Психология человеческих отношений

Психология человеческих Берн

Games People Play

(THE PSYCHOLOGY OF HUMAN RELATIONSHIPS)

Игры, в которые играют люди

(Психология человеческих взаимоотношений)

_такое_ _выделение_ _слов_ – курсив;

*такое* *выделение* *слов* – полужирный;

[слова в квадратных скобках] – примечание.

(с) перевод с английского А.В.Ярхо

Часть первая. Анализ игр

Процедуры и ритуалы

Часть вторая. Тезаурус игр

Игры на всю жизнь

Игры в компаниях

Игры преступного мира

Игры на приеме у психотерапевта

Часть третья. За пределами игр

Hастоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей книги «Трансакционный анализ в психотерапии». Однако я предполагаю, что новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей публикацией.

Hа моих лекциях слушатели часто обращались с просьбой дать им более подробные описания игр, которые позволили бы осмыслить общие принципы трансакционного анализа. Это убедило меня в необходимости написать настоящую книгу [Терминология и точка зрения автора в основном ориентированы на восприятие читателя, знакомого с психологией и психиатрией. Однако я надеюсь, книга будет интересна и полезна представителям различных профессий.]. Я признателен всем студентам и слушателям, обратившим мое внимание на новые игры. Они высказали мне много интересных мыслей, например об умении человека слушать собеседника и о том, какую ценность представляет это качество для всех людей.

Hеобходимо сделать несколько замечаний о стиле изложения материала. Из соображений компактности игры описываются в основном от лица мужчины, если, конечно, они не являются чисто женскими. Поэтому главный игрок в книге обычно обозначается словом «он». В этом, безусловно, нет какого-либо намерения умалить достоинство женщин, так как ту же самую ситуацию можно с тем же успехом описать, используя местоимение «она». Если роль женщины в том или ином примере существенно отличается от роли мужчины, то описание игры дается раздельно. Точно так же, ничего не желая подчеркнуть, мы называем психотерапевта «он».

Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении.

Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти и на основе повседневного опыта.

Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что – социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения. Hедостаточная стимуляция активирующей ретикулярной ткани мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках. Разумеется, это явление может быть и результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою очередь может быть вызвано апатией, например как это бывает у младенцев в результате крайнего истощения или после длительной болезни.

Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной депривации через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так же, как и ощущение пищевого голода.

У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, а и в психологическом и социальном плане. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в еде», «аскет», можно легко перенести из области питания в область ощущений. Переедание – это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция. В обеих областях при обычных условиях и большом разнообразии выбора предпочтение в основном зависит от индивидуальных склонностей и вкусов. Вполне возможно, что индивидуальные особенности человека предопределены конституциональными особенностями организма. Hо это не имеет отношения к обсуждаемым проблемам. Вернемся к их освещению.

«*Поглаживание*» – это лишь наиболее общий термин, который мы используем для обозначения интимного физического контакта. Hа практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают, а порой шутливо щиплют или слегка щелкают по лбу. Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Поэтому по интонации и употребляемым словам можно предсказать, как человек будет общаться с ребенком. Расширив значение этого термина, мы будем называть «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Таким образом, «поглаживание» будет у нас одной из основных единиц социального действия. Обмен «поглаживаниями» составляет трансакцию, которую в свою очередь мы определяем как единицу общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

Hаши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей – «признание» – имеют большое значение в жизни человека. В связи с этим мы задаем вопрос: «Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное «Привет!» или многочасовой ритуал встречи, принятый на Востоке?» В результате мы пришли к выводу, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании существует также и потребность в структурировании времени, которую мы назвали структурный голод.

Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: «Hу и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?» Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Для этого достаточно вспомнить трудно переносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть.

Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. Мы считаем, что одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе. Операциональный аспект процесса структурирования времени можно назвать *планированием*. Оно имеет три стороны: материальную, социальную и индивидуальную [Терминология предложена автором. Смысловая нагрузка терминов рассматривается только с точки зрения различных форм общения между людьми.].

Hаиболее обычным практическим методом структурирования времени является взаимодействие в первую очередь с материальной стороной внешней реальности: то, что обычно называют работой. Такой процесс взаимодействия мы назовем *деятельностью*.

Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьезно. С одной стороны, например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники – весьма серьезными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации, например каннибальские пиршества. Поэтому употребление термина «игра» по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием.

Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость. Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением.

Времяпрепровождения и игры – это, на наш взгляд, только суррогат истинной близости. В этой связи их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Hастоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение сенсорного голода и потребность в признании связаны с необходимостью избегать острого дефицита сенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению. Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор [Кьеркегор Серен (1813-1855) – датский философ.] описал различные бедствия, проистекающие от неумения или нежелания структурировать время. Если скука, тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмоционального голода и могут иметь те же последствия.

Обособленный от общества человек может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии.

Известно, что человек может быть «обособлен» от других даже в присутствии большого числа людей. Для участника социальной группы из двух или более членов имеется несколько способов структурирования времени. Мы определяем их последовательно, от более простых к более сложным: 1) ритуалы; 2) времяпрепровождение; 3) игры; 4) близость; 5) деятельность. Причем последний способ может быть основой для всех остальных. Каждый из членов группы стремится получить наибольшее удовлетворение от трансакций с другими членами группы.

Человек получает тем большее удовлетворение, чем более доступен он для контактов. При этом планирование его социальных контактов происходит почти автоматически. Однако некоторые из этих «удовольствий» вряд ли могут быть так названы (например, акт саморазрушения). Поэтому мы заменяем терминологию и используем нейтральные слова: «выигрыш» или «вознаграждение».

Hезависимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности, они являются наиболее благодарной формой социального контакта. Длительная близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как игры. Именно они и являются предметом нашего исследования.

Hа языке психологии состояние *Я* можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего *Я*, которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории: 1) состояния *Я*, сходные с образами родителей; 2) состояния *Я*, автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния *Я*, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Hеформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В дальнейшем мы будем использовать именно эту терминологию.

Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.

Hа основе этих наблюдений можно прийти к некоторым диагностическим выводам. Высказывание «Это ваш Родитель» означает: «Вы сейчас рассуждаете так же, как обычно рассуждал один из ваших родителей (или тот, кто его заменял). Вы реагируете так, как прореагировал бы он – теми же позами, жестами, словами, чувствами и т.д.». Слова «Это ваш Взрослый» означают: «Вы только что самостоятельно и объективно оценили ситуацию и теперь в непредвзятой манере излагаете ход ваших размышлений, формулируете свои проблемы и выводы, к которым Вы пришли». Выражение «Это ваш Ребенок» означает: «*Вы* реагируете так же и с той же целью, как это сделал бы маленький ребенок».

Смысл этих высказываний можно пояснить подробнее.

1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний *Я*, повторяющих состояния *Я* его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния *Я* при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это понятие, можно сказать: «Каждый носит в себе Родителя».

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их *Я*. Hа обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку».

Здесь нам хотелось бы поместить структурную диаграмму (схема 1а), отражающую все компоненты личности, выявленные на данном этапе анализа. Диаграмма включает состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они четко отделены друг от друга. Hеопытный наблюдатель может и не заметить их отличий, но человеку, взявшему на себя труд изучения структурной диагностики, отличия вскоре покажутся весьма впечатляющими и содержательными.

Источник:
Психология человеческих Берн
Eric Berne Games People Play (THE PSYCHOLOGY OF HUMAN RELATIONSHIPS) Эрик Берн Игры, в которые играют люди
http://kursak.net/psixologiya-chelovecheskix-vzaimootnoshenij-erik-bern/

Психология человеческих взаимоотношений

Процесс общения. Структурирование времени. Игры. Структурный и трансакционный анализ. Процедуры и ритуалы. Времяпрепровождение. Тезаурус игр. Их виды: супружеские, в компаниях, сексуальные, в перступном мире, на приеме у психотерапевта. Значение игр.

Психологическая теория Фрейда. Структура личности. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология Юнга. Архетип коллективного бессознательного. Психологические типы личности. Трансакционный анализ Берна. Структурный анализ.

курсовая работа, добавлен 01.02.2003

Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

реферат, добавлен 06.10.2009

Содержание делового общения. Межличностное и ролевое, ритуальное и монологическое виды общения. Разновидности монологического общения. Типы информации (побудительная, констатирующая) и функции общения. Аспекты трехкомпонентной структуры делового общения.

