детская агрессия и ее причины

Возможные причины детской агрессии

Причины детской агрессии различны. Зачастую это невозможность выразить свои чувства никаким другим способом, кроме прямого физического действия. Дети ломают игрушки, бьют и кусают взрослых, потому что не имеют навыков другого способа коммуникации. Как и взрослые, время от времени все дети испытывают неприятные переживания:

Взрослый человек способен оценить последствия, прежде чем начать действовать, а ребенок — нет. Задача хорошего родителя — это помочь малышу переживать сильные чувства так, чтобы не приносить вреда ни себе, ни окружающим. Выражать чувства очень важно, а еще важнее — научиться осознавать их.

Часто родители хотят снять с себя ответственность за поведение малыша, однако, практика показывает, что все дети, склонные к деструктивному поведению, воспитываются в дисфункциональных семьях.

Что такое дисфункциональная семья? Это такой союз людей, где происходит скрытое или явное насилие над одним или над многими членами. Насилие может принимать разные формы, например, физическое насилие, навязывание своей точки зрения, вторжение в личное пространство. Если бабушка яростно критикует решения мамы и уничтожает ее авторитет в глазах ребенка, это является психологическим насилием. Если отец малыша ссорится с матерью, проявляя к ней неуважение, это тоже показывает отсутствие любви и поддержки в семейной структуре.

Признать часть своей ответственности — это первый шаг на пути к тому, чтобы помочь малышу. Дети, воспитанные в семьях с токсичной эмоциональной обстановкой, часто находятся в депрессии уже с младенческого и раннего дошкольного возраста. У них имеются сложности во взаимодействии с другими детьми, им трудно дается социализация. Если у таких детей появляются младшие братья или сестры, часто они не могут справиться с ревностью и ведут себя злобно и враждебно по отношению к малышам.

Известны случаи, когда старшие дети били младших, сбрасывали с высоты и душили подушкой. Для родителей очень полезно будет почитать профессиональные книги по детской психологии, для того чтобы понять, что движет их ребенком.

Распространено мнение, что жестокие телепередачи, компьютерные игры и книги оказывают негативное влияние на взросление человека. Однако, малыш, который проявляет доброту и щедрость, легко сближается с другими детьми и беспокоится о благополучии окружающих, не будет выбирать подобные телепередачи, игры и книги, поскольку это не отвечает его склонностям.

Родителям легче обвинить во всем телевизор, компьютер или издательства, чем задуматься над тем, что они сами сделали, для того чтобы малышу было безопасно дома. Как они научили его справляться со своими чувствами, и насколько хорошо они сами умеют с ними справляться? Родителей интересует вопрос, как победить детскую агрессию. Тем не менее, вопрос нужно ставить по-другому: как помочь ребенку стать добрее? Детское агрессивное поведение обычно возникает постепенно, от мелких инцидентов к крупным.

Иногда появлению агрессии предшествует травма, например, уход отца из семьи или смерть бабушки.

Тогда ребенок выражает горе и тревогу с помощью навязывания своих желаний окружающим, он может закатывать скандалы в магазине, поджигать чужие вещи, воровать и разрушать репутацию родителя любыми доступными способами. Что можно сделать, когда поведение ребенка становится неуправляемым:

Требуется составить четкую систему правил, что позволено, а что запрещено. Для каждого возраста это будут свои правила, например, для ребенка в 8 лет можно пойти гулять, взяв с собой сотовый телефон. А для ребенка в возрасте 4 лет выходить одному на улицу, убегать и теряться нельзя. Если правила созданы и озвучены, от них нельзя отступать, особенно, если ребенок пытается добиться этого манипуляциями, истериками, ударами и кусанием.

Нужно создать условия, в которых малыш мог бы проявлять свою власть и выплескивать физическую энергию. Для таких целей подойдут подвижные игры. Детей постарше можно отдавать в секции борьбы, на занятия плаванием, бегом или другим активным спортом. Во время приступов злости или ярости происходит большой всплеск эмоций, который не поддается контролю со стороны ребенка.

