Нехимическая зависимость

Нехимическая зависимость

В разделе Видеосюжеты опубликована запись беседы двух выдающихся гипнологов, учеников профессора В.Л.Райкова, Петра Живного и Игоря Разыграева. Смотрите видеосюжет

Куликов Л.В. Психология сознания

Обзор статьи Д.Виноградова «Гипноз-дело тонкое» из Медицинской газеты, выпуск №84, 1993 год.

В 1993 году в Москве во Всероссийском Центре профилактической медицины прошел Первый Международный конгресс по лечебному и творческому гипнозу и вызвал повышенное внимание как российских, так и зарубежных гипнологов, психиатров, психологов. Этот конгресс был посвящен памяти знаменитого итальянского ученого Марко Маркезана, создавшего в Милане Университет новой медицины.

«Сначала я «видела» музыку в форме тонкой струны, жгута, несколько изогнутого. Этот жгут вворачивался в меня, я сама как бы оборачивалась вокруг него. я ощущала его». Нет, это не впечатления от действия ЛСД – так после сеанса творческого гипноза в 1996 году описывала свои переживания от прослушивания классической музыки одна из испытуемых Владимира Леонидовича Райкова, российского психотерапевта, ставшего, пожалуй, главным исследователем в области творческого гипноза.

Что такое нехимические зависимости: причины и следствия зависимого поведения.

Зависимость от азартных игр и виртуальная зависимость, зависимость от отношений и от внешности, донжуанизм и зависимость от измен, зависимость от секса и приема пищи, от работы и от экономического статуса, от шоппинга и от обладания вещами, зависимость от рекламы и от телевидения, и даже зависимость от идеологии. Список зависимостей можно продолжать очень и очень долго, но все они, являясь вполне социально приемлемыми, между тем доставляют большое количество проблем их обладателям и родственникам зависимых.

В отличие от большинства других неприятностей человек первоначально воспринимает эти проблемы как удовольствие и наслаждается их наличием. Однако, через какое то время наслаждение начинает требовать все больших сил, времени и быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет его страдать. И тогда человек начинает испытывать желание избавиться от того, что вместо удовольствия стало приносить страдания. Но когда он пытается это сделать, то приходит к выводу, что сделать это намного сложнее, чем в любых других жизненных ситуациях. Эта проблема и называется зависимостью.

Зависимость — это состояние, которое «вырастает» из жизни человека, из его реальности. Она превращает жизнь в иллюзию.

Жизнь человека — это постоянное освоение, расширение и преображение реальности — и внутренней и внешней. Чтобы это происходило, необходимо действовать в определённой последовательности, попеременно помещая цель своих действий, направление своих усилий то во внешнюю, то во внутреннюю реальность. Этот процесс протекает в определённой последовательности. На первом этапе человек помещает внимание во внутреннюю реальность. Он сосредотачивает все усилия на себе, пытается исследовать самого себя, разобраться в себе, в том, что представляет его индивидуальность. Результатом этих действий является обнаружение «частички себя», определение того, «что он есть». Обнаруживая себя, человек переходит ко второму этапу.

На втором этапе он перемещает свои силы, своё внимание во внешнюю реальность, «переносит» себя в мир. Он ищет место в мире, которое испытывает в нём нехватку. Это то место, в котором, с точки зрения человека он должен нечто изменить, «представить себя». Такое место для него выглядит и чувствуется как несовершенное. После этого человек переносит себя, свою частичку в мир. Он вносит во внешнюю реальность свою индивидуальность, делает мир богаче, совершеннее. В первую очередь он делает это для себя, поскольку только так может присвоить мир, сделать его «комфортным местом жизни». Кроме того, во внешней реальности человек вступает во взаимодействия с другими людьми. Это люди, внутренняя реальность которых во многом похожа на его внутреннюю реальность. Вместе с этими людьми он преобразует мир.

Однако на этом пути достаточно часто возникают отклонения. Поиск себя во внутренней реальности и выражение во внешней реальности сопряжены с множеством трудностей и препятствий. Внутренняя реальность далеко не всегда оказывается приятным местом для исследования. Исследуя внутреннюю реальность, человек наталкивается прежде всего на признаки своего несовершенства и боль — на всё то, от чего он так старательно отворачивался. И только за «забором» из проблем открывается то, что составляет суть человека.

