Педагогика и психология

Институт специальной педагогики и психологииимени Рауля Валленберга

имени Рауля Валленберга

Научно-педагогический коллектив Института

поздравляет наших коллег – кандидатов психологических наук,

Масленникову Светлану Анатольевну и

Ию Евгеньевну Ростомашвили

с присуждением ученого звания доцента приказом Минобнауки РФ №3 8 4/нк от12.04. 18.

Желаем им творческих взлетов, интересных научных изысканий, дальнейшего профессионального роста и всего самого наилучшего.

Председатель Ученого Совета,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»

СРЕДИ СТУДЕНТОВ, БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРАНТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ, ГУМАНИТАРНЫХ, ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

2 апреля 2018 года в Ленинградском областном институте развития образования прошла VII Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка». Организаторами конференции стали Комитет образования Ленинградской области, ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» при участии Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валенберга.

Источник:
Институт специальной педагогики и психологииимени Рауля Валленберга
Сайт Института специальной педагогики и психологии (Институт Валленберга)
http://wallenberg.ru/

Педагогика и психология

Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии с одной стороны и когнитивной психологии с другой.

Не считая общих идей, заложенных философами древности, в развитии педагогической психологии выделяют три этапа: общедидактический этап (середина XVII — конец XIX веков), этап оформления в самостоятельную область (до начала 50-х годов XX века) и этап разработки теоретических основ психологических теорий обучения (до нашего времени). [1]

Вы можете помочь проекту, написав этот подраздел. Эта отметка установлена 31 августа 2016 года.

Исторически первым существенным трудом по практике обучения стала книга Я. А. Коменского «Великая дидактика» [2] , законченная им в 1632 году [3] . В ней он впервые предложил систему школ, направленных на качественное