Показатели жизнедеятельности человека

Аксиома 7

Аксиома 7. Показатели комфортности процесса жизнедеятельности взаимосвязаны с видами деятельности и отдыха человека.

Это означает, что достижение наиболее эффективной деятельности и наилучшего отдыха требует выбора и поддержания соответствующих показателей комфортности среды обитания.

Аксиома 8. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.

Рост многочисленных и мощных источников техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный — с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Системный анализ БЖД

Наиболее важная особенность подхода обеспечения безопасности жизнедеятельности заключается в системном анализе опасности. Системный анализ – это система методологических средств, используемых для подготовки и обоснования принятия решений по сложным проблемам. Анализ проводится на основе системного подхода, в основе которого лежит принцип рассмотрения сложных проблем (объектов) как систем. При таком подходе раскрывается общая проблема опасностей и выявляется многообразие связей, определяющих возможности их реализации. Любая система имеет, как правило, иерархическую структуру, т. е. мо­жет быть представлена в виде совокупности подсистем разного уровня, рас­положенных в определенном порядке последовательности. При анализе тех или иных конкрет­ных систем выделяется определенное число ступеней иерархии.

Основная цель системного анализа безопасности — выявить причины потенциальных опасностей, для того чтобы не дать им реализоваться в процессе деятельности.

Систему безопасности жизнедеятельности рассматриваем как комплекс взаимодействующих, взаимозависимых элементов, связанных обменом энергии, вещества и информации. Под элементами системы понимаем не только материальные объекты, но взаимоотношения между ними. Системы, в которых одним из элементов является человек или группа людей, называются эргатическими системами. Условно системы можно разделить на простые и сложные. Предполагается , что в простых системах происходящие изменения подчиняются аддитивной функции, т.е. система с негативными факторами А и В будет иметь воздействие Y , определяемое уравнением:

(1.1.)

Например, выделение несколькими источниками технологического процесса СО 2 будет увеличивать общее содержание и концентрацию этого газа в объеме производственного помещения.

В сложных системах изменения чаще всего не подчиняются аддитивным законам, например, трудно определить уровень воздействие вредных веществ на состояние здоровья человека при одновременном действии других негативных факторов (повышенной температуры, вибрации, шума и др.), так как присутствует эффект взаимодействия между факторами. В сложных системах воздействие Y,определяется следующей зависимостью:

(1.2.)

В этой системе составляющие А и В не являются независимыми, например в рассматриваемом случае (одновременное действие вредных веществ и повышенной температуры) действие высокой температуры вызывает расширение сосудов кожи, учащение дыхания, что способствует проникновению вредных веществ в организм человека.

Модели технических систем.

Как только определяется проблема и соответствующая ей система, то необходимо разобраться, как эта система работает. Для этого часто применяют концепцию модели. Строится интеллектуальная конструкция, которая пытается описать взаимосвязи в системе, называемая моделью. Определяются масштабы (границы системы) и цели. Модели для решения проблем безопасности жизнедеятельности разрабатываются в соответствии со следующими целями:

— проанализировать поведение системы и выявить присущие ей потенциальные негативные факторы;

— спрогнозировать поведение рассматриваемой системы в ответ на изменение одного или нескольких факторов или ограничений;

— подготовить рекомендации по снижению риска реализации опасностей для лиц, принимающих решения по управлению системой.

Модели могут создаваться статическими, когда события в системе воспроизводятся как одномоментные, и динамическими моделями, когда система развивается во времени. Динамические модели требуют более детального знания взаимодействий и пороговых значений, чем статические.

Построение и использование модели включает следующие этапы:

— определение характеристик целенаправленной системы;

— определение границ системы и временных аспектов;

— идентификация факторов, действующих в системе;

— определение взаимодействия между основными элементами системы;

— решение уравнений модели для рассматриваемой ситуации;

Рассмотрим модель трудовой деятельности в производственной среде. Осуществление любой деятельности на объектах экономики формирует сложную среду, которая включает в себя: компоненты (элементы) производственной среды, свойственные им факторы производственной среды и существующие между ними взаимодействия. В общем случае производственная среда, может быть представлена совокупностью следующих элементов: энергия, материалы, инструменты, оборудование, технологические процессы, производственные помещения, производственные здания и сооружения, производственная территория.

