детская агрессия причины

Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция

Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция

Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Так кто же виноват, и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению к сверстникам или к взрослым?

Родителям важно знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения ребенка.

Но перед тем как предпринимать действия по коррекции детской агрессии, нужно разобраться с причинами ее возникновения!

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Рассмотрим несколько ключевых:

Причина детской агрессии 1: ребенок дерется из-за незрелости речи.

Агрессия впервые проявляется у детей довольно рано, у многих даже до года. Это связано с тем, что ребенок сталкивается с первыми ограничениями в своей жизни. Например, его куда-то не пускают ползать или мама не дает точить об себя зубы. Как и у любого нормального существа, ограничения доступа к желаемому вызывает негативные эмоции: злость, обиду. А как ребенок маленький, в возрасте до 2-3 лет, может высказать свою злость? Дети в этом возрасте еще плохо разговаривают, значит аргументированно объяснить маме, в чем она неправа, они не могут. Остается только рычать, кричать, драться и кусаться.

Слабое развитие речи является одной из самых распространенных причин детской агрессии в дошкольном возрасте.

Заметьте, что я говорю об этой причине у детей всего дошкольного диапазона, т. е. до 7 лет. С чем это связанно?

Большинство детей с 4 лет уже хорошо разговаривают, но чтобы, например, отстоять свою игрушку на словах, ребенку требует гораздо больше времени и мысленных усилений. «Дать в бубен» обидчику гораздо проще и быстрее.

Что уж говорить о детках, имеющих проблемы с развитием речи, такими как задержка, дизартрия или просто непоставленные звуки.

Причина детской агрессии 2: ребенок пробует новую модель поведения.

Еще одна из причин детской агрессии связана с тем, что ребенок адаптируется к социуму. «Драться плохо»— не является генетической программой, это именно социальная норма. Соответственно, дети пробуют драться, кусаться и т. п. так же, как они пробуют договариваться, меняться и т. д. А вот закрепится ли такая модель поведения на 100%, зависит от реакции окружения. Если агрессией ребенок добьется желаемого (игрушки, внимания, и т. п., то такое поведение подкрепится. И если такое поведение подкрепится один раз, то ничего страшного не произойдет, а если это будет происходить раз за разом, то агрессия ребенка станет постоянной моделью поведения. В таком случае потребуется коррекция детской агрессии.

Причина детской агрессии 3: дисгармония в семье.

Именно дисгармония внутри семьи чаще всего является главной причиной детской агрессии. Сюда относится и дисгармония в паре ребенок-родитель, и в паре муж-жена, и в паре родители-бабушки, дедушки. Никогда не забывайте, что ребенок берет пример прежде всего с вас, с того, как вы выражаете свои эмоции окружающим. И если в порыве гнева вы не научились себя контролировать, от ребенка ожидайте того же. Нереально объяснить ребенку, что нужно решать проблемы не кулаками, при этом самому использовать агрессию в жизни. Если мама с папой или с бабушкой и дедушкой разговаривают только криками и руганью, то ребенок тоже будет ругаться. Если родители используют ремень в качестве воспитывающего элемента, то ребенок тоже будет драться. Причем, скорее всего, агрессия у такого ребенка будет проявляться не только с родителями, а с более слабыми детьми и животными.

Помните любой, даже скрытый конфликт в семье отражается на ребенке.

Причина детской агрессии 4: нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений.

Еще одной распространенной причиной агрессии у детей являются различные нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений. Ведь с самого своего зачатия ребенок полностью зависит от родителей, причем как физически, так и эмоционально.

Любовь, доверие и чувство защищенности, как между родителями, так и по отношению к ребенку являются важнейшими составляющими правильного развития ребенка. Порой родители нарушают эти постулаты, нанося малышу неизгладимую травму. Здесь могут сыграть значение невыполнение обещаний или непоследовательность в системе поощрений и наказаний. К сожалению, часто родители просто срываются на своих детях после тяжелого трудового дня.

