как бороться с агрессией ребенка

Детская агрессия

Безусловно, поведение агрессивного ребенка вызывает у окружающих исключительно негативные эмоции, но именно они закрепляют агрессивные поступки и действия детей. Поэтому первое, что следует делать взрослому, найти для ребенка социально приемлемые способы выражения отрицательных эмоциональных состояний, дать детям возможность выплеснуть гнев, не задевая при этом окружающих и не разрушая все кругом. Существуют игры и упражнения, позволяющие существенно снизить уровень агрессивности ребенка.

Хотелось бы начать с истории, свидетелем которой я стала однажды.

Четырехлетняя девочка со злой гримасой на лице бросала в голубей камни, потом подбежала к малышу и отобрала у него игрушки. Замечания взрослых демонстративно игнорировала. Когда к ней подошла одна из мам и доброжелательно, спокойно пригласила ее поиграть со своим сыном, та неожиданно согласилась и грустно сообщила, что папа от них ушел, мама на работе, а она живет у бабушки. Рассказывая эту историю, она продолжала охотно играть, забыв про свои агрессивные действия.

Этот пример хорошо показывает, что агрессивному ребенку остро не хватает участия, внимания и теплоты в общении со взрослыми. Дети, которые чувствуют себя психологически комфортно, не будут вести себя агрессивно. Значит, агрессивность — это сигнал о том, что ребенку эмоционально тяжело. Очень часто агрессивные дети тревожны, имеют низкую самооценку, глубоко ощущают свою отверженность, ненужность. Поэтому агрессивность ребенка надо рассматривать как «крик души», когда малыш сам не может справиться со своими эмоциями, он ведет себя «вызывающе», демонстрируя различные формы протестного поведения.

От взрослого с самого начала требуется спокойное и доброжелательное принятие ребенка, без осуждения и оценки. Постарайтесь найти сильные и положительные стороны в поведении «агрессора», акцентируйте на них внимание. Ваша задача — поддержать ребенка, вселить в него веру в себя.

Родителям надо набраться терпения и учить ребенка приемлемым способом выражать свой гнев, чтоб не обижать и не ранить других людей, распознавать как свои эмоциональные переживания, так и эмоции другого человека, уметь сопереживать и сочувствовать другому.

• постоянное доброжелательное внимание;

• важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности);

• необходимо предлагать малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», провести бой с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и т. д.);

• почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспоминая, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали;

• чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях («Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе»);

• старайтесь управлять собственными негативными эмоциями: если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери;

• заранее настраивайте ребенка на предстоящую неприятную или любую новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости;

• поскольку агрессивные дети нередко испытывают мышечное напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями;

• купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками: рисуя, ребенок выплескивает свои эмоции и снимает напряжение (помните, что эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша);

• для снятия напряжения и раздражительности необходимо иметь в доме музыкальные игрушки, пластилин, надувные (или пластмассовые) молотки, свисток, боксерскую грушу, мяч. Когда вы замечаете, что ребенок сильно возбужден, начинает себя вести неадекватно, кричит и пр., помогите ему: дайте малышу, например, барабан или бубен, пусть стучит и бренчит в свое удовольствие. Не пугайтесь, дети быстро устают от такого занятия, поэтому головная боль вам не грозит. Если есть возможность выйти на улицу, поиграйте вместе в футбол.

Игры и упражнения для профилактики и снижения агрессивности

В решении непростой задачи по снижению детской агрессивности вам помогут специальные игры и упражнения.

Карикатура. Самый лучший способ избавиться от гнева — «выплеснуть» его на бумагу. Когда ваш ребенок сильно разозлен на кого- то и готов поколотить обидчика, предложите ему нарисовать портрет того, на кого направлен гнев, в карикатурном виде (предварительно ребенка надо изолировать от обидчика). Объясните ребенку, что значит «карикатура». В заключение пусть ребенок даст какое-либо название своему рисунку. Спросите у него, что он хотел бы сделать с портретом неприятеля. Даже если вы не поддерживаете намерений ребенка, покажите, что вы понимаете его гневные чувства: «Я вижу, что ты очень сердит на Петю, тебе хочется отомстить ему». Пусть лучше агрессия ребенка будет перенесена на лист бумаги, чем на реального человека. Похвалите ребенка за то, что удалось избежать драки, взаимных оскорблений.

