Группа психология

Группа как социально-психологический феномен

Исследование американским психологом Н. Триплетом (1887) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием феномена группы в социальной психологии. Прошло несколько десятилетий, прежде чем эмпирическое направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной психологии.

В 20-е гг. XX в. неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску объективных факторов. В этот период увеличивается количество эмпирических исследований. Две крупные работы тех лет (в Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую Н. Трипплетом.

Американский социальный психолог Ф. Оллпорт сформулировал понимание группы как совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях. Отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф. Оллпорт объяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками.

В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.

Важный этап развития психологии малых групп, относящийся к периоду 30-х – начала 40-х гг. XX в., был ознаменован рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Так, например, турецкий психолог М. Шериф проводил лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; американский социолог и психолог Т. Ньюком исследовал данную проблему в полевых условиях; в результате возникла «теория черт», лидерства и т.п. В этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации американский исследователь Ч. Бернард выдвинул идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания внутреннего равновесия и сплочения).

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит американскому социальному психологу К. Левину, который явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. У альта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К. Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом: в этот период возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами. К началу 70-х гг. XX в. можно было выделить следующие подходы, определившие развитие психологии групп: социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход, эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теория подкрепления.

В нашей стране изучение групп (или коллективов) имеет давнюю психологическую и непсихологическую традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско-японской войны 1904-1905 гг. Решающую роль в становлении психологии групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В. М. Бехтерева, А. С. Залужского.

После гражданской войны для развития психологии коллективов характерен повышенный интерес исследователей к проблеме «вожачества». Среди многочисленных разработчиков этой проблемы ?. П. Блонский и Д . Б. Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты «вожачества» (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов.

Вышедшие в 30-40-е гг. XX в. труды А. С. Макаренко обозначили принципиально новый этап в истории разработки психолого-педагогических проблем коллектива. Он рассмотрел важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельность, системность, развитие.

Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения групп, переосмыслением отечественного опыта исследования групп и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска.

В 70-е гг. XX в. в отечественной групповой психологии оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению подверглась сама проблематика отечественных исследований групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.

В 80-е гг. XX в. усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появляется ряд публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

В связи с событиями 90-х гг. XX в., с изменением общественного строя в Восточной Европе и СНГ, повышается интерес к этническим, политическим и конфессиональным аспектам функционирования социальных групп. За истекшие десятилетия в отечественной социальной психологии сложились следующие подходы к изучению феноменов социальной группы – деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход.

Анализ многочисленных определений группы позволяет выделить следующие критерии, характеризующие ее, а именно:

– восприятие участниками группы отдельных партнеров и группы в целом;

– организационные (структурные) характеристики группы;

– взаимодействие участников группы;

– наличие групповых целей и пр.

Любые социально-психологические характеристики группы (феноменологические, структурные, динамические) должны в основном отражать признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений.

Группа – совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в нее лиц, а как целостное объединение, она отражает социальную природу общества, частью которого является.

Группы обеспечивают удовлетворение потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер (1994) выделяет следующие функции групп:

– функция социализации – процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей (именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков);

– инструментальная функция группы состоит в осуществлении совместной деятельности людей (футбольный клуб, хореографический ансамбль и пр.);

– экспрессивная функция обеспечивает удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

– поддерживающая функция проявляется в стремлении людей к объединению в трудных для них ситуациях.

Группа, объединяя то или иное число людей, не представляет собой простую их сумму. В группе всегда возникают качественно особые явления, которые называются «групповыми эффектами». Они характеризуют группу как целое. Такими эффектами, например, является групповое настроение, психологический климат в группе, коллективная воля, групповые нормы поведения и др.

Выделяют большие и малые объединения людей. Это деление основывается на особенностях контактов между их членами. Большие группы могут выделяться по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым признакам. Они представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества иа психологию составляющих их людей.

