агрессия и агрессивное поведение

Агрессивное поведение

Агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”) и означает — “нападение, нападать”. Современный ритм жизни, психические и физические нагрузки, бессонницы и регулярные стрессовые ситуации приводят к тому, что население становится все более и более агрессивным.

Психотерапевты и психиатры выявляют несколько причин агрессивного поведения, среди которых можно отметить злоупотребление антидепрессантами и снотворными препаратами; психические травмы, перенесенные в детстве; проблемы в личной жизни и на работе (увольнение); усталость, накопившаяся от напряженной работы без отдыха.

Различают ряд мотивов агрессивного поведения. Рассмотрим их детальнее.

  • Мотивы патологические – это психозы, бред, галлюцинации и прочее. Они являются следствием психических отклонений, заболеваний.
  • Мотивы враждебные – эмоциональный срыв, ярость, ненависть, гнев.
  • Мотивы гедонистические – здесь агрессия является инструментом получения удовольствия.
  • Мотивы авторитарные (жажда власти) – человек, проявляющий агрессию авторитарную, стремится любой ценой доминировать над другими людьми.
  • Мотивы отрицания – агрессия как способ нарушить установленные нормы и правила.
  • Мотивы психической саморегуляции – с помощью агрессии человек пытается уравновесить свое эмоциональное состояние.

Также есть мотивы защитные, мотивы достижения и приобретения, мотивы следования.

Среди наиболее популярных теорий агрессивного поведения — теории Зигмунда Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца.

Ученые разделяют теории агрессии на четыре категории, которые определяют агрессию как врожденное побуждение, задаток (так называемая теория влечения); потребность, спровоцированная внешними факторами (фрустрационная теория); эмоциональные и познавательные процессы; агрессия как модель социального поведения.

Учителя и психологи отмечают, что в последние годы, учащиеся младших классов проявляют все больше агрессии как по отношению к сверстникам, так и учителям. Первой причиной специалисты называют нестабильную ситуацию в семьях, где сами родители относят агрессивно к своему ребенку и друг другу. В результате агрессия становится нормой жизни для такого ребенка. Кроме того, непоследовательность воспитания родителей (сегодня это можно, а завтра категорически нельзя) приводит к тому, что дети чувствуют себя растерянными и озлобленными

К агрессии также приводят конфликты с одноклассниками, отсталость в учебе, излишняя требовательность, нередко и предвзятость педагога.

Психологи отмечают, что агрессивное поведения начинает формироваться в очень раннем возрасте, когда на пути желаний ребенка возникают препятствия. Выделяют три фактора, которые провоцируют возникновения агрессивного поведения — психологический, биологический и социальный.

Биологический фактор –наследственность, злоупотребление наркотиками, алкоголем и психотропными препаратами, черепно-мозговая травма, инфекционное заболевание.

Социальный фактор — влияние семьи, друзей, коллег по работе, асоциальный круг общения.

Психологический фактор – эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, мнительность, зависимость.

Агрессивное поведение – это такой вид поведения, при котором намеренно наносится вред, как физический, так и моральный, другому человеку. Агрессивное поведение различается по гендерному признаку.Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом). Среди особенностей агрессивного поведения можно отметить склонность к физическому воздействию, вплоть до жестоких драк; порча имущества; шантаж; унижения и оскорбления.

Напомним, что агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”), означающее “нападение, нападать”. Психологи отмечают, что между агрессивностью и агрессией существует различие: агрессивность – это черта характера человека, а агрессия – состояние. Кстати, Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность – это врожденная форма поведения , которую невозможно вылечить, только ослабить.

Психологи отмечают, что агрессивное поведение у маленьких детей (до 3 лет) естественный процесс, который не должен пугать их родителей. Причинами агрессивного подведения у ребенка может быть перевозбуждение, усталость, голод или жажда, плохое самочувствие. При правильном подходе родителей ребенок и при отсутствии биологического фактора агрессивного поведения, ребенок впоследствии перерастает агрессивное поведение.

