агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

К детским психологам за консультацией часто обращаются родители детей дошкольного возраста с жалобами на агрессивное поведение. Сложная проблема человеческого агрессивного поведения и в частности детской агрессии была проанализирована одним из известных и выдающихся психологов, основателем гуманистического психоанализа, Эрихом Фроммом (1900-1980) в его книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973). Она разделял агрессию на «злокачественную», под которой понимал стремление к абсолютному господству и желание разрушать и «доброкачественную» — особый стиль поведения, связанный с самообороной или же с реакцией на угрозу. В психологии общепринятым считается, что у детей, в частности детей дошкольного возраста, встречается, главным образом, доброкачественная агрессия, представленная такими видами, как псевдоагрессия и оборонительная агрессия.

К псевдоагрессии психологи относят такие виды поведения, как непреднамеренная агрессия и агрессия в качестве самоутверждения.

Непреднамеренная агрессия возникает спонтанно и очень распространена в детском коллективе. Кто-то кого-то случайно толкнул или ударил. Такие ситуации возникают в ходе детских игр и свидетельствуют лишь о том, что дети расторможены и чрезмерно возбудимы, они не ощущают грани, за которую не надо заходить, и нередко проявляют больше агрессии, чем нужно.

Также у дошкольников агрессия может встречаться еще в форме самоутверждения. Этот вид агрессии обнаруживается как в общении с родственниками, так и в играх со сверстниками. В игре ребенок стремится отработать, обыграть нарождающиеся лидерские тенденции. Играя, он создает сценарии «ситуационного лидерства», создавая себе подчиненных, которые слушаются его приказов и выполняют его распоряжения. В общении с родными дошкольник может проявлять замашки диктатора, проверяя тем самым своих близких на уровень дозволенного и на устойчивость нервной системы. Так он пытается самоутвердится, обратить на себя внимание, обозначить свое место в семейном пространстве. Эта форма агрессии, которая в своем роде является для ребенка определенной стратегией познания мира: что можно и что нельзя, и кто я в этой реальности.

Психологи отмечают специфические различия агрессивного поведения у детей трех и пяти-шести лет. У трехлетнего малыша агрессивное поведение закрепляется тогда, когда он не ощущает нежности и любви со стороны родителей и хочет каким-либо способом привлечь внимание к себе. Ребенок в три года не может еще спрятать в себе свое недовольство, его поведение в этом возрасте не регулируется волевыми усилиями и социальными нормами. А вот в более разумном возрасте — пять-шесть лет — агрессивное поведение уже является следствием нарушения социальных контактов с окружающими его людьми, как с детьми, так и со взрослыми. Причинами этого могут выступать как личностные особенности ребенка, так и недостатки его воспитания.

В любом возрасте ребенка агрессия может быть обусловлена подражанием взрослым, в возрасте трех лет подражание для ребенка — один из важнейших способов познания мира. Воспитателям дошкольных учреждений и родителям необходимо помнить о том, что личная агрессивность со стороны взрослых способствует возникновению у детей агрессивного поведения. Никогда нельзя на агрессию отвечать агрессией. Взрослый обязан показать ребенку, как возможно решить возникший конфликт в конструктивном русле. Нив коем случае нельзя строго наказывать за агрессию – это может способствовать закреплению негативных форм поведения, однако потакать агрессии и агрессивному поведению также не следует.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Эволюция, как известно нам всем из школьного курса биологии, является естественным процессом развития природы, который сопровождается изменением генетического строения.

Моногамная семья — это тот вид семьи, который мы на сегодняшний момент привыкли считать классическим — муж, жена.

Советское воспитание и современность: опыт сравнительного анализа

Советское воспитание в современном мире, а точнее в сознании современных людей является тем феноменом, по которому принято тосковать. Причем тоска.

Семья в Древней Руси существено отличалась от современной российской модели семьи, в частности, в языческие времена было довольно широко распространено.

Наиболее серьезным препятствием для создания семьи в Древней Руси являлось наличие между мужчиной и женщиной определенных степеней родства.

Восприятие людьми окружающего мира, происходящих в нем событий, а также друг друга осуществляется сквозь призму стереотипов, издавна сложившихся.

Одно из первых упоминаний от языческом браке восточных славян встречается в древнерусских летописях. По свидетельству Нестора, автора «Повести временных.

По сравнению со многими древними цивилизациями Древний Египет даровал женщине если не равные права, по сравнению с мужчиной.

