Уроки психологии

План-конспект урока по психологии (5 класс) по теме: Урок психологии — Что такое общениее — для учащихся 5 классов

План-конспект урока по психологии (5 класс) по теме:
Урок психологии «Что такое общениее» для учащихся 5 классов

Урок психологии для учащихся 5 классов по теме «Что такое общение».

Урок психологии в 5 классе

по экспериментальной программе факультативного курса «Учимся общаться»

учителя МАОУ «Лицей 8» Габдуллиной С.А.

Тема: «Что такое общение».

Цель : Развитие у пятиклассников интереса к проблемам общения.

— Расширить у учащихся понятие «Общение».

— Показать роль общения в жизни людей.

— Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.

Тип урока: Практическое занятие с элементами тренинга.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактический материал: рабочие тетради, электронная презентация

1. Организационный момент

Упражнение «Поздоровайся как…»

Цель: Создание эмоционального настроя на урок

Учащимся предлагается разделиться на пары, встать в два круга лицом друг к другу, затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются:

— здороваться как старые друзья;

— как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие;

Разминка. Упражнение «Если бы я был животным»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия

Учащимся предлагается рассказать о своем настроении, с которым они пришли на занятие, сравнив себя с каким-либо животным и объяснить свой выбор.

Постановка проблемы, определение темы и цели урока.

Учитель: Посмотрите на экран, прочитайте стихотворение Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком» (Слайд 1).

Дом с колокольчиком.

Стоит небольшой старинный дом над земляным бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка, и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет: «Входи, не стесняйся, дружок».

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.

Учитель: Почему сегодняшнее занятие мы начали с этого стихотворения? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

(ответы учащихся – коллективное определение темы и целей урока)

Слайд 2 «Высказывания великих людей об общении»

Учитель : Почему А. Экзюпери назвал общение «самой большой человеческой

Учитель: Итак, что же такое общение. Чтобы ответить на этот вопрос я вам предлагаю подобрать однокоренные слова к слову общение.

Учитель: Что главное, объединяющее в этих словах?

Учитель : Итак, общение – это особый вид человеческой деятельности, которая необходима для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и окружающим миром. (слайд 4)

Учащимся дается инструкция: представьте, что вы решили провести выходной в загородном доме. Внезапно поднялся сильный ветер, пошел снег. Понятно, что никто сегодня к вам приехать не сможет. В доме есть запас воды, еды, топлива, тренажерный зал, бассейн, библиотека, магнитофон. Опишите свои ощущения при условии, что связь с внешним миром отсутствует.

Затем задание усложняется тем, что:

— ситуация продолжается на следующий день;

— ситуация продолжается неделю:

-ситуация продолжается месяц.

Рефлексия и выход на роль общения в жизни человека.

Учитель: У общения как у всякой деятельности есть свои законы и правила.

Упражнение «Скажем все вместе».

Учащимся предлагается всем вместе хором сказать название любимого предмета.

Учитель : Назовите любимые предметы других учащихся.

Рефлексия и выход на первый закон общения (слайд 5) – умение слушать и слышать друг друга.

Упражнение «Да — нет» (работа в парах).

Учащимся предлагается выбрать одно из утверждений («да» или «нет») и по очереди произносить его, сначала тихо, а с каждым сигналом громче и громче.

Рефлексия и выход на второй закон общения (слайд 6) – умение находить компромисс.

Упражнение «Разожми кулак» (работа в парах).

Учащимся предлагается по очереди, используя любые возможности, но, не причиняя боли, разжать кулак товарища, работающего в паре.

Рефлексия и выход на третий закон общения (слайд 7) — умение аргументировано убеждать другого человека.

Учащимся предлагается в тетрадях обвести свою ладонь и ответить на следующие вопросы, записав ответ на каждом пальчике нарисованной ладони:

— с каким настроением ты уходишь с урока;

— что понравилось на уроке;

— что не понравилось на уроке;

— были ли задания, которые вызвали трудность;

— что нового для себя ты узнал. (слайд 8)

Учитель: Благодарю вас за работу на занятии. Ваши ответы были интересными и оригинальными. Вы большие молодцы, все учащиеся за урок получают «отлично».

