агрессивность как свойство личности

АГРЕССИВНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Цели занятия:1. Формирование знаний и умений по

психологическому изучению свойств личности.

2. Исследование общего уровня агрессивности

Рост подростковой агрессии в разных ее проявлениях – проблема, которая все больше волнует педагогов и родителей. Как взаимодействовать с агрессивными подростками? Ответить на этот вопрос невозможно без достаточно полного определения понятий “агрессия” и “агрессивность”.

В специальной литературе, посвященной данному вопросу, можно встретить различное толкование этих терминов. Одни авторы определяют агрессию как поведение, содержащее угрозу и наносящее вред другим (А. Басс), как действие, которое включает в себя намерение причинить другому обиду или оскорбление (Л. Берковитц). Другие говорят об агрессии как о специфически ориентированном поведении, направленном на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и психической целостности живого организма (Х. Хекхаузен).

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения5.

Агрессивность как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред6.

Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия агрессивности до ее предельного развития. Каждой личности необходима определенная доля агрессивности, проявляющейся в способности к устранению препятствий. Подобная, ситуационно обусловленная, агрессивность субъекта рассматривается как состояние его личности, которое может утрачивать свою актуальность с изменением обстановки. Если же агрессивное состояние у субъекта носит постоянный характер, то следует говорить об агрессивности как об актуальной черте характера личности.

Агрессия может быть представлена в двух видах: агрессия мотивационная и агрессия инструментальная. В основе мотивационной агрессии лежит мотив, стремление причинить зло или ущерб кому-либо, тогда как лица, проявляющие инструментальную агрессию, преследуют иные цели. Они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления своих желаний.

Объектом пристального изучения педагогов и психологов является мотивационная агрессия как форма проявления присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень выраженности таких проявлений, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Агрессивность: виды, причины и способы проявления

Агрессивность представляет собой особую форму поведения человека, которая отличается намерением наносить вред или ущерб…

К сожалению, современный мир не только не способствует тому, что бы человек чувствовал себя максимально комфортно и безопасно, но и постоянно провоцирует его на различные негативные реакции, такие как агрессия и открытое нападение. Но здесь следует отметить, что агрессивность, а также тенденцию к проявлению насильственного и захватнического поведения, человек получил в наследство от своих давних предков, которые могли выживаться в сложных условиях только благодаря силовому захвату территорий и ресурсов.

С приходом цивилизации люди стали менее агрессивны, но когда над человеком или его близкими нависает определенная опасность, а также в ситуации потери стабильности своего положения (нет уверенности в экономическом и социальном благополучии), то тенденция к проявлению агрессии вновь набирает обороты. Также уровень агрессивности может существенно возрастать при перестройке старой системы ценностей личности и смены устоявшихся стереотипов, которые осуществляли регуляцию отношений человека с обществом.

Сегодня во всем мире наблюдается как частичная, так и полная дестабилизации всех сфер жизни, и в такой ситуации многие масс-медия еще больше усугубляют положение вещей, пропагандируя насилие в различных его проявлениях. Естественно все это негативным образом воздействует на психику человека, порождая напряжение, раздражительность, негативизм, тревожность, озлобленность, жестокость и насилие, что обязательно находит свое проявление в поведении и поступках людей, формируя у них стойкую характеристику личности – агрессивность. Но также стоить помнить о том, что агрессия и агрессивность человека не должны пониматься только лишь как негативные феномены, которые деструктивно воздействуют на его жизнь. Довольно часто определенный уровень агрессивности необходим каждому человека, являясь обязательным компонентом его инстинкта самосохранения и защиты (как физической, так и психологической).

Для того чтобы понять, что же такое агрессивность, необходимо проанализировать понятия агрессия и агрессивные действия. В психологии под агрессией (от лат. аggredi – нападать, нападаю) понимают специфическую форму разрушающих (деструктивных) действий человека, которые подразумевают применение силовых воздействий и нанесение другим людям, а также живым существам или предметам, различного рода вреда (сюда включается как физический вред, так и психологический). Подобное поведение воспринимается другими как такое, которое не отвечает определенным стандартам, нормам и правилам, утвержденным в конкретном обществе.

Следует подчеркнуть, что различные авторы, которых интересовала проблема агрессивности с научной точки зрения, рассматривали агрессию и как поведение, и как состояние, и как свойство психики, то есть, данный феномен находил отражение во всех формах проявления человеческой психики. Так, например, некоторые утверждали, что под агрессией следует иметь в виду определенное событие, а под агрессивным поведением – конкретных действий, которые совершаются человеком.

