Образ женственности

Научная статья по теме АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ОБРАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Общественные науки в целом

научная статья по теме АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ОБРАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Общественные науки в целом

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ОБРАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ»

?Культурология Теория и история культуры

Рогоза Н.В., аспирант Нижневартовского государственного гуманитарного университета

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ОБРАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

В XXI веке проблема идентификации человека не только по принадлежности к национальному, этническому, половому, но и тендерному признакам оказывается особенно обостренной. В социальном мире суть номинаций мужественность — женственность достаточно размыта. Все чаще насаждаются и множатся образы «женственных мужчин» и «мужеподобных» женщин, широко тиражируемые массовой культурой. Женственность в определенном смысле становится неким экспонатом, пустой формой, манифестирующей (сексуальную) красоту, соблазнительность, желание обладания.

Чрезвычайно важно понять и оценить данную проблематику с точки зрения философской и культурной традиции. В современных исследованиях вопрос о сути женского и женственности, как правило, связывают с учением европейских феминистов, однако не менее актуальным представляется анализ российской философской традиции. Своеобразной точкой интеллектуального «взрыва» является Серебряный век, который считается «временем» рождения проблематики женственности в России. Именно в это время впервые были выявлены и проанализированы «женский», «семейный», «половой» и пр. вопросы; философски осмыслен образ женственности; созданы психологические и культурные доминанты ее восприятия, не утратившие своей актуальности и сегодня.

В русской мысли женственность представляется как священное начало, идеализированное, как Вечная Женственность, отождествляемая с Софией, является основанием культуры; этот образ прославляется как нигде ранее. Представляется, что в таком случае женщина занимает значительное место в культуре. Однако речь идет скорее не о реальной женщине, а о репрезентации идеального образа женщины. «Почитание женственности как Софии -Премудрости Божией, — отмечает В .Н. Кардапольцева, — проходит через всю историю отечественной духовности» [7, с. 55]. Вечная Женственность представляется в совокупности трех ипостасей как трех смыслонесущих сил единения: ипостаси матери (забота, священность, кровная связь с Богом), жены («свободное подчинение необходимости») [2, с. 124], невесты (девственность, свобода).

Восстановление представлений о природе и специфике женственности в отечественной культуре требует переосмысления древнего самобытного опыта определения природы женщины в славянской истории культуры, отличного от опыта западной.

Тема женственности считается традиционной для славянской культуры. Глубокие исследования в области философского осмысления феномена женственности в славянской культуре, ее символизации проводят В.Н. Топоров, И.И. Срезневский, Б.А.Рыбаков, И. Богин, В.А. Кардапольцева, Н.Л. Пушкарева, С.М. Климова, С.Г. Фатыхов, О.Б. Рябов, Н.С. Шапа-рова, В.Л. Шестаков, А.П. Забияко, Е.В. Анисимов, Е. Варднан, Л.М. Управителева, М.В. Михайлова, Н.М. Габриэлян, Г. Д. Гачев.

Обращаясь к языческим представлениям древних славян, их мифологии, выделяем тесную связь женственности с почитанием материнских культов. Б.А. Рыбаков, один из наиболее крупных исследователей славянской, русской мифологии, на основе женских культов предлагает особую периодизацию язычества, выделяя три этапа его развития. Первый этап

характеризуется присутствием двух доминирующих групп сверхъестественных существ -упыри, берегини. Берегини — женские персонажи (Баба, русалки), оберегающие посевы, берега водных источников, дома. Как и любой другой женский персонаж древней мифологии, берегини связаны с землей, являются ее олицетворением.

На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам. Слово «рожаницы» употребляется во множественном числе и связано с женской средой. Культ рожаниц предполагает непосредственную связь с идеей плодородия, продолжения рода и судьбой новорожденного [12, с. 384-385]. Следует отметить, что на данном этапе противопоставление мужского -отрицательного и женского — положительного отсутствует. Как Род, так и роженицы играли большую роль в жизни славян.

На третьем этапе женские божества отвечают за домашнее хозяйство, связаны с плодородием. В пантеоне божеств богиня Макошь продолжает древний образ женского божества плодородия, являясь богиней счастья. Лада представлена как богиня брака, олицетворяя обновления природы.

Таким образом, все женские персонажи в славянской мифологии можно свести к единому синкретичному образу — образу великой Богини-Матери, к Матери-Сырой Земле. Она в наиболее древних вариантах — источник всего сущего, рождающее начало. По отношению к ней употребляются несколько основных эпитетов: она живое существо, женщина, испытывающая чувства, переживающая различные эмоции; она земля-кормилица, лелеющая своих детей, свой народ.

Образ Матери-Земли присутствует во многих культурах, но только в славянской мифологии он занимает особое место как чистой, непорочной, но плодоносящей. По мнению А.В. Иванова, культ Земли — кормилицы «находит свое естественное библейское основание в учении о Софии как о предвечном замысле и живой душе тварного мира, полной красоты, премудрости» [6, с. 130].

Мать-Сыра Земля является воплощением женского начала Космоса у древних славян. Быт славян, определенный характером местности их проживания, связал их с землей, с женственной стихией природы. «В России ее земля, огромная, плодородная, всепоглощающая, всегда была и будет больше любых искусственных, абстрактных идей» [2, с. 359].

Земля в славянской мифологии — женское существо, родительница, каждый родившийся на земле человек обязан своим рождением праматери-земле. Она исполнена благодатной силой животворения, целительства, дароношения. Признак силы переплетается с признаками чистоты в славянском понятии святости земли. Согласно славянским воззрениям, святая Мать-Земля чиста, непорочна.

В мифологии восточных славян образ земли оформляется через признаки материнства, родственной близости, защиты, целительства, чистоты, красоты. Женщина же обретает ценность именно в ипостаси матери; отношения между матерью и ребенком становятся моделью многих других социальных отношений. Женственность рассматривается с позиции репродуктивной функции. Данный взгляд считается традиционным в характеристике природы женственности.

Анализ паремий в результате сплошной выборки из энциклопедического словаря «Краткой энциклопедии славянской мифологии» показал, что большинство пословиц характеризуют женственность в аспекте деторождения. «С брюхом ходить — смерть на вороту носить», «Жена родит — муж песок боронит» [9]. В мифологической картине мира истинная женственность проявляет себя только как «плодоносящая» в образе матери, который во всех пословицах коннотирован положительно. По мнению К. Юнга, с архетипом матери ассоциируются такие качества, как забота, сочувствие, все то, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой. Женщина-мать и земля, рождающая хлеб, представляют единый образ-архетип, например; «Добрая мать для своих детей, а земля — для всех людей», «Как ни добр, а все не добрей Матери-Сырой Земли» [9].

Отметим, что к бесплодной женщине относились негативно, ее даже не считали за женщину. Отсутствие детей заставляло окружающих сомневаться в принадлежности женщины к своей половозрастной группе. В качестве доказательства порицания бесплодия приведем пословицу: «Бесплодное дерево из леса кидается, бесплодная баба из рая выгоняется» [9]. Обзор фольклорного материала позволяет нам сделать вывод о том, что в рамках рассматриваемых источников наиболее детально представлена тема материнства.

Однако каждая культура содержит и «темный», и «светлый» лики женственности («вавилонская блудница» — «жена, облеченная в солнце»; демон смерти, зло, олицетворяющее ответственность за грехопадение человека — абсолютная непорочность, «Вечная Женственность»; спасительное и погибельное, истинное и ложное, мудрое и безумное; архетип Великой Матери и архетип Пожирающей Матери).

Всякий архетип по своей природе амбивалентен, и важнейшей составляющей в нем является эмоциональная окрашенность, несущая мощный энергетический заряд. Этот «мыслеобраз» недоступен чисто интеллектуальному пониманию, так как воплощает в себе сгустки самой жизни, паттерны переживания. Актуализируется всегда один из полюсов архетипа, тогда как противоположный остается в тени.

Славянский архетип матери существенно отличается от архетипических образов Матери, выведенных в работах К.Г. Юнга. «В негативном плане архетип матери может означать нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее и отравляющее, то есть то, что вселяет ужас и что неизбежно, как судьба» [15, с. 97], так формулирует результаты своих исследований коллективного бессознательного К. Юнг. Его последователь Э. Нойман подробно анализирует феномен «негативной Анимы», «Ужасной Матери». В образе, созданном в историософии, по мнению О.В. Рябова, «негативные черты русской женщины-матери отсутствуют или, во всяком случае, не эксплицированы. Русской женщине атрибутируют все достоинства, забывая о том, что у них всегда имеется

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник:
Научная статья по теме АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ОБРАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Общественные науки в целом
научная статья по теме АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ОБРАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Общественные науки в целом Цена: Авторы работы: Научный журнал: Год выхода: Текст научной
http://naukarus.com/ambivalentnost-obraza-zhenstvennosti-v-russkoy-kulture

Образ женственности

Наступила осень, и это, пожалуй, самая романтичная пора на свете. А потому многие девушки стремятся выглядеть более женственно и изысканно в это время года. И есть некоторые невероятно действенные и простые способы, как придать женственности собственному образу. И это вовсе не означает, что придется носить длинные платья и шляпки. Кокетливость, женственность и утонченность можно воссоздать и не прибегая к традиционным бабушкиным методам и старым, как мир, способам. И вот самые основные из них.

Ни одна уважающая себя леди, которая хочет быть изящной, не позволит себе носить одежду, которая ей слишком велика или, напротив, мала. Женственность силуэту может придать только наряд, который сидит четко по фигуре. Тело не должно теряться в одежде, но и не должно выпирать из нее. Девушкам, которые хотят выглядеть действительно женственно и привлекательно для мужского пола, придется забыть о мешковатой и угловатой одежде. Это именно то, что мужчины не любят.

Простая бижутерия

Вряд ли каждая девушка может позволить себе носить изысканные ювелирные изделия и менять их хоть каждый день. Однако именно они придают особую женственность образу. Это не обязательно будут платина и золото с бриллиантами. Есть и более бюджетные варианты. Единственное условие – они не должны быть слишком яркими и броскими, лишь дополняя собой образ. И уж, конечно, не должны выглядеть, как снятые с пятилетней прелестницы.

Мужчин привлекают яркие цвета, а, кроме того, они придают неоднозначность и женственность образу. Однако стоит помнить, что наряд в стиле попугая не способен понравиться ни одной душе. А значит, достаточно разбавить простой наряд яркой деталью, которая привлечет внимание, но одновременно не будет свидетельствовать о безвкусице хозяйки. Это может быть яркая обувь, или сумка, или шарф, или перчатки. Аметист, изумруд, роковой красный, розовый рубин – это классика женственности.

Любой парфюм способен придать девушке не только уверенности в себе, но и женственности и кокетливости. Но аромат нужно подбирать не наугад, а именно тот, который будет подходить именно этой девушке, соответствовать ее личным качествам и устремлениям. Только так можно быть уверенной в собственной сексуальности и неотразимости. Как только удастся найти тот самый, свой аромат, то успех обеспечен.

Обувь занимает отнюдь не последнее место в списке, который диктует женственность. Она должна быть неоднозначной и необычной. В настоящее время невероятно актуальны оборки, жемчуг, цветы. Безусловно, не все сразу, а только одна деталь. Конечно, привлекательнее всего смотрится женская ножка в туфлях или сапогах на каблуке. Однако если нет возможности носить такую обувь, то можно сделать акцент на изысканных и утонченных балетках или мокасинах.

Укладка волос – это не самая простая вещь на свете, однако она непременно играет свою роль при составлении женственного образа. Потребуется приложить немало усилий для того, чтобы достичь истинной женственности и привлекательности настоящей леди. Для романтичного образа это будут кудри и волны. Но если времени в обрез, то можно запастись красивыми и соответствующими возрасту заколками, которые украсят даже банальный конский хвост.

Так же как аксессуары помогают придать образу особое очарование, так и простая сумочка способна на очень многое. Правильно подобранная модель попросту способна на чудеса. Причем вовсе не обязательно для создания женственного образа действовать по принципу: чем меньше, тем лучше. Даже объемные сумки могут смотреться очень гармонично, если они сбалансированы с остальным нарядом.

Источник:
Женственность в образе: как ее добиться
Мужчин привлекают яркие цвета, а, кроме того, они придают неоднозначность и женственность образу.
http://www.raut.ru/article/zhenstvennost_v_obraze_kak_ee_dobitsja.html

Женственность женщины — сегодня слово женственность не имеет четкого определения, а представляет собой совокупность качеств ожидаемых от женщины, таких как мягкость, эмоциональность, искренность, верность. И, как известно, внутреннее – отражает внешнее, а значит такая женщина внешне будет так же обаятельна, привлекательна и гармонична.

Её богатый духовный и чувственный внутренний мир отразиться в глазах, улыбке, осанке, прическе и манере одеваться, все это нотки добродетели. И чаще всего истинная женственность не имеет ничего общего с образом современной женщины, эмансипация и модные тенденции заняли главенствующее место в формировании картины мира многих людей.

Что же такое женственность…?

Какой образ женственности является Вашим идеалом? Кокетка Мэрилин Монро, пленяющая милым, доверчивым, лучезарным взглядом, нежным шёпотом и струящимся на ветру платьем? Или Жизель Бюндхен одна из самых известных в мире супермодель украшающая первые странички модных журналов и известна как одна из ангелов Victoria’s Secret?

Коко Шанель модельер с безупречным богемным вкусом, умело манипулирующая мужчинами, и задавшая направление модных тенденций 20 столетия и современности? Мария Шарапова компетентная, независимая, холодная блондинка способная сама себе проложить путь в будущее и преуспевающая не только в мире спорта, но и бизнеса? Или не известная домохозяйка, положившая в основу своего бытия служение своей семье, жертвующая собой ради детей и мужа? Нет.

Все они далеки от высоких стандартов нравственных ценностей и королевских манер. Вульгарность, сексуальная распущенность и феминизм выстроили огромную преграду между современными женщинами и теми ангельски очаровательными женщинами, чьи образы запечатлены в мировой классике.

Сила женственности — к примеру, Елена, по словам Гомера в поэме «Илиада»: «… истинно вечным богиням красою подобна». Пушкин в романе «Евгений Онегин» говорит о Татьяне Лариной с глубокой нежностью и называет её «милым идеалом». Чарльз Диккенс в произведении «Дэвид Копперфилд» о главной героине Агнесс Уикфилд пишет следующее: «Каждый человек, знающий Вас, советуется с Вами и покорно преклоняется перед Вами, отдаваясь Вашей управе …».

Эти образы стали легендами мировой истории, а женственность присущая им одаряла их величественной силой и сила эта заключалась в слабости. В слабости, которая мотивировала мужчин выбрать целью своей жизни оберегать, воспевать славу и защищать, честь этих хрупких и мягких нет, не женщин, Богинь…

Автор: Анна Пустовитова

Женский журналженский мир надеется, что вы найдете здесь нужные, полезные советы, а так же обязательно прочитаете интересную информацию.

Источник:
Женственность женщины
Женственность женщины, слово женственность не имеет четкого определения, а представляет совокупность качеств ожидаемых от женщины. Сила и образы женственности
http://koterie.ru/zhenstvennost-zhenshhiny.html

Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом, давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. Станиславскому: «. стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

Образ России в лирике А. Блока многомерен. Так, в раннем стихотворении «Русь» она выглядит таинственной, сказочной и прекрасной страной:

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Ощущение завороженности, заколдованности России, неоднократно возникающее в лирике А. Блока, — не только отголосок старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции: «Россия, как Катерина в «Страшной мести», находится во власти колдуна».

Но не только непонятной, зачарованной, застывшей рисуется родина. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в голых прутьях.

В деталях пейзажа можно узнать картины средней полосы России, Подмосковья. «Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к родине. Эти дороги, деревни, дали Александр Блок получил словно бы в наследство с детства», — писала М. Бекетова, биограф поэта, в книге «Шахматово. Семейная хроника».

Третья сторона облика России — простор и воля. Неоглядные дали и свободолюбие, вольность людей, живущих на этой земле. Поэтому Россия— «дикой вольности сестра», краса ее «разбойная», ей свойственны порыв к мятежу, бунту:

Эй, встань, и загорись, и жги!

Эй, подними свой верный молот,

Чтоб молнией живой расколот

Был мрак, где не видать ни зги!

Тема России в лирике А. Блока связана непосредственно с представлением поэта об историческом процессе. В цикле «На поле Куликовом» звучит мысль о том, что родина, ее история, ее народ могут научить поэта «быть светлым», выбрать мужественную позицию и понять, что «настал твой час».

Любовь к родине в этом цикле — самое заветное, самое глубокое чувство:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Жена — самый близкий человек, «половина», которая дается на всю жизнь, какой бы трудной и порой мучительной она ни была. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — «жизнь или смерть», «счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок — «. в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. Необъятные просторы, «песни ветровые», дальние дороги — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

Источник:
Образ женственности
Женственность в образе: как ее добиться. Женственность женщины. Тема России в лирике А.
http://lovewithyou.ru/poleznoe/obraz-zhenstvennosti/

Сочинения на

Сочинение на тему «Образ Вечной Женственности в поэзии А.А. Блока»

Как мы уже знаем из курса литературы, стихотворения А.А. Блока эволюционировали, приобретали новые черты. Творчество поэта весьма разнообразно. Но сегодня мне хотелось бы обратиться к образу Вечной Женственности в поэзии А.А. Блока.

Данный образ следует искать в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Именно образ Прекрасной Дамы и является олицетворением вечной женственности, красоты, гармонии. Автор рисует идеал женщины, который принимает внеземные, сверхчувственные формы, становится символом высшего воплощения совершенства:

«О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты».

Свою героиню А.А. Блок рассматривает с трёх различных позиций: повседневной, религиозной и космической. «Стихи о Прекрасной даме» почти никак не связаны с реальной жизнью. Вследствие этого, главный образ, к которому обращены все мечты поэта, не имеет конкретного имени. Точнее сказать, имен у героини великое множество: дочь света, Таинственная дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая, Вечная Жена.

А.А. Блок верит, что, встретив Прекрасную Даму, жизнь кардинально изменится в лучшую сторону. Надежда никогда не покидает его, даже спустя несколько лет он не разочаровался в образе Вечной Женственности:

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя».

С данным образом мы встречаемся также в стихотворении «Незнакомка». В этом произведении автор использует тезу и антитезу. Проще говоря, реальный опошленный мир противопоставляется видению, мечте, фантазии. Мир мечты для А.А. Блока – это идеальный, гармоничный мир. Образ Незнакомки это не просто образ Вечной Женственности и красоты, это символ добра, света, духовного начала всего живого на земле. Описание Незнакомки веет таинственность, загадочностью:

«Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне».

Данным стихотворением А.А. Блок стремился показать, что истинная мечта продолжает жить в душе человека, независимо от окружающего мира. Наверное, вся жизнь поэта заключалась в поиске призрачной Прекрасной Дамы, в стремлении приклониться перед Вечным Идеалом.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что образ Вечной Женственности – это нечто неземное, космическое, возвышенное. Лишь немногим удается прикоснуться к нему, ощутить великую силу красоты и добра.

Источник:
Сочинения на
На сайте GetSoch.ru вы сможете найти сочинения для учеников 1-11 классов. Также пользуясь формой комментариев можете заказать сочинение абсолютно бесплатно.
http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/29-sochinenie-na-temu-obraz-vechnoj-zhenstvennosti-v-poezii-a-a-bloka.html

COMMENTS