Двухлетние дети активно познают мир, они очень любознательны и открыты. Именно в этом возрасте любые запреты и неполучение желаемого вызывает у ребенка бурную агрессивную реакцию. В этом возрасте дети не могут оценить последствия своих действий. Толкнул товарища по песочнице, тот упал и больно ударился. Ругать ребенка, проявившего агрессию, психологи и педагоги не советую. Лучше спокойно объяснить ситуацию и переключить внимание своего малыша на что-то другое. Истерика часто свидетельствует не о скверном характере, а об усталости, голоде или жажде.

Три года – это период первого возрастного криза у детей. Психологи считают, что в этом возрасте детская злость, гнев, истерика и агрессия не должны вызывать у родителей желание наказать и перевоспитать, а только помочь, понять и разъяснить. Поводом для тревоги может стать жестокое отношение ребенка к животным. Для коррекции поведения лучше обратится к детскому психологу.

Семь лет – период еще одного кризиса в становлении личности ребенка. В 6-7 лет дети идут в школу, попадают в совершенно незнакомый мир рамок и ограничений, тем самым кризис становится глубже. «Семилетки» ссорятся со сверстниками, грубят родителям и нередко игнорируют авторитет педагога. Парадокс, но психологи уверены, что подавлять агрессию у детей не стоит. Зло порождает зло. Когда родитель наказывает ребенка за проявление агрессии, то тем самым только усугубляет ситуацию.Агрессию в ребенке семи лет провоцирует нервная обстановка в семье, частные ссоры между родителями; применения физического наказания к ребенку; секции борьбы, просмотр боевиков и триллеров; неправильная мотивация разрешения конфликтных ситуаций –«а ты его ударь в ответ».

Причиной проявления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть факторы наследственно-характерологические, биологические факторы, а также заболевания головного мозга, соматические.

Психологи единодушны – если в семье царит любовь и доверие, дружеская остановка, то ребенок никогда не станет проявлять агрессию. Семья, окружающие дети и средства массовой информации – эти три фактора (если ребенок физически здоров) влияют на уровень агрессии у дошкольника.

Учителя отмечают, что с каждым годом число агрессивных детей неуклонно растет. Тем не менее, именно младшая школа оказывает максимальное влияние и воздействие на ребенка. То есть, квалифицированный педагог, безусловно, при участии родителей, может справиться с агрессией, проявляемой учениками 1-4 классов. В возрасте 6-10 дет происходит становление личности ребенка, определение его места в коллективе, нередко, дети пытаются доказать свою значимость посредством агрессии.

Как известно, школа накладывает на учеников серьёзные ограничения в поведении. И если учащиеся младших классов воспринимают это как норму, то старшеклассники порой протестуют. Нередко сложности возникают, когда материальное положение ученика намного выше его педагога и ребенок знает об этом. Дети из состоятельных семей чувствуют себя особенными и требуют такого отношения, как от сверстников, так и от педагогов. Причин, которые провоцируют агрессию в школьников, достаточно много. Важно, чтобы родители и педагоги не закрывали на проблему глаза, а пытались ее решить, привлекая психологов и психотерапевтов.

Агрессия в подростковой среде растет с каждым годом. Социально-экономическое неравенство, неблагополучная ситуация в семье, проблемы в учебе, средства массовой информации, фильмы, в которых преобладает насилие — это далеко не весь список того, что заставляет подростков проявлять агрессию.

К огромному сожалению, профессионализм педагогов с каждым годом снижается. Речь идет не только о владении предметом, но и умении общаться, влиять и воздействовать на учеников, стать для них авторитетом намного сложнее, чем обучить сложным математическим расчетам. Престиж профессии учителя снижается. Нередко агрессивное поведение детей провоцирует такой же ответ со стороны педагогов. Ну а повышение голоса на учеников уже норма, а не исключение. Педагогика – сложная наука и постичь ее удается далеко не каждому учителю. Агрессивное поведение педагогов не должно оставаться незамеченным и покрываться коллективом, таким людям не место в системе образования. Чему может научить педагог, который регулярно повышает голос и оскорбляет своих учеников?