Также агрессию ребенка может вызвать и некорректная критика, ведь зачастую мамы любят делать унизительные замечания или наказывать детей в самом неподходящем для этого месте. Представьте, что так поступили с вами! Вы ведь можете постоять за себя, а ваш ребенок еще нет, и, учитывая, что он еще не полностью сформировался психологически, это может заметно пошатнуть его самомнение и чувство собственного достоинства.

Причина детской агрессии 5: Телевидение, Интернет и другие СМИ.

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы и мультфильмы непременно содержат жестокие и грубые сцены, которые сильно влияют на несформированную детскую психику.

Причина детской агрессии 6: Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать вам, дорогие родители, а не удалившейся домой Фрекен Бок. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Причина детской агрессии 7: Недовольство собой

Еще одна причина агрессивности — недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования — немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

Причина детской агрессии 7: Чувство вины

Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и те дети, в которых не дремлет совесть. Почему? Потому что они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел? Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ему понадобится время и наша помощь и поддержка. А главное — наш пример. Если дети будут видеть, что мы в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче пройти отнюдь нелегкие уроки, которые предлагает жизнь.

Подводя итоги, скажу, что в дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Для этого родителям необходимо знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.

Часть 2. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ.

Как я уже говорила в первой части этой статьи, в дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей.

В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера.

Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же стратегии, что и для ее предупреждения. Так как же нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательное поведение предотвратить?

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Проявлять недовольство надо именно плохим действием и поступком, принимая личность ребенка в целом. Т. е. вместо «Ах, какая плохая девочка», нужно говорить «Ах, какой плохой поступок». Тем самым мы даем ребенку понять, что он не перестал быть нами любим, а вот поступок плохой и делать так больше не нужно.

Ни в коем случае нельзя оскорблять ребенка, обзывать его.

2. Старайтесь поведение ребенка обозначать позитивно: «Ты капризничаешь, потому что устал…». «Ты злишься, что в этот раз ты не справился с заданием…».

3. Вместо того, чтобы отчаиваться и упрекать ребенка в агрессивном поведении или непослушании, лучше выразить свое огорчение: «Как жаль, что ты ошибся (ошиблась) и поступил неправильно, ведь и сам теперь расстроен из-за этого». Учим обращать внимание на чувства и эмоции, т. е. контролировать их и управлять. При этом устанавливаются добрые, спокойные детско-родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злобу ребенка.

4. Бессмысленно добиваться того, чтобы ребенок не чувствовал агрессию – это невозможно. Взрослому нужно помочь ребенку выражать то, что чувствует, что переживает: «Конечно, тебе обидно…», «Наверное, тебе кажется, что весь мир настроен против тебя…», «Тебе стыдно за этот поступок, и тебе кажется, что одноклассник не простит тебя…» Важно помочь ребенку избавиться от эмоционального напряжения, сохранять контакт со своими чувствами

5. Установление обратной связи с ребенком снижает уровень агрессии: «Ты ведешь себя агрессивно» (констатация факта). «Ты раздражен?», «Ты чувствуешь обиду?» (констатирующий вопрос). «Ты хочешь меня вывести из терпения?», «Ты хочешь меня разозлить?» (раскрываем мотив агрессивного поведения). «Мне обидно, когда на меня кричат…» (обозначение своих чувств по отношению к неадекватному поведению с позиции я-сообщение). «Ведь мы с тобой договаривались…», «Мы с тобой заключали договор…» (возвращение к установленным правилам). При этом устанавливаются добрые, спокойные детско-родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злоба ребенка.

6. Обязательный контроль своих собственных негативных эмоций! Как и ребенок, взрослый так же испытывает калейдоскоп негативных чувств и эмоций, когда сталкивается с агрессией, в том числе и с детской: страх, раздражение, гнев, беспомощность. Нужно помнить, что эти чувства естественны, и являются ответной реакцией на негатив. Управляя ими, родитель демонстрирует модели взаимодействия с агрессивным человеком, обучает ребенка, закрепляя дружеские отношение с ним.

7. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

8. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизни, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что «у их детей от них не должно быть никаких секретов». Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

9. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: «Максим не хотел обидеть тебя». Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза — и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

10. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет».

11. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: «Хороший мальчик» или: «Хорошая девочка». Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним». Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т. д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

А что же еще нужно для профилактики детской агрессии? Повторюсь: конечно, безусловная родительская любовь. Ребенку необходимо знать, что мама и папа его любят вне зависимости от того, как он себя ведет. Это аванс, за который ребенок платит благодарностью: «Меня любят, не смотря ни на что, а поведение (поступок) я обязательно исправлю!» Он должен чувствовать себя желанным и любимым, ведь часто одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. В любви зарождается весна, новая жизнь. Именно любовь делает нас счастливее, т. к. ее лучи согревают наши сердца и сердца наших детей.

Причины возникновения эмоции страха у детей Эмоции понимаются нами как душевные волнения, составляющие элементы чувств. Человек может испытывать различные эмоции. в попытках объеденить.

Индивидуальная консультации для родителей «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей. Тема: «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Консультация «Агрессия у детей раннего возраста: стороны её проявления и действия взрослого» КОНСУЛЬТАЦИЯ ТЕМА: «Агрессия у детей раннего возраста:стороны её проявления и действия взрослого» «ПОГОВОРИМ ОБ АГРЕССИИ» Ребенку в раннем.

Консультация для родителей на тему «Детская агрессия» «Детская агрессия» «Каждый может разозлиться — это легко. но разозлиться настолько, насколько нужно и по той причине, по которой нужно,.

Неврозы у детей, причины и следствия. Данная тема заслуживает особого внимания прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество.

Памятка для родителей «Агрессия детей: причины и предупреждение» «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя.

Причины и последствия детской агрессивности Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия.

Причины эмоционального благополучия Причины эмоционального неблагополучия детей Как определить причины эмоционального неблагополучия детей? На определенном этапе оценки эмоционального.

Родительское собрание «Причины плохого поведения» Дети в этом возрасте усваивать этические нормы, принятые в обществе; учатся оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять им.

Выступление на педсовете «Истоки и причины нечтения» Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 гг. возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей.

Причины детской агрессии

Введение. Что такое агрессия? ……………………………………….2

1. Особенности детской агрессии …………………………………….2

2. Причины детской агрессии…………………………………………6

Введение. Что такое агрессия?

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету . Обратите внимание, агрессия – это выражение эмоции , а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить.

По причине отсутствия фундаментальных исследований в области изучения детской агрессивности уровень и глубина представлений о детской агрессии остаются прежними, отражающими только внешние аспекты этого феномена.

Сегодня с особенной остротой встал вопрос: как научить ребенка жить в мире с миром людей и вещей, несмотря на все разнообразие интересов и опыта каждого из нас? Поиски ответа на этот вопрос логично будет начать с уточнения самого понятия «агрессия» и механизмов ее возникновения.

Способность ребенка строить конструктивные отношения с окружающими, совместно с ними разрешать возникающие конфликты является важным показателем развития личности ребенка. Характерные для каждого человека способы поведения в трудных ситуациях и отношение к окружающим начинают складываться на ранних этапах развития личности, в процессе активного включения ребенка в систему общественных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Агрессия как форма поведения встречается у значительного числа детей в раннем детстве как отражение слабой социализированности личности отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Постепенно на смену агрессии приходят новые, более сложные формы поведения, опосредованные социальными нормами, нравственными представлениями. И только у определенной категории детей агрессия сохраняется и, более того, продолжает развиваться, трансформируясь в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим В итоге значительно снижается положительный потенциал личности, возникает конфликт личности и общества, сужаются возможности полноценной социализации ребенка в обществе, где агрессия осуждается.

Значительные расхождения между различными авторами проводящими исследование агрессии, возникают уже при попытке определить содержание самого понятия «агрессия». Наряду с определением агрессии как сильной активности, стремления к самоутверждению или как стремления к подчинению себе других людей или к обладанию другими объектами, встречается понимание под агрессией чувств, оскорбляющих, ранящих партнера и направленных на его уничтожение . Наиболее распрстраненными в зарубежной психологии определениями агрессии можно считать следующие:

1) основанное на оценке поведения: «агрессия — это любой вид поведения, приносящий вред другому»;

2) основанное на оценке намерения: «агрессия — это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому».