презентация, добавлен 12.05.2014

Психологические основы манипулирования как попытки управлять человеком или группой людей; источники: потребности, слабости, ритуалы. Технология скрытого управления: манипулирование информацией, виды уловок; активные и пассивные защитные процедуры.

контрольная работа, добавлен 26.11.2010

Осуществление взаимодействия человека с окружающим миром в системе объективных отношений. Категория общения в психологической науке. Вид общения. Трансактный анализ общения. Трудности в процессе общения. Путь исследования межличностного взаимодействия.

реферат, добавлен 04.11.2008

Общение как базовая категория психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация.

контрольная работа, добавлен 21.04.2012

Структурирование личности в психологических исследованиях Фрейда, Юнга и Маслоу. Структурный анализ в основе теории Берна. Трансакция — единица социального общения. Игра как последовательность трансакций. Состояния «Я» – взрослый, родитель, ребенок.

контрольная работа, добавлен 20.01.2011

Аспекты психологии делового общения. Виды делового общения, его структура и средства. Формы деловой коммуникации и их характеристика. Деловые разговор, беседа, совещание, дискуссия. Публичные выступления как форма делового взаимодействия и искусства.

реферат, добавлен 16.12.2013

Психология продаж – как раздел социальной психологии и прикладная наука. Основные стадии заключения сделки. Описание базовой модели человека. Основные виды общения и типы поведения в конфликте. Стадии общения. Работа с сомнениями и возражениями клиента.

презентация, добавлен 26.05.2010

Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми. Психология и этика делового общения. Понятие, критерии, уровни, средства успешности общения. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении. Методы изучения общения.

Источник:
Психология человеческих взаимоотношений
Процесс общения. Структурирование времени. Игры. Структурный и трансакционный анализ. Процедуры и ритуалы. Времяпрепровождение. Тезаурус игр. Их виды: супружеские, в компаниях, сексуальные, в перступном мире, на приеме у психотерапевта. Значение игр. Психология, русский язык
http://allbest.ru/k-3c0a65635a2ac68a5d43a89521316d27.html

Психология человеческих отношений

  • Эволюция человеческих отношений 16 кб.
  • Эффективность управления и теория человеческих отношений Э Мэйо 22 кб.
  • Школа человеческих отношений и поведенчиских наук 5 кб.
  • Теория человеческих отношений 37 кб.
  • Школа человеческих отношений 392 кб.
  • Школа человеческих отношений 39 кб.
  • Школа человеческих отношений и поведенческих наук 26 кб.

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в

знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (одна из форм этого отклонения – маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость

завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. (!) В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности — ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности — это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.
продолжение

Источник:
Психология человеческих отношений
Тема: Психология человеческих отношений. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Голодный. страница: 2. Размер: 24 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘CoolReferat.com. Содержание Психические свойства личности. .’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=2

Психология человеческих отношений

скачать
Раздел IV. Психология человеческих взаимоотношений

3. Группа и явление ситуационной тревожности.

4. Межличностные внутригрупповые конфликты.

5. Фрустрация и агрессия во внутригрупповых отношениях.

Темы для рефератов

1. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.

2. Факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии группы на индивида.

3. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

4. Психологические проявления самочувствия личности в группе.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Основные источники личностного развития индивида в группе.

2. Социально-психологическая интерпретация основных фактов, свидетель-

ствующих об отрицательном влиянии группы на личность.

3. Пути улучшения точности и правильности межличностного восприятия.

4. Способы улучшения самочувствия личности в группе.

Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988. (Коллектив:

284-302. Личность в социальной психологии: 317-331. Личность в

Берне Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

(Межличностные отношения и Я-концепция: 225-245.)

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.,

1988. (Группа и личность: 69-72. Фрустрация: 93-102. Конф-

ликты в группе: 112 — 118. Руководство и лидерство в группах:

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989.

(Коллектив и личность: 16-35.)

Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984. (Личность в

Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства

педагогическим коллективом. — М., 1982. (Исследования лидерства:

10-33. Управление педагогическим коллективом: 33-192.)

Глава 23. Интимные межличностные отношения

Дружба. Понятие об интимных отношениях. Необходимость включения в число

интимных отношений не только эмоционально положительных, но и эмоционально

отрицательных межличностных связей. Определение дружбы. Основные характеристики

дружеских взаимоотношений, их цели, содержание и регулирующие правила. Отличие

дружбы от знакомства и приятельства. Различия между любовью и дружбой.

Происхождение дружбы. Возрастные аспекты формирования, развития и преобразования

дружбы. Изменение целей, содержания и форм дружеских отношений с возрастом.

Дружба как предшественница любви.

Любовь. Любовь как высшее человеческое чувство. Любовь как способность и

стремление человека к самосовершенствованию. Любовь как специфический вид

человеческих отношений. Основные психологические характеристики любви как

возвышенного чувства. Понятие о настоящей любви. Любовь как заинтересованность в

развитии другого человека, как проявление уважения к нему. Любовь и вражда как

антиподы. Виды любви: братская, материнская, любовь человека к себе, к Богу.

Эротическая любовь. Психологические аномалии в любви (виды псевдолюбви). Любовь

как воплощение идеала в другом человеке. Историчность представлений об идеале в

любви. Недостаточность любви, основанной только на сексуальном влечении.

Враяцс. Дружба, любовь и вражда как противоположные виды интимных человеческих

отношений. Общее определение вражды. Объективные и субъективные причины

возникновения неприязненных отношений между людьми. Несовместимость интересов и

чувство зависти как факторы, потенциально порождающие враждебные отношения.

Интеллектуальная, моральная и мотивацион-ная совместимость людей. Динамика

возникновения враждебных отношений.

Одиночество. Понятие одиночества. Личностные, психологические и поведенческие

характеристики одинокого человека. Отношение одинокого человека к самому себе и его

самооценка. Реакции разных людей на одиночество. Типичные внутренние

эмоциональные состояния одинокого человека. Отношение одинокого человека к другим

людям. Специфические проблемы межличностных отношений, свойственные одиноким

людям. Внутренняя и внешняя каузальные атрибуции одиночества. Низкая самооценка как

фактор одиночества. Способы индивидуально-личностного объяснения одиночества.

Типология отношений одиночества. Роль раннего детского опыта в возникновении

одиночества у взрослых людей.

Для людей старшего возраста, как и для представителей молодого

поколения, наличие близких отношений, при которых они как бы

отождествляют себя с другими людьми, разделяют с ними

Раздел IV. Психология человеческих взаимоотношений

свои заботы, мысли, чувства и тревоги, служит важным источником

жизненной энергии, эмоционального и физического благополучия.

Существование таких отношений, которые мы называем интимными,

является своего рода психологическим амортизатором деловых,

бытовых и личных проблем и потрясений.

Толковый словарь русского языка’ трактует понятие как

содержательно характеризующее отношения, которым присущи глубоко

личные, сокровенные и задушевные переживания. Поэтому любые

человеческие отношения, в том числе и тайные отрицательные,

отвечающие этому определению, мы называем интимными, например

вражду и одиночество, поскольку они тоже содержат глубоко личное и

сокровенное, такое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими

людьми. Реальная современная жизнь такова, что в человеческих

отношениях не менее часто, чем положительные, проявляются и отри-

цательные интимные отношения.

Дружбу можно определить как положительные интимные вза-

имоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии,

общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной

готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские

отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того,

что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба — это в

основном отношения между людьми одного и того же пола.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными:

деловыми, или утилитарными; эмоциональными, связанными с

удовольствием от общения с другом; рациональными, основанными на

взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными,

ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти

цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и

взаимодополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает

Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание

людей. Психологически это означает возможность общаться друг с

другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики,

воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых

движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и не

воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее

предсказывать реакции и поведение друг друга в различных жизненных

ситуациях, вплоть до опре-

^ Глава 23. Интимные межличностные отношения

деления мыслей, которые друг другу придут в голову в том или ином

эпизоде. Дружба занимает промежуточное положение между двумя

другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От

первого дружба отличается тем, что носит более интимный характер,

гораздо глубже знакомства или приятельства. От любви дружба

отличается^ напротив, меньшей интимностью и большей

рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально

определенными правилами поведения.

Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских

отношениях, — это равноправие, уважение, умение понять, готовность

прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение любого из них

ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа

любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения

ради сохранения связывающих их глубоких чувств.

Друзья делятся друг с другом новостями преимущественно личного

характера или выражают собственное мнение по поводу того, что

происходит вокруг, причем это мнение, как правило, также бывает сугубо

личным. Темы для разговоров друзей обычно выбираются такие,

которые интересны для каждого из них и значимы друг для друга. Этим, в

частности, содержание общения друзей отличается от общения просто

знакомых или приятелей.

В интимном межличностном общении друзья сохраняют особую

деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга

неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями.

Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентировано на

эмоциональную поддержку друг друга.

Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально,

но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка

всегда является бескорыстной, идет от души.

В индивидуальной жизни человека дружба возникает как вполне

закономерное явление. Появляется она в детстве тогда, когда у ребенка

возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера —

такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться. Это —

переход к взрослости, называемый в обыденной жизни отрочеством, а на

языке возрастной психологии именуемый подростничеством. Здесь

впервые осознаются и в межличностном общении подростков с

окружающими людьми усваиваются основные нормы и правила дружбы.

Вначале дружеские отношения носят характер товарищества или

приятельства, а затем постепенно трансформируются в по-

_______Раздел IV. Психология человеческих взаимоотношений_______

длинно интимные. Для того чтобы стать полноправным участником

дружеских отношений, человек, как личность, должен созреть

нравственно и интеллектуально. Это происходит примерно к 14-15

годам, когда дружеские взаимоотношения впервые проявляются в

полном своем объеме. Затем, спустя год или два, они начинают

дифференцироваться и от них отпочковываются отношения любви. При

этом дружба не умирает, она продолжает жить и развиваться по своим,

Если у детей дружба содержательно ограничена общением по поводу

сравнительно простых личных и деловых вопросов (например, общие

увлечения), то у взрослых дружеские связи обогащаются совместными

профессиональными занятиями. Друзьями в старшем возрасте часто

становятся коллеги по работе, которые кроме общности личностных и

интеллектуальных качеств обладают еще и общностью

профессиональных целей и намерений.

С возрастом и повышением уровня психологического развития

человека меняются не только содержание, но и формы дружеских

связей. От общения на личные темы друзья переходят к совместной

продуктивной деятельности, включая интегральную творческую работу.

В истории науки, литературе, искусстве, экономике и политике известно

немало примеров того, как друзья сохранили свои дружеские отношения

и перенесли их в профессиональную деятельность.

Дружба людей противоположного пола со временем может

незаметно перерасти в более глубокое интимное чувство — любовь,

которая прочно и надолго связывает людей между собой.

Если дружба — первый акт душевного сближения людей, то любовь

— заключительный, составляющий вершину человеческой интимности.

Любовь — это не только чувство, но и способность любить другого

человека, а также возможность быть любимым. Она требует усилия и

старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним

словом — самосовершенствование, т.е. поднятие себя до высот

достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь — это

также искусство, которому надо учиться и в котором необходимо

^ Глава 23. Интимные межличностные отношения

Любовь — это такой вид отношений между людьми, который не

допускает господства одного человека над другим или беспрекословного

подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не

жертвует собой ради другой, и каждый, ничего не теряя, только

приобретает-.Люди в этом типе отношений не остаются разделенными

так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе»они

составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого

служит условием и’важнейшей предпосылкой для совершенствования

Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу,

человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, расширяя

свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свой опыт, знания и

переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В

любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать.

Настоящая любовь вызывает в человеке взрыв ответной энергии,

обратно направленные движения душевной щедрости. ‘.

Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность

в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть и

настоящей любви. Любовь — это милосердие и ответственность

любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное

проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь

тайны и оставаться личностью. Страстное познание другого в любви

отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления,

используемого как бездушное средство познания мира. Это познание

путем духовного сближения, идентификации с любимым человеком,

переживания тождества с ним.

Как разновидность интимных отношений любовь противоположна

ненависти. Если любовь — это влечение, то ненависть — отвращение.

Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может

любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь

распространяет на других окружающих людей. Любящий, лично

обогащенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде

доброты и сердечности, отзывчивости и человечности.

‘Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. — М., 1990. С. 40.

Раздел IV. Психология человеческих взаимоотношений

Существует несколько видов любви: братская, материнская,

эротическая любовь, любовь человека к самому себе и любовь к Богу.

Братская — это любовь между равными, одинаково распространяемая

человеком на всех близких ему людей. Материнская любовь — это

любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к

неимущему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для

Эротическая любовь — это любовь психофизиологического плана к

единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и

продолжения в потомстве. Последний вид любви в отличие от двух

предыдущих является исключительным в том смысле, что требует

предпочтительности, особого выделения любимого существа среди

других ему подобных и особенного, исключительного к нему

Любовь человека к себе как ценности до недавнего времени

находилась в полном пренебрежении в нашей литературе из-за

господства идеологии, исключительно ориентированной на об-

щественный идеал. Мнение о том, что любить других добродетельно, а

любить самого себя грешно, до сих пор довольно широко

распространено среди людей в условиях нашей идеологически

искаженной культуры. Но поставим вопрос: может ли любить других

человек, не способный любить себя?

Ответ на него при трезвом размышлении должен быть отрицательным.

С немалым количеством фактических доказательств этого утверждения

мы встретимся, прочтя заключительный параграф данной главы,

посвященный одиночеству. Каждый человек такое же существо, как и

окружающие его люди, и если он любит других, то почему же не должен

любить самого себя. Не может быть двух разных типов любви: к людям

и к самому себе; любовь как высокое чувство или есть, или ее вовсе нет.

Известное библейское выражение

содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя

сторонами всеобщей любви — к себе и к окружающим людям. 1. От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем

существует исключительная любовь к себе в ущерб такому же

отношению к окружающим людям. Эгоистичный в любви человек

желает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого

‘Фромм Э. Искусство любить. — С. 76.

^ Глава 23. Интимные межличностные отношения

и любовь к другому может приобретать форму эгоизма. Так, мать,

беззаветно и бездумно любящая свое дитя, жертвует собой в угоду его

эгоистическим устремлениям, лишает аналогичного чувства не только

себя, но и окружающих людей. Как иначе, кроме эгоистической, можно

назвать любовь такой матери к своему ребенку, которая в других людях’

не видит чьих-то детей?

Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом

широком, социально-психологическом смысле слова является

универсальной и всеобщей, вбирает в себя все другие виды любви, в том

числе описанные выше, поскольку Бог в душе верующего означает

Высшую Добродетель. Невозможно верить в Бога и не любить человека

— его главное творение, равно как и обратное: любить — значит верить

в Высшую Добродетель и в меру своих жизненных сил и возможностей

стараться на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому

себе. Бог выступает как символ и воплощение принципов добра, спра-

ведливости, истины и любви, поэтому понятно появление у человека

аналогичного чувства к нему.

Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности

любви, включающие отношение любящих людей к своим близким,

прежде всего к матери и отцу. Когда такая любовь приобретает крайние

формы, лишающие любви других людей, то она превращается в

псевдолюбовь. Один ее вид Э.Фромм назвал невротическим. В этом

случае оба оказываются больше привязанными не друг к

другу, а к своим родителям. Став взрослыми, они переносят

эмоционально более сильное отношение к родителям на друга или

подругу, видя в них не самоценных личностей, а только воплощение черт

своих родителей, которые рассматриваются в качестве идеала. Но по-

скольку идеал может быть только один и копия никогда не сравнится с

оригиналом, то и любовь к другому человеку оказывается всегда слабее

любви к родителю.

Вариантом невротической любви, центрированной на родителях,

является исключительно матерински или отцовски ориентированная

любовь. Матерински ориентированные мужчины, например, в своих

любовных отношениях часто остаются детьми и от женщины, так же как

и от матери, жаждут материнской любви. Они бывают мягки, добры,

нежны и обаятельны, но вместе с тем беспомощны и безвольны. Их

отношение к женщине остается поверхностным и безответственным, а

цель — скорее, быть любимым, но не любить. Если женщина не всегда

восхищается таким мужчиной, ‘. Такой

мужчина ищет женщину, похожую на мать, и, найдя ее, становится

счастливым, так и не выходя из возраста ребенка до конца своих дней.

Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин,

которые сами в детстве были очень привязаны к своим отцам. Став

взрослыми, они стараются найти такого мужчину, в котором бы

воплотились лучшие черты отца, и обычно крепко привязываются к нему.

Женщина, отцовски ориентирожниая, бывает счастлива с мужем, который

заботится о ней квко ребенке.

Еще одна разновидность псевдолюбви — фанатичная любовь к

кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтожающую,

в любовь-поклонение, в любовь-обожествление. Человек, любящий так

другого, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того чтобы

приобретать. Это уже не любовь в описанном выше высоком смысле

этого слова, а идолопоклонничество.

Наконец, к категории псевдоглубоких любовных межличностных

чувств может быть отнесена сентиментальная любовь. Здесь на первый

план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное

поведение с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь, на

самом деле не характеризует сколько-нибудь глубокое чувство к

любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием, самими

собой, чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое

они, вероятно, вообще не способны.

Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда

находят друг в друге воплощение идеала. Правда, иногда такое идеальное

видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так

называемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные

черты далеко не всегда с самого»начала видны друг другу, а иногда то,

что видится, на самом деле может быть иллюзией. 2.

Идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви —

явление историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и

уровня развития общества, оно меняется. Так, в

‘ Фромм Э. Искусство любить. Чам же.

^ Глава 23. Интимные межличностные отношения

средние века, а отчасти и в более позднее время, вплоть до середины XIX

в., таким идеалом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском —

нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX в. и до

середины XX в. в мужском идеальном образе ценились честолюбие,

сила, агрессивность, а в женском — свобода поведения, кокетством

сексуальность. С середины текущего столетия идеалом мужчины начал

постепенно становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный,

общительный и добрый человек, а идеалом женщины — примерно такая

же личность, дополнительно обладающая еще одной парой достоинств:

скромностью и деловитостью.

Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная

только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она обычно

недолговечна потому, что в ней нет настоящего высокого чувства и

всего того, о чем говорилось в начале этого параграфа. Сексуальное

влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии.

‘. Без любви сексуальный акт создает видимость

соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг

друга. Этот акт, говоря словами Э.Фромма, не в состоянии перекинуть

мост над пропастью, психологически разделяющей людей. Такой акт

исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он

отключает разум, а любовь сознательна;

он временный, а любовь вечна.

Рассуждения о вражде в настоящей главе не случайно следуют за

рассуждениями о дружбе и любви. Эти отношения, во-первых, антиподы,

во-вторых, вражда нередко возникает на основе вырождения дружеских и

других несложившихся интимных отношений (см. мысли Б.Спинозы в гл.

18 об эмоциях), в-третьих, дружба, любовь и вражда находятся на разных

точках одного и того же континуума человеческих межличностных

Но вместе с тем вражда независима от остальных отношений и может

возникнуть самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений.

Источник:
Психология человеческих отношений
Тип: Учебник; Размер: 9.96 Mb.; Психология как наука; Раздел IV. Психология человеческих взаимоотношений; страница №52
http://rudocs.exdat.com/docs/index-30692.html?page=53

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (19)Что чувствует женщина когда хочет мужчину Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (9)Зачем нужна территория смыслов Зачем нужна территория смыслов Прогулка по Территории Смыслов часть 1 В компании уже известных Вам… (3)Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Мужчина, родившийся под знаком зодиака Рака – это чувствительный,… (3)Как развить интуицию и скрытые способности Как легко и просто развить интуицию и скрытые способностиКак легко и просто развить интуицию и… (2)Что подарить мужчине деве на день рождения Что подарить деве мужчинеЧто подарить деве мужчине. Подарок на день рождения Всем известно, что мужчины… (2)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (2)Как влюбить мужчину тельца Как влюбить в себя мужчину Тельца? Мужчина Телец — основателен во всем. Если он берется… (2)Как заставить тельца бегать за тобой 10 способов заставить мужчину бегать за вами 1. Будьте красивой. Что ни говори, а мужчина… (2)Как заставить девушку жалеть о расставании Бросила девушкаЯ недавно расстался с девушкой. Пол года назад. Любил, встречались пол 2 года. Но… (2)Хочу женщину старше меня Хочу женщину старше знакомства Дико хочу познакомиться с женщиной старше меня! Мне 27 лет, с… (2)

COMMENTS