Трудовой процесс в условиях производственной среды начинается только с появлением человека и осуществлением им трудовых (профессиональных) обязанностей в соответствие с трудовым договором. Производственная деятельность человека связана: с физическим, материальным, энергетическим и информационным взаимодействием между элементами производственной среды, между человеком и элементами производственной среды и взаимодействием между членами производственного коллектива. В общем случае рассматриваем между работниками только информационное взаимодействие. Модель трудовой деятельности в производственной среде представлена на рис.1.2.

Рис. 1.2. Модель трудовой деятельности в производственной среде.

Следовательно, образуется совокупность (система) взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, что достигается основная цель – осуществляется деятельность по производству продукции и услуг предприятия. Безопасность трудовой деятельности в целом складывается из безопасности отдельных компонентов, и безопасного взаимодействия между компонентами. Теоретический системный анализ безопасности позволяет выявить причины, вызывающие негативные события, разработать превентивные мероприятия и уменьшить вероятность реализации негативных событий при осуществлении трудовой деятельности.

Безопасность трудовой деятельности в целом зависит от безопасности производственной среды, безопасного взаимодействия работников с элементами производственной среды, своевременного и полного информирования человека о состоянии производственной среды (поток информации). Безопасное взаимодействие работников с элементами производственной среды обеспечивается организационными мероприятиями, включающими в себя профессиональный отбор и подготовку, обучение требованиям безопасности, информацию о состоянии производственной среды, пропаганду вопросов охраны труда, установление рациональных режимов труда и отдыха и др.

Качественные и количественные показатели безопасности элементов производственной среды и правила безопасного исполнения человеком своих трудовых обязанностей закреплены в соответствующих нормативах, стандартах, правилах, инструкциях и т.д.

Оценка безопасности элементов производственной среды производится путем сопоставления фактических показателей характеризующих состояние инструментов, оборудования и т.п. с требованиями к качественным или количественным критериям оценки соответствующих нормативных актов.

Оценка безопасности трудовой деятельности производится путем систематического контроля за исполнением работниками правил и инструкций по безопасному выполнению работ.

Модель представленная на рис.1.2. представляет простую схему системы анализа безопасности жизнедеятельности в производственной среде. Сложной система становится, если расширить ее границы и рассматривать воздействие технологической производственной системы и техносферы в целом не только на человека, но и на компоненты окружающей природной среды и характеризующие их факторы природной среды. Рассмотрим простые и сложные системы на примере автомобильной промышленности. На рис.1.3. показаны концентрические уровни в типичной промышленной системе.

Источник:
Аксиома 7
Аксиома 7. Показатели комфортности процесса жизнедеятельности взаимосвязаны с видами деятельности и отдыха человека. Это означает, что достижение наиболее эффективной деятельности и наилучшего
http://infopedia.su/13x12d4b.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Нормальная жизнедеятельность человека определяется его психофизиологическими возможностями и потребностями. Поэтому художник-конструктор и архитектор при проектировании интерьера и оборудования операторского пункта должен учитывать все факторы, влияющие на человека. [2]

Для нормальной жизнедеятельности человека парциальное давление кислорода должно составлять приблизительно 95 мм рт. ст. Конкретная величина давления может изменяться для каждого индивидуума в зависимости от состояния здоровья и привыкания к дефициту кислорода. Давление 95 мм рт. ст. эквивалентно концентрации 12 5 % кислорода на уровне моря или 21 % на высоте 4270 метров. Дефицит кислорода может оказывать неблагоприятное влияние на здоровье людей за счет снижения содержания кислорода или на людей, не способных справиться с недостаточным количеством кислорода при выполнении работ, требующих большого умственного и физического напряжения. [3]

Для нормальной жизнедеятельности человека в условиях длительного пребывания в невесомости необходимо создавать пилотируемые станции с искусственной гравитацией. [4]

