Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (64)Что чувствует женщина когда хочет мужчину Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (23)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (7)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (7)Слова поддержки больному человеку в прозе Любовные СМС Любимому парнюЛюбовные СМС Любимому парню. СМС Любимой девушке. Поздравления в стихах и прозе.… (5)

Психология о любви

О любви: без страха и упрёка

«Мамочка, не выключай свет, мне страшно…», — именно так обнаруживает себя страх темноты, первобытный ужас от возможности пропустить приближающуюся угрозу, подвести под удар стаю и сгинуть самому под острыми клыками ненасытного дикого зверя. ..

Вся палитра переживаемых на протяжении нашей жизни чувств напрямую зависит от того, насколько мы сумели развить и воспитать в себе способность их испытывать, научились ли мы адаптировать их под требования окружающего ландшафта, и оказались ли они приемлемы в той социальной среде, к которой нам бы хотелось себя относить. Библиотека о любви прольет свет на самое сокровенное чувство, которое способен испытывать человек.

Определяет ли как-то психология отношений чувство любви? Чувство любви – это не одномерное явление, и оно не возникает само по себе, не развивается само по себе. Любовь – это верхний полюс эмоциональной амплитуды зрительного вектора, его максимальная точка; это чувство не первично, и для того, чтобы его испытать, нужно создать определенные обстоятельства в своей жизни, подготовить благодатную почву, способствующую проявлению и поддержанию в себе любовного чувства. Но даже это возможно лишь в том случае и в той мере, в какой мы развились в период до пубертата.

На обратном – нижнем – полюсе зрительной эмоциональной амплитуды находится чувство страха, в той или иной степени переживаемое любым зрительным человеком. Страх – это архетипичное проявление: в первобытной стае своевременный испуг являлся гарантом выживания стаи, спасения от надвигающейся опасности.

Смысл любви, сопереживания – в преодолении своего страха, выведении огромной эмоциональной амплитуды наружу. В грубом приближении любовь можно назвать высшей формой адаптации зрительного человека в настоящее время.

Сегодня любой ребенок рождается архетипичным носителем присущей ему видовой роли. До пубертата он должен научиться приспосабливать и адаптировать ее под изменившиеся за многие тысячи лет условия. И зрительный ребенок – не исключение.

«Мамочка, не выключай свет, мне страшно…», – именно так обнаруживает себя страх темноты, первобытный ужас от возможности пропустить приближающуюся угрозу, подвести под удар стаю и сгинуть самому под острыми клыками ненасытного дикого зверя. «Занавески так тревожно колышутся на ветру, угрожающе выделяется черное пятно на черной стене, в темноте…», – только зрительный человек способен различать четыреста оттенков черного цвета! …закрывает глаза, отворачивается от того, что пугает, и всё равно не может успокоиться до конца, ведь уже раскачал себя страхом…

Чем больше темперамент человека, тем большее количество разнообразных эмоций требуется для ощущения удовлетворенности, наполнения в зрительном векторе.
Именно зрительные дети любят запереться в темном сарае, чулане, забраться на старый чердак и рассказывать друг другу страшные истории про приведения, про вампиров, про кладбища и смерть. Так они создают атмосферу страха и одновременно в этой эмоциональной раскачке испытывают чувство радости. Это может остаться невинной детской игрой и со временем уйти навсегда; но впоследствии, при недостаточном развитии чувственности в зрительном векторе, может перерасти в фиксации на страхе во взрослом возрасте.

Важнейшая задача родителя зрительного ребенка – направить его на выведение страха наружу, вовне. Научить его ощущать не просто «я боюсь, и обнажаю свое тело, чтобы все взгляды были устремлены на меня», а «я боюсь и потому продвигаю идеи культуры, нравственности, стараюсь привить другим понимание ценности жизни, необходимости её сохранения. Не моей частной, мелкой, а Жизни в целом, для всех…»

Именно поэтому зрительного ребенка с детства важно приучать к чтению правильных сказок, толкающих его на сострадание, сопереживание, сочувствие. «Не рви цветочек, ему ведь больно! Зачем ты бросаешь куклу на пол, она может удариться и заплакать!», – зрительный ребенок принимает близко к сердцу боль и травмы значимых для него живых существ, а оживляет он всё вокруг. Для них и шкаф скрипит дверцей как живой, и куклы оживают по ночам… «А если подглядеть украдкой, не шевелясь, затаив дыхание, то почти можно увидеть эту тайную жизнь вещей, но это сложно, ведь они очень быстрые, они боятся, что кто-то узнает о том, чем они занимаются в отсутствие своих хозяев!»

Если в детстве происходит разрыв значимой эмоциональной связи – смерть любимого животного, то зрение может уйти в минус: первый удар всегда по сенсору. Подробнее читайте об этом в статье «Эмоциональная связь с животными».

До начала полового созревания ребенок, при отсутствии доверительных отношений с родителями, может влюбляться в учителей, в персонажей книг или фильмов, в героев собственных грез. Но если было дано верное направление, то ребенок сам уже будет выискивать обходные пути по развитию своих чувств, когда не предоставлено прямых: потому что наслаждение от любви и сопереживания в разы сильнее, нежели наполнение через страх, и раз его испытав, отказаться в пользу последнего уже невозможно.

С началом пубертатного периода начинается непосредственная реализация наработанного умения испытывать эмоции. Зрительная влюбленность совершенно не замешана с сексуальным, это оторванное от всего земного, воздушное, эйфорическое переживание, нередко выстроенное на фантазиях, мечтах и идеальном представлении о выбранном объекте любви, зачастую имеющем мало общего с действительностью. До определенного момента воображение питает любовное чувство, но однажды этого становится мало, чувство должно быть взаимным хотя бы на минимальном уровне. Как найти свою вторую половинку? Зрительному человеку необыкновенно важно иметь возможность разделить свои чувства с любимым, поэтому если вы ищете эмоционального взаимопроникновения, то нужно иметь в виду, что ответить тем же вам сможет только лишь человек с развитым зрительным вектором.

С другой стороны, важно отдавать себе отчет, куда и зачем приложить даже самое развитое зрительное чувство – ведь оно не везде бывает уместно. Влюбиться, впасть в эмоциональную зависимость для того, чтобы потом окунуться в пучину безмолвного страдания от грустной любви без ответа… или же найти истинного спутника жизни, с которым возможны любовь и полноценные отношения, который способен искренне разделить ваши чувства и стремления! Психология мужчин в любви, как и женщин – это все то же проявление зрительного вектора. Без него человек воспринимает отношения с партнером совершенно иначе, лишь называя свои чувства любовью, но не испытывая этого всепоглощающего чувства любовной эйфории.

Только от нас зависит, как мы будем использовать имеющийся у нас потенциал, на что мы его направим. Женщине может быть достаточно любви в паре, но психология мужчин в любви в целом более сложная, первое место в иерархии их ценностей занимает социальная реализация. Если остаются хотя бы мельчайшие горстки страха, – это означает лишь то, что мы недостаточно выхолащиваем себя в любви, в сострадании, что можем больше и ярче! При стрессе или отсутствии благоприятствующих обстоятельств зрительный человек начинает испытывать давление на свои архетипичные свойства и легко скатывается в состояние страха, однако, чем более он развит, тем более оказывается устойчив к давлению.

У развитого и реализованного зрительника не остается энергии и сил на истерики, раскачки в страхе, такой человек, казалось бы, ничего не боится. Но на самом деле он лишь использует на все сто свой темперамент, и каждый из нас, если он является носителем зрительного вектора, может добиться того же. Достаточно знать природные корни своих эмоциональных переживаний, заложенный в них потенциал и понимать, как и на что его направить, и судьба любви не будет грустной. Библиотека о любви от системно-векторной психологии раскроет вам все тайны этого необыкновенного и прекрасного чувства.

Источник:
О любви: без страха и упрёка
Вся палитра переживаемых на протяжении нашей жизни чувств напрямую зависит от того, насколько мы сумели развить и воспитать в себе способность их испытывать, научились ли мы адаптировать их под требования окружающего ландшафта, и оказались ли они приемлемы в той социальной среде, к которой нам бы хотелось себя относить. Библиотека о любви прольет свет на самое сокровенное
http://www.yburlan.ru/biblioteka/o_lyubvi

Притчи о любви

Любовь — это главная составляющая полноценной жизни человека. Точного определения любви не существует, её можно только испытать и пересказать свои впечатления. Притчи о любви позволяют узнать те выводы, к которым приходят люди, испытавшие любовь, что поняли они в этом чувстве, на что хотят посоветовать другим обратить своё внимание, каких ошибок следует избегать. Поэтическое описание, проведённые аллегории воспринимаются лучше, чем сухой научный текст. Именно поэтому притчи о любви являются популярным чтивом во все времена. Насладитесь же и вы этим интересным и познавательным чтением. Притчи о любви напоминают о том, что на фоне повседневной суеты не стоит забывать об истинном предназначении человека : дарить и принимать любовь…

Однажды мужики спросили деда, скажи вот ты с женой живешь полста лет и не ругаетесь (в деревне все про всех знают). Как это?

— Вы знаете, что молодые вечерами ходят на посиделки, а потом провожают парни под ручку девок, по центральной улице гуляют.

Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плёл из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки и, когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И яблоня была счастлива.

По дороге шла девушка, прекрасная, как фея. Вдруг она заметила, что следом за ней идёт мужчина. Она обернулась и спросила:
— Скажи, зачем ты идёшь за мной?
Мужчина ответил:
— О, повелительница моего сердца, твои чары столь неотразимы, что повелевают мне следовать за тобой.

Давно… Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей:
Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь.
Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет.
Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только, когда она увидела, что на спасение острова нет надежды и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.

Посреди дороги мы вдруг сталкиваемся друг с другом, не зная, кто такие мы сами, не зная, кто такой другой человек. Два незнакомца на дороге, которым одиноко, берутся за руки и думают, что любят друг друга. Они, безусловно, нуждаются друг в друге, но как узнать точно, есть ли в этом любовь?

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Один раз Учитель спросил у своих учеников:
— Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
— Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.
— Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Однажды, когда Будда со своими учениками отдыхал в тенистой прохладе деревьев, одна куртизанка подошла к нему. Как только она увидела Божественное лицо, сияющее небесной красотой, она влюбилась в него, и, в экстазе, с распростёртыми объятиями, громко воскликнула:
— О, прекрасный, сияющий, я люблю тебя!

Маленький ангел сидел на облачке, свесив ножки. Он наблюдал за городом, который казался ему муравейником.
Вдруг в окне одного дома он увидел знакомое лицо.
«Это ведь она», — подумал ангел и плавно начал спускаться вниз.
Вот его маленькие ножки уже коснулись земли, он приоткрыл дверь подъезда и скользнул в маленькую щель.

Наследный принц дома Аббасидов, потомков дяди Пророка, жил, как живут обычные люди.
Как принято среди знатных арабов, этот человек, которого звали Дауд эль Аббаси, называл себя Дауд, сын Альтафа.
Предки потеряли все богатства и не оставили ему ничего, кроме титула принца. После трех поколений род его окреп, принц поднялся до ранга мелкого торговца. Его жизнь проходила на базаре, где он продавал семена и пряности.
Однажды он влюбился в дочь богатого купца.

Источник:
Притчи о любви
Любовь — это главная составляющая полноценной жизни человека. Точного определения любви не существует, её можно только испытать и пересказать свои впечатления. Притчи о любви позволяют узнать те выводы, к которым приходят люди, испытавшие любовь, что поняли они в этом чувстве, на что хотят посоветовать другим обратить своё внимание, каких ошибок следует избегать. Поэтическое описание, проведённые аллегории воспринимаются лучше, чем сухой научный текст. Именно поэтому притчи о любви являются популярным чтивом во все времена. Насладитесь же и вы этим интересным и познавательным чтением. Притчи о любви напоминают о том, что на фоне повседневной суеты не стоит забывать об истинном предназначении человека : дарить и принимать любовь…
http://artpsiholog.ru/category/pritchi-o-lubvi/

Текст книги — Психология любви — Евгений Ильин

Текущая страница: 1 (всего у книги 33 страниц) [доступный отрывок для чтения: 22 страниц]

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

[Закрыть] . К. Штайнер (2003) отмечает в связи с этим: «Ни психология, ни психиатрия не признают любовь предметом, достойным научных исследований. Слово “любовь” неприемлемо в научных дискуссиях. Представители наук о поведении, говоря о любви или влюбленности, если вообще удостаивают ее упоминания, обычно робко улыбаются, как бы говоря: “Любовь – это тема поэтов и философов. Мы, ученые, не можем изучать любовь!”» (с. 130).

Некоторые же ученые, наоборот, делают попытки создать математические модели цикличности любви (Gragnani et al., 1997; Sprott, 2004).

Вряд ли можно принять эти крайности. Было бы странно отказываться от научного познания этой важнейшей стороны жизни человека. Как сказал поэт С. Щипачев, «любовь – не вздохи на скамейке и не прогулки при луне». Любовь – явление гораздо более серьезное, она пронизывает всю жизнь человека, определяя его развитие, мироощущение, а порой и весь смысл жизни. Однако и втискивание этого феномена в рамки математических формул и моделей вряд ли возможно.

Испанский философ Ортега-и-Гассет пишет, что нет области менее изученной, чем область любви. Причин тому несколько. Во-первых, любовные истории – зона, сокрытая от чужих глаз. Любовь нельзя пересказать: от пересказа контуры ее размываются. Во-вторых, каждый невольно обращается к собственному опыту, как правило, небогатому, а чужой опыт в руки не очень-то и дается. И поскольку каждый считает себя в этих вопросах экспертом, к мнению психолога будут относиться скептически.

И все же в настоящее время научные исследования феномена любви проводятся, хотя их не так много. В большей степени это касается психофизиологов, сексологов, философов, педиатров, психотерапевтов. А вот психологи по-прежнему в большинстве своем обходят эту проблему своим вниманием.

Проблема любви, о которой идет речь в данной книге, весьма многогранна и многозначна по содержанию и формам проявления. Это не только любовь между мужчиной и женщиной, как она узко чаще всего понимается в обыденном сознании и воспевается в литературе и искусстве. Это любовь между людьми вообще (любовь родителей к детям, детей к родителям, любовь к родине и т. д.). Это и эмоции, связанные с чувством любви, и проявление любви (ласка).

В этой книге мною сделана попытка собрать и обобщить имеющиеся разрозненные научные данные о любви, которые нашли отражение в четырех разделах: «Любовь и влюбленность», «Проявление любви в переживаниях», «Экспрессивное проявление любви» и «Эротическая (сексуальная) любовь». Кроме того, в книге приведен обширный список научной литературы по проблеме, а в приложении – ряд методик, касающихся различных аспектов проблемы любви, одни из которых могут быть интересны массовому читателю, а другие могут быть использованы и в научных исследованиях.

Список литературы на сайте издательства по адресу http://www.piter.com/book. phtml?97854590076

Долг без любви не радует. Воспитание без любви порождает противоречие. Порядок без любви делает мелочным. Обладание без любви порождает скупость. Вера без любви порождает фанатизм. Горе тому, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не любить?

Без любви белый свет не мил.

В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить.

Если опросить людей, какие чувства, имеющиеся у них, они могут назвать, то в первую очередь будет названо чувство любви. Как светские, так и религиозные мыслители с давних пор пришли к выводу, что любовь играет главную роль в жизни людей. Исключительный статус любви отражен в выражении «Любовь правит миром»[2] 2
Еще Данте утверждал: «Любовь – эта та сила, что движет миром, и если нам не удается удовлетворить свою потребность в любви, от этого страдает все в нашей жизни».

Большая роль любви отводится и в христианских учениях. Основатель христианской веры хотел, чтобы любовь была отличительной чертой его последователей (от Иоанна, с. 35). А апостол Павел, обращаясь к аристократии в своем «Послании к коринфянам», превозносил любовь, указывая на то, что все достижения человека, которые не мотивировались любовью, в конце концов, не имеют смысла. «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а порадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» В заключение он писал, что в последней сцене человеческой драмы останутся лишь три действующих лица: «…вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (от Павла, 1-е послание коринфянам, с. 13).

Недаром в христианстве любовь рассматривается как божественный завет, превосходящий все остальные: «люби и того, кого трудно любить»; «возлюби ближнего, как самого себя».

Но романтическая любовь не сводится к половому влечению, так как с развитием человеческого общества любовные отношения между мужчиной и женщиной стали приобретать человеческий, социальный и избирательный характер. Однако для этого человечеству пришлось пройти длительный, в течение многих веков, путь.

Свой исторический путь прошла и любовь родителей к своим детям, роль которой в жизни человека и общества не меньшая, чем половой любви.

Понимание роли родительской заботы и ласки, проявляемой при физическом и психическом контакте родителей с ребенком, пришло к людям не сразу. Даже родоначальник идеи родительской любви Ж.-Ж. Руссо собственных детей от своей постоянной сожительницы Терезы отдавал в приют. Среднее ежегодное число подкидышей в Париже между 1773 и 1790 гг. составляло 5800 человек (на общее число 20–25 тысяч рождений).

Достаточно равнодушно относились к детям и аристократические матери, которые отдавали младенцев на выкармливание в чужие семьи и воспитывали детей в закрытых пансионах, монастырях и школах. Родившийся в 1754 г. князь Талейран вспоминал, что родительские заботы еще не вошли тогда в моду. В знатных семьях любили гораздо больше род, чем отдельных лиц, особенно молодых, которые еще были никому не известны. Сам Талейран был отдан кормилице сразу же после крещения, состоявшегося в день его рождения, и в течение четырех лет мать ни разу не навестила его.

До конца XVIII в. материнская любовь во Франции была делом индивидуального усмотрения. Формирование устойчивой эмоциональной близости между родителями и детьми затруднялось высокой рождаемостью и еще более высокой смертностью. Ведь из-за плохого и небрежного ухода в XVII–XVIII вв. в странах Западной Европы на первом году жизни умирали от одной пятой до одной трети всех новорожденных, а до 20 лет доживало меньше половины[3] 3
Например, Людовика XIII впервые выкупали почти в семилетием возрасте.

[Закрыть] . Все это делало жизнь отдельного ребенка, особенно если он не был первенцем, не такой ценной, как сегодня.

Необходимость тесного контакта новорожденного с матерью в первые недели после рождения была понята уже в «непросвещенные» с точки зрения медицины времена. Неслучайно у разных народов существовал обычай освобождать роженицу от бытовых забот на первые полтора месяца. У русских тоже были так называемые сороковины, когда сорок дней после родов в доме хозяйничали добровольные помощницы из числа родственниц и соседок. Это позволяло маме восстановиться после родов, а младенцу, получавшему маму «в безраздельное пользование», полноценно адаптироваться к жизни вне утробы.

Поэтому не случайно в Европе в конце XVIII в. начинается кампания за то, чтобы матери сами выкармливали младенцев, не доверяя их ненадежным кормилицам. Требуют (и добиваются) освобождения ребенка «от тирании свивальника». Каждый ребенок, даже новорожденный, стал восприниматься единственным, незаменимым, а его смерть стала переживаться как невосполнимая горькая утрата.

Научные представления о любви в эпоху Античности разрабатывались философами и существенно отличались от мифологических. У Аристотеля понятие любви скорее плотское, он относил любовь к одной из первичных энергий человеческого тела.

Свой смысл в понятие «любовь» вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского Востока во времена Средневековья. Так, в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, т. е. в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу.

В Средневековье, в эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится положение, что природа любви есть стремление к красоте.

В середине XIX в. И. М. Сеченов изложил свои взгляды на проблему любви. Он выделял три фазы в ее развитии:

1) создание абстрактного идеала;

2) встреча с объектом, похожим на идеал, и ассоциация объекта с идеалом; «Когда же мальчику случилось встретить женщину, похожую по его мысли на этот идеал, то он, как говорится, переносит свою мечту на эту женщину и начинает ее любить в ней» (1952, с. 114); после того как установились крепкие отношения и началась половая жизнь, симпатия и платоническая любовь, имевшие место до этого, переходят в фазу страстной любви;

3) угасание страсти, становление любви-дружбы; это происходит «на основании закона, по которому яркость страсти поддерживается лишь изменчивостью страстного образа. В год, в два, при жизни, очень близкой друг к другу, сумма возможных перемен и с той и с другой стороны давным-давно исчерпалась и яркость страсти исчезла» (1952, с. 115).

И. М. Сеченов считал, что «человек, переживший все фазы любви, едва ли может страстно любить во второй раз. С его точки зрения, повторные страсти – признак неудовлетворенности предшествовавшими» (с. 115). Он утверждал, что любовь может быть весьма длительной.

Вопросу любви уделил внимание и великий русский ученый И. И. Мечников. Он писал, что совокупность чувств и переживаний, которую люди называют любовью, есть не что иное, как психологическая надстройка над биологическим по своей природе половым влечением. Однако, утверждал И. И. Мечников, не подлежит сомнению, что половое чувство, хотя и общее у человека с животным, есть тем не менее источник самых высших духовных проявлений. Любовь между мужчиной и женщиной облагораживает человека, делает его способным на самоотверженные поступки.

В западной психологии в первой половине XX в. проблема любви тоже становится предметом научного обсуждения. В основе работ Зигмунда Фрейда лежит связь между любовью и сексуальностью. Любовь, по Фрейду, – иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии неофрейдистами были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей любви. Одним из апологетов такого рассмотрения любви был психоаналитик Эрих Фромм, о взглядах которого речь еще впереди. К сожалению, в советской психологии проблема любви была практически проигнорирована как предмет общей психологии.

Любовь? А что это такое?

Зачем о ней так много слез?

Она противница покоя

И покорительница грез.

Она – мечта и сновиденье —

Порой печальна или зла,

Порой творит стихотворенья

Или великие дела.

Быть может, что любовь – богиня:

Честолюбива и горда,

А может, злой судьбы рабыня,

И ей подвластна навсегда.

Мы часто слово произносим «Люблю».

А что для нас любовь?

То, что в стихах мы превозносим,

То, что сердец волнует кровь?

А может, то, что в нас творится,

Когда глядим мы на Луну,

То, что в душе у нас таится,

Мешая разуму и сну?

Любовь? А что это такое?

Как бы попроще рассказать?

Все то великое, святое,

Что трудно словом описать.

Любовь – это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается неизвестно когда.

Любовь[4] 4
Славянское слово «любовь» происходит от старославянского «шлюб», что означает союз, соединение, единение, согласие. Отзвуки этого смыслового значения любви и по сей день сохранились в некоторых славянских языках. То есть любовь – это мистическое соединение мужчины и женщины в одно целое.

Ю. Щербатых (2002) предложил студентам из медицинской академии дать свое определение любви. Ответы были самые разнообразные: «потребность в другом человеке» и «наслаждение», «душевный комфорт» и «чувство восторга», «смысл жизни» и «безумие», «понимание другого человека» и «потеря власти над собой», «отсутствие эгоизма» и «эгоизм», «наслаждение» и даже «привычка» – в общем, каждый понимал любовь по-своему. Б. Марстейн (Murstein, 1988) пишет в связи с этим, что любовь представляет некую Австро-Венгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудносовместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений. Понятие «любовь» как собирательное для множества разных явлений во взаимоотношениях людей рассматривает и Келли (Kelley, 1983).

Состояние «влюбленности» – это переживание, которое могут испытывать только люди, однако общепринятого определения любви не существует (Ireland, 1988; Lasky, Silverman, 1988). Тем не менее, по-видимому, принято считать, что любовь – это нечто большее, чем просто физическое удовлетворение; в любви участвуют также ум и сердце (Lasky, Silverman, 1988) Разумеется, мы верим, что знаем, когда бываем «влюблены», потому что это «переживание трансформирует человека» (Aron etal., 1995).

Э. Фромм пишет, что сущность любви одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Это идеализация, уважение и знание. Кроме того, Э. Фромм подчеркивает, что любовь всегда связана с заботой и ответственностью: «Забота и ответственность означают, что любовь – это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то “захвативший”» (1990, с. 82–83).

Акцентирование внимания в любви на заботе и ответственности необходимы Э. Фромму для того, чтобы обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Не случайно любовь к конкретному человеку, по Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству). В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким.

Полностью соглашаясь с тем, что слово «любовь» в обыденном понимании подчас теряет конкретное содержание (Ф. Ларошфуко, например, хорошо заметил, что «у большинства людей любовь к справедливости – это просто боязнь подвергнуться несправедливости» (1971, с. 156)) и что любовь – не аффект (если его понимать как эмоцию), трудно признать правоту Фромма относительно того, что любовь – это деятельность, проявляемая лишь в заботе, ответственности (я бы добавил к ним и такие поведенческие проявления, как нежность, ласка). Все это следствие любви, ее проявления, а не ее сущность. Сущностью же остается чувство, т. е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо. Недаром в последующем его формула любви подверглась критике за отсутствие в ней эмоции радости. У Э. Фромма любовь не только рассудочная, но и аскетичная, и именно потому, что это любовь ко всем.

Психологическая концепция любви обнаруживает в плане феноменологии свою явную противоречивость и несостоятельность в не менее очевидных фактах неподконтрольности и неподвластности любви человеку, в фактах ее особой и самостоятельной жизни, независимой не только от желаний и намерений человека, но даже от самого его физического существования. И сколько бы ни приводили нам (от лица обыденной социальности) примеров «вещной природы» любви, сколько бы ни сообщали нам (от лица науки) данных о мозговых структурах и центрах, феромонах и виагре, психокоррекции и психотерапии партнерских отношений, тренингах сензитивности и коммуникативности, мы-то знаем, что все это – «не про то». Никто не может управлять и манипулировать любовью, поскольку она не только не вещь (наряду с другими вещами), но и не некое свойство (наряду с другими свойствами), принадлежащее человеку.

В издании «Психология. Словарь» (1990) любовь определяется как «интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленными в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости». В данном случае речь, очевидно, идет только об эротической любви.

Там же говорится, что любовь – высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.). В качестве родового понятия любовь включает (в зависимости от глубины, силы, предметной направленности) как симпатию, так и страсть. Такое понимание любви является более общим, касающимся и родительской любви, и других ее видов.

В «Философской энциклопедии» любовь определяется как «нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства являются самоотдача, самоотверженность и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Индивидуальности с их духовными и природными различиями образуют в любви завершенное единство; дополняя друг друга, они выступают как единое целое. Нравственная природа любви выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, но на вполне конкретного, единственного и неповторимого человека».

Фактически философская энциклопедия, по мнению С. Самыгина, пересказывает наукообразным языком легенду об андрогинах – первых людях, каждый из которых был одновременно мужчиной и женщиной. Андрогины были так совершенны, так сильны, умны и счастливы, что боги позавидовали полноте их существования и разрубили первых людей пополам. С тех пор эти половинки ищут друг друга по всему свету, чтобы вновь слиться в единое целое и обрести прежние силу и счастье.

