Форму Ж.

1-ый уровень — институциональный уровень – это гос-но-правовая сфера пол. жизни. На этом уровне пол. деят-ть сосредотачивается на утверждении и распр-нии пол. ценностей: национальная безопасность, конституционный порядок, прогресс, права и свободы граждан.

2-ой уровень – представительный. Здесь субъектами пол. жизни являются группы по интересам, различные обществ. объединения и организации.

3-ий уровень – индивидуальный. Здесь субъектами пол. жизни выступают независимые гр-не. Особенностью пол. жизни на этом уровне явл-ся: стихийность, свободное формирование интересов, мнений неорганизованных людей.

Основными чертами политической жизни, к-ая проявляется в демократических общ-вах является следующее:

1) Плюралистичность — как форма выражения взаимосвязи и консолидации пол. интересов.

2) Открытость – является формой обществ. контроля за пол. властью.

3) Демократичность — предполагает высокую степень пол. активности и вовлеченности в обсуждение и принятие управленческих решений.

4) Противоречивость — обусловлена многообразием интересов и сложностью пол. отношений. Время от времени приходящих в столкновение и порождающих пол. конфликты.

5) Культурность — выступает как способ осмысления, объяснения, или изменения в пол. реальности. Важнейшими показателями в пол. жизни являются: стабильность, динамизм, изменчивость. Пол. стабильность состояния общ-ва характеризующаяся относительным собранием основных социальных и пол. сил по поводу целей и методов обществ. развития. Она вкл-ет в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти.

К условиям обеспечивающим экономическую стабильность относятся:

1. Устойчивость экон. развития.

2. Формирование массового средн. класса.

3. Обеспечение свободного доступа к пол. институтам нетрадиционных соц. групп, к-ые ранее не участвовали в пол-ке.

4. Наличие хотя бы элементарного согласия нации отн-но гл. принципов функционирования и развития общ-ва.

5. Сдержанная позиция средств массовой информации, способных как раскалять страсти, так и формировать пол. культуру.

6. Эффективность гос. управления. Имеется ряд способов, используемых прав-вом для поддержания стабильности: а) пол. маневрирование, осущ-ние компромиссов с др. пол. силами. б) пол. манипулирование посредством целенаправленного воздействия на общ-ное мнение через ср-ва массовой инф-ции. в) интеграция контр-элиты в систему и приобщение ее к осущ-нию власти. г) силовое давление, сфера которого сужается по мере демократизации общ-ва.

Политич. режим современ. России может быть характеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политич. корпоративизма. Авторитарность заложена в традициях российс. общ-ва. В рез-те реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. С др. стороны, в современ. России все отчетливее проявл-ся характер. черты декмократии: строятся основы правовой государственности и созд-ся устои гражд. общ-ва; власть на федер. и местном уровнях выбираема и сменяема. Для усиления в России демократич. тенденций необх-мо проведение реформ, имеющих положит. рез-т для больш-ва людей: реформа административно-гос. аппарата, создание условий для эффективного функц-ия мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа и т.д.

Эта тема принадлежит разделу:

Политику можно рассматривать с точки зрения классового и с точки зрения деятельностного подхода классовый подход характеризует политику как сферу.. в зарубежной политологии политику делят на четыре составляющие.. экстракционная политика черпает в обществе человеческие и материальные ресурсы для государственных целей налоги и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая жизнь. Особенности политической жизни России

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Объект и предмет политологии
Политология – наука, изучающая закономерности и особенности политического процесса. В первую очередь объектом изучения политологии как науки является политическая влас

Методы, категории и функции политологии
Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин. · Общенаучные (общело

Политические учения периода античности (Платон, Аристотель)
Платон, автор таких выдающихся произведений, посвященных политической проблематике, как “Государство”, “Политика”, “Законы”. Государство трактуется им как реализация идей и максимально возмо

Политические учения эпохи зарождения и развития капитализма (Н. Макиавелли, Т. Джефферсон, Ш. Монтескье)
Никколо Макиавелли. Его суждения выстраиваются в определенную концепцию, в которой дается объяснение природы государства, его сущности, форм государственного устройства, а также способов осу

Общественно-политическая мысль в России. Ее особенности
Русская политическая мысль возникла из стремления постичь природу и специфику российского государства, желания сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Как

Современные политологические школы в западной политической науке
Американская школа политической науки В США политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во мног

Свойства, виды и функции политики
Свойства политики: · Инклюзивность или способность безграничного проникновения в другие сферы общества. · Функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и