Для нормальной жизнедеятельности человека существенное значение имеет чистый естественный воздух без примесей — пыли, вредных аэрозолей, газов и паров. При наличии в воздухе частиц ядовитых веществ возможно отравление организма. Длительное вдыхание вредной пыли может вызвать заболевание легких — пневмокониоз; при воздействии угольной пыли может возникнуть антрокоз легких. Особенно вредна кварцевая пыль, способная отлагаться в легких и вызывать разновидность пневмокониоза — силикоз. Повышенная запыленность воздуха ухудшает условия обитаемости и снижает производительность труда персонала. [5]

Важнейшее значение для нормальной жизнедеятельности человека имеет наличие чистого воздуха необходимого химического состава и имеющего оптимальные температуру, влажность и скорость движения. [6]

Одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности человека при выполнении профессиональных функций является сохранение теплового баланса организма при значительных колебаниях различных параметров производственного микроклимата, оказывающего существенное влияние на состояние теплового обмена между человеком и окружающей средой. [7]

Известно, что для нормальной жизнедеятельности человека в год перерабатывается не менее 20 т различного сырья. При этом только 5 — 10 % исходных продуктов переходят в готовую продукцию, остальное в виде отходов и отбросов попадает в окружающую среду. Если через каждые 10 лет добыча ископаемых удваивается, то образование различных видов отходов и отбросов увеличивается еще быстрее. [8]

Одним из необходимых условий нормальной жизнедеятельности человека является обеспечение нормальных метеорологических условий в помещениях, оказывающих существенное влияние на тепловое самочувствие человека. [9]

Следовательно, для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека и животных все эти 10 аминокислот должны поступать с пищей. [11]

В последнее время особую роль в нормальной жизнедеятельности человека отводят так называемым м и к р о -, или рассеянным, элементам. В состав тканей живых организмов кроме основного — углерода — входят следующие десять элементов: натрий, магний, калий, кальций, фосфор, сера, хлор, водород, азот и кислород; к этому списку следует добавить еще железо, если в организме имеется гемоглобин. [12]

Из всех составных частей биосферы для нормальной жизнедеятельности человека прежде всего нужен воздух. Без пищи человек может прожить до пяти недель, без воды до пяти дней, без воздуха — не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет около килограмма пищи, до двух с половиной литров воды и кислород из двадцати килограммов воздуха. Но потребляемый воздух должен отвечать определенным санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания. В результате промышленных выбросов воздух многих зарубежных городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца. [13]

Витамин С ( аскорбиновая кислота) необходим для нормальной жизнедеятельности человека ; противоцинговый фактор, участвует в окислительно-восстановительных процессах, положительно действует на центральную нервную систему, повышает сопротивляемость человека к экстремальным воздействиям. [15]

Источник:
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Нормальная жизнедеятельность человека определяется его психофизиологическими возможностями и потребностями. Поэтому художник-конструктор и архитектор при проектировании интерьера и оборудования
http://www.ngpedia.ru/id18509p1.html

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ЗДОРОВЬЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР

Порядок перечисления налога в бюджет.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. Согласно Закона РК ставка по налогу на территории РК установлена в размере 2,2% для всех категорий налогоплательщиков или налогооблагаемого имущества.

Согласно ст. 386 НК расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть не позднее 30 апреля, 30 июля и 30 октября. Налоговая декларация представляется не позднее 30 марта следующего за отчетным года.

Главой 30 Налогового кодекса сроки уплаты налога на имущество и авансовых платежей не установлены. Их определяют региональные власти.

Уплата налога осуществляется в виде авансовых платежей по налогу, которые уплачи­ваются налогоплательщиками в три срока: не позднее 5 мая текущего года; не позднее 5 августа текущего года; не позднее 5 ноября текущего года.

Сумма авансового платежа, уплачиваемого за отчетный период, определяется по формуле:

1/4 х Средняя стоимость имущества за отчетный период х Ставка налога = Налог на имущество

По итогам налогового периода уплата налога производится окончательно за вычетом авансовых платежей не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом.

План:

1. Общее представление о здоровье.