В больших группах контакт между всеми людьми, их составляющими, отсутствует. В малых группах (спортивная команда, школьный класс, семья) каждый член группы лично знает всех других ее членов по именам, фамилиям, каким-либо личностным особенностям, деловым качествам; все члены группы непосредственно общаются друг с другом. В больших и малых группах выделяют организованные (официальные, формальные) и неорганизованные (неформальные) группы. Они различаются способами возникновения.

Организованные группы (группа техникума, спортивная команда, рабочие завода) создаются специально на основе официальных документов, штатного расписания. Они образуются для осуществления определенных общественных целей. Неорганизованные группы (дружеские компании, товарищи по играм, толпа, очередь) возникают стихийно, как бы сами собой. Их никто специально не создает, никто не руководит ими. Причиной их появления служат общие потребности, интересы, взгляды, симпатии, а нередко и просто случайно возникшие условия встречи.

По мнению отечественных психологов, высший уровень развития группы характеризуется таким психологическим феноменом, как коллективность.

Источник:
Группа как социально-психологический феномен
Исследование американским психологом Н. Триплетом (1887) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием
http://studme.org/1652020525096/psihologiya/gruppa_kak_sotsialno-psihologicheskiy_fenomen

Группа психология

Тема 8. Психология социальных групп.

1. Общие понятия

3. Формальные и неформальные структуры групп

4. Социальная роль и статус

1. Общие понятия.

Понятие «социальная группа» является ключевым в социальной психологии. Вся жизнедеятельность индивида осуществляется через социальную группу. Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятием общности и совокупности. Группа может изучаться с точки зрения любой общности (социальной, экономической, производственной, возрастной, эмоциональной). Например, очередь в магазине – это социальная группа, т.к. имеет общую цель – покупку, что делает их действия согласованными в определённом аспекте поведения.

Группа изучается как особая социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов.

Индивиды не относятся к группе всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Система – это нечто большее, чем сумма составляющих её компонентов, поэтому более эффективным будет являться изучение особенностей социальной группы для лучшего понятия поведения человека в группе.

Социальная группа — относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Особые компоненты социальной группы – это цели, нормы, ритуалы, отношения, совместная деятельность.

Наиболее важным для педагога признаком группы является установление определённых отношений между её членами.

Социальные отношения могут быть двух типов:

Эти два типа отношений сочетаются в любой группе.

Таким образом, группа имеет 2 структуры: формальную и неформальную.

Основным критерием классификации группы является количество человек в группе, общественный статус, уровень развития. Группы могут быть:

* по общественному статусу – формальные и неформальные;

* по непосредственности взаимосвязей – реальные и номинальные;

* по количеству человек – большие, малые и микро;

* по уровню развития – неорганизованные и высокой организации. Большие группы – толпа, масса, аудитория, публика.

Микрогруппы – диады, триады.

Малая группа – основная единица жизни человека, поэтому тщательно изучается психологами. Члены группы лично знакомы друг с другом. Ведущие факторы объединения: совместная деятельности и общая цель. Малая группа является первичной, т.к. в ней формируется личность, ее потребности и социальная активность.

Кюли выделил первичные и вторичные группы.

Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется лицом к лицу, члены объединены эмоциональной близостью. В таких группах нет целей, так как сама близость является ценностью.

Вторичные – характеризуются безличным взаимодействием членов, которое обусловлено официальными, организационными отношениями. Прочность вторичной группы определяется умением выполнять определённые функции. Цель – стремление к получению экономических, политических и других выгод (профсоюз).

Первичная группа является референтной, т.е. индивид ориентирован на нормы, ценности, мнения членов группы. Имеет две функции: нормативную (группа является источником установок и норм), сравнительную (индивид оценивает себя через нормы группы).

По уровню развития выделяют:

Неорганизованные группы: (имеют низкую сплоченность) – это ассоциации и диффузные группы.

Высокий уровень организации – коллективы.

В ассоциации нет совместной деятельности, но есть определенный уровень сплоченности, определяемой совместным общением индивидов. В диффузной группе нет сплоченности, организации, совместной деятельности. Обычно это начальный период существования группы, когда нет согласованности, групповых норм. Признак – ЦОЕ(ценностно-ориентационное единство) – степень совпадения позиций и оценок в деятельности и ценностей группы. Существуют просоциальные и асоциальные группы.