Обзывалки. В этой игре дети могут выплеснуть свой гнев, не обижая друг друга. Дети встают в круг и, передавая быстро мяч друг другу, называют сверстника необидными «словами-обзывалками». Например, можно использовать название фруктов, овощей («Тыква ты зеленая!»). Детей следует обязательно предупредить, что обижаться не нужно, так как это только игра. В конце игры попросите детей сказать добрые слова в адрес друг друга («Ты очень красивая, добрая!»).

Эта игра хорошо подходит для обидчивых детей и детей, склонных к вербальной агрессии.

Толкалки. Эта игра научит детей контролировать свои движения. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По моему сигналу начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад — и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: ,,Стоп“». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«Жужа». Эта игра научит агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность взглянуть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. «Жужа» сидит на стуле. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех — он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Бумажные мячики. В эту игру можно играть всей семьей. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Скажите следующее: «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть одна команда выстроится в линию напротив другой так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 4 метра. По моей команде начинайте бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: „Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды должны стремиться как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду „Стоп!“, перестаньте бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Морской бой. Эта игра очень увлекает детей. Можно играть в ванной (лужа во дворе или бассейн на даче тоже подойдут). Вместе с ребенком сделайте бумажные кораблики (лучше из плотного картона). Поделите их поровну и пометьте каждый так, чтобы во время игры было ясно, где «свой», где «чужой». В качестве оружия можно использовать маленькие пластмассовые пульки. Задача — потопить как можно больше кораблей противника.

В некоторых стихотворениях приводятся замечательные способы избавления от гнева. Лучше всего читать их ребенку (или учить с ним эти стихи), когда он находится в спокойном состоянии.

Он неразумный мальчик!

Он чересчур запальчив!

Так обо мне твердит молва:

Я вспыльчивый! Я пылкий!

Хочу молчать — летят слова,

Как пробка из бутылки.

Я сам хотел бы, может быть,

Спокойным быть, разумным быть,

Начнет ругать меня родня,

А я молчу, хоть жарь меня,

Хоть жарь на сковородке.

Совет недавно мне дала

Одна девчонка в школе:

— Когда закусишь удила,

Вспылишь помимо воли,

Чтоб поскорей в себя прийти,

Считай в уме до тридцати.

Я рассердился на щенка,

Хотел я дать ему пинка,

Но стал считать до тридцати,

И этот тип успел уйти.

Попал я в дедушку мячом

Но, досчитав до тридцати,

Сказал: — Ну, дедушка, прости.

Разумным хочешь ты расти?

Считай в уме до тридцати!

И на лице Страдание.

Не понимает он того,

Что надо (Только и всего),

Чтобы отстали от него,

Не обращать Внимания.

Мы с моей соседкой Галкой

Вот придет обидный срок,

А у нас готово впрок:

Я скажу ей — ты ворона,

А она мне — ты глухарь.

Я скажу ей — макарона,

А она мне — ты сухарь.

Чем мы занялись?

Для чего нам обижалки?

Мы стоим соображаем:

Мы совсем друг друга с Галкой

Никогда не обижаем!

Я ушел в свою обиду и сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

И в обиде я не видел

ни цветочка, ни куста.

И в обиде я обидел и щенка, и кота.

Я в обиде съел пирог, и в обиде я прилег

и проспал в ней два часа.

Открываю я глаза.

А она куда-то делась!

Но искать не захотелось.

Ответы на наиболее распространенные вопросы родителей

Родители часто задают вопросы по поводу агрессивного поведения детей. Мы отобрали самые типичные из них. Ответы не следует воспринимать как единственно возможное руководство к действию, поскольку причины детской агрессивности очень индивидуальны. Если вас на протяжении длительного времени беспокоят какие-либо агрессивные проявления ребенка, обязательно посоветуйтесь со специалистом.

