Переговоры как метод разрешения конфликтов

МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Роль конфликтов и их урегулирование в современном обществе стали столь велики, что во второй половине ХХ ст., как уже отмечалось, выделилась специальная область знания – «конфликтология». При этом этика, социология и психология сформировали подраздел конфликтологии, как этика посредничества. В конфликтологии под посредничеством подразумевается способ разрешения конфликтов с участием третьей стороны. А этика посредничества предполагает, что данный способ разрешения конфликтов регулируется совокупностью общепринятых этических норм и правил, диктуемых моралью.

Решение споров с помощью посредника практикуется давно. На Руси, например, эту миссию испокон веков исполняли старейшины – самые мудрые люди общины. Старейшины рода или племени выступали и в качестве медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций. Такой способ разрешения конфликтов можно назвать цивилизованным.

Третейский суд также существовал с древних веков. Спор отдавался на обсуждение судьям-посредникам. Уже в новое время третейское судейство было одним из способов разрешения споров между организованными рабочими и предпринимателями из-за условий найма. В последней четверти 19 в. в Западной Европе возникают разные учреждения для улаживания таких споров, особенно в случае стачек – примирительные камеры в Англии, промышленные суды в Германии.

В состав этих учреждений входят выборные посредники со стороны рабочих и предпринимателей. В Новой Зеландии, Западной Австралии и Женеве в 1900-1902 гг. изданы законы об обязательном разрешении столкновений рабочих и хозяев третейским промышленным трудом.

Конфликтология в настоящие время имеет множество методов, с помощью которых можно выявить причины конфликтов, этапы развития конфликтных ситуаций, а также алгоритм поведения в типичных и различных ситуациях, которые возникают в жизни человека. К таким методам относятся все методы, позволяющие совершенствовать коммуникативную компетентность людей. В настоящее время самые популярные методы это: метод картографии, метод прямых переговоров, споры, забастовки, совещания, суды, тренинги, медиаторство.

Рационально-эмотивный метод.А.Эллис разработал метод управления эмоциональным поведением, который получил название рационально-эмоциональная терапия (РЭТ). Вся теория базируется на концепциях причин возникновения человеческих эмоций, которые нашли свое отражение в философии гуманистической направленности. Тремя основными психологическими аспектами деятельности являются: мышление, эмоции, поведение. Они переплетены между собой и изменение одного из них вызывает изменение других аспектов.

Мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. Наши внутренние качества, восприятие и оценка внешних событий и обстоятельств есть мощный источник наших эмоциональных реакций. В основе патологии эмоций лежат нарушения мыслительных процессов: преувеличение, упрощение, ошибочные выводы, абсолютизация и т. д.

Описание таких когнитивных ошибок через рационализацию суждений. Суть рациональных суждений состоит в том, чтобы иррациональные суждения изменить на рациональные, что поможет разрешить эмоциональные проблемы (как мы думаем так мы и чувствуем) и начать в ситуации работать с анализа мыслей, т.е изменять наши мысли. Разнообразные факторы (наследственность, окружающая среда) имеют значение в происхождении иррациональных суждений. Актуальные суждения можно изменить, хотя это и непросто. Иррациональные суждения постепенно изменяются под воздействием активного наблюдения за своим мышлением и самоанализом, что позволяет снижать уровень эмоционального стресса.

Когнитивная сфера – важный, но не единственный фактор, определяющий эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние является основой иррационального мышления. Наша склонность мыслить иррационально получает подкрепление из нашего окружения, чаще всего мы сами затягиваем состояние эмоционального дистресса, продолжая культивировать в себе иррациональное мышление. Уменьшить негативные эмоции возможно при изменении мыслей и поведения через тренировку. Рациональное мышление уменьшает выраженность и продолжительность эмоциональных расстройств, но не притупляет аффект и чувства.