Физическая активность помогает переключить внимание и снять мышечный тонус. Этот аспект помощи чрезвычайно важен, потому что запреты и внушения не оказывают положительного влияния на состояние ребенка. Часто подавление чувств вызывает возникновение таких психосоматических заболеваний, как аллергические реакции, бронхиальная астма, гастрит, запоры и поносы, головные боли.

Занятия спортом помогают расслабить тело, снять перенапряжение и рационально распределить нагрузку на все группы мышц. Дополнительно к этому спорт будет хорошей сферой реализации лидерских качеств ребенка, даст возможность повысить самооценку. Дети, проявляющие агрессию — это всегда дети с низкой самооценкой, которые негативно воспринимают любые поражения. Хроническое нарушение осанки, которое возникает в раннем возрасте как реакция на стресс, приводит к развитию искривления позвоночника, что отрицательно сказывается на здоровье внутренних органов. Укрепление мышечного корсета с помощью спорта помогает снизить потенциальный вред для ребенка.

Очень важный навык, который родитель дает ребенку — это способность словами выражать свои чувства, не прибегая к физическому воздействию. Показывать, как это делается, нужно на личном примере. Вместо того чтобы кричать или шлепать ребенка, следует сказать о том, что вы сердитесь, и объяснить, почему. К сожалению, родители не всегда обладают такими умениями, поэтому им сложно передать этот опыт детям.

Во всех случаях, когда родители обращаются за помощью к компетентному детскому психологу, специалист рассматривает не поведение ребенка в отдельности, а всю семейную структуру в совокупности. Для родителей это оказывается обычно большим сюрпризом, ведь им казалось, что это ребенку нужно измениться, а изменения требуются в том числе и взрослым.

Дисфункциональная семья может быть очень благополучной со стороны постороннего наблюдателя.

В таких семьях может присутствовать и мать, и отец, и дети, и домашние животные. Единственное, чего не хватает в этой структуре — это здоровых отношений.

В том случае, если поведение ребенка становится угрозой для него самого или для безопасности других детей, нужно без колебаний обращаться к детскому психологу. Бывает так, что дети причиняют серьезный вред здоровью своих братьев, сестер и сверстников. Проявления агрессии среди детей и подростков наносят ущерб имуществу школ, детских садов и других общественных заведений.

Финансовую ответственность за действия несовершеннолетних несут родители. Если самостоятельно не удается справиться с детской агрессией, нужно обратиться к профессионалу. В других случаях ребенок направляет разрушительную энергию на самого себя, что приводит к повышенному риску переломов, падений с высоты, ушибов и других травм. Такое поведение носит название аутоагрессия.

В легких случаях аутоагрессия проявляется как неумение позаботиться о своих нуждах, например, поесть вовремя, одеться по погоде, сделать заранее уроки. В тяжелых случаях, особенно у подростков, она приводит к рискованному и деструктивному поведению, к вступлению в криминальные авантюры, к правонарушениям. Агрессивное поведение приводит к появлению детской преступности. Казалось бы, какая существует взаимосвязь между малышом 4-х лет, который бьет детей совочком в песочнице, и подростком, который бьет прохожих и отбирает у них деньги? Однако, она есть.

Дети из дисфункциональных семей имеют повышенный риск стать химически зависимыми, алкоголиками и наркоманами. Для заботы о здоровье и благополучии ребенка следует проявить внимание к его состоянию как можно раньше. Решение о том, стоит ли лечить ребенка медикаментозными средствами для успокоения, принимает только специалист.

Основа отношений между родителем и ребенком закладывается еще в младенчестве. Родитель, как взрослый человек, до определенного момента берет на себя главную роль в этих отношениях. Именно от его действий зависит успех или неудача в коммуникации. Если по каким-то причинам, например, из-за личных проблем или занятости родитель не может уделить внимания ребенку и быть чутким к его нуждам, начинается постепенное разрушение этих отношений.