Экология человека изучает закономерности взаимодействия чело­века с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Зави­симость человека, его благополучия и самой его жизни от условий среды обитания существует наряду с обратной зависимостью природы от человека. Исследование биосферы, ее временных и пространствен­ных составляющих, влияние на нее антропогенных факторов идет наряду с изучением человека, человеческих популяций, человечества, так как в конечном итоге мера всему, самая большая ценность — человек.

Каждая эпоха исторического и общественного развития человечества имела свои особенности, и на этом пути биологическая эволюция прошла три этапа. На первом этапе человек адаптировался в основном к суровым, «враждебным» природно-климатическим условиям. Из-за «болезней адаптации», крайне высокой смертности плотность населения оставалась очень низкой. По оценкам антропологов, неандерталец жил не более 25—30 лет.

На втором этапе, с появлением орудий труда, у человека появилась возможность использовать окружающую природу для своих нужд. С прогрессом цивилизации, улучшением жизненных условий увеличи­лась продолжительность жизни, что привело к значительному росту населения.

И, наконец, на третьем этапе, в условиях современного развития мировой экономики, человеку приходится адаптироваться не столько к природным условиям, сколько к им же созданным отрицательным факторам антропогенного происхождения. Изменилась структура за­болеваемости и смертности, параметры воспроизводства и миграции населения.

Человек живет природой, история природы и история людей вза­имозависимы. Сегодня это необходимо осознать каждому, ведь речь уже идет о выживании человечества.

Человека в его жизни, как и общество в целом, подстерегают самые различные опасности. Одни опасности имеют объективную природу, например природные катастрофы, другие порождены хозяй­ственной и военной деятельностью, третьи человек создает себе сам. Все эти виды опасности отражаются в конечном итоге на жизни, здоро­вье, качестве профессиональной деятельности и благосостоянии чело­века

Научно-технический прогресс (НТП) резко изменил характер со­временного труда: с одной стороны, повысилась значимость челове­ческого фактора в реализации эффективности техники, а с другой — усложнились условия труда.

Труд современных специалистов стал по преимуществу трудом опе­раторским, с преобладанием сенсорных элементов деятельности. В физиологию труда пришли новые представления и возникли про­блемы, связанные с особенностями работы специалистов. К ним от­носятся в первую очередь: гипокинезиякак следствие недостаточной мышечной активности; монотония,обусловленная од­нообразием работы; перегрузка (недогрузка) сенсорных систем; работа при остром дефиците времени, в условиях частого переключения ритмов: деятельность в ограниченном рабочем пространстве и режиме ав­тономного существования; длительное пребывание в вынужденной позе; работа при постоянном воздействии на организм факторов окружаю­щей рабочей и природной среды с использованием различных видов защитной одежды и средств индивидуальной защиты.

Отметим также, что резко усилилась эмоциональная напряжен­ность труда, которая связана с большим (или, наоборот, малым) потоком информации; большими интеллектуальными затратами, обу­словленными воздействием экстремальных факторов среды обитания. Все это, естественно, не может не сказываться на здоровье.

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье -один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического раз­вития.

Несмотря на многовековые попытки изучения здоровья чело­века, оно до сих пор остается понятием идеальным, т.к. не имеет четких критериев оценки. Очевидно, именно поэтому до сих пор нет четкого общепринятого понятия здоровья. Наиболее приемле­мой рассматривается формулировка Всемирной организации здра­воохранения (ВОЗ): здоровье

это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болез­ни и физических дефектов.

По мнению Е.А. Овчарова (1993) здоровье характеризуется:

1. Нормальной реакцией организма на всех уровнях его органи­зации.

2. Динамическим равновесием организма в целом и его функ­ций с факторами внешней среды.

3. Способностью к полноценному выполнению основных со­циальных функций, к участию в общественно полезном труде.

4.Способностью организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования (адаптация), поддерживать постоянство своей внутренней среды, способностью обеспечивать нормальную и разностороннюю жизнедеятельность и сохранение живого начала в организме.

5. Отсутствием болезни, болезненных состояний либо болез­ненных изменений, т.е. оптимальным функционированием орга­низма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо на­ рушения.