Чаще всего мужчины используют открытые формы агрессии. Причинами агрессии среди мужчин психотерапевты называют такие факторы, как наследственность, социально-культурный фактор, биологический. Чаще всего мужчины проявляют агрессию к членам своей семьи, женам и детям. Такая агрессия может быть, как физической, так и моральной, в том числе и экономической.Корректировать агрессивное поведение мужчин довольно сложно, так как практически в 100% случаев они считают свое поведение нормальным и не желают общаться с психологами.

Агрессия после перенесенного инсульта – типичное последствие этой болезни.Пациент, перенесший инсульт, становится раздражительным, вспыльчивым, страдает от беспричинных перепадов настроения. Родственники должны запастись терпением и всячески помогать перенесшему инсульт. Так как больной нуждается в полном покое и только положительных эмоциях, от этого зависит успешность реабилитации.

Агрессия после инсульта связана с тем, что у больного изменяется психофизическое состояние.

Вербальная и физическая агрессия – это формы агрессивного поведения.

Вербальная форма – унижение и оскорбление человека при помощи слов. Этот вид агрессии бывает прямой и косвенной.

Физическая агрессия может быть также прямой (физическое унижение), косвенной (нанесения материального ущерба) и символической (угрозы и запугивания). Есть еще реальная форма агрессии, которая проявляется в нанесении физических травм.

Психотерапевты дают такое определение агрессии — это такой вид мотивированного деструктивного поведения, которое противоречит правилам и нормам общественной морали, а также наносит вред, как моральный, так и физический и материальный.

Агрессивное поведение — форма реакции на проблемные ситуации, которая приводит к стрессу, фрустрации и т.д.

Агрессивно-пассивное поведение или пассивная агрессия – это такой вид поведения, реакции на проблемные ситуации, при котором человек пытается подавить в себе недовольство, спрятать его глубоко внутрь себя. К примеру, откладывание принятия важного, судьбоносного решения. Люди, которое склонны к агрессивно пассивному поведению, всегда считают себя жертвами. Зачастую они страдают страхом перед принятием решений и зависимостью.

Диагностику агрессивного поведения проводят специалисты, для этого есть не один десяток психологических тестов, которые были специально разработаны для диагностики агрессивного поведения. Сложность может заключаться в том, что люди, страдающие агрессией, практически всегда отказываются признавать это.

На протяжении последних нескольких десятков лет психотерапевты обеспокоены ростом агрессии среди населения планеты, при чем,агрессия растет не только в развивающихся странах, но и вполне благополучных с экономической точки зрения, к примеру, в США. Ученые определили такие направления изучения агрессии: физиологические исследования, психоаналитические, бихевиоральные ,когнитивные теории, этологические исследования, и это далеко еще не весь список.

Ученые отмечают, что среди мужчин агрессивное поведение встречается намного чаще, чем среди женщин. Также мужчины более склонны к жестокому обращению с детьми и животными.Исследования ( в том числе и на животных) показали, что гендерные отличия агрессивного поведения прежде всего связаны с различным уровнем гормона тестостерона у женщин и мужчин. Чем выше концентрация в организме тестостерона, мужского полового гормона, тем агрессивнее человек. У мужчин преобладает физическая агрессия, у женщин – вербальная.

Агрессивное поведение может корректироваться как специалистами, так и самостоятельно человеком, страдающим агрессией. Коррекция агрессивного поведения у детей, подростков и взрослых отличается, ее подбором занимаются квалифицированные психологи, благо методик разработано достаточно. Главное – желание пациента работать над собой. Нередко справиться с агрессией ученика поможет школьный психолог, знающий ситуацию, что говорится, изнутри.

