Вечная женственность

Вечная женственность

Новый век. Начало или Конец? Кто мы, и куда мы идем? Какая она, современная женщина. Наверно, эти вопросы задают многие, оглядываясь на уходящий век. Что взять женщине с собой из ХХ-го века: может быть, образ женщины начала века с ее гармонией внешнего и внутренного состояния души? А может быть, мы оценим по достоинству русскую женщину, олицетворяющую синтез Востока и Запада?

Нам кажется, что книга, написанная на рубеже 19-го и 20-го веков, фрагмент из которой публикуется, поможет современной женщине осознать свою ценность, а мужчинам — преклониться перед Ней, возлюбленной, женой, матерью.

Автор приводимого ниже текста — не петербурженка. Это вообще не женщина и даже не русский человек. Такое будет допустимо в нашем журнале, если речь будет идти о самой русской женщине или — более обще — о русской душе. Вам предлагается фрагмент из книги немецкого философа Вальтера Шубарта “Европа и душа Востока”, В своих рассуждениях автор исходит из мировоззренческой установки, противопоставляющей Европу (материю) и Азию (дух) и считает, что в ХХ-м веке конфликт между первым и вторым выступил в своей новой форме: Россия и Запад. И, кроме того, с ним сопряжена не менее важная проблема взаимосвязи России и Азии.
Вечная женственность

Источник:
Вечная женственность
Новый век. Начало или Конец? Кто мы, и куда мы идем? Какая она, современная женщина. Наверно, эти вопросы задают многие, оглядываясь на уходящий век. Что взять женщине с собой из ХХ-го века:
http://dkps.narod.ru/new_bek.htm

Вечная женственность

Вечная женственность, вечно женственное (нем. Ewig-Weibliche ) — образ, использованный И. В. Гёте в завершающих строчках второй части «Фауста», обозначающий «трансцендентную силу, любовно поднимающую человека в область вечной творческой жизни» [1] . После Гёте образ использовался также и другими философами, поэтами и писателями, став универсальным символом высшего начала женственности [2] . В начале XX века идея вечной женственности была очень распространённой в интеллектуальной среде Серебряного века, соединившись с образом Софии [2] [3] .

Образ вечной женственности стал популярным после его использования Иоганном Гёте во второй части «Фауста»: «Das ewig weibliche zieht uns hinan» — «Вечно женственное влечёт нас ввысь» [4] (или «Вечная женственность влечёт нас вверх» [1] ):

Alles Vergangliche
Ist nur ein Gleichnis
Das Unzulangliche,
Hier wirds Ereignis;
Das Unbeschreibliche,
Hier ist es getan;
Das Ewig-Weibliche
Zieht uns hinan.

Те же строчки в переводе Бориса Пастернака [5] :

Все быстротечное —
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь — в достиженье.
Здесь — заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность
Тянет нас к ней.

По мнению германиста Х. Янтца, из всех ставших крылатыми строчек «Фауста» «впечатляющие и запоминающиеся» слова Гёте о женственности получили наибольшее распространение [6] . По Гёте, вечная женственность управляет миром мужчин (вечно мужественным) с помощью скрытой в ней проявляющей себя в любви силы притяжения (исследователь творчества Гёте И. Эккерман выразился о ней следующим образом: «Среди влюбленных… магнетическая сила особенно сильна и действует даже на большом расстоянии») [1] . К. Г. Карус интерпретировал образ, использованный Гёте, как приход «рвущейся вперёд жизни мужчины» к женскому «примиряющему, успокаивающему, просветляющему началу», где в стихии любви растворяется мужской эгоизм [7] [2] .

Прообразами вечной женственности Гёте стала всепрощающая Богоматерь и Беатриче из «Божественной комедии» Данте Алигьери [8] . По выражению В. К. Кантора, «идея вечной женственности является у Гете в конце „Фауста“ квинтэссенцией мирового духовно-исторического опыта. Фауст прошел все искушения человеческой истории, пока под занавес Гёте не подарил ему спасительную Ewig-Weibliche» [9] .

«Фауст» содержит большое количество христианских аллюзий. По утверждению литературоведа в статье в «Католической энциклопедии», «любовь — центральное слово и в финальной сцене 2-й части трагедии, когда Богоматерь Скорбящая (англ.) (лат. Mater Dolorosa ) в окружении святых возносит бессмертную душу Фауста» [10] .