4 Домашнее задание

Учитель: Наше занятие подошло к концу. Составьте дома «Круг моих связей и отношений». В центре рисунка изобразите себя, а на периферии напишите, с кем вы общаетесь.

  1. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение, 1991.

2. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. Грозный. 1988.

3. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М.: Молодая гвардия, 1973.

4. Леви В.Л. Я и мы.М..Молодая гвардия. Грозный, 1988

5. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов.-Ярославль:Академия развития, 2001.

Диагностика результативности урока

Урок проводился в группе (13 чел.). Поставленные учителем перед учащимися цели и задачи были достигнуты.

Урок имеет процент успеваемости 100%., процент качества – 100%

Источник:
План-конспект урока по психологии (5 класс) по теме: Урок психологии — Что такое общениее — для учащихся 5 классов
Урок психологии для учащихся 5 классов по теме "Что такое общение".
http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2011/11/22/urok-psikhologii-chto-takoe-obshcheniee-dlya-uchashchikhsya-5

Уроки психологии

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома”.
Начинать уроки лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции.

Учитель говорит слова, дети повторяют за ним:

Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.

Позади уж давно перемена,
Пора всем нам дружно
Приняться за дело.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий
И полон тревог.
Ты учителя внимательно слушай,
Чтоб задания выполнить смог.

Громко прозвенел звонок — начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание моё растёт
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе,
Работаю!

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать.
И внимательными быть, и старательными быть.
И тогда уж точно, каждый, знания свои покажет!

Я тебе желаю добра!
Я себе желаю добра!
Мы желаем друг другу добра!
Если тебе будет трудно
Я на помощь к тебе приду!

Сегодня у нас особенный день,
Отбросим-ка в сторону мы свою лень!
Будем все думать, решать и смекать
Ведь знания вам предстоит получать.

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!

-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке.

— Пусть урок принесёт вам радость познания!

Прозвенел уже звонок
Сядь тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы считать трудиться,
Ведь заданья не легки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы-ученики.

Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
Положите руку на сердце и повторяйте за мной:
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть всё прекрасное.
Я есть Человек,
Всё зависит от меня,
Всё в моих руках.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.

Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.

Психологические настрои под музыку:
Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).

(Притча)
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: «Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках”.

Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.

Психологический настрой, подходящий для всех уроков.
— Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
— Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.
— Я тоже покажу вам своё настроение.

— Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

— Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок.

— Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
Улыбнулись и присели.

Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтоб иметь хорошие знания
Понадобятся терпение и старание.

«Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по стране знаний.»

Погладьте себя по голове
Обнимите себя
Пожмите соседу руку
Улыбнитесь друг другу
-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
— Начнем скорей урок!

Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.

Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткём из ниточек урок,
Он знакомства нашего исток.
А исток начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.

Вводно -психологический настрой для урока математики:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!

Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.

Прозвенел уже звонок.
Он позвал нас на урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Будем сегодня задачи решать.
Будем складывать и вычитать.

И прекрасна, и сильна –
Математики страна.
Уравненья и задачи,
Устный счет здесь всякий раз.
Пожелаю вам удачи!
За работу! В добрый час!.

Математику, друзья
Не любить никак нельзя!
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это – математика!

Вы внимательными были,
Сложных правил не забыли.
Всё решили,
посчитали,
И нисколько
не устали!

Ждёт нас сегодня работа важная.
Что мы знаем- будем повторять,
Что забыли – будем вспоминать.
Будем задачи решать,
Складывать, делить,
Вычитать, умножать.

Чтобы быстро считать,
Задачи без труда решать,
Нам надо себя тренировать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта

К уроку математики
Готовьте ум и глаз.
Тут линии, квадратики
Расставлены для вас.

Вводно -психологический настрой для урока русского языка:

Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.

Здравствуйте, дети!
Прозвенел звонок,
Начинается наш урок,
Урок родного языка.
Мы рады этому.
Наша память крепка.
Внимание наше растёт.
Мы готовы работать.

Делу время, потехе час.
Послушайте мой рассказ.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь

Женский род — запомню я
И скажу: «она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: «он мой”.
Средний род: «оно моё”
Это правило моё!
Спасибо!

Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!

Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.

Сколько правил, сколько правил.
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только,
Будь внимательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь.

Психологический настрой для открытых уроков.

Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

— Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!

Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
Погладьте себя по голове
Обнимите себя
Пожмите соседу руку
Улыбнитесь друг другу
-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

Материал подготовила -Стефанович Надежда Михайловна, Диевская средняя школа, Аулиекольский район, Костанайская область,

Источник:
Уроки психологии
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома”. Начинать уроки лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции. Учитель
http://tak-to-ent.net/load/494-1-0-11715

Уроки психологии

39 ответов на горячие вопросы об отношениях.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Пошаговый видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Что значит стать «слабой» для мужчины?

Как быть, если из отношений уходят внимание и забота?

О какой женщине мужчина мечтает заботиться?

Статей на сайте: 605

Нить Ариадны в Отношениях [НАвО]

Как прийти в отношениях к истинной Любви и стабильному чувству счастья?

Какой важнейший элемент отношений и жизни вы потеряли?

3 линии Любви, и почему две из них вы постоянно игнорируете

Видеолекция «Уныние и депрессия»

Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

Уныние и депрессия в отношениях.

Способы преодоления уныния и депрессии.

Неэффективные способы борьбы с депрессией.

Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое.

«На тренинг Дмитрия Науменко «Путь Женственности» попала случайно. «

Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

И что нужно для того, чтобы их тандем не только состоялся, но и продлился на всю жизнь.

Запись онлайн-семинара «39 ответов на горячие вопросы об отношениях»

Ответы на самые актуальные вопросы об отношениях, беспокоящие женщин.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

«Выстроилась какая-то общая картина о значении женственности, каких-то очевидных правилах поведения, о которых я не знала или не задумывалась. «

Появились наметки на изменения образа жизни, появились более женственные интересы, увлечения, улучшилось самочувствие.

И, конечно, мужчины тоже обратили внимание на то, что я изменилась в лучшую сторону в своем поведении.

Видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Курс для тех, кто хочет получать в отношениях больше внимания со стороны мужчины.

Вы раскроете в себе те черты, на которые мужчина неизменно реагирует повышением заботы, внимания и любви к вам.

«Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и ничего серьезного не получалось. «

Тренинг показался мне очень интересным и познавательным, я не слишком позитивно относилась к разного рода психологическим тренингам, т.к. был негативный опыт, но решила дать еще один шанс и не прогадала.

Было не скучно, что очень важно, очень понравились задания.

100-дневная системная программа личностного роста для женщин

Любовь, поиск себя, отношения, раскрытие женской природы, самореализация, смысл жизни

«До тренинга у меня не было знакомств с мужчинами даже по работе, хотя я работаю с людьми. На сегодняшний день у меня три поклонника. «

Главное для меня было с точки зрения мужчины-психолога понять, как себя вести и в чем мои ошибки. Ведь все мы разные.

Надо найти себя такую, какой комфортно. Тогда и люди будут притягиваться одной волны.

Скайп-консультации

Я ценю ваше время.

Одна-две встречи в Скайпе — и вы уже на верном пути.

Без лишних разговоров и переливаний из пустого в порожнее.

Вы уже готовы услышать правду и выйти из зоны комфорта?

«Поняла, как добиться того, чтобы мужчины относились к вам как к женщине, а не как к другу. «

Прежде всего хочу сказать спасибо за эту замечательную возможность, побывать на тренинге.

Иногда, мы просто не задумываемся, как то или иное событие или случай в жизни могут ее изменить.

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Урок по психологии (виды, структура, содержание, подготовка)

В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях, техникумах, училищах, колледжах) урок является традиционным видом классной работы. Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. В этом определении находят отражение отдельные аспекты данного достаточно общего понятия. Главными характеристиками урока является то, что это форма организации обучения:

1) группы учащихся одного возраста;
2) постоянного состава;
3) занятие по твердому расписанию;
4) с единой для всех программой обучения.

Сущность урока сводится «к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя».

С точки зрения учителя, урок — это управление познавательной деятельностью учащихся. С точки зрения учащегося — это усвоение научного, практического и социального опыта и развитие. Функция урока состоит в достижении определенных, относительно завершенных, целей на пути познания и развития. Цели — это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности. Урок способствует достижению определенных дидактических целей, решению конкретных задач в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса. Особенности урока как организационной формы обучения обусловлены его целями и задачами.

Типичный урок предполагает следующие формы учебной работы и решение соответствующих дидактических задач:

1) проверка домашнего задания и повторение пройденного;
2) объяснение нового учебного материала;
3) закрепление и применение нового материала.

Последовательность решения этих дидактических задач может быть разной. Традиционный план комбинированного урока включает в себя следующие пункты:

1) оргмомент;
2) проверка домашнего задания;
3) опрос учащихся по ранее пройденному материалу;
4) изучение нового материала;
5) его закрепление;
6) задание на дом.

Однако нет необходимости всегда строго придерживаться данной последовательности в планировании урока. Гибкий и вариативный подход к структуре урока исключает шаблонность в его проведении. Элементами структуры урока могут быть различные виды деятельности учителя и учащихся.

Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью:

на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенной им информации, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.;
на другом — демонстрация способов деятельности, воспроизведение их учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.;
на третьем — решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя и т. д.

Типы уроков. В современной дидактике имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Остановимся на одном из них, наиболее обобщенном. Махмутов предлагает классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем подготовленности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются пять типов уроков.

Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая уже пройденный материал, не опираясь на него и не применяя его. Формами изучения нового материала могут быть:

лекция;
объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов;
эвристическая беседа;
самостоятельная работа с учебником и другими источниками;
постановка и проведение опытов и экспериментов.

В рамках данного типа учителя могут применять такие виды уроков, как:

урок-лекция;
урок-семинар;
киноурок;
урок теоретических и практических самостоятельных работ;
урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

Соответствующие методические рекомендации по проведению уроков лекционного и семинарского типов можно найти в предыдущих разделах.

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к следующему:

систематизация и обобщение новых знаний;
повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
формирование умений и навыков;
контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В данном типе уроков различают несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала, уроки повторения, уроки комплексного применения знаний, умений и навыков.

К основным видам уроков данного типа относятся:

уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных и письменных упражнений);
урок-лабораторная работа;
урок практических работ;
урок-экскурсия;
урок-семинар).

Соответствующие методические рекомендации по проведению уроков лабораторного и практического типов можно найти в предыдущих разделах.

Уроки обобщения и систематизации. Такие уроки стимулируют учащихся к повторению больших разделов и блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный характер. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды проведения уроков.

Комбинированные уроки. Это наиболее распространенный тип урока в существующей школьной практике. На нем решаются разные дидактические задачи из числа рассмотренных выше, поэтому этот тип урока и получил название «комбинированный». Методическая структура такого урока включает следующие основные элементы:

организация учащихся в начале занятия;
повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изученного материала на текущем уроке;
введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению;
первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;
формулирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению;
подведение итогов урока.

Перечисленные компоненты методической подструктуры комбинированного урока взаимодействуют между собой и зачастую переходят друг в друга; они могут менять последовательность в зависимости от организации познавательного процесса. В таких случаях структура комбинированного урока становится гибкой, подвижной.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначены для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися учебного материала, диагностики уровня обученности учащихся, коррекции в процессе обучения. Такие уроки могут иметь следующий вид:

устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
письменный опрос;
диктанты;
изложения;
решения задач;
зачетная работа;
контрольная самостоятельная работа;
экзамен.

Эти виды уроков проводятся после изучения объемных разделов и тем учебного курса.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок (или часть урока) по анализу и объяснению типичных ошибок, достоинств и недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:

1) в подборе информационного материала для использования на занятии;
2) в выделении основных фактов, явлений, понятий, закономерностей, составляющих знания, которые должны быть усвоены учащимися;
3) в выборе способов объяснения этих знаний;
4) в подборе примеров и иллюстраций для понятий и закономерностей;
5) в разработке видов практической активности, направленных на усвоение и закрепление знаний;
6) в разработке развивающих видов активности учащихся;
7) в распределении заданий для классной и самостоятельной работы.

Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделение и формулировка знаний, которые будут предметом изучения:

1) психические явления;
2) понятия;
3) закономерные связи психических явлений;
4) психологические факты.

Нецелесообразно насыщать урок большим количеством понятий, фактов, закономерностей. Гораздо важнее обеспечить понимание нового материала и его закрепление на практике, показать возможности практического применения усвоенных знаний.

В качестве источников при подготовке к урокам используются те учебные пособия, научные и научно-популярные книги, которые перечислены в программе. Помимо этого могут использоваться также статьи в научных и научно-популярных журналах (которые обычно в программе не указываются).

За основу при подготовке к урокам психологии в школе могут быть взяты изданные у нас в стране учебники и учебные пособия для школ, для начальной школы — учебное пособие под редакцией И. В. Дубровиной (1998). Кроме того, в качестве учебных пособий могут использоваться также и учебные пособия для младших курсов вузов.

Порой учителя затрудняются в выборе одного учебного пособия, которое с их точки зрения было бы наиболее подходящим для учащихся. Поэтому при подготовке к урокам возможно комбинирование материалов из разных книг. Перечисленные выше пособия обладают тем безусловным достоинством, что они в систематизированном виде излагают психологические знания. Однако полнота и доступность изложения отдельных вопросов в них неодинакова. Поэтому многие учителя используют их выборочно.

Помимо учебных пособий при подготовке к урокам можно использовать научно-популярные книги и статьи в научно-популярных журналах и газетах. Они написаны доступным языком и сопровождаются примерами. Поэтому их удобно использовать при подготовке к урокам. Интересные И полезные материалы по психологии время от времени печатаются в таких журналах, как «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Здоровье»; рубрика «Психолог у доски» есть в газете «Школьный психолог».

Научно-популярных изданий по психологии выпускается очень много. Большинство из них посвящено определенной сфере психологии, поэтому названия конкретных книг, полезных при подготовке к урокам, будут приведены в соответствующих разделах.

Наиболее полезными могут быть книги и статьи по психологии для детей и молодежи, поскольку они уже адаптированы для соответствующей возрастной категории. Названия книг соответствующей тематики мы перечислим ниже при рассмотрении отдельных тем.

Научные издания и статьи в научных журналах представляют описание научных исследований, предназначенное, как правило, для специалистов. В них можно найти последние научные данные, однако учителю при подготовке к урокам необходимо изложить данный материал в дидактически доступной форме для учащихся соответствующей ступени обучения. Наиболее известные научные журналы по психологии в нашей стране: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета Серия 14, Психология». В последние годы стали выходить журналы «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Детский практический психолог», «Журнал практического психолога». В них время от времени публикуются статьи, полезные и интересные не только для профессиональных психологов, но и для учителей.

В результате такой подготовительной работы разрабатывается конспект проведения урока, представляющий собой сжатое, связное изложение содержания учебного материала, которому обучает учащихся учитель, и видов деятельности, которые при этом используются.

Конспект урока. Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя:

1) формулировку темы;
2) описание целей и задач урока;
3) перечисление основных этапов урока;
4) краткую характеристику содержания и видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока;
5) описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке;
6) указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока по оценке учителя.