Внешний мир также оказывается не самым простым местом для реализации своих планов. Человек, прежде всего, сталкивается с необходимостью развить в себе способности, необходимые для реализации себя в мире. Он должен вложить в это силы, труд, самого себя. Т.е. от него требуются значительные усилия. Кроме того, его способности становятся желанными для тех, кто хочет его использовать и, за счёт него, добиться своих собственных целей. Т.е. человек сталкивается с внешним противодействием, попытками его обмануть и заставить действовать против его собственных интересов. Как правило, для этого мир вокруг человека украшается привлекательными приманками. Это всё, что обещает достичь цели, не преодолевая препятствий, или вообще заменить собой истинную цель.

Состояние отсутствия выбора и называется зависимостью.

Т.е. зависимость — следствие ограничения выбора. Выбор ограничивается в соответствие с чуждой человеку целью. Это цель сужает и искажает выбор человека. Зависимость — это действие, чувство, взаимодействие без выбора. Зависимость суживает разнообразие того, как себя вести, что чувствовать, как думать. И, самое главное — зависимость ограничивает возможность человека достигать достойной цели.

Жизнь человека — постоянный выбор между двумя целями. Первый выбор — выбор самого себя. Второй — выбор зависимости. Совершая выбор, человек предпочитает либо одно направление своей жизни, либо другое, противоположное. Одно направление является для человека истинным, другое — ложным. Самый главный признак ложной цели — отсутствие выбора, проявляющееся зависимостью.

Предпочитая истинную цель, человек совершает свободный выбор. Зависимый выбор — результат предпочтения ложной цели.

По материалам книги Котлярова А. В. «Другие наркотики» (Психотерапия, Москва, 2006)

Источник:
Нехимическая зависимость
Зависимость от азартных игр, виртуальная зависимость, зависимость от отношений, от внешности, донжуанизм и зависимость от измен, зависимость от секса и приема пищи — список зависимостей можно продолжать, все они доставляют большое количество проблем их обладателям и родственникам зависимых.
http://gipnos.ru/gipnoz_stati/pages/id_237

Нехимические виды зависимости

Актуальность проблемы патологической зависимости от игры. Характерные признаки, свойственные азартным игрокам. Диагноз патологического влечения к азартным играм. Наследственность и биологические факторы риска формирования аддиктивного поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Нехимические виды зависимости

Патологическая зависимость от азартных игр

зависимость азартная игра

Патологическое влечение к азартным играм современные исследователи относят к нехимической (поведенческой) зависимости. В этих случаях объектом зависимости является не психоактивное вещество (ПАВ), как при химической зависимости (алкоголизме, наркомании), а поведенческий паттерн.

Азартные игры известны с древнейших времен. Слово «азарт» происходит от арабского слова “alzar” — «игральная кость». Первые документальные источники об азартных играх были обнаружены среди руин древнего Вавилона (3000 г. до н.э.). Игра в кости была самой распространенной игрой в средние века. Карточные игры появились в Европе со времен крестовых походов в XIII в.

Актуальность проблемы патологической зависимости от игры рассматривается в связи с тремя основными причинами:

возникновение социальных и финансовых проблем у патологических игроков (23% игроков имеют финансовые проблемы, 35% — разведены, у 80% нарушены межличностные отношения в браке);

распространенность противоправных действий (среди зависимых от азартных игр до 60% совершают правонарушения);

высокий суицидальный риск (от 13 до 40% патологических игроков совершают попытки самоубийства, у 32-70% отмечаются суицидальные мысли.

К этому следует добавить высокий удельный вес среди больных игроманией сопутствующих расстройств, таких как алкоголизм, наркомания, психические заболевания.

Одну из первых классификаций типов нехимических зависимостей в России предложил Короленко Ц.П. (2000). Он выделил непосредственно нехимические аддикции, к которым отнес азартные игры (гемблинг, лудомания), аддикцию отношений; сексуальную, любовную аддикции; аддикцию избегания, аддикцию к трате денег, работоголизм и промежуточные формы аддикции (по отношению к нехимической и химической зависимости), например, зависимость от еды (переедание и голодание). Кроме перечисленных, в настоящее время описано значительное количество других нехимических аддикций: зависимость от компьютера и Интернета, от упражнений (спортивная зависимость), духовный поиск, «состояние перманентной войны», зависимость от «веселого автовождения».

В настоящее время выделено 4 основных категории азартных игр:

Постоянные легальные игры — лотереи, видеолотереи, ставки на бегах, спортивные ставки, бинго, казино, игровые автоматы.

Игры в нелегальных игорных заведениях и ставки у нелегальных букмекеров.

Различные денежные пари и ставки между знакомыми людьми, друзьями или коллегами по работе. Это могут быть совершенно любые пари и ставки, занимающие значительное место в культурной жизни населения.

Игра на бирже, которая относится не к профессиональной обязанности, а приобретает характер азартной игры.

Азартным игрокам свойственен ряд характерных признаков:

1) постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры;

2) изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;

3) «потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;

4) состояние психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна. Беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания;

5) постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску;

6) периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре;

7) быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну, выражающееся в решении раз и навсегда «завязать», но при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т.д.) гемблинг возобновляется.

Диагноз патологического влечения к азартным играм ставится при наличии следующих критериев:

1) повторные (два и более) эпизоды азартных игр на протяжении не менее года;

2) эти эпизоды возобновляются, несмотря на отсутствие материальной выгоды, субъективное страдание и нарушение социальной и профессиональной адаптации;

3) невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием;

4) постоянная фиксация мыслей и представлений на азартной игре и всем, что с ней связано.

Очень часто обращение к игре связано с желанием уйти от проблем или снять проявления депрессии (чувство вины, тревоги, ощущение беспомощности). Часто азартные игроки возвращаются к игре уже на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя). Этих людей характеризует лживость по отношению к родным, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг. Ради игры такие люди готовы порвать отношения с близкими, бросить учебу, работу, отказаться от перспектив карьерного роста.

Распространенность патологического пристрастия к азартным играм в мировой популяции оценивается от 1,4 до 5,1%. Около 5% регулярных посетителей казино страдают патологическим гемблингом. В среднем 60% населения в развитых странах играют в азартные игры и 1-1,5% из них могут быть подвержены игровой зависимости. Обращает на себя внимание преобладание мужчин среди патологических игроков. В группах «анонимные игроки» соотношение мужчин и женщин составляло 7 : 1 или 10 : 1. С другой стороны, у женщин патологическое влечение к игре носит более тяжелые формы. Они втягиваются в опасное увлечение игрой в 3 раза быстрее, чем мужчины и тяжелее поддаются психотерапии. Различия между мужчинами и женщинами заключаются также и в том, что у женщин гемблингу чаще сопутствует депрессивное расстройство, тогда как у мужчин — алкоголизм.

Среди лиц молодого возраста гемблинг встречается в 2-4 раза чаще. Чем среди взрослых. По данным австралийских исследователей, более 3,5% подростков могут быть отнесены к проблемным игрокам, причем половых различий по распространенности гемблинга в подростковой популяции обнаружено не было. При исследовании особенностей патологического гемблинга среди подростков 12-13 лет из 114 школ в Англии и Уэльсе установлено, что подростки играют практически в те же игры, что и взрослые, но предпочитают игровые автоматы, которые в настоящее время стоят во всех игорных залах России, а также участие в играх по билетам национальной лотереи. Выявлено, что злокачественное развитие патологического гемблтнга при использовании игровых автоматов отмечается чаще, чем при традиционных формах игры (рулетка, карты, бинго и т.д.).

В ряде штатов в США распространенность патологического гемблинга увеличилась после легализации азартных игр. Открытие казино в окрестностях Ниагарского водопада (Канада) привело к заметному увеличению среди местного населения лиц, играющих на деньги, и, как следствие, рост проблем, связанных с игрой. Необходимо отметить, что официальное запрещение азартных игр в различные эпохи развития общества не уничтожало их, а лишь на время сокращало количество игровых заведений и мест их расположения. Запрещение азартных игр никогда не гарантировало их реального исчезновения.

В России в период советской власти и существования Советского Союза отсутствовали казино и игровые заведения для игры в карты или игровые автоматы. Распад Советского Союза и изменение политического строя России крайне быстро привел к развитию игрового бизнеса и игровых ассоциаций. Москва и Санкт-Петербург очень быстро превращались в своеобразные пародии Лас-Вегаса. В связи с негативными социальными последствиями, связанными с игровым бизнесом, весной 2007 г. принято Постановление Правительства России о вынесении игровых заведений за границы городов.

А Санкт-Петербурге в 2004 г насчитывалось от 15 до 40 тыс. больных игроманией. Директор по маркетингу ООО «Джекпот» в Москве К.А. Шатилов утверждал, что количество «регулярных игроков» (играющих один раз в месяц) в городе в 2003 г. составляет 474 тыс., в игровые автоматы в городе играют 186 тыс. человек. Остальные играют в лотерею, карты, лото, на тотализаторе и т.д. по его мнению, «зависимых игроков» в Москве было примерно 936 чел. В 2003 г. в России насчитывалось 300 казино, чуть более 200 касс букмекерских контор, 44 тыс. игровых автоматов, несколько всероссийских лотерей. Более половины всех игорных заведений находится в Москве.

Необходимо отметить, что официальное запрещение азартных игр в различные эпохи развития общества не уничтожало их, а лишь на время сокращало количество игровых заведений и места их расположения. Запрещение азартных игр никогда не гарантировало их реального исчезновения.

Наследственность и биологические факторы риска

Риск формирования аддиктивного поведения в настоящее время принято рассматривать с позиций многофакторной модели, где каждый из факторов или их сочетание (наследственность, особенности характера, микро- и макросоциальное окружение, зрелость личности в целом) участвуют в формировании болезни. К общебиологическим факторам относятся прежде всего наследственность и пре-, пери- и постнатальные вредности, способствующие возникновению неполноценности структур головного мозга и влияющие на формирование характерологических свойств личности.

В ряде исследований выявлено, что у лиц, зависимых от игры, статистически достоверно чаще, чем в соответствующих контрольных группах. Родители были патологическими игроками. Было исследовано игровое поведение 3359 пар близнецов (Eisen S.A. и соавт., 2001). Авторы пришли к следующим выводам: 1) наследственные факторы объясняют существенную часть разнообразия симптомов гемблинга; 2) существует единый континуум генетических дефектов, который лежит в основе разных вариантов гемблинга; 3) коморбидность гемблинга с расстройствами поведения, антисоциальным расстройством личности, с алкогольной зависимостью частично объясняется генетическими дефектами, которые влияют на возникновение как гемблинга, так и перечисленных психических расстройств. Факторами риска для возникновения патологического гемблинга служат изменения в генах, кодирующих катехоламиновые системы (DRD2, DRD4, DAT1 и др).

E. Hollander и соавт. (2000) сделали попытку определить значение различных нейромедиаторных систем мозга в формировании патологического гемблинга. По мнению авторов, серотонин связан с поведенческой инициацией и растормаживанием, необходимым для начала игрового «запоя». Норадреналин связан с возбуждением и чувством риска, присущими для патологических игроков. Дофамин, связанный с положительным и отрицательным подкреплением, способствует закреплению зависимости. Существенную роль катехоламиновых структур в формировании гемблинга подтверждают и данные о резком усилении тяги к игре после приема психостимуляторов (амфетамина) у патологических игроков (Zack M., Poulos K., 2004).

Характерологические и личностные свойства как факторы риска развития аддиктивного поведения

Б.С. Братусь, исследуя феномен влечения к алкоголю, разработал концепцию иллюзорно-компенсаторной деятельности при алкоголизме: алкоголь, действуя как своеобразный, пусть и патологический, адаптоген, создает иллюзию жизни и личностного благополучия. Для патологических игроков также свойственно формирование такого рода иллюзорных представлений. Одним из важных мотивов обращения к игре являются «мечты о новой, более яркой жизни», которую может обеспечить выигрыш. При этом часто отмечается неспособность игроков обеспечить себе в реальной жизни комфортные условия существования, что, по-видимому, может свидетельствовать о своеобразной психологической защите и формировании иллюзорно-компенсаторного поведения среди патологических азартных игроков.

Когда речь идет о зависимости от наркотических средств, среди вариантов первичных мотивов обращения к ПАВ принято выделять 5 наиболее значимых: гедонистический (включающий в себя любопытство), субмиссивный (заключающийся в комформном следовании традициям микросоциального окружения). Коммуникативный (для облегчения общения), детензивный (устранение неприятных эмоций) и протестно-демонстративный (сопротивление требованиям окружающих, например, «назло родителям»). Мотивы обращения к игре менее исследованы: наиболее часто отмечается желание получить удовольствие (92%), ощущение азартного волнения (92%), желание сделать деньги (88%), т.е. гедонистический мотив и близкий к нему мотив с гиперактивацией поведения, а также на последующих этапах развертывания болезни детензивная мотивация (снятие напряжения).

Социальные факторы риска

Микро- и макросоциальные факторы, предрасполагающие к гемблингу: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых, стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т.д.). вещизм, переоценка значения материальных ценностей, фиксированное внимание на финансовых возможностях, зависть к более богатым родственникам и знакомым, убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег. При рассмотрении социальных факторов, способствующих возникновению подросткового гемблинга, важное значение имеет игра родителей и положительное отношение к игре в семье. А говоря о факторах, препятствующих подростковому гемблингу, можно отметить воспитание в семье таких качеств как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет. Ряд исследователей отмечают предрасполагающую роль ситуативной доступности азартных игр.

Коморбидные с патологическим гемблингом расстройства

Из психических расстройств наиболее часто встречаются обсессивно-компульсивные нарушения, синдром дефицита внимания, тревога и депрессия. Диагноз депрессии был поставлен 43% проблемных игроков. Некоторые авторы считают, что именно обсессивно-компульсивные и аффективные расстройства являются основанием для формирования зависимости от игры.

Синдром зависимости при игромании представлен патологическим (зачастую непреодолимым) влечением к азартной игре, которое сочетается с различной степени выраженности когнитивными, поведенческими, эмоциональными и соматическими расстройствами. Он может включать некоторые признаки, наблюдаемые при аддиктивных расстройствах, возникающих вследствие злоупотребления ПАВ (патологическое влечение, потеря игрового контроля, абстинентный синдром. Повышение игровой толерантности, продолжительное участие в азартных играх вопреки явным признакам вредных последствий и др.).

В случаях выигрыша состояние игроманов совсем другое. У них хороший сон, приятные сновидения. Настроение приподнятое, они испытывают чувство победы, превосходства, благодушия, склонны к трате денег, делают подарки, строят нереальные планы, в частности, о частичном погашении долгов. Испытывают влечение к игре, надеются повторить успех, обильно фантазируют о предстоящей игре и о том, что будут делать с очень большими деньгами, которые обязательно выиграют, настраивают себя на умеренную и осторожную игру, верят в повторную удачу в игре. Обостряется иллюзорное представление о способности контролировать игровую ситуацию и умении повернуть удачу в свою сторону.

Синдром выигрыша — приподнятое, порой эйфорическое, настроение, прилив энергии, ощущение своего превосходства, радость достижения цели. Это состояние — большое удовольствие («ради этого стоит жить и играть», как полагают больные). Выигрыш создает уверенность в самом себе, в своих возможностях, позволяет фантазировать о самых привлекательных направлениях жизни, включая дальнейшие успехи а игре и приобретенное благосостояние. Он же, закрепляясь в памяти, способствует срывам и рецидивам заболевания.

На первой стадии формирования синдрома зависимости синдром выигрыша продолжается от нескольких часов до нескольких суток. При этом больные находятся в эйфории, проявляют расточительность и добродушие. На стадии выраженной игровой патологии продолжительность синдрома выигрыша, как правило, не превышает 4-10 ч и, что очень характерно, имеет значительно менее выраженный аффективный компонент.

Синдром проигрыша возникает во время игры, сразу по ее завершении или может быть отставленным на одни, реже, на двое суток. Проигрывая по ходу игры и понимая, что все меньше шансов отыграться. Больные испытывают нарастающую тревогу, повышенную раздражительность, чувство злости, иногда сожаления. Что начали играть. Зачастую им хочется выйти из игры, но их останавливает азарт, постоянная надежда на выигрыш, зафиксированные в памяти воспоминания о выигрышах и значительных удачах. Появляются агрессия, периодическое желание отомстить, найти и наказать виновных. Находясь в таком состоянии, в одних случаях игроманы просят божественные или дьяволькие силы помочь им, пожалеть, а в других — ругаются и все проклинают. Нередко они крестятся, читают молитвы, произносят заклинания, поглаживают игральный автомат или, наоборот, повреждают и разрушают его.

После завершения игры, когда больные покидают игровое заведение, синдром проигрыша проявляется подавленным настроением, несдержанностью, грубостью, иногда агрессией и разрушительными действиями, суицидальными мыслями. У них расстраивается сон, беспокоят тревожные сновидения, отсутствует аппетит, часто болит голова, сердце. Тягостное состояние сопровождается самоосуждением, суицидальными мыслями и тенденциями, временной самокритикой, обещаниями «больше никогда не играит» (подобно обещаниям в состоянии синдрома отнятия при алкоголизме — «больше никогда не пить»). Такое состояние может продолжаться от 12 ч до 2 сут., постепенно затухает и на смену ему приходит все усиливающееся влечение к игре.

Толерантность к игре и ее динамика. В процессе вовлечения в зависимость от азартных игр у больных значительно повышается толерантность к продолжительному участию в игре. Так, если при начальной стадии зависимости игроманы проводят в игровом заведении 1,5-3,5 ч, то в дальнейшем при появлении признаков декомпенсации они способны проводить за игрой по 10-24 ч. Фактически до тех пор, пока есть деньги и работает игровое заведение.

Синдром личностных изменений. Очень быстро (6-12 мес) при формировании игровой зависимости появляются признаки негативных личностных, эмоциональных и интеллектуально-мнестических нарушений. Это — лживость, безответственность, конфликтность, нарушения производственной дисциплины, временное или стойкое безразличие к работе (частые смены работы) и семье, снижение работоспособности, криминогенность (воровство, мошенничество, подлог и др.), одиночество. Помимо эмоционального огрубления, отмечается значительное снижение требовательности к своему внешнему виду, личной гигиене, неопрятность и проч. Аффективные расстройства проявляются постоянной тревогой, субдепрессиями, депрессиями, дисфорией. Характерны суицидальные мысли и тенденции. Суживается круг интересов, утрачиваются многолетние связи с друзьями. Постепенно ухудшается память, работоспособность, а также способность к творческой деятельности.

Люди, страдающие игроманией, становятся обидчивыми, вспыльчивыми, грубыми, сексуально слабыми, эгоистичными, предъявляют необоснованные требования, не желают покупать необходимые для семьи вещи, продукты, экономят на всем ради сохранения денег для игры. Личностная деградация и социальная дезадаптация не только не останавливают игроманов от участия в азартных играх, но и способствуют прогрессированию и стабилизации заболевания.

Развитие клинических проявлений игромании проходит три взаимосвязанных стадии: компенсации, субкомпенсации и декомпенсации.

На этой стадии игромании отмечается рост игровой толерантности, фиксируется радостное ощущение самой игры, формируется игровое мифотворчество, появляются первые признаки морально-этических отклонений личности. В стадии компенсации больные сохраняют работу, семью, верят. Что «все как-то обойдется», несмотря на появившиеся долги и неприятности. Сохраняется способность к спонтанным ремиссиям. Социальные потери начинают создавать серьезные проблемы и вызывают тревогу. Средняя продолжительность этой стадии от 6 мес до 2 лет.

Стадия декомпенсации: ослабевает чувство уверенности в своем выигрыше. Значительно снижается критика к явным признакам опасных последствий игромании. В рассуждениях больных присутствует небольшой арсенал веских мотивов на воздержание, который, как правило, не останавливает их от участия в азартных играх. У больных отмечается значительное морально-этическое снижение и эмоциональное огрубление. Зачастую реализуются суицидальные попытки. Выражены аффективные расстройства с преобладанием депрессий. Снижается сексуальная заинтересованность и половое влечение. Разрушаются семьи, возникают проблемы с работой (чаще всего работа утрачивается) и с правоохранительными органами. Для соматического состояния характерно обострение сердечно-сосудистых заболеваний (артериальная гипертензия, стенокардия и др.), заболеваний пищеварительной системы и др.)

Продолжительность формирования этой стадии — от 7 до 15 лет.

Терапия патологического влечения к игре

Среди методов психотерапии преимущественно используется поведенческая терапия:

исправление логических искажений, касающихся азартной игры;

выбор пути решения (точное определение проблемы, сбор необходимой информации, предложения разных вариантов с исследованием последствий, список преимуществ и недостатков каждого из вариантов, осуществление и оценка принятого решения);

обучение социальным навыкам (коммуникация, количественное мышление), а также управление эмоциями и научение отказу; расслабление наряду с физической активностью и медитацией);

обучение навыкам профилактики рецидива — поведенческая терапия, включающая техники гипосенсибилизации и отвращения.

Для лиц с легкой степенью игровой зависимости используется психодинамическая психотерапия как вариант «быстрого» лечения. Считается, что игра — замещение неудовлетворенной потребности, которую следует выявить и реализовать.

Семейная психотерапия является обязательным компонентом лечения и реабилитации больных игровой зависимостью. Описаны 4 стереотипа семейного реагирования («отрицание», «активные действия», «изолирование», «адекватная реакция»). Меняя поведение членов семьи удавалось постепенно менять и поведение игрока. Больные приобретали новые навыки поведения, усиливались мотивы на участие в лечебно-реабилитационном процессе и изменение собственной жизни.

Основные задачи психотерапии:

¦ усиление мотивов на продолжительное участие в лечебно-реабилитационных программах;

¦ достижение адекватного осознания болезни;

¦ дезактуализация игровой установки;

¦ преодоление механизмов психологической защиты;

¦ формирование или усиление мотивов к воздержанию от участия в азартных играх;

¦ изменение личностного отношения к азартной игре и жизни;

¦ адаптация к жизни на уровне воздержания от азартных игр, улучшение семейных и производственных отношений, повышение уровня толерантности к требованиям членов семьи;

¦ организация полноценной и успешной жизнедеятельности.