Возрастные и гендерные различия были выявлены в ответах на предложение дополнить фразу: «Любовь – это…» Было замечено, что респонденты 13–14 лет, как правило, затруднялись дать какой-либо ответ. Наиболее часто встречающиеся ответы в группе 15–16 лет были следующие: «Любовь – это сложное чувство, не поддающееся описанию», «…радость для двоих и необходимость быть вместе». Интересным оказался тот факт, что 40 % девушек данной возрастной категории ответили, что любовь – это боль, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с безответным чувством, которое характерно вообще для данного возраста, а для девушек особенно. Большинство же юношей отвечало, что любовь это взаимопонимание, нежность, «встреча двух сердец и слияние двух тел».

В возрастной группе 18–20 лет любовь понимается как доверие, взаимопонимание, уважение. Причем в ответах юношей данного возраста довольно часто отмечается, что любовь это еще и влечение, стихия и близость. Среди девушек распространена такая характеристика, как самоотдача. Подобная картина наблюдается и в возрастной группе от 21 до 23 лет.

К. К. Платонов (1984) относит к любви и предпочтение человеком кого– или чего-либо. Он пишет даже об условно-рефлекторной любви.

Унылая ученость не способна передать живой трепет любви, ее противоречивейшую сложность, ее тайну – то таинственное, что не поддается выражению словами. Или поддается, но гению литературы. «Любить, – писал Л. Н. Толстой, – значит жить жизнью того, кого любишь».

Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо». А Стендаль так говорит о любви: «Любовь – это соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить другому как можно больше счастья».

Очевидно, что быть привязанным ко всем людям невозможно, поэтому любовь – это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты – бессмысленным. С этой точки зрения «любовь» учителя к учащимся, врача к больным – это в большинстве случаев не более чем декларируемая абстракция, отражающая проявление интереса, эмпатии, уважения личности, но не привязанности. Ведь привязанность – это чувство близости [устойчивое. – Е. И.], основанное на преданности, симпатии к кому– или чему-нибудь (Ожегов, 1975).

3. Рубин (1973) из Мичиганского университета (США) в результате исследований счастливых и несчастливых в любви пар выявил три основных компонента половой любви – это привязанность, забота и интимность (доверие).

Привязанность — это желание физического присутствия рядом любимого человека и готовность получать/проявлять эмоциональную поддержку.

Забота — это беспокойство и действия по обеспечению благополучия другого.

Интимность — близкие, доверительные отношения с человеком, когда каждый в паре не только без опасения делится с другим своими переживаниями, мыслями, идеями, но и с уверенностью быть понятым и поддержанным. Основываясь на трех значимых компонентах, 3. Рубин разработал диагностическую «Шкалу любви» (см. приложение).

Девис и Тодд (Davis, Todd, 1982) понимают любовь как дружбу, осложненную страстью (завороженностью, исключительностью и особым типом сексуального удовлетворения).

Типы привязанности влияют на длительность взаимоотношений партнеров: при безопасном типе отношения продолжаются почти в два раза дольше (10,02 года), чем при избегающем (5,97 года) и тревожно-амбивалентном (4,86 года) типах (Shaver et al., 1988).

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Источник:
Текст книги — Психология любви — Евгений Ильин
Читать книгу Психология любви Е. П. Ильина — страница 1 текста книги : юбви, и, как ни странно, в большей степени психологов, весьма прохладное[1]1 Отношение психологов к изучению проблемы любви напоминает древнегреческий миф об отношениях Эрота (символа любви) с Психе
http://iknigi.net/avtor-evgeniy-ilin/62122-psihologiya-lyubvi-evgeniy-ilin/read/page-1.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Мужчина, родившийся под знаком зодиака Рака – это чувствительный,… (5)Как заставить тельца бегать за тобой 10 способов заставить мужчину бегать за вами 1. Будьте красивой. Что ни говори, а мужчина… (4)Основные принципы компромиссного разрешения конфликта Практические выводы к § 15Из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта». Регулирование… (4)Как выйти из депресии Как выйти из депрессии самостоятельно когда нет сил ничего делать Если сейчас у вас хандра,… (4)Мужчина рак уходит и возвращается Как мужчина рак уходит?Мужчины-Раки являются скрытными мечтателями, нежными и чувственными людьми. Все данные качества позволяют… (4)

COMMENTS