Профилактикой агрессивного поведения занимаются специалисты. Существуют несколько способ профилактики агрессивного поведения, среди которых психологическая, медикаментозная, педагогическая, физическая.

Агрессиями проявлениями в той или иной мере страдают все учащиеся, как младших, так и старших классов. Для того, чтобы снизить агрессию, родителям учеников младших классов нужно правильно организовать не только распорядок дня ученика, но и его досуг, не забывая об активных занятиях спортом. Не секрет, что чем более занят ребенок\подросток, тем меньше у него есть времени на всякую дурь. Впрочем, переутомление также может негативно сказаться на физическом и психологическом состоянии ученика, во всем нужна мера. Если же агрессия чрезмерная, то без консультации со специалистом не обойтись.

Профилактика агрессивного поведения младших школьников

Профилактикой агрессивного поведения младших школьников психологи и педагоги занимаются уже не одно десятилетие.Для начала нужно раскрыть причину агрессивность ребенка 6-10 лет, по возможности устранить ее, если это по ряду причин невозможно, то провести психо-эмоциональную корректировку. Немаловажным аспектом профилактики агрессивного поведения младших школьников является организация их досуга в стенах школы.

Психологами разработано ряд игровых методик, которые позволяют снизить агрессивное поведение как для взрослых, так и для детей.

«Игрушка в кулаке» — ребенок закрывает глаза, ему в ладошку кладут красивую игрушку и просят сильно-сильно сжать кулачок. После этого открыть глаза и рассмотреть, что в руке. Психологи утверждают, что эта нехитрая игра снимает напряжение и переключает эмоции.

«Мешочек гнева»: в небольшой полотняный мешочек насыпаю песок, крупу, его можно бить и пинать, когда чувствуешь злость и прилив агрессивного поведения.

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

Агрессия и агрессивное поведение

Агрессия – форма деструктивного поведения, которая проявляется в нанесении физического, эмоционального или психологического вреда окружающим. Суета, бесконечные заботы, ритм жизни, нагрузки – все это способствует проявлению озлобленности и враждебности по отношению к окружающим. Страдает от такого поведения и сам человек, и окружающие его люди. Какие есть формы агрессивного поведения и каковы их причины?

Человек не рождается агрессивным сам по себе. Конечно, данная черта характера может быть следствием серьезного заболевания, однако чаще всего агрессия связана с определенными факторами. К ним относится:

  • Психологические травмы. Агрессивность – следствие неправильного воспитания родителей. Если они по отношению в малышу проявляли это негативное качество, то малыш со временем полностью перенимает их черту характера. Некоторые даже при создании своей семьи не делают никаких выводов, а напротив, поступают таким же образом, что и их родители.
  • Частый просмотр фильмов, сериалов с явными проявлениями насилия и ужасов. Игры с подобным настроем еще в большей степени увлекают человека, поэтому он агрессию начинает проявлять уже не только в виртуальном мире. При любой возможности это качество вырвется наружу и в реальности.

Индустрия развлечений стирает грань дозволенного. Неудивительно, что ребенок перенимает настрой, который отражается в играх и фильмах.

  • Личностные проблемы. Когда многое в жизни происходит не так, как мы задумали, мы сердимся, расстраиваемся. Однако лучше делать правильные выводы и больше не поступать подобным образом. Для некоторых же проблемы становятся настолько непреодолимыми, что при каждом упоминании возникает одна из форм агрессивного поведения.
  • Излишняя строгость в процессе воспитания. Если детей во всем ограничивать, то не стоит удивляться проявлению их агрессивности.
  • Переутомление. Из-за недостатка сна или отдыха часто случаются нервные срывы и проявления враждебности ко всему.
  • Раздражающие факторы. Одна из причин агрессии – чувство несправедливости и неудовлетворенности от случившегося. Каждый человек индивидуален, поэтому обида, оскорбление и унижение у некоторых вызывают ответную реакцию в виде безудержного гнева.

