агрессия в подростковом возрасте

Агрессия в подростковом возрасте

Сущность состояния аффекта, его отличие от других эмоциональных переживаний. Содержание, характеристики и физиология аффекта. Аффективный комплекс и кумулятивный аффект. Состояния аффекта в уголовном праве. Основание для признания лица невменяемым.

Причини «важкої поведінки» соціального та психологічного характеру, пов’язані з психічними і психофізіологічними розладами, віковими кризами. Система виховно-профілактичної роботи з важкими дітьми. Методи впливу на мотиваційну та вольові сфери дитини.

Трактация «гуманизации» в международно-политической теории. Индивидуальная этика и права человека. Институализация защиты прав человека, разрыва между формой и содержанием правового регулирования. Гуманитарное право, влияние индивидов и частных групп.

Характеристика підходу канадських дослідників П. Х’юітта та Г. Флетта до визначення перфекціонізму в дітей і підлітків. Описання й аналіз етапів адаптації та результатів апробації методики «Дитячо-підліткова шкала перфекціонізму» на українській вибірці.

Дослідження поняття життєвого простору особистості. Сутнісні розходження понять «життєвий простір» та «життєвий світ» особистості. Їх виділення у складі цілісного емоційно-оціночного комплексу, який постає одним зі способів структурування реальності.

Определение направленности идентичности Эрика Эриксона. Случай «утраты идентичности»: создание новой, внутренне связанной ценностной ориентации, отвечающей новым представлениям о себе. Адаптация личного к социальному. Коллективное бессознательное К. Юнга.

Социально-трудовая сфера современной России, её противоречивость. Социально-профессиональные предпочтения молодежи. Жизненные планы выпускников. Представления о выбранной профессии. Индивидуальные предпочтения школьников в профессиональной сфере.

Понятие, отличительные черты и формы «переноса» в психоанализе. Проблема невроза переноса и его проявление. Основные реакции контрпереноса по Зингеру: реакции иррациональной «доброты» и «заботы», враждебности по отношению к пациенту, тревожной реакции.

Ненормальні стани політичних діячів. Фіксована відносна нормальність у відчуттях користувачів та мінлива точність в оцінках експертів. Стани, якісна визначеність яких фіксується «плаваючим кордоном». Міра компетенції в розумінні норми і ненормальності.

Основні підходи до дослідження проблеми, зміст та показники розвитку особистості педагога в умовах «професійного вигорання». Розробка програми психологічного супроводу розвитку особистості педагога в умовах переживання «професійного вигорання».

Характеристика компонентів психолого-організаційної технології формування готовності персоналу освітніх організацій до інноваційної діяльності. Дослідження спрямованості мотивації. Аналіз корекційно-розвивальних методів формування позитивної мотивації.

Специфика развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Определение понятия «сценическая культура», ее составляющих и механизмов воспитания. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством хореографического искусства.

Сущность темперамента, характера как психологических понятий, характеристика и основные определяющие компоненты. Типы высшей нервной деятельности, их соотношение с темпераментом. Черты характера и их корни. Психологическая характеристика темпераментов.

Ключевые идеи теории моды немецкого социолога Зиммеля. Понятие классовой иерархии, индивидуальности и модных стандартов. Антропология потребления, ее главные объекты. Мода как результат напряженности между противопоставлениями. Сегментация рынка моды.

История молодёжных неформальных групп на Западе и в России, их философия, мировоззрение, принципы и правила поведения. Психолого-педагогический анализ причин участия подростков в неформальных объединениях; индивидуальный подход к школьникам-неформалам.

Классификация стадий полового созревания. Психологические изменения у подростков. Социальная значимость полового созревания. Последствия неправильного воспитания и способы преодоления «трудного» возраста. Основные цели и задачи самореализации подростка.

Анализ подходов к пониманию категории «ценность» в отечественной психологии. Представление о формах существования ценностей, переходящих одна в другую. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности, а также роль смысловых представлений.

Рассмотрение свода этических правил, который обязателен для использования в работе практического психолога. Характеристика областей деятельности практической психологии. Исследование этического кодекса практического психолога с христианской точки зрения.

Понятие, сущность и значение самоописания и самосознания человека. Подходы и структура «Я»-образа. Характеристика концепции К. Роджерса, его влияние на психотерапию. Общетеоретические подходы к изучению «Я»-образа в отечественной и зарубежной литературе.

Проблема самосознания в психологии. Сущность, виды, функции конфликтов. Психологические особенности юношеского возраста. Эмпирическое исследование связи “Я-концепции” старшеклассников и стилей поведения в конфликтах, анализ полученных результатов.

Агрессия в подростковом возрасте

Cчитается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.

Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено двумя путями: либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает.

В случае, когда речь идет о подростковой агрессии, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности.

Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно останется неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей — подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей». А кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности — пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении — отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание, как уже было отмечено ранее, также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также с теорией смещенной агрессии Миллера, в основе которой лежит представление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человека, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является истинным источником возникновения агрессивного побуждения. При этом теория смещенной агрессии (Miller) утверждает, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

1) силой побуждения к агрессии;

2) силой факторов, тормозящих данное поведение;

3) стимульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим агентом.

Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии

Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.

Так, установлено (Ковалев П. А.), что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиковнаиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная—физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной, характерной для подростков различных этносов (Зоуир Али Рашид).

В исследовании (Семенюк Л. М., 1996) было показано, что если у 10—11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14—15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14—15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.

Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10—11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14—15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.

Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.

Однако, как показывают исследования (Семенюк Л. М.), уже в возрасте 12—13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.

Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек —вербальная.

В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в

этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свойств (наступательность, вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость и др.).