Эллис создал терапевтическую систему, которая позволяет использовать обучение клиентов рациональному мышлению, регулированию эмоций и чувств не только в условиях клиники, но и самостоятельно. Простая концепция в которой иллюстрируются роли процесса мышления в эмоциональных расстройствах называется схема АСП, где А –это активизирующий опыт, т.е это неприятные или нежелательные внешние события. С – это суждение клиента, которые подразделяются на рациональные и иррациональные. П –это эмоциональные и поведенческие последствия, которые связаны с неприятными аффективными реакциями на события. Различают 4 категории иррациональных суждений:

1) суждение долженствования, т.е неадекватное отношение к людям;

2) суждение катастрофизации, оно содержит негативное, преувеличивающие события прошлого, настоящего и будущего;

3) порицающая оценка, в которой содержится негативное содержание;

4) суждение «следует» – эти суждения отражают неготовность человека принять других людей, себя, ситуацию, если они отличаются от того, какими им следовало бы быть.

Метод принципиальных переговоров.Важным преимуществом переговоров перед другими формами разрешения и регулирования конфликтов является то, что они позволяют конфликтующим сторонам выработать такое соглашение, которое будет удовлетворять каждую из них и позволит избежать длительных судебных процедур, чреватых значительными материальными издержками и риском проигрыша одной из сторон. Условия для переговоров:

1) определяются существованием взаимозависимости сторон в ситуации

соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;

2) участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в ситуациях.

Любые переговоры проходят несколько стадий: это подготовка к началу переговоров, предварительный отбор позиции, поиск взаимоприемлемого решения, завершение переговоров.

Подготовку к переговорам входит диагностика состояния дел до переговоров, определяются сильные и слабые стороны участников конфликта, прогнозирование сил, выясняется, кто будет вести переговоры и чьи интересы они будут представлять. Кроме сбора информации необходимо получить ответы на следующие вопросы: 1) в чем состоит основная цель переговоров; 2) какие альтернативы есть, какие желательны и допустимы; 3) если не достигнуть соглашения, то как это отразится на интересах обоих сторон; 4) в чем состоит взаимозависимость оппонентов и как это выражается внешне; 5) где лучше проводить переговоры; 6) какая атмосфера ожидается на переговорах; 7) важны ли отношения с оппонентом в будущем.

Возможные цели и результаты участия в переговорах.

Источник:
МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Роль конфликтов и их урегулирование в современном обществе стали столь велики, что во второй половине ХХ ст., как уже отмечалось, выделилась специальная область знания – «конфликтология». При этом
http://lekcion.ru/Etika/4860-metodi-razresheniya-konfliktov.html

Организация производства

• участники конфликта имеют возможность очень держать под контролем разные нюансы собственного взаимодействия, в том числе без помощи других устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, оказывать влияние на процесс переговоров и на их итог, определять рамки соглашения;

• переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон и позволило избежать долгого судебного разбирательства, которое может окончиться проигрышем одной из сторон;

• принятое решение, в случае заслуги договоренностей, часто имеет неофициальный нрав, являясь личным делом договаривающихся сторон;

• специфичность взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность. Место переговоров посреди разных методов урегулирования и разрешения конфликтов, отличающихся степенью самостоятельности участников в принятии решения и степенью вмешательства третьей стороны.

2) многосторонние переговоры, когда в обсуждении учавствуют более 2-ух сторон.

2) непрямые переговоры — подразумевают вмешательство третьей стороны.

2) переговоры о перераспределении — свидетельствуют о том, что одна из сторон конфликта просит конфигураций в свою пользу за счет другой;

3) переговоры о разработке новых критерий — идет речь о продлении диалога меж участниками конфликта и заключении новых соглашений;

4) переговоры по достижению побочных эффектов — нацелены на решение второстепенных вопросов (отвлечение внимания, уяснение позиций, демонстрацию миролюбия и т. п.).

2 Информационная функция состоит в том, чтоб получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению трудности обратной стороны, также предоставить таковую о для себя. Значимость этой функции переговоров определяется тем, что нереально придти к взаимоприемлемому решению, не понимая сущности трудности, которая вызвала конфликт, не разобравшись в настоящих целях, не уяснив точек зрения друг дружку. Информационная функция может проявляться и в том, что одна из сторон либо обе нацелены на внедрение Переговоров для дезинформации оппонентов.