Моя дочь обижается на все, мы уже боимся сказать или сделать что-то не так.

Поздравляю, вы уже «на крючке», и дочка отлично научилась манипулировать вами. Обида — не врожденная эмоция человека.

Мой ребенок любит играть в агрессивные игры, должна ли я пресекать это?

Смотря что подразумевается под агрессивной игрой. Если это «Войнушка», «Стрелялки» и пр., то такие игры необходимы детям для разрядки, снятия физического и эмоционального напряжения. Если же это игры, в которых причиняется боль кому-то, что-либо разрушается, то поощрять подобные игры нельзя, так как они формируют агрессивное поведение. В любом случае прежде всего надо разобраться в причинах появления этих игр. Возможно, это следование моде, элемент подражания кому-то.

Наш ребенок после посещения детского сада начал ругаться матом. Что делать?

Чаще всего дети-дошкольники используют нецензурные слова и выражения, не осознавая их значения. По принципу «услышал — повторил». Вероятно, в детском саду есть кто-то, кто их часто произносит. Если ребенок неосознанно впервые употребил бранное слово, вам не следует концентрировать на этом внимание. Но если это повторится, обязательно объясните, что эти слова плохие, и хорошо воспитанные люди их не произносят, что неприличные слова не украшают человека и не делают его взрослее. Если вы не будете ребенка стыдить и ругать (особенно публично), нецензурные выражения из его речи исчезнут так же быстро, как и появились. Можно нарисовать эти слова, вылетающими изо рта человека в виде страшных червей или пауков.

Сын моей хорошей знакомой в 1,5 года кусается и может ударить по лицу. Как надо на это реагировать?

Однозначно отрицательно, но при этом спокойно, без крика. Скажите ребенку: «Так нельзя делать, мне очень больно, неприятно». Можно попросить пожалеть себя. Хотя сопереживать в этом возрасте дети еще не умеют, но учить этому нужно. Дети от 1 года до 3 лет еще не осознают своего поведения. Их действия, как правило, связаны с исследованием ответных эмоциональных реакций взрослых. Если взрослый, которого малыш ударил по лицу или ущипнул, в ответ улыбается или игнорирует это, то ребенок может подумать, что поступает хорошо. Маленький ребенок еще не умеет выражать свои эмоции, он учится это делать, подражая взрослому. Если все в доме друг на друга кричат, ссорятся и дерутся, он будет делать так же.

Мой сын мучает животных. Например, умышленно наступает коту на хвост, может посадить его в тесную коробку и слушать спокойно жалобное мяуканье. Это нормально?

К сожалению, дети часто причиняют животным боль. Животные кажутся им симпатичными, забавными мягкими игрушками. Они могут бросать животных, как мячик, сильно прижимать к себе, несмотря на явный протест со стороны животного и пр. Не стоит обольщаться, что таким образом малыш познает окружающий мир. Скорее, таким образом он учится жестокости, а потому задача взрослого — объяснить ребенку, почему так не следует поступать. Лучше всего вместе почитать о вашем питомце: чем питается, чем болеет, как за ним ухаживать, что можно делать, что нельзя и т. д.

Необходимо приучать ребенка ухаживать за животным, показывая положительный пример. Лучше всего дети понимают, что испытывает животное, когда им предлагают представить на месте животного себя. Например: «Что чувствует кот, которому наступили на хвост? То же, что и ты, когда тебе наступят на ногу или на руку». Если у ребенка все равно остается навязчивое желание причинить боль животному, немедленно следует обратиться к психологу, а затем, возможно, и к психиатру.

Как следует реагировать, когда дети дерутся?