Вне контекста «Фауста» вечная женственность стала универсальным символом высшего женского начала: от возвышенного идеала женщины «как средоточия красоты и гармонии мира» до персонификации мудрости Бога [2] .

Описывая образ вечной женственности, исследователи рассматривают его существование и до появления трагедии Гёте. Так, Иосиф Эйгес полагал, что в Средневековье культ вечной женственности сливался с поклонением Богоматери [4] . Идея Божественной мудрости Софии, с которой к началу XX века соединился образ вечной женственности, прослеживается от упоминания Премудрости, предсуществовавшей вместе с Богом, в библейской Книге притчей Соломоновых. Христианские мистики (Якоб Бёме) и русские религиозные философы (Владимир Соловьёв, Павел Флоренский, Сергей Булгаков) развивали идеи Божественной мудрости в философском и теологическом аспекте [2] . Христианско-софиологические идеи о вечной женственности подвергались критике со стороны Фридриха Ницше и Отто Вейнингера [11] .

В изложении Иосифа Эйгеса, вечная женственность становится мировым началом, непосредственным проводником которого является женское. По его мнению, «искусство проходит под знаком Вечной Женственности», которая «есть, прежде всего, красота, источник и цель всех высших переживаний прекрасного в искусстве или вне его». Творчество может заключаться в непосредственном (образы женщин и любви) и в незримом проявлении вечной женственности, а также может быть инспирировано любовью к женщине (например, нежные и возвышенные чувства В. Жуковского к Марии Протасовой) [4] .

Жуковский, когда в русском языке ещё не было слова «женственность», использовал немецкое слово «Weiblichkeit»: «ей [женщине] нужно только приобрести то, что на немецком языке так прекрасно называется Weiblichkeit и для чего нет еще выражения в языке нашем» [4] . В XIX веке русские писатели обнаружили «среди русских „уездных барышень“ (Пушкин) способность к подлинной любви, что ведёт к вечной женственности» [9] . Реализация этой идеи присутствует в произведениях различных русских писателей, так Д. Андреев считал Ф. Достоевского «вестником Вечно Женственного» [2] .

В религиозной философии В. Соловьёва понятие вечной женственности отождествляется с понятием Софии [2] . Соловьёв полагал, что она есть «образ всеединства мира, созерцаемый богом», и посвящал её мистическому образу свои стихотворения [4] , одно из которых так и называлось — «Das Ewig-Weibliche» (1898):

…Знайте же: вечная женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.

Всё, чем красна Афродита мирская,
Радость домов, и лесов, и морей,—
Всё совместит красота неземная
Чище, сильней, и живей, и полней…

В начале XX века идея вечной женственности была очень распространённой в интеллектуальной среде Серебряного века. Софиологи рассматривали её в двух аспектах: как метафизический принцип и как женственное божественное начало. В культуре Серебряного века «архетипический мотив женщины-матери, спасительницы, защитницы, хранительницы тайны продолжения человеческого рода» был одним из основных. Развитию смыслов женственности способствовала дискуссия в обществе об отношениях мужчины и женщины [12] .

У поэтов Серебряного века образом вечной женственности был «лик вечной мистической возлюбленной», существовавшей только «в предчувствии и надежде» [2] . «Прекрасная Дама» А. Блока схожа с образом вечной женственности В. Соловьёва. Блок в использовании этого образа следовал за Я. Полонским, который описал свою Прекрасную Даму в стихотворении «Царь-девица» [4] .

Источник:
Вечная женственность
Вечная женственность , вечно женственное (нем. Ewig-Weibliche ) — образ, использованный И. В. Гёте в завершающих строчках второй части «Фауста», обозначающий «трансцендентную силу, любовно
http://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%92%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

ВЕЧНАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ

МИСТЕРИЯ:
THE WANDERING JEW – СВИДЕТЕЛЬ КАЗНИ
Сцена третья, Действие первое:
Елена появляется на совете старейшин троянского народа. Увидев ее, почтенные старцы говорят один другому:
«Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:
Истинно, вечным богиням она красотою подобна!»

THE WANDERING JEW – СВИДЕТЕЛЬ КАЗНИ

Сцена третья, Действие первое:

Великий Гете всю жизнь писал Фауста. Заключительные строки поэмы подвели итог поискам: истина есть – это

ТЯНЕТ НАС К НЕЙ

Познав её нельзя уж отступиться.

