Когнитивная психотерапия

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое «КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ» в других словарях:

Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия

Когнитивная психотерапия — Психотерапевтический метод, направленный на распознавание и устранение несоответствия объективной реальности и основных ситуационных установок суицидента (его восприятие действительности). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под… … Большая психологическая энциклопедия

Когнитивная Психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный А.Т. Беком (Beck A.T. Depression: Clinical, Experimental and theoretical Aspects , N.Y., 1967; Cognitive Therapy and Emotional … Психологический словарь

ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ ПСИХОЗАХ — Психотерапия, особенно адекватная в случае психогенных расстройств, прежде всего в групповых ее формах, применяется также при психических заболеваниях эндогенного характера. На значение психотерапии в лечении психозов указывали такие… … Психотерапевтическая энциклопедия

Когнитивная психология — См. также: Когнитивная психотерапия Когнитивная психология раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств,… … Википедия

Психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

Когнитивная лингвистика — Лингвистика … Википедия

Когнитивная система — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

ПСИХОТЕРАПИЯ В МЕДИЦИНЕ КАТАСТРОФ — Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и массовых катастрофах занимают особое место в связи с тем, что могут одновременно возникать у большого числа людей, внося дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ … Психотерапевтическая энциклопедия

Психотерапия и социальная реабилитация больных шизофренией — Психотерапия занимает существенное место в лечении больных шизофренией. При наличии выраженной психотической симптоматики (параноидная шизофрения, психотические приступы рекуррентной и шубообразной шизофрении) больные нуждаются в участии,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник:
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 . Смотреть что такое «КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ» в других словарях: Когнитивная психотерапия — (англ.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/133/%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9D%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%90%D0%AF

Когнитивная психотерапия

Процедура данного метода включает в себя три этапа:

1. этап логического анализа (получение критериев обнаружения ошибок суждений, возникающих в ситуациях аффекта);

2. этап эмпирического анализа (отработка приемов соотнесения элементов объективной ситуации с ее субъективным восприятием);

3. этап прагматического анализа (построение оптимального осознания собственных действий).

Сущность когнитивной психотерапии раскрывается в следующих положениях:

1. Человек – существо, склонное не только рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или исправить их. Только определив и исправив ошибки собственного мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления.

2. Решающим фактором для выживания организма является переработка информации. При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания и др.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения, а у тревожного пациента имеется сдвиг в направлении тем опасности.

3. Основные убеждения побуждают людей в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможности внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий его жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги.

4. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу. При тревожных расстройствах, например, активируется «программа выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение будет состоять в том, что он будет чрезмерно реагировать на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу и будет отвечать их избеганием.

5. Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа обработки правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой» и т. д. Когда это происходит, индивид испытывает симптомы тревоги, депрессии или паники.

6. Личность формируется «схемами», или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения. Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации с другими значимыми людьми. Человек формирует концепции о себе, о других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций.

7. Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными. К последним могут относиться, например: «Со мной происходит что-то неладное», «Люди должны поддерживать меня и не должны критиковать меня, не соглашаться со мной или неправильно понимать меня». При наличии таких убеждений у этих людей легко возникают эмоциональные расстройства.

8. В терапевтическом изменении взаимодействуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий каналы, однако когнитивная терапия подчеркивает ведущую роль когниций в возникновении и поддержании терапевтических изменений.

9. Когнитивные изменения происходят на трех уровнях: в произвольном мышлении, в автоматическом мышлении и в предположениях (убеждениях). Произвольные мысли наиболее доступны для анализа и наименее стабильны, потому что их можно вызвать по желанию и они временны. Автоматические мысли предшествуют эмоциональным и поведенческим реакциям, это мысли, которые появляются спонтанно и вызываются различными обстоятельствами. Автоматические мысли, о которых сообщают пациенты, имеют ряд общих характеристик:

· они конкретны и раздельны;

· возникают в стенографическом виде;

· не являются результатом обдумывания, рассуждения или рефлексии;

· в них отсутствует логическая последовательность этапов;

· относительно автономны, пациент не прилагает усилий для их вызова;

· их сложно «выключить», особенно в тяжелых случаях;

· они воспринимаются как правдоподобные, бесспорные;

· многие из этих мыслей реалистичны.

Когнитивные искажения – это систематические ошибки в суждениях. Они возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей. Наиболее распространенными когнитивными искажениями являются:

· антропоморфизм: «Машина не хотела двигаться с места»;

· апелляция к незнанию: «Не пойму, почему я одна. Наверное, злой рок»;

· априорное мышление: «Когда люди любезны со мной, то им что-то надо»;

· аргументация «к человеку»: «Тебе не понять меня, ты же не психолог»;

· возможности, равные вероятностям: «Если ошибка возможна, она будет»;

· впечатление большими цифрами: «Тысяча человек не может ошибаться!»;

· долженствование: «Чтобы удачно жениться, я должен быть богатым»;

· гомоцентрическая ошибка: «Бог создал эту планету для людей»;

· дихотомическое мышление: «Там я или победитель, или проигравший»;

· испытанное и верное: «Коней на переправе не меняют»;

· игнорирование опровергающих доводов: «Он глуп – его не примут к нам»;

· конкуренция: «Я не пианист, так как есть люди, играющие лучше меня»;

· корреляции, равные причинным связям: «Гром вызывает молнию»;

· материализация абстрактного: «У меня расшатались нервы»;

· мистицизм: «Жизнь после смерти есть!»;

· неэкономные рассуждения: «Моя идиосинкразия к нему стала латентной»;

· поиск виновного: «Во всем виновата моя теща»;

· патологизирование: «Тот, кто все время тревожится, – болен»;

· персонализация: «Он болеет, потому что Бог его наказал»;

· перфекционизм: «Я должен быть во всем лучше всех»;

· предупрежденное несогласие: «Любой дурак может понять. »;

· претензии на титул: «С чего ради я буду стоять в очереди, как все?»;

· преувеличение силы: «Лишь силой воли можно победить алкоголизм»;

· преклонение перед авторитетами: «Академик Д.С. Лихачев сказал…»;

· психологизирование: «Я не женюсь, потому что боюсь женщин»;

· решенный вопрос: «Я не хожу по темным улицам, потому что я трус»;

· сверхобобщения: «Я глупец, так как пишу с ошибками»;

· сверхсоциализированное мышление: «Место женщины – в доме»;

· скользкий скат: «Раз меня отвергла Марина, я не достоин ничьей любви»;

· субъективная ошибка: «Я сожалею, что испортил тебе всю жизнь»;

· увековечивание: «Меня никто никогда не будет любить»;

· уверенность в своей праведности: «Но я всего лишь хотел вам помочь»;

· «ужастификация»: «Директор косо посмотрел на меня – завтра уволит»;

· чувствительность: «Волноваться очень опасно»;

· эгоцентрическая ошибка: «Я должен получить от жизни все, что я хочу»;

· эпизодическое доказательство: «Я знаю одного человека, который. ».

Еще одно когнитивное искажение – уход в сторону (замена предмета обсуждения на не относящийся к делу с целью маскировки собственной позиции) – осуществляется следующими «отвлекающими маневрами»:

· нечестные вопросы: «Почему ты ругаешься? У тебя был трудный день?»;

· указание на чужие недостатки: «Не тот-то это говорит, который…»;

· раскапывание прошлых грехов: «Я лентяй? А не ты ли недавно…?»;

· эмоциональный язык: «Ты такая тупица, что ничего не понимаешь!»;

· подход «дзюдо»: «Ты прав, это моя вина! Как ты только терпишь меня!»;

· приступ ярости: «Да как ты смеешь со мной так обращаться?»;

· невинное неведение: «Я вообще никакого звонка не слышал! Я спал!».

Автоматическая мысль может быть мало осознаваемой в связи с ее быстротечностью. С другой стороны, пациент переживает ее как собственную, а не чуждую, что делает эту мысль очевидной. Очевидность автоматических мыслей и их слабая осознанность делают их труднодоступными для терапии.

Поэтому психотерапия включает ряд этапов:

1. Прояснение неадаптивных мыслей. Техника вопросов состоит в подготовке вопросов таким образом, что пациент продвигается к глубинным плохо осознаваемым убеждениям. Сократический диалог – предпочитаемый метод в когнитивной психотерапии. В рамках этого метода терапевт задает такие вопросы, которые позволяют пациенту, во-первых, прояснить или определить собственную проблему и, во-вторых, прояснить собственные неадаптивные мысли.

2. Отдаление неадаптивных мыслей. Пациент должен стать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, т. е. отдалиться от них.

3. Проверка истинности неадаптивной мысли. Психотерапевт побуждает пациента к проверке обоснованности неадаптивной мысли. С этой целью используются как когнитивные, так и поведенческие техники. Если проверка пациентом собственных неадаптивных мыслей показывает, что они необоснованны, беспочвенны, не опираются на объективную реальность, то возникает реальная возможность избавиться от этих мыслей. Пациент начинает понимать, что указанные мысли связаны с особенностями его характера, воспитания, а не с реальными характеристиками среды, ситуации.

4. Замена неадаптивных мыслей адаптивными. В этой замене и состоит суть четвертого этапа.

Когнитивная терапия является подходом, центрированным на настоящем. Она директивна, активна, ориентирована на проблему. Когнитивная терапия показана тем пациентам, которые могут фокусироваться на собственных автоматических мыслях, при наличии достаточной воли к выздоровлению.

Первоначально когнитивная терапия использовалась в индивидуальной форме, теперь она используется в семейной терапии и терапии супружеских пар, а также в групповой форме. Она может применяться в сочетании с фармакотерапией в амбулаторных и стационарных условиях.

Источник:
Когнитивная психотерапия
Процедура данного метода включает в себя три этапа: 1. этап логического анализа (получение критериев обнаружения ошибок суждений, возникающих в ситуациях аффекта); 2. этап эмпирического
http://studopedia.ru/7_109043_kognitivnaya-psihoterapiya.html

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) при ОКР

На продолжении многих лет лечение людей с диагнозом Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) считалось чрезвычайно трудным. Традиционный психоанализ оказывал очень слабое воздействие на это расстройство, другие психотерапевтические подходы оказывались неэффективными. Однако, за последние 15 лет, исследования и разработки в области КПТ (Когнитивно-поведенческая психотерапия) продемонстрировали значительный результат в лечении людей с ОКР. Большое количество клинических исследований, за последних 15 лет, убедительно продемонстрировали, что Когнитивно-поведенческая психотерапия оказалась намного более эффективной, нежели другие формы лечения ОКР.

Лечение ОКР — когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

Следуя структурированному протоколу КПТ, человек постепенно бросает вызов всем своим симптомам, ситуациям в которых испытывает страх, и обучается новым, более эффективным методам, чтобы справиться с тревогой. Через какое-то время человек становится менее чувствительным к ситуациям и мыслям, которые ранее вызывали тревогу и беспокойство, а навязчивые мысли / идеи и навязчивое поведение (компульсии) отходят, исчезают, или значительно уменьшается их частота и интенсивность.

Лечение ОКР — Когнитивно-поведенческая психотерапия комбинируется с медикаментами

Некоторые люди, с диагнозами ОКР, ОКР спектра, сопутствующие тревожные расстройства, в тяжелых случаях, могут получить пользу, когда проводится комбинированное лечение, используя медикаменты и КПТ (Когнитивно-поведенческая психотерапия). Цель медикаментозного лечения состоит в том, чтобы уменьшить физиологические симптомы тревоги, давая, таким образом, человеку возможность извлечь пользу из лечения при помощи КПТ, в тяжелых случаях. Такое лечение является очень эффективным для людей, для которых возможность использования психотерапии подвергания (Экспозиционная психотерапия) вызывает чрезвычайно высокий, непереносимый уровень тревоги. Этим людям, после начала приема медикаментов и уменьшения физиологических симптомов тревоги, рекомендуется продолжить лечение, используя КПТ (Когнитивно-поведенческая психотерапия) одновременно с медикаментозным лечением.

Когнитивно-поведенческая психотерапия является основным методом лечения при ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство). Многочисленные исследования, проведенные за последние пятнадцать лет, подтвердили, что Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) — наиболее эффективное лечение при ОКР. В 1997 году Журнал по клинической психиатрии (Journal of Clinical Psychiatry) сделал обзор работы более чем 60 исследователей ОКР и специалистов по лечению со всего мира, чтобы определить наилучшее лечение при ОКР. В результате этого он опубликовал статью, в которой Когнитивно-поведенческая психотерапия признана как наилучшее лечение для детей, подростков и взрослых с диагнозом ОКР.

Когнитивно-поведенческая психотерапия — лечение ОКР и тревоги

Киевский центр ОКР предлагает индивидуальную психотерапию как лечение ОКР и сопутствующих тревожных расстройств. Список расстройств, лечением которых мы занимаемся:

Источник:
Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) при ОКР
Лечение Обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) используя Когнитивно-поведенческую психотерапию (КПТ)
http://www.okr.kiev.ua/kpt-pri-okr/

COMMENTS