6. Полным духовным, физическим, умственным и социальным благополучием, гармоничностью развития физических и духовных сил организма, принципом его единства, саморегулирования и гар­монического взаимодействия всех органов.

Современная концепция здоровья позволяет выделить его ос­новные составляющие — физическую, психологическую и пове­денческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологичес­кие и функциональные преобразования и резервы, обеспечиваю­щие физическую работоспособность и адекватную адаптацию че­ловека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоииональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Осно­вой его является состояние эмоционально-когнитивного комфор­та, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологичес­кими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление сос­тояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведе­ния и умении общаться. Основу его составляют жизненная пози­ция, межличностные отноше­ния, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться

Помимо общепризнанных физического, психичес­кого, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие субстраты. При этом в оценке здоровья исключительно важ­ное значение имеют морально-волевые и ценностно-мотивацион-ные характеристики. Нельзя недооценивать и личностно-психоло-гический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внуше­ния и самовнушения).

Поэтому, под здоровьем следует понимать такое состояние орга­низма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультур­ного бытия данного человека. С этих позиций здоровье следует рассматривать как понятие динамическое, по крайней мере в трех аспектах — индивидуальном, возрастном и историческом.

Индивидуальный аспект здоровья определяется теми условиями, в которых организм сохраняет и развивает свои психофизиологи­ческие функции на уровне, обеспечи-вающем оптимальную трудо­способность и социальную активность при максималь-ной продол­жительности жизни.

Возрастной аспект здоровья характеризуется тем обстоятель­ством, что для каждого этапа возрастного развития человека харак­терны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и с социальной (социальная адаптация) средами. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственными этому воз­расту его морфофункциональной организацией и социальной ролью.

В определении же здоровья в историческом аспекте следует учитывать, что становление человеческой цивилизации, развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т.д. ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в ко­торой живет человек. Это касается как условий окружающей при­роды, в которых живет человек, так и его места и роли в социуме.

2. Анализ литературных источников показывает, что единой классификации видов здоровья нет, т.к. каждая из ныне существу­ющих отвечает основным целям, которые тот или иной автор ста­вит перед собой. Так, В.А. Фролов (1989) выделяет «здоровье населения

Ю.П. Лисицин (1982) рассматривает понятие «общественного здоровья»

В.П. Казначеев (1980) вводит понятие «здоровье популяции»

В литературе достаточно часто встречаются словосочетания «физическое здоровье», «психическое здоровье» и целый ряд других.

Общепринятым в настоящее время считаются две разновид­ности здоровья:

* индивидуальное здоровье — состояние оптимального функцио­нирования организма человека, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои специфические функции;

* здоровье популяции (или общественное)

рассматривается как основной приз-нак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отра-жающее индивидуальные реакции каждого сочлена общности людей и способ-ность всей общности эффективно осуществлять свою социальную и биологичес-кую функцию в определенных условиях конкретного региона. Качество
популяционного здоровья отражает степень вероятности для каж­дого человека достижения наиболее высокого уровня здоровья и творческой работоспособности на протяжении максимально прод­ленной индивидуальной жизни, а также характе-ризует жизнеспособность всего общества как социального организма и его возмож-ности непрерывного гармоничного роста и социально-экономи­ческого развития.

В свою очередь в популяционном здоровье Б.Б. Прохоров (2005) выделяет пять социально-исторических типов:

примитивный — простое выживание популяции под постоян­ной угрозой насильственной смерти;

постпримитивный — сравнительно короткая жизнь большин­ства населения с высокой вероятностью преждевременной смерти от периодически возникающих эпидемий острозаразных болезней и неблагоприятного течения соматических заболеваний;

квазимодерный — (близкий к современному типу здоровья на­селения экономически развитых стран);

модерный — (современный тип здоровья населения экономи­чески развитых стран);

постмодерный (тип общественного здоровья, который может сформироваться в будущем) — полноценная радостная жизнь всей популяции.

В самый ранний период человеческой истории, который по времени продолжался дольше всех остальных вместе взятых исто­рических эпох, существовал примитивный тип популяционного здоровья. Он был характерен для людей, живших в палеолите в ус­ловиях присваивающей экономики, т.е. занимавшихся сбором съе­добных растений, охотой и рыбной ловлей.