3 Близка к информационной коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.

4 Принципиальной функцией переговоров является регулятивная. Идет речь о регуляции и координации действий участников конфликта. Она реализуется, сначала, в тех случаях, когда стороны достигнули определенных договоренностей, и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений. Эта функция прояа1яется тогда и, когда с целью воплощения тех либо других довольно общих решений они конкретизируются.

5 Пропагандистская функция переговоров заключается в том, что их участники стремятся повлиять на публичное мировоззрение с целью оправдания собственных действий, предъявления претензий оппонентам, вербования на свою сторону союзников и т. п.

Создание подходящего себе и отрицательного для оппонента публичного представления осуществляется, сначала, через СМИ. Иллюстрацией подобного вербования СМИ могут быть, к примеру, переговоры в ситуации конфликта меж строительной компанией и экологической организацией по поводу вырубки лесного массива для использования местности в промышленных целях. Если строительная компания смогла оперативно использовать этот мощнейший канал распространения инфы и донести до широкой общественности свою интерпретацию сложившейся ситуации (используя, скажем, такие манипуляторные приемы, как “наклеивание ярлычков”, “блистательная неопределенность”, “подтасовка карт”, “фургон с оркестром”), то это может укрепить позицию строительной компании, невзирая на нехорошие последствия предлагаемого проекта.

В целом же необходимо подчеркнуть, что любые переговоры многофункциональны и подразумевают одновременную реализацию нескольких функций. Но при всем этом функция поиска совместною решения должна оставаться приоритетной. По другому переговоры становятся, по выражению М. М. Лебедевой, “квазипереговорами”.

Источник:
Организация производства
• участники конфликта имеют возможность очень держать под контролем разные нюансы собственного взаимодействия, в том числе без помощи других устанавливать временные рамки и пределы обсуждения,
http://dolche-vitakrs.ru/index.php/ekonomika/eto-lyubopytno/2080-peregovory-kak-metod-razresheniya-konfliktov

Переговоры как метод разрешения конфликтов

Из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективными. Для так называемого переговорного типа взаимодействия характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. Полагают, что процесс переговоров может быть начат при следующих условиях: 1) стороны, помимо противоречащих интересов, имеют и значимые общие интересы; 2) стороны считают возможным достижение определенного понимания или соглашения, которое для них более выгодно, чем другие альтернативы; 3) они вступают в дискуссию в поисках взаимно удовлетворяющего решения[9].

На наш взгляд, готовность сторон идти на компромиссы или забота о получении другой стороной определенной выгоды не являются обязательными атрибутами переговоров. Ведь возможна и такая ситуация, при которой каждая из сторон выражает просьбу или выдвигает требование, не намереваясь идти на компромисс, а надеясь лишь на уступки другой стороны. Подчас сами переговоры могут привести к обострению отношений. Тем не менее отказываться от них ни в коем случае нецелесообразно.

Примером более или менее эффективного использования переговорного процесса может служить конфликтная ситуация в Приднестровье. Там весьма позитивную роль сыграли посредники, сумевшие хотя бы на время примирить противоборствующие стороны и тем избежать кровопролития. Этого не произошло в Чечне.

Для того чтобы погасить конфликт, стороны должны договориться о спорных вопросах и об условиях дальнейшего сосуществования. При этом чем точнее и жестче очерчен предмет спора, тем больше шансов, что конфликт будет разрешен окончательно. Ведь если предмет не определен и конфликт в значительной степени перешел в фазу межличностной неприязни, погасить его трудно: врагов не сделаешь друзьями. В международных отношениях такого рода неопределенные конфликты особенно опасны, так как они могут тянуться десятилетиями.

Переговоры, будучи разговором о противоречиях, обусловленным стремлением их разрешить, включают в себя различные типы действий. Это могут быть просьбы, требования, предложения, обещания, отказы и пр.

Люди на всем протяжении истории накопили огромный опыт ведения переговоров. Этот опыт стал достоянием не только профессиональных политиков, но и экспертов, журналистов, управленцев, ученых. В последние десятилетия выкристаллизовались несколько правил и процедур их ведения. Определены и элементы переговоров: их стороны, непосредственные участники, предмет, каналы взаимной коммуникации, информация. По мнению многих исследователей, недостаток информации ведет к подозрительности и недоверию участников, т.е. к углублению конфликта. Замечено также, что существуют трудности с выработкой критериев оценки как хода, так и результатов переговоров. В целом же поведение участников во многом зависит от сложившейся ситуации, а также их образовательного и культурного уровня, волевых и иных личностных характеристик.

В работах, посвященных менеджменту, большое внимание уделяется проблеме решения производственных конфликтов Здесь весьма важной считается сама подготовка переговоров. В нее входит сбор сведений о противнике (партнере по переговорам), его личностных характеристик, вероятных аргументов. Во время самих переговоров рекомендуется такая линия поведения, которая противодействует обострению конфликта. Основные правила при этом достаточно просты: 1) признавать права друг друга; 2) выслушать партнера не перебивая; 3) демонстрировать понимание точки зрения партнера; 4) выяснить, как партнер воспринимает конфликт; 5) четко формулировать предмет обсуждения; 6) констатировать общие точки зрения; 7) спокойно выяснить, «то вас разъединяет; 8) после этого снова обрисовать содержание конфликта; 9) искать общее решение; 10) принять общее «коммюнике», отметив согласие и оставшиеся расхождения.

Приводится и перечень типичных ошибок, в том числе с тяжелыми для переговоров последствиями. Допуская такие ошибки, переговоры в принципе можно и выиграть. Но это будет временная победа и конфликт может снова появиться, так как противник, проиграв, не всегда будет соблюдать заключенное соглашение. Эти ошибки большей частью состоят в следующем:

— партнер изображает собственный промах как ошибку противника;

— партнер частично скрывает свои интересы;

— партнер принимает «боевую стойку» или уходит в оборону без необходимости;

—партнер настаивает на признании своего превосходства (преимуществ);

— припоминаются старые обиды, акцентируются уязвимые места противника;

— в конце переговоров объявляются «победитель» и «побежденный»[10].

Как мы уже говорили, очень часто источники напряженности при переговорах существуют всего лишь в воображении его участников. Справиться с «ложными» конфликтами гораздо труднее, чем с действительными. Только квалифицированно проведенные переговоры могут снять с повестки подобные «конфликты-призраки», что в значительной мере облегчит разрешение реально существующих конфликтов

Переговоры становятся более успешными по мере укрепления доверия между их участниками Если их потребности удовлетворены хотя бы частично, то это обычно означает большее, чем простое устранение осложнений.

Как известно, переговоры между армянской и азербайджанской сторонами по прекращению огня в зоне конфликта велись постоянно. Подписывались соглашения, которые затем стороны не выполняли. Причина, на наш взгляд, заключалась в том, что коренная проблема, связанная со статусом Карабаха, так и не была решена; она разводила стороны на диаметрально противоположные позиции. Немаловажную роль играла подозрительность в отношениях, сложившаяся в ходе самих переговоров. Каждая сторона чувствовала, что к ее мнению в очередной раз не прислушались Тем самым никакого доверия между сторонами не создавалось.

Множество рекомендации по ведению переговоров, касающихся разрешения трудовых, ведомственных и международных конфликтов, выработано американскими исследователями. На семинаре в Москве, проведенном организацией «Поиск общего пути» (директор программы Бэтси Коэн), были, в частности, представлены в качестве ключевых следующие элементы переговоров-

1) переговоры должны вестись как по процедуре, так и по существу дела;

2) необходимо добиваться согласованного понимания проблемы и лишь затем переходить к ее совместному решению;

3) прежние проблемы следует свести к их причинам. Необходимо отличать человеческие проблемы от человеческих достоинств, а также интересы – от занятых позиций;

4) важно видеть людей отдельно от их проблем, улучшать отношения, стремиться к убеждению. Не жертвуйте хорошими отношениями ради своей точки зрения, равно как и не отказывайтесь от своей точки зрения ради улучшения отношений;

5) используйте справедливый подход к обоснованию своих взглядов. Отдавайте должное чужим идеям, даже если не согласны с ними;

6) не забывайте о том, к чему стремитесь, не давая слишком большую долю фантазии[11].