Женщина в Древней Греции, как и женщины во многих других древних обществах, по положению признавалась гораздо ниже.

С принятием в 988 году христианства на Руси и передачей церкви монопольного права на регулирование брачно-семейных отношений, взгляд на.

О том, как жили люди в древности, мы узнаем из дошедших до нас письменных источников. Для древней.

Древнерусское общество было типично мужской, патриархальной цивилизацией и женщина в Древней Руси занимала подчиненное положение, подвергаясь постоянному притеснению.

Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Для женщины в Средневековье была.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Пред След

Развод передается по наследству: опыт родителей и семейная жизнь детей

В социологии и психологии семьи настойчиво проводится мысль о том, что разводы родителей увеличивают вероятность разводов детей. Это, конечно.

Семейные стабилизаторы — это термин, введенный в семейною психологию для обозначения факторов, связывающих семью и стабилизирующих семейную жизнь. Общие занятия.

Полоролевые установки или гендерные стереотипы поведения (от англ. gender «род» — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и.

Брак и семья — это понятия, по сути, одного и того же явления. Однако есть довольно существенное различие в том.

Итак, вы поженились. Вместе сказали: «Да», и шагнули в новую фазу вашей жизни, где намереваетесь быть все время вместе.

В плане энергетического обмена биополе семьи представляет собой замкнутый или разомкнутый контур. Если супруги и их дети живут закрытой группой, к.

Семья в современном мире принимает новые формы и существенно видоизменяется по сравнению с теми традиционными формами семьи, которые были приняты.

Понятие семейного стресса — это очень важное понятие в семейной психологии. Семейные стрессы — это реакция на негативные внешние или.

Суть семьи — это понятие очень широкое, поскольку семья является основой жизни каждого человека. Суть семьи определяется ее функциями, социальной.

К отрицательным добрачным факторам, которые могут негативно сказаться на семейной жизни, психологи относят следующие. Случайный характер знакомства. Более половины.

Динамика или жизненный цикл семьи — это процесс изменения ее функций и структуры в зависимости от этапов жизнедеятельности. Семья не.

Функция семьи — это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не.

Семейными мифами являются сложные семейные знания, взаимное неосознаваемое соглашение между близкими. Синонимами семейного мифа являются такие понятия, как: «образ семьи».

В семейной психологии широко используется методика рисунка семьи. Данная методика может применяться как к детям, так и к взрослым и.

Семейные психологи и социологи отмечают тенденцию, при которой стиль жизни современной цивилизации (постиндустриального общества) все более срастается со становлением.

Практическая психология направлена не на решение проблемы в ее общем виде (к примеру, как связаны между собой.

Готовность к браку — это фактор не столько возрастной, сколько психологический. Чтобы быть психологически готовым к любви и браку, необходимо.

Структуру семьи можно определить как состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи помогает понять, как семья.

Психология цвета – тема очень интересная и многогранная, мы даже не подозреваем, насколько активную роль цвета играют в нашей жизни.

Понятие «травма рождения» было введено в психологию австрийским психоаналитиком Отто Ранком. В своей книге «Травма рождения» Отто Ранк выдвинул положение.

У мужчин и женщин наблюдаются принципиальные различия по основным потребностям в браке. Американские семейные психологи отмечают, что для мужчин.

Семья в жизни любого человека призвана выполнять ряд очень серьезных функций. Среди важнейших функций — такие, как роль.

Появление ребенка в семье меняет жизненный уклад не только его родителей, но и старших членов семьи, бабушек и.

Чем должны быть похожи муж и жена: одна психологическая теория

Муж и жена должны быть чем-то похожи. Два человека, живущие рядом друг с другом многие годы так или.

Роль семьи в жизни каждого отдельного человека трудно переоценить. Уже одно появление на свет непосредственно связано с семьей и семейными.

Различия между мужчинами и женщинами с точки зрения психологии – это одна из вечных тем науки и.

В энергетическом плане личность — сложная комбинация различных энергий. Биоэнергетика человека складывается из мировоззрения, убеждений, моральных принципов, привычек, врожденных и.

В исследованиях, посвященных теме сочетания темпераментов в любви и дружбе, были установлены очень интересные закономерности. Напомним, что в.

Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в.

Исследования по семейной психологии и социологии однозначно показывают, что совокупность и специфика добрачных факторов, побудивших молодую пару к заключению.

Отношения в семье — это основа, на которой собственно и строится семья. Важно понимать, что семья — это не просто.

Психологи говорят о том, что родительские чувства, родительская любовь и даже любовь материнская не является инстинктивной, врожденной. Родительские чувства.

В российской психологии первое серьезное и масштабное исследование роли старшего поколения в семье и характера взаимоотношений бабушек и внуков.

Семейные правила -это те основания, на которых строится жизнь семьи. Они позволяют ориентироваться в реальности и придают устойчивость личности и.

Мама против свадьбы: влияние родителей на брак своих детей

Социологи отмечают такую интересную статистику: более 40 % разведенных пар не получили одобрение родителей до свадьбы. Маме или папе.

Зачем живет человек? Зачем живу я? Этим вопросом задается каждый по крайней мере один раз в жизни. Рано или поздно.

Что же мы знаем о причинах любви, почему и кого мы любим? Когда мы задаемся вопросом, почему люди любят одних.

Счастливая семейная жизнь в понимании каждого человека — это, конечно, что-то свое. Несмотря на то, что понятие счастья кажется.

Нельзя понять и оценить состояние и перспективы современной семьи XXIвека, а также описать виды семей в современном мире, игнорируя кардинальные.

Методика рисунка семьи широко используется в семейной психотерапии. Данная методика может применяться как к детям, так и к взрослым, и.

Семья — это то, что формирует человека, как личность. Семья закладывает глубокие психологические основы, которые с детства и до глубокой.

Отношения в браке зачастую существенно отличаются от отношений до брака. Супруги, начинающие совместную жизнь, попадают в иную реальность, складывающуюся иначе.

Для каждого человека понятие «семья» является важнейшей базовой ценностью. Оно включает в себя такие фундаментальные психологические понятия, как стабильность.

Семейный диагноз — это термин, принятый в практике семейного консультирования и подразумевающий под собой выявление в жизнедеятельности определенной семьи такого.

Понятие «семейное счастье» включает, по пред­ставлениям современного человека, достаточно широкий круг условий материального, семейного и внесемейного плана. Семейное счастье в.

Семейная социограмма: суть методики и интерпретация

Семейная социограмма является одной из методик семейной психотерапии и, также как и «рисунок семьи» относится к рисуночным проективным методикам. Семейная.

Семья как система — это очень важное понятие для семейной психологии. Более того, возникновение понятия семьи как системы и введение.

Методы практической психологии очень часто вызывают множество вопросов у обычного человека, который нуждается в психологической помощи и хотел.

Определений, что такое семья существует великое множество. Например, известный семейный психолог Вирджиния Сатир пишет о семье так: «Сейчас мне совершенно.

Говоря о дисфункциональной семье, психологи обычно имеют ввиду семью неблагополучную. Это семья, в которой осуществление необходимых базовых семейных функций по.

Ревность в браке – явление довольно распространенное. Многие воспринимают ревность как один из нормальных психологических аспектов брака. «Ревнует –.

Одним из известных негативных факторов, отрицательно влияющих на брак, является добрачная беременность. Об отрицательных последствиях вступления в брак по.

Отношения между людьми служат наиболее полной реализации человека как личности, все задачи, стоящие перед человеком в течение жизни решаются именно.

Психологи утверждают, что в развитии супружеских отношений обычно наблюдаются два крупных кризисных периода. Первый кризис, как правило, происходит в.

Агрессивность у детей дошкольного возраста

Когда в семье появляется долгожданный малыш, такой крохотный, беззащитный, молодые родители мечтают вырастить из него сильную самодостаточную личность. Хотят видеть его общительным, улыбчивым, обаятельным. Надеются, что он реализует их родительские амбиции. Будет любимцем детей и взрослых. И не даст повода для стыда и огорчений. Но проходит совсем немного времени, всего лишь около года, и милый забавный любимый малыш превращается в непослушного, капризного, несносного забияку. Родители в отчаянии. В период от полутора до трех лет чаще всего опускаются руки и кажется, что истерики будут продолжаться бесконечно.

У маленьких детей агрессивность соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истериками, отчаянием, плачем ребенок частенько испытывает родителей на прочность, проверяет, где та грань, через которую переступить ему уже не позволят. Это очень непростое время для семьи. Так и хочется отшлепать неслуха за такие «концерты», особенно если это случилось в магазине или на улице. Мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость. Если они неправильно реагируют на такое «ненормальное» поведение, очень строго наказывают, применяют физические наказания, то результат будет прямо противоположный ожидаемому.

Малыши просто еще не знают, что такое правильное и неправильное поведение. Конфликт «хочу – нельзя» вызывает протест. Ребенок зачастую не понимает, а зачем ему вообще слушаться и делать то, что требуют взрослые.

Истерики и агрессия у детей дошкольного возраста – это способ показать и выразить свое возмущение и негодование, метод борьбы с волей родителей.

Причин, вызывающих агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:

  • Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.
  • Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.
  • Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности.
  • Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.
  • Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности.
  • Старается доказать свою независимость и самостоятельность.
  • Чрезмерное эмоциональное напряжение.
  • Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят.
  • Копирует поведение окружающих взрослых или детей.

Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.

Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.

  • оскорбления сверстников;
  • драки и провоцирование конфликтов;
  • смех над слезами обиженного;
  • высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т.д.);
  • унижение того, кто слабее;
  • причинение физической боли;
  • изобретательность способа нанесения ущерба;
  • склонность к враждебности и жестокости.

При этом уровень интеллекта, игровой и другой продуктивной деятельности не страдает.

Все дети ссорятся, обижаются, спорят, иногда дерутся. Большинство со временем учатся миролюбивому способу разрешения конфликтов. В 5-6 лет еще можно и нужно проводить коррекцию агрессивного поведения. Здесь важна система и тесная работа семьи и детского сада.

Коррекция агрессивного поведения дошкольников трудна и многогранна. Требует огромного терпения, знаний, любви и уважения к ребенку. Нужно всегда помнить, что вспышку агрессии может вызвать публично высказанное пренебрежительное замечание или нетактичная критика.

  • обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил;
  • почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест);
  • по возможности заранее предугадать и предупредить инцидент;
  • уединить. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут);
  • наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить;
  • не предъявлять требований не по возрасту;
  • всегда стараться понять причину того или иного поступка;
  • любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить;
  • почаще использовать юмор. Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать.

Как известно, предупредить легче, чем лечить. В этом заключается профилактика агрессивного поведения дошкольников. Самое важное – любовь, любовь и еще раз любовь к своему малышу. Надо быть взрослым и мудрым родителем. Всегда становиться на сторону своего ребенка. Учиться сохранять выдержку и спокойствие в любых ситуациях с детьми, не поддаваться на их провокации. Уметь предоставлять выбор. Иногда проигнорировать истерику, а потом дать выплакаться. Крепко-крепко обнять. Отвлекать. Просто предложить что-нибудь вкусное. Очень часто голод и усталость могут быть причиной агрессивной вспышки.

В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям. Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. Лучший способ – спорт и спортивные игры. Такие дети должны физически уставать. Запрет на агрессию может привести к аутоагрессии. Обязательно исключить или ограничить фильмы и игры с элементами насилия. Читать добрые сказки. Учить на примерах литературных героев.

Внимание! Детская агрессия!

старший преподаватель кафедры частных методик

ИПК и ПК БГПУ имени Максима Танка

Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.

на близких людей;

на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);

на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);

Мотивы агрессивного поведения у детей

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7–10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.

Агрессивное поведение подростков часто означает "быть взрослым и сильным". Зависимость подростков от мнения сверстников – их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются лидерами или отверженными. Отрочество – острый кризис взросления. Этот кризис будет проходить быстрее и легче, если взрослые готовы формировать с подростками равноправные, партнёрские отношения и проявлять готовность к сотрудничеству.

переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);

позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".

КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого – необходимость для ребёнка и подростка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии – мощный способ изменения нежелательного поведения.

"Ты злишься?" (констатирующий вопрос);

"Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);

Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";

не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;

не оценивать личность ребёнка или его друзей;

не использовать физическую силу, не угрожать;

не читать нотации, проповеди;

не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;

предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);

внушайте спокойствие жестами, мимикой;

шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера") .

Источники:
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
http://family-abc.ru/deti/item/31-agressivnoe-povedenie-detey-doshkolnogo-vozrasta
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
семья, беременность и роды, отношения, муж и жена, семейная психология, семейная конфликтология, дети, воспитание, ребенок, этнография семьи
http://family-abc.ru/
Агрессивность у детей дошкольного возраста
Агрессия у детей дошкольного возраста встречается достаточно часто. Чем вызывается агрессивное поведение? В чем заключается коррекция и профилактика агрессивного поведения дошкольников?
http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/8491-agressivnost-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Внимание! Детская агрессия!
старший преподаватель кафедры частных методик ИПК и ПК БГПУ имени Максима Танка Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание,
http://mir.pravo.by/library/edu/roditel/childrens-aggression/

COMMENTS