Лучше не реагировать вообще. В большинстве случаев дети могут разобраться сами, без вмешательства взрослых, потому что когда взрослые начинают разбираться с драчунами, то драка приобретает для них особую значимость и отношения между дерущимися резко обостряются. Один ребенок стремится выглядеть правым в глазах взрослого, другой хочет, чтобы его пожалели. Лучше обсудить поведение детей тогда, когда они успокоятся. То, на что взрослые реагируют с повышенной эмоциональностью, закрепляется в поведении детей надолго — такой вот психологический закон. Вмешиваться нужно лишь тогда, когда есть угроза для здоровья ребенка. Хороший способ профилактики драк — наличие дома спортивного уголка, где дети могут выплеснуть свою энергию.

Мой сын любит все разбирать и разламывать, отрывает руки и ноги куклам. Это нормально?

Если это активный любознательный ребенок, то — да. Если, кроме перечисленных, никаких созидательных действий не наблюдается, то — нет. Обычно мальчики чаще девочек интересуются, что и как устроено. А как это узнаешь, пока не сломаешь?! Было бы неплохо совместно с ребенком заняться изучением какого-либо предмета, сопровождая это рассказом о нем. Затем целесообразно разобранный на части предмет снова вместе собрать. Если посмотреть, как кукла устроена внутри, как, например, двигаются у нее руки, то при этом важно, чтобы руки куклы оказались после исследования на прежнем месте. Оставлять без внимания разрушения, производимые ребенком, нельзя.

Воспитатель жалуется на моего ребенка, что он часто исподтишка щипает детей на занятиях, во время еды. Мне это неприятно слышать, тем более, что дома я такого не наблюдала.

Скорее всего, дома у ребенка очень много запретов, ограничений, порицаний (т. е. его чаще ругают, чем хвалят). Ребенок, которого дома держат в ежовых рукавицах, обычно может выплеснуть свои отрицательные переживания только вне дома, например в детском саду. В данном случае надо пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком, возможно, вы слишком строги, неэмоциональны, холодны с ним, пресекаете все его попытки побегать и попрыгать, редко проводите время вместе. Так ведут себя дети, которым не хватает внимания.

Каким бы агрессивным ни был ребенок, надо постараться почувствовать его, понять, какая внутренняя проблема «зашифрована» в грубости, в раздражительности, в сломанных любимых игрушках.

Отвечая агрессией на агрессию, мы тем самым не только заходим в тупик, мы закрепляем в детях этот тип поведения. Не понимаю родителей, которые учат своего ребенка в любой конфликтной ситуации «дать сдачи», ударить или побить обидчика. Особенно дико звучат эти рекомендации из уст мам девочек. Для мальчика в некоторых ситуациях, действительно, умение постоять за себя и за своих близких необходимо, но учить разрешать силой все конфликтные ситуации, думаю, не стоит.

Автор: Шапиро Е.И. – кандидат психологических наук

Женский мир

Агрессия – это модель, которая закладывается с раннего детства. Агрессивность детей – это острая проблема не только самих родителей, но и педагогов и всего общества в целом. Какие причины и способы борьбы существуют — рассказывает психолог Инга Войтко.

Детская агрессия – явление распространенное. Иногда родители не знают, что послужило ее появлению. Но удивляться не стоит. Большинство причин того, что ребенок растет агрессивным, можно найти в самом обществе. Взять только видеоигры и телевидение: кругом насилие, драки и разбои.

Психолог Инга Войтко помогла разобраться с вопросом о детской агрессии и дала советы как с ней бороться.

Что такое детская агрессия, какие причины ее возникновения?

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio — нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Следует обратить внимание на то, что агрессия — это выражение эмоции, а эмоция — это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний, тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. За агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т. д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:

1. наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;

2. психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;

3. наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.

1. травмы головного мозга,

2. особенности нервной системы,

3. ММД (прим. ред. Минимальная мозговая дисфункция) и т. п.

1. неблагоприятные условия воспитания;

2. неадекватно-жестокий родительский контроль;

3. враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;

4. конфликт между супругами.

1. реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;

2. чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;

3. введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);

4. новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;

5. нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.

В каком возрасте чаще всего проявляется детская агрессия?