Под агрессией понимают не только поведенческие и эмоциональные проявления, но и анализируют ее с точки зрения формы социального поведения человека. Агрессия – это любое поведение человека, которое отличается тем, что содержит в себе явную или скрытую угрозу, а также нанесение вреда. Таким образом, это определенное действие, направленное агрессором на свою жертву (это может быть как другой человек, так и любой предмет) с целью совершить над ней насилие или же причинить вред. Если агрессию можно рассматривать как намерение осуществления вреда, то агрессивное поведение уже направлено на совершение действия. Среди основных признаков такого поведения выделяют следующие его проявления:

  • тенденцию к доминированию над другими;
  • использование других людей соответственно своих целей и желаний;
  • стремление к разрушениям;
  • причинение ущерба окружающим людям, живым существам и вещам;
  • склонность к проявлению насилия и жестокости.

Итак, агрессия является деструктивной формой поведения, которая находится в конфронтации с существующими нормами и правилами в обществе, а также приносит физических вед человеку или же создает психологический дискомфорт его личности. Причем агрессия находит свое проявление и в реальном действии, и в фантазиях или намерениях. Когда происходит проявление агрессивности как ситуативной реакции человека, то здесь принято говорить не об агрессии, а об агрессивных действиях. Если же подобные реакции и действия периодически повторяются – это уже агрессивное поведение.

Что же касается агрессивности, то она представляет собой особую форму поведения человека, которое находит свое проявление в отношении к другим людям и отличается намерением наносить вред или ущерб, а также создавать им различного рода неприятности. Р. Немов считает агрессивность человека необходимой ответной реакцией, неспровоцированной враждебностью, которая направлена как к отдельным людям, так и к окружающему миру. Также агрессивность в психологии рассматривается в качестве свойства и черты личности, которая проявляется в следующем:

  • тенденции нападать на других людей и животных;
  • причинять неприятности окружающим людям и доминировать над ними;
  • наносить вред людям, животным и окружающему миру.

Большинство психологов агрессивность относят к свойствам личности, но, несмотря на то, что она стоит рядом с жестокостью, агрессивность человека можно смело считать более моральной категорией, так как не всякое действие, подкрепленное агрессией, будет характеризоваться как жестокое. В принципе, агрессивность можно определить как свойство личности, проявляющееся в готовности совершить какие-либо агрессивные действия в рамках своих интересов и с целью достижения определенных результатов.

Причины агрессивности кроятся как в особенностях самой личности, так и в воздействии окружающей действительности, поэтому данное свойство часто определяется как биполярный феномен – как негативное проявление человека и как центральная функция личности, направленная на приспособление к условиям жизни (более подробное это расписано в таблице).

Таким образом, в психологии агрессивность рассматривается и как негативное свойство личности, и как необходимое условие для саморазвития и реализации человека, ведь для достижения цели и желаемых результатов необходимо проявлять множество различных лидерских качеств (настойчивость, силу, упорство и даже давление на других). Именно поэтому каждому управленцу просто необходим определенный уровень агрессивности в его поступках и действиях, иначе он просто не сможет контролировать и направлять других людей.

Агрессивность человек, как было отмечено выше, должна рассматриваться в двух аспектах – как намерение причинить вред другом и как необходимость для гармонического развития человека, условием его успешной социальной адаптации и способностью преодолевать препятствия на своем пути (то есть то, что способствует формированию настойчивости, инициативности и лидерства). Поэтому все чаще в научной психологической литературе можно встретить данные, которые указывают на то, что при отсутствии у человека определенного уровня агрессивности, может привести к пассивности и комфорности его поведения, и как следствие – стирание его индивидуальности и существенное снижение социального статуса и положения в обществе.

Агрессивность, как и агрессия, может иметь:

  • явный или же скрытый характер, то есть человек может явно демонстрировать недовольство и совершать агрессивные действия, или же наоборот, не делать ничего (полное бездействия с целью нанесения подобным поведением вреда);
  • проявляться физически (нанесение вреда и увечий) или вербально (словесные оскорбления и угрозы);
  • быть прямой и непрямой, активной и пассивной.

Наиболее удачную классификацию проявления агрессивности человека предложила Д.Дмитрова, которая включает в себя 5 форм агрессивных реакций (они представлены в таблице).

Формы агрессивных реакций (согласно Д. Дмитровой)

Любое проявление агрессивности имеет под собой определенную почву, то есть существуют определенные факторы, которые способствуют подобным реакциям человека. Итак, основные причины агрессивности следующие:

  • ненависть, которая может принимать форму моральных убеждений, агрессивного утверждения собственных идеалов и власти, или же стать психопатологией характера человека;
  • ситуативные факторы;
  • личностные особенности (персональные факторы), тип темперамента и черты характера;
  • ситуативные, социальные, социально-психологические и поведенческие факторы.

Более подробно перечисленные причины агрессивности (а точнее факторы, которые способствуют ее проявлению) описаны ниже в таблице

Факторы, способствующие повышению уровня агрессивности

Проявление агрессивности и условия ее формирования

Проявление агрессивности зависит от множества различных детерминант, среди которых необходимо отметить следующие: особенности индивидуального развития человека, его возраст, жизненный опыт, особенности нервной системы, а также воздействие внешних социальных и физических условий его существования. Что касается особенностей формирования определенного уровня агрессивности, то здесь особая роль отводиться социальному окружению и особенностям системы воспитания личности.

Агрессивность человека и способы ее проявление имеют существенные различия в зависимости от возраста, а именно:

Проявление агрессивности при достижении взрослости, характеризуется большим разнообразием, ведь на нее оказывают воздействия многие факторы, в том числе и уже сформированные у человека индивидуальные особенности его личности. Среди индивидуальных психологических особенностей, которые детерминируют агрессивность необходимо выделить:

  • наличие страха возможности непризнания и неодобрения со стороны общества;
  • повышенная раздражительность, подозрительность и импульсивность;
  • зависимость от примет и условностей (особенно этнических, религиозных, языковых);
  • склонность испытывать не чувство вины и ответственности, а стыд и обиду;
  • низкая способность к адаптации и отсутствие навыков противостояния фрустраций.

Агрессивность человека формируется и трансформируется в течение всей жизни человека, поэтому на ее уровень, а также формы и способы ее проявления оказывают воздействие различные факторы и условия. Среди наиболее значительных условий формирования агрессивности следует выделить:

  • возрастные, гендерные и индивидуальные особенности;
  • примеры агрессивного поведения значимого окружения;
  • влияние масс-медиа и СМИ;
  • семейные факторы (полная или неполная семья, насилие в семье, обособленность и низкая контактность, недостаточность внимания, конфликтность и неадекватный стиль воспитания).

Что касается воздействия масс-медиа на формирование агрессивности, то в психологии это является наиболее спорным вопросом. Наибольший вклад в изучении этой проблемы внес американский учений Леонард Берковиц, который выделил факторы, при которых демонстрируемое насилие в масс-медиа может стать причиной формирования агрессивности, а именно:

  • если то, что демонстрируется, принимается человеком как проявление агрессивности и агрессии;
  • происходит идентификация человека с героем-агрессором;
  • происходит отождествления себя как объекта агрессии с жертвой, которую показывают в фильме, передачи или ток-шоу;
  • демонстрируемые события и сцены выглядят наиболее реально и захватывающе, чем оказывают существенное воздействие на эмоциональную и познавательную сферы человека (наблюдающий становиться как бы участником того, что он видит на экране).

Диагностика агрессивности: описания наиболее известных методик

Агрессивность у каждого человека имеет как свой собственный уровень, так и различные формы проявления, поэтому, если возникает необходимость в ее коррекции, изначально нужно наиболее точно и глубоко изучить все ее особенности. Здесь, конечно же, обычного наблюдения за человеческим поведением недостаточно, так как необходим целый ряд различных методик (диагностика агрессивности), которые помогут не только увидеть субъективно картину проявления агрессивности, но объективно подтвердить полученные результаты.

Внутреннюю агрессивность человека как свойство личности изучить довольно сложно, поэтому большинство диагностических методик нацелены на анализ внешних ее проявлений (агрессивные действия и поведение). Среди существующих на сегодняшний день различных методик, направленных на изучения агрессии человека, диагностика агрессивности зачастую проводиться с помощью опросника Басса-Дарки, теста Ассингера, методики «Самооценка психических состояний личности» (Г. Айзенк). Назначение и особенности этих методик описаны в таблице.

Методики, которые позволяют изучить особенности проявления агрессивности

Агрессивность как свойство личности

Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его однозначная трактовка и определение.

Прежде всего, агрессия в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения [Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: «Питер», 1997.]

Сельченок К.В. определил усвоение агрессивного поведения так:

Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения».

Биологические факторы. Хотя в теории социального научения особо подчеркивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов (нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное). Однако влияние этих основных структур и процессов ограничено.

С позиции социального научения: «Люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от существующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому различны формы агрессивного поведения, частота его проявлений; ситуации, в которых оно развертывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения».

В случае именно человеческого агрессивного поведения естественные ограничения, обусловленные биологическими факторами, теряют свою силу за счет способности человека производить и использовать оружие уничтожения. Подобным образом зависимость между последствиями агрессивных действий и выживанием различна у людей и животных.

Непосредственный опыт. Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных реакций — прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышают вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

Научение посредством наблюдения. В то время как непосредственный опыт, видимо, играет важную роль в усвоении агрессивных реакций, по мнению Бандуры, научение посредством наблюдения оказывает даже большее воздействие. Бандура обращает внимание на то, что небезопасно опираться на метод проб и ошибок. Такой способ усвоения агрессивного поведения не является адаптивным процессом, поскольку грозит опасными или даже фатальными последствиями. Более безопасно наблюдать за агрессивным поведением других: при этом формируется «представление о том, как выстраивается поведение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руководством к действию». [http://www/syntone.ru]

Агрессия — любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба всякому неживому объекту. [Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: «Прогресс», 2001.]

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. [Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.]

По Долговой А.Г. агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент — умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.

Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха.

В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)

вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)

косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников и т.п.)

Кроме того при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) — она выражается в нанесении себе вреда (обкусывание ногтей, выдирание волос, частое травмирование и т.п.) [Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. — М.: «Генезис», 2009]

Басс определяет агрессию как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы.

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии.

Старейшая из них теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение, как врожденное. Фрейд — самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения — полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия — это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. [Фрейд З. Я и Оно. — Тбилиси, «Мерани», 1991.]

агрессивное поведение подросток психологический

Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Человек генетически запрограммирован на совершение насильственных действий, доказывает Р. Ардри, он бессилен против инстинктов собственной природы, которые неотвратимо приводят его к социальным конфликтам и борьбе.

1) силой побуждения к агрессии;

2) силой факторов, тормозящих данное поведение и 3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустировавшим фактором. Барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустировавшим агентом. Таким образом, модель предсказывает: смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором.

Когнитивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональных и когнитивных процессов, лежащих в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее внимание на его чувства и поведение. В свою очередь степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:

1) на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена;

2) на факторы, провоцирующие ее появление;

3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Теории социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть теории этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения или взятия ее под контроль.

Агрессивность как свойство личности

Восприятие человеком своей жизни и себя в ней как череде определенных событий. Основные аспекты идентичности по Эриксону. Сущность принципа реальности. Идентификация себя с одним из родителей. Адаптация личного к социальному. «Самость» Карла Густава Юнга.

Определение состояния шизоидного расщепления личности как следствия потери идентификации, разлада души и тела. Особенности проявления нарциссизма в визуальных образах. Анализ расщеплений психики и выделения субличностей, которые можно встретить в Сети.

Аналіз нормальності життя і нормальної поведінки людини. Приклади психологічного консультування клієнта з використанням інформації для орієнтації його на індивідуальність. Саногенне мислення як особливий вид активності людини, виявлення його ознаків.

Место «образа–Я» в структуре личности и индивидуальности. Диалогичность отношений «образа–Я» и «образа мира». Сказка и сказочный герой и их место в детской субкультуре. Проведение анализа результатов исследования «образа-Я» на разных возрастных этапах.

Исследования биомеханических, вегетативных реакций человека при репродуктивном внушении различных гравитационных состояний. Возможности непрерывного сохранения внушенной «гравитационной гипостезии» в постгипнотическом периоде на длительное время.

Сочетание любви и враждебности, испытываемое ребенком по отношению к родителям. Разновидности «Эдипового комплекса». Периоды наиболее интенсивных проявлений феномена, его роль в структурировании личности и ориентации инстинктивных побуждений по З. Фрейду.

Влияние «Я-концепции» на самопознание. Локус контроля и коллективная эффективность. Объяснения позитивных и негативных событий. Ложный консенсус и уникальность. Мотивация самоуважения и ложная скромность. Препятствия, которые мы создаем себе сами.

Социально-психологическая характеристика Я-концепции как научного феномена. Исследование проблемы «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии. Я-конценция как составляющая, связанная с отношением к самому себе (самооценка, принятие себя).

Источники формирования и развития «Я-концепции». «Я-концепция» как совокупность установок «на себя». Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции». Положения феноменологического подхода. Теория Карла Роджерса. Эриксон про социальную идентичность.

Вплив психічних моделей, за допомогою яких ми організовуємо життя, на нашу Я-концепцію. Визначення кордонів самопізнання, значення почуття власної компетентності. Пояснення позитивних і негативних подій, мотивація самоповаги. Проблема хибної скромності.

Взаимодействие первой и второй сигнальных систем как явление элективной (избирательной) иррадиации нервных процессов. Процедура выработки дифференцировки к словесным раздражителям. Коммуникативная, регулирующая и программирующая функции речи ребенка.

Интересные и разоблачающие факты о Фрейде. Фрейд как основатель психоанализа. Толкование сновидений. Интерес к потенциальным антидепрессантным воздействиям кокаина. Использование метода «терапевтической беседы». Операции по лечению рака ротовой полости.

Definition of Leadership. Trait theory. How this theory works. Origin and Analysis and basics Pre-conditions for effective use of Trait theory. Inborn leadership characteristics. Process of impact and interaction among the leader and his followers.

Основные направления прикладных исследований в социальной психологии. Сравнительная характеристика структурных компонентов программ социально-психологического и социологического исследования. Сценарий фокус-групп по проблеме «Насилие в семье над детьми».

The study of harm to children from watching American cartoons. Problem of imitating negative or mindless characters from cartoons. Leading role of American cartoon industry in the animation history. First steps in the progress of a child’s development.

What is conflict. As there is a conflict. Main components of the conflict. The conflict is a dispute over what. How to resolve the conflict. Negotiations search consent of a compromise. Subject of the dispute. The decision brought. Suppressed discontent.

This article suggests specific ways in which college teachers can foster relationships with students that promote motivation and satisfaction. Fostering personal relationships with students. Motivating students to work. Handling interpersonal issues.

The problem of evaluation, self-assessment of personality as a psychological category. Factors of formation evaluation and self-esteem of children of primary school age. An experimental study of characteristics evaluation and self-esteem of junior pupils.

The theme of death in the Gothic novel reality. The Gothic image of the world and its fear of an uncertain and unpredictable universe. The fear as the most eminent theme in Poe’s story «The Tell-Tale Heart». The terrible motives of indistinct phenomena.

Research of negative influence of computer games with the elements of violence and aggression on psychical development of children and teenagers. Reasons of choice of computer games young people in place of walk and intercourse in the real society.

Источники:
АГРЕССИВНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по психологическому изучению свойств личности. 2. Исследование общего уровня агрессивности Рост подростковой агрессии в разных ее
http://helpiks.org/6-58152.html
Агрессивность: виды, причины и способы проявления
Агрессивность представляет собой особую форму поведения человека, которое находит свое проявление в отношении к другим людям и отличается намерением наносить
http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/agressivnost.html
Агрессивность как свойство личности
Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его однозначная
http://studbooks.net/1342511/psihologiya/agressivnost_svoystvo_lichnosti
Агрессивность как свойство личности
Коллекция рефератов. Психология
http://knowledge.allbest.ru/psychology

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (55)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (24)Как козерог переживает разрыв отношений Как мужчина переживает разрыв отношений Считаете, что только вы глубоко переживаете разрыв отношений с мужчиной?… (10)Как девушке намекнуть что я ее хочу Как намекнуть девушке на секс Это тоже один из частых вопросов, которые присылают мне. Я… (7)Дева в постели Дева - какой он в интимных отношениях? Мужчина, рожденный под знаком Девы, не выдвигает секс… (7)Мужчина рак разрыв отношений Как завоевать мужчинуЕсли Рак решается уйти от своей партнерши, то потому, что он убедился: связь… (6)Красивые слова о жизни в прозе Мудрые высказывания о жизниУмные мысли приходят лишь тогда, когда глупости уже сделаны. Только те, кто… (5)Слова поддержки больному человеку в прозе Любовные СМС Любимому парнюЛюбовные СМС Любимому парню. СМС Любимой девушке. Поздравления в стихах и прозе.… (3)психологическая помощь семье Программа - Психологическая помощь семье переживающей кризис«Психологическая помощь семье переживающей кризис» Удачный брак — это… (3)Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Как ведет себя влюбленный мужчина Рак Мужчина, родившийся под знаком зодиака Рака – это чувствительный,… (3)Женщина сука Стерва. Собирательный образ Я люблю и любима. Мною восхищаются, мне завидуют, а все потому, что… (3)

COMMENTS