В заключение подчеркнем не только важность переговоров в качестве метода разрешения конфликта, но и существенную их ограниченность С их помощью не всегда можно ослабить или снять объективные противоречия, которые лежат в основе любого конфликта. Однако они несомненно полезны там, где ранее разногласия были непреодолимы.

Надо также принимать во внимание, что переговорный тип взаимодействия может перерасти в борьбу. Последнее может возникнуть благодаря тому обстоятельству, что через переговоры по частному поводу «преступают» более глубокие разногласия или более глубокие претензии одного из субъектов Предметом этой борьбы будут уже не разногласия, которые были предметом переговоров, как, например, в случае неудачи переговоров, а разногласия, прежде скрытые.

Источник:
Переговоры как метод разрешения конфликтов
Книги, собранные мною за годы учёбы
http://bookzie.com/book_20_glava_124_4._Peregovory_kak_metod_razres.html

Переговоры как метод разрешения конфликтов

Как писал Л. Козер, субъекты конфликта, если они понимают. его бесперспективность или неуместность, перестраивают свое поведение таким образом, чтобы уже не столько достичь первоначальной цели, из-за которой возник конфликт, сколько снизить социальное напряжение, порожденное сложившейся ситуацией[8].

Не только в межнациональных, но и во многих других конфликтах может быть использован такой метод, как разведение сторон, их изоляция друг от друга. В бытовом конфликте это, например, расселение соседей, в семье – развод, в управлении – перевод конфликтующих сотрудников в разные отделы. В международной практике разведение сторон предполагает установление «коридора безопасности», введение миротворческих сил и т.п. Естественно, что разведение сторон может встретить сопротивление противоборствующих сил, но иногда, как показала международная практика, оно является единственно эффективным.

Важно также воздействовать на идеологические и социально-психологические элементы конфликта, в частности стараться развеять ложные представления и о другой конфликтующей стороне, о ее действиях и мотивах ее поведения. Такого искаженных представлений, предубеждений, ложной информации, слухов бывает обычно немало, а в межнациональных отношениях – особенно.

3. Разрешение конфликтов социальных групп.

Для исследователя конфликта, да и для самих участников важно осознать необходимость регулирования крупных социальных проблем, на базе которых складываются многие конфликты.

Весьма значимы действия – формальные или неформальные— руководителей тех или иных конфликтующих сторон. По своему изначальному предназначению центры власти должны уметь согласовывать противоречивые интересы людей. Руководители гласных структур непременно должны обладать как минимум волей, умением и определенным интеллектом.

Замечено, что при сколь-либо значимом конфликте общественных групп у лидеров может возникнуть желание быстрого его разрешения. Как правило, и история об этом постоянно свидетельствует, принимаются меры по ограничению, если не подавлению, одной из сторон. В этом случае применяются пропагандистские, административные, силовые средства, которые естественно имеют временный эффект. Но здесь особенно важны сопутствующие усилия по разрешению долговременных, лежащих в основе конфликта противоречий.

В то же время лидер, несмотря на соблазны «волевого» решения, может принять меры по разрешению конфликта, которые хотя бы временно удовлетворили все стороны (компромиссный стиль руководства). Правда, возможности руководителя бывают довольно невелики – его разгоряченные сторонники и советники нередко подталкивают. его к кардинальному решению.

4. Переговоры как метод разрешения конфликтов.

Из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективными. Для так называемого переговорного типа взаимодействия характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. Полагают, что процесс переговоров может быть начат при следующих условиях: 1) стороны, помимо противоречащих интересов, имеют и значимые общие интересы; 2) стороны считают возможным достижение определенного понимания или соглашения, которое для них более выгодно, чем другие альтернативы; 3) они вступают в дискуссию в поисках взаимно удовлетворяющего решения[9].