Одна из важных функций родителей в раннем возрасте — это «контейнирование», то есть помощь правильно справиться со своими чувствами. При отсутствии близкого контакта родитель не может выполнить эту функцию, поскольку он неправильно интерпретирует поведение ребенка и не знает, как ему помочь. Основа доверительных отношений — это принятие, и обеспечить это принятие должен именно родитель. Ребенок, особенно маленький, не владеет всеми необходимыми навыками, для того чтобы самостоятельно решить свои проблемы. Виды детской агрессии могут быть совершенно различными, однако, в любом случае нельзя вступать в противоборство с ребенком и отдаляться еще больше.

Часто, не зная, как справиться с детской агрессией, родители начинают применять к детям наказания, запреты и нравоучительные беседы, думая, что таким способом у них получится побороть жестокое поведение детей. На короткое время эти методы могут дать эффект, но в долгосрочной перспективе они не приносят пользы.

Профилактика детской агрессии заключается прежде всего в создании дружеского союза вместе с ребенком. Чем крепче будет этот союз, тем легче ребенок пройдет сложный этап в своей жизни. В детском возрасте существуют закономерные кризисы развития, преодоление которых помогает человеку взрослеть и решать все новые психологические задачи. Причины и последствия детской агрессии позволяют сделать вывод о том, что помочь ребенку может только доброе и чуткое отношение родителя.

Чем раньше взрослый человек обратит внимание на эту проблему, тем меньше негативного опыта получит ребенок. Доверие к людям и уверенность в своих силах формируются в очень раннем возрасте. Проблемы с социализацией, которые испытывает агрессивный ребенок, закладывают очень неблагоприятную основу для всего дальнейшего жизненного опыта. Поэтому важно оказать всю необходимую помощь, для того чтобы малыш обладал здоровой самооценкой и всеми навыками социальной адаптации.

Детская агрессивность

1. Детская агрессивность и ее причины

2. Особенности агрессии детей и подростков

3. Формирование детской агрессивности

4. Варианты проявления детской агрессивности

5. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Список использованных источников

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса — сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

1. Детская агрессивность и ее причины

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

— стремление привлечь к себе внимание сверстников;

— стремление получить желанный результат;

— стремление быть главным;

— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

— сниженный уровень саморегуляции;

— неразвитость игровой деятельности;

— нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

Таблица 1.Классификация видов агрессии

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников — их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

2. Особенности агрессии детей и подростков

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди — родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей — жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Агрессия часто возникает без реального повода.

Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов — в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями.

Детская агрессия её причины и последствия

Детская агрессия её причины и последствия. Памятка для родителей

Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые ребята, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют их, грубят взрослым. Такая агрессия чаще идет из семьи. Семейные неурядицы, пьющие отцы, занятые своими заботами матери. Ведь агрессия-это отражение внутренних проблем ребенка, которые чаще всего возникают из-за жестокости и безучастия взрослых.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семейной обстановкой ,с семейным воспитанием. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей друг над другом, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчеркивать это, вот ежедневная школа агрессии в которой ребенок формируется и получает уроки выживания.

Причины, провоцирующие агрессивное поведение у детей, имеют под собой вполне реальную почву. И знание этих причин родителями важно для того, чтобы можно было справиться с проявлениями данной агрессии. Наиболее распространенными семейными причинами детской агрессии являются:

— Неприятие детей родителями.

Данная агрессия присуща не только детям. Статистика подтверждает, что приступы агрессивности проявляются у взрослых не желающих детей. Хотя родители и не говорят ребенку , что его не ждали ,не хотели, но он это чувствует по их поведению, жестам, интонации. Такие дети всеми способами пытаются доказать, что они имеют право на существование, что они хорошие и пытаются завоевать право быть любимыми.