Женственность проходит красной (кровавой) и прекрасной жизнетворной нитью через все образы поэмы: от невинной Гретхен – Маргариты, жизнь которой погубил Фауст – до Елены Троянской, от Афродиты Афинской и Венеры Милосской до женщин Исуса Христа: его матери – Девы Марии, его спутницы – Марии Магдалины и, спасенной им от побития камнями, блудницы – Марии Египетской.

. Великий Микельанджело всю жизнь писал свою Джоконду.

И Агасфер поведал нам истории о действительно Великих деяниях Великих людей во все времена вдохновляемых и направляемых в русло Вечной Жизни Женщиной.

1. Два фундаментальных инстинкта – самосохранения и размножения народа были изучены древними мудрецами. Тайные знания о них передаются в устной традиции, только на языке иврит и только посвященным служителям Синедриона первой череды.

С самого начала своего цивилизационного пути народ, через женщину – Еву (евр.- Жизнь дающая), получил доступ к познанию добра и зла, и не остановился на пути к раскрытию секрета своего бессмертия. Предание об этом очень скудно:

Ева, в тайне от мужчин, бывших в то время в её окружении, – Бога, Дьявола (Змия) и Адама, таки вкусила и от второго запретного плода – древа Жизни. Хотя для Бога это не могло быть секретом, по определению. Он сделал вид, что ничего об этом не знает:

— И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, познав добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева Жизни и не вкусил, и не стал жить вечно. и поставил херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву Жизни. – Бытие 3:22, 3:24).

Как видите, пророк Моисей не вписал в текст Святого писания данный факт. Наоборот, постарался замаскировать от широкой публики полученные Евой (Жизнью) тайные знания о собственном (врубаетесь?!) секрете Вечной Жизни (бессмертии) народа, который от неё произойдет.

Мудрецы, писавшие книгу Бытия, уже тогда понимали опасность и обоюдоострую суть раскрытия божественных секретов вечной жизни перед невежественными злодеями, обуреваемыми гордыней властвовать над народами-соседями как «ближней так и дальней заграницы».

Эти злодеи уже показали как они используют, открытые сионскими учеными-мудрецами, тайны могучей ядерной энергии, в целях массового уничтожения себе подобных братьев по разуму.

Предвидя такие же последствия и в отношении секрета вечной жизни богоизбранного народа, который прародительница ЕВА, т.е. ЖИЗНЬ познала, и который остается сокрытым от сынов Адама в природе её дочерей под условным названием: Любовь, Красота и Совершенство – или Вечная женственность. Вот кто, воистину, Спаситель мира!

Мужчины же, без устали, усердно ищут сей секрет у дочерей Евы и не теряют надежды найти и присвоить не принадлежащее им Сокровище.

Однако внешние проявления и последствия действия этого величайшего и тайного инстинкта-закона мы наблюаем в жизни любого царского дома, где, как правило, самой любимой женой и матерью будущих правителей империй и держав есть прекрасная и благородная дочь богоизбранного народа. (Типа иудейской принцессы Береники, в которую был безумно влюблен император Тит Веспасиан в период иудейской войны).

Великие поэты, подсознательно посвященные Провидением в эту самую главную тайну бытия, в состоянии передавать нам некие отблески бурных чувств, эмоций и мыслей, возникающих при познании источника вечной жизни.

Вся мировая поэзия и литература зародилась и вращается вокруг этого могучего магнитного поля.

Начнем с Гомера. Красота, воспетая им в «Илиаде», не отвлеченная, а конкретная, красота Елены, той самой, что похитил у мужа, спартанского царя Менелая, Парис, сын троянского царя Приама, из-за чего и началась троянская война, – вот тема, которую поднял первый поэт нашей цивилизации.

Гомер говорит, что Елена обладала божественной красотой. И все! Он не сообщает, в чем выражалась ее красота.

Однако, тот же Гомер (слепой поэт) умеет дать нам такое представление о ее красоте, которое далеко превосходит все, что могло бы сделать в этом отношении искусство. Вспомним только о том месте, где Елена появляется на совете старейшин троянского народа. Увидев ее, почтенные старцы говорят один другому:

«Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:

Истинно, вечным богиням она красотою подобна!»

Что может дать более живое понятие об этой чарующей красоте, как не признание холодных старцев, что она достойна войны, которая стоила так много крови и слез?!