Происхождение, сущность и особенности гражданского общества. Формирование гражданского общества в России
Формирование правового гос-ва возможно лишь на основе развитого граж-данского общества. Идея гражданского общества восходит к эпохе античности (Аристотель в греческом полисе гражданами считал тех,

Субъекты и объекты политики
Объект в политике — та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отн

Политическое лидерство
Лидер — ведущий, тот авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в соц. процессах, ситуациях. Лидерство — одно из механизмов интеграции группов

Политическая элита
Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей, занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий н

Понятие, функции, виды и принципы выборов в современном обществе
Выборы – способ и процедура формирования властного органа или наделения полномочиями должностного лица, осущ. путем голосования. Виды выборов: · Прямые – вопрос об избрании

Ресурсы политической власти. Легальность и легитимность политической власти
Ресурсы власти – те средства, с помощью кот. субъект вл-ти добивается влияния на общ-во и реализации своих поставленных целей. Существует неск-ко подходов к классификации ресурсов.

Политическая система общества. Понятие и структура
Политическая система — это совокупность политических институтов, общественных структур, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Политическая систем

Функции политической системы. Типология политических систем. Особенности политической системы России
Функции: 1) определение целей, задач, путей развития общества; 2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей; 3) распределение материальных и духо

Политические отношения и политические конфликты
Политические отношения — взаимодействие субъектов политики др. с др. и с властью. Типы политических отношений: 1.отношения сотрудничества, взаимодействия и политического един

Понятие государства, его сущность и признаки
Государство – организация публичной власти, которая опирается на аппарат принуждения. Сущность государства – Признаки: 1. Основные · Территория –

Формы правления, формы государственного устройства и функции государства
Формы правления – это организация высших органов власти. Монархия (абсолютная, ограниченная: парламентская и дуалистическая) Республика (парламентская, смешанна

Правовое государство. Соотношение правового государства и гражданского общества
Правовое государство – это государство, в котором создаются условия для реализации прав человека. Признаки правового государства: 1.верховенство закона, равенство всех перед закон

Политические партии. Их признаки и структура
Политические партии – это объединение единомышленников на основе общих уставных целей. Признаками партии являются: 1.функционирование на долговременной основе, организованность, н

Политическая культура. Определение и структура
Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности и в отношении к политике. Политическа

Функции политической культуры. Особенности политической культуры России
Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности и в отношении к политике. Функции

Политический режим. Основные типы
Политический режим — это совокупность методов осуществления власти, способ функционирования государства и политической системы. Для классификации политических режимов используются крите

Авторитарный политический режим
Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Основные признаки авторитарного режима:

Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительног

Демократический политический режим
Демократический режим — это режим, в котором власть находится в руках свободно выражающего себя большинства. «народовластие». Принципы демократического режима власти: 1. Пе

Внешняя политика и международные отношения
Россия как субъект международных отношений обладает ресурсам: · экономическими 1,5-3% · природными: 11% земляной суши, 13% пахотных земель, запасы природных ресурсов в 6 раз выше,

Цели и приоритеты внешней политики современной России
1. Обеспечение надежной безопасности государства, сохранение и укрепление ее суверенитета, территориальной целостности и прочных позиций в мировом сообществе. 2. Воздействие на мировые про

Глобальные проблемы современности
В последнее время одной из главных задач для всего мирового сообщества и отдельных субъектов внешнеполитической деятельности стало решение глобальных проблем человечества. Глобальные пробл

Источник:
Политическая жизнь
Политическая жизнь. Особенности политической жизни России Педагогика Объект и предмет политологии. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c13/3ysat/p7/

Политическая жизнь и властные отношения

Социальные функции политики.

Роль и место политики в жизни современных обществ.

Политическая жизнь.

Сущность понятий «политика» и «властно-политические отношения» можно выразить с помощью категории «политическая жизнь». Это одно из наиболее общих и широких понятий, используемых современной политологией. В философии под термином «жизнь» понимается форма бытия, способ существования. Политическая жизнь позволяет выделить из общественной жизни политическую сферу.

Согласно «Энциклопедическому словарю по политологии»:

Политическая жизнь – это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных, предметных практических форм политического бытия человека и общества, характеризующая их отношение к политике и участие в ней.

Политическая жизнь позволяет обозначить границы, пределы, в рамках которых принимаются и исполняются те или иные властные политические решения, осуществляются политика и властные отношения.

Знание категории «политическая жизнь» позволяет шире охватывать все многообразие политических явлений и процессов, путем чувственного восприятия и ценностно-нормативной их оценки.

Основными параметрами, характеризующими политическую жизнь, являются её:

Источниками политической жизни вступают:

Политическая потребность – состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований индивида или социальной группы в политической сфере, необходимых для их существования и развития, выступающее источником политической активности и побуждения к политической деятельности. К числу политических потребностей можно отнести, например, потребность в защите и реализации политических прав и свобод, принципа социальной справедливости, потребность участия в политической жизни и т.д.

Политический интерес – общественное выражение потребностей; идеальных стремлений и деятельного начала в политическом сознании социальных групп и индивидов.

Содержанием политической жизни и средством ее осуществления являются:

Политическая деятельность — деятельность, направленная на достижение политической власти, реализацию политических прав и свобод.

Политическое участие – непрофессиональная политическая деятельность рядовых граждан. Цели политической жизни связанны с достижением или завоеванием политической власти, ее осуществлением, обеспечением политического развития и т.д.

Уровни политической жизни:

Институциональный уровень – это государственно-правовая сфера политической жизни. Ее источником являются государственные интересы, а содержанием выступает профессиональная политическая деятельность. Одной из целей политической жизни на институциональном уровне – является достижение и обеспечение политической стабильности в обществе.

Политическая стабильность – состояние политической жизни общества, проявляющаяся в устойчивом функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, в соблюдении юридических, политических и моральных норм, а также важнейших социальных традиций, сложившихся в нем, в мирных разрешениях конфликтных ситуаций, что в целом позволяет данной общественной системе эффективно функционировать и развиваться, сохраняя свою структуру и качественную определенность.

При оценке политической стабильности применительно к конкретной стране необходимо учитывать, с одной стороны, эффективность и надежность механизмов воспроизводства политической системы, с другой – демократическое содержание развития политических процессов. Важным критерием ее оценки является наличие устойчивого, поступательного развития общества, сопровождаемого ростом экономики, увеличением численности средних слоев населения, реализацией гражданских прав и свобод личности.

Представительный уровеньнегосударственная сфера политической жизни общества. Ее источником выступают групповые интересы, субъектами – социальные группы, общественные организации, политические партии и движения. Основная цель – реализация групповых интересов с помощью механизмов государственной власти.

Индивидуальный уровень – это сфера политического участия индивидов и малых групп, ее источник – частные интересы граждан. Отличительная черта этого уровня – спонтанный характер, изменчивость политических настроений.

Все проявления политической жизни неразрывно связанны с властными отношениями.

Властвование – осуществление функций влияния, командования, господства с опорой на материальную или идеальную силу.

Соотношение материальных и идеологических, насильственных и воспитательных способов осуществления власти в истории постоянно менялось.

Несомненно, в настоящее время наблюдается общая тенденция к усилению роли ненасильственных методов осуществления власти, которые, как показывает опыт, оказываются в долговременном плане более эффективными для достижения существенных результатов и для устойчивости самой власти.

Источник:
Политическая жизнь и властные отношения
Социальные функции политики. Роль и место политики в жизни современных обществ. Политическая жизнь. Сущность понятий «политика» и «властно-политические отношения» можно выразить с
http://studopedia.su/4_37790_politicheskaya-zhizn-i-vlastnie-otnosheniya.html

Презентация на тему: Политика и политическая жизнь

Политика и политическая жизнь Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ №2»

Структура политики ПОЛИТИКА- деятельность людей по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти; сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и слоями, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

ПОЛИТИКА — этоВид человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностейСфера общественной жизни, одна из подсистем обществаТип социальных отношений

Структура политики Политическое сознание:- внутренний мир- ценностные ориентации- установки- политические взгляды- политические теорииНормативные идеи- программные и избирательныеплатформыполитических партий- целевые установкигрупп интересов- политико-правовые нормы

Структура политики Институтывластии борьбы занееОтношения властвования:- господство- подчинение- политическая борьба- политическое сотрудничество

Политические институты ГосударствоПолитические партии

Функции политики Основные функции политики в обществе:Поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка.Разработка целей и задач общества и его отдельных слоев, разработка перспективы развитияРаспределение ценностей и благ, налогообложения.Предотвращение и урегулирование групповых конфликтов как в самом государстве,так и на международном уровне.

Конституция РФСтатья 32 Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации« Статья 3 Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

Политическое участие- это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений.Эти действия ограничены и регулируются правовыми нормами

Источник:
Презентация на тему: Политика и политическая жизнь
Политика и политическая жизнь Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ №2» Структура политики ПОЛИТИКА- деятельность людей по осознанию и представлению своих
http://ppt4web.ru/istorija/politika-i-politicheskaja-zhizn0.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES