Период новорожденности

До какого возраста дети считаются новорожденными: сроки и общая характеристика психического развития в данный период

До какого возраста дети считаются новорожденными: сроки и общая характеристика психического развития в данный период

В жизни ребенка выделяют несколько знаковых периодов. Первый из них начинается сразу после рождения, а точнее — в момент обрезания пуповины, когда дыхание и кровообращение малыша становятся автономными. Называется этот временной интервал периодом новорожденности или неонатальным. Его суть состоит в приспособлении крохи ко внеутробной жизнедеятельности.

Начинается период новорожденности после появления ребенка на свет и обрезания пуповины

Для большинства молодых родителей остается загадкой, по какому принципу детей разграничивают на новорожденных, грудничков и младенцев. Разберемся в этом вопросе. Выясним, сколько суток составляют длительность неонатального периода. В соответствии с медицинскими источниками, новорожденным малыш считается с момента появления на свет до 28 суток, то есть 4 недели.

В свою очередь, неонатальный период делится на:

Все органы и системы новорожденного малыша отличаются незрелостью, как с точки зрения морфологии (строения), так и с учетом функциональной активности. После появления на свет происходит их интенсивная перестройка, целью которой является приспособление организма к внеутробному существованию, к условиям внешнего окружения.

После появления на свет ребенок активно приспосабливается к условиям окружающего мира

Важная особенность неонатального периода – неустойчивость того равновесия, в котором пребывают все системы организма крохи. Минимальные изменения внешних условий способны существенно повлиять на его внутреннее состояние.

Основные перемены, которые происходят в организме малыша в момент прекращения пульсации крови в сосудах пуповины:

  • запуск малого круга кровообращения;
  • начало функционирования легочного дыхания;
  • переход на энтеральное питание, при котором пища всасывается через слизистую оболочку ЖКТ.

Жизнь начинается со стресса. Момент прохождения малыша по родовым путям называют кризисом периода новорожденности. Специалисты в области психологии считают этот этап сложным и переломным для нового человека. Составляющие кризиса:

  1. Физиологические факторы. Происходит физическое отделение ребенка от матери. Он перестает быть частью ее организма, становится автономным.
  2. Психологические аспекты. Фактическое отдаление от мамы вызывает у малыша чувство беспомощности и тревогу.
  3. Изменение внешних условий. После рождения ребенок оказывается в совершенно новом мире, где все отличается от прежних условий жизнедеятельности – температура, воздух, свет, другой способ питания, дыхания и так далее.

Жизнь маленького человечка начинается со стресса, вызванного трудным прохождением по родовым путям

Человек появляется на свет абсолютно беспомощным. Чтобы защитить его и обеспечить выживание, природа заложила в нем определенный набор безусловных рефлексов – сосательный, глотательный, хватательный и прочие.

В ранний период новорожденности, продолжительность которого составляет одну неделю с момента рождения, происходит не только знакомство малыша с миром, но и первые контакты с мамой. Реальный внешний вид крохи может отличаться от того образа, который она себе представляла. Это связано с физиологическими пограничными состояниями его организма.

Неоднородный и нехарактерный для взрослых людей оттенок кожи ребенка может быть обусловлен:

Эритема – покраснение кожи с синеватым оттенком. Обычно она проявляется на стопах и кистях. Причина эритемы – резкое изменение температуры окружающей среды: от 37° в утробе матери до 20-24° в палате больницы. Кроме того, привычная для ребенка водная среда сменяется воздушной. Эритема не является патологическим состоянием и не требует лечения. Температура тела, общее самочувствие и аппетит малыша находятся в пределах нормы. Спустя несколько суток в местах покраснений может начаться шелушение эпидермиса.

Физиологическая реакция сосудов чаще возникает у недоношенных детей в период новорожденности. Она является следствием незрелости сосудистой системы. Ее проявления:

  • мраморность покровов, синюшные пятна;
  • неравномерный цвет тела, на одной части кожа красная, а на другой бледная с синевой, такое бывает после сна на одном боку.

Данное состояние может иметь место на протяжении 2-3 суток после рождения. Ребенок не нуждается в лечении, но врачи за ним наблюдают.

В период новорожденности желтуха возникает вследствие функциональной недостаточности печени, обусловленной ее незрелостью. Орган не может нейтрализовать повышенное количество желчного пигмента, поступающего в кровь. В норме физиологическая желтуха, при которой покровы ребенка приобретают характерный оттенок, длится около недели. У малышей, рожденных раньше срока, она может длиться до 6 недель. Желтизна кожи, сохраняющаяся дольше положенного периода – повод для обращения к врачу.

Работа сальных и гормональных желез у новорожденного не налажена. После появления на свет на его личике можно заметить мили и акне.

  • Милии – белые точки, которые обычно появляются на носу, лбу и щечках. Они возникают из-за закупорки сальных желез. Категорически запрещено их трогать. Милии проходят сами по себе через несколько недель.

Милии не требуют лечения и проходят у ребенка самостоятельно

  • Акне новорожденных – красные прыщики с гнойной белой верхушкой, похожие на юношески угри. Обычно они появляются на лице, но могут обнаружиться спине и шее. Причина акне у малышей – избыток материнских гормонов в крови и несовершенная работа сальных желез. В течение 2-3 месяцев они проходят. Прыщики не нужно лечить. Необходимо тщательно соблюдать гигиену. Кроме того, можно наносить 1 раз в 3 дня крем «Бепантен» тонким слоем.

В период новорожденности обнаруживаются не только описанные физиологические явления, относящиеся к нормальному развитию ребенка. Могут быть выявлены аномалии строения, наследственные патологии, фетопатии и так далее. От матери требуется повышенное внимание к ребенку, которое поможет вовремя увидеть отклонения в физическом и психическом развитии.

Поздний период новорожденности длится 3 недели. Педиатры называют его временем восстановления после дезадаптационных синдромов. Основные характеристики:

  • малыш отделен от матери фактически, но сильно связан с ней физиологически и эмоционально;
  • органы и системы ребенка находятся в процессе развития, они не созрели полностью, особенно это касается ЦНС;
  • водно-солевой обмен очень подвижен;
  • организм новорожденного претерпевает изменения в биохимическом, функциональном и морфологическом аспектах;
  • состояние ребенка находится в значительной зависимости от внешних факторов;
  • при нарушении условий жизни физиологические процессы быстро трансформируются в патологические.

Состояние ребенка в период поздней новорожденности сильно зависит от качества ухода

В этом возрасте малышу нужна забота. Важно удовлетворять его потребности в еде, питье, сне, ласке. Именно это обеспечивает выживание ребенка. Большую часть суток новорожденный проводит во сне, но со временем число часов бодрствования увеличивается. Происходит развитие зрительной и слуховой систем, вместо безусловных автоматизмов возникают условные рефлексы. Малыш преодолевает кризис и постепенно адаптируется к новым условиям.

Особенности работы различных органов и систем ребенка

Психическое и физическое развитие детей имеет определенные возрастные закономерности. До какого возраста продлится дозревание той или иной системы, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и внешних условий его жизнедеятельности. Однако врачи выделяют общие нормы, характерные для большинства здоровых малышей.

Мышцы, отвечающие за движения глазных яблок, а также зрительные нервы у новорожденных детей сформированы не на 100%. В результате возникает физиологическое косоглазие. Это явление, обусловленное недостаточным развитием глазодвигательных мускулов, считается нормальным и со временем проходит. На этапе ранней новорожденности малыш отличает свет от тьмы, то есть разграничивает день и ночь.

Физиологическое косоглазие считается нормой и проходит без лечения

На протяжении первых 3-4 суток жизни полости ушей ребенка не заполнены воздухом, поэтому его слух несколько снижен. Затем происходит постепенное развитие слухового аппарата и малыш слышит почти как взрослый. При очень громких звуках он вздрагивает. При этом можно заметить, как меняются частота и глубина его дыхания, а также мимика.

Вследствие неравномерного распределения нервных окончаний новорожденный неодинаково реагирует на прикосновения к разным частям тела. Кожа лица и конечностей является более чувствительной, чем покровы спины. В общем осязание развито хорошо.

Возрастной особенностью крохи является любовь к сладкому вкусу, которым обладает молоко матери. Попробовав что-то сладковатое, он облизывает губы, совершает глотательные движения, успокаивается. Если жидкость горькая или соленая, ребенок прекращает сосать, плачет, гримасничает.

Обоняние малыша развито. Резкие ароматы вызывают у него реакцию, выражающуюся в изменении частоты дыхания.

Кожные покровы ребенка кровоснабжаются намного интенсивнее, чем у взрослых, за счет большого количества и увеличенного диаметра капилляров. Любые повреждения, причина которых устранена, быстро заживают. Однако развитие потовых желез недостаточное. Как следствие, ребенок младше месяца легко перегревается из-за высокой температуры воздуха или слишком теплой одежды.

Развитие почек малыша заканчивается уже после рождения. В мочевом пузыре содержится небольшое количество урины, свойства которой отличаются от стандартов, характерных для взрослого человека. Для новорожденных используются свои возрастные нормы, касающиеся содержания белка, удельного веса, биохимических реакций. В первую неделю мочеиспускание происходит 4-5 раз в сутки, затем – 15-25 раз.

Дети на этапе новорожденности, а также в грудном возрасте обладают узкими верхними дыхательными путями, к которым относятся носовые ходы, гортань, трахея. Слизистые оболочки, выстилающие их, активно снабжаются кровью. Они очень чувствительны к механическим раздражителям и сухости воздуха. Частота дыхания в норме – 40-60 движений в минуту.

После рождения функционирования сердечно-сосудистой системы ребенка меняется кардинально. Закрываются сосуды и отверстия, через которые осуществлялся плацентарный кровоток. Легкие наполняются кровью. Нормальная частота пульса – 110-140 ударов в минуту. Любое внешнее воздействие приводит к ее изменению.

Дозревание органов пищеварения продолжается после рождения. Ребенок появляется на свет с развитой жевательной мускулатурой и большим языком. Благодаря этому он может активно сосать, не уставая в течение длительного времени. Слюнные железы недоразвиты, поэтому вырабатывают мало секрета.

Внешний вид кала меняется постепенно. Сначала он коричневый, затем желто-зеленый, далее – желтый, кашеобразный с кислым запахом. Трансформации связаны с процессом колонизации слизистых оболочек бактериями.

Нервная система ребенка на протяжении первых месяцев жизни развивается активнее всего. Сначала большую часть суток (20-22 часа) он проводит во сне, так как в коре головного мозга процессы торможения превалируют над возбуждением. Со временем увеличиваются периоды бодрствования.

Возбудимость, рефлексы и реакции малыша постоянно трансформируются. Очень выражен тонус мышц рук и ног. В этот период, например, может наблюдаться физиологический тремор – дрожание мускулов конечностей. Кроме того, выделяют ряд безусловных рефлексов, связанных с незрелостью головного мозга, которые изначально есть у всех детей, но угасают в первый год жизни.

Источник:
До какого возраста дети считаются новорожденными: сроки и общая характеристика психического развития в данный период
В период новорожденности происходит адаптация ребенка к внеутробной жизни. Все органы и системы малыша дозревают. Важно обеспечить ему благоприятные условия для развития.
https://vseprorebenka.ru/razvitie/vozrast/period-novorozhdennosti.html

КЛИНИКА ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ

КЛИНИКА ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ

С момента рождения и перевязки пуповины связь ребенка с матерью не прекращается, начинается этап адаптации ребенка к условиям внешней среды. Период новорожденности ограничивается 28 днями жизни ребенка.

Новорожденных подразделяют на доношенных, недоношенных и переношенных в зависимости от продолжительности беременности у матери.

Доношенный ребенок, родившийся при сроке беременности 37-42 недели.

Недоношенными считаются дети, родившиеся на 28-37-й неделе гестации, имеющие признаки, соответствующие конкретному сроку внутриутробного развития. У большинства недоношенных детей масса тела от 10ОО до 2500 г, длина 38-47 см, окружность головы 26-34 см, груди 24-33 см. Выделяют 4 степени недоношенности. Ребенка, который родился живым при гестационном сроке 22-28 недель и прожил 168 ч, регистрируют как недоношенного. Частота рождения недоношенных детей составляет 5-13%. Масса тела плода не может быть критерием недоношенности. Для всех детей, родившихся с массой тела менее 2500 г, ВОЗ рекомендует использовать термин «низкий вес при рождении».

Переношенный новорожденный — ребенок, родившийся после 42-й недели беременности. В зависимости от выраженности признаков трофических нарушений выделяют три стадии, известные в литературе как синдром Клиффорда. Частота рождения таких детей вариабельна.

Для оценки физического развития новорожденного используют средние статистические показатели основных параметров (массы и длины тела, окружности головы и груди, отношение массы тела к длине) в зависимости от гестацион-ного возраста, представленные в таблицах. Или применяют оценочные перцентильные (Р) таблицы. Согласно статистическим данным, показатели в пределах M±2s или Р1О90 (где М — среднее значение параметра; s — среднеквадратичное отклонение; Р10 -десятая перцентиль; Р90 -девяностая пер-центиль) считаются нормальными для данного гестационно-го возраста.

Новорожденные с нормальным физическим развитием для данного гестационного возраста.

Новорожденные с крупной массой тела.

Новорожденные с низкой массой тела по отношению к ге-стационному возрасту, или новорожденные с задержкой внутриутробного развития, которая может быть в разных клинических вариантах: гипопластическом, диспластичес-ком и гипотрофическом. Гипотрофический вариант задержки развития плода — отставание в массе тела при нормальной длине. Гипопластический — дети имеют относительно пропорциональное уменьшение всех параметров физического развития на 2s и более. Диспластический вариант проявляется нарушением телосложения, дисэмбриогенетичес-кими стигмами и пороками развития. Обычно это проявление хромосомной либо геномной аномалии или внутриутробных инфекций.

Зрелость новорожденного определяют по совокупности клинических, морфологических и функциональных параметров по отношению к гестационному возрасту. «Во все возрастные периоды, начиная с зиготы, организм является совершенным и зрелым в той мере, в которой особенности его физиологических отправлений адаптивно соответствуют его календарному возрасту и той среде, с которой он должен взаимодействовать в соответствии с возрастом» (И.А. Аршавс-кий, 1979).

Что характерно для периода новорожденности? Для периода новорожденности характерна лабильность функционального состояния органов и систем, недостаточность регуляторных механизмов, при которых легко нарушается гомеостаз и эндомикроэкологическое состояние.