Средняя продолжительность жизни людей каменного века, ко­торую определяют по останкам скелетов, находилась в пределах 20-22 лет. Младенческую смертность (смерть младенцев в возрасте до 1 года) в среднем оценивают величиной 500 на 1000 новорож­денных. И в более старших возрастах детская смертность была очень высокой. В особо неблагоприятные годы в пределах отдель­ной группы или племени могли погибнуть не только новорожден­ные, но и более старшие дети, пожилые люди.

Среди причин смерти у первобытного человека, вероятно, на первом месте — травматизм (на охоте или при стычках с представи­телями других групп людей) и голод. А исследованием костных ос­танков первых людей обнаружили следующие болезненные изме­нения: анкилозы, остеомиелит, некроз, рахит, кариес зубов, забо­левания челюстей, периоститы, поражения суставов позвоночни­ка, деформирующие артриты.

При переходе человека от собирательства к земледелию и жи­вотноводству в период неолита, т.е. с появлением производящей экономики, изменился тип популяционного здоровья с примитив­ного на постпримитивный. Средняя продолжительность жизни стала выше (с 20-30 до 35 лет), уменьшился удельный вес смерт­ности от травматизма и голода. Появилась смертность от инфекци­онных заболеваний (малярии, гельминтозы, брюшной тиф, инфек­ции дыхательных путей, бруцеллез и др.), что можно объяснить оседлым образом жизни, т.е. увеличилась плотность населения, более тесным контактом с сельскохозяйственными животными и ди­кими видами, живущими вблизи человека, которые являются пере­носчиками многих инфекционных заболеваний. По-прежнему бы­ла высокая младенческая смертность (200 человек на 1000 ново­рожденных).

Промышленная революция изменила образ жизни людей, их социально-демографическое поведение. При этом произошла сме­на постпримитивного типа здоровья на квазимодерный. Хотя у беднейших слоев населения в городах и сельской местности сохранились элементы постпримитивного типа, а у наиболее обеспечен­ной части населения индустриальных стран преобладают черты квазимодерного типа здоровья: увеличилась средняя продолжи­тельность жизни на 15-20 лет (с 35 до 55-59 лет), уменьшилась младенческая смертности до 85 младенцев на 1000 новорожденных.

Квазимодерный тип здоровья характеризуется достаточно про­должительной жизнью большинства населения при преждевремен­ной смертности части людей в молодых и допенсионных возрастах от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, несчаст­ных случаев, отравлений и травм. При этом в заболеваемости и смертности населения существенную роль продолжают играть ин­фекционные заболевания, в первую очередь туберкулез. В странах с квазимодерным типом популяционного здоровья — это, в основ­ном, страны, поздно вступившие на путь индустриального развития (Россия, большинство стран Восточной Европы, Центральной и Южной Америки, отдельные страны Азии и Африки) — продолжи­тельность жизни в среднем 60—68 лет, младенческая смертность — 15-30 на 1000 новорожденных.

В странах с развитой экономикой (большинство стран Запад­ной Европы и Северной Америки, Китай, Япония, Сингапур, Фи­липпины и Тайвань — страны Восточной и Юго-Восточной Азии) модерный тип здоровья: средняя продолжительность жизни 75—80 лет, младенческая смертность не превышает 8—10 случаев на 1000 новорожденных. Среди основных причин смерти — сердечно-сосу­дистые и онкологические заболевания, смертность от которых, благодаря успехам медицины, отодвинута на пожилой возраст. В целом, население при таком типе сохраняет здоровье и работо­способность до старости.

Постмодерный тип популяционного здоровья предполагается на начальном этапе будет характеризоваться средней продолжительностью жизни не ниже 82—85 лет, младенческой смерт­ностью—не более 5 человек на 1000 новорожденных и резким сни­жением всех видов болезней.

Оценивая современную санологическую ситуацию, можно констатировать, что сейчас на Земле доминируют два типа общест­венного здоровья: квазимодерный и модерный, при наличии зачат­ков постмодерного типа и остатка элементов примитивного и постпримитивного типов популяционного здоровья.