Чаще всего агрессия проявляется в возрасте от 3 лет до 7, и в подростковом возрасте. В раннем возрасте это связано с осознанием себя и мира, адаптацией в начальной школе. В подростковом возрасте (12-16) с осознанием своей личности.

Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить:

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!. Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом. Если следовать этим советам, можно бороться с детской агрессией.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы.

3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т. д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим ужасным поведением.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто

5. Чтобы ребенок не рос агрессивным, уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что у их детей от них не должно быть никаких секретов. Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

7. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т. д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

8. Также, очень важно прояснить и установить границы. Здесь необходима последовательность: не стоит один и тот же поступок ребенка оценивать по-разному в зависимости от своего настроения. Система ограничений и запретов должна быть четкой и стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка.

9. К некоторым, важным в жизни ребенка событиям, лучше готовиться заранее. Если вам предстоит сделать первый визит к врачу, в детский сад, постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы, учитывая возможности и особенности ребенка.

С детской агрессией можно бороться, и к тому же, ее можно вовсе предотвратить, если быть внимательным к ребенку, его чувствам и желаниям. Психолог Инга Войтко дала советы, как это сделать эффективно, пускай в вашей семье не будет проблем!

Как бороться с детской агрессией: советы психолога

Агрессия – это модель, которая закладывается с раннего детства. Агрессивность детей – это острая проблема не только самих родителей, но и педагогов и всего общества в целом. Какие причины и способы борьбы существуют — рассказывает психолог Инга Войтко.

Детская агрессия – явление распространенное. Иногда родители не знают, что послужило ее появлению. Но удивляться не стоит. Большинство причин того, что ребенок растет агрессивным, можно найти в самом обществе. Взять только видеоигры и телевидение: кругом насилие, драки и разбои.

Психолог Инга Войтко помогла разобраться с вопросом о детской агрессии и дала советы как с ней бороться.

Что такое детская агрессия, какие причины ее возникновения?

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio — нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Следует обратить внимание на то, что агрессия — это выражение эмоции, а эмоция — это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний, тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. За агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т.д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:

1. наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;

2. психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;

3. наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.

2. особенности нервной системы,

3. ММД (прим. ред. Минимальная мозговая дисфункция) и т. п.

1. неблагоприятные условия воспитания;

2. неадекватно-жестокий родительский контроль;

3. враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;

4. конфликт между супругами.

1. реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;

2. чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;

3. введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);

4. новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;

5. нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.

В каком возрасте чаще всего проявляется детская агрессия?

Чаще всего агрессия проявляется в возрасте от 3 лет до 7, и в подростковом возрасте. В раннем возрасте это связано с осознанием себя и мира, адаптацией в начальной школе. В подростковом возрасте (12-16) с осознанием своей личности.

Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить:

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: если ты себя так поведешь. то мама с папой тебя больше любить не будут!. Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом. Если следовать этим советам, можно бороться с детской агрессией.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы.

3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим ужасным поведением.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто

5. Чтобы ребенок не рос агрессивным, уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что у их детей от них не должно быть никаких секретов. Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

7. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

8. Также, очень важно прояснить и установить границы. Здесь необходима последовательность: не стоит один и тот же поступок ребенка оценивать по-разному в зависимости от своего настроения. Система ограничений и запретов должна быть четкой и стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка.

9. К некоторым, важным в жизни ребенка событиям, лучше готовиться заранее. Если вам предстоит сделать первый визит к врачу, в детский сад, постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы, учитывая возможности и особенности ребенка.

С детской агрессией можно бороться, и к тому же, ее можно вовсе предотвратить, если быть внимательным к ребенку, его чувствам и желаниям. Психолог Инга Войтко дала советы, как это сделать эффективно, пускай в вашей семье не будет проблем!

Вам понравилась эта статья? Поделитесь ею с друзьями

Советы для родителей

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье

Цель консультации. Помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой. Задуматься о природе.