Это физиологическое состояние, обусловленное накоплением в крови и тканях ребенка на 2-3-й день жизни тропной к жировой ткани свободной фракции билирубина, которая образуется при распаде фетального гемоглобина. Второй причиной может быть чрезмерное поступление билирубина в печень из-за его увеличенного синтеза в ретикулоэндотелиаль-ной системе. Уровень билирубина в крови не должен превышать 126 мкмоль/л. Общее состояние ребенка при этом не нарушается.

Какова продолжительность физиологической желтухи новорожденных?

Исчезновение желтухи происходит к 7-8-му дню жизни. У незрелых и маловесных детей интенсивность желтухи более выражена, и она исчезает медленнее.

Какие изменения претерпевает остаток пуповины? Остаток пуповины мумифицируется и отпадает к концу 3-го дня или первой недели жизни. Отторжение культи пуповины и эпителизация пупочной ранки зависят от регенераторных способностей организма ребенка и методики обработки культи пуповины. В настоящее время широко применяется методика хирургического отсечения пуповинного остатка после 12 ч жизни ребенка.

У новорожденных функционируют рефлекторные механизмы, обеспечивающие адаптацию к новым условиям существования и нормальное протекание физиологических процессов. Развитие ребенка нарушается в отрыве от мамы. Слабо развит механизм управления скелетными мышцами, но очень хорошо развиты сосательный и глотательный рефлексы, а также другие, обеспечивающие необходимые в этом

периоде функции. Сохраняется характерное для плодов преобладание тонуса мышц-сгибателей.

Ряд рефлексов проверяется педиатрами для исследования функции ЦНС новорожденных:

— рефлекс Бабинского определяют штриховыми раздражениями кожи подошвы, в ответ на которые ребенок разгибает большой и сгибает остальные пальцы;

— хоботковый рефлекс: удары пальцем по губам вызывают вытягивание губ вперед (элемент сосательного рефлекса);

— рефлекс Робинсона: при прикосновении к ладони пальцем ребенок его обхватывает с силой так, что малыша можно приподнять;

— рефлекс Моро: при ударе по кроватке, в которой находится ребенок, он раскрывает руки, а затем сводит их;

— рефлекс Бауэра: в положении на животе давление ладонью на стопы вызывает отталкивание ребенка и движение типа ползания.

Когда у новорожденного появляется легочное дыхание?

Рождение активизирует состояние дыхательного центра. Как правило, первый вдох наступает через 15-70 с после рождения. Возможно, что основным фактором стимуляции первого вдоха является резкое усиление потока афферентных импульсов от рецепторов кожи, проприорецепторов, ве-стибулорецепторов к ретикулярной формации ствола мозга, которая, в свою очередь, повышает возбудимость нейронов дыхательного центра.

После первого вдоха в легких ребенка остается от 4 до 80 мл воздуха. Аэрации легких способствует увеличение сопротивления воздухоносных путей во время выдоха вследствие сужения голосовой щели, особенно при крике. Это препятствует выходу воздуха из легких и спадению альвеол. Новорожденные всегда дышат носом.

Замедленное расправление легких, вторичное спадение после первого вдоха нередко обусловлены нарушением созревания сурфактантной системы или нарушением метаболизма поверхностно-активных фосфолипидов.

Деятельность дыхательного центра у новорожденных точно координируется с активностью центра сосания и глотания. Раннее прикладывание ребенка к груди матери и дача

молозива являются необычайно важными моментами начала функционирования легочного дыхания. Каковы особенности развития органов дыхание Органы дыхания не завершили в онтогенезе свое анато-мо-гистологическое развитие, что сказывается на функции легких. От рождения до 7-8 лет в легких идут два основных процесса: дифференцировка бронхиального дерева и увеличение количества альвеол.

Частота дыхания у новорожденных составляет от 40 до 60 в минуту. В спокойном состоянии объем дыхания равен 20-25 см 3 .

Каковы особенности сердечнососудистой системы новорожденных? Одновременно с расправлением альвеол расправляются и капилляры малого круга кровообращения, отмечается резкое увеличение легочного кровотока. К концу первых суток у доношенных новорожденных завершается перестройка малого круга кровообращения и функциональное закрытие артериального протока. Венозный проток полностью закрывается через 3-7 дней после рождения. Овальное отверстие перестает функционировать в связи с повышенным давлением в левом предсердии.

Мышечная ткань сердца и эластичная ткань клапанов и сосудов недостаточно развиты. В результате интенсивного обмена веществ, особенностей сократительной функции миокарда и меньшего влияния блуждающего нерва частота сердечных сокращений у новорожденных составляет 120-140 ударов в 1 минуту. Максимальное артериальное давление 70-80, минимальное — 30-40 мм рт. ст.

Количество крови у новорожденных 0,5 л, но на единицу массы тела ее больше, чем у взрослых. Количество гемоглобина 210-215 г/л, число эритроцитов 5,7х1О э /л, СОЭ 2,5 мм/ч, лейкоциты составляют 1 2,9-30х10 9 /л.

Рот ребенка является сосательным аппаратом. Способность сосания — рефлекторный акт, центр которого заложен

в продолговатом мозге. Он должен быть активно стимулирован прикладыванием ребенка к груди в первые минуты жизни.

Новорожденные имеют лактотрофный тип питания гидролиз питательных веществ молока осуществляется пристеночным пищеварением. В этом возрасте велика роль аутолити-ческого переваривания питательных веществ молока самими ферментами молока.

Молозиво, выделяемое в первые 2-3 дня, отличается от зрелого молока большим содержанием белков, незаменимых аминокислот и меньшим содержанием углеводов и жиров.

Желудочно-кишечный тракт, помимо нутритивной функции, выполняет очень важную роль эндомикроэкологической системы.

Микробиоценоз и локальный иммунитет пищеварительного тракта рассматривают с позиций эндомикроэкологической системы, становление которой в раннем неонатальном периоде определяет развитие и состояние здоровья ребенка.

В первые 2 дня после родов у ребенка выделяется первородный стул — меконий, который представляет собой секрет зародышевого эпителия пищеварительного тракта. Переход к испражнениям, характерным для детей на грудном вскармливании, происходит на 2-3-и сутки после рождения. Пищеварительный тракт заселяется бактериями родовых путей матери, среди них преобладают лактобациллы, которые становятся облигатной флорой верхних отделов пищеварительной трубки. Лактобациллы определяют формирование локального иммунитета пищеварительного тракта, выполняют кислотообразующую и витаминообразующую функции, участвуют в утилизации лактозы. Кислый запах стула новорожденных прежде всего связан с лактобациллами. Бактерии, обуславливающие характер стула, попадают в пищеварительный тракт с молочных желез матери. В связи с чем нецелесообразно перед кормлением проводить обработку молочных желез дезинфектантами.

Основные принципы ведения новорожденных заключаются в создании условий для раннего прикладывания к груди (в первые 20 минут жизни) или гарантированной дотации молозива детям в тяжелом состоянии, для постоянного пребывания с мамой и исключительного вскармливания грудным молоком независимо от условий рождения и состояния ребенка при рождении, а также ранней выписки из родильного стационара (3-4-й день).

Предусмотрено динамическое наблюдение новорожденного врачом-неонатологом и медицинской сестрой. Мам обучают основам формирования здоровья ребенка с его рождения. По медицинским показаниям со стороны матери и ребенка выхаживание и лечение осуществляют медицинские сестры.

Медицинская сестра проверяет вместе с мамой данные, указанные на браслетах или медальоне ребенка, и сверяет их с данными в истории родов. Отмечает в истории развития новорожденного дату и время поступления мамы и ребенка в палату, его состояние. Объясняет маме принципы ухода и грудного вскармливания, осуществляет прикладывание новорожденного к груди матери и отмечает активность сосания.

Неонатолог знакомится с роженицей во время нахождения ее в предродовой палате и определяет возможную группу риска возникновения патологии плода и новорожденного для того, чтобы подготовить условия для первичных реанимационных мероприятий и присутствие реаниматолога на родах. Неонатолог, по возможности, принимает ребенка в родах и производит первичную запись в истории развития новорожденного о состоянии при рождении, определяет первичный диагноз и тактику ведения ребенка. Важным моментом врачебного осмотра является гарантированное выполнение условий физиологической контаминации новорожденного микрофлорой матери и раннего исключительного грудного вскармливания, а также определение временных противопоказаний

вместе с врачом-акушером, наблюдающим маму, к совместному пребыванию мамы и ребенка в палате.

Врач ежедневно осматривает ребенка до выписки из родильного стационара и передает в детскую консультацию все особенности внутриутробного и раннего неонатального периода ребенка.

Во время ежедневного осмотра врач обращает внимание на следующие показатели:

— общее состояние и активность ребенка, правильность сосания и прикладывания ребенка к груди;

— состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек;

— неврологический статус и его динамику;

— наличие или отсутствие патологии со стороны всех органов и систем;

— изменение температуры и массы тела;

— состояние пуповинного остатка и определение показаний к хирургической обработке;

— характер стула и мочеиспускания;

— навыки мамы в уходе за ребенком, пеленании и вскармливании.

Перед обработкой и пеленанием новорожденного медицинский персонал и мама должны мыть руки, намыливая их двукратно. При уходе за новорожденным используют стерильное или одноразовое белье. Инструменты и изделия медицинского назначения, применяемые для ухода за новорожденным, подлежат дезинфекции, а затем стерилизации. Они могут быть одноразового назначения. Медицинскому персоналу неонатальных отделений запрещается работать с длинными ногтями, покрытыми лаком, в кольцах и часах.

При переводе ребенка с мамой из родильного зала в послеродовое отделение можно дополнительно провести туалет кожи: растительным маслом снимают остатки сыровидной смазки в естественных складках кожи. При загрязнении головы ее моют с мылом теплой проточной водой и вытирают пеленкой.

Ежедневный туалет ребенка проводят утром после измерения температуры. Ребенка умывают проточной водой. Для обработки глаз, кожи, носа и ушей используют тампоны, смоченные в растворе марганцово-кислого калия (1:10 000).

Ягодицы и промежность моют детским мылом под проточной водой.

Обработку культи пуповины и пупочной ранки проводит врач-педиатр. Перед обработкой руки двукратно моют с мылом проточной водой и обрабатывают 95% этиловым спиртом. Ведение пуповинного остатка осуществляется открытым способом. Ежедневно пуповинный остаток и кожу вокруг него обрабатывают 95% спиртом, а затем только остаток — 5% раствором калия перманганата. При отпадении пуповинного остатка ранку последовательно обрабатывают 3% раствором перекиси водорода, этиловым спиртом и раствором калия перманганата.

В настоящее время широко используется методика хирургического отсечения пуповинного остатка после 12 ч жизни ребенка. Ребенок может быть выписан домой с пуповинным остатком.

Перед дежурством персонал принимает душ, меняет одежду и моет руки до локтя водой и щеткой с мылом, затем обрабатывает дезраствором. Руки моют с двукратным намыливанием каждый раз перед и после осмотра ребенка.

Как осуществляется вскармливание новорожденных?

В первые 20 минут после рождения каждый новорожденный должен получить нативное молозиво своей мамы. Противопоказаниями к прикладыванию к груди могут быть генерализованные инфекции матери, когда риск заражения бактериями превышает защитные возможности материнского молока (туберкулез с бацилловыделением). В остальных случаях прикладывание к груди матери не вызывает неблагоприятных реакций и осложнений как со стороны матери, так и со стороны ребенка. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно взять грудь, ему закапывают молозиво, сцеженное мамой в ложечку, на слизистые оболочки полости рта

и носа. Детей даже с экстремально низкой массой тела ежедневно кормят нативным молоком матери возможным способом (через зонд капельно или медленно струйно, из «рожка»). Для полноценного становления лактационной функции и рационального вскармливания мама и ребенок постоянно находятся вместе и малыш кормится по требованию, не реже 10-15 раз в сутки в первые дни жизни. Нельзя мыть грудь перед прикладыванием ребенка, поскольку на ареоле соска находятся биологически активные факторы, участвующие в формировании эндоэкологических и пищеварительных функций организма.

Медицинская сестра и врач участвуют в обучении мамы особенностям грудного вскармливания. Новорожденные дети не нуждаются в «выпаивании», вода и другие растворы для питья могут быть назначены только по медицинским показаниям.

Ребенок должен покинуть отделение на 3-й день жизни. После этого срока происходит патологическая контаминация госпитальными штаммами микроорганизмов с возникновением угрозы внутрибольничных инфекций. Если ребенок болен или недостаточно хорошо адаптируется в раннем неона-тальном периоде, его в эти сроки переводят на выхаживание и лечение в неонатальные стационары детских больниц. Перед выпиской проводят тесты на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз и при отсутствии противопоказаний ребенку делают вакцинацию против туберкулеза.

Источник:
КЛИНИКА ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ
КЛИНИКА ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ С момента рождения и перевязки пуповины связь ребенка с матерью не прекращается, начинается этап адаптации ребенка к условиям внешней среды. Период новорожденности
http://pcvoice.ru/r/p5.php

Период новорожденности

Новорождённый ребёнок — ребёнок с момента рождения и до 28-го дня своей жизни.

Развитие грудного ребёнка в периоде новорождённости различно в зависимости от того, родился ли он доношенным или недоношенным. Доношенный ребёнок проходит внутриутробный цикл развития в течение 10 лунных месяцев (40 недель или 280 суток) и к моменту рождения имеет массу в среднем 3200—3500 г (разброс значений от 2500 до 4500 г), рост — 50 (47—54) см, окружность головы — 32—34 см. Эти данные не учитываются при оценке младенца по шкале Апгар. На массу и рост новорождённого влияют возраст родителей, их физическое развитие и состояние здоровья, питание и условия работы матери во время беременности.

Период новорождённости характеризуется рядом морфологических и функциональных изменений, возникающих в организме ребёнка в связи с переходом от внутри- к внеутробной жизни. В первые дни жизни (до 4—5 суток) имеет место так называемая физиологическая потеря массы (5—8 %); потеря массы более чем на 10 % расценивается как патологическая. С 7—10 суток масса начинает восстанавливаться. За первый месяц жизни масса ребёнка увеличивается на 600—700 г.

Температура тела в первые 2—3 недели неустойчива и во многом зависит от температуры окружающей среды. Гримасничанье, небольшие подёргивания и лёгкое дрожание конечностей возможны в первые сутки жизни. Новорождённым присущи врождённые физиологические рефлексы, которые исчезают к 3—4 месяцам. Ребёнок отчётливо реагирует на свет и сильный звук. Обоняние и вкус развиты. Иногда в первые трое суток у новорождённых наблюдается некоторое угнетение рефлексов и снижение мышечного тонуса. Обычно это связано с родовым актом и к 3—5 суткам, как правило, исчезает.

Тело новорождённого первоначально сохраняет позу с согнутыми и приведёнными к туловищу конечностями (внутриутробное положение). Подкожный жировой слой расположен равномерно, что придаёт телу ребёнка округлость и полноту. Мускулатура развита слабо. Кожа тонкая, легко ранимая. Высота головы составляет 1/4—1/5 длины тела, туловище длиннее ног, руки и ноги примерно одной длины. Позвоночник не имеет физиологических изгибов. Рёбра прикреплены к позвоночнику под прямым углом, грудная клетка бочкообразной формы. Большой родничок, образуемый лобными и теменными костями, остаётся открытым.

Дыхание неравномерно по частоте и глубине, 40—60 раз в мин. Пульс 120—140, а при крике — 160—200 ударов в мин.

Желудок мал по объёму и расположен горизонтально. Кишечник относительно длинный и отличается недоразвитием нервного аппарата, нежностью слизистой оболочки, обилием кровеносных сосудов и ворсинок, слабостью мышечного и эластичного слоёв, некоторой недостаточностью кишечных желёз, высокой проницаемостью кишечной стенки. Слюны мало. Защитная функция слизистой оболочки полости рта развита слабо.

Уже в первые часы жизни ребёнка начинается заселение микроорганизмами его желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.

В первые 2—3 суток внеутробной жизни выделяется первородный кал — меконий — тёмно-оливковая тягучая густая масса без запаха, состоящая из слизи, жёлчных пигментов и слущенных клеток эпителия. Позже появляется так называемый переходный стул коричневато-зеленоватого цвета, богатый слизью, иногда водянистый и пенистый. С 5—6 суток устанавливается обычный (молочный) стул, характерным признаком которого является кислый запах. В первые двое суток частота мочеиспусканий составляет 4—5 раз в сутки, а с третьих суток быстро увеличивается и к концу второй недели доходит до 15—20 раз в сутки.

Исключительно важную роль в жизни новорождённого играет водный обмен. Вода составляет 75—80 % массы тела ребёнка, но связана в организме непрочно, и поэтому водное равновесие легко нарушается. Потребность новорождённого в воде составляет в среднем 160—200 г на 1 кг массы в сутки. В грудном молоке матери содержится достаточное количество воды для новорождённого ребёнка.

Всего новорождённый демонстрирует 75 рефлексов. В их числе [1] :

Рефлекс Моро. Ребёнок отводит руки в сторону с разгибанием пальцев (I фаза), затем возвращает в исходное положение (II фаза) (при этом движения рук носят характер охватывания туловища), после того как в 15-20 см от ребёнка хлопают по поверхности, на которой лежит ребёнок, или же после быстрого разгибания ног.

Рефлекс Робинсона. Проявляется в том, что ребёнок крепко хватается за пальцы взрослого, вложенные в его ладошки.

Сосательный рефлекс. Заключается в том, что малыш начинает ритмично сосать любой предмет, оказавшийся у него во рту.

Хоботковый рефлекс. Ребёнок выпячивает губы (что напоминает хоботок) в ответ на прикосновение к ним.

Поисковый рефлекс Куссмауля. В ответ на прикосновение в области угла рта ребёнок тотчас тянется губами в сторону раздражителя.

Защитный рефлекс. Заключается в том, что ребёнок, лежащий на животе, моментально поворачивает голову набок, чтобы не задохнуться.

Специалисты считают, что рефлексы Моро и Робинсона помогали нашим далеким предкам во младенчестве держаться за шерсть матери во время передвижения. Поисковый, хоботковый и сосательный рефлексы «отвечают» за то, чтобы малыш обнаруживал источник пищи. Защитный рефлекс необходим для выживания младенца.

Источник:
Период новорожденности
Новорождённый ребёнок — ребёнок с момента рождения и до 28-го дня своей жизни. Развитие грудного ребёнка в периоде новорождённости различно в зависимости от того, родился ли он
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%E2%EE%F0%EE%E6%E4%B8%ED%ED%FB%E9

Правильный уход за младенцем в период новорожденности

Правильный уход за младенцем в период новорожденности

Период новорожденности с медицинской точки зрения длится до 1 месяца.

Основная характеристика этого периода определяется тем, родился ребенок доношенным или нет.

Доношенным считается малыш, выношенный в течение 40 недель. К этому времени он набирает вес до 3000-4000 г и вырастает до 45-50 см. Все органы и системы работают самостоятельно. Цвет кожи имеет приятный розовый оттенок.