3. В показателях индивидуального здоровья человека большин­ство ученых выделяет два признака:

социальный как мера трудоспособности, социальной актив­ности, деятельного отношения человека к миру;

личностный как стратегия жизни человека, степень господ­ства человека над собой и над обстоятельствами жизни.

Своеобразную классификацию, определяемую как «модели здоровья», дает

Е.А. Овчаров (1993). Он выделяет следующие моде­ли:

1. Медицинскую, которая содержит лишь медицинские крите­рии и характерис-тики здоровья, когда основным признаком пос­леднего рассматривается отсутствие болезней, их симптомов.

2. Биомедицинскую. содержащую биологические и медицин­ские признаки, когда здоровье рассматривается как биологически нормальное функционирование организма. При этом подчеркива­ется доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.

3. Биосоциальную, рассматривающую здоровье через биологи­ческие и социальные признаки в их единстве, хотя социальным от­ дается приоритет.

4. Ценностно-социальную, в которой здоровье для человека яв­ляется ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребнос­тей, участия в труде, социальной жизни, в экономической, куль­турной, научной и других видах деятельности.

5. Интегрированную, включающую многие признаки — меди­цинские, биологические, психологические, социальные, природ­ные, функциональные и, кроме того, факторы окружающей среды.

В настоящее время, несмотря на многообразие точек зрения, большинство ученых выделяет пять групп тех признаков, по кото­рым должно оцениваться здоровье (Н.Г. Щедрина, 1996):

1) Уровень и гармоничносгь физического развития.

2) Резервные возможности основных функциональных систем и организма в целом.

3) Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма.

4)Наличие или отсутствие хронического или врожденного за­болевания или дефектов развития.

5) Уровень личностных характеристик, отражающих духовное и социальное благо-получие и здоровье человека.

С методологических позиций оценка здоровья проводится в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием. При этом необходимо сравнивать его показатели со среднестатистичес­кой «нормой», хотя последнее довольно условно и должно иметь для врача лишь относительную ценность, т.к. до сих пор не сущест­вует единого мнения среди ученых-медиков в определении «нор­мы» здоровья.

Р.И. Айзман (1996) считает, что для оценки уровня здоровья не­обходимо учитывать и определять нормы возрастные, половые, конституциональные, региональные и социальные. При этом он говорит об индивидуальных нормах (или скорее — показателях) здоровья. Исходя из этого Р.И. Айзман выделил восемь основных групп показателей индивидуального здоровья, которые активно используются исследователями.

Источник:
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ЗДОРОВЬЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР Порядок перечисления налога в бюджет. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев
http://studopedia.su/4_6957_zhiznedeyatelnosti-cheloveka.html

Показатели жизнедеятельности человека

Безопасность жизнедеятельности: Шпаргалка

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает такие задачи, как идентификация негативных воздействий среды обитания; защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; создание комфортного состояния среды обитания человека.

Основным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека.

На протяжении всего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал.

Воздействие человека на среду согласно законам физики вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. Курс «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания, в связи с чем в курсе рассматриваются:

1) безопасность в бытовой среде;

2) безопасность в производственной среде;

3) безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

4) безопасность в окружающей природной среде;

5) чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Бытовая среда – это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростков.

Производственная среда – это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности.

Безопасность в природной среде – это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский – подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий – характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд – требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников – это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов – подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (на экзаменах, зачетах).

3. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда значительно возрастают потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000–6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000–4000 ккал.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500–3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10 % уровень основного обмена; стоя – на 10–25 %, при вынужденной неудобной позе – на 40–50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15–20 % общего обмена в организме.

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48 % при чтении вслух сидя, на 90 % – при чтении лекций, на 90-100 % – у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

4. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ТРУДА

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы. При умственном труде оно может быть эмоциональным.

Источник:
Показатели жизнедеятельности человека
Читать книгу онлайн "Безопасность жизнедеятельности: Шпаргалка" — Коллектив авторов — бесплатно, без регистрации.
http://www.litmir.me/br/?b=285087&p=1

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES