Психология отношений в коллективе

Психология отношений в коллективе, плюсы и минусы

Вторая семья – вот как многие называют коллектив на работе. Он достоин этого права, ведь от отношений в нем зависит не только успех всей компании, но и собственная карьера.

Если удачный предприниматель хочет процветания своей фирмы, необходимо проявлять внимание к рабочему коллективу. Нужно им построить такой порядок, чтобы с психологической точки зрения им было комфортно находиться на работе.

Как проверить: хороший ли и дружелюбный ли коллектив? Достаточно посмотреть, как часто меняются кадры. Человек не будет уходить с работы, если там его все устраивает. Несомненно, что на это влияет и сфера деятельности, и заработная плата, но самое основное – это отношения с коллегами. Считается, что у мужского и женского коллектива совсем разные приоритеты на работе.

Это нормально, ведь интересы и психология у них разная. Мужчины – добытчики, и им всегда самым важным в работе будет являться оплата труда, а вот для женщин намного важнее режим дня. Работодателям лучше учесть это. Им же только на руку будет благоприятная атмосфера в коллективе, ведь она поднимает им настроения, тем самым улучшая трудоспособность.

Полезные советы для руководителя, чтобы создать хорошие отношения в коллективе

  1. Уверенность в себе – вот, чем должен обладать любой лидер. Помните, никто не должен усомниться в вашей образованности.
  2. Сократите или уберите из лексикона употребление фраз: «не знаю», «не умею» или «не получается». Их употребление уже внушает недоверие к человеку. Говорите их только тогда, когда причина на то действительно весомая.
  3. Учитесь давать распоряжения не в виде приказов, а в виде вопросов. От криков у человека снижается самооценка, а им очень важно чувствовать себя нужными. Например, можно сказать: «Елена, могли бы вы сегодня к вечеру сдать отчет?»
  4. Тоже самое относится к критике. Конечно, показывать ошибки надо, но не криком, а спокойным голосом. Подчиненные не должны вас бояться, им надо просто вас уважать. На этом правиле и строятся хорошие отношения с работодателем. Перед тем, как тыкать на ошибки, похвалите человека, а потом уже показывайте, как было бы лучше. Тогда у него и возникнет желание к самосовершенствованию.
  5. Остерегайтесь сплетен. От них никто не застрахован, особенно начальники. Ведите себя скромно с подчиненными, не говорите лишнего. Злые языки из мухи слона развить могут, помните. И главное для хороших отношений в коллективе – это улыбка.

Чаще улыбайтесь, ведь это так располагает людей к человеку. Вторая семья – вот как многие называют коллектив на работе. Он достоин этого права, ведь от отношений в нем зависит не только успех всей компании, но и собственная карьера.

Источник:
Психология отношений в коллективе, плюсы и минусы
Психология отношений в коллективе, полезные советы для руководителя.
http://mypsichology.ru/psixologiya-otnoshenij-v-kollektive-plyusy-i-minusy.html

Содержание и структура психологии коллектива

Коллектив группа объединенных общими целями и задачами лю­дей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

Производственный коллектив — типичный представитель органи­зованной социальной группы. Его субъект-объектная структура вклю­чает в себя, как правило, два основных уровня: уровень руководства и уровень исполнения.

Главной особенностью трудового коллектива является то, что человеческий фактор воздействует на конечный результат труда посредством взаимоотношений типа «лицом к лицу». Это означает, что многое (или почти все) в деловых контактах членов трудового коллектив, зависит от межличностных отношений. К характеристике психологии коллектива можно отнести межличностные отношения в нем, настроения, мнения коллектива, традиции и психологический климат.

Психологический климат коллектива в определенном смысле — интегральная характеристика его психологии, в нем отражаются и межличностные отношения, и настроения, и мнения и традиции коллектива.

Психодогический климат производственного коллектива опреде­ляется характером деловых взаимоотношений м взаимодействий и индивидуальным характером и свойствами личности.

