агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение детей и подростков

С проявлениями агрессии и насилия мы встречаемся дома, в школе, на улице. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости.

Сегодня большинство исследований агрессивного поведения приходят к выводу, что такое поведение так же изучается, как и многие другие виды поведения человека, и, соответственно, всегда можно найти причину агрессии. Как правило, в основе лежат неудовлетворенные потребности ребенка, такие как отсутствие одобрения, чувства причастности к группе, ощущения своей ценности и значимости.

  • способствуют формированию агрессивного поведения и повышают уровень агрессии по отношению к сверстникам;
  • провоцируют агрессивные фантазии;
  • притупляют нормальную эмоциональную реакцию на агрессию и ведут к убеждению, что агрессия является распространенным и социально допустимым явлением;
  • разрушают восприятие подлинной роли насилия в обществе и способствуют формированию чувства угрозы со стороны внешнего мира;
  • поощряют детей придумывать новые формы агрессивного поведения, которые не были показаны на экране.

Для молодого зрителя практически все телевизионные программы имеют образовательный характер, под воздействием телевидения в сознании формируются определенная картина мира и порой искаженный образ человека. Многочисленные исследования показали, что систематический просмотр сцен насилия на экране имеет огромное негативное влияние на последующее поведение молодых людей.

Агрессивное поведение детей подростков

Агрессивный ребенок — это ребенок, который дерется, кусается, требует и/или ломает игрушки.

Несмотря на то, что агрессия является частью человеческой природы, большинство людей учатся управлять и контролировать свои агрессивные порывы и направлять их в подходящие и социально приемлемые виды деятельное.

Агрессия чаще всего проявляется, когда ребенку что-то угрожает, он сердится, испытывает гнев и чувство расстройства. Еще в раннем детстве дети должны развить умение справляться с агрессией и заменять ее на более приемлемые в обществе ответные реакции. К тому времени, когда большинство детей достигают школьного возраста, они уже обладают достаточными приемами, их диапазон социальных умений уже достаточно широк, чтобы они могли в основном оставаться спокойными и дружелюбными, даже если столкнутся со стрессовыми или неприятными для них обстоятельствами. Проявление соответствующего поведения не мешает им соревноваться и стремиться достигать своих целей.

Некоторые дети в возрасте начальной школы еще не научились навыкам, необходимым для того, чтобы эффективно справляться со своей агрессией. Их поведение варьируется от драк и бросания предметов до проявления вспышек гнева и раздражения. В детском саду дети, чье поведение является угрозой для сверстников и самих себя, должны получить профессиональную помощь. Другие дети, обычно в возрасте от 6 до 9 лет, время от времени начинают проявлять регрессию и агрессивное поведение, если испытывают сильный стресс. У мальчиков проблем с проявляющейся агрессией возникает примерно в семь раз больше, чем у девочек: это вызвано целым набором факторов, начиная от врожденной тенденции мальчиков к агрессии и заканчивая социальной поддержкой и принятием более агрессивного поведения с их стороны.

Социально незрелые дети могут выражать свои негативные и враждебные чувства разрушающими действиями. У них могут проявляться припадки агрессии, в порыве которых они бьют и ломают предметы (такие как их собственные игрушки или вещи других детей и взрослых), бросают их, переворачивают мебель, разбивают лампы или пинают стены. Их поведение обычно вызвано чувством расстройства, гнева или оскорбления. У некоторых детей, не имеющих положительного примера для проявления более социально приемлемого поведения, развивается привычка прибегать к негативному поведению, чтобы добиться внимания родителей.

Иногда у таких детей проявляется еще более серьезное асоциальное поведение — так называемые поведенческие расстройства: поджоги, жестокое обращение с животными, причинение боли другим людям (физической и/или эмоциональной) или привычка обманывать. По мере того как дети становятся старше, эта модель может дополнительно включать в себя акты вандализма и прогулы в школе, а также в большей степени ассоциируется с употреблением алкоголя и наркотических средств. Такое поведение вызывает беспокойство и проявляется в редких случаях и лишь у некоторых детей, но имеет серьезные предпосылки для дальнейшего функционирования: наличие их свидетельствует о необходимости оценки состояния ребенка специалистом в области поведения детей и эмоциональных проблем.

Как и в отношении любого вида поведенческих трудностей, существует множество неоднозначных причин проявления агрессивного и/или разрушительного поведения. Некоторые дети имеют большую склонность к проявлению агрессии ввиду наследственных личностных качеств. Дети с трудным характером испытывают большие проблемы, связанные с проявлением агрессии. У других очень активных, решительных или слишком импульсивных детей возникают сложности с умением контролировать проявление агрессии.