Согласно одному поросу, проведенному в Великобритании, 53% людей сталкивались с агрессией со стороны любимого человека. Получается, в каждом 2 браке один супругов страдает от агрессии, враждебности и ненависти другого.

  • Материальные трудности. Невозможность удовлетворить свои естественные потребности – частая причина агрессивного поведения. Если при этом еще и сравнивать себя с другими, более обеспеченными людьми, враждебного настроя не избежать!
  • Алкогольная или наркотическая зависимости. Люди из этой категории проявляют агрессию довольно часто, при этом их поведение неконтролируемо. Борьба с зависимостью тоже негативно сказывается на поведении.
  • Несправедливость. Представьте, что вы являетесь участником марафона или спринтерского забега. Однако ваши ноги закованы в кандалы. Обнаружив трудность, ваш гнев будет накапливаться, ведь вы изменить ничего не можете. Неудивительно, что миллионы людей испытывают подобные чувства, когда из-за расовой принадлежности их унижают, оскорбляют и обделяют.

В зависимости от причины агрессия проявляется в разных формах:

  • Физическая. Она проявляется непосредственном причинении телесного вреда другому человеку.
  • Словесная. Распространение слухов и сплетен относится к косвенной агрессии. Бывает и прямая, когда человек оскорбляет и унижает собеседника.
  • Направленная или случайная.
  • Аутоагрессия – отрицательное отношение и даже причинение боли саму себе. Внешняя агрессия направлена на других.
  • Обоснованная и необоснованная.
  • Инструментальная используется целенаправленно для достижения цели, а у враждебной итог – гнев.
  • Защитная агрессия – следствие подобного поведения, а провоцирующая – первая атака.

В помощи нуждаются и сами агрессоры, и их жертвы. Одним нужно учиться сдерживать эмоции и контролировать гнев, а другим освоить необходимые методы защиты.

Чтобы не стать женой агрессивного мужчины, вам стоит хорошо узнать его семью. Помните, что дети неосознанно подражают своим родителям.

Воспитание – ключевой момент в данном вопросе. Родителям рекомендуется запомнить главное правило: то, что они вложат в детей, такими они и вырастут. Если не прикладывать никаких усилий в воспитании малыша, то результат будет лишь отрицательным. Поэтому заботливым мамам и папам стоит освоить новый метод обучения – сочувствие. Рассказывайте ребенку о чувствах других людей, как его поведение отражается на других, анализируйте поступки малыша и его ровесников. Такие размышления в спокойной обстановке поспособствуют устранению агрессии и негатива по отношению к окружающим его людям.

Если агрессор – взрослый человек, то без помощи психолога не обойтись. В некоторых случаях требуется даже медикаментозное лечение.

Жертвам агрессии нужно составить собственную концепцию поведения с людьми, склонными к проявлению неудержимого гнева. Главное – понять их цель. Агрессор обычно стремится вывести вас из себя, почувствовать страх и унижение. Если вы сорветесь или расплачетесь, цель будет достигнута. Поэтому избегайте следующих моделей поведения:

  • Гнев. Ответная реакция у агрессора еще в большей степени вызывает бурю чувств и эмоций, что может даже привести к физическому насилию.

Ваше спокойствие поразит агрессора и даже застанет его врасплох. Это поспособствует мгновенному прекращению спора.

  • Месть. Это качество не поможет успокоить агрессора, да и вы при этом не будете испытывать удовлетворения.
  • Поддерживание конфликта. Иногда лучше сразу прекратить спор и даже уйти от агрессора. Избегайте тех, кто склонен к таким качествам. Если это близкий вам человек, стремитесь прекратить ссору еще до начала ее проявления.

Учитесь подбирать момент для разговора. Если вы расскажете спутнику жизни о проблеме и своих чувствах в спокойной обстановке, это побудит его к изменению. При этом говорите кротко, но твердо, смотря в глаза собеседнику. Не забывайте о чувстве собственного достоинства! Если разговоры не помогают, воспользуйтесь помощью профессионала.