2. Богизбранному народу со времен глубочайшей древности дано было понять безальтернативность идеи единения созидающего бессмертную жизнь мужского и женского начала.

В чем высшее счастье и предназначение человека на этом свете?

«И похвалил я веселие; потому, что нет лучше для человека под Солнцем, как есть, пить и веселиться» (Еккл.8.15) или «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женой» (Еккл.9.8,9)

Или отрывок из еще более древней поэмы: «Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, днём и ночью да будешь ты весел, . светлы да будут твои одежды, волосы чисты. своими объятиями радуй подругу – в этом предназначение человека!».

Царь Соломон – имел 700 жен, был мудр, правил без войн, долго и счастливо, оставил в Библии Притчи и Песнь Песней – Великий гимн Женственности!

Богатство Соломона было так велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам». Создав могучий материальный ресурс, построил Первый, и до сих пор единственный в истории человечества, Храм Единого Бога, ставший центром духовной и политической жизни народа. Туда поместил, созданный за 500 лет до этого пророком Моисеем, ковчег со скрижалями Завета (Подлинник Договора), заключенного Лично Богом с еврейским народом. Все это имело всемирно-историческое значение, и с тех пор вот уже 3000 лет эти символы Веры в Святой земле есть могучий и неиссякаемый источник Духовной сили для развития Иудео-Христианской цивилизации.

Ничего этого не было бы если бы Соломон при этом не боготворил бы Женственность и не создал первый в истории цивилизаци Великий Гимн Женственности, вошедщий неотьемлимой частью в Библию – Песнь Песней царя Соломона.

3. Начиная с Адама и Евы и заканчивая Мастером и Маргаритой, только в паре, мужское и женское начало могут приводить к истине – Вечной Жизни.

При этом ведущая и определяющая роль принадлежит женскому началу.

(Наглядной иллюстрацией и аргументом этому служит, например, история народа спартанцев. 800 лет жило государство самых смелых и непревзойденных воинов, ни разу не проигравших ни одного сражения. Женщины там были равны в правах с мужчинами. И на вопросы гостей как они получили такое равенство, они с гордостью отвечали: – Но ведь только мы способны рожать настоящих мужчин!

Но когда к ним пришла Римская империя и вместо равенства в скромном быте свободных граждан принесла безделье, роскошь и разврат для туземной элиты, то дочери бывших великих спартанок перестали рожать и выращивать воинов. Народ растворился и исчез в историческом потоке.)

Мудрецы богоизбранного народа уже во времена пленений его в Египте и Вавилоне поняли, что спасти народ от гибели-растворения среди более многочисленных народов, выполняющих имперскую миссию сможет только Женщина, в любых условиях воспроизводящяя потомство для своего, а не чужого народа. И закрепили навсегда определение принадлежности к своему народу исключительно материнством. От того, что отец ребенка будь хоть трижды православный – араб-мусульманин, его принадлежность к богохранимомому народу не подвергается сомнению, если мать, или хотя бы бабушка – таки да, были.

4. Следующая картина – это история самого Агасфера, рассказаная им в порыве откровения.

Поскольку древние мудрецы уже разместили эту историю в Священном писании под названием «Книга Эсфирь», мы адресуем любознательного читателя к первоисточнику.

Здесь же мы только еще раз обратим внимание на то, что действительно Великие правители древности и нового времени никогда не были антисемитами от природы. И отличались от примитивных тиранов, которым несть числа, тем, что были людьми высокообразованными, культурными, а потому – веротерпимыми и без комплексов ксенофобии. И как правало имели жен из числа дочерей народа божего. (Так, мазками – это жены Брежнева, Андропова, Горбачева, Мороза. Правда, жены их может были велики, они – так себе. мелкие политические деятели эпохи Пугачевой, как говорили о Брежневе при жизни).

Так вот, когда евреи находились уже три поколения в Вавилонском плену, Власть там перешла к персам. Могущество нового царя, которого греки назвали Артаксерксом, евреи – Ахашвейрошем, а латиняне – Агасферусом, не знало границ.

Новая власть отличалась веротерпимостью. Евреи пользовались значительными правами и самоуправлением.

Великий Царь Ахашвейрош позволил евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм. Для этого выделялись значительные средства из царской казны, а также возвращались храмовые ценности, которые когда-то были увезены вавилонянами.

