пассивно агрессивный тип личности

Пассивно-агрессивное расстройство личности

Пассивно-агрессивное расстройство личности — это состояние, при котором люди выражают гнев и негативные чувства скрыто через свои действия вместо того, чтобы напрямую выплеснуть агрессию на окружающих. Оно характеризуется склонностью к обструкционизму, постоянным проволочкам, упрямству, напускной забывчивостью и намеренной неэффективностью во всех делах. Люди с пассивно-агрессивным типом личности постоянно на всё жалуются, находятся в угнетённом состоянии, активно выражают свой пессимистический настрой и неуступчивы во всём. Очень часто они стараются реализовать себя в зависимых отношениях, находя удовлетворение в противостоянии всем попыткам партнёра добиться адекватной производительности, продуктивной самостоятельной работы, равноценной отдачи в домашних делах и т. д.

Когда впервые было диагностировано пассивно-агрессивное расстройство личности

Впервые как клинический случай оно было описано полковником Уильямом Меннингером во время Второй мировой войны. Он отметил своеобразное отклонение у некоторых мужчин, подрывающее их военное соответствие. Меннингер указывал на явно вызывающее, но не идущее вразрез с прямыми приказами поведение солдат. Оно выражалось «пассивным противодействием», как, например, нарочная медлительность, неспособность понять приказ, допущение ошибок, общая неэффективность и пассивная обструкция. Сам полковник не выделял расстройство как отдельный недуг и объяснял его «личностной незрелостью» и реакцией на военный стресс.

Впервые о классификации пассивно-агрессивного расстройства личности как отдельной группы расстройств зашла речь ещё в 50-х годах прошлого века, а широко заговорили об этой проблеме в конце 80-х и начале 90-х, когда благодаря возможностям Всемирной паутины была отмечена массовая распространённость такого поведения в общении интернет-пользователей. И хотя далеко не все электронные письма, заметки и сообщения с характерным содержанием свидетельствуют о наличии у их авторов этой проблемы, социологические и клинические исследования показали, что

96-98% лиц, относящихся к пассивно-агрессивному типу личности, реализуют своё обычное поведение и в сетевом общении.

Причины возникновения пассивно-агрессивного расстройства личности

По мнению большинства современных исследователей, в большей части случаев корни проблемы зарождаются в детстве. Анализ данных различных групп испытуемых, в зависимости от возраста, пола, расы, национальности и социального статуса не выявил выраженной корреляции и показатель менялся в зависимости от используемых методов исследования. В то же время прослеживается однозначная связь с нарушением системы стимулов в раннем детстве. Чаще всего это происходит в неблагополучных семьях, где ребёнок не ощущает себя настолько безопасно, чтобы свободно выражать разочарование, гнев и другие чувства.

Это же относится и к излишне консервативным семьям, где ярко выражена роль доминирующего главы семейства и активно практикуется физическое и психологическое наказание. В таких условиях честное выражение чувств запрещено, а дети неосознанно учатся подавлять и отрицать свои эмоции, используя другие каналы для выражения обиды и разочарования. Не находя возможностей для естественной разрядки, ребёнок со временем начинает считать их нормой и в процессе взросления они становятся своеобразным клише, по которым формируется личность.

Признаки и основные симптомы пассивно-агрессивного поведения

Лица с пассивно-агрессивным расстройством личности большую часть времени находятся в раздражительном или даже взволнованном состоянии. У них отмечается низкая толерантность к разочарованию и колебания в настроении, которые сменяются в очень быстрой последовательности. Такие люди нетерпеливы с другими, а их заинтересованность в общении как правильно резко сменяется антипатией либо скукой и полным игнорированием.

При пассивно-агрессивном расстройстве люди всё время чувствуют себя недовольными, обвиняют остальных в жестоком обращении и обмане, считают, что их недооценивают, а любые неудачи списывают на обстоятельства.

По отдельности эти признаки могут просто являться чертами характера человека и не свидетельствуют о специфическом отклонении, но в совокупности они зачастую точно указывают на проблему. В частности, о пассивно-агрессивном расстройстве говорит одновременное наличие таких симптомов, как:

  • постоянная обида на всех;
  • противодействие любым требованиям других людей;
  • откладывание работы на потом для срыва сроков её выполнения;
  • медлительность и совершение преднамеренных ошибок в любых видах деятельности;
  • циничное, угрюмое или враждебное отношение ко всем;
  • частые жалобы человека на то, что его предают, обманывают и недооценивают;
  • нежелание решать свои проблемы;
  • полное неприятие критики и жестокие придирки во всем, кто пытается дать совет;
  • зависть и презрение по отношению ко всем людям, которые наделены властью или в целом более успешны.

Если они сопровождаются неуверенностью в себе, неумением выразить свои потребности и желания напрямую, а также неспособностью человека задать необходимые вопросы, чтобы выяснить, что от него ожидается, то это с 99% вероятностью говорит о наличии указанного расстройства.

Поскольку в последние два десятилетия этой проблеме уделяется много внимания, сегодня уже составлена более или менее точная классификация «негативистских» или «пассивно-агрессивных» типов личности. К примеру, известный американский психолог Теодор Миллон выделил четыре отдельных подтипа этого расстройства:

Популярной является и подробная классификация по категориям, которую предложил американский профессор Preston Ni из Калифорнийского Университета. Изучение вопросов межличностной эффективности, профессионального общения, а также межкультурного взаимопонимания и организационных изменений побудило его уделить внимание и этому вопросу. Всего он выделяет десять общих категорий, которым соответствуют люди с пассивно-агрессивным расстройством и по его мнению, большинство проявляет хотя бы несколько из них на регулярной основе.

  1. Общая вербальная враждебность. Примеры: распускание сплетен; необоснованная критика в адрес других; непризнание общепринятых правил и норм; снисходительное обращение ко взрослым, как к детям.

Чем руководствуется: унижение других помогает ощущать себя в доминирующем положении. Причинение моральных страданий другим и лишение их эмоционального равновесия совершается для облегчения собственной нехватки в покое и безопасности. Основное желание — поддержать своё ложное чувство важности за счёт критики остальных и заставить всех страдать «за компанию». В семье это выражается в виде конкуренции за власть над домочадцами и полный контроль в отношениях.

  1. Высмеивание.Примеры: сарказм, враждебные шутки по отношению к другим, желание дразнить людей до выведения их из себя. Характерной чертой является потребность максимально унизить человека, избежав открытого конфликта и выяснения отношений, сославшись на «просто шучу».

Чем руководствуется: вымещение собственного скрытого гнева и дискомфорта на подходящей для этой цели жертве. Основное желание — маргинализировать чужое человеческое достоинство и авторитет до своего уровня.

  1. Общая замаскированная враждебность. Примеры: демонстрация пренебрежения и обиды по отношению к людям, угрюмость, желание причинить эмоциональную боль упрёками или игнорированием.

Чем руководствуется: попытка компенсировать свою внутреннюю незащищённость, преднамеренно создавая негативный эмоциональный фон в ближайшем окружении и выводя людей из равновесия.

  1. Психологическая манипуляция. Примеры: двуличие, патологическая склонность к интриганству, желание умышленно подставить человека при любой возможности (ради удовольствия и зачастую без какой-либо выгоды для себя), показная жертвенность, перекручивание одной и той же информации в разговоре с разными людьми, разглашение или утаивание важных фактов в зависимости от ситуации. Характерной чертой является притворство и сильное желание защитить себя от раскрытия.

Чем руководствуется: перенаправление внимания от собственных проблем путём бесконечного вмешательства в чужую жизнь с помощью интриг и обмана. Достижение ложного чувства превосходства за счёт манипуляции другими людьми.

  1. Травля. Примеры: необоснованные обвинения в чужой адрес с попыткой отыскать самое уязвимое место жертвы и причинить ей максимальную душевную боль.

Чем руководствуется: достижение ложного чувства счастья и собственной полноценности на фоне страданий других.

  1. Саботаж и сваливание вины на других. Примеры: показная медлительность, заторможенность, забывчивость, «тупость»; желание создать вокруг себя максимум волокиты и расстроить как можно больше чужих планов. Потребность является патологической и заставляет человека действовать даже без какой-либо личной выгоды.

Чем руководствуется: создание иллюзии собственной важности и властности; желание поставить всех в зависимое от себя положение чтобы блокировать успех других людей. Зачастую испытывает жгучую зависть по отношению к тем, кто более успешен, что выражается в необоснованных обвинениях и резкой беспочвенной критике.

  1. Автоматическое противодействие. Примеры: упрямая несговорчивость, жёсткость, неэффективность, склонность всё осложнять, привычка оставлять любое дело незавершённым, попытки саботировать работу других.

Чем руководствуется: компенсация собственной несостоятельности. В этом случае «победа» достигается за счёт разочарования и негативных эмоций жертвы.

  1. Закулисный саботаж. Примеры: срыв выполнения любых задач, проектов и мероприятий; причинение материальных потерь или допущение перерасхода ресурсов; патологическое вредительство; разрушение налаженной работы и личностных связей окружающих людей; преднамеренное распространение вредной информации.

Чем руководствуется: получение морального удовлетворения за счёт мести и «наказания» других людей; достижение эмоционального удовольствия от наблюдения за результатом своих «трудов».

  1. Показная жертвенность. Примеры: преувеличение значимости личных вопросов; манипуляция состоянием собственного здоровья; умышленное придумывание мнимых проблем для того, чтобы привязать жертву к себе и пользоваться её сочувствием и благосклонностью; взятие на себя роли мученика, который пожертвовал своим благополучием ради окружающих (обычно с упрёком в том, что эта жертва не была оценена по достоинству).

Чем руководствуется: желание пользоваться доброй волей и заботой получателя и вызывать с его стороны сильную эмоциональную привязанность для совершения манипуляции.

  1. Самобичевание. Примеры: преднамеренное создание ситуации, в которой можно было бы достичь статуса пострадавшего; беспочвенные укоры и упрёки; самоповреждения и шантаж суицидом.

Чем руководствуется: желание запугать или доставить страдания эмоционально зависимым людям, причинив вред самому себе. Любовь к созданию драм для концентрации внимания вокруг себя.

Впрочем, по мнению профессора, сам по себе последний признак нельзя рассматривать в качестве отдельного симптома расстройства, поскольку он может быть и своеобразным криком о помощи, являясь свидетельством других психических заболеваний.

Лечение пассивно-агрессивного расстройства личности

Сложность лечения расстройств этой группы состоит в том, что в большей части случаев люди просто неспособны получать удовольствие и моральное удовлетворение иными способами. Нормальная система стимулов в данном случае не работает, поэтому основная программа сводится к психотерапии и психоанализу, в ходе которого пациента учат вычленять «вредные» мысли и стимулы для сознательного их замещения «полезными».

Согласно результатам клинических наблюдений, чаще всего типичным для пассивно-агрессивных расстройств является следующий набор автоматических установок и мыслей:

  • «они не смеют указывать мне, что делать»;
  • «я буду поступать только так, как хочу»;
  • «буду всё делать назло им»;
  • «никто не испытывает благодарности за выполненную мною работу»;
  • «все вокруг только используют меня»;
  • «я никогда не смогу достичь реального успеха»;
  • «люди не хотят понимать меня»;
  • «моя жизнь несчастлива, и с этим уже ничего нельзя поделать»;
  • «у меня все равно ничего не получится»;
  • «быть честным и откровенным — это слабость»;
  • «окружающие хотят ограничить и подавить мою личность».

Терапевт выясняет какие именно патологические мысли и стимулы действуют у человека на «автоматическом» уровне и учит сознательно блокировать их. Курс лечения, как правило, длится не меньше одного года и за это время доктор и пациент проходят путь от стадии осознания причин и последствий такого поведения до разработки методов мягкого противостояния. Наилучших результатов можно добиться в том случае, если ближайшее окружение тоже участвует в процессе и мягко, но решительно перестаёт потакать слабостям больного, пользуясь созданными терапевтом заместительными шаблонами. В особенно запущенных случаях допускается устранение острых симптомов (депрессия, тревога, вспышки гнева) медикаментозными методами, после чего проводится традиционная терапия.

В целом при условии адекватного лечения прогноз довольно хорош. Если человек смог открыться и осознать причины проблемы, поддерживающая психотерапия обычно приносит отличные результаты. Конечно, будучи заложенным в глубоком детстве, это расстройство личности, как правило, сохраняется очень долго. Но при постоянных волевых усилиях пациента для его преодоления, оно может «выгореть» с терапией и замениться положительным жизненным опытом.

Пассивно агрессивный тип личности

Человечек деревянный, ПАССИВНО-АГРЕССИВНЫЙ

Пассивно-агрессивное расстройство личности (ПАРЛ) изучено плохо, а распространено широко (это я вычитала в [1]). Как такое может быть, спросите вы, почему душеведы не заметили? Вообще-то, заметили, и даже внесли в классификацию DSM. Но заметили не все: психоаналитики ПАРЛ в упор не видят — не найдете вы такого расстройства в замечательной во всех прочих отношениях книге Мак-Вильямс [2]. Подозреваю, что оно запрятано там в так называемой &quotдепрессивной личности&quot, которая, кстати, отсутствует в когнитивной типологии личностных расстройств [1]. Подозрение мое основано на том, что для ПАРЛ апатия, переходящая в депрессию, непременный спутник. Действительно, как тут не впасть в депрессию, когда все чего-то от тебя хотят, требуют, торопят, ругают за плохо (не так, не в срок) сделанную работу! Начальник — зверь и дурак, жена — пила и тяжкий крест, коллеги — подлецы и зануды. Заявить протест — себе дороже… Лучше уж сделать (отстаньте), но кое-как (скушайте!)

При сохранении исходной сюжетной канвы и даже отдельных эпизодов, книга у Алексея Толстого (впервые опубликована в 1936) получилась совсем другая, а Буратино — совсем не Пиноккио! Хотя бы потому, что мечта Пиноккио — стать нормальным ЖИВЫМ мальчиком, а мечта Буратино — заиметь ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, чтобы с его помощью попасть в счастливую страну (СССР, конечно!) и там открыть свой собственный театр кукол. В этом театре старые деревянные друзья будут вновь и вновь разыгрывать историю Буратино. Вот этим хождением по кругу мы всей страной как раз и занимаемся, поэтому так и любим нашего Буратино. Можно сказать, национальный характер. Пассивно-агрессивный. Обострение (расстройство личности) начинается в трудные годы, когда рубль совсем деревенеет, а бандюганы (Лиса Алиса и Кот Базилио, конечно) совсем наглеют и посылают тебя в Страну Дураков, чтобы ободрать окончательно. Не поддавайтесь!

Чтобы не поддаться (обстоятельствам и начальству), не впасть в расстройство (а для ПАРЛ всё и всегда определяется плохими обстоятельствами и окружающими — он тут вообще не причём!), подкуёмся теоретически. Вначале выясним, что такое ПАРЛ — может, совсем не про нас? Цитирую по [1, c.455]:

1) откладывает работу, то есть не делает того, что нужно для выполнения работы в срок;

2) становится мрачным, раздражительным, или начинает спорить, когда его просят сделать то, что он не хочет делать ;

3) очевидно намеренно работает медленно или плохо при выполнении заданий, которые он не хочет делать ;

4) голословно утверждает, что другие предъявляют к нему необоснованные требования;

6) полагает, что работает намного лучше, чем оценивают его другие;

7) обижается на полезные советы окружающих, направленные на повышение продуктивности его работы;

8) блокирует усилия других, не выполняя своей части работы;

9) необоснованно критикует или презирает людей, наделенных властью.&quot

История короткая, но весьма бурная. Уложился за 6 дней. Так и хочется сказать — за &quotрабочую неделю&quot (ведь 5-дневную неделю в СССР ввели только в 60-х), но с работой/учебой у Буратино отношения сложные.

Но вот незадача: только избавился от папы Карло и тут — нате вам! — появляется Сверчок и начинает давать СОВЕТЫ: &quotБрось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот тебе мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой мухи&quot. Ох, не надо так говорить пассивно-агрессивному! Да еще и на вопрос &quot Поччччему? &quot отвечать &quot Потому что у тебя глупая деревянная голова &quot. Потому что получишь молотком в голову за обиду (пункт 7 по DSM-III-R). Буратино, правда, не попал (а вот Пиноккио удалось умертвить советчика), но Сверчок быстренько слинял и уже не появлялся до конца истории.