Важнейшим признаком хорошего конспекта является возможность его практического использования для проведения урока. Для этого он должен быть достаточно читабельным в любых условиях проведения занятия, при любом расположении учителя в классе. Конспект должен быть для учителя ясным и четким путеводителем по уроку и помогать в его проведении.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке: В педагогической литературе и школьной практике существуют три основные формы учебной деятельности:

фронтальная, которая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя;
индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности;
групповая, которая предполагает работу учащихся в подгруппах по 3-6 человек или в парах; задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

При организации и проведении уроков психологии необходимо учитывать ряд психолого-педагогических принципов обучения. В частности, важно управлять вниманием учащихся на уроке, его устойчивостью и переключением.

Длительное время поддерживать высокий уровень внимания — трудная задача для большинства детей. Как показывает практика, время от времени наступает снижение внимания, которое часто называют кризисом внимания. Периодичность кризисов зависит от возраста учащихся и степени интереса к изучаемому учебному материалу; обычно кризис наступает примерно каждые 15 минут. В эти моменты учителю целесообразно активизировать непроизвольное внимание, переключать внимание учащихся на новые виды активности.

Поскольку изучение психологии в школе имеет прежде всего развивающее значение, то планированию на уроке развивающих видов активности учащихся нужно уделить особое внимание. В качестве развивающих заданий могут использоваться задания на овладение средствами понимания других людей и самопознания, на усвоение эффективных приемов интеллектуальной работы (развитие наблюдательности, мнемотехники, мыслительных операций и стратегий решения задач), на освоение методов психической саморегуляции (релаксации, аутотренинга).

Домашние задания по психологии должны носить творческий характер и не создавать дополнительных учебных перегрузок. Основной акцент при изучении психологии целесообразно сделать на классных занятиях.

В заключение отметим, что в литературе по психологии понятие «урок» порой обозначает разные виды занятий: как предметно-ориентированные, так и личностно-ориентированные. В данном разделе мы рассмотрели преимущественно организацию уроков психологии предметно-ориентированного типа. Уроки личностно-ориентированного типа по содержанию деятельности и методике проведения представляют собой скорее занятия внеклассного характера. Методические аспекты их планирования и организации сходны с психологическими тренингами.

Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии
Просмотров: 48385

Все материалы из данного источника: Карандашев В.Н. ->

А вот тут про отношения:

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

Вам также может быть интересно:

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Источник:
Уроки психологии
Урок по психологии (виды, структура, содержание, подготовка)
http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=394

Уроки психологии в начальной школе

Цель психологической, развивающей работы в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, позволяющие:

сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию (“Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это дает”)
сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии (“Какой я?”)
дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий (“Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?”)
предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) (“Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам”)

Такие условия создаются за счет достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий.

Урок психологии во 2 классе

Тема. Я учусь запоминать

Цель. Показать разные способы запоминания.

Мотивировать детей на тренировку своей памяти

таблицы Шульте
конверты с буквами
наглядные пособия (цифры, плакаты для развития зрительной памяти, для проведения физминутки)

Беседа с детьми. Настрой на работу.

Кому нравится погода сегодня?

Кто с желанием шел сегодня в школу?

Откройте тетради, запишите число, нарисуйте свое настроение.

Я объявляю тему “Я учусь запоминать!”

А нужно ли это? Зачем?

Память свою можно и нужно развивать. И этим мы будем сегодня заниматься на уроке.

Подготовим наш мозг к работе.

Чтобы лучше запоминать, нужно быть очень внимательным.

Выполняем упражнения на развитие внимания.

работа с таблицами Шульте

игра “Пишущая машинка”

(на доске слова дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание)

“Вы буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете “печатать” по буквам с помощью хлопков. Например, слово “он”. Сначала хлопает тот, у кого буква “о”, затем тот, у кого буква “н”. Помните, печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности. (у детей буквы “д”, “о”, “е”, “а”, “с”,”к”, “в”, “г”,”л”,”м”, “и”, “н”)

Развиваем мышление. Прежде чем запоминать, нужно подумать. Учимся группировать. (У детей конверты с буквами) (Рисунок 1). Сгруппируйте буквы.

по названию
все прописные
все печатные
все письменные
все заглавные

На доске слова сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш. Наша задача запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти слова запомнить. (Их можно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи). Поработаем со словами по группам. Закрываем слова, пишем по памяти. Можно еще раз открыть на пять секунд. Запоминается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что появляется и исчезает. Когда я буду открывать на несколько секунд, постарайтесь увидеть те слова, которые не можете вспомнить. (Этот прием используется в течение всего урока).

меньше 5 слов – память нужно развивать
6, 7, 8 слов – хорошо
9,10 слов – отлично

Рассуждая аналогично, запоминаем цифры. Включаем смысловую память.

3, 5, 7, 9, 11 – как можно запомнить? (Все нечетные)
3, 5, 9, 7, 13, 5 – все нечетные, две пятерки, переставлены 7 и 11
Запомните самостоятельно.4, 8, 3, 6, 5, 10, 12.

Физминутка. Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти. (Рисунок 2)

Еще один способ запоминания. На доске слова ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь. Можно запоминать эти слова, составляя предложения. А из предложений – рассказ. Можно составлять веселые предложения, даже про то, чего на свете не бывает.

После работы со словами, закрываем, пишем по памяти. Проверяем. Оцениваем себя. Как результаты? Мы включали эмоциональную память.

Развиваем зрительную память. Работаем с таблицей, на которой нарисованы вазы. (Рисунок 3) Посмотрите на эту вазу (Рисунок 4), запомните. А теперь найдите эту вазу среди других и назовите номер, под которым она находится. Узнали? Молодцы!

Попробуем запомнить предметы, а потом нарисовать их. Посмотрите на таблицу, на которой нарисованы разные предметы (Рисунок 5). Представьте себе, как вы играете с мячом, смотрите телевизор, нюхаете розу, пробуете ароматную клубнику и т. д. Включайте тактильную, слуховую, обонятельную, осязательную память. Закрываем картинки, рисуем у себя в тетради. Проверяем.

Подводим итог. Какой способ вам показался удобнее?

Урок психологии в 4 классе

Тема Pазвитие орфографической зоркости

Цель: Показать разные способы развития орфографической зоркости

Организационное начало урока.

Игра “Слушай и выполняй. Выполнять после того, как прослушаете все задание:

повернитесь друг к другу
улыбнитесь
скажите добрые слова

Определяем план работы на урок. На доске запись:

тренируем внимание
развиваем память
играем в учителя
фантазируем, придумываем

Развиваем внимание. Прежде чем мы будем выполнять упражнения по развитию внимания, подумаем: как в работе над русским языком нам может помочь внимание?

Итак, быть внимательным нужно, чтобы видеть орфограммы и грамотно писать.

Работа с таблицами Шульте.

Корректурная проба. В тексте находить буквы А, О, К.

А – зачеркиваем, О – подчеркиваем, К – обводим в кружок. Посчитайте, сколько знаков зачеркнули.

Объедини одним правилом

этаж, дочь, чиж, ночь, ключ, глушь

гроза, зима, река, гора

звездный, радостный, устный, солнце

городки, шапка, шубка,

объявление, съедобные (грибы)

льет, пьет, бьет, вьет, обезьяна

Игра “Четвертый лишний”. На доске анаграммы. Расшифруйте слова, запишите, лишнее слово подчеркните.

Источник:
Уроки психологии в начальной школе
Я веду в школе уроки психологии. Аргументация в пользу ведения психологии как учебного предмета проста и убедительна: дети в школе изучают законы развития общества и превращения материи, закономерности роста живых организмов и преобразования кислот, но не изучают закономерности и принципы собственного внутриличностного развития. Мы говорим детям: "Обратите внимание, давайте подумаем, как вы помните", но не объясняем сущность внимания, мышления или памяти.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/101551/

COMMENTS