Однако наличие таких корреляционных связей на самом деле еще не дает оснований для отождествления понятий. Необоснованность такой логики видна хотя бы из следующей простой аналогии. Рост и вес человека коррелируют между собой, также обе эти характеристики имеют однотипные корреляции с рядом других параметров (например, с качеством питания ребенка). Но все это не дает нам оснований считать, что рост и вес — это одно и то же, что эти понятия синонимичны.

С содержательно-психологической точки зрения понятия «агрессивность» и «конфликтность» обозначают различные психологические феномены, что находит отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. А кроме того, на поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой взаимосвязи и при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности.

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих.

В одном исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.

Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности.

В том же исследовании (Реан А. А.) было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.

Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А.), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%.

Специальные исследования, проведенные по этому поводу (ДандароваЖ. К., Реан А. А.), показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.

Агрессия в подростковом возрасте

Психология человека, отношений, мужчины и женщины, социальная психология, психология детей, общения, личности, развития, психология отношений, семейная психология, психология продаж.

Стресс, нервные состояния частые гости нашей жизни. И если человек с легким отношением к трудностям пройдет испытание более или менее

10 фраз, которые могут навредить вашей карьере.

Практика повышения уровня сознания Аудиокнига «Практика повышения уровня сознания», прежде всего, позволяет повысить обычный уровень сознания, победить стресс и тревогу,

8 простых правил общения, когда вами манипулируют Манипуляторы ловко внушают нам чувство вины, шантажируют, угрожают, льстят. Мы выполняем их пожелания

10 вредных привычек, которые мы напрасно считаем полезными:

Как решить все ваши проблемы со сном при помощи науки?

9 вещей, о которых вы будете жалеть через 10 лет.

Эффект превосходства картинки

9 мифов о материнстве, которые давно пора выкинуть из головы.

9 загадок, которые вынесут вам мозг.

Закон кошачьего тяготения и еще 10 вещей, которые кот от вас скрывает.

Математика, с которой прекрасно знаком каждый взрослый.

8 фактов, которых вы не знали о животных.

99 правил, которые изменят ВСЮ твою жизнь… Начuнай свой день с блaгодарности зa всe, что у тебя есть. 2. Ранo

6 любопытных фактов о том, как мы обычно принимаем решения

6 любопытных фактов о том, как мы обычно принимаем решения 1. Врачи, считающие себя «полностью уверенными» в диагнозе, ошибаются в

Агрессия в подростковом возрасте»

Московская городская педагогическая гимназия — лаборотория №1505

Реферат по психологии

ученица 9 «Б» класса

Москва 2010 год

1.Понимание сущности агрессии в психологии………………………

2.Причины и специфика проявления агрессивности у детей подросткового возраста………………………………………………………..

3.Типология агрессивного поведения современных подростков……

4.Профилактика и коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте…………………….

Список использованной литературы.………………………………….

Проблема агрессии сегодня одна из самых насущных в гуманитарных науках. Эта проблема очень актуальна, так как в современном обществе агрессия присутствует не только у взрослых, но и в детской и подростковой среде.

В отечественной психологической науке тема подростковой агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки. В настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований. Многочисленные исследования говорят о том, что агрессивность имеет как биологические, так и социально-психологические факторы.

Подростковая агрессия заслуживает особого внимания. Являясь продуктом фрустрационных переживаний, агрессия может проявляться в различных формах, и последствия от её проявления могут быть различными.

Важность данной темы определяется, во-первых, большим практическим значением (в среднем звене школы учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Все это обусловило выбор темы исследования: «Агрессия в подростковом возрасте».

Объект реферата – подростковый возраст.

Предмет – проявления агрессии у подростков.

Целью реферата является изучение темы агрессии в подростковом возрасте, причины и специфика проявления агрессивности у подростков и возможные варианты профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков.

Для достижения цели работе были поставлены следующие задачи:

1) определить теоретические основы проблемы агрессивности подростков;

2) дать характеристику таким понятиям, как агрессия и агрессивность;

3) описать существующую типологию агрессивного поведения современных подростков;

4)определить сущность проявление агрессивности в подростковом возрасте;

5) предложить методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков

1.Понимание сущности агрессии в психологии

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна присутствует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким.

Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Подростковая же агрессия рассматривается как эффективный способ контроля над событиями и ситуациями Для того, чтобы рассмотреть проблему подростковой агрессии необходимо определить, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования предпочитают ей давать негативную оценку, такие как Дельдаго, Бусс, Семенюк, Паренс, Бандура и Уолтерс, Можгинский. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны, которая встречается у Бендера.

Выделим несколько определений агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)

Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)

Агрессия — физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.[1]

Агрессия — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.[2]

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия — та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия — это те действия, которые имеют осознанный мотив — причинение вреда или ущерба.[3]

2. Агрессия, как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.[4]

По мнению этих авторов:

— агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

— в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

— жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.[5]

Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации.

В свете теории социального учения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального учения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего учения”[6] Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Итак, рассмотрев основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности.

Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

В подростковом возрасте агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование и мальчики отличаются большей агрессивностью, чем девочки.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Источники:
Агрессия в подростковом возрасте
Коллекция рефератов. Психология
http://otherreferats.allbest.ru/psychology
Агрессия в подростковом возрасте
Cчитается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы
http://helppsych.ru/pedagogika/agressiya-v-podrostkovom-vozraste.html
Агрессия в подростковом возрасте
Стресс, нервные состояния частые гости нашей жизни. И если человек с легким отношением к трудностям пройдет испытание более или менее спокойно, то многие люди
http://helppsych.ru/
Агрессия в подростковом возрасте»
Причины и специфика проявления агрессивности у детей подросткового возраста
http://mirznanii.com/a/291376/agressiya-v-podrostkovom-vozraste

COMMENTS