Изменить агрессора нереально, если он сам этого не захочет. Поэтому каждому из нас следует задать себе такие вопросы:

— Часто ли я спорю с коллегами, супругом и друзьями?

— Раздражаюсь ли я, находясь в пробке или в длинной очереди в магазине? Могу ли я себя сдержать?

— Легко ли я засыпаю или перед сном меня мучают мысли о неприятностях прошедшего дня?

— Испытываю ли я стыд после нервного срыва?

— Легко ли я прощаю обидчика или у меня есть склонность к затаиванию злобы?

— Часто ли я теряю контроль над собой и своими эмоциями?

Если в перечисленных областях у вас есть проблемы, это еще не говорит о наличии агрессии. Однако данные сферы жизни указывают на вашу склонность к проявлению неудержимого гнева. Зная свои недостатки, вам стоит приступить к их исправлению и развитию тех высоконравственных качеств, которые помогут быть вам достойным человеком!

Агрессия и агрессивное поведение

Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков была названа деструктивность — разрушительность. Действительно, девиантное поведение в целом приводит к разрушению чего-либо (здоровья, отношений, личности, общественного по­рядка) и даже — прерыванию самой жизни.

Как известно, деструктивность, в свою очередь, тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия, которая, будучи направленной на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия),так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные харак­теристики: направленность, формы проявления, интенсивность (рис. 5).

Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность).

Агрессия принимает самые разнообразные формы — явные или латентные.

В порядке усиления интенсивности различают: раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть.Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности. При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти — стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда Яидентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Рис. 5 Характеристика агрессии

Агрессивность это склонность конкретного человека проявлять агрессию в форме конкретных внутренних и внешних действий. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем, основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

Агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы:

— ситуативные агрессивные реакции(в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);

— пассивное агрессивное поведение(в форме бездействия или отказа от чего- либо);

активное агрессивное поведение(в форме разрушительных или насильственных дей­ствий).

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

— выраженное стремление к доминированию над людьми и ис­пользованию их в своих целях;

— тенденция к разрушению;

— направленность на причинение вреда окружающим людям;

— склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Такое агрессивно-асоциальное поведениенепременно включает насилие- вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить.

В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы (рис. 6), в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности.

Рис. 6 Факторы риска агрессивного поведения

Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. В процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии:

В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

У взрослых людейпроявления агрессивного поведения более раз­нообразны, поскольку определяются преимущественно их индивидуальными особенностями.

В качестве индивидуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению).

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. Под фрустрацией понимают состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности или достижения цели. В целом фрустрация — весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с законами научения.

Если оценивать влияние другого — полового фактора, то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) — косвенной и вербальной. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.

Такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия могут потенцировать агрессивность.

Но, по мнению большинства исследователей данного вопроса, решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, играет ее непосредственное социальное окружение.

Основным социальным источником формирования агрессивного поведения в настоящее время признается основнымсемья. Хорошо известно, что агрессия проявляется не только к врагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое или физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы проявления агрессии в семье разнообразны. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например, выражая гордость его победой в драке.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).

В соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное поведение ребенка вызывается, прежде всего недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым(в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступ­ный) объект.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения может вы­глядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередача­ми — агрессивные фантазии — отождествление себя с персонажем — усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на людей — повторение агрессивных действий — использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях — подкрепление — агрессивные привычки — неразвитые социальные и учебные умения — фрустрация — чрезмерный просмотр телепередач.