Коллектив — просоциальная группа.

Коллектив – это группа, объединенная общими целями деятельности, подчинёнными целям общества.

Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией и характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией, авторитарным управлением и противопоставлением узких интересов общественным.

Группа является динамичным образованием, функционирует во времени и пространстве, которое обусловлено взаимодействием 2 тенденций: интеграции (для снятия угрозы существованию группы как целого) и дифференциации, направленной на специализацию взаимосвязей членов группы, (основана на различии их ролей).

В результате этих тенденций образование, функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Динамика изменения группы возможна как от низкого к более высокому уровню, так и наоборот. Относительный баланс тенденций является закономерностью, обеспечивающей эффективность функционирования и развития группы.

3. Формальная и неформальная структура группы.

Структура группы – это относительно постоянное сочетание межличностных отношений, существующее в группе, которое может определяться внешними и внутренними факторами.

Структура, которая определяется внешними факторами называется формальной (официальной) структурой. Члены такой группы должны взаимодействовать друг с другом по определённым предписанным им правилам. Официальная структура создается для того, чтобы обеспечивать выполнение определённых задач. Если из неё выпадает индивид, то освободившееся место, занимает другой индивид такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру безличны. Группа, основанная на подобных связях – формальная.

Неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Имеет большую гибкость по сравнению с формальной структурой. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того чтобы, удовлетворить некоторые свои потребности: в дружбе, в общении, привязанности, помощи и т.д. Неформальные связи возникают спонтанно по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образовываются неформальные группы. В таких группах люди совместно проводят время: игры, вечеринки, спорт. Возникновению неформальной группы может способствовать пространственная близость индивидов. Индивиды дорожат своим членством в группе, т.к. в ней удовлетворяются потребности каждого из членов.

Психолог Смелзер из США выделил следующие функции группы: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.

Инструментальная функция группы состоит в осуществле­ нии той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, от­ ряд спасателей, футбольная команда, хореографический ан­самбль — все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентиро­ ванными на задачу. Участие в таких группах, как правило, обес­ печивает человеку материальные средства к жизни, предостав­ ляет ему возможности самореализации.

Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении по­ требностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы (или со циоэмоциональные). Будучи их членом, индивид получает удо­ вольствие от общения с психологически близкими ему людьми — родными и друзьями.

Поддерживающая функция группы может ярко проявляться в ходе сеансов групповой психотерапии. При этом порой человек п сихологически настолько сближается с другими членами групп ы, что его вынужденный уход (например, в связи с общим оконча нием лечения) тяжело им переживается. Поэтому особым ва­ риантом окончания курса групповой психотерапии является со­ хранение структуры группы и продолжение общения пациентов между собой уже без врача (Либих, 1974).

Размер группы является одним из факторов, определяющих ее свойства. По числу членов различают малые и большие группы. Малые группы (от 2 до 10 человек) — состоят из небольшого числа людей, имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности.

Любая группа имеет структуру, т.е. определенную совокупность относительно устойчивых связей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обуславливают всю жизнедеятельность группы, включая удовлетворенность и продуктивность её членов.

4. Социальная роль и статус.

Человек занимает в обществе несколько позиций. Каждая из социальных позиций называется статусом (подразумевающим определенные права и обязанности). Существуют статусы приписанные (от рождения) и достигнутые.

Социальная роль – ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Каждый статус включает ряд ролей. Каждая роль может быть описана с помощью следующих характеристик:

2) способ получения;

Существование нескольких ролей может вызывать ролевой конфликт – это необходимость удовлетворять противоречивым требованиям двух или более ролей.

Способы ослабления ролевого конфликта по Р.Мертону.

1) Признание некоторых ролей более важными

2) Отделение друг от друга ролей связанных с работой и домом

Роли могут быть формальными, служащими для формирования институтов и др. социальных структур, а также неформальными – «душа общества», «козел отпущения», «клоун» и т.д.