— Безразличие или враждебность со стороны родителей.

— Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

Если ребенку уделяется чрезмерное внимание (родители стараются предугадать каждое его желание) то он вырастает избалованным и капризным. И если очередной его каприз не исполняют, то в ответ получают вспышку агрессии.

Причиной агрессии может послужить отсутствие внимания со стороны родителей , их занятость( пусть лучше отругают, отчитают, чем не заметят).

Если мы не обращаем внимания на страдания детей, их душевную боль, то у ребенка складывается впечатление, что взрослые не могут его понять и помочь и его охватывают чувства одиночества, незащищенности и беспомощности. В результате появляются неадекватные агрессивные реакции.

— Чрезмерный контроль или полное его отсутствие.

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) как и полное его отсутствие (гипоопека) очень вредны для ребенка. Если властные родители стараются во всем управлять своими детьми, подавлять их волю — это вызывает у них чувство угнетенности, страха. В этом случае агрессивным поведением ребенок выражает протест против существующего положения вещей, постоянных запретов.

— Запрет на физическую активность.

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка являются следствием установок или запретов взрослых. Агрессия в этом случае обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно ,не имеет свойства исчезать бесследно.

Повышенную агрессивность могут проявлять дети с обостренным чувством совести, потому, что они испытывают чувство вины и стыда по отношению к тем, кого обидели.

— Плохое самочувствие, переутомление.

Чаще всего дети ведут себя агрессивно, если они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-либо или на что-либо.

— Влияние продуктов питания.

Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности ,агрессивности и шоколадом.

Повышенную агрессивность детей вызывают так же такие факторы, как повышенный уровень шума, вибрации, теснота, температура воздуха.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Дети, как губка впитывают в себя « семейные установки». Именно по этому, тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками и неприязнью.

По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается равнодушие к эмоциональному миру ребенка. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя.

Общение ребенка с родителями имеет очень большое значение. Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный крик ребенка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительного. Выплескивая это, он таким образом, борется за свое психологическое выживание.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

— над ребенком издеваются,

— над ребенком зло шутят,

— ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда,

— родители заведомо лгут,

— родители пьют и устраивают скандалы,

— родители воспитывают ребенка двойной моралью,

— родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка,

— родители не умеют любить одинаково своих детей,

— родители не доверяют своему ребенку,

— родители настраивают детей друг против друга,

— закрыт для друзей вход в дом,

— родители живут своей жизнью, отдельной от жизни ребенка,

— ребенок чувствует, что его не любят.

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности.

1. Постарайтесь сохранить в семье атмосферу открытости и доверия.

2. Не давайте своему ребенку несбыточные обещания, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете себе или не позволяйте себе того за что наказываете ребенка.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимости от его учебы.

10. Помните, что ребенок — воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Для преодоления детской агрессивности родители должны обладать:- вниманием, сочувствием, сопереживанием, терпением, требовательностью, честностью, добротой, лаской, заботой, доверием, чувством юмора, тактом, умением удивляться и любить.

Детская агрессия и ее причины

первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление;

второй — агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («Я самый сильный — и мне всё можно») во время игр;

третий — дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

Существуют разные формы и разные причины агрессивного поведения детей. Анализ специальной литературы См.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н.Ениколопов // Прикладная психология. — 2001. — № 1; Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. — М.: Олма-Пресс, 2007.-510 с. позволил выделить факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения младших школьников:

— индивидуальный, определяющий психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребёнка в обществе;

— психолого-педагогический, определяющий дефекты школьного и семейного воспитания;

— социально-психологический, определяющий неблагоприятные особенности взаимодействия ребёнка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;

— личностный, определяющий активно-избирательное отношение ребёнка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию поведения;

— социальный, определяющийся социально-экономическими условиями.

Причины агрессии весьма разнообразны. В литературе выделают несколько основных причин детской агрессии: ухудшением социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей, а также большим количеством сцен насилия в СМИ и к/ф.

Причинами возникновения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста могут быть особенности семейного воспитания (отвержение, гиперопека, насилие в семье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим), стрессы в социальном окружении, индивидуальные особенности ребёнка (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов и тревожности), фрустрация базовых потребностей ребёнка (в движении, самостоятельности, общении со сверстниками), различные заболевания и т.д.

Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются:

— привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

— ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (мальчик расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, другой мальчик кричит: «Ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

— защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

— стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

— стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

Причинами агрессии могут быть и характерологические особенности младшего школьника, например гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу, раздражение, эгоцентризм, упрямство. Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии в той или иной степени данного свойства у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — С.11.

1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребёнка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы.

4. Часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребёнке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребёнке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

Необходимо остановиться и на характерологических особенностях самих агрессивных детей, а также их семей, поскольку эти особенности дают ключ к направлениям, в которых затем строится коррекционная работа. Выделение характерологических особенностей важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы. Так, М. Алворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и их внутренние конфликты: Там же.

1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатию.

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Т.П.Смирнова выделяет еще три важнейшие характерологические особенности подобных детей: дети имеют высокий уровень личностной тревожности; имеют неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себя отверженными.

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность. Обычно с усвоением правил и норм поведения непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Эти дети имеют значительно более выраженную склонность к агрессивности. Методы диагностики и основные направления коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста будут рассмотрены в следующей главе.

Источники:
Возможные причины детской агрессии
Причины детской агрессии различны. Зачастую это невозможность выразить свои чувства никаким другим способом, кроме прямого физического действия. Дети ломают игрушки, бьют и кусают взрослых, потому что не имеют навыков другого способа коммуникации.
http://1popsihiatrii.ru/raznoe/prichiny-detskoj-agressii.html
Детская агрессивность
Суть, причины и классификация детской агрессивности. Особенности агрессии детей и подростков. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности. Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей. Способы развития самоконтроля.
http://mirznanii.com/a/200270/detskaya-agressivnost
Детская агрессия её причины и последствия
Детская агрессияС детской агрессией мне, как педагогу начального образования, приходилось сталкиваться и раньше. Сегодня мы все чаще встречаем детскую агрессию даже в младших классах. Возраст детской агрессии явно помоло
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog59889/detskaja-agresija.html
Детская агрессия и ее причины
первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление; второй — агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками,
http://studbooks.net/504351/psihologiya/detskaya_agressivnost_prichiny

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (55)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (24)Как козерог переживает разрыв отношений Как мужчина переживает разрыв отношений Считаете, что только вы глубоко переживаете разрыв отношений с мужчиной?… (10)Как девушке намекнуть что я ее хочу Как намекнуть девушке на секс Это тоже один из частых вопросов, которые присылают мне. Я… (7)Дева в постели Дева - какой он в интимных отношениях? Мужчина, рожденный под знаком Девы, не выдвигает секс… (7)Мужчина рак разрыв отношений Как завоевать мужчинуЕсли Рак решается уйти от своей партнерши, то потому, что он убедился: связь… (6)Красивые слова о жизни в прозе Мудрые высказывания о жизниУмные мысли приходят лишь тогда, когда глупости уже сделаны. Только те, кто… (5)Слова поддержки больному человеку в прозе Любовные СМС Любимому парнюЛюбовные СМС Любимому парню. СМС Любимой девушке. Поздравления в стихах и прозе.… (3)психологическая помощь семье Программа - Психологическая помощь семье переживающей кризис«Психологическая помощь семье переживающей кризис» Удачный брак — это… (3)Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Мужчина, родившийся под знаком зодиака Рака – это чувствительный,… (3)Женщина сука Стерва. Собирательный образ Я люблю и любима. Мною восхищаются, мне завидуют, а все потому, что… (3)

COMMENTS