Надо сказать, что широко распространенная сегодня тенденция рассматривать агрессию с позиций моральных норм и без учета возрастных аспектов данной проблемы существенно затрудняет понимание механизмов агрессивного поведения в детском возрасте. Ведь в отличие от взрослых у детей еще недостаточно развиты нравственные представления, все поведение ребенка сохраняет тесную связь с переживаниями, вызванными конкретными (частными) событиями, а жизнь насыщена критическими периодами, обостряющими проблемы построения правильных взаимоотношений с окружающими.

Дошкольное детство — наиболее ответственный возраст в силу насыщенности сензитивными и кризисными периодами, интенсивного формирования всех сторон личности ребенка. Поэтому и отношение к детской агрессии должно быть особым. Главное в том, что каждый ребенок встает перед выбором: что поможет ему построить нормальные взаимоотношения с миром – агрессия или гуманность?

В предисловии к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми» А. Г. Асмолов пишет: «Вряд ли . сегодня кого-либо удивишь сухими статистическими сводками, свидетельствующими о росте преступности среди детей и подростков. Мы настолько привыкли …к все нарастающей волной детской преступности, что не заметили, как оказались во власти абсурдной логики общественного воспитания трудных детей, логики, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений. Парадоксальность ситуации состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жесткости, а не воспитание миролюбия» .

При всей болезненности вопросов детской преступности и жестокости нам представляется неоправданным сведение к ним проблемы агрессии у детей. Более того, практика убедительно доказывает: преступность и жестокость зачастую оказываются почти прямым следствием неадекватного понимания причин детской агрессии, нашего неумелого обращения с ней или бессилия в оказании помощи трудному ребенку.

Проблема детской агрессии и агрессивности актуальна в первую очередь с точки зрения дифференциации нормы и отклонений в развитии, и разработки программ психолого-педагогической поддержки (профилактики, коррекции, развития, лечения и т. д.) ребенка соответственно этой дифференциации. В этой связи на первый план выходит вопрос о диагностических критериях которые могли бы быть использованы в этих целях.

Мы считаем, что агрессию у дошкольников можно рассматривать в двух основных вариантах:

• когда агрессивные действия ребенка носят ситуативный, избирательный характер и не относятся к отклонениям формирования личности;

• когда агрессивные действия приобретают генерализованный, малодифференцированный характер, становятся ведущей (или одной из основных) формой поведения и являются свидетельством отклонений формирования личности.

Для определения степени тяжести агрессивных проявлений многими авторами предлагают следующие критерии.

1. Частота и легкость их возникновения . Чем сложнее аффективная патология, тем больше возможностей возникновения фрустрирующих ситуаций.

2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. Агрессивные действия могут быть очевидно спровоцированы определенными обстоятельствами, однако интенсивность и форма их проявления могут не соответствовать причинам, их спровоцировавшим. В наиболее грубых случаях выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию, становится очень трудно.

3. Фиксируемостъ на агрессии . В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкие влечения к агрессивным действиям, что приводит к серьезной дезадаптации ребенка в его взаимодействии с окружающими. Это вызывает отрицательные реакции со стороны окружающих и, в свою очередь, еще больше усиливает ситуацию фрустрации, провоцирующую вновь и вновь агрессию ребенка.

4. Степень напряженности в агрессивных действиях . В ряде случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить контролю. В других — более тяжелых — случаях ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что в этот момент недоступен контакту, и любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное и аффективное напряжение, гнев, ярость.

Источники:
Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция
Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция
http://www.maam.ru/detskijsad/detskaja-agresija-prichiny-profilaktika-i-korekcija-chast-1-prichiny-detskoi-agresi.html
Причины детской агрессии
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. Что такое агрессия? ….2 1. Особенности детской агрессии .2 2. Причины детской агрессии 6
http://mirznanii.com/a/204400/prichiny-detskoy-agressii

COMMENTS