Окружающая вашего ребенка обстановка — семья, школа и сверстники — могут формировать реакции ребенка на стрессовые ситуации и в значительной степени определять способ, при помощи которого ребенок справляется со своими проявлениями гнева и выражениями агрессивного поведения. На развитие ребенка одно из наиболее сильных влияний оказывает подражание, и дети учатся справляться с собой, наблюдая за тем, как взрослые и другие дети контролируют свои вспышки агрессии. Таким образом, если вы и ваш супруг ведете себя агрессивно по отношению к детям, друг другу или другим людям, с которыми вы вступаете в контакт, либо вы разрешаете своим детям драться и совершать разрушительные действия, они сочтут такое поведение приемлемым и позволительным.

В некоторых случаях ребенок может проявлять агрессию, поскольку он еще не научился самообладанию. Дети учатся владеть собой, перенимая от родителей примеры ограничений проявления вспышек агрессии. Если у детей недостаточно самообладания, обычно их родители снисходительны, не устанавливают ограничений и позволяют детям все, что им заблагорассудится. В некоторых случаях родители реагируют на негативное поведение детей, используя неподходящие методы — к примеру, физические наказания. Родители могут ошибочно считать, что отшлепывание либо другая агрессивная и оскорбительная ответная реакция является оправданной с их стороны, когда ребенок дерется или плохо себя ведет. Тем не менее физическое наказание не поможет ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции или враждебное поведение — скорее наоборот, научит проявлять агрессию, когда он сердится.

Физическое наказание вряд ли может быть эффективным. Наоборот, оно обычно случается тогда, когда один из родителей не может справиться со своими эмоциями и поэтому прибегает к насилию. Когда агрессивное поведение ребенка сталкивается с еще более агрессивным поведением родителя, обычно это только усугубляет ситуацию.

Причины агрессивного поведения бывают и другие. Дети могут становиться более агрессивными, если они слишком подавлены стрессовой ситуацией, включая такие семейные проблемы, как супружеские раздоры, развод, безработица, финансовые сложности, болезнь одного из родителей или переезд в другой город. Если ребенок подвергался физическому, сексуальному или эмоциональному насилию либо на него не обращали внимания, его проявление агрессии может быть криком о помощи. Некоторые дети разражаются бранью в порыве расстройства или гнева, если они ощущают, что не смогли оправдать ожиданий родителей. В некоторых случаях, хотя и достаточно редких, причиной агрессивного поведения могут служить медицинские проблемы, такие как травмы головы или гиперактивность ребенка.

При попытках родителей справиться с агрессивным поведением ребенка детские психиатры говорят о том, как важно установить различие между детьми, которые никогда не могли контролировать свою агрессию, и теми, кто раньше умел управлять своими эмоциями. Сложнее всего справиться с первым случаем проявления агрессии, поскольку у подростка еще нет никакого опыта контролирования своих эмоций и ему еще только предстоит обрести эти новые для него умения. При повторном проявлении симптомов это может послужить признаком нового, и сильного, стресса в жизни ребенка. Лечение таких детей направлено на то, чтобы помочь им справиться со стрессовой ситуацией, которая может выступать причиной агрессивного поведения.

Если ребенок проявляет агрессивное поведение дома — бросает игрушки или кричит на своих братьев или сестер, его родители должны немедленно вмешаться в ситуацию и помочь ребенку научиться лучшему самоконтролю. Если ребенок научится справляться со своей агрессией дома, он будет более подготовлен к тому, чтобы справляться с неизбежными конфликтными ситуациями со сверстниками. Тем не менее многим подросткам приходится продолжать бороться с проявлением своей агрессивности и по достижении школьного возраста. У родителей эта ситуация вызывает большое беспокойство, когда ребенок дерется и запугивает других детей в школе или на игровой площадке, превращаясь в школьного хулигана.

Но в некоторых семьях родители поощряют драки ребенка, считая их способом отстаивания своей мужественности, разрешения конфликтов и умением «не дать себя в обиду». Такая модель агрессивного поведения и ответной реакции закрепляется и может привести к пожизненным проблемам во взаимоотношениях и социальных правилах. Родители должны научить детей справляться с конфликтными ситуациями, возникающими у них со сверстниками, при помощи социально приемлемых способов.

Если ваш ребенок дерется или задирает сверстников либо же демонстрирует разрушительное поведение, вероятно, его необходимо показать специалисту в области психического здоровья. Вот некоторые концепции, которых вам следует придерживаться.