Источник:
Нехимические виды зависимости
Актуальность проблемы патологической зависимости от игры. Характерные признаки, свойственные азартным игрокам. Диагноз патологического влечения к азартным играм. Наследственность и биологические факторы риска формирования аддиктивного поведения.
http://revolution.allbest.ru/life/00257179_0.html

Презентация на тему «Нехимические виды зависимостей»

Презентация на тему «Нехимические виды зависимостей»

Презентация на тему: «Нехимические виды зависимостей». Автор: . Файл: «Нехимические виды зависимостей.ppt». Размер zip-архива: 2264 КБ.

Нехимическими называются аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не ПАВ. В западной литературе для обозначения этих видов аддиктивного поведения чаще используется термин «поведенческие аддикции».

В России вдвое выросло количество экстремистских преступлений

Оперативники объясняют это тем, что экстремисты освоились в интернете 17.09.2014 Источник: «Известия» Тема: Государственная интернет-безопасность

Более 25 процентов школьников ежедневно сталкиваются с агрессией в сети Наиболее частой проблемой, с которой сталкиваются школьники в интернете, остается агрессия при общении. Эта тема стала наиболее частой в обращениях на линию «Дети онлайн» 29.05.2014 Источник: Российская газета Тема: Безопасность детей в сети

«Дети не могут найти баланс между реальной и виртуальной жизнью» Дети почти не различают реальность и виртуальный мир.К такому выводу пришли британские психологи, которые провели исследование по заказу Google и Vodafone. 30.04.2014 Источник: КоммерсантЪ Тема: Безопасность детей в сети

Как защитить детей от виртуального террора Тревожная статистика показывает, что каждый пятый подросток (21,9%) подвергался виртуальному террору — кибербуллингу 24.12.2013 Источник: MOI-PORTAL Тема: Безопасность детей в сети

Россия — первая по количеству жертв киберпреступлений Общий ущерб от кибератак в России в текущем году уже составил 1,48 млрд долларов 10.10.2013 Источник: РБК daily Тема: Киберугрозы в мире

Компьютерная Интернет Игровая От социальных сетей Гаджет Пищевая Трудоголизм Шопинг Синдром Тоада

Зависимость — неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному

ависимость — неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию, как правило, в связи с личностной неспособностью отказаться от влияния как результата подобного воздействия. Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: — адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; — адекватная система отношений и общения с окружающими; — гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других Фанатизм — (лат. fanaticus — исступленный) — понятие , употребляемое для оценки характера убеждений и поведения людей, в которых проявляется слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее и предубежденное, исключающее разумный подход отношение ко всем иным учениям.

Религиозный политический расовый правовой спортивный фанатизм долга фанатизм здоровья фанатизм в искусстве

Источник:
Презентация на тему «Нехимические виды зависимостей»
Презентация: Нехимические виды зависимостей.ppt, Тема: Компьютерная зависимость, Урок: Информатика
http://900igr.net/prezentacija/informatika/nekhimicheskie-vidy-zavisimostej-254548.html

Профилактика нехимических видов зависимости

8. Чтобы ребенок не тратил время впустую перед компьютером, учите его ценить результаты своего труда, говорить про его успехи и достижения. Использование родителями позитивной обратной связи (описываю факты, как действия ребенка отражаются на предметах, событиях, людях) позволяет детям видеть себя со стороны, учит ценить время и силы, а так же соотносить их с реальными событиями в жизни. Т. е. ребенок сможет заметить, когда его успеваемость снижается, утомляемость повышается, отношения с родителями ухудшаются и соотносить факты с событиями в жизни (появилась новая игра, завис в сетях). Помогите вашему ребенку (в том числе и с помощью компьютера) вырасти культурно-плодоносным и здоровым.

9. Не высказывайте назойливо своего резко отрицательного отношения к компьютеру, если таковое имеете. Дорожите чувством доверия вашего ребенка к вам.

10. Помните, что над ребенком может довлеть авторитет сверстников, скрытое желание первенствовать или быть не хуже других, или у него уже сформировалось неверие в существующие утверждения о вредности компьютера. Постарайтесь разобраться во всем этом в доверительной обстановке.

За дополнительной информацией и помощью Вы можете обратиться к специалистам Психологической службы благотворительной программы “Дорога к дому». Контакты: + – Елена Ливенцева, ул. Юбилейная, 26 (служба находится на базе БФ «Дрога к дому» — в здании детского дома №9).

г. Череповец, 2013

«Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»

Профилактика нехимических видов зависимости

Зависимое поведение – это нарушение, расстройство в развитии личности, сопровождающееся беспомощностью (я не умею, не могу, не хочу, от меня ничего не зависит), снижением продуктивности в других (важных для человека) сферах деятельности. Несовершеннолетний начинает отставать в школе, не участвует в семейных делах, нарушает договоренности, теряет важные отношения, отказывается от занятий в секциях, кружках.

К поведенческим видам зависимости (нехимические зависимости) относится компьютерная зависимость (от социальных сетей, компьютерных игр, гаджетов).

Интернет зависимость (зависимость от компьютерных игр, социальных сетей) – влечение к проведению времени за компьютером в возрастающих количествах с развитием синдрома отмены, в ущерб развитию других сфер деятельности (учеба, общение, физическая активность).

Распространенными причинами развития зависимости являются низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих.

Основными критериями, определяющими компьютерную зависимость (интернет зависимость, игровую зависимость), можно считать следующие:

• нежелание человека отвлечься от компьютера;
• раздражение человека при вынужденном отвлечении;
• неспособность человека спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
• расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т. ч. игр), так и устройств компьютера;
• забывание человека о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
• пренебрежение человеком собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
• злоупотребление человеком кофе и другими подобными психостимуляторами;
• готовность человека удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
• ощущение человеком эмоционального подъема во время работы с компьютером.

Человека, страдающего игровой зависимостью (зависимостью от компьютерных игр) привлекает в игре, в социальной сети:
• наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
• отсутствие ответственности;
• реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
• возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;
• возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость, игровая зависимость) не менее опасна, чем наркотическая зависимость, так как приводит к значительному нарушению адаптации в обществе (неспособность работать, неспособность создать семью или просто обслуживать самого себя). В основе любой формы зависимости лежит социальная беспомощность. (См. статью «Беспомощность»).

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость, игровая зависимость) влияет на взаимоотношения в семье и обусловлена ими. Во время лечения компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости) в помощи нуждаются родственники и близкие страдающего компьютерной зависимостью (интернет-зависимостью, игровой зависимостью). Терапия направлена на гармонизацию отношений с человеком, страдающим компьютерной зависимостью (интернет-зависимостью, игровой зависимостью).

Надежной профилактикой зависимого поведения является развитие ответственного отношения к жизни, умение выражать свои чувства, строить гармоничные отношения с близкими.

10 правил пользования компьютером

или «Как воспитать ребенка пользователем,

а не рабом компьютера и интернета»

(Для родителей детей младшего возраста, заинтересованных в развитии здоровых, активных, ответственных детей)

1. Ребенку до 14-15 лет не стоит дарить компьютер или передавать в личное пользование. У него самого еще нет достаточно ресурсов для самостоятельного управления этой деятельностью, а передав в собственность компьютер ребенку, вы уже не сможете ставить свои условия. Обозначьте четко, что хозяин у компьютера взрослый человек: «Компьютер мой (мамин, папин, брата старшего), а ты им пользуешься».

2. Потратьте время на проговаривание правил пользования компьютером (расстояние от глаз до экрана, уборка рабочего места, освещение, положение в комнате). Изучите правила сами или вместе с ребенком, найдя нужные статьи в интернете. Сделайте памятку для ребенка, которую можно повесить перед глазами.

3. Отдельно проговорите с ребенком время у компьютера. Тут важно сразу проговаривать не только длительность пребывания ребенка перед экраном, но и место этого времени в жизни ребенка. Обозначьте на диаграмме или в списке время для учебы, для семьи, для себя, для друзей, для отдыха и сна, для приема пищи, для физической активности и прогулок, для работы, игры и общения за компьютером. Посмотрите, чтобы на все хватило времени, следите за тем, чтобы компьютер не замещал и не вытеснял важные сферы жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок сам и активно участвовал в выборе времени и длительности работы, игры и общения за компьютером, Тогда он научится управлять временем, расставлять приоритеты, планировать жизнь, что является профилактикой зависимого поведения.

4. Используйте домашние обязанности и любимые увлечения для того, чтобы прервать занятия ребенка на ПЭВМ.

5. Проговорите об индивидуальных особенностях ребенка: его здоровье (детям, имеющим очки для постоянного ношения, следует работать в очках), увлечениях, особенностях характера. Ребенку важно чувствовать себя особенным и знать, чем он отличается от других.

6. Проговорите с ребенком, как он будет заботиться о себе: способы и действия. Важным отличием независимых людей является умение удовлетворять свои потребности здоровыми способами, заботится о себе.

Источник:
Профилактика нехимических видов зависимости
8. Чтобы ребенок не тратил время впустую перед компьютером, учите его ценить результаты своего труда, говорить про его успехи и достижения. Использование родителями позитивной обратной связи
http://pandia.ru/text/78/368/207.php

COMMENTS