Источник:
Группа психология
Тема 8. Психология социальных групп. 1. Общие понятия 3. Формальные и неформальные структуры групп 4. Социальная роль и статус 1. Общие понятия. Понятие «социальная группа»
http://ariadnaniti.ucoz.ru/load/socialnaja_psikhologija/tema_8_psikhologija_socialnykh_grupp/10-1-0-11

Группа психология

45. Понятие малой группы

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Андреева, 2004)

Среди основных признаков малой группы можно назвать следующие:

1) размер – число членов группы;

2) психологический климат группы – нравственно-эмоциональная окраска взаимоотношений в группе;

3) композиция – характеристика входящих в группу членов (численность, половой и возрастной состав национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы;

4) структура группы – те функции, которые выполняют члены группы, а также состояние формальных и неформальных взаимоотношений в группе;

5) групповые процессы – показатели актуальных социальных отношений, существующих в группе (лидерство – руководство, стадии развития группы, групповое давление и т. д.);

6) групповые нормы – правила поведения, которых придерживаются члены группы.

Перечисленные выше характеристики малой группы являются основаниями, согласно которым классифицируют и изучают малые группы в социальной психологии.

Проблема классификации социальных групп различными исследователями понимается по-разному. Рассмотрим классификацию на стр. 133, предложенную Г. М. Андреевой.

Слаборазвитые группы отличает отсутствие прочной психологической общности, взаимоотношения не стабильны, нет четкого распределения обязанностей, признанных лидеров.

Источник:
Группа психология
Автор: Богачкина Наталия, 45. Понятие малой группы — Психология, Серия: _проф/_шпаргалки
http://e-reading.club/chapter.php/81556/45/Bogachkina_-_Psihologiya.html

Психология групп и коллек­тива (стр

Психология группы и коллек­тива.

Становление личности индивида не может рассматриваться в от­рыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включа­ется. По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды на­ходятся друг к другу».

Природа межличностных отношений в любых общностях доста­точно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональ­ные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реали­зует себя, отдавая об­ществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её дея­ния явля­ются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержа­нию, ценно­стям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформаль­ных объединениях, — индивид про­являет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отно­шений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складыва­ются межличностные отно­шения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Не­смотря на то, что проявления межличностных отно­шений в каждой кон­кретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрас­тных этапах действуют общие закономерности их становления и разви­тия.

Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая ха­рактеристика межличностных отношений – это их за­висимость от совместной дея­тельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межлично­стных отношений в группе, оп­ределяет их строение. Третья особенность межлично­стных отношений за­ключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложив­шаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей осо­бой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действи­тельностью. Понятие социальной ситуации развития может быть приме­нено и к характеристике детской группы.

Это прежде всего объективные условия существования данной группы, опреде­ляемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый пре­жде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным ус­ловиям , статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответ­ствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание меж­личностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаи­модействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позво­ляет ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое ме­няется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо нахо­дить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, по­зволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от то­талитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни тре­бует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.

Глава I. Психологическая характеристика группы и коллек­тива.

§ 1. Социально – психологическая характеристика групп.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельно­сти, — важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реаль­ность отношений между социальными группами, поэтому для социо­логического анализа крайне важ­ным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию сле­дует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зре­ния социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных нау­ках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”» [1] . С од­ной сто­роны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группи­ровки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе ана­лиза.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разно­видностью совместной деятельности или помещены в какие-то иден­тичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, ус­ловными и ре­альными. Реальные группы делят на малые и большие, офи­циальные и не официаль­ные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и некон­тактные. Стихийные — К.К.Платонов на­звал «неорганизованными группами».

Социальная психология предпринимала многократные попытки по­строить клас­сификацию групп. Американский исследователь Ювенк вы­членил семь различных принципов, на основании которых строились та­кие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уро­вень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобла­дающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех пред­ложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.

Источник:
Психология групп и коллек­тива (стр
Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. Социально – психологическая характеристика групп. Понятие и структура малых групп в психологии.
http://mirznanii.com/a/206440/psikhologiya-grupp-i-kollektiva

COMMENTS