В целом просмотр агрессивных сцен, видимо, не оказывает пред­полагаемого прямого негативного воздействия на большинство взрослых людей, поскольку само восприятие определяется совокупностью внутренних и внешних условий. Реакции людей на сцены насилия могут быть самыми различными: отвращение, неприятие, виртуализация (восприятие изображаемых событий как нереальных), только в некоторых случаях — восхищение или стремление подражать. Тем не менее, негативное влияние СМИ на развитие детей и подростков вызывает справедливые опасения и требует специального изучения.

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т.д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активностииндивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии — дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией — одна из труднейших психологических задач вообще.

Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Следует признать, что в силу ряда причин социальное воздействие на личность с выраженным агрессивным поведением часто оказывается малоэффективным. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить агрессивное поведение, по всей видимости, невозможно. Можно лишь говорить о необходимости снижения его проявлений через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях — общества, семьи и малых групп, самой личности.

К сожалению, никакое общество не свободно от проявлений насилия. Более того, история знает немало примеров, когда само государство выступало инициатором преступных деяний. Преступлениями против человечества признаны последствия политики ряда государств: уничтожение миллионов евреев фашистами, сталинские репрессии и депортации и др.

Все основные виды отклоняющегося поведения личности — делинквентное, зависимое и суицидальное, — безусловно, можно рассматривать как поведение разрушительное по своей сути, различающееся лишь по форме и направленности агрессивных действий — вовне или вовнутрь.

Интернет помощник

Сайт Хелпикс создан для того, чтобы давать вам добрые советы и оказывать помощь в учебе, ремонте, починке и создании своих работ.

На нашем сайте предоставляется информация ознакомительного, педагогического и познавательного характера, которая находится в тематических категориях. Также на сайте вы можете найти описания различных действий, будь то способы приготовление пищи или физические упражнения для здоровья и красоты. На Хелпикс. Орг можно найти конспекты по научным дисциплинам, лекции – которые являются неотъемлемой частью обучающегося процесса. Надеемся сайт Хелпикс. Орг окажет вам нужную помощь в интересующих вопросах.

Вращательное движение от одного вала к другому передается с помощью различных деталей, совокупность которых называется передачей. К этой группе относятся детали зубчатых, червячных, цепных и других передач, которые имеют рабочие элементы зацепления в виде зубьев различного профиля и размеров. далее »

Металлы и их сплавы — главные конструкционные материалы современной цивилизации. Их ценят за высокую прочность, однородность и непроницаемость для жидкостей и газов. Кроме того, меняя рецептуру сплавов, можно менять их свойства в очень широких пределах. далее »

Электрические инструменты в домашней мастерской призва­ны облегчить и ускорить труд мастера. По назначению их мож­но разделить на четыре большие группы:для сверления, бурения, нарезания резьбы: дрели, шурупо­верты, перфораторы, резьборезы, отбойные молотки; для строгания, пиления. далее »

Находясь на поверхности, мы дышим воздухом — смесью, состоящей в основном из двух газов: кислорода, необходимого для метаболизма клеток нашего, организма, и нейтрального, или инертного газа — азота. Каждый из этих газов создает в воздушной смеси свое собственное давление. подробнее »

Еще 10 лет назад этот термин олицетво­рял мечту глубоководных дайверов на воздухе. В морских погружениях уже использовался чистый кислород для декомпрессионных остановок, но дайверов, погружавшихся в море на Тримиксе, практически не было. Лишь некоторые исследователи пещер. подробнее »

Процедура заключается в том, чтобы впрыскивать кислород из транспортного баллона в поток воздуха через специальные элементы, напоминающие наконечники строительных пистолетов для клея. Смешанные газы поступают в компрессор. Конечно, перед компрессором должен быть установлен анализатор. подробнее »

Шоколадное, фруктовое, медовое — это все не названия десертов, а компоненты косметической процедуры — обертывания. Свою популярность эта процедура заслужила благодаря тому, что, в отличие от масок и скрабов, она оказывает положительное влияние не только на кожу, но и на организм в целом. далее »

Проблема избыточного веса постоянно растёт и приобретает масштабы всемир­ной эпидемии, и Эстония — не исключение: каждый третий наш житель страдает ожирением. Избыточный вес зачастую считается только эстетическим дефектом, но в действительности он является фактором риска множества заболеваний. далее »

В этом году зима пришла, даже для нас — сибиряков, непривычно рано. Поэтому иммунитет требует повышенного внимания. Ведь болеть, особенно в праздники, не хочется никому. Рецепт здоровья и хорошего самочувствия остается прежним: сбалансированное питание, умеренные физические нагрузки и полноценный сон. далее »

В данной статье мы поговорим о том, как об- разуются и закрываются диастемы, как диагностировать аномалии уздечки верхней губы, в ка- кой период требуется проводить лечение, какой из существующих способов лечения оптимален подробнее »

Слово «фэшн» [от англ, fashion — мода. — Пр им. пер.> происходит от ла­тинского facito, что дословно означает «делать». Сейчас этот термин подразумевает набор ценностей, скрывающих под собой самые раз­личные понятия. Мода способна заставить людей следовать определенным тенденциям. подробнее »

Удовольствие “заложено” в наш организм природой: оно вклю­чается в ответ на полезное или приятное действие. Происходит это благодаря 4 нейромедиаторам, иначе их называют “гормонами счастья”. Уви­дели в кафе аппетитный круассан или примерили новую блузку, и мозг тут же начал выделять дофамин. подробнее »

В Великих Равнинах с 1860-х годов не было мира; у индейцев не осталось надежды на улучшение ситуации в от­ношениях с американцами, в сохра­нении индейской земли за коренны­ми народами. Индейцы были вынуж­дены переселяться в резервации, на пути в которые умирали тысячи людей. подробнее »

Кормление грудью любимого малыша – что может быть естественнее? Ценность маминого молока доказана и неоспорима. Казалось бы, природа все предусмотрела, нужно только следовать материнскому инстинкту. Но и тут очень многие женщины сталкиваются с трудностями. подробнее »

Эта туника ярких оттенков (7-9 в.) была окрашена вручную и связана с непрерывной нитью основы и утка, что характерно для тканей уари. Яркое визуальное наследие Южной Америки нашло отражение в тканях ее обитателей до первого контакта с европейцами. подробнее »

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ АСТРОНОМО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ В.Я. СТРУВЕ И К.И. ТЕННЕРА

Выдающиеся российские ученые — академик В.Я. Струве и военный геодезист К.И. Теннер, прославившие геодезическую науку градусным измерением Русско-Скандинавской дуги меридиана, предстают перед нами в несколько ином свете на страницах исторических документов, неизвестных широкому кругу специалистов. подробнее »

Школьные болезни – это отклонения в здоровье детей, возрастом от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса. подробнее »

Осенью и зимой мы почти всё время проводим в помещениях, без солнечного света, и платим за это своим здоровьем. Установлено, что сезонная депрессия возникает именно из-за недостатка солнеч­ного света. Однако не все люди страдают от тёмного времени года, и даже учёные (пока) не могут на­звать точную причину этого. подробнее »

Источники:
Агрессивное поведение
Кто-то, выплескивая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться самостоятельно с грузом проблем и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением скверного характера или реакцией на ту или иную ситуацию.
http://ilive.com.ua/health/agressivnoe-povedenie_109315i15956.html
Агрессия и агрессивное поведение
Что такое агрессия и каковы причины агрессивного поведения? Какую помощь можно оказать агрессору и его жертве? Полезные советы и тест на выявление агрессии.
http://sunmag.me/sovety/03-02-2014-agressiya-i-agressivnoe-povedenie.html
Агрессия и агрессивное поведение
Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков была названа деструктивность —
http://mylektsii.ru/2-35310.html
Интернет помощник
Хелпикс. Орг — сайт на котором вы можете найти учебные материалы в виде лекций, конспектов, описаний, докладов, и учебников.
http://helpiks.org/

COMMENTS