На наш взгляд, готовность сторон идти на компромиссы или забота о получении другой стороной определенной выгоды не являются обязательными атрибутами переговоров. Ведь возможна и такая ситуация, при которой каждая из сторон выражает просьбу или выдвигает требование, не намереваясь идти на компромисс, а надеясь лишь на уступки другой стороны. Подчас сами переговоры могут привести к обострению отношений. Тем не менее отказываться от них ни в коем случае нецелесообразно.

Примером более или менее эффективного использования переговорного процесса может служить конфликтная ситуация в Приднестровье. Там весьма позитивную роль сыграли посредники, сумевшие хотя бы на время примирить противоборствующие стороны и тем избежать кровопролития. Этого не произошло в Чечне.

Для того чтобы погасить конфликт, стороны должны договориться о спорных вопросах и об условиях дальнейшего сосуществования. При этом чем точнее и жестче очерчен предмет спора, тем больше шансов, что конфликт будет разрешен окончательно. Ведь если предмет не определен и конфликт в значительной степени перешел в фазу межличностной неприязни, погасить его трудно: врагов не сделаешь друзьями. В международных отношениях такого рода неопределенные конфликты особенно опасны, так как они могут тянуться десятилетиями.

Переговоры, будучи разговором о противоречиях, обусловленным стремлением их разрешить, включают в себя различные типы действий. Это могут быть просьбы, требования, предложения, обещания, отказы и пр.

Люди на всем протяжении истории накопили огромный опыт ведения переговоров. Этот опыт стал достоянием не только профессиональных политиков, но и экспертов, журналистов, управленцев, ученых. В последние десятилетия выкристаллизовались несколько правил и процедур их ведения. Определены и элементы переговоров: их стороны, непосредственные участники, предмет, каналы взаимной коммуникации, информация. По мнению многих исследователей, недостаток информации ведет к подозрительности и недоверию участников, т.е. к углублению конфликта. Замечено также, что существуют трудности с выработкой критериев оценки как хода, так и результатов переговоров. В целом же поведение участников во многом зависит от сложившейся ситуации, а также их образовательного и культурного уровня, волевых и иных личностных характеристик.

В работах, посвященных менеджменту, большое внимание уделяется проблеме решения производственных конфликтов Здесь весьма важной считается сама подготовка переговоров. В нее входит сбор сведений о противнике (партнере по переговорам), его личностных характеристик, вероятных аргументов. Во время самих переговоров рекомендуется такая линия поведения, которая противодействует обострению конфликта. Основные правила при этом достаточно просты: 1) признавать права друг друга; 2) выслушать партнера не перебивая; 3) демонстрировать понимание точки зрения партнера; 4) выяснить, как партнер воспринимает конфликт; 5) четко формулировать предмет обсуждения; 6) констатировать общие точки зрения; 7) спокойно выяснить, «то вас разъединяет; 8) после этого снова обрисовать содержание конфликта; 9) искать общее решение; 10) принять общее «коммюнике», отметив согласие и оставшиеся расхождения.

Приводится и перечень типичных ошибок, в том числе с тяжелыми для переговоров последствиями. Допуская такие ошибки, переговоры в принципе можно и выиграть. Но это будет временная победа и конфликт может снова появиться, так как противник, проиграв, не всегда будет соблюдать заключенное соглашение. Эти ошибки большей частью состоят в следующем:

• партнер изображает собственный промах как ошибку противника;

• партнер частично скрывает свои интересы;

• партнер принимает «боевую стойку» или уходит в оборону без необходимости;

• партнер настаивает на признании своего превосходства (преимуществ);

• припоминаются старые обиды, акцентируются уязвимые места противника;

Источник:
Переговоры как метод разрешения конфликтов
Как писал Л. Козер, субъекты конфликта, если они понимают. его бесперспективность или неуместность, перестраивают свое поведение таким образом, чтобы уже не столько достичь первоначальной цели,
http://www.textfighter.org/raznoe/Pravo/Ur_Konfl/peregovory_kak_metod_razresheniya_konfliktov.php

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES