Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (68)Что чувствует женщина когда хочет мужчину Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (24)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (8)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (7)Слова поддержки больному человеку в прозе Любовные СМС Любимому парнюЛюбовные СМС Любимому парню. СМС Любимой девушке. Поздравления в стихах и прозе.… (6)

Подростковая психология

Библиотека Гумер

Прихожан A.M. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ

Пубертатный период — время ускорения физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенностями этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма — «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация). С фактом полового созревания связано то, что подростковый возраст является периодом дебюта ряда серьезных заболеваний, в том числе и психических.

Практическому психологу необходимо знать последовательность и ориентировочное время появления тех или иных признаков, так как это оказывает заметное влияние на поведение подростков, их психологические особенности. Проблемы, прямо или косвенно связанные с половым созреванием, занимают существенное место среди запросов к психологу как от взрослых, так и от подростков.

Особое внимание следует обратить на возраст 13 лет — время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11-13 лет) и начинается вторая (13-15 лет), а у мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития, которая продолжается примерно с 13 до 15 лет.

характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также на форму выражения обид и протеста.

Обидчивость, плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроений наиболее характерны для девочек. Особенно это обостряется в дни менструаций.

У мальчиков возрастает двигательная активность, они становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдаются частичные нарушения координации и точности движений, они становятся «неуклюжими», «неловкими».

В 13-14 лет нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и ее падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13-14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек «пик ошибок» отмечается в 12 лет).

Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40-50 мин, то у подростков оно наблюдается через 8-10 мин (А.Б.Леонова, 1990).

Реакции подростка часто не соответствуют силе и значимости ситуации. Обобщая совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует на них одинаково, что

проявляется во внешне необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и в бурной реакции по малозначительным поводам.

Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменение пропорций тела -приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации: подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы.

С нарушением двигательного контроля бывают связаны и тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, не привыкший еще к новым, увеличенным размерам своего тела, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму.

Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и ее построение на новом уровне во многом нередко ведут к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании.

Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи, особенно у мальчиков. Известно, что в отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. Однако в дальнейшем, после 14-15 лет, мальчики, как правило, не только догоняют в этом отношении девочек, но часто и опережают их в этом умении. В связи с особенностями развития речевой сферы подростки часто замедленно реагируют на то, что им говорят. Очевидными следствиями этого являются нередкие жалобы на непонимание подростками объяснений учителя, на то, что «им надо двести раз все повторять».

Описанные выше особенности развития моторной и речевой сферы требуют особого внимания к этим областям как педагогов, так и психологов. Следует помнить, что подростки очень переживают собственную «неуклюжесть» и «косноязычие», повышенно чувствительны как к насмешкам по этому поводу, так и к оказываемой помощи. Поэтому необходимы специальные занятия по развитию моторики, устной и письменной речи подростка. Подростковый возраст — период, когда многие функции активно

формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными для спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Именно поэтому рекомендации психолога должны быть направлены на развитие и активное формирование психологических структур и функций.

Сказанное важно учитывать при организации психологической работы с подростком. Так, из-за неправильного выбора времени, неучета функционального состояния школьников могут возникнуть значительные диагностические ошибки. Трудности выполнения ряда тестов или коррекционных заданий бывают связаны с вызываемыми ими состояниями монотонии. Особенности развития речевой сферы, в том числе существующие здесь половые различия, необходимо иметь в виду при использовании некоторых диагностических приемов, в частности метода свободных описаний, незаконченных предложений.

Практическая психология образования / Под ред.
И.В.Дубровиной. — М., 1997. — С. 341-345.

Источник:
Библиотека Гумер
Прихожан A.M. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ Пубертатный
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/60.php

Психологические особенности детей подросткового возраста

Психологические особенности детей подросткового возраста

Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма — половое созревание.

Половое развитие неотделимо от общего и происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость. Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за ним развивается деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

Ha первом этапе (пятые-шестые классы) активность половых желез отстает от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой — у них преобладают процессы возбуждения над торможением. Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей и сверстников, на происходящие события.

В то же время они часто внешне безразличны даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки как бы погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики и девочки становятся шумными, не могут усидеть спокойно на одном месте, постоянно вертят что-то в руках.

В этот период у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост мускулатуры, из-за чего появляется некоторая непропорциональность тела, угловатость. Подростки часто ощущают себя неуклюжими, неловкими.

На втором этапе полового созревания (седьмые-восьмые классы) происходит стабилизация взаимосвязи между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к представителям противоположного пола, усиливается половое влечение.

Одним из центральных новообразований в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности проявляется во всем, он хочет, чтобы к нему относились не как к ребенку, а как к взрослому. Поэтому у подростков (особенно у девочек) возникает повышенный интерес к своей внешности. У них формируется новый образ своего физического «Я», они болезненно переживают имеющиеся или даже мнимые изъяны лица (прыщи, угри).

Для удовлетворения чувства взрослости подростки пытаются во всем подражать взрослым (одежда, прическа, косметика, курение, вечеринки с танцами и выпивкой и другое). Конкретными образцами для подражания становятся более взрослые друзья, киногерои, попса и другие взрослые с «броской» внешностью.

Подражание делает подростка взрослым и в собственных глазах, и в глазах, как ему кажется, окружающих. При этом мнение сверстников для подростков более значимо, чем мнение учителей и родных. Именно на этапе полового созревания некоторые подростки начинают курить, употреблять наркотики, совершать противоправные действия, хулиганить, дерзить учителям.

Характер протекания этого процесса во многом определяется средой, где живет подросток, атмосферой, царящей в семье и школе, особенностями взаимоотношений с окружающими. Если дома и в школе понимают сущность тех изменений, которые происходят у подростков, разумно реагируют на них, этот трудный период детства может пройти безболезненно и благополучно. В школе необходимо создать условия, чтобы подростки могли удовлетворить возникающие у них новые потребности, в частности, организовать ученическое и общественное самоуправление, чтобы они могли потратить накапливающуюся у них избьпочную энергию на выполнение какой-либо непростой задачи.

Протекание полового созревания у девочек и мальчиков проходит неодинаково.

Первым признаком полового созревания девочек восьми-девяти лет является ускорение развития таза — увеличение его размеров и округление. Почти одновременно начинается развитие молочных желез, но у разных девочек оно протекает по-разному. У некоторых оно начинается поздно — в 13–14 лет, но протекает более интенсивно.

Девочки, у которых молочные железы развиваются рано и интенсивно, обычно стесняются этого и пытаются маскировать одеждой свою грудь, сутулятся. Надо разъяснить им естественность и закономерность происходящих с ними изменений.

Первая менструация — монархе — наступает у девочек обычно в 13 лет, но может и позже. У девочек плотного телосложения бывает раньше, у худощавых — позже.

Менструальный цикл не сразу становится регулярным. Нормальный срок становления менструальной функции занимает до полутора лет. У большинства девочек менструации наступают через 28 дней, но нормальными считаются и сроки от 21 до 30–32 дней. Важно лишь, чтобы ритм был постоянным. В среднем менструация длится 3–5 дней, но может быть и 1–2 или 4–5 дней.

Оно начинается с увеличения темпов прироста длины и массы тела. До 9–10 лет существенных различий в размерах тела мальчиков и девочек нет, а в последующем они значительны.

У мальчиков высокий темп увеличения длины тела сохраняется и после 17 лет, когда девочки перестают расти. Значительное нарастание массы тела у мальчиков происходит в период между 11 и 16 годами, составляя около 25–27 кг, рост за этот период увеличивается на 25–35 см.

До 10 лет рост мальчиков в среднем одинаков или несколько больше, чем у девочек; в возрасте от 10 до 13 лет девочки обычно обгоняют мальчиков в росте, но после 13 лет мальчики наверстывают упущенное, и к 17 годам различие в росте в среднем достигает 14–15 см. Однако в последние годы происходит процесс бурной акселерации как мальчиков, так и девочек, и пропорции в росте между ними нивелируются.

В массе тела мальчики начинают уступать девочкам раньше, чем в росте,— примерно на 8–9 кг до 14 лет; но потом мальчики имеют большую массу тела, чем девочки.

Вторичные половые признаки появляются у мальчиков в разные сроки. Сначала происходит увеличение яичек (в 10–11 лет), в последующие 3–4 года они интенсивно растут и созревают. Отчетливым признаком полового созревания является лобковое оволосение, а с 16 17 лет начинается рост волос на лице. Другим показателем полового созревания мальчиков является появление поллюций — извержения семени во сне. Обычно этому предшествуют сновидения эротического характера, происходят эрекция и оргазм. Частота поллюций различна, но в среднем они бывают не чаще одного раза в 15–20 дней.

В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ — кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву — происходит мутация голоса.

Психологические особенности подростка

Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.

Главное значение получаемых в школе отметок состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Но если положение можно занять за счет проявления других качеств — ценность отметок падает. Учителей ребята воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы» — чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно созревающих мальчиков-подростков: можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и то по, способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — сухим мудрствованием.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Реакция эмансипации — специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.

Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции — побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек.

На основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность.

Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых» в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.

Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.

Учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность.

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Учащийся рассчитывает, что оценке должен подлежать не только итог его труда, но и его собственный вклад, отличный от достигнутого другими. Он рассматривает результат своего труда как объективное свидетельство личных достижений. И когда его достижения не признаются учителем, учащийся переживает это как психологический дискомфорт, источник которого в пренебрежении другими людьми тем, что, по его убеждению, надежно закреплено в достигнутом им результате.

Если на начальном этапе обучения (для младших школьников) основным критерием вложенного ими в дело труда служит израсходованное время, то на следующем этапе (в третьем-четвертом классах) наряду с фактором времени выдвигаются другие критерии, характеризующие отношение к делу, с которым оно выполнялось: добросовестность, старательность, усидчивость и прочее. И, наконец, на последнем этапе (до восьмого класса) в структуре оценки учащимся своего труда определяющими становятся такие критерии, как степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество, проявленные в процессе ее решения, выход за пределы заданных стандартов.

Оставляя без внимания изобретательность школьника, нахождение им самостоятельных способов выполнения задания, внесение элементов новизны, учитель не разграничивает ролевое (в смысле выполнения роли учащегося) и личностное в поведении ребенка и тем самым не использует оценку с целью формирования у детей личностно-творческого начала их учебного труда.

Личность не только формируется, но и самоутверждается в труде. В тех случаях, когда между ее собственной оценкой достигнутых результатов и оценками этих же результатов со стороны «значимых других» намечаются расхождения, учащийся начинает испытывать ущербность, что отрицательно сказывается на общем развитии его личности.

В 12–14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.

Школьная дезадаптация в подростковом возрасте

Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных нарушений у детей, в том числе и нарушений учебной деятельности. У подростков количество случаев психогенной школьной дезадаптации по сравнению с младшими школьниками возрастает.

Формы негативного отношения подростков ко взрослым

В младшем подростковом возрасте пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно следующие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме агрессии или ухода от общения.

Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов).

Преодоление конфликтов между подростками

Овладение нормами дружбы — важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Преодоление конфликтов между одноклассниками заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.

ул. Новый вал, д. 23
тел. 64-65-42, 67-44-61

© 2010. Гимназия № 22. Все права защищены.
Разработка сайта — компания Artmix, 2010 год.

Источник:
Психологические особенности детей подросткового возраста
Психологические особенности детей подросткового возраста Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма — половое созревание. Половое
http://www.gimnazia22.ru/roditeljam/slujbi-gimnazii/socio_slujba/psiholog_osob_podrost.html

Психология подросткового и юношеского возраста

Глава 1. Черты подрастающего поколения в современном обществе

Что такое подростковый период?

Позитивное и негативное отношение к подросткам

Влияние общества на подростков

Подростки в «Ревущие двадцатые»

Вопросы для обсуждения

Глава 2. Юность с точки зрения различных научных дисциплин

Юность с точки зрения биологии

Юность с точки зрения психоанализа

Юность с точки зрения социопсихоанализа: Эрик Эриксон

Роберт Селман: социальное познание

Юность с экологической точки зрения: Ури Бронфенбреннер

Юность с точки зрения социальной психологии

Юность с точки зрения антропологии

Вопросы, для обсуждения

Глава 3. Социоэкономический аспект

Подростки с низким социоэкономическим статусом

Вопросы, для обсуждения

Глава 4. Половое созревание и физическое развитие

Эндокринные железы и гипоталамус

Созревание и функции мужских половых органов

Созревание и функции женских половых органов

Развитие вторичных половых признаков

Увеличение роста и веса

Вопросы для обсуждения

Глава 5. Внешний облик

Вопросы для обсуждения

Глава 6. Развитие когнитивных способностей

Стадии когнитивного развития Пиаже

Влияние мышления на формирование и поведение

Критика концепции формально-операционной стадии Пиаже

Вопросы для обсуждения

Глава 7. Интеллект, обработка информации и принятие решений

Способность к учебе

Вопросы для обсуждения

Глава 8. Я-концепция, самооценка, пол, этническое происхождение и идентичность

Я-концепция и самооценка

Значение адекватной Я-концепции и

Формирование положительной Я-концепции

Изменения и стабильность Я-концепции

Женщины и идентичность

Вопросы для обсуждения

Глава 9. Сексуальные ценности, поведение и просвещение

Меняющиеся установки и поведение

Секс и его значение.

Противозачаточные средства и болезни, передающиеся половым путем

Внебрачная беременность и аборт

Знания по половым вопросам и половое просвещение

Вопросы для обсуждения

Глава 10. Общество, культура и субкультура подростков

Культура и общество

Материальные аспекты подростковой культуры

Нематериальные аспекты подростковой культуры

Вопросы для обсуждения

Глава 11Социальная адаптация, взаимоотношения, свидания, внебрачное сожительство и супружество

Принадлежность к группе и популярность в ней приспосабливание.

Ранние браки и школа

Вопросы для обсуждения

Глава 12. Формирование нравственных принципов, характера, ценностей, убеждений и модели поведения

Теория когнитивной социализации

Семья как фактор нравственного становления личности

Социальное становление личности, роль внешних воздействий, система ценностей и поведение

Вопросы для обсуждения

Глава 13. Подросток в семье

Ожидания подростков и родителей

Напряженность в отношениях между подростками и родителями

Взаимоотношения подростков с другими членами семьи.

Недостойное обращение с детьми

Вопросы для обсуждения

Глава 14. После развода: неполные и смешанные семьи

Развод и подростки

Вопросы для обсуждения

Глава 15. Образование и школа.

Тенденции в американской системе образования

Как подростки видят свою школу.

Учитель средней школы

Средние классы школы

Частные и общественные школы

Достижения учащихся и досрочный уход из школы

Вопросы для размышления

Глава 16. Работа и профессия

Теории профессионального выбора

Теория профессионального окружения (Голланда)

Кто влияет на выбор

Полоролевой фактор и профессиональный выбор

Другие важнейшие факторы профессионального выбора

Факторы социально-экономического статуса и престижа

Молодежь и безработица

Образование и работа.

Вопросы для обсуждения

Глава 17. Отчужденность подростков

Вопросы для обсуждения

Глава 18. Табак, алкоголь, наркотики — привычка и зависимость

Алкоголь и пьянство

Вопросы для обсуждения

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Впервые представляемая на русском языке нашему читателю книга Ф. Раиса выдержала в Америке уже восемь изданий. Очевидно, это связано как с вечной актуальностью темы, которой она посвящена, так и с достоинствами самой книги.

«Взаимоотношения полов преподносятся кино и телевидением преимущественно на чисто физическом уровне — даже когда зрителей хотят убедить в том, что это любовь». «Ориентация на материальные ценности: делается откровенная попытка подменить понятие счастья понятием материального успеха, под которым понимается обладание виллами и машинами». «Бесконечные мыльные оперы, идущие в дневное время, смотрят после школы тысячи подростков. Эти фильмы представляют собой искривленное отображение жизни». «Показ на самом деле нереального, но с виду легко достижимого мира, полного развлечений и наслаждений». Если не знать, что это цитаты из американского учебника, то можно с легкостью подумать, что это выдержки из докладов с какой-нибудь совсем недавно прошедшей российской конференции, посвященной актуальным проблемам подростка в современном обществе.

Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор А. А. Реан, Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии

Судя по положительным отзывам как профессоров, так и студентов, настоящая книга признана одним из лучших за последние 20 лет учебников по психологии подростков. И несмотря на солидный возраст, одобрение продолжает расти, так как данный учебник, насколько это возможно, постоянно совершенствуется и модернизируется. Этот учебник также одним из первых столь полно охватил самые разнообразные проблемы. С каждым новым переизданием все главы модернизировались — к ним добавлялись новые темы, а утратившие актуальность — изымались. Нашей целью всегда было выпустить учебник, отвечающий высоким академическим требованиям и одновременно способный заинтересовать неискушенного читателя и быть доступным для него.

Меня безмерно радуют положительные отзывы о книге, и я также благодарен за те предложения по ее улучшению, которые продолжают поступать. В настоящем издании было сделано множество изменений, основанных именно на отзывах и предложениях читателей. Они заключаются в следующем:

Новая организация материала. Организация материала претерпела несколько изменений.

Часть I. Подростковый период. Эта часть включает в себя три главы: «Черты подрастающего поколения в современном обществе», «Юность с точки зрения различных научных дисциплин». Культурное многообразие современного мира молодых рассматривается в третьей главе (в настоящем издании гл. 3 печатается в сокращении и носит название «Социоэкономический аспект»).

Часть II. О физическом развитии. Эта часть была возвращена на свою прежнюю позицию и по-прежнему содержит в себе две главы, представляющие большой интерес для студентов: «Половое созревание и физическое развитие» и «Внешний облик».

Часть III. Об интеллектуальном развитии. В этой части рассматриваются такие темы, как: «Развитие когнитивных способностей» (гл. 6) и «Интеллект, обработка информации и принятие решений» (гл. 7).

Часть IV. Психосексуальное развитие. Дискуссии по поводу половой идентичности и половых ролей были совмещены с рассмотрением самооценки и самосознания подростков в гл. 8: «Я-концепция, самооценка, пол, этническое происхождение и идентичность». Часть материала по поводу стресса и эмоциональных расстройств была перенесена в другие главы. Также входит в эту часть книги гл. 9 «Сексуальные ценности, поведение и просвещение».

Часть V. Социальное развитие. Тремя важнейшими главами, рассматривающими социальное развитие подростка, являются следующие: «Общество, культура и субкультура подростков» (гл. 10); «Социальная адаптация, взаимоотношения, свидания, внебрачное сожительство и супружество» (гл. 11) и «Формирование нравственных принципов, характера, ценностей, убеждений и модели поведения» (гл.12).

Часть VI. Семейные отношения. Разные аспекты внутрисемейных отношений рассматриваются в главах «Подросток в семье» (гл. 13) и «После развода: неполные и смешанные семьи» (гл. 14).

Часть VII. Образование и профессиональное обучение. В главе «Образование и школа» (гл. 15) рассматриваются изменения в системе образования и профессионального обучения, происшедшие в 1990-х годах, а также преимущества и недостатки частных школ по сравнению с государственными. Вторая глава этой части — «Работа и профессия» (гл. 16).

Часть VIII. Психологические проблемы. Зачастую подростки чувствуют себя чужими в этом мире, убегают из дома, лишают себя жизни и совершают правонарушения: все эти проблемы обсуждаются в гл. 17, названной «Отчужденность подростков». Отдельная глава посвящена вопросам злоупотребления, пристрастия и зависимости от различных наркотических веществ. Она называется «Табак, алкоголь, наркотики — привычка и зависимость» (гл. 18).

Новые темы. Темы, впервые появившиеся именно в этом издании:

Источник:
Психология подросткового и юношеского возраста
Книги, хрестоматии, монографии, сборники статей, методические и учебные пособия по детской психологии. Основные публикации по отраслям психологической науки и практики. Наиболее интересные и редкие издания, книжные новинки. Рецензии на публикации, отзывы специалистов, развернутые аннотации
http://childpsy.ru/lib/books/id/8334.php

ТОП-10 книг по психологии для подростков

Многие родители, сталкиваясь с проблемой воспитания подростка не знают как себя вести. Зачастую дети в столь сложном возрасте агрессивны, неуправляемы и стремятся все сделать вопреки. В таких ситуациях на помощь озадаченным родителям придет литература. Мы подготовили для вас лучшие книги по психологии для подростков, список из 10 эффективных изданий. Выбрав для себя подходящую, вы сможете найти взаимопонимание со своим ребенком и уладить все конфликты.

Ребенок от 8 до 13: самый трудный возраст

Если вы понимаете, что сами не справляетесь с ребенком, то на помощь придут книги по психологии для подростков. Дети от 8 до 13 лет считаются самыми непредсказуемыми. Автор этой книги поможет вам принять тот факт, что малыш повзрослел. На данном этапе важно помочь своему чаду пережить этот период и вступить во взрослую жизнь. Старайтесь терпеливо относиться к новым увлечениям и смене интересов, ведь так вы сможете не упустить ту душевную связь, которая есть между вами.

Путь к сердцу подростка, Гэри Чепмен

Еще одно издание из категории книги про психологию для подростков, на которое стоит обратить внимание. В ней автор (доктор философских наук) расскажет как найти общий язык со сложным подростком, как проявлять чувства и научиться доносить до ребенка свои слова. Эту книгу могут читать не только родители, но и старшее поколение, которое тоже принимает участие в воспитании подростка. Суть книги заключается в том, что единственным ключом к сердцу ребенка есть любовь. Нужно научиться ее правильно проявлять и тогда вы никогда не узнаете что такое проблемы и конфликты в семье.

Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте

Дэниэл Сигел в своей книге расскажет как наладить контакт с взрослеющими детьми и не потерять с ними душевную связь. Поведение подростков часто заставляет родителей подымать голос или даже наказывать своих чад. А вы научитесь улаживать конфликты без агрессии и криков. Ребенок и так переживает тяжелый период в жизни, а тут вы со своими криками. Важно в этот момент остаться в тесной связи и пережить этот период вместе. В этой книге вы получите ценные рекомендации и советы, которые помогут пройти этот этап, не навредив психике своего ребенка.

Психологическая защита в подростковом возрасте

Работу Анны Соловьевой можно отнести к категории лучшие книги по психологии для подростков. Автор смогла в своей работе раскрыть все проблемы психологической защиты ребенка в подростковом возрасте, рассказала почему подросток ставит блок и отстраняется от родителей, определяет все причины подобного поведения. Книга написана понятным и доступным языком. Прочитав ее, вы поймете как вести себя в разговоре с ребенком, как выходить из конфликтных ситуаций и наладить взаимоотношения.

Как наладить отношения с подростком. 100 советов

Анастасия Пономаренко даст родителям подростков 100 самых действенных и эффективных советов. Зачастую дети переходного возраста плохо идут на контакт, их поведение меняется в худшую сторону, а иногда даже становится неуправляемым. Автор описывает основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в таком возрасте и предлагает пути их решения. Все советы проверены на практике и оказались очень эффективными и простыми в применении. Если вы будете следовать грамотным рекомендациям, то вырастите успешного и здорового ребенка.

Психология подросткового и юношеского возраста, Ким Долджин

Если вас заинтересовала подростковая психология, книги Ким Долджин раскроют все тайны этой науки. Период взросления тяжело переносят не только дети, но их родители. Работа американского психолога поможет лучше разобраться в теории детской психологии, предложит пути решения основных проблем и на примерах объяснит принцип работы и общения с подростками.
Рекомендуется к прочтению как родителям, так и психологам, учителям.

Путь дельфина, Шими Канг

Специалист в области психологии Шими Канг также работает в жанре психология подросткового возраста, книги автора пользуются большой популярностью среди читателей во всем мире. Родитель хочет для своего чада только добра, но каждый может трактовать это понятие по-своему. Одни считают что важно стать успешным и богатым человеком, прикладывая все усилия, они заставляют ребенка учится, не останавливаться ни перед чем на пути к цели. Другие же хотят чтобы ребенок просто занимался любимым делом, не навязывая свое мнение. Шими Канг разработала уникальный метод, который заключается в умении вырастить счастливого и успешного ребенка.

На стороне подростка Франсуаза Дольто

Это книга по психологии для подростков 16 лет. Здесь описаны классические методы и приемы психоанализа, которые помогут лучше разобраться во внутреннем мире подростка. Автор поднимает вопросы о первой любви, склонности к суицидам, становлении сексуальности и других переломных моментах. Книга сможет открыть глаза родителям на самые простые вещи, которые не всегда замечаешь. Успейте прочитать ее до наступления переходного возраста чтобы быть во всеоружии.

Самооценка у детей и подростков, Гюру Эйестад

Каждый родитель хочет уберечь своего ребенка от ошибок, научить делать правильный выбор и достойно переживать трудности. Нам важно быть уверенными что чадо готово к взрослой жизни. Для этого стоит обратить внимание на самооценку ребенка, интересоваться его увлечениями, заботится об общей атмосфере в семье. Эффективные советы и практические рекомендации из этой книги дадут возможность развиваться и расти вместе с нашими детьми, не теряя взаимосвязи.
Чтобы помочь своему ребенку легче пережить процесс взросления, начните читать книги уроки психологии для подростков.

Практическая психология для девочек, А. Найк

Если у вас дочь-подросток, то непременно прочитайте эту книгу. Психология для подростков книги для девочек помогут лучше узнать своего ребенка, найти объяснение его поведению и научиться избегать конфликтов. Психолог Анита Найк в своей работе отвечает на множество вопросов, которые так беспокоят девушек и их родителей. Здесь раскрывается тема половых отношений, безответной любви, уверенности в себе и т.д.

Вот и подошел к концу наш список самых эффективных книг по психологии подростков. Здесь вы найдете ответы на все интересующие вопросы и поймете как наладить хорошие, доверительные отношения со своим взрослеющим ребенком. Надеемся, что в этой подборке вы найдете книгу для себя.

А как считаете Вы, смогут ли советы из книг помочь пережить период взросления ребенка, не потеряв духовную связь с ним?

Источник:
ТОП-10 книг по психологии для подростков
ТОП-10 лучших книг по детской психологии для родителей. ? Список полезных книг уроков психологии для подростков в онлайн библиотеке Knigi-online.me
http://knigi-online.me/article/top-10-knig-po-psihologii-dlya-podrostkov/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Мужчина, родившийся под знаком зодиака Рака – это чувствительный,… (5)Основные принципы компромиссного разрешения конфликта Практические выводы к § 15Из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта». Регулирование… (4)Как выйти из депресии Как выйти из депрессии самостоятельно когда нет сил ничего делать Если сейчас у вас хандра,… (4)Хочу женщину старше меня Хочу женщину старше знакомства Дико хочу познакомиться с женщиной старше меня! Мне 27 лет, с… (4)Мужчина рак уходит и возвращается Как мужчина рак уходит?Мужчины-Раки являются скрытными мечтателями, нежными и чувственными людьми. Все данные качества позволяют… (4)

COMMENTS