Политический конфликт виды

Политические конфликты

Политические конфликты. Сущность, динамика и виды политических конфликтов

Политические конфликты. Сущность, динамика и виды политических конфликтов — раздел Философия, Генезис политической мысли в древнем мире. Политическая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Просвещения Политический Конфликт — Это Столкновение, Противоборство .

Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системеполитических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть иполитическое господство.

Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данногополитического общества, — все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, — источник и основа политического конфликта.

Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является “торг” по поводу дележа экономического “пирога” (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликтанаиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение (“как это, так и то”).

2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как “свобода”, “равенство”, “терпимость”труднодостижим, если вообще возможен.

3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом(государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты — государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.

Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов — отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.

Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой — организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Пре; метом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта — смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.

Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного — противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликтывовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения. В частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или в неразрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов. Первые разделяют общество на две основные противоположные политические силы; вторые вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках и по правилам “игры” плюрализма.

Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные.

Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства.

Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

Центральная проблема конфликтов — их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).

Под регулированием конфликта (конфликтным контролем) понимается разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе — компромисс и консенсус.

Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политическиекоалиции.

Слово консенсус происходит от латинского consentio, которое в свою очередь образовано от глагола sentire (чувствовать, ду. мать, понимать) с помощью приставки con, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

Консенсус — это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:

1) конечные цели (свобода, равенство и т.д.), которые составляют структуру системы представлений;

2) правила игры, или процедуры;

3) конкретные правительства и правительственная политика. Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:

1) консенсус на уровне сообщества, или основной, ценностный;

2) консенсус на уровне режима, или процедурный;

3) консенсус на уровне политики.

Первый объект или уровень консенсуса — основной — показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.

Второй объект или уровень консенсуса — процедурный — устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях.

Третий объект или уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель “власть-оппозиция”. Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительству обусловлено отношением к членам правительства, а не к форме управления.

Консенсус универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношении церковь-государство, традиционной политики и включением в нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс и т.д.

Урегулирование конфликтов — довольно широкое понятие. Оно подразумевает:

— предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.);

разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов(снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

С учетом трех основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта.

Вторая — на разрешение противоречий, вызвавших конфликт.

И, наконец, третья, наиболее разработанная, — на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Каждая из групп методов, как и сами методы, обладают рядом достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.

К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на Развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К их числу относится создание широкой сети государственных и негосударственных консультационныx служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.

Основоположником второй группы методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, является Дж. Бертон.

Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; специально организованные встречи и дискуссии междуконфликтующими группами и т.п.

Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон полностью противоположны. И, даже если конфликтблизок к конфликту с нулевой суммой, задача состоит в том, чтобы его участники через включение дополнительных вопросов или, напротив, исключением ряда спорных вопросов, придали конфликтной ситуации ненулевой характер. Иной вариант — диверсифицировать ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы разные группы стремились к разным, непересекающимся целям. Стороны могут сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится конфликтом с ненулевой суммой.

Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникамконфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.

В целом же, основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, чтоконфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, в рамка> именно этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

Существуют четыре способа разрешения конфликтов:

1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;

3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;

4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

Источник:
Политические конфликты
Политические конфликты. Сущность, динамика и виды политических конфликтов Философия Генезис политической мысли в древнем мире. Политическая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Просвещения. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c1/3ypfb/p34/

Политические конфликты

Для удобства изучения материала статью Политические конфликты разбиваем на темы:

— Конфликты ценностей. Характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; требуют больше усилий для урегулирования из-за трудностей с нахождением компромиссов («или — или»).

— Конфликты идентификации. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

— при легитимных конфликтах часть государства стремится отделиться от целого; часто такие конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (таковы, например, требования национального равноправия, автономии).

— правила игры или процедуры;

— состав правительства и правительственная политика.

— уровень режима, или процедурный;

— разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их;

— формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности в отношении сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

— соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;

— соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;

— застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

— Б выигрывает за счет А;

— обе стороны оказываются в проигрыше;

— обе стороны оказываются в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь от развития конфликта.

— столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).

— недопущение идеологизации конфликта, т. е. введения его во все более широкий и глобальный ценностный контекст;

— «расщепление» каждой из сторон конфликта для выявления его реальных причин и нахождения более верного пути к его разрешению.

— взаимность права вето;

— концессия, т. е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.

— сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной сделать неуправляемой конфликтную ситуацию;

— объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт;

— подключение арбитров, беспристрастный подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;

— использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению конфликтующих сторон;

— создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

2. готовность всех субъектов политического процесса соблюдать существующую систему правовых норм;

3. организация и проведение мониторинга по выявлению потенциально конфликтных зон и принятие мер по предотвращению конфликтов.

• определить реальных субъектов, имеющих свой интерес в конфликте;

• выявить конфликтную установку сторон — их цели и ожидания, намерения;

• оценить состояние внешних условий, в которых развивается конфликт, например наличие объективных критериев для институционализации конфликта или «внешних» факторов влияния на конфликт.

• легитимизация — готовность конфликтующих сторон соблюдать принятые нормы и правила в процессе разрешения конфликта;

• структурирование конфликтующих групп — выявление (субъективация) носителей преследуемых в конфликте интересов и определение количественных и качественных характеристик участников конфликта;

• редукция — последовательное ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень.

• установление диалога, подготовка к проведению переговоров;

• начало переговорного процесса;

• выполнение достигнутых договоренностей.

• роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;

• организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.

• Каковы истинные намерения и цели сторон?

• Какие силы задействованы в конфликте, и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта?

• Кому выгодно конфликтное развитие событий?

• определение предмета спора и локализация конфликта;

• выработка правил взаимодействия конфликтующих сторон;

• организация диалога между конфликтующими сторонами и информирование общественности о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;

• отделение проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточение внимания на се разрешении.

2) человек, стремящийся победить другого;

3) неприятель, враг.

Тип конфликта (стадия развития)

Восприятие сторонами друг друга

Конфликтная установка сторон

— в современных условиях международных отношений, любой военно-политический конфликт может превратиться в своеобразный «детонатор» новой мировой войны;

— военные конфликты сегодня усугубляют экологическое неблагополучие;

— военно-политические конфликты оказывают негативное влияние на морально-психологический климат в регионах, на континентах, во всем мире.

— географически локализованный масштаб ведения боевых действий;

— ограниченное использование сил и средств военного насилия;

— относительная управляемость процесса развития конфликтных отношений между участниками этого спора;

— относительная ограниченность частных, регионально-ситуативных целей, которые стороны преследуют в споре и т.д.

б) между увеличивающимися потребностями человечества в использовании природных ресурсов и ограниченны ми возможностями удовлетворения этих потребностей разведанными запасами.

2) между развитыми и неразвитыми государствами;

3) между неразвитыми государствами.

— этнические и межнациональные;

б) деформация–смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;

в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;

г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;

д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;

е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.

во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти;

в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.

— между элитами финансово-промышленных групп;

— внутри государственно-административного аппарата.

• нехватка средств к существованию — недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе;

• следствие непродуманной политики, принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта;

• несовпадение индивидуальных и общественных интересов;

• различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий;

• расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

— o сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;

— o уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;

— o степень публичности конфликтов — латентные (скрытые) или открытые;

— o время действия: затяжные, скоротечные.

• коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;

• стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;

• содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно «сшивается воедино»;

• функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

• неблагоприятные изменения во властных отношениях;

• раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;

• неблагоприятные демографические процессы и др.

2) рост напряженности;

3) давление без применения военной силы;

— о взаимовлиянии внутриполитической жизни и деятельности различных национальных, этнических, конфессиональных и других социальных групп на мировой арене;

— о специфике международно-политических конфликтов при различных формах организации общественной жизни.

— вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать;

— минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.

— проверить надежность коммуникаций, центров обработки информации о текущих событиях, их материальной обеспеченности;

— улучшить взаимосвязь между различными уровнями и звеньями власти, вовлеченными в регулирование конфликта;

— приспособить структуру институтов власти для осуществления эффективного контроля событий;

— проверить готовность механизмов власти для решительного применения силы.

— индивидуалистический, характеризующий стремление какой-то стороны получить односторонние преимущества, игнорируя права и интересы соперника;

— кооперативный, выражающий готовность участвующих в споре сторон уважать чужие интересы и совместно искать выход из противоречий.

Чаще всего этот путь примирения связан не с односторонним навязыванием воли, а с обоюдной активностью конфликтующих сторон. Так, в Совете Безопасности ООН принцип единогласия предполагает учет позиций каждого из его членов;

2. Примирение на основе принуждения или, другими словами, использования “командного стиля” (П. Шаран) взаимоотношений, позволяющего одной из сторон игнорировать аргументы соперника.

— изоляция одной стороны конфликта, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении, нанесенном ей в соответствии с правилами игры;

— уничтожение, “тотальное истребление противника” (X. Шпейер), в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

— вырабатывать несколько возможных вариантов решений;

— учитывать по преимуществу объективные критерии соотношения сил, а не партийные или идеологические позиции.

2) потребностями и интересами, образующими своеобразную иерархию (политические, идеологические, экономические, национальные и т.п.).

2) экономически ведущий класс общества, понимающий и поддерживающий эту стратегию и тактику и уверенный в способности правящей элиты провести ее в жизнь;

Источник:
Политические конфликты
Политические конфликты, социально политические конфликты, разрешение политических конфликтов, военно политические конфликты, политические конфликты примеры, современные политические конфликты, причины политических конфликтов, формы политических конфликтов, типология политических конфликтов, сущность политического конфликта, развитие политического конфликта, функции политического конфликта, особенности политического конфликта, международные политические конфликты, управление политическими конфликтами, общественно политические конфликты, природа политического конфликта.
http://center-yf.ru/data/stat/Politicheskie-konflikty.php

Политический конфликт

Политический конфликт представляет собой «войну» за власть. Он всегда предполагает наличие столкновения нескольких сторон. При этом причиной противоборства всегда являются властные отношения. При подобном конфликте обязательно присутствует еще и реальная борьба, определенные действия, которые соперники направляют друг против друга. Однако это не захват или уничтожение, ведь такие средства применяются только в одностороннем порядке. А это совсем не соответствует политическому конфликту.

Можно попробовать объяснить это понятие простым языком. Тогда политический конфликт — это противоборство одних сторонников определённых взглядов с другими за «место под солнцем». Где «солнце» — это власть, дающая право распоряжаться ресурсами, принимать общезначимые решения, отстаивать какие-то собственные интересы. Политический конфликт всегда имеет в своей основе определенный объект (статус, государственная власть и взятие ее в свои руки). Причинами его могут быть еще и всевозможные ценности или символы, устройство институтов власти.

Типы политических конфликтов представлены в трех вариантах. Первый – это затрагивание каких-то интересов. Он свойственен экономически развитым, устойчивым странам. Борьба может вестись за размеры налогов или объемы социальных обеспечений, проще говоря, происходит «дележка» прибыли в экономике. В такого рода конфликтах всегда существует несколько компромиссных решений. Это и позволяет их с легкостью регулировать.

Второй вариант – это когда в основе конфликта лежит какая-то моральная ценность, будь то свобода, равноправие. Затрагивает такая политическая борьба чаще всего неустойчивые, еще развивающиеся государства. Урегулирование ценностных конфликтов практически невозможно.

Наконец, еще один тип – это конфликт отождествления или идентификации. Он происходит, когда человек считает себя субъектом по отношению к какой-то группе, языковой, этнической, религиозной, а не по отношению к обществу или государству в целом. Такие конфликты свойственны многорасовым, многоязычным странам.

В зависимости от того, кто является участниками, политический конфликт бывает:

Внутри государственной системы также случаются размолвки. Тогда выделяют: конфликты позиционные или, как их еще называют, горизонтальные, участниками которых становятся организации, стоящие у власти в данной системе, но различные по иерархии занимаемых должностей. Например, какие-то институты федеральной власти.

Второй вид внутриполитических конфликтов – оппозиционные. Их участниками являются:

  • с одной стороны — элита людей, наделенная властью;
  • с другой стороны — подвластная «не элита», выступающая против политики людей, имеющих власть.

Разрешается такой политический конфликт сменой политической власти.

Политические конфликты имеют и негативные, и позитивные функции. Среди хороших можно отметить, в первую очередь, возможность стабилизировать ситуацию и, в то же время, дать понять властям и обществу, что существует такая-то проблема, что пора бы начать что-то делать для ее решения и взять под контроль все происходящее. Конфликт рано или поздно разрешается, и происходит обновление общества, переоценка ценностей, появляются новые структуры. А вот отрицательной функцией можно назвать то, что политическая борьба вызывает войну, гибель людей, уничтожение материальных ценностей, осложнение международных отношений, насилие и установление военной диктатуры.

Политические конфликты были, есть и будут до той поры, пока существует человек. Конечно, с одной стороны – это борьба с вытекающими из нее последствиями. Но с другой стороны, конфликт – это нежелание жить по-старому и стремление к чему-то новому и лучшему. Так что такие разногласия – это, своего рода, двигатель прогресса, и нужны они нашему обществу как вода или воздух!

Источник:
Политический конфликт
Политический конфликт представляет собой "войну" за власть. Он всегда предполагает наличие столкновения нескольких сторон. При этом причиной противоборства всегда являются властные отношения. При подобном конфликте обязательно присутствует еще и реальная борьба, определенные действия, которые соперники направляют друг против друга. Однако это не захват или уничтожение, ведь такие средства применяются только в одностороннем порядке. А это совсем не соответствует политическому конфликту.
http://fb.ru/article/43619/politicheskiy-konflikt

Политический конфликт виды

Полити?ческий конфли?кт — проявление и результат конкретного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их групп, общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и удержание властных ресурсов, полномочий и благ. [1]

Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. По мнению А. Г. Здравомыслова [2] , «политический конфликт есть постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе».

В качестве главных причин возникновения политических конфликтов выделяют следующие группы объективных факторов.

  • Существующие в обществе отношения господства и подчинения, распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям, одни из которых содержат власть, а другие дают возможность удерживающим их индивидам и слоям осуществлять властные полномочия.
  • Коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, ценностных ориентаций индивидов, их групп и общностей.
  • Процесс идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям.
  • Политическая система современного общества, свойственная ей организация современной власти.

Статичная структура социально-политического конфликта как «идеальный тип» явления (по М. Веберу) состоит из следующих элементов:

  • субъекты конфликта (две и более противоборствующие стороны)
  • объект (предмет) конфликта
  • косвенные стороны конфликта третья сторона
  • окружающая социальная среда (социальное и политическое поле)

Одна из главных характеристик политического конфликта – его уникальность: каждый конфликт – неповторяющаяся комбинация предпосылок, причин, поводов, действий, позиций и других характеристик. Однако, по мнению М.Е. Бабосова [3] , можно проследить типичную социодинамику развертывания политического конфликта. Каждый политический конфликт развивается в рамках следующих этапов.

  • Дихотомизация отношений власти по линии: господство — подчинение
  • Дифференциация политических позиций различных социальных слоев и групп
  • Растущее осознание противоположности политических интересов и целей.
  • Формирование противостоящих политических организаций и партий
  • Поляризация позиций, целей и действий политических субъектов
  • Развертывание политического конфликта
  • Разрешение политического конфликта

Итоги конфликта могут быть разными, но его разрешение или финал разыгрывается по трем сценариям: через интеграцию с соперником, через кооперацию с соперником или через подавление соперника.

Многообразие политических конфликтов структурируется по разным критериям [4] .

  • Конфликты с нулевой суммой
  • Конфликты с ненулевой суммой

По соотнесенности со структурой и организацией системы власти и ее реализации Править

По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию Править

  • Институционализированные
  • Неинституционализированные

По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия конкурирующих сторон Править

По формам проявлений конфликтных политических противостояний Править

  • Политическое пикетирование правительственных зданий и посольств
  • Политические митинги и манифестации
  • Политические забастовки с требованиями отставки президента, правительства и т.п.
  • Движение политического протеста
  • Политическое неповиновение
  • Политический путч
  • Политический переворот
  • Политическая революция
  • Политический шантаж

Политический конфликт полуфункционален, то есть обладает как позитивными, так и негативными функциями [5] .

К деструктивным (негативным) функциям политического конфликта относится истощение ресурсов. В ходе конфликта обе стороны для достижения лучшего результата расходуют все ресурсы: материальные, духовные, человеческие. Также политический конфликт способен ослабить существующую политическую систему, подставить под сомнения общепринятые ценности и устои жизни общества. Очень часто конфликт способствует приходу к власти экстремистских группировок, которые ставят под угрозу свободное существование людей в государстве. В отдельных случаях конфликт способен полностью уничтожить существующую систему. Именно это и произошло в конце 80-х – начале 90-х годов в СССР. Еще одна деструктивная функция политического конфликта заключается в том, что он использует насилие как способ решения проблем.

В современных конфликтологических теориях Л.Козера, Р. Дарендорфа, Р.Коллинза, Т. Парсонса, Н. Лумана и других все больше утверждается теория о том, что конфликты носят деструктивный характер лишь в каких-то узких областях, а в целом конфликт – явление, обладающее преимущественно конструктивными функциями. [6] Во-первых, конфликт является катализатором назревших социально – политических изменений. Во-вторых, конфликт способствует принятию каких-либо действий в пользу изменения сложившейся ситуации. В-третьих, в ходе конфликта у ранее скрывавшихся противников власти или системы появляется возможность публично заявить о своих позициях. В-четвертых, внешнеполитический конфликт способствует объединению общества внутри. В-пятых, политический конфликт – это время рождения великих личностей, способных повлиять на ход Истории.

Источник:
Политический конфликт виды
Полити?ческий конфли?кт — проявление и результат конкретного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их групп, общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и удержание
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES