Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (64)Что чувствует женщина когда хочет мужчину Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (23)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (7)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (7)Слова поддержки больному человеку в прозе Любовные СМС Любимому парнюЛюбовные СМС Любимому парню. СМС Любимой девушке. Поздравления в стихах и прозе.… (5)

Лекции по психологии

Конспект лекции по психологии

Конспект лекции по психологии

Форма занятия: лекция

Цель: Сформировать представление о памяти.

Задачи: 1) познакомить с понятием «память»;

2) познакомить с процессами, видами и типами памяти, их свойствами;

3) закрепить полученные знания о процессах памяти, видах.

Формы работы: наглядность, работа со схемами, работа с таблицей.

— Попробуйте, пожалуйста, ответить на такой вопрос: Что было бы, если бы мы ничего не помнили: ни то, что делали вчера, сегодня, ни свои имена, ничего? (ответы)

— А почему мы помним почти всё, что с нами произошло, помним, как зовут нас, друзей, какой сегодня день недели и сколько сегодня пар? Что помогает нам помнить всё значимое для нас? (ответы)

— Как вы думаете, чему будет посвящена наша сегодняшняя лекция? (ответы)

— Действительно, тема нашей лекции «Память». План нашей лекции следующий:

2. Процессы памяти.

4. Свойства памяти.

II. Основная часть.

— Итак, начнем. Как вы считаете, что же такое память? (ответы)

Память – это психический процесс отражения и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование и возвращение в сферу сознания. (Петровский)

Память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.( )

— Подчеркните главные слова в определении.

— В чём проявляется отражение прошлого опыта? (в том, что Ч. запомнил, сохранил, припомнил всё, что видел, делал, чувствовал, о чём думал.)

— Т. е. память – способность сохранять и вновь воспроизводить следы впечатлений.

Какова роль памяти в жизни человека? (ответы)

— Память – это важнейшая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом» (образцы прошлого в психологии именуются представлениями). Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного». Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

— Например, представьте человека. «Сегодня помню, а завтра нет».Что можно было бы сказать о таком человеке? Смог бы он соединить свои желания?

— С чем можно сравнить память? Можно ли ее сравнить с хранилищем для картофеля? Чем похожи, что общего?

— Как получают урожай картофеля? Вспомним этот процесс.

На доске: сажают —- вырастает—выкапывают—собирают—сортируют—хранят—используют—перебирают—используют

Но это сравнение требует уточнения. Попробуйте доказать, почему. (ответы)

— Действительно. В процессе переработки информация искажается. Можно вспомнить. Но не в мельчайших деталях.

Переходим ко второму пункту нашего плана лекции. Процессы памяти:

-1) Запоминаниеэто запечатление в сознании человека полученной информации, кот. является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения. З. всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Всякое запомин-е есть продукт действия субъекта с объектом. Т. о., запоминается то, с чем Ч. действует. хар-ки З. того или иного материала опред-ся мотивами, целями и способами деят-ти личности.

— Например, если показывать человеку, как готовить суп, — это одно, А если он будет готовить этот суп сам, то запомнит гораздо лучше. И так будет по отношению к любому действию. Кот. бы ни проделывал человек.

В соответствии с целями деят-ти, в кот. включены процессы запомин-я, выделяют 2 основных вида запомин-я:

Непроизвольное запоминание — это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Поскольку при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим:«Само запомнилось». На деле же это строго закономерный процесс, детерминируемый особенностями нашей деятельности. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

Приведу такой пример. В опытах школьникам и студентам давали решать пять простых арифметических задач. В обоих случаях неожиданно для испытуемых предлагали припомнить условия и числа задач. Школьники почти в три раза больше запомнили чисел, чем студенты. Это объясняется тем. Что у первоклассников умение сложения и вычитания чисел ещё не стало навыком, оно для них явл-ся содержательным целенаправленным действием.

— Оперирование числами составляло содержание цели этого действия, тогда как у студентов оно входило в сод-е способа, а не цели действия.

Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Содержание основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.

Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются е нем.

— Например, в исследовании. Где изучали непроизвольное запоминание текста, который шк-кам треб-сь понять, обнаружили, что более легкий текст запомнился хуже, чем текст средней трудности.

— Или такой пример. Трудный текст мы запоминаем лучше, если предварительно составляем план текста. А если план дается готовым, то запоминаем хуже.

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним + эмоц. реакция человека.

Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь, то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию выполняемой задачи.

— Так, если ученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда. Когда школьник слушает «для порядка».

— Если человек ставит себе мотив запомнить, он запомнит лучше или хуже? (ответы)

Произвольное запоминание — это продукт специальных мнемических действий, т. е. таких действий, основной целью которых буде само запоминание.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться.

— Например, если говорить о сдаче экзамена. Очень быстро забывается материал, запоминаемый только для экзамена, зубрёжка, без установки на прочное, длительное закрепление..

— Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Понимание — необходимое условие логического, осмысленного запоминания. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятый материал обычно не вызывает и интереса к себе.

Один из важнейших приемов логического запоминания — составление плана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента: 1) разбивка материала на составные части; 2)придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала; З) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.

Большое значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Установление только общих, а тем более очень широких связей между объектами может затруднять их припоминание. Этим во многом объясняется затруднение в припоминании (например, фамилии Овсов в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия»).

Одно из важных средств эапоминания—воспроизведение, выступающее в форме пересказывания самому себе запоминаемого содержания. Однако к этому способу полезно обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала, особенно в тех случаях, когда материал сложный, трудный для понимания. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала.

— Если человек воспроизводит материал своими словами, то и соответственно запоминание будет протекать лучше, т. к материал осознан и переработан, т. е произнесен, но другими словами. С пониманием.

2) Сохранение — процесс удержания в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация

забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо становится вообще невозможной. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности.

Бывает: — полное (быстрое – 1-е 48 часов)

В принципе забывание— явление целесообразное. То, что, включаясь в деятельность личности, остается значимым для нее, не забывается. Включение в деятельность — надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. Одним из приемов такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено в памяти.

О сохранении говорят тогда, когда нет забывания, а о забывании – когда материал плохо в памяти. Поэтому сохранение – не что иное, как борьба с забыванием.

3) Воспроизведение – процесс памяти, в рез-те которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перехода в оперативную.

Процесс актуализации (восстановления прежде усвоенного материала) может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от автоматического узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, выделяя внутри процесса воспроизведения его различные виды, можно расположить их в следующем порядке: узнавание, собственно воспроизведение (которое может быть непроизвольным и произвольным) и припоминание. Особое место занимают воспоминания—историческая память личности.

Узнавание — это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизненное значение. Без него мы каждый раз воспринимали бы предметы как новые, а не как уже знакомые нам. Узнавание всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизвольный или как произвольный процесс. Обычно, когда узнавание полное, ясное, определенное, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. Мы непроизвольно, без каких — либо усилий, незаметно для себя, в процессе восприятия узнаем предмет, который ранее воспринимали. Непроизвольное узнавание включается в повседневную деятельность человека. Но узнавание может быть весьма неполным и потому неопредёленным.

— Так, увидев человека, мы можем пережить чувство знакомого, однако будем не в состоянии отождествить этого человека с тем, которого знали в прошлом. Бывает и так, что мы узнаём человека, но не можем припомнить тех условий, в которых ранее воспринимали его.

— В случаях слишком неполного или недостаточно полного узнавания оно может приобретать сложный произвольный характер. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренно припоминаем различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание трансформируется в воспроизведение.

Собственно воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение вызывается обычно содержанием

той деятельности, которую человек осущ-ет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение, такое воспроизведение будет непроизвольным. Однако оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к непроизвольному воспроизведению бывают восприятия предметов, представления, мысли, вызванные, в свою очередь определенными внешними воздействиями. Направление и содержание воспроизводимых образов и мыслей определяется теми ассоциациями, которые образовались в прошлом нашем опыте.

Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано не случайно воспринятыми объектами, а содержанием определенной деятельности, которую человек выполняет в данный момент.

— Чем систематичнее и логичнее построит урок учитель, тем более организованным будет то сод-е прошлого опыта, кот. непроизвольно воспроизводится уч-ками во время занятий.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, и тогда приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припомианием.

Припоминание, подобно произвольному запоминанию, может быть очень сложным умственным действием. Умению, хорошо припоминать приходится учиться: от него зависит эффективность и готовность использования своих знаний: Как правило, хорошее запоминание обеспечивает и хорошее воспроизведение. Но успешность припоминания во многом зависит от того, в каких условиях и как оно осущ-ся.

Припоминание, как и запоминание, также избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная в речи репродуктивная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные ассоциации.

Успешность припоминания зависит от того, какие используются приемы припоминания. Важнейшими будут следующие:составление плана припоминаемого материала; активное вызывание в себе образов соответствующих объектов; намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

Успешность припоминания существенно зависит от того, насколько мотивировано выполнение репродуктивной задачи.

Припоминание не есть простое воспроизведение прошлых впечатлений. Знания, усвоенные нами в прошлом, при воспроизведении связываются с новыми знаниями, по-новому упорядочиваются, глубже осознаются. Большое влияние на акт воспроизведения оказывает уверенность в возможности припомнить.

— А теперь вернёмся к процессу получения урожая. Попробуйте соотнести процессы получения урожая с процессами памяти и объяснить, почему. (работа по группам)

Вырастает—выкапывают—собирают—сортируют—хранят – сохранение(нужно сохранить для дальнейшего использования)

Переходим к 3 пункту плана. Виды памяти.

Источник:
Конспект лекции по психологии
Конспект лекции по психологии Форма занятия: лекция Цель: Сформировать представление о памяти. Задачи: 1) познакомить с понятием «память»; 2) познакомить с процессами, видами
http://pandia.ru/text/78/204/91149.php

Конспект лекций по психологии

Психология (от греч. «псюхе» — душа и «логос» — наука) — наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика — свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы. Среди них выделяют те, с помощью которых человек познает мир (познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), а также может выражать свое отношение к миру, управлять собственными действиями (эмоционально-волевые процессы: эмоции, чувства, воля).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.).

Они определяют как ситуативное, так и устойчивое (т.е. типичное для конкретного человека) поведение. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью.

Психология, как любая наука, исследует определенный круг вопросов. Главные из них:

— как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

— как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

— как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

— как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

— как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

— как управляет собственной психикой и поведением (исследование воли, процессов саморегуляции);

— почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х. фон Вольф.

Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание, познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию). Этот этап продолжается до второй половины 19 в. В конце 19 в. психология отделяется от философии и становится самостоятельной экспериментальной наукой.

На третьем этапе (начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» — поведение). Создатель этого научного направления, американский психолог Джон Бродэс Уотсон, полагал, что психология должна изучать только то, что можно непосредственно наблюдать, т.е. поведение, которое и предлагалось рассматривать в качестве предмета психологии. Поведение человека и животных может быть объяснено исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями на организм физических раздражителей (стимулов) и также непосредственно наблюдаемыми ответами организма (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма: «стимул > реакция» (S-R). Развитие бихевиористских идей привело к созданию необихевиоризма (Э.Толмен, Р.Скиннер) и социального бихевиоризм (А.Бандура, Дж.Роттер).

В 20 в. возникает еще ряд направлений психологической науки, каждое из которых имеет свой собственный предмет исследований. К ним относятся психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, когнитивная психология и др.

гештальт-психология была создана немецкими психологами Максом Вертгеймером, Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером в первой трети 20 в. Согласно гештальтистам, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не как сумма отдельных элементов, а как гештальты (целостные образы, структуры). При этом свойства гештальтов не равны сумме свойств их элементов. Так, восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.

Гуманистическая психология (нач. 60-х гг. 20 в.) – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая стремится к самоактуализации, т.е. максимальной реализации заложенных в человеке возможностей. К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Роло Мэй, Джеймс Бьюдженталь. Основное положение гуманистической психологии: человек творит самого себя, он обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл.

Когнитивная психология – раздел психологии, изучающий когнитивные (познавательные) процессы. Данное направление возникло в США в 50-60 гг. 20 в. и основывается на аналогии между преобразованием информации в компьютере и процессом познания у человека («метафора компьютера»). Исследования когнитивных психологов обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Основными представителями этого направления являются: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер и др.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики. Пример.

Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические. Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические. Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Основные отрасли психологии

Основу психологической науки составляет общая психология — фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она стала базой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Источник:
Конспект лекций по психологии
Психология (от греч. «псюхе» — душа и «логос» — наука) — наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика — свойство мозга отображать объективный мир,
http://studfiles.net/preview/5176059/

Лекции по общей психологии

Допущено Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальностям психологии.

Москва ¦ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ¦ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург ¦ Самара • Новосибирск

Киев ¦ Харьков • Минск

Рецензент: Хомская Е. Д., доктор психологических наук, заслуженный профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

Л86 Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

Лекции Лурия А.Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.

ББК 88.3я7 УДК 159.9(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

© Правообладатель Е. Радковская, 2006

^ РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию

Глава 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение . 14

К истории психологии как науки . 14

Отношение психологии к другим наукам . 18

Разделы психологии . 21

Методы психологии . 26

Практическое значение психологии . 30

^ Глава 2. Эволюция психики . 35

Происхождение психики . 35

Изменчивость поведения простейших . 37

Механизмы поведения простейших . 38

Происхождение нервной системы и ее простейшие формы . 40

Ганглионарная нервная система и появление

простейших программ поведения . 41

Появление сложных форм наследственного программирования («инстинктивного») поведения . 44

Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных

Механизмы индивидуально изменчивого поведения . 53

«Интеллектуальное» поведение животных . 55

Границы индивидуально изменчивого поведения животных . 60

^ Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические

Общие принципы . 62

Труд и формирование сознательной деятельности . 65

Язык и сознание человека . 66

Значение языка для формирования психических процессов . 69

^ Глава 4. Мозг и психические процессы . 73

Проблема отношения психических процессов и мозга . 73

Принципы функциональной организации человеческого мозга . 79

Три основных «блока» головного мозга . 79

Блок тонуса коры, или энергетический блок мозга . 80

Блок приема, переработки и хранения информации . 84

Блок программирования, регуляции и контроля деятельности . 89

Принцип латерализации в работе больших полушарий . 93

^ РАЗДЕЛ II. Психология познания

ЧАСТЬ 1. Психология познавательных процессов

Глава 1. Ощущения . 96

Ощущение как источник познания . 96

Рецепторная и рефлекторная теория ощущений . 99

Классификация ощущений . 101

Систематическая классификация ощущений . 101

Виды экстероцептивных ощущений . 104

Взаимодействие ощущений и явление синестезии . 105

Уровни организации ощущений . 107

Измерение ощущений . 109

Исследование абсолютных порогов ощущений . 109

Исследование относительной (разностной) чувствительности . 114

Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация) . 115

^ Глава 2. Восприятие . 121

Воспринимающая деятельность человека. Ее общая характеристика . 121

Осязательное восприятие . 126

Простые формы осязательного восприятия . 126

Сложные формы осязательного восприятия . 130

Зрительное восприятие . 133

Строение зрительной системы . 134

Восприятие структур . 138

Восприятие предметов и ситуаций . 141

Факторы, определяющие восприятие сложных объектов . 143

Методы исследования ложного зрительного восприятия . 147

Развитие предметного восприятия . 149

Патология предметного восприятия . 151

Восприятие пространства . 153

Слуховое восприятие . 156

Физиологические и морфологические основы слуха . 157

Психологическая организация слухового восприятия . 159

Патология слухового восприятия . 161

Восприятие времени . 163

^ Глава 3. Внимание . 165

Факторы, определяющие внимание . 166

Физиологические основы внимания . 169

Нейрофизиологические механизмы активации. Активирующая

ретикулярная система . 170

Ориентировочный рефлекс как основа внимания . 175

Установка и внимание . 177

Виды внимания . 180

Методы исследования внимания .. . 183

Развитие внимания . 185

Патология внимания . 189

^ Глава 4. Память . 192

История исследования памяти . 193

Физиологические основы памяти . 195

Сохранение следов в нервной системе . 195

Процесс «консолидации» следов . 197

Физиологические механизмы «кратковременной»

и «долговременной» памяти . 200

Мозговые системы, обеспечивающие память . 203

Основные виды памяти . 205

Последовательные образы . 205

Наглядные (эйдетические) образы . 207

Образы представления . 208

Словесная память . 211

Психология мнестической деятельности . 211

Запоминание и воспроизведение . 211

Влияние смысловой организации на запоминание . 216

Зависимость запоминания от структуры деятельности . 218

Индивидуальные особенности памяти . 222

Методы исследования памяти . 224

Развитие памяти . 228

Патология памяти . 231

^ ЧАСТЬ 2. Речь и мышление. Интеллектуальное поведение

Глава 1. Интелектуальное поведение . 236

Интеллектуальный акт и его строение . 236

Наглядная интеллектуальная деятельность . 238

Патология наглядного мышления . 244

^ Глава 2. Слово и понятие . 247

Значение слова . 248

Методы исследования значений слова . 252

Развитие значения слов . 255

Слово и понятие . 259

Методы исследования понятий . 262

Патология значения слов и понятий . 268

^ Глава 3. Высказывание и мысль . 271

Синтаксические средства высказывания . 271

Основные виды высказываний . 273

Эволюция логико-грамматических структур высказывания . 274

Процесс кодирования речевого высказывания. Путь от мысли

к развернутой речи . 276

Виды речевого высказывания и их структура . 280

. Патология речевого высказывания . 284

Процесс декодирования речевого высказывания . 287

Проблема понимания . 287

Проблема декодирования (понимания) сообщения . 287

Декодирование (понимание) смысла слов . 289

Декодирование (понимание) значений предложения . 291

Понимание смысла сообщения . 294

Патология понимания речи . 298

^ Глава 4. Продуктивное мышление. Умозаключение и решение задач . 302

Логические структуры как основа мышления . 304

Развитие логического вывода у ребенка . 308

Процесс решения задач . 310

Методы исследования продуктивного мышления . 313

Патология продуктивного мышления . 316

Перед вами — раритет. Эти лекции А. Р. Лурия по общей психологии мало известны читателям — не только студентам, но и преподавателям психологии. Раньше они никогда не издавались в виде единого сборника. Они были напечатаны отдельными брошюрами, посвященными разным темам. Идея их объединения в одно издание существовала давно, но только сейчас издательство «Питер» решило осуществить этот проект. Это очень хорошо, тем более что издание этой книги вполне можно рассматривать как юбилейное, приуроченное (правда, с некоторым опозданием) к 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия (1902-1977).

Лекции А. Р. Лурия по общей психологии будут интересны читателям не только как исторический документ. Они интересны и актуальны по существу.