Давайте с Вами обсудим следующую ситуацию: гуляя в парке вместе с ребенком, вы видите стаю голубей. Ребенок бежит радостный и разгоняет птиц.

Осенние прогулки – наблюдения с дошкольниками. Наблюдения за лесом (парком) осенью

Прогулки в лесу (или парке) прекрасны в любое время года. И в каждом времени года есть своя прелесть. Весной — это радость от появления первой листвы и щебета птиц. Летом — прохлада, пение соловья и многообразие видов растений. Зимой прогулка в лес похожа на сказку и, попадая в лес, вы оказываетесь в гостях у Деда Мороза и Снегурочки. К тому же, это лыжные прогулки и катание на санках. Но самым красивым и красочным становится лес осенью. Многообразие цветов и ароматов делают прогулку в лесу (или парке) не только познавательной, но и полезной для здоровья.

Влияние родителей на личность ребенка

Недаром говорят: дети — зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?

Пятилетний Саша, встречаясь с соседями по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. Он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа: сказать «здравствуйте» — значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание, значит, и произносить его надо доброжелательно, вежливо.

Типы воспитания детей в семье

Если у вас есть ребенок, то вы, конечно же, его воспитываете, или, по крайней мере, пытаетесь это делать, а то, что получается, уже второй вопрос. Значит, прочитав характеристику типов семейного воспитания, и увидев в них что-то сходное (разные степени схожести) в стиле своего воспитания, вы можете спрогнозировать, что за человека вы воспитаете из вашего ребенка. Если окажется, что итоги вовсе не те, каких вы хотите, то ответ один — меняйте тактику взаимоотношений с ребенком.

Полезные советы для родителей на тему: Велосипед

Если заботливая мама не хочет оздоравливать организм в одиночку, то для маленького компаньона тоже понадобится экипаж. Дети быстро растут и велико искушение купить своему чаду велосипед «на вырост». Однако от этого стоит воздержаться. Выбирая велосипед для ребенка, следует учитывать его возраст, рост и степень развития.

В лес по грибы с ребёнком

Как хорошо всей семьей отправиться в лес, подальше от городского шума и суеты — надышаться чистым, ароматным воздухом, вдоволь набегаться. Заодно можно «поохотиться» за грибами! Это увлекательное занятие и отличная возможность научить ребенка видеть и беречь красоту природы.

Подготовка к походу

Откройте ребенку неведомый ему ранее, необычайно интересный мир грибов! И у него появится стимул, конкретная цель: найти и принести домой съедобный гриб.

Консультация для родителей дошкольников. Путешествие с малышом

Беременность, роды, бессонные ночи — вы устали, вашему организму требуется полноценный отдых. Но как и где отдохнуть с маленьким ребенком на руках? При нынешней развитой индустрии туризма выбор огромен. Прежде всего стоит придерживаться некоторых правил:

1. Лучше отказаться от дальних поездок и перелетов с малышом до тех пор, пока ему не исполнится хотя бы 3 — 6 месяцев — иммунная система ребенка еще слишком слаба.

Делаем покупки вместе с детьми дошкольниками

Как правило, малыши не любят ходить с родителями в магазины, особенно, если они продуктовые, так как в них нет отделов с яркими игрушками и интересными книжками. Можно превратить рутинную домашнюю обязанность в развивающие занятия для ребенка.

В возрасте от 2 до 3 лет дети начинают понимать, что такое покупать и продавать. Они уже играют в магазин или кафе, изображая продавца, покупателя, официанта или повара. В этом возрасте малыш получает свой первый опыт покупки в магазине.

Шуточные аттракционы в кругу семьи

В основном они проводятся как соревнования между игроками или командами. Предварительно опытным путем определяются маршрут и оптимальные расстояния.

1. Перемещаться, прыгая сидя на корточках или на стуле.

2. Бег в мешках. Соревнующийся забирается в мешок и, удерживая его за края, преодолевает расстояние прыжками.

3. Соревнующиеся пары удерживают надувной шарик лбами и перемещаются.