Если ваши старания помочь ребенку или семье научиться контролировать проявления агрессивного поведения не имеют успеха и даже не подают надежд на успех, попросите вашего педиатра направить вас на консультацию к профессионалу в области психического здоровья или педиатру, занимающемуся вопросами поведения. Чем раньше произойдет вмешательство специалистов, тем больше вероятность успеха.

Агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники детских садов уже скорее норма, а не исключение из правил.

Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.

А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте.

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует.

Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение.

Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.

Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.

На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических.

Агрессивное поведение подростков — диплом на эту тему выбирают все большее количество выпускников ВУЗов психологического направления. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы.

Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.

Агрессивное поведение подростков — подростковая агрессия: причины, профилактика, коррекция

Агрессивное поведение подростков — подростковая агрессия: причины, профилактика, коррекция

В последнее время СМИ: телевидение, Интернет и газеты, часто стали муссировать тему: «Подростковая агрессия», наряду с подростковой жестокостью в отношении сверстников, учителей и не способных постоять за себя взрослых: женщин, пьяных мужчин, стариков… (см. причины детской агрессии)

Почему так активировалось агрессивное поведение подростков в 21-м веке — не влияние ли это того же ТВ, Интернета, компьютерных игр, современных фильмов, виртуальной реальности, зависимостей? А может на подростковую агрессию влияет, в основе своей, современная, часто негармоничная семья, методы воспитания и детско-родительские отношения, школа, с эмоционально-психологически безучастными педагогами, и улица, которой иногда предоставлены дети-подростки?

Давайте разберемся детальней в причинах агрессивного поведения подростков, методах коррекции этого поведения и профилактики спонтанной, неконтролируемой, и часто неосознанной агрессии у подростков.

Агрессивное поведение подростков: причины, коррекция и профилактика подростковой агрессии

Сама по себе агрессия имеет частично врожденные корни у каждого человека, но какое именно будет агрессивное поведение, в той или иной ситуации, и какие внутренние или внешние стимулы (раздражители и провокации) активируют ее — напрямую зависит от приобретенных во внешней среде (семье, детсаду, школе, на улице, виртуальном мире, фильмах и книгах), установок, внутренних убеждений человека: взрослого, ребенка или подростка.

Словом, агрессивность подростка, да и взрослого тоже, зависит от жизненного сценария — запрограммированного мышления, чувствования и поведения в той или иной ситуации, при том или ином жизненном событии.

Агрессивное поведение, как и девиантное, анти и асоциальное, делинквентное, у подростков возникает не на основе врожденного инстинкта агрессии, работающего по принципу защиты жизни и здоровья человека в опасных ситуациях, в виде нападения на источник опасности (врожденный механизм психики «бей или беги»).

Например, подросток, в силу неокрепшей психики и еще незрелой личности, в случае реальной или надуманной (мнимой) опасности (здесь неважна цель предполагаемой угрозы: жизнь, здоровье, социальный статус, личность, свое «Я»…) может иметь глубинное убеждение — «убегать стыдно, унизительно и т.п.», поэтому спасительный рефлекс «бей или беги» запускается в сторону нападения («бей»), т.е. подросток проявляет агрессию к другому человеку, животному или неодушевленному предмету (явлению).

И не важно какая будет эта подростковая агрессия: эмоционально-психическая — вербальная (словесная — угрозы, ругань…), невербальная (агрессивная мимика, позы, жестикуляции), физическая (явное нападение с целью нанесения физического ущерба, скажем, побоев), либо скрытая агрессия, косвенная (в виде сплетен, негативных разговоров за спиной и т.п.), а также более примитивная детско-подростковая агрессивность в виде негативизма (агрессивная оппозиция, типа делать все назло, мстить и т.д.).

Основные причины подростковой агрессии кроются не в негативном телевещании, интернете, и даже не в компьютерных играх или жестоких боевиках, фильмах ужасов… Хотя, эти источники информации все же играют косвенную роль в укреплении чувства гнева, и основанной на нем активации агрессии.

Агрессивность в подростковом поведении обусловлена, в первую очередь, заложенными извне в психику ребенка негативами, окрашенными нелюбовью к себе и другим людям, порой ненавистью, с довлеющей эмоцией гнева и ее производных (от легкой раздражительности до ярости), и соответственно — агрессией подростка в поведенческих реакциях на, зачастую неверно, иллюзорно интерпретируемое происходящее.

Именно то подростковое агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении.

Например, агрессия в отношении врага нашей родины, или насильника, педофила, киднепера (похитителя детей), садиста, серийного маньяка и пр., даже если противоречит закону, но морально оправдывается обществом. Это так же заложенные извне установки и убеждения — это не врожденная агрессивность и гневливость.

Подобная, приобретенная агрессия и гневливость у подростков начинает развиваться с раннего детства, посредством так называемого «родительского программирования» (воспитания), детско-родительских взаимоотношений, методов и стилей воспитания.

Именно при дисгармонии в семье отношений с ребенком, последний и может уйти в себя, в фильмы, телепередачи непонятного толка, в компьютерные игры и виртуальный мир интернета — последние не создадут агрессивность у подростка, а укрепят и разовьют ее.

Помните, что именно родители (и другие авторитетные для ребенка лица), их отношения между собой и с ребенком, играют первостепенную роль в образовании агрессивного поведения подростков.

Элементарно дети могут копировать агрессивность с близких и важных для них взрослых, и необязательно, что эта агрессия направлена на ребенка — это может быть агрессивное поведение в семье между мамой и папой, младшим и старшим поколениями, с соседями, даже агрессивная критика фильмов, политиков, жизни в целом, может наложить отпечаток на психику ребенка и сделать его агрессивным подростком и взрослым.

А нелюбовь, неуважение к ребенку со стороны важных, значимых людей, непринятие его как личности, дефицит внимания к малышу, сенсорная депривация, непонимание его и отсутствие психологической поддержки, а уж тем паче прямая психологическая или физическая агрессия, направленная на детей, естественно сыграют свою злую роль — подросток может стать агрессивным, особенно по отношению к слабым (проявить агрессию на кошку может каждый, а на амурского тигра?! Хотя и здесь, человек как «властелин» мира, может применить оружие…).

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков довольно сложна. Проблема не в том, что трудно перепрограммировать установки и убеждения у самого ребенка, приводящие к необоснованному гневу и агрессии. Проблема в том, что здесь необходима психотерапевтическая работа со всей семьей, а также, трудность в том, что зачастую довольно сложно уговорить подростка на посещение психолога или психотерапевта, тем более совместно с родителями. (установка, типа «я не псих»).

Изменение семейного эмоционально-психологического климата и взаимоотношений между родителями, родителями с бабушками и дедушками и т.д., и, конечно, самих детско-родительских взаимоотношений — важнейшая задача коррекции агрессивного поведения у подростка.

Главное здесь, не делать, не менять ничего резко и напролом (прямо в лоб). Только мягкое, косвенное влияние на изменение мышления, чувствования (гнева) и, соответственно поведения (агрессии) подростка (иначе, сработает защита, негативизм, сопротивление, возможно как раз с активацией агрессивности).

Психологическая работа с семьей и с самим подростком, хоть и не обременительная, но не быстрая, однако результаты не заставят себя ждать. После курса психотерапии подросток перестанет быть агрессивным, а вся семья станет гармоничной и счастливой.

То же касается и профилактики агрессии у подростков — в первую очередь необходимо создать гармоничные отношения в семье, желательно, начиная с момента беременности мамы будущего подростка.

Или, хотя бы начать создавать здоровый эмоционально-психологический климат в семье пока ваше дитя еще буквально «ребенок» (переход в подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет).

Нужно, для начала, осознать свои ошибки в воспитании и отношениях мама-папа, бабушка-дедушка, мама-бабушка (дедушка), папа-бабушка (дедушка) и т.д. Выбрать правильные стили воспитания и взаимодействия с самим ребенком. Если уже проявляется негативизм и детская агрессия — возможно понадобится консультация детского психолога или семейного психолога.

Консультация подросткового психолога (для родителей и родителя вместе с ребенком-подростком)

Помощь семейного психолога (гармонизация семейных, детско-родительских отношений)

Помощь психоаналитика (работа с подсознанием и бессознательными импульсами, провоцирующими агрессию у подростков)

Психологический журнал: советы и рекомендации родителям и подросткам

Источники:
Агрессивное поведение детей и подростков
Чем определяется агрессия и рекомендации по ее устранению у наших детей и подростков
http://ru.osvita.ua/school/method/44708/
Агрессивное поведение детей подростков
Агрессивное поведение детей подростков
http://www.sweli.ru/deti/starshe-7/razvitie-i-vospitanie-shkolnika/agressivnoe-povedenie-detey-podrostkov.html
Агрессивное поведение подростков
Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется.
http://ilive.com.ua/family/agressivnoe-povedenie-podrostkov_113115i16025.html
Агрессивное поведение подростков — подростковая агрессия: причины, профилактика, коррекция
Узнайте откуда берется агрессивное поведение подростков, что такое подростковая агрессия и как с ней бороться — причины, профилактика и психо-коррекция
http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya-podrostka/podrostkovaya-agressiya/

COMMENTS