Недоношенный новорожденный — ребенок, выношенный в течение 7-8 месяцев беременности. Вес до 3000 г, рост до 40-45 см. Внутренние органы и системы не могут работать самостоятельно, а сам малыш нуждается в искусственном поддержании жизни с помощью техники.

Постепенно ребенок начинает привыкать к новой внеутробной жизни и при помощи родителей учится самостоятельности. С его организмом происходит множество изменений. Начинает расти масса тела, ежедневно увеличиваясь на несколько грамм. Это свидетельствует о том, что механизм перестройки организма запущен и грудничок уже самостоятельно перерабатывает новый для него вид питания — материнское грудное молоко.

Заживает и отпадает пупковая рана, и устанавливается «грудной стул». Новорожденный регулярно справляет нужду (до 12 раз в день).

В течение первых дней налаживаются формула крови и температура тела.

Организм и все внутренние органы продолжают активно расти и функционировать. В первые дни ребенок может слегка потерять в весе, таким образом, из его организма удаляется лишняя влага. Далее вес будет только увеличиваться.

Кожа ребенка в период новорожденности очень нежная и легко подвергается различным механическим повреждениям, будь то ссадины, порезы, синяки, а сопротивляемость организма к инфекциям временно снижена.

Для новорожденного грудное материнское молоко — единственное питание. Его потребность в сутки составляет 700-800 г.

Те малыши, которые вынуждены вскармливаться адаптированной смесью, за один прием пищи должны получать 100-150 г.

График кормления должен быть регулярным и обязательно согласован с педиатром. От того, насколько качественное и своевременное питание получает новорожденный, зависит то, как быстро он начнет прибавлять в весе.

Чаще всего педиатры назначают кормление новорожденного каждые 2-3 часа.

Это один из самых важных факторов нормального психического и физиологического развития малыша. В целом в течение суток в первые месяцы жизни новорожденный должен спать по 17-19 часов. Этот отрезок времени делится на дневной и ночной сон. 7-8 часов должен длиться ночной сон (с перерывами на кормление). А в остальное время суток происходит дневной сон, который прерывается на кормление каждые 2-3 часа.

Правильный уход за новорожденным ребенком особенно важен в первые дни его жизни. Создать необходимые благоприятные условия и чистоту при помощи антисептических средств очень важно.

Необходимо создать микроклимат и правильный режим кормления, обеспечить ребенка свежим воздухом, светом и теплом.

Идеальной в комнате ребенка считается температура около 20-22° С. При этом у него обязательно должно быть собственное спальное место, отдельное от родителей.

Важна также и личная гигиена родителей. Заходить в комнату к новорожденному необходимо в идеально чистом халате, с подобранными под косынку волосами и вымытыми мылом руками.

Одежда в период новорожденности также очень важна для малыша. В первые дни его жизни на малыша надевают распашонку и подгузник. Пеленают с головой в пеленку и теплое одеяло.

Если у ребенка жидкий стул, то пеленать надо по необходимости. Если с пищеварением все нормально, то достаточно будет делать это перед каждым кормлением и один раз ночью.

Пеленать необходимо только после подмывания теплой водой. Затем малыша необходимо аккуратно обсушить салфеткой и смазать попу детским маслом.

Ежедневно мамочки должны аккуратно осматривать новорожденного и внимательно смазывать все складочки на его теле (складки за ушками и шеей, ладошки, ушные раковины). Глазки необходимо протирать слабым 2%-м раствором борной кислоты при помощи ватных дисков. Носик смазывать вазилиновым маслом при помощи ватных палочек. Пупковую рану обрабатывать настойкой йода, приложив к ней стерильный бинт. Ежедневно взвешивать малыша и следить за тем, как меняется масса его тела.

Перед кормлением делать ему утренний туалет и купать не менее 2-3 раз в день, не считая подмывания. После 3-4 дней новорожденный начнет постепенно адаптироваться к новым условиям жизни.

Что должен уметь делать новорожденный в первый месяц своей жизни?

Список приобретенных навыков:

  1. Пытается поднимать головку, лежа на спине. Он задерживает головку на несколько секунд в воздухе, а затем снова опускает на кроватку.
  2. Начинает реагировать на речь родителей и узнавать их голос. Это выражается таким образом, что малыш пытается им ответить. Чаще всего это короткие, отрывистые звуки.
  3. Постепенно сосредотачивает всей взгляд на предметах, которые его окружают, внимательно их изучает и пытаться дотянуться до них.
  4. Активно смотрит на движущиеся предметы и головкой вращает в том направлении, куда следует этот предмет.
  5. Появляется мимика. Чаще всего это улыбка и радость от того, что малыш видит знакомые лица вокруг.

Будьте внимательны к своему малышу, наблюдайте за ним.

Источник:
Правильный уход за младенцем в период новорожденности
Период новорожденности с медицинской точки зрения длится до 1 месяца. Характеристики этого периода Основная характеристика этого периода определяется тем, родился ребенок доношенным или нет.
http://mladenecimama.ru/raznoe/period-novorozhdennosti.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES