Практическая психология

Практическая психология

Практическая психология — путеводитель по личностному развитию

Фото с сайта www.mrwallpaper.com

Наверняка, многие из вас встречали понятие «практическая психология», ведь вряд ли в нашем обществе найдется хотя бы один человек, жизнь которого не омрачали бы те или иные проблемы. Однако улучшить качество своей жизни, добиться душевной гармонии, наладить общение с окружающим миром и избежать повторения ошибок под силу каждому. Для этого достаточно самостоятельно изучить основы практической психологии или обратится за помощью к соответствующему специалисту.

Практическая психология — это средства, методы и приемы воздействия на поведение человека через его психологическое восприятие. Другими словами, этот вид психологии ориентирован на практические запросы широкого круга людей, обладающих достаточным уровнем образования и культуры, которые возникают у человека в разных сферах его жизнедеятельности. Задача практического психолога — помочь каждому конкретному человеку разобраться в себе и своих проблемах, после чего совместными усилиями найти рациональный выход из сложившейся ситуации с минимальными нервно-психологическими потерями.

В современной практической психологии нет единой системы знаний. Вместо этого имеются различные направления, школы и методы работы, позволяющие добиваться хороших результатов в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей индивидуального развития человека. На сегодняшний день можно выделить такие наиболее известные школы и направления, как:

Все эти школы и направления специализируются на изучении отклонений от нормы и доведения до нормы поведения человека. Однако существуют и образовательно-развивающие школы, которые занимаются так называемым личностным ростом и возможностями, позволяющими подняться выше так называемой нормы. Среди таких школ наибольшей популярностью пользуются:

— НЛП (нейро-лингвистическое программирование);

Практическая психология, в отличие от прикладной, которая работает исключительно в рамках научных исследований, опирается на хорошо зарекомендовавшие себя рабочие метафоры, не имеющие под собой научной основы. Иными словами, если прикладная психология ориентирована, прежде всего, на специалистов, то практическая психология — на широкие круги населения, не имеющие специального образования. Поэтому и языки у них разные: у прикладной — научный, переполненный профессиональными терминами, у практической — доступный, характерный для повседневного общения.

Ярким примером может послужить метафора Родитель — Взрослый — Ребенок, которая была введена Эриком Берном. Несмотря на отсутствие научной основы, эта метафора приносит большую пользу в психотерапевтической работе и психологическом консультировании.

Популярная психология предоставляет широкому кругу населения фундаментальные и практические знания в упрощенной форме, без использования профессиональной терминологии. Поэтому ее можно просто почитать ради интереса, без какой-либо конкретной цели. Практическая психология ориентирована преимущественно на определенные запросы людей, и содержит в себе ответы на большинство животрепещущих вопросов, связанных со всеми сферами жизнедеятельности человека. Поэтому она востребована, прежде всего, теми читателями, которые ищут ответ на конкретные интересующие их вопросы:как изменить свою жизнь, как изменить свои эмоции, свой характер, какую-то жизненную ситуацию.

Психотерапевтическая практика в практической психологии

Большая часть работы практикующего психолога тесно связана с психотерапевтической практикой. Объясняется это тем, что к специалистам чаще всего обращаются люди, проблемы которых в большей степени имеют психотерапевтический характер. Таким людям нужно найти не столько решение какой-либо определенной проблемы, сколько разобраться с проблемами личностного характера. Например, » Как преодолеть душевную боль?» или «Что делать, если ничего не хочется?».

Наиболее удачные применения практической психологии в повседневной жизни можно увидеть на примере работы политиков, врачей, руководителей, педагогов, священников и т.д. То есть, той категории людей, которым в процессе общения приходится оказывать влияние на других людей. Необходимо отметить, что знания о психологии человека, которые они активно используют, как правило, были получены ими исключительно на основе жизненного опыта. Такими же знаниями пользуются и те люди, которые без специального психологического образования, пытаются оказать или оказывают помощь другим людям (например, народные целители, экстрасенсы и т.д.).

Таким образом, практическая психология — достаточно эффективный способ не только для решения проблем, но и для совершенствования и развития своей личности, основанный на личном опыте и реальных результатах людей, которые практикуют в этой области и передают свои знания другим.

Источник:
Практическая психология
Практическая психология используется для решения широкого круга проблем человека. Она основана, в первую очередь, на жизненном опыте конкретных людей.
http://mirna360.com/psixologiya/prakticheskaya-psixologiya-putevoditel-po-lichnostnomu-razvitiyu.html

Практическая психология

Рейтинг: 4,96 * 443? голосов Как ставить оценку?

Если у вас имеется доступ к чтению произведения, то вы можете оценить его по пятибальной шкале (как в школе), нажав на любую из 5 звездочек. 1-ая звездочка — очень плохо, 5-ая звездочка — отлично! Любая накрутка оценок исключена! Ваша оценка будет показываться вам синей зведочкой ? , чтобы вы видели, как проголосовали. В любой момент вы можете переставить свою оценку, еще раз нажав на любую звездочку. При этом накрутки не произойдет! Будет учтена именно ваша последняя оценка.

59680 просмотров | 1256 комментариев | 405 в избранном | 17 наград

Часть текста
для всех Размер: 8,44 алк

Любому произведению автора может быть присуждена платная награда или антинаграда, влияющие на общий рейтинг произведения. При этом все оплаты за награды перечисляется в виде процентов вознаграждения автору произведения.

В отличие от обычного проставления оценок (звездочек), вы можете сколько угодно раз награждать одно и то же произведение автора. Все награждения являются публичными, поэтому ваши награды произведению будут видны не только автору, но и другим пользователям сайта.

Источник:
Практическая психология
Рейтинг: 4,96 * 443 ? голосов Как ставить оценку? Если у вас имеется доступ к чтению произведения, то вы можете оценить его по пятибальной шкале (как в школе), нажав на любую из 5
http://prodaman.ru/Irina-Uspenskaya-Xel/books/Prakticheskaya-psixologiya-Razrushitel

Практическая психология

Практическая психология общения присутствует в каждом разговоре. Любое ваше слово, интонация, жест, выражение лица и все прочие элементы речи влияют на слушателя (конечно, если он их слышит и видит). Это влияние и есть практическая психология общения. Если маленький ребенок произнес публично несколько слов, то и он через свою речь повлиял на слушателей, — на каждого по-своему. Его воздействие, вероятно, было бесконтрольным с его стороны и он сам не понял как, но все-таки повлиял на аудиторию.

Практическая психология общения существует в речи объективно вне зависимости от того, осознаем ли мы этот факт или нет. Речь излучает практическую психологию общения, как Солнце излучает свет. Там, где есть хотя бы два собеседника и одно слово между ними — возникает практическая психология общения, — это закон. Мы с вами понимаем, что незнание законов природы не освобождает нас от их воздействия. Только понимая закон, мы сможем оседлать его, как океаническую волну, которая бережно вынесет нас на берег; игнорируя же закон, мы можем попасть в водоворот, который обязательно вышвырнет нас куда-нибудь, но только не туда и не так, как нам хотелось бы. Если мы осознаём и используем практическую психологию общения, то контролируем диалог, а если игнорируем ее — то полностью находимся в ее власти и становимся заложниками обстоятельств разговора.

Практическая психология общения включает в себя правила, которых так много, что никто не может знать их числа и вряд ли когда узнает. Многие правила практической психологии общения еще предстоит открыть и о них напишут потом. Многими правилами мы пользуемся неосознанно. В выпусках рассылки, помеченных заголовком «Практическая психология общения», мы с вами будем рассматривать конкретные правила этой самой практической психологии общения. В этом выпуске поговорим о некоторых из них.

Одно правило мы уже рассматривали, и я напомню его: говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателям удобно воспринимать. Если ваша речь содержательна, ясна и доходчива; если у вас поставленный голос, четкая дикция, выразительная интонация и эмоциональная окраска, органичные жесты; если вы проявляете и контролируете признаки уверенности — то это значит, что ваша публичная речь более влиятельна, чем та, в которой эти элементы хромают.

И еще: не надо его копировать буквально, как это делают макаки.

Слово «нет» — пощечина собеседнику — гласит еще одно правило практической психологии общения. Думаю, что когда люди придумывали поговорку о том, что слово — не воробей…, то при этом, скорее всего, имели в виду именно слово «нет» (в смысле противоречия оппоненту).

Мы дорожим своими мыслями, особенно, когда выражаем их вслух. Мы произносим их в надежде, что их оценят по достоинству. В глубине души мы ожидаем, что наш собеседник, слушая нас, развесит уши, грохнет челюстью об стол и возопит: «Ну ты голова!». Вместо этого мы часто слышим в ответ: «Нет, на самом деле…», то есть, вместо одобрения получаем возражение, которое вызывает нашу негативную реакцию, в результате чего наш собеседник превращается в оппонента (с которым, напомню, обычно не желают сотрудничать). Надо отдавать себе отчет, что тот, кто начинает свой ответ со слова «нет», перечеркивает жирным крестом предыдущий монолог своего собеседника, комкает его и бросает в мусорную корзину. Кому это понравится? Собеседнику уж точно нет. Поэтому, наше «нет», как и всё в этом мире, для нас может иметь две стороны: союзную и противную. С одной стороны, «нет» говорить полезно, а с другой — вредно.

Но у медали есть и другая сторона: в тех случаях, когда мы сами хотим чего-то добиться от собеседника и не хотим вызвать антипатичных проявлений с его стороны, про «нет» стоит забыть. В данном случае, начать свой ответ со слова «нет» — все равно, что сказать: «Ты что, с дуба рухнул?». Здесь слово «нет» — это приглашение к спору, а вы понимаете, что чаще всего спор — не научная дискуссия, а грубая полемика, поэтому, тот, кто спорит, поступает не умно.
Прислушайтесь к разговорам других людей и вы без труда заметите нарушение этого простого правила практической психологии общения. Поддерживая диалог, люди часто начинают свою фразу со слова «нет»:
«нет, это понятно…»,
«нет, я просто хочу сказать…»,
«нет, посмотрите…».

Дух противоречия крепко сидит в человеке. Так крепко, что даже когда человек выражает согласие («да»), он все-таки умудряется пропихнуть свое любимое отрицание на первое место:
«нет, так и должно быть…»,
«нет, абсолютно верно…»,
«нет, я с вами согласна…» (у меня есть огромная коллекция подобных фраз, которые я насобирал из диалогов и дискуссий, проходивших на курсах ораторского искусства и мастерства общения. Один слушатель умудрился согласиться так: «Нет, да!»).

Нет, правда, попробуйте обратить внимание на повседневные разговоры и вы убедитесь, что для некоторых людей это вездесущее слово из трех букв — одно из самых любимых.
Нет, это действительно очень удивительно, как некоторые люди начинают убеждение собеседника с нанесения ему оскорбительной пощечины (наиболее подходящее сравнение со словом «нет»), а потом наивно полагают, что он с радостью примет их точку зрения.

А теперь почувствуйте разницу между двумя примерами.

Пример 1. Происходит такой диалог:

— Покупайте отечественные автомобили и так далее.
— А подержанный «Мерин» или «Бимер» гораздо лучше.
Нет, наши машины в итоге, с учетом начальной цены и затрат на дальнейшую эксплуатацию, обойдутся дешевле, т.к. запчасти доступней, ремонт проще и так далее.
Комментарий к примеру 1. Второй собеседник, услышавший «нет», то есть, увидевший жирный крест, перечеркивающий его предыдущие слова, ощутивший пощечину, вряд ли будет непредвзято воспринимать дальнейшие аргументы первого собеседника. Стоит человека задеть и он нас не слушает.

Пример 2. Происходит почти такой, но принципиально другой диалог:

— Покупайте отечественные автомобили и так далее.
— А подержанный «Мерин» или «Бимер» гораздо лучше.
Конечно, «Мерин» и «Бимер» — отменные автомобили. И наши машины в итоге, с учетом начальной цены и затрат на дальнейшую эксплуатацию, обойдутся дешевле, т.к. запчасти доступней, ремонт проще и так далее.
Комментарий к примеру 2. Второй собеседник вместо противоречия услышал согласие, а это значит, что его предыдущие слова не были перечеркнуты жирным крестом, он не получил пощечины. Поэтому, он не взвинчен и, следовательно, услышит дальнейшие слова первого собеседника и они повлияют на него иначе, чем в примере 1.

Обращение со словом «нет» в переговорах можно свести к такому известному афоризму:
«Если дипломат говорит «да», то это значит «может быть»; если он говорит «может быть» — это значит «нет»; если он говорит «нет», значит это не дипломат».
(Есть другой похожий афоризм, в котором вместо слова «дипломат» фигурирует «женщина», вместо «да» — «нет» и наоборот, вместо «он» — «она»).

Это были некоторые правила практической психологии общения. Именно практической, поэтому, если вы не обращали на них внимания до сих пор, берите их на вооружение и используйте прямо сегодня.

Источник:
Практическая психология
Практическая психология общения присутствует в каждом разговоре. Любое ваше слово, интонация, жест, выражение лица и все прочие элементы речи влияют на слушателя (конечно, если он их слышит и
http://orator.ru/rass13.html

Тема 1

Тема 1. Практическая психология как наука и практика

Теоретическая и практическая психология. История развития теоретической и практической психологии. Бытовая и научная практическая психология. Взаимосвязь теоретической и практической психологии.

Взаимодействие теории и практики в психологии. Функции теоретической психологии: изучение возрастных особенностей развития ребенка; разработка и апробация диагностических методик; разработка методов и принципов коррекционной и развивающей работы. Функции практической психологии: постановка проблем для теоретической психологии; апробация и коррекция методик, методов и приемов работы; апробация теоретических подходов к проблеме развития психики.

Цели и задачи теоретической и практической психологии. Теоретическая психология изучает закономерности и механизмы функционирования и развития психики. Практическая психология осуществляет практическую работу по оптимизации психического развития, профилактике психологических проблем и оказанию психологической помощи населению.

Бытовая и научная практическая психология, их отличия друг от друга. Бытовая психология как применение человеком знаний и представлений о душе и психических способностях других людей в процессе взаимодействия с ними. Научная психология основывается на научных знаниях о закономерностях и механизмах развития и функционирования психики. Промежуточные формы практической психологии: религиозная, культовая, народные традиции, магия.

Психологические техники и психологическая помощь. Различие между психотехниками (методами и приемами психологической работы) и психологической помощью (профессиональной индивидуально

ориентированной помощью в решении психологических проблем).

История практической психологии. Истоки практической психологии. Шаманство как первая форма практической психологии. Разделение культовой и религиозной практической психологии. Религия как форма профессиональной работы с душой человека. Развитие научной практической психологии в XIX-XX вв.

Формы оказания психологической помощи в разные исторические эпохи и в разных культурах. Традиции оказания психологической помощи в разных культурах, ориентация на профессиональную помощь или помощь близких людей в зависимости от особенностей семейного уклада и культурно-религиозных традиций. Особенности российской культуры (ориентация на помощь близких людей и самостоятельное решение психологических проблем, живучесть культовой психологии).

Статус практической психологии в современном обществе. Повышение запроса на профессиональную психологическую помощь. Уменьшение ориентации на помощь близких людей, разрыв межпоколенных связей. Обострение социальных и политических проблем. Размытость и расширение культурных и семейных моделей.

Тема2.Основные понятия практической психологии

Психолог. Цели, задачи деятельности, позиция во взаимодействии. Профессиональные качества. Возможность сочетания разных видов деятельности (теоретическая и практическая, разные виды практики), специализация (по возрасту, проблемам, техникам, теоретическим подходам).

Клиент. Позиция во взаимодействии. Индивидуальный и групповой клиент. Семья как групповой клиент. Ребенок и родитель как совокупный клиент.

Заказчик. Возможность совпадения заказчика и клиента в одном лице. Несовпадение клиента и заказчика в детской практической психологии.

Пользователь психологической информации. Пользователем может быть: клиент, заказчик, групповой клиент. В детской практической психологии пользователем являются родители, а также (после них) другие специалисты, работающие с ребенком.

Психологическая помощь. Сущность и содержание психологической помощи. Виды и формы оказания психологической помощи. Невозможность оказания психологической помощи без запроса клиента.

Психологическое взаимодействие. Взаимодействие психолога с клиентом. Позиции психолога во взаимодействии с клиентом. Сопротивление клиента, манипуляции клиента психологом. Сотрудничество психолога с клиентом.

Психологическое воздействие. Формы и средства психологического воздействия. Вопросы, повторение фраз клиента, обсуждение путей решения проблемы и т. п.

Психологический запрос. Психологическая проблема. Формы запроса: на психологическую помощь, манипулятивный, на прямой совет и т. п. Формулировка проблемы (что представляет трудность для клиента и что он хочет изменить, почему не может).

Психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция как основные виды психологической практики.

Тема 3. Виды психологической практики

Четыре основных вида психологической практики и критерии их отличий (по целям, мере ответственности психолога, степени внедрения во внутренний мир клиента и уровню стандартизации):

психологическая диагностика: определение уровня и особенностей психического развития; минимальная мера ответственности психолога; минимальная степень внедрения во внутренний мир клиента; максимальный уровень стандартизации;

психологическое консультирование: помощь в решении жизненных проблем клиента; высокая мера ответственности психолога; максимальная степень внедрения во внутренний мир клиента; минимальный уровень стандартизации;

психологическая коррекция: исправление нарушений психического развития; средняя мера ответственности психолога; высокая степень внедрения во внутренний мир клиента; средний уровень стандартизации;

психотерапия: низкая мера ответственности психолога; высокая степень внедрения во внутренний мир клиента; средний уровень стандартизации.

Особенности методов в каждом виде психологической практики и их взаимопроникновение. Виды и формы психологических методик, техник и средств работы. Взаимосвязь диагностики и коррекции, сочетание диагностики и психологического воздействия в психологическом консультировании и терапии.

Профессиональная подготовка психологов к работе в разных видах психологической практики. Необходимость дополнительного образования для психотерапевтов и психологов-консультантов, специализации для детских практических психологов, овладения психотерапевтическими техниками и коррекционными методиками.

Тема 4. Особенности детской практической психологии как вида психологической практики

Детская практическая психология как вид самостоятельной психологической практики. Области применения детской практической психологии. Особенности практики в разных областях (в

дошкольных учреждениях общего и специального типа, в закрытых детских учреждениях, в районных психологических центрах и консультациях, в детских поликлиниках и т.п.).

Сочетание всех видов психологической практики в детской практической психологии. Необходимость осуществления психодиагностики, психокоррекции, развивающей и профилактической работы, работы с детьми групп риска, применение элементов психотерапии и психологического консультирования с родителями.

Обеспечение психического здоровья ребенка и оптимальных условий его развития как основная цель детской практической психологии. Создание условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, поддержка его особенных возможностей, обеспечение эмоционального благополучия.

Особенности клиента, заказчика, пользователя психологической информацией в детской практической психологии. Ребенок как основной клиент в детской практической психологии. Его тесная связь с родителями (возрастные особенности этой связи), что делает систему «ребенок — близкий взрослый» совокупным клиентом. Отсутствие у ребенка запроса на психологическую помощь. Родители как заказчики и пользователи психологической информацией. Педагоги и другие специалисты в роли заказчиков и пользователей, взаимодействие родителей ребенка с ними.

Особенности психологических проблем, связанные с логикой психического развития ребенка. Возрастные особенности развития. Кризисы развития. Компетентность родителей в проблемах развития ребенка. Семья и проблемы психического развития ребенка.

Развивающая работа как основная форма деятельности детского практического психолога. Обеспечение возрастных и индивидуальных возможностей развития как основная цель работы детской практической психологии. Развивающая работа в разном возрасте ребенка.

Особенности работы детского психолога в детских учреждениях разного типа и с населением. Работа психолога в дошкольных учреждениях государственного и негосударственного типа, общих и специальных, в детских поликлиниках, в центрах психологической помощи и психологических консультациях.

Тема 5. Современные особенности социального запроса и психологической практики в нашей стране

История развития практической психологии в России. Дореволюционный период, практическая психология и педология в первой четверти XX в., специальная педагогика и психология середины XX в., начало развития детской практической психологии в последней четверти XX в. Современное состояние практической психологии в крупных городах, областных центрах и в сельской местности.

Отличия во взаимодействии теоретической и практической психологии в России и за рубежом. Традиции использования психологической помощи в зарубежной практике. Четкая структура и взаимосвязь работы разных звеньев психологической практики. Медленное развитие доверия к психологической помощи в России, недостаточное распространение и пропаганда психологической практики.

Особенности национальных взаимоотношений и ориентация на общение как форму психологической помощи. Приверженность к дружеским формам психологической помощи, традиционная ориентация на религиозную культовую практическую психологию.

Недостаточная информированность населения о возможностях практической психологической помощи, недоступность психологической помощи не только в регионах, но и в центральных городах. Плохая информированность населения и практических работников о формах и центрах оказания психологической помощи, отсутствие доступных справочников и информационных изданий.

Роль популярной научной и околонаучной литературы в формировании отношения к психологической помощи у населения. Большое количество непрофессиональной литературы по проблемам психологической помощи, полное отсутствие планомерной просветительской работы в этой области.

Процессы миграции и социального расслоения. Смешение культурных, социальных, религиозных и семейных моделей, характерное для больших городов России. Проблемы, возникающие при резком расслоении социальных слоев.

Особенности организации детской практической психологии и подготовки специалистов в нашей стране. Недостаточно четкая организация звеньев психологической работы, отсутствие специалистов в отдаленных от центров районах, недостаточный учет времени и сил, затрачиваемых на психологическую работу с детьми, недостаточное количество специалистов в детских учреждениях.

Источник:
Тема 1
Тема 1. Практическая психология как наука и практика Теоретическая и практическая психология. История развития теоретической и практической психологии. Бытовая и научная практическая
http://studopedia.ru/17_145182_tema—prakticheskaya-psihologiya-kak-nauka-i-praktika.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если девушка говорит что скучает Development soft and information В этой статье я разложу по полочкам такой вопрос «Как сказать… (6)Мужчина рак уходит и возвращается Как мужчина рак уходит?Мужчины-Раки являются скрытными мечтателями, нежными и чувственными людьми. Все данные качества позволяют… (6)Анализ конфликта пример Анализ конфликта пример Кроме методов решения конфликта, существует так называемый пошаговый анализ. В начале, при… (5)Смс благодарность любимому мужчине Любовные СМС Любимому парнюЛюбовные СМС Любимому парню. СМС Любимой девушке. Поздравления в стихах и прозе.… (5)Мужчина телец влюбляется медленно Как ведет себя влюбленный мужчина-телец? Неужели это правда: Влюбленный телец немедленно признается в своих чувствах!… (4)

COMMENTS