Почему он так поступил? Да потому, что в тот период у него была – женой дочь своего народа – Эсфирь, спасшая народ от очередного погрома и уничтожения. В честь этой Женщины еврейские мудрецы учредили второй по значению, после Песах, праздник Пурим в память об освобождения народа из Вавилонского пленения. Потом, её сын – Дарий II приказал завершить восстановление Иерусалимского храма. И еще 300 лет простоял Храм до следующего разгрома властями следующей империи – Римской.

Одни говорят, что над миром властвуют Деньги и Сатана, другие – Разум и Мудрость, третьи – Бог и Любовь. Мы же, вслед за Зигмудом Фрейдом полагаем, – как и в начале всех времен, миром страстей человеческих правит Основной Инстинкт – Вечная Женственность. Проще говоря, жены правят своими народами посредством мужей – государей, султанов и царей, и президентов. И никакой совет старейшин, или парламент не в силах изменить Закон Природы.

Источник:
ВЕЧНАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ
МИСТЕРИЯ: THE WANDERING JEW – СВИДЕТЕЛЬ КАЗНИ Сцена третья, Действие первое: Елена появляется на совете старейшин троянского народа. Увидев ее, почтенные старцы говорят один другому: «Нет, осуждать
http://narodna.pravda.com.ua/politics/4b158f4986437/

Вечная Женственность

восхищаюсь творчеством Соловьева и Блока. Восхищаюсь этими великолепно-нежными словами : вечная женственность. безумно красиво, не правда ли?

пожалуйста,пишите свои отзывы,очень-очень интересно узнать ваше мнение. заранее огромное спасибо =)

  • еще короче-двустишие— иронические стихи, 25.02.2009 18:29
  • Любовь- небесное искусство.— любовная лирика, 04.11.2009 18:28
  • Нежное— любовная лирика, 29.10.2009 18:28
  • Просто любимому— любовная лирика, 29.10.2009 18:28
  • Люби.— любовная лирика, 29.10.2009 18:28
  • Тонкое.— любовная лирика, 29.10.2009 18:28
  • кратчайшее— без рубрики, 29.10.2009 18:28
  • глубокомысленное— философская лирика, 08.03.2009 18:28
  • диалог— философская лирика, 08.03.2009 18:28
  • начиная.— философская лирика, 27.02.2009 18:28
  • Россыпи— любовная лирика, 27.02.2009 18:28
  • Состояние.— любовная лирика, 26.02.2009 13:09
  • Для него— любовная лирика, 26.02.2009 13:04
  • Разглядывая старые фотокарточки— мистика и эзотерика, 26.02.2009 12:39
  • о нас— философская лирика, 25.02.2009 20:12
  • своеобразная метафора— философская лирика, 25.02.2009 13:32
  • О времени— философская лирика, 25.02.2009 13:28
  • о быстротечном— философская лирика, 25.02.2009 13:23
  • о моих стихо— без рубрики, 25.02.2009 13:20
  • еще короче-двустишие!— иронические стихи, 25.02.2009 13:02
  • Упрек— философская лирика, 25.02.2009 13:00
  • Зима— пейзажная лирика, 25.02.2009 12:56
  • ему— любовная лирика, 25.02.2009 12:52
  • Мое лучшее стихо, как мне кажется— философская лирика, 25.02.2009 12:50
  • Философия— философская лирика, 25.02.2009 12:47
  • Мое первое стихотворение, которое я написала в 7 л— пейзажная лирика, 25.02.2009 12:45
  • Весна— пейзажная лирика, 25.02.2009 12:42
  • Ода учению— философская лирика, 25.02.2009 12:36
  • нежное— любовная лирика, 25.02.2009 12:16
  • четыре строчки— философская лирика, 25.02.2009 12:07
  • стихо— философская лирика, 25.02.2009 12:06
  • строфочка— без рубрики, 25.02.2009 09:50
  • четверостишие— любовная лирика, 24.02.2009 21:15
  • ***— без рубрики, 09.02.2009 00:35

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник:
Вечная Женственность
восхищаюсь творчеством Соловьева и Блока. Восхищаюсь этими великолепно-нежными словами : вечная женственность. безумно красиво, не правда ли? пожалуйста,пишите свои отзывы,очень-очень интересно
http://stihi.ru/avtor/evelinochka

COMMENTS