Психология взаимоотношений

Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих

Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих

Именно эти частные условия в значительной степени и о определяют специфические особенности психологии данного коллектива. Таким образом, хотя каждый коллектив может рассматриваться в качестве носителя общественной психологии, его «индивидуальная»- психология неповторима.

Если говорить о взаимоотношениях военнослужащих в целом, то в их структуре можно выделить несколько сфер: служебную, общественно-политическую, неслужебную (бытовую), и также их неотъемлемый аспект — систему межличностных психологических отношений.

Служебные отношения — важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако, и на службе, и вне ее взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения. [3, с. 17]

Межличностные психологические отношения являются одной из сторон объективных отношений, оказывающей исключительно большое влияние на поведение военнослужащих. Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности складывается порой стихийно. Однако роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому изучение структуры межличностных отношений военнослужащих нуждается в пристальном внимании и систематическом управлении со стороны командира подразделения. Данная необходимость обусловлена и тем, что в процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления.

Одно из таких явлений — стремление личности к самоутверждению. Самоутверждение личности — это ее стремление занять и удерживать определенную позицию в системе психологических отношений в коллективе, которая обеспечивала бы данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. Процесс самоутверждения личности — это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, с тем чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играть значимую роль в коллективе.

Развитие общественных отношений предполагает борьбу противоположностей, столкновение нового и старого, закономерного и случайного, личного и общественного. Психологии взаимоотношений военнослужащих также присуща определенная противоречивость. При анализе их взаимоотношений можно встретить случаи обострения противоречий, которые существенно сказываются на самочувствии отдельных военнослужащих и деятельности коллектива в целом. Подобные противоречия называются конфликтами.

Конфликт (в переводе с латинского — столкновение) означает противоборство между людьми, которые защищают свои интересы, отстаивают свои взгляды и привычки поведения, доказывают свою правоту, пытаются самоутвердиться в коллективе. Конфликт затрагивает положение человека в обществе, коллективе, его авторитет и личное достоинство. Он может возникнуть в результате препятствий в достижении личных или коллективных целей.

С учетом количества воинов, участвующих в конфликте, можно различать парные конфликты, в которых действуют два человека (начальник — подчиненный, два военнослужащих), групповые, охватывающие несколько военнослужащих, межгрупповые конфликты и всеобщие конфликты, вовлекающие почти весь коллектив.

В зависимости от психологического состояния конфликтующих сторон конфликты бывают с высоким, умеренным эмоциональным напряжением и без эмоционального напряжения. Психология человека такова, что к борьбе он относится далеко не спокойно. Такие эмоции, как обида и злость, страх и гнев, возмущение и презрение, в значительной степени возбуждают человека и заставляют его вести противоборство с эмоциональным накалом и страстью.

Источник:
Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих
Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих: Любой коллектив, в том числе и воинский, содержит сложную совокупность внутри коллективных социально-психологических явлений и процессов. Однако следует иметь в виду, что в психологии конкретного коллектива наряду с общими отражаются и частные … — — . Портал Медицина от А до Я
http://xn--80ahc0abogjs.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/osobennosti-psihologii-vzaimootnosheniy.html

Психология взаимоотношений

Тяга к самопознанию — одна из черт, выделяющих человека среди других живых существ. Надпись на вратах дельфийского оракула: «Познай самого себя» — наверно, самое древнее выражение этой потребности.

Вопросы «Кто Я?», «Какой Я?», «Каковы мои способности?», «Как меня воспринимают окружающие?» свидетельствуют о тонкой организации задающего их. В современном мире такие вопросы помогает решать психолог.

В современном мире знание природы человека необходимо каждому: и родителю для понимания своих детей, и подростку для понимания окружающих его ровесников и прежде всего себя, и специалисту, работающему с людьми.

Слова “психолог” и “психология” не оставят равнодушным ни одного человека. Общество и его отдельные представители ждут от психологии избавления от своих многочисленных проблем, и слишком часто их ожидания оказываются обманутыми.

В нашей повседневной жизни формирование гармонических человеческих взаимоотношений — процесс очень сложный, сопряженный с преодолением немалых трудностей. Одна из них — это отсутствие знаний о человеке, о закономерностях его психики, о механизмах общения, развития личности и характера.

Эти знания, необходимые всем и каждому, не просты для усвоения, их практическое применение требует особой подготовки, специальных навыков, терпения и творческого подхода. Между тем непонимание себя и других, отсутствие навыков психологически грамотного общения и неумение управлять собой мешает некоторым людям проявлять свои лучшие качества и находить верные пути в жизни, приводит к недоразумениям и конфликтам, а подчас и к болезненным состояниям. Важную роль в помощи таким людям играют практическая психология и психотерапия

Искусство общения — важнейший навык, которому стоит обучиться каждому из нас, независимо от того, где мы работаем и чем занимаемся.

Чтобы стать мастером общения, важно развивать самые разнообразные навыки: это и ораторское мастерство, и умение управлять конфликтом, и навыки ведения переговоров, и подстройка к собеседнику, владение мимикой, голосом и жестикуляцией.

Конечно, познание себя и окружающих людей — это не столько наука, сколько искусство. И чтобы это искусство стало доступным многим, чтобы человек, зная себя и понимая свои отношения с окружающими, сделал меньше серьезных ошибок, предназначены эти психологические страницы.

Эти страницы содержат практические советы, которые помогут понять себя и других, наладить свои отношения с окружающими, получить необходимые знания из области практической психологии. Это проект о Человеке и для Человека.

На этих страницах Вы найдете : статьи и заметки, книги по практической, популярной психологии , обучающие искусству общения и многое другое.

Вряд ли найдется на свете женщина, удовлетворенная своим внешним видом. И главная претензия — вес: как известно, даже топ-модели находят у себя под коленкой лишние миллиметры, которые не дают им спать спокойно. Прогресс не стоит на месте: ежеминутно изобретаются новые диеты, супермассажеры и чудодейственные пилюли, призванные избавить страдалиц от напасти. А вес и ныне там.

Всех мужчин привлекают и не оставляют равнодушными «плохие девочки». Особенно те, которые называют подобных женщин нецензурными словами. И привлекают они мужчин не своими внешними качествами, сексуальной фигурой или интеллектом, а чем-то совершенно иным. Чем же?

Всегда был, есть и будет общественный стереотип, согласно которому успешной считается женщина, побывавшая замужем и родившая ребенка. Успешность мужчины определяется тем же обществом по другим критериям, и наличие семьи и детей находиться далеко не на первом месте.

Каждой женщине, признаемся честно, хочется, чтобы первые встречи длились вечно, а любимый был рядом, здесь и сейчас. Как же создать такую обстановку, чтобы запомнилась ему и связала вас? Рецепты, которые мы предлагаем — это не магия. Или не совсем магия. Это — примерно то же самое, что сделать макияж перед свиданием. А ведь красить губы, чтобы понравиться, еще не значит колдовать.

Если бы мы имели возможность заглянуть в самые сокровенные уголки души человека, то, наверное, увидели бы, как сильна в каждом потребность не только быть любимым, но и самому испытывать любовь и эту любовь кому-то дарить. Мы бы увидели, сколько любви таится внутри каждого из нас и до какой степени эта любовь во многих случаях остается невостребованной. Как бывает обидно, когда кажется, что наша любовь — самое ценное, что у нас есть, — не нужна. Почему это происходит? Давайте совершим маленький экскурс в глубины человеческих взаимоотношений и попробуем найти причины.

Возьмем первый, поверхностный срез психологии взаимоотношений. Психологи в своих исследованиях определили множество факторов, влияющих на возникновение симпатии, взаимопритяжения, взаимоотношения, на их качество и характер. Наиболее важным фактором привлекательности человека служит его сходство с нами: сближаются люди, чьи склад характера, интересы, склонности, убеждения и жизненные ценности подобны.

Но как же распространенное мнение, будто притягиваются противоположности? Известный социальный психолог Эллиот Аронсон, например, считает: люди привязываются друг к другу не только из-за сходства, но и потому, что могут дополнять друг друга. Однако не все исследователи с ним соглашаются. Многочисленные эксперименты, проведенные исследователями разных стран, выявили устойчивую закономерность: наибольшая вероятность, что симпатия перерастет в привязанность, существует между людьми, близкими по духовному складу. Иными словами, для возникновения привязанности важнее сходные представления о смысле жизни, чем, например, совпадение темпераментов или одинаковая скорость реакции.

По данным американских исследователей Дэвида Басса и Сандры Барнс, при создании длительных и прочных отношений люди наибольшее значение придают способности быть хорошим товарищем и другом, вниманию и уважению к партнеру, честности, преданности, надежности, уму и рассудительности, доброте, умению понимать другого и искусству быть интересным собеседником.

Мы склонны испытывать особую симпатию к тому, кто открылся нам, кто поделился с нами чем-либо глубоко сокровенным, даже если это слабость или недостаток, или к тому, кому мы открыли часть нашего внутреннего мира, души, сердца, которую открываем не каждому.

Определили психологи и те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения. На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Стереотип — своеобразный ярлык, который мы наклеиваем. Мы невольно относим человека к одной из категорий, которыми обычно пользуемся: «весельчак», «пройдоха», «зубрила», «синий чулок» и т. д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление.

Категории, на которые мы подразделяем людей, часто зависят от нашего состояния и настроения, но особенно — от нашего характера и образа жизни, а также стереотипов нашего окружения. Ярый борец с курением мысленно делит всех на курящих и некурящих, интеллигент — на тех, с кем есть о чем поговорить, и тех, с кем говорить не о чем, модница — на хорошо одетых и всех прочих.

Весьма распространенная ошибка при восприятии другого человека — «эффект ореола». Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок. Мы удивляемся, когда выясняется, что приятный нам человек может быть дружелюбным с друзьями и деспотом с женой и детьми.

Немаловажный стереотипный фактор, определяющий оценку человека при поверхностном знакомстве, — внешность. Студенты одного из университетов отвечали на вопрос, какие качества человека для них являются самыми важными, когда возникает желание с ним познакомиться. Выяснилось, что из всех качеств значение имела только внешняя привлекательность. А ведь все участники эксперимента являлись студентами престижного университета, интеллектуалами!

Вы можете приобрести в нашем

Цицерон, однако, считал, что высшая доблесть и главная обязанность мудреца — не пленяться наружностью. Эзоп говорил, что тонкость ума лучше, чем красота тела. А русская народная пословица утверждает: «С лица воды не пить». Да и каждый из нас, конечно, прекрасно понимает: душевные качества человека, его способность сопереживать и любить никак не связаны с объемом талии или формой носа. Но, к сожалению, в момент возникновения отношений (и долгое время потом) многие об этом забывают. Все это начинает осознаваться только при более длительных и глубоких отношениях.

Очень жаль, что из-за гонки за внешней привлекательностью — если она становится основным критерием для создания взаимоотношений — мы можем упустить по-настоящему близкого и родного человека, который, быть может, находится совсем рядом.

А если люди хорошо и давно друг друга знают, если испытывают взаимное притяжение на душевном уровне, начинает работать великий принцип: кто близок, тот и красив. Нет такой красоты, которая позволила бы бесконечно скрывать злую или убогую душу. И нет такого лица, которое не являлось бы необыкновенно красивым для любящего взгляда. Величие и силу внутренней красоты, озаряющей лицо, словами не опишешь!

Именно здесь следует искать причины ситуации, многократно обыгранной в литературе и кинематографе, когда мужчина, некогда без памяти влюбленный в неотразимую женщину-вамп, уходит от нее к невзрачной, но понимающей его сердце «серой мышке», или когда девушка предпочитает самодовольному красавцу душевно близкого ей человека, не наделенного яркой внешностью.