Как бороться с детской агрессией

Как помочь ребёнку преодолеть агрессию

Безусловно, поведение агрессивного ребенка вызывает у окружающих исключительно негативные эмоции, но именно они закрепляют агрессивные поступки и действия детей. Поэтому первое, что следует делать взрослому, найти для ребенка социально приемлемые способы выражения отрицательных эмоциональных состояний, дать детям возможность выплеснуть гнев, не задевая при этом окружающих и не разрушая все кругом. Существуют игры и упражнения, позволяющие существенно снизить уровень агрессивности ребенка.

Как интересно провести новогодние каникулы вместе с детьми

Каждый ребенок с нетерпением ждет, когда же наступят зимние (новогодние) каникулы, это веселое время, когда не нужно идти в школу, а можно весело проводить время со своими близкими и друзьями. Стоит заметить, что родители ждут наступления каникул не меньше, чем их чада, ведь это время, когда они могут полезно и продуктивно провести время со своими детьми. Родители должны понимать, что время зимних каникул должно быть грамотно распределено, здесь должно быть место как активному отдыху, так и спокойным семейным развлечениям.

Семь советов от Масару Ибука для родителей

Масару Ибука — основатель компании Sony, автор книг о раннем развитии детей. Хоть он и не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, но зато дал несколько очень дельных советов.

1. Учите стихи наизусть

Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

Детские капризы. Советы для родителей

— Придется, сынок, мне тебя наказать, хотя мне это очень неприятно!

— В таком случае, кому ты хочешь доставить удовольствие?

Все дети капризничают. Но в разном возрасте они делают это с разными целями, по разным причинам и, соответственно, по-разному. Самый пик капризов приходится на возраст 2 лет. Именно в это время малыш активно проверяет взаимоотношения с окружающими людьми и формирует навыки правильного поведения.

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду

Из разговора двух подруг:

— Скоро собираюсь отдать дочку в сад. Вот только не знаю, за кого мне больше волноваться — за нее или за детей в группе?!

Вот что пишет о детском саде доктор Комаровский: «С точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, весьма желательный для полноценного воспитания. Искусству общения, особенно со сверстниками, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад».

Каким должен быть режим ребенка 1-2-3 года

О режиме дня ребенка

Дети — консерваторы по натуре. Им надо, чтобы все было в определенном порядке и соответствовало какой-то системе. Вы, наверное, замечали, что дети предпочитают есть из одной и той же тарелки одной и той же ложкой (то, что называется «любимая тарелка», «любимая ложка» и т.п.). Наши дети очень расстраиваются и даже отказываются есть, если мы вдруг путаем их тарелки.

Источники:
Детская агрессия
Как бороться с детской агрессией Как помочь ребёнку преодолеть агрессию Безусловно, поведение агрессивного ребенка вызывает у окружающих исключительно негативные эмоции, но именно они закрепляют агрессивные поступки и де
http://kladraz.ru/sovety-dlja-roditelei/detskaja-agresija-chto-delat.html
Женский мир
..Как бороться с детской агрессией: советы психологаАгрессия – это модель, которая закладывается с раннего детства. Агрессивность детей – это острая проблема не только самих родителей, но и педагогов и всего общества в целом. Какие причины и способы …
http://lovaro.ru/kak-borotsya-s-detskoj-agressiej-sovety-psixologa/
Как бороться с детской агрессией: советы психолога
Агрессия – это модель, которая закладывается с раннего детства. Агрессивность детей – это острая проблема не только самих родителей, но и педагогов и всего общества в целом. Какие причины и способы борьбы существуют — рассказывает психолог Инга Войтко.
http://sunny7.ua/semja/children/kak-borotsya-s-detskoy-agressiey—sovety-psihologa
Советы для родителей
Полезные советы для мам, папы, бабушек и девушек о развитии и воспитании детей. Ответы на часто возникающие вопросы, связанные с обучением, развитием и воспитанием ребенка.
http://kladraz.ru/sovety-dlja-roditelei

COMMENTS