После расправы со сверчком-советчиком стало скучновато; стемнело, есть захотелось. Короче, депрессняк накатывает. Но тут подвернулась крыса Шушара — но та сама чуть не съела схватившего ее за хвост Буратино. Слава кукольному богу, подоспел святой папа Карло. Накормил луковкой, сшил костюмчик и отдал свою последнюю куртку за букварь: только учись, малыш. Даже Буратино проняло: &quot Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток… &quot

Тут в действие вступает девочка с голубыми волосами. Если мы не идем в школу — школа приходит к нам. Но прежде надо снять Буратино с ветки и удостовериться, что он жив. Помните замечательный консилиум: &quot «Пациент скорее жив, чем мертв &quot (и так далее) с последующим лечением касторкой:

— Не хочу, не хочу, не хочу!

— Я тебе дам кусочек сахару…

— Один саааахар дайте…

— Да пойми же, если не выпьешь лекарства, ты можешь умереть.

— Лучше умру, чем пить касторку.

Так: имеем пункты 2 (РАЗДРАЖЕНИЕ, ОТКАЗ) и 8 (САБОТАЖ) по DSM-III-R.

И все ПА-симптомы расцветают пышным цветом на следующий день, когда Мальвина начинает воспитывать Буратино ( &quotВот так влип!&quot — подумал Буратино ). Воспитание, естественно, не удалось, и Мальвина, отчаявшись, прибегает к наказанию — с помощью пуделя Артамона запирает Буратино в чулан.

Буратино ворчал в темном чулане: — Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое. Вот вам и пункт 9 по DSM-III-R, а дальше будет пункт 4: Он был в переделках и хуже этой, но возмущала несправедливость. — Разве так воспитывают детей. Это мученье, а не воспитанье… Так не сиди, да так не ешь… Ребенок, может, еще букваря не освоил, а она сразу за чернильницу хватается… А кобель, небось, гоняет за птицами, ему ничего…

Да нет у Буратино депрессии! Потому что он от нее убегает, причем убегает как ментально (что бы еще интересненькое замутить?), так и буквально (от папы-Карло, от Мальвины). Это не я придумала — эта замечательная концепция &quotманиакального убегания от депрессии&quot (назовем ее так) родилась в недрах психоаналитической диагностики, в которой депрессивные и маниакальные личности рассматриваются в одной рубрике (Глава 11 в книге Мак-Вильямс), поскольку их &quotхарактерологические паттерны создаются депрессивной динамикой&quot [2, c.293]. В рамках этой классификации Буратино, несомненно, маниакальная личность, точнее, гипоманиакальная — потому что &quotманиакальная&quot, скорее, указывает на болезнь/расстройство, а Буратино здоров! И прекрасно себя чувствует, потому что &quotгипоманиакальный индивид энергичен, он, можно сказать, &quotзаводной&quot, он остроумен, грандиозен, и пребывает в хорошем настроении. Актар (Akhtar, 1992) суммировал:

А получился Буратино таким, потому что у самого автора во время творения этого замечательного образа была, по крайней мере, гипомания. А может, и настоящий маниакальный эпизод! Алексей Толстой тогда возвращался к жизни после инфаркта – и радость этого возвращения так и льется со страниц книги. Начал он ее как вторую попытку перевода &quotПиноккио&quot Коллоди (первая, точнее, редактирование чужого перевода, была еще 10 лет назад) — а потом автора &quotпонесло&quot. И в мрачновато-жутковатом 1935 советском году родился пассивно-агрессивный, гипоманиакальный, солнечный наш Буратино!

4. НЕМНОГО О «ДЕПРЕССИВНОЙ ДИНАМИКЕ»

«Мания — это обратная сторона депрессии. Люди, наделенные гипоманиакальной личностью, обладает депрессивной организацией, которая нейтрализуется посредство защитного механизма отрицания. Поскольку большинство сохраняющих уровень мании людей испытывают страдание во время эпизодов, когда их отрицание неуспешно, а депрессия выходит на поверхность, для описания их психологии иногда использовался термин &quotциклотимик&quot. … Гипомания является не просто сильно отличающимся от депрессии состоянием. Она представляет собой ее полярную противоположность». [2, с.319]

Говоря просто — это маятник. Вот вам очень плохо, а потом вдруг — очень хорошо, и обратно. Бывают люди, у которых маятник &quotзалипает&quot преимущественно в одном положении, и тогда им преимущественно плохо (депрессивный склад личности), а бывают счастливчики, которым почти все время хорошо (маниакальный склад). А иногда реализуется средний вариант — и тут возможно всё: от нормальных периодических и несильных колебаний настроения, через некомфортные колебания средней силы (циклотимия) до очень сильных колебаний, когда специалисты говорят о биполярном расстройстве, которое требует уже лекарственного лечения.

Эти колебания зависят и от внешних обстоятельств (но тем менее, чем сильнее выражено расстройство). «Когда негативный аффект возникает у людей с маниакальной и гипоманиакальной психологиями, он проявляется не как печаль или разочарование [у депрессивной личности — ЕЧ], а как гнев – иногда в форме внезапного и неконтролируемого проявления ненависти» [2, с.320]. Ну, на ненависть Буратино свои силы не тратит, и гневается умеренно. А на негативные обстоятельства реагирует нормально — преодолевает их в силу своих деревянных мозгов и страсти к приключениям. Только вперед! Сначала — на Поле Чудес, потом — за Золотым Ключиком!

А вы никогда не задумывались, что будет дальше, когда Буратино открыл потайную дверцу и заполучил свой театр? Вы что, верите, что он со своими друзьями будет прилежно ходить по утрам в школу, а вечером играть в театре? Так и в депрессию залететь недолго! Ну уж нет! Буратино, конечно, убежит на поиски новых приключений. Бедный папа Карло! Ему придется заведовать театром, от чего он слегка озвереет, и старые друзья Буратино начнут исподтишка саботировать и в конце-концов назовут его новым Карабасом-Барабасом. Потому что друзья тоже деревянные, и пассивно-агрессивное сопротивление начальству у них в крови.

Оно будет очень приятным. Достаньте недавно вышедшую книжку &quotПиноккио&quot в переводе Эм. Казакевича , великолепно проиллюстрированную Робертом Ингпеном [3]. Насладитесь текстом и картинками. А потом найдите два различия между Пиноккио и Буратино.

1. В каком месте/эпизоде история Буратино начинает явно уходить в сторону от истории Пиноккио? Когда найдете, подумайте, почему именно тут.

2. Почему Пиноккио непременно хочет стать ЖИВЫМ мальчиком, а Буратино об этом даже не задумывается? Часто говорят, что Буратино и так живой — живее некуда! Только он не живой, а заводной… Живой — означает находиться в непрерывном личностном развитии (дальше — по Бьюдженталю &quotНаука быть живым&quot [4], а Буратино ведь совершенно не меняется. Так и остался говорящим поленом, только с ручками-ножками, да с длинным носом.

Занятие провела Е.А. Чечеткина с использованием книг:

1. А. Бек и А.Фримен (ред.). Когнитивная психотерапия расстройств личности (СПб, Питер, 2002)

2. Н. Мак-Вильямс . Психоаналитическая диагностика (М, Класс, 2001)

3. Карло Коллоди . ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПИНОККИО. История деревянного человечка. Пер. с итал. Э.Г. Казакевича; иллюстрации Р. Ингпена. М: Махаон, 2014.

4. Джеймс Бьюженталь . НАУКА БЫТЬ ЖИВЫМ. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. Пер. с англ. А.Б. Фенько. М: Класс, 2005.

Copyright © 2003-2018 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.

Пассивно агрессивный тип личности

Я рад приветствовать Вас на своем сайте. Вы здесь — значит, есть интерес к психологии (психотерапии, психиатрии): либо &quotбескорыстный&quot, либо &quotспециальный&quot. Например, у сына — переходный возраст, у мужа — кризис среднего возраста, у мамы — депрессия, у друга — несчастная любовь… Надо бы помочь близким, а иногда и себе, но очень часто не выходит. Тогда можно попробовать обратиться к профессионалам — их учили специально, что делать в таких случаях, и многие из них успешно справляются.

На базе Центра создан также Открытый медико-психологический университет (ОМПУ), где Вам предложат разнообразные обучающие программы — как для специалистов, так и для всех желающих. Подробности можно посмотреть на сайте

Администратор даст Вам необходимую информацию (в том числе и по текущей стоимости), поможет с окончательным выбором специалиста в соответствии с Вашим запросом и запишет на прием к нему, если захотите. Вам необязательно записываться прямо сейчас, просто сообщите администратору о своем решении. Предположим, Вы записались, а потом передумали: захотели либо отменить встречу, либо перенести ее, либо сменить специалиста. В этом случае, пожалуйста, перезвоните сразу же — чтобы не занимать впустую время специалиста и дать возможность другому человеку, который хотел бы попасть на прием как можно скорее, воспользоваться вакансией.

Возможна консультация по скайпу — за информацией и записью тоже обращайтесь к администратору

Время. Если Вы записались, и администратор сообщает, когда приходить (к кому — Вы уже определились), то имейте в виду, что первичный прием обязательно включает психологическое тестирование (1-1,5 часа), после которого Вы идете на очную консультацию (1 час, плюс/минус 15 минут). Поэтому рассчитывайте, что в первый раз Вы пробудете у нас около трех часов.

А теперь вернемся к сайту, на Главной странице которого вы сейчас находитесь.

Основные рубрики в форме &quotлесенки&quot Вы видите в верхней части страницы. Сейчас Вы на «Добро пожаловать», а чтобы попасть другую страницу, надо нажать на соответствующую планку. Навигация простая. Заблудиться с непривычки можно только в Виртуальном Кабинете — там много комнат и переходов: где-то слушают лекции, где-то листают книжки, да и еще много чем занимаются (думают, играют, тестируются, общаются с говорящими котами). Если заблудитесь — не страшно: посмотрите наверх, и там увидете знакомые планки, только не лесенкой, а в ряд. Жмите на нужную. Будьте как дома! Но не забудьте вовремя вернуться в реальный мир и жить там долго и счастливо. Надеюсь, мой сайт поможет Вам в этом.

Copyright © 2003-2018 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.

Психические заболевания

Психические заболевания – разнообразные изменения личности и нарушения психической деятельности человека. Почему возникают такие заболевания? Какие признаки заболеваний и методы их диагностики существуют? Именно ответы на эти вопросы вы узнаете на нашем сайте.

Зачем так подробно узнавать о причинах развития болезней и их симптомах? Все просто, чем раньше диагностировать расстройство психики, тем своевременнее можно обратиться за медицинской помощью, что в свою очередь поможет предупредить появление многих осложнений и обострений заболевания. А самые первые признаки изменения мышления, поведения, нарушение эмоционального здоровья могут заметить близкие люди, те, кто часто общается с больным, хорошо его знает, и именно они могут помочь обратиться за медицинской помощью к врачу.

Еще одна из особенностей различных психических заболеваний – нарушение оценки своего состояния и поведения. Большинство людей, которые страдают различными расстройствами психики, больными себя не считают. А вот со стороны проблему заболевания всегда видней. И если у вас возникли сомнения по поводу психического состояния и здоровья родного вам человека, тогда поищите нужную и полезную информацию на страницах этого сайта.

Источники:
Пассивно-агрессивное расстройство личности
Состояние, при котором люди выражают гнев и негативные чувства скрыто через свои действия — пассивно-агрессивное расстройство личности, методы его лечения — в нашей статье.
http://7psihozov.ru/raznoe/passivno-agressivnoe-rasstrojstvo-lichnosti.html
Пассивно агрессивный тип личности
Человечек деревянный, ПАССИВНО-АГРЕССИВНЫЙ Пассивно-агрессивное расстройство личности (ПАРЛ) изучено плохо, а распространено широко (это я вычитала в [1]). Как такое может быть, спросите
http://www.psy-analyst.ru/eche/3super9.asp
Пассивно агрессивный тип личности
Я рад приветствовать Вас на своем сайте. Вы здесь — значит, есть интерес к психологии (психотерапии, психиатрии): либо &quotбескорыстный&quot, либо &quotспециальный&quot. Например, у сына
http://www.psy-analyst.ru/
Психические заболевания
Каждый человек подвержен риску психических заболеваний, в следствие травм, наследственности или простого переутомления нервной системы. Лечение таких заболеваний проходит довольно долго и сопряжено с рядом сложностей и нюансов.
http://7psihozov.ru/

COMMENTS