Американский психотерапевт, создатель «Трансакционного анализа» Эрик Берн стал автором оригинальной теории человеческих взаимоотношений, изложенной в книге «Игры, в которые играют люди». Он тщательно и тонко проанализировал поведение людей в разных ситуациях, и это привело его к констатации: самая большая проблема возникает тогда, когда в общении и во взаимоотношениях исчезает искренность, когда люди перестают быть самими собой и начинают играть, вместо того чтобы вести себя естественно и зрело.

Берн говорит о трех состояниях личности, которые по-разному проявляются в каждом из нас: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый».

«Ребенок» живет в человеке всю жизнь. Это наиболее искренняя часть нас самих, проявляющаяся, когда мы мыслим, реагируем и чувствуем, как в детстве. Каждый когда-то был маленьким, сохранил в душе переживания и мироощущение той поры. «Ребенку» свойственна интуиция, проницательность, эмоциональность, спонтанность, радость и очарование, тяга к познанию, чуду и волшебству, творческий, незаурядный подход. Однако в своих отрицательных проявлениях «Ребенок» бывает капризным, истеричным, легкомысленным, своенравным или сильно зависимым от «Родителей» и чьей-то опеки.

«Родитель» в нас рассуждает так, как это делали когда-то его отец и мать или другие взрослые, — это целый комплекс убеждений, норм и предрассудков, возникших еще в детстве, порождающих в нас определенные запреты и заставляющих поступать и думать по схеме «так принято». Время от времени такой «Родитель» дает о себе знать внутри каждого из нас.

Личность же «Взрослого» реализуется как способность найти решение в проблемных и трудных ситуациях, проявить зрелый и творческий подход. В каждом из нас есть доля «Взрослого» (даже в ребенке) — и это означает, что все мы способны быть самостоятельными, мудрыми и объективными.

Так развивается и закрепляется новый способ взаимоотношений — его Берн называет «игрой». В результате игры исчезает искренность, игроки как будто надевают маски, к которым привыкли, прячутся за ними, защищаясь от проявления настоящих чувств. «Посмотри, что я из-за тебя сделал!», «Дорогой, я тебя люблю, не купишь мне шубу?», «Я всего лишь пытаюсь помочь вам», «Только через мой труп», «Либо я — либо он / она / оно». Как часто в общении мы прибегаем к подобным играм (их перечень можно продолжать) и в результате отдаляемся друг от друга и сами не замечаем, как из отношений уходят теплота, искренность, естественность, а остается своего рода шантаж и манипулирование друг другом.

И все же один из важнейших факторов во взаимоотношениях — это, безусловно, «Он» и «Она», мужчина и женщина. Многие психологи и философы утверждают, что проблема во взаимоотношениях, собственно, возникает, когда Он и Она меняются ролями, — и это одна из проблем современного общества, стоящая все более остро. «Она» становится «мужеподобной» в доме, в узах, во взаимоотношениях, а Он — слишком «женственным», нестабильным, изнеженным, слабым. Как правило, такая проблема возникает тогда, когда один из партнеров перестает проявлять свои основные качества, и тогда их берет на себя другой.

Но все же, несмотря на подмену понятий, в нашем сознании с давних времен существует архетип Настоящего Мужчины и Настоящей Женщины. И ищем мы и хотим видеть рядом с собой не «вторую женщину» (в случае женщины) или «второго мужчину» (в случае мужчины), но испокон веков мужчина ищет образ своей прекрасной «Дамы», Настоящую Женщину, а женщина — своего «Рыцаря», Настоящего Мужчину.

Надежность и опора, — на него и на его слово всегда можно рассчитывать

Решительность, мужество и отвага, качества «бойца», не отступающего перед трудностями и находящего быстрое и эффективное решение проблем

Инициатива, активность, дух приключения и творческого поиска

Качества «отца», «защитника» тех, кто слабее и любых благородных и справедливых дел

Интеллигентность, ум, культура и изысканность

Чуткость, нежность, доброта, сострадание

Мужская дружба — «один за всех, все за одного»

Умение пожертвовать собой ради тех, кого любишь, и любить бескорыстно — не требуя ничего взамен

Красота внутренняя и внешняя, проистекающая из любви: когда женщина любит, она прекрасна

Изысканность, тонкость, изящество, чувство прекрасного и гармонии

Качество «Музы-вдохновительницы», вдохновляющей других и имеющей свои источники вдохновения

Качество «матери», дарующей и защищающей любую Жизнь (не только собственных детей). Доброта и сострадание, проистекающие из Любви

Интеллигентность, эрудированность, культура и творчество, основанные на интуиции

Умение «чувствовать сердцем» — то, чего не увидишь глазами и не поймешь логикой

Умение дарить тепло и уют, создавать атмосферу домашнего очага

Большая практичность — организованность и эффективность в конкретных делах

Дружба женщины — «от сердца к сердцу»

Швейцарский психолог К.-Г. Юнг говорит о существовании в бессознательном каждого человека дополнительной части противоположной природы. В бессознательном каждого мужчины присутствует «женская природа» — «Анима», а в каждой женщине есть бессознательная «мужская природа» — «Анимус». Эти свойства закладываются еще в детстве (Анима создается на основе образа матери, Анимус — на основе образа отца) и часто впоследствии влияют на выбор спутника жизни.

Анима и Анимус имеют свои положительный и отрицательный аспекты. Положительные Анима или Анимус — это та бессознательная часть нас самих, которую надо осознать и развить, чтобы стать гармоничным человеком. Отрицательные Анимус или Анима — это то в нас, что надо осознать и преодолеть. Это то, что делает мужчину более похожим на женщину, а женщину — на мужчину, а иногда даже может стать причиной гомосексуальных наклонностей.

Отрицательная Анима усиливается впечатлениями раннего детства, если мальчик (а потом и мужчина) находится «под каблуком» матери или слишком зависит от нее. Такие детские впечатления отражаются на характере взрослого мужчины, делая его женоподобным и изнеженным («принцесса на горошине»), зависящим от ласки, обидчивым, неуверенным в себе и нуждающимся в помощи и авторитете матери или «второй половины». Пытаясь прикрыть собственные слабость и неуверенность мужчина вынужден язвить, бросать оскорбительные реплики, быть грубым или уходить от реальной жизни и проблем в псевдоинтеллектуальные увлечения и эротические фантазии, где в мыслях можно все, но ничего не требуется на деле.

В противоположность отрицательной, положительная Анима — это олицетворение всех благородных и прекрасных «женских» качеств во внутреннем мире мужчины, позволяющих развить глубокую жизненную мудрость. Это интуиция, озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, сострадать, заботиться, гармоничность и чувство прекрасного.

Но положительный Анимус может превратиться в бесценного внутреннего соратника, который наделит женщину истинно мужскими, рыцарскими качествами — инициативой, храбростью, азартом и жаждой открытий, ясным, объективным умом и духовной мудростью.

Заканчивая наш обзор, посвященный психологии взаимоотношений, хочу остановиться на одном важном вопросе: что мешает проявлению истинной любви? Вспомним некоторые советы, которые дают и психологи, и философы, и просто мудрые люди.

Все это может принести плоды, если понять одну великую истину: для любви нужны двое, нужны обоюдные усилия обеих сторон.

Любовь не дает ничего, кроме самой себя, и не берет ничего, кроме самой себя. Поэтому любовь не обладает ничем, но и ею нельзя обладать, ведь любви достаточно только любви. . Пусть будут свободные пространства в вашем единении. И пусть ветры небес танцуют между вами. Ведь и каждая из струн лютни сама по себе, хотя они вместе звучат в одной мелодии. . Потому что и колонны храма стоят отдельно, и дуб, и кипарис не растут в тени друг друга.

Любой успех базируется на эффективном взаимодействии с другими людьми. Умение налаживать отношения нужны и в быту, когда общаешься с близкими, и при случайных контактах на улице, и, конечно же, в деловом мире.

Чтобы отношения с другими людьми были эффективными, вовсе не обязательно быть психологом. Практическая психология взаимоотношений проявляется в любом общении. Человек всегда интуитивно использует какие-то правила и законы, осознает он это или.

Но все же можно улучшить свои взаимоотношения и сделать их более эффективными, если сознательно применять определенные техники.

Психологии отношений затрагивает очень много различных вопросов: круг общения, эмоциональный фон, эффективность общения, влияние на другого и т.д. Все эти темы актуальны для каждого человека. Они помогают всем, независимо от пола и возраста, разобраться в себе и сделать свою жизнь более счастливой и успешной.

Ведь каждый человек является частью мира, большого сообщества людей. Он должен уметь эффективно строить свои отношения с ними и с миром. А все отношения проявляются в общении.

Чтобы отношения с другими были более эффективными, надо понимать этих людей. Когда человек способен понять другого, он начинает к нему относиться более толерантно и уважительно. А уважение всегда рождает ответное уважение. Точно также, как стремление понять другого порождает у него желание понять тебя.

Понимание – важный принцип психологии взаимоотношений. Потому что понимание рождает со-переживание и гармонию, когда общение одинаково комфортно для обеих сторон. Когда есть такая гармония, отношения ценны для каждой стороны, и каждый заинтересован в их сохранении.

Понимать других людей – значит, научиться принимать их такими, как они есть. Это не означает, что вы одобряете любое поведение и позволяете в отношение к вам разные выходки. Надо просто понять, что другой человек отличен от вас. Вы можете не соглашаться с его мнением, поведением, но вы должны уважать его ценности. И вот тогда вы можете создать прекрасные отношения.

Но чтобы действительно научиться понимать другого человека, нужно освоить пять важных принципов, пять ключей понимания.

Каждый человек от рождения получает набор качеств, которые помогают ему исполнить свое предназначение, ту миссию, для чего он пришел на Землю. Каждый человек от рождения имеет некий потенциал. Часто он даже не осознает своего потенциала, т.к. в детстве ему не помогли раскрыть себя. Но если вы будете подходить к человеку, изначально признавая, что он способен на лучшее, то все лучшие качества в нем проявятся. Это великое искусство – изначально видеть в человеке великое. Ваша вера и поддержка поможет другим людям стать лучше, раскрыть свои таланты и изменить жизнь.

Как будто люди много общаются, но как-то односторонне. Жванецкий об этом сказал очень точно: Он пришел, попросил войти в его положение – я вошел, а он уже ушел. Многим людям важнее вывалить то, что “накипело на душе”. Других людей они не слушают и не слышат. Разве можно понять кого-то, если не слышать, о чем он говорит? Когда человек действительно слушает и старается понять, то снимаются все барьеры, люди действительно встречаются друг с другом.

Если человек кого-то оценивает ниже себя, то он уже ему не интересен. И с ним он уже не хочет строить никаких серьезных отношений. Люди привыкли прежде всего незнакомого человека оценить. Так сложилось исторически. И поэтому учат, что первое впечатление, что сложилось в первые 30 сек, очень трудно изменить. Но почему человеку на “том конце” не позволить себе понять вас? Не просто поговорить о погоде, а понять, что значат “эти слова” для вас, какие у вас убеждения, какие чувства вызывает ваше общение. Именно такое отношение позволяет приоткрыть в человеке то, что ускользает при первом взгляде.

Всегда надо стремиться жить без масок и быть честным перед собой и перед миром. Зачем притворяться кем-то, если вы не такой. Зачем показывать то, что вам не свойственно. Нет смысла говорить, что любишь, если настроен враждебно. Нет смысла молчать, если тебя раздражает. Подлинные чувства придают смысл отношениям. Слушайте себя и будьте открыты как к себе, так и к своему собеседнику. Качество отношений зависит от того, какие мы есть на самом деле, а не от того, какие мы носим маски.

Не только самому надо вести себя открыто, но и создавать такую атмосферу, в которой другой человек может открыто выражать себя и свои чувства. Это поможет ему глубже понимать себя и развивать свои лучшие стороны. Каждый человек может помочь другому стать лучше, осознать свои намерения и цели. Ваше общение может вселить в человека силу и уверенность, может дать ему заряд энергии и воодушевление, чтобы поменять свою жизнь.

Что может быть выше и ценнее хороших отношений? Цените каждого человека, который находится рядом с вами. Благодарите людей за их поддержку и дружбу. И сами будьте настоящим другом. Любите людей и будьте открыты, не зависимо от того, отвечают ли вам взаимностью. Делайте сами первый шаг навстречу. Улучшением взаимоотношений начинается с изменения вашего отношения к людям, с развития в себе необходимых качеств, со стремлениям понять других. И тогда любых отношения будут приносить вам огромное удовлетворение и радость.

Источник:
Психология взаимоотношений
Все о психологии взаимоотношений. Психология взаимоотношений. Психология взаимоотношений. Психология взаимоотношений: пять ключей понимания.
http://psiholog4you.ru/psihologiya-vzaimootnosheniy/

Психология взаимоотношений

Отношение (в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношение к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе).

Отношение — субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.

Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:

1) на уровне социальных общностей — отношения классовые, национальные, групповые, семейные;

2) на уровне занятых некоей деятельностью групп — отношения производственные, учебные, театральные;

3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах — отношения межличностные;

4) отношения внутриличностные — например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.

Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (-> концепция отношений личности).

Отношение материнское — тип связи и психотерапевтический прием, направленный на установление отношений между врачом и клиентом, подобных отношениям матери и ребенка.

Отношение межгрупповое — в психологии — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение, восприятие многообразных связей, возникающих между группами социальными, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Специфика восприятия межгруппового заключается:

1) в объединении индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) в длительном и недостаточно гибком формировании представлений межгрупповых, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;

3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

В целом представления межгрупповые отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а потому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам некоей группы или общности социальной без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности восприятия межгруппового четко проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации отношений межгрупповых.

Самый типичный эффект межгруппового сравнения — тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражаемая в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп (эффект дискриминации межгрупповой) и нередко сопровождаемая недооценкой последних (фаворитизм внутригрупповой). Менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу некоей другой группы, коей отдается предпочтение перед собственной. В крайних выражениях первая тенденция приводит к появлению напряженности и враждебности в отношениях межгрупповых, вторая — к ослаблению связей внутригрупповых, девальвации ценностей внутригрупповых, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой.

Отечественными исследователями обоснован вторичный характер этих эффектов по отношению к объективным условиям взаимодействия групп, вопреки широко распространенному в зарубежной психологии мнению об их универсальности и неизбежности в отношениях межгрупповых. Так, показано, что эти эффекты определяются типом совместной деятельности межгрупповой, зависят от уровня развития группового и нетипичны для подлинного коллектива. Подчеркивается, что как социальное явление отношения межгрупповые в конечном счете обусловлены не психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, а идеологическими, экономическими, политическими и другими социальными факторами.

Межличностные отношения (личностное) — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в коллективе.

В работах, посвященных исследованию групп и коллективов, динамике групповой, группообразованию, коллективообразованию и прочему, показано влияние организации деятельности совместной и уровня развития группы на становление отношений межличностных (-> концепция опосредования деятельностного отношений межличностных), а также обратное влияние отношений межличностных на становление сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива.

Экспериментальные исследования отношений межличностных имеют давнюю традицию и богатый методический арсенал (-> социометрия; метод референтометрический; личность: исследование: метод; установка социальная: метод исследования, и пр.).

Головин С.Ю. — Словарь практического психолога

Скачать книги по психологии отношений

Источник:
Психология взаимоотношений
Психология — образовательный психологический сайт, содержит тесты, тренинги, статьи, книги по психологии личности
http://psychologiya.com.ua/psixologiya-otnoshenij.html

COMMENTS