Психология деловых взаимоотношений обусловлена целями и за­дачами коллективного труда; психология межличностных отношений задается особенностями взаимного восприятия и оценкой индивида другими, психологической совместимостью членов коллективе! в дело­вых и межличностных контактах.

В трудовом коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:

— высокая сплоченность (ниже — подробнее);

— коллективистское самоопределение в противовес конформности или нонконформности, проявляющимся в группах низкого уровня раз­вития;

— коллективистская интеграция (ниже — подробнее);

— социально ценный характер мотивации межличностных выборов;

— высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;

— высокая объективность в возложении и принятии ответствен­ности за результаты совместной деятельности.

В трудовых коллективах проявляется ряд социально-психологи­ческих закономерностей, которые качественно отличаются от законо­мерностей в группе низкого развития. Так,

— с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности;

— отсутствуют резкие противоречия между групповыми и инди­видуальными интересами;

— имеется положительная связь между эффективной совместной деятельностью и благоприятным психологическим климатом;

— создаются наилучшие возможности для интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, в коллективе этот эффект отсутствует.

Одно из важных понятий, характеризующих трудовой кол­лектив, — понятие сплоченности. Сплоченность группы — это взаимное тяготение ее членов. Сплоченность трудового коллекти­ва — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Степень ее может быть, естественно, разной. Что касается высшего уровня сплоченности, то в рамках психологической интерпретации это понятие включает в себя следующие признаки:

— уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем больше членов коллектива нравятся друг другу, тем выше его сплоченность;

— степень привлекательности, полезности коллектива для его членов: чем большее людей удовлетворено своим пребыванием в коллективе, тем выше сила его притяжения и сплоченность;

— сходство базовых ценностных ориентации членов коллектива: все его члены объединены общностью интересов;

— ясность и определенность коллективных целей, принимаемых всеми членами коллектива;

— совпадение в большинстве случаев личных интересов индивидов с интересами корпоративными;

— кооперативная взаимозависимость членов коллектива в совместной деятельности: они позитивно взаимодействуют друг с другом не только как работники, функционеры, но и как товарищи, приятели, друзья;

— демократический стиль лидерства: руководитель трудового коллектива — объект уважения, обожания, почитания;

— принятие членами коллектива нормативных требований: им легко и без принуждения «сверху», «снизу» и «сбоку» подчиняются;

— осуществление делового (формального) общения как неформаль­ного: члены коллектива называют друг друга просто по имени и на «ты»; нередко это касается и руководителя, и он такое общение принимает и поддерживает, разумеется, в тех ситуациях, где это психологически обоснованно и приемлемо в интересах коллектива. Скажем, новичок в трудовом коллективе вряд ли психологически готов к подобному, да и едва ли у него есть права на такую форму общения;

— позитивность эмоционального фона общения членов коллектива друг с другом: он богат чувственными переживаниями людей друг за друга и на производстве, и за его пределами;

— встречи членов коллектива в неслужебной обстановке: люди нередко и с желанием проводят «междусобойчики за рюмкой чая», празднуют вместе официальные и личные даты и торжественные события, участвуют в досуговых мероприятиях;

— конструктивное разрешение возникающих в рамках совместной деятельности и межличностных отношений конфликтов: в стиле парт­нерства, т.е. взаимной выгоды, а не победы одной из сторон и поражения другой стороны:;

— достаточно высокий престиж коллектива в глазах его членов;

— отсутствие неформальных мелких группировок в трудовом кол­лективе и неформальных лидеров.

Факторы, обеспечивающие сплоченность коллектива:

— привлекательность членов коллектива, т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими;

— сходство взглядов, установок, ценностей;

— сходство отношения к групповым целям, которое основывается на их соответствии потребностям членов коллектива;

— характер взаимосвязи членов коллектива на основе принятия ими общей (кооперативной и конкурентной) стратегии поведения;

— удовлетворенность групповой деятельностью;

— характер руководства и принятия решений;

— групповая атмосфера (психологический климат в коллективе) на основе межличностных отношений;

— соперничество с другим коллективом или коллективами;

— враждебное, неприязненное отношение общества к коллективу.

Наряду со сплоченностью в коллективе может существовать и напряженность. Она обусловлена объединением людей с различными позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, что может порождать неудовлетворенность собой и другими членами коллектива.

Важной характеристикой трудового коллектива является уровень групповой интеграции. Этим понятием обозначается определенное состояние коллектива, в котором:

— внутригрупповые структуры упорядочены;

— основные компоненты групповой активности согласованы;

— суббординационные взаимосвязи устойчивы (нет конкурирующих лидеров);

— межличностные взаимодействия гармоничны;

— функционирование коллектива стабильно и преемственно. Отличительная особенность интеграционных процессов в коллек­тиве состоит в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании коллектива и проявляются лишь в условиях нестандартных или экстремальных ситуаций.

К психологическим характеристикам групповой интеграции отно­сятся следующие:

— возникновение «мы-чувства», связанное с обострением про­цессов групповой идентификации и референтное, например, в условиях межгруппового соревнования;

— кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;

— заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в условиях внешнего дестабилизирующего воздействия;

— эффективные специальные усилия членов коллектива, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по какой-либо причине;

— эмоциональная идентификация каждого члена коллектива с другими его членами;

— оптимальное сочетание индивидуальных действий в совместной конкретной деятельности;

— согласованность функционально-ролевого поведения членов коллектива при решении общих задач;

— способность действовать организованно в ситуации неопреде­ленности;

— сочетание инициативности и разнообразия форминдивидуального поведения с устойчивым единством действий членов коллектива в реализации его ведущей цели;

— способность членов коллектива самостоятельно планировать этапы осуществления цели и распределять работу между собой;

— эффективный контролю членов коллектива, коррекция индивидуального поведения и нейтрализация дезорганизационных проявлений;

— сработанность членов коллектива, характеризующаяся высокой производственной продуктивностью при относительно невысоких эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие;

— дисциплинированность членов коллектива при выполнении возложенных на него функций;

— высокая степень согласованности, сходства представлений, ориентации, позиций и мнений членов коллектива по отношению к внешним и внутренним явлениям, событиям, целям и ценностям.

Поведение членов трудового коллектива определяется:

— положением в формальной структуре (должностью, квалифика­цией, деловым опытом);

— положением в неформальной структуре.

Опираясь на результаты собственного опыта, члены коллектива организуют и согласовывают стратегию и тактику своего поведения. Как правило, человек ведет себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему подсказывают своим отношением к нему и оценками его другие люди.

Источник:
Содержание и структура психологии коллектива
Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами лю­дей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.Производственный коллектив — типичный представитель органи­зова
http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1532-soderzhanie-i-struktura-psihologii-kollektiva.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (39)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (14)Как девушке намекнуть что я ее хочу Как намекнуть девушке на секс Это тоже один из частых вопросов, которые присылают мне. Я… (7)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (3)Что чувствует женщина когда хочет мужчину Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (3)Красивые слова о жизни в прозе Мудрые высказывания о жизниУмные мысли приходят лишь тогда, когда глупости уже сделаны. Только те, кто… (3)Как избавиться от мыслей о прошлом Эзотерика для тебя - Как перестать думать о прошлом? Часто они оказываются даже более жестокими… (2)Как забыть девушку которая предала Как забыть любимую девушка и перестать мучаться? Как забыть любимую девушку? Судьба частенько преподносит удары,… (2)Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Мужчина, родившийся под знаком зодиака Рака – это чувствительный,… (2)Женщина сука Стерва. Собирательный образ Я люблю и любима. Мною восхищаются, мне завидуют, а все потому, что… (2)Как найти девушку если нет друзей Как найти девушку бедному парню? Интернет кишит подобными вопросами на форумах: «Привет. Мне 19 лет.… (2)

COMMENTS