Как известно, после капитального труда С. Л. Рубинштейна (1946 — 1-е изд.; 1989 — 2-е изд.) в нашей стране издавались различные учебники и учебные пособия по общей психологии. Среди них наиболее известны работы А. Н. Смирнова, Л. М. Веккера (1974), А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова (1956), Ю. Б. Гипенрейтер (1988, 2000), А. В. Петровского (1999-2003), Е. Н. Климова (1997, 1999, 2003), А. В. Брушлинского (1997, 2002), Р. С. Немова (1994, 2002), В. В. Петухова (ред.) (2002) и ряда других авторов. Помимо отечественных, на книжном рынке в последнее время появились и переводные иностранные учебники по общей психологии.

Однако, несмотря на довольно большое число учебной литературы по общей психологии, потребность в ней по-прежнему велика. Особенно явно не хватает учебной психологической литературы для студентов университетов, для которых психология является профилирующей дисциплиной.

Лекции А. Р. Лурия — университетский курс по общей психологии, и в этом отношении он интересен и для студентов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину в университетах. Он университетский по своему целостному синтетическому подходу к дисциплине, и конечно по уровню и форме изложения.

А. Р. Лурия читал лекции по общей психологии на отделении, а потом на факультете психологии МГУ (созданном в 1966 г.) в течение многих лет (в 1960-1970 гг.). Сначала А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев читали общую психологию попеременно, каждый — своему потоку студентов. Позже они объединились и оба читали курс одним и тем же студентам, причем Александр Романович читал первую часть курса (Эволюционное введение в психологию. Познавательные процессы), а Александр Николаевич — вторую (Мотивы, потребности, эмоции, личность). Предполагалось, что на основе этих лекций будет подготовлен университетский учебник по общей психологии. К сожалению, этого не случилось: Алексей Николаевич передумал. Тогда А. Р. Лурия решил издать свою часть лекций, что он и сделал (в 1970-1975 гг.). Это — объяснение, почему курс лекций А. Р. Лурия неполный. В нем нет тех разделов, которые читались А. Н. Леонтьевым 1 .

1 Сейчас курс лекций А. Н. Леонтьева уже издан (см. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М: Смысл, 2000).

Лекции А. Р. Лурия были опубликованы в виде отдельных брошюр, которые представляют собой отредактированные стенограммы лекций, а не законченные тексты. Таким образом, А. Р. Лурия сам не рассматривал эти лекции как завершенные, тем более — как учебник по обшей психологии. Тем не менее, общее построение лекций, концепция, логика и форма изложения материала, безусловно, могут рассматриваться как некий эскиз учебника, что делает их не только интересными, но и достаточно актуальными для психологов-профессионалов. Как известно, до сих пор у нас. все еще не подготовлен университетский учебник по общей психологии, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к подобным изданиям (единая общая концепция, современность, полнота и в то же время краткость изложения материала и т. д.). В этом отношении курс лекций А. Р. Лурия может быть безусловно полезен.

Мне, к сожалению, не пришлось слушать лекции А. Р. Лурия. В те годы, когда я училась в университете, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев еще не читали лекций по общей психологии. Нашему выпуску этот курс читал С. Л. Рубинштейн. Это был один из самых сложных предметов, которые нам преподавались. Лекции содержали подробные обзоры литературы (в основном иностранной) по разным темам. Обилие материала, так же как и объем самого учебника С. Л. Рубинштейна (1946), нас, студентов, угнетали. А главное, каждая тема преподносилась как проблемная, где одновременно сосуществовали несколько точек зрения, так что выводы должен был делать сам студент. На I—II курсах мы были к этому еще не готовы.

Лекции А. Р. Лурия «построены» принципиально иначе. В сжатой форме в них излагается суть проблемы, и главное — везде представлена авторская позиция. Иными словами, в них имеется единая концепция общей психологии, которая — в разных разделах — получает все новое подтверждение.

Публикация лекций А. Р. Лурия по общей психологии важна и своевременна также и потому, что до сих пор еще не изжит взгляд на А. Р. Лурия как на осново-

положника нейропсихологии — и только. Это мнение отражено, например, во многих психологических словарях, издававшихся у нас за последние годы. Так, в словаре «Психология», изданном в 1990 г. (под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского), А. Р. Лурия характеризуется как советский психолог, основоположник нейропсихологии, автор сопряженно-моторной методики, «главные теоретические и экспериментальные исследования которого были посвящены проблемам мозговой организации внешних психологических функций и их нарушений при локальных поражениях мозга» («Психология», 1990, с. 198). Правда, указано также, что А. Р. Лурия совместно с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими советскими психологами разрабатывал «культурно-историческую теорию человеческой психики» (там же). Эту недооценку вклада А. Р. Лурия в общую психологию демонстрирует и ряд других изданий.

Состоявшиеся в Москве в 1997 и в 2002 г. Международные Юбилейные конференции, посвященные научному наследию А. Р. Лурия, в известной мере исправили это положение. На этих конференциях ученики и последователи А. Р. Лурия (из России и других стран) говорили о важном вкладе А. Р. Лурия в методологические и теоретические основы общей психологии, теоретическую и экспериментальную разработку различных разделов общей психологии: в изучение общественно-исторических и биологических детерминант психического развития, изучение проблемы «строения» внешних психических функций (речи, памяти, восприятия, мышления и др.), аффективной сферы и др. 2

Однако, в целом — несмотря на международное признание выдающихся заслуг А. Р. Лурия в разработке общепсихологических проблем, — прозвучавшее на этих конференциях (и на ряде других, которые состоялись в связи в юбилейными датами за рубежом), недопонимание роли А. Р. Лурия как общего психолога еще не изжито. Потому публикация его лекций по общей психологии может прояснить эту сторону его научной деятельности.

2 См.: I Международная Конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. — М, 1998; А. Р. Лурия и психология XXI века. Сборник докладов. — М., 2003; а также Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. — М., 1992 (1-е изд.), N.Y., 2001 (2-е изд.).

строении и распаде высших психических функций, сформулированные А. Р. Лурия как представителем школы Л. С. Выготского, «приложение» к мозгу, позволили ему создать теорию системной динамической локализации (мозговой организации) психических функций, справедливость которой была подтверждена многолетней успешной практикой диагностики локальных поражений головного мозгаи

восстановления неу . психических процессов. Этот союз общей

психологии и нейропсихологии оказался для обеих дисциплин, и особенно для нейропсихологии, очень плодотворным, прежде всего благодаря адекватной общепсихологической концепции. И в этом отличие луриевской нейропсихологии от западных нейропсихологических школ.

В предлагаемых Вашему вниманию лекциях подробно — и в то же время компактно — излагается эта концепция, в чем может убедиться сам читатель.

В мою задачу не входит подробный анализ содержания курса лекций. Я отказалась также и от намерения давать какие-либо комментарии к тексту лекций. Каждый читатель сам сможет оценить, в какой степени общая психология продвинулась вперед за последние 30-35 лет — время, когда читались эти лекции.

Хочется лишь отметить, что если оценивать данный лекционный курс по следующим основным критериям:

• по общей методологической и теоретической концепции;

• по общей логике изложения материала (структура курса);

• по конкретному содержанию разных отделов (фактическому материалу);

• по стилю, форме и языку изложения; —

то следует сказать, что лекции А. Р. Лурия по этим критериям отнюдь не устарели.

Как уже говорилось выше, общая методологическая и теоретическая концепция курса — концепция школы Выготского-Лурия-Леонтьева — актуальна и современна. Более того, лекции А. Р. Лурия могут служить примером творческого применения общих положений данной концепции к различному конкретному материалу (чего так не хватает в современной учебной литературе). В теоретическом эволюционном введении он обосновывает несостоятельность идеалистического, дуалистического и бихевиористского подходов к изучению психики человека и раскрывает сущность «культурно-исторической» концепции, являющейся основой «объективной естественнонаучной психологии». Во всех других разделах он строго придерживается «культурно-исторического», естественнонаучного понимания и объяснения всех психических явлений, какой бы сложности они не были (включая мышление и сознание).

^ Общую логику изложения материала можно назвать классической. В современной отечественной учебной литературе по общей психологии можно обнаружить большое разнообразие построения материала (структуры текста). В одних изданиях раздел «Мотивы, потребности, личность» следует сразу же за вводной частью, посвященной предмету психологии, ее задачам, методам и т. д. Затем уже дается материал по познавательным процессам. В других изданиях — обратное соотношение: раздел «Познавательные процессы» опережает раздел «Личность. ».

Материалы по анатомо-физиологическим механизмам психики могут вообще отсутствовать, так же как и разделы, посвященные филогенезу и онтогенезу пси-

хики, что отражает особое отношение авторов учебников и учебных пособий к проблеме естественнонаучных основ психики.

Еще более разнообразно построение той части учебников, которая посвящена психологии личности. Здесь может отсутствовать, например, раздел «Воля» (или «Характер», «Темперамент») — в качестве самостоятельных глав. Кстати, в западной учебной литературе психология личности часто вообще исключается из курса общей психологии (General Psychology) и рассматривается как самостоятельная дисциплина.

Существует и противоположная тенденция — включать в курс общей психологии специальные прикладные виды психологии (социальную, детскую, дифференциальную психологию и др.).

Весь этот плюрализм в построении учебного материала по общей психологии, который наблюдается в современной отечественной учебной литературе, свидетельствует о недостаточной сформированности общей психологии как фундаментальной дисциплины, которая должна содержать основные сведения о психике человека, определенную систему научного психического знания и быть теоретической базой («стволом») для прикладных психологических дисциплин («ответвлений»). Пока, к сожалению, до этого еще далеко. Именно поэтому логика (система) изложения психологических знаний, использованная А. Р. Лурия в своих лекциях, представляет большой интерес.

Сам А. Р. Лурия — в настоящем издании — определяет общую психологию как дисциплину, «изучающую основные формы психической деятельности и составляющую стержень всей системы психологических дисциплин». К ее основным разделам (помимо введения) он относит:

• анализ познавательных процессов;

• анализ аффективных процессов;

• анализ психологического строения деятельности;

• анализ психологии личности и индивидуальных различий (см. стр. 21 настоящего издания).

простого к сложному (от ощущений — к продуктивному мышлению). Эта логика изложения кажется разумной и адекватной задаче — сформировать у студентов строгую систему знаний по психологии.

Каждая глава лекций также построена по четкому плану: сначала дается общая характеристика психического процесса, его свойств, особенностей (подтвержденных конкретными экспериментами). Потом излагаются методы исследования данного психического процесса, а также материалы о его развитии в онтогенезе и его патологии.

Можно спорить о том, какая структура изложения курса лучше, но использованная А. Р. Лурия отличается четкостью, последовательностью; она логична и хорошо усваивается, что очень важно для учебного курса.

^ Фактический материал, содержащийся в разных главах, в некоторых местах явно несовременен. Это естественно. За 30-35 лет, прошедших со времени чтения этих лекций, в психологии накоплено большое количество экспериментальных данных (особенно — по познавательным процессам). Однако те экспериментальные факты, которые приведены в качестве аргументации в пользу того или иного положения, не вызывают сомнения в своей достоверности. Они логично обосновывают справедливость того или иного положения и тем самым — выполняют свою функцию. К экспериментальному материалу, приведенному А. Р. Лурия в своих лекциях, нельзя предъявить претензий в его недостаточности, ошибочности. И это — главное.

^ Стиль, форма, язык изложения очень характерны для А. Р. Лурия как преподавателя (напоминаю, это — стенограммы устных лекций). Он говорил всегда простым и ясным языком, который мог показаться даже более упрощенным, чем требуется. Однако эта простота — кажущаяся. Он умел доводить до простых истин довольно сложные интеллектуальные конструкции, но если слушатель пропустил что-то из его аргументов, текст мог стать непонятным. Лекции А. Р. Лурия надо было слушать очень внимательно, т. к. они были очень информативны и достаточно лапидарны (в них «словам было тесно, а мыслям — просторно»). Они требовали от слушателя, несмотря на кажущуюся простоту, активных умственных усилий. Однако

— если слушатель «включался» в логику изложения — лекции становились увлекательными. Эта краткость, четкость и простота изложения в большей степени, по-видимому, уместная для устного сообщения, является характерной особенностью данных «Лекций». И она может быть очень поучительной для тех преподавателей, которые только «вырабатывают» свой стиль чтения лекций.

А. Р. Лурия был очень популярен как преподаватель. На его лекциях всегда был «аншлаг». Приходили не только студенты с других курсов, но и студенты из других институтов (и не только студенты). А. Р. Лурия был лектор, сам увлекающийся тем, что он рассказывал, и поэтому — увлекающий других. К сожалению, письменный текст не отражает полностью этих особенностей А. Р. Лурия как преподавателя. Слушая его, студенты понимали, что психология — это наука, и очень интересная, где есть четкие категории, понятия, проблемы, где — несмотря на сложный предмет

— возможны экспериментальные исследования, возможен объективный научный анализ. А. Р. Лурия пробуждал у студентов желание самим «делать науку», подталкивая их к самостоятельной научной деятельности. Этим даром об-

ладает далеко не каждый из современных преподавателей, и лекции А. Р. Лурия могут быть ценны и в этом отношении.

У Александра Романовича можно поучиться не только форме, стилю изложения материала, но и его отношению к своему делу. Он всегда (и в это трудно поверить) тщательно готовился к своим лекциям. У него были толстые тетради с конспектами лекций, которые постоянно обновлялись (сейчас они хранятся в архиве). Эти тетради, исписанные мелким аккуратным почерком, и сейчас мне — уже опытному преподавателю с большим стажем — кажутся чем-то недостижимым. Они — важный человеческий документ, характеризующий Александра Романовича как очень серьезного, трудолюбивого человека, и я надеюсь, что их также когда-нибудь удастся опубликовать. Соединение в Александре Романовиче увлеченности, аккуратности и огромного трудолюбия — очень редкое для наших дней — также безусловно интересно и поучительно для всех, кто занимается наукой и преподаванием.

Итак, лекции А. Р. Лурия по общей психологии — не только исторический документ. По большому счету они вполне современны и могут быть полезны для разных читателей — и начинающих свой путь в психологии, и уже опытных преподавателей этого предмета. Убеждена, что эти лекции безусловно будут полезны в качестве учебного пособия по общей психологии и займут достойное место среди современной учебной литературы.

^ Профессор Е. Д. Хомская

РА З Д Е Л I. Эволюционное введение в психологию

Источник:
Лекции по общей психологии
Тип: Лекции ; Размер: 5.99 Mb. ; Москва ¦ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ¦ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург ¦ Самара • Новосибирск
http://do.gendocs.ru/docs/index-35314.html

Лекции по общей психологии М, 2000

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) — выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.
Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.
Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).

Лекция 1. Психические явления и жизненные процессы.

Лекция 2. История развития взглядов на психические явления.

Лекция 3. Становление психологии как самостоятельной науки.

Лекция 4. Кризис в психологии. Предпосылки возникновения объективной психологии.

Лекция 5. Проекты создания марксистски ориентированной психологии: К.Н.Корнилов и Л.С.Выготский.

Лекция 6. Проблема возникновения психики. Раздражимость и чувствительность.

Лекция 7. Предметная деятельность как основание психики.

Лекция 8. Возможности изучения психики животных.

Лекция 9. Видовое и индивидуально приобретенное поведение. Стадия сенсорной психики.

Лекция 10. Развитие деятельности животных. Перцептивная психика и интеллект.

Лекция 11. Формы психического отражения у человека.

Лекция 12. Особенности строения человеческой деятельности.

Лекция 13. Язык и сознание.

Лекция 14. Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.

Лекция 15. Общее представление о восприятии.

Лекция 16. Ощущения и реальность. Органы чувств.

Лекция 17. Развитие и функционирование сенсорных систем.

Лекция 18. Образ мира.

Лекция 19. Восприятие как деятельность.

Лекция 20. Тактильное восприятие.

Лекция 21. Зрительное восприятие.

Лекция 22. Движения глаз и зрительное восприятие.

Лекция 23. Категориальность и предметность восприятия.

Лекция 24. Слуховое восприятие.

Лекция 25. Звуковысотный слух.

Лекция 26. Феноменология внимания.

Лекция 27. Непроизвольное и произвольное внимание.

Лекция 28. Механизмы внимания.

Лекция 29. Теория внимания Н.Н.Ланге.

Лекция 30. Виды и явления памяти.

Лекция 31. Ответы на вопросы.

Лекция 32. Исследования произвольного запоминания.

Лекция 33. Опосредствованное запоминание.

Лекция 34. Память и деятельность.

Лекция 35. Виды мышления. Мышление и чувственное познание.

Лекция 36. Мышление и деятельность.

Лекция 37. Генезис человеческого мышления.

Лекция 38. Мышление и речь.

Лекция 39. Виды и трансформации речи.

Лекция 40. Понятие. Развитие обобщений в онтогенезе.

Лекция 41. Проблема целеобразования.

Лекция 42. Творческое мышление.

Лекция 43. Потребности: биологический аспект.

Лекция 44. Фундаментальные потребности. Производство потребностей.

Лекция 45. Проблема классификации потребностей. Мотивы.

Лекция 46. Мотивация и целеобразование.

Лекция 47. Смыслообразуюшая функция мотива.

Лекция 48. Эмоциональные явления. Аффекты.

Лекция 49. Выражение эмоций. Эмоции, настроения, чувства.

Лекция 50. Проблема воли.

Лекция 51. Индивид и личность.

Лекция 52. Некоторые вопросы формирования личности.

О Т Р Е Д А К Т О Р О В

Предлагаемая вниманию читателя книга содержит уникальный материал — не публиковавшийся ранее текст устных лекций по общей психологии, прочитанных крупнейшим отечественным психологом XX века Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903—1979). Лекции читались на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 1973—1975 гг. В них представлены все основные разделы традиционного курса общей психологии для студентов психологических факультетов и отделений: «Введение в психологию» (лекции 1 — 14), «Психология познавательных процессов» (лекции 15—42), «Психология личности» (лекции 43—52).

В результате нам удалось собрать практически все лекции А.Н.Леонтьева по курсу общей психологии. Они, на наш взгляд, представляют интерес для читателей потому, что дают возможность ознакомиться с деятельностной трактовкой проблем и закономерностей общей психологии, как говорится, «из первых рук». А своеобразное построение устной речи, диалоги с аудиторией и прочие «шероховатости» придают тексту особую убедительность.

Основная техническая работа по расшифровке магнитофонных записей была выполнена Д.Г.Половневым и А.И.Чекалиной, которым редакторы выражают свою благодарность. Отдельной благодарности заслуживает институт «Открытое общество», без финансовой поддержки которого подготовка издания растянулась бы на многие годы.

Сегодня мы начинаем, товарищи, курс по психологии. Это обширный курс, который продолжится 5 семестров.

Все вы хорошо представляете себе, о чем идет речь, когда мы говорим о психических явлениях и процессах. Мы называем психическими такие явления, как ощущение, восприятие, процессы памяти, запоминания или припоминания, процессы мышления, воображения, эмоциональные переживания удовольствия и неудовольствия и другие чувства. Наконец, мы часто говорим об индивидуально-психологических особенностях личности человека (например, слабовольный человек, общительный или человек сильной воли), мы учитываем эти особенности.

Конечно, научное знание не ограничивается и не может ограничиваться описанием тех или иных явлений. Например, мы наблюдаем такое великолепное явление как радуга. Можно радоваться, созерцая эту красоту, но от того, что мы наблюдаем множество раз одно и то же, наши научные знания не увеличиваются. Научное знание заключается в том, чтобы проникнуть в самую природу тех или иных явлений и процессов, в порождающие их причины, управляющие ими законы, то есть, как обычно говорят, в их сущность.

Не иначе обстоит дело и с психологией. Задачи ее заключаются именно в том, чтобы исследовать, познать природу, сущность тех явлений, которые описываются как явления психические или психологические. И вот здесь психология как наука встречается с очень серьезными затруднениями с точки зрения того, как подойти к решению задачи познания сущности тех явлений и процессов, которые называются психическими.

Этот вопрос далеко не прост. Пожалуй, он сложнее, чем аналогичный вопрос, который, естественно, возникает и в других науках о живой природе, и знаменательно, что Альберт Эйнштейн, говоря о психологии, воскликнул: насколько же психология как наука сложнее, труднее, чем физика!

Действительно, на протяжении веков сущность психических явлений, которые, казалось, были схвачены, очерчены в первом приближении и предмет психологии как науки оказались какими-то малоуловимыми. Как, например, синий цвет, который при близком рассмотрении теряет свою синеву и оказывается серым, неопределенным.

И все же мы имеем очень серьезный прогресс в понимании сущности психических явлений. Для того, чтобы проникнуть в эту сущность, понадобилось исходить из каких-то первоначальных общих научных представлений. Чтобы иметь конкретное исследование природы и законов психических явлений, нужно было отправляться от общих теоретических положений, представлений и, могу даже сказать, философского понимания того, что же такое эти явления по своей сути. Современная научная психология исходит из того, что психические явления, процессы представляют собой не что иное, как особое отражение того, что существует в мире, что существует в действительности независимо от самого факта отражения.

Обычно мы коротко выражаем это положение так: психические явления есть отражение независимо существующего в действительности, в реальности. Это общее теоретическое положение, которое бесспорно потому, что оно свидетельствует о всем опыте жизни отдельного человека и, особенно, об опыте всего человечества.

Действительно, если бы то, что отражается в нашей голове в форме ощущений, восприятия, мышления не представляло бы собой именно отражения, своеобразной копии реального мира, как бы мы с вами могли жить в мире? Даже для того, чтобы осуществить самый простой жизненный процесс, жизненный акт, для того, чтобы повернуть бумажку, которая сейчас передо мною, нужно увидеть эту бумажку, нужно увидеть движение, которое я делаю сейчас перед вами, знать свойства, какие имеет эта бумажка, нужно измерить расстояние, свойство материала, величину и т.д., и т. п. Но если говорить серьезно, посмотрите, как человечество в ходе своей истории научилось управлять внешним миром, переделывать природу, создавать новые объекты, новые вещи и приспосабливаться к внешнему миру, и не только приспосабливаться, но и приспосабливать его, а для этого нужно иметь образ этого мира.

Конечно, этот образ мира в какой-то форме возникал — может быть, в самой простой форме слухового или другого образа, в какой-нибудь другой форме. Конечно, это отражение может быть лишь приблизительным, вернее, более или менее правильным, иногда ложным, иллюзорным, как бы не существующим вовсе. Но разве в этом главное? Главное заключается в том, что наши субъективные образы мира становятся более или менее правильными под влиянием опыта жизни, практической деятельности как в ходе истории, так и в ходе развития отдельного человека.

Речь идет не о каждом отдельном явлении, которое может быть иллюзорным. Речь идет о развитии, о движении, которое направлено в сторону все более верного, адекватного, то есть соответствующего, отражения. Отражение — важнейшая философская категория, важнейшая категория человекознания. Но вместе с тем это понятие, эта категория стала действительно исходной и в современной психологии, исходной еще и потому, что когда мы говорим об отражении, то мы имеем в виду не только познавательные процессы, восприятие или мышление. Эта категория должна быть распространена на весь круг психических явлений.

Я сошлюсь на такое простое явление, как, например, ощущение движения. Это не отражение внешне происходящего перед нашими глазами процесса. Тем не менее, это отражение моего состояния — процесса, который связан с моим собственным действием. Но разве и эмоциональные процессы не несут в себе отражения чего-то, что существует независимо от наличия эмоциональных переживаний? Конечно, да.

Допустим, что то или иное воздействие на человека положения вещей, ситуации, как мы говорим, может быть благоприятно для развития жизни, для достижения какого-то положительного результата, а может и противоречить субъекту. И тогда мы получаем безошибочные сигналы, которые мы называем эмоциями, то есть ощущения, переживания этого неприятного явления.

Даже сами внутренние психические процессы могут быть предметом отражения, потому что они представляют собой некоторую реальность. Например, отражаться может мысль того или другого человека, а также при некоторых условиях и наша собственная мысль. Мы можем иметь мысль о мысли. Это отражение процессов, но процессов, протекающих главным образом во внутренней форме.

А разве мы не составляем себе известный образ, представление о личности человека, другого человека? А вместе с этим, вернее, вслед за этим (если иметь в виду развитие) и представление о своей собственной жизни, об известном этапе развития человека, о развитии человеческой личности? Человеческий индивидуум постепенно формирует представление о самом себе среди других людей. Начинается дело с простых вещей, с отображения телесного Я; когда мы совершаем какое-то простое действие, мы руководствуемся не только отражением предметной среды и вещей, но и представлением о своем собственном теле. Сопоставляем поверхность своего тела и поверхность предмета, а коль скоро это представление поверхности предмета у меня существует, то складывается и образ телесного Я. Я мог бы продолжать бесконечно перечисления этих примеров, но это и так ясно.

Психологи имеют дело с явлениями и процессами, которые относятся к категориям явлений и процессов отражения. Но само словосочетание «явление отражения» имеет очень широкое значение, это понятие охватывает массу процессов, которые мы наблюдаем и в неживой, неорганической, и в органической природе. А когда мы, психологи, говорим об этом, мы уточняем это понятие. Можно говорить об отражении в неживой природе, например об отражении лучей света в зеркале, и мы так и говорим: «зеркальное отражение».

Мы употребляем эти слова и для обозначения многих процессов в живой природе, причем, иногда, для характеристики процесса, который относится к живой природе, но не относится к процессам отражения в вышеупомянутом значении этого слова. Например, мы можем сказать, что усиленная теплоизоляция тела «отражает» понижение температуры внешней среды. Так можно сказать: «отражает». Но это не то отражение, о котором идет речь, когда мы употребляем это понятие как категорию психологии познания. В этом последнем случае мы говорим о другой форме отражения, о «психическом отражении».

Чем отличается данная форма отражения от других форм процессов и явлений, которые в широком смысле называются процессами отражения? В чем заключаются особенности именно психического отражения? Прежде всего, это явления и процессы, которые представляют собой субъективный образ действительности. Это значит, что они принадлежат живому субъекту. Значит, психическое отражение, о котором идет речь, свойственно только живым существам — животным и человеку. Оно возникает, формируется лишь в ходе развития жизни, в ходе эволюции живых существ, живых организмов, и оно является продуктом процесса развития жизни.

Следовательно, это явление отражения, с которым мы имеем дело, психическое явление, — это процесс жизненный. Я бы хотел, чтобы вы обратили внимание на это положение. Явления и процессы, которые изучаются психологами, принадлежат к числу явлений и процессов жизненных, порождаемых жизнью, существующих только в жизни, принадлежащих живым существам, которые суть субъекты отражения.

Вот видите, оказывается, что психология принадлежит к тому обширнейшему кругу наук, которые занимаются жизненными процессами, которые изучают жизнь, ее формы на разных ступенях ее развития, в разных ее характеристиках, но все это — жизнь. Это всегда активная сторона процесса. Поэтому и психические явления и процессы, то, что мы называем психикой, психическими отражениями, — тоже активные.

Психические отражения активны в двояком отношении: и по своему происхождению, и по функции. По своему происхождению потому, что никакое психическое отражение, никакие психические явления и процессы не могут возникнуть и развиваться иначе, как в жизненных, всегда активных процессах, в процессах жизни субъекта. Эти психические явления существуют только в процессах жизни.

Когда на живое существо, живой организм воздействует какой-то внешний раздражитель, то необходима активность организма для того, чтобы эти воздействия породили свое отражение, а попросту: для того, чтобы увидеть, надо смотреть, а чтобы услышать, нужно слушать.

Иногда эта активность имеет скрытую, внешне плохо наблюдаемую форму. Например, чтобы получить образ предмета, чтобы увидеть эту аудиторию, достаточно ли, как говорит старинный автор, «открыть глаза»? Нет — надо еще и посмотреть. Надо проделать внутреннюю работу. Должны быть активные жизненные процессы и для того, чтобы возник образ данной аудитории, образ любого другого объекта вообще.

Иногда эти процессы активности, напротив, очень открыты. Если, например, я в темноте должен найти и взять со стола вот этот предмет и отличить его от других предметов, что я должен сделать? Я должен провести рукой по контуру этого предмета, обнаружить его, как бы «снять слепок» с этого предмета. Когда я делаю это движение рукой, я снимаю слепок, чтобы понять, о чем идет речь.

Иногда нужно припомнить, найти у себя в памяти что-то, и здесь тоже нужна какая-то особая форма активности, нужны какие-то жизненные процессы, чтобы данное отражение произошло скрыто или открыто. Но эта активность не может порождаться самими явлениями психического отражения. Это первое.

Второе. Психическое отражение активно также в том отношении, что оно не только порождается жизнью, но и выполняет свою особую роль в тех самых порождающих его жизненных процессах. Оно выполняет особую функцию. Психическое отражение — это вовсе не побочный продукт или просто тень, отбрасываемая идущим человеком, которая никак не влияет на его шаги. Дело обстоит совсем иначе. Психическое отражение играет свою роль, выполняет свою функцию в жизненных процессах. Для характеристики этой функции я должен ввести один термин. Я его приведу, а потом мы с вами увидим, какие богатства кроются за этим термином, какое это богатое понятие. Нужно сказать так: психическое отражение «опосредствует» жизненные процессы.

Опосредствованностъ это значит оно «служит средством», то есть процесс происходит через ощущения, «посредством» восприятия. Приспособление к внешнему предмету оказывается опосредствованным. И это происходит на всех уровнях развития сложных форм жизни: у животных и у человека. Вы присмотритесь к полету ласточки вечером, когда поднимается рой насекомых, или утром; очень хорошо видно, как ласточка в своем полете строго управляется, как точно оценивает скорость движения летящего насекомого и расстояние, как безошибочны, как необыкновенно точны ее действия!

Я спрашиваю: чем управляются эти сложнейшие движения? Каким механизмом своего полета пользуется это прекрасно работающее автоматическое устройство птицы? Этот автомат лишь осуществляет полет, а что управляет им? Восприятия очень сложные притом, с оценкой расстояний и даже величины пути движения насекомого.

Но поднимемся дальше. Прицелен, точен, соразмерен прыжок, скажем, хищного животного, точен расчет всех его бросков. Как может быть это управляемо? Нужно иметь перед глазами жертву и нужно прогнозировать, предсказывать, уметь предсказывать движения этой жертвы. Зачеркните мысленно вот эти образы, которые управляют поведением хищного животного или ласточки в полете, и вы получите полную невозможность приспособления этих животных к условиям, в которых им приходится существовать, жить, утверждать свою жизнь и вместе с этим, через это, также утверждать жизнь, существование вида.

Таким образом, эти процессы, эти явления отражения, эти субъективные образы опосредствуют деятельность живых существ, управляют ею, давая ориентировку субъекту — животному или человеку — в условиях, в которых они существуют в окружающем их предметном мире. Поэтому мы и говорим: активная функция, активная роль психики. Так же управляют жизненным уровнем человека в мире, в котором он живет, и эмоции.

Источник:
Лекции по общей психологии М, 2000
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) — выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л.
http://refdb.ru/look/1635260.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Мужчина, родившийся под знаком зодиака Рака – это чувствительный,… (5)Как заставить тельца бегать за тобой 10 способов заставить мужчину бегать за вами 1. Будьте красивой. Что ни говори, а мужчина… (4)Основные принципы компромиссного разрешения конфликта Практические выводы к § 15Из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта». Регулирование… (4)Как выйти из депресии Как выйти из депрессии самостоятельно когда нет сил ничего делать Если сейчас у вас хандра,… (4)Мужчина рак уходит и возвращается Как мужчина рак уходит?Мужчины-Раки являются скрытными мечтателями, нежными и чувственными людьми. Все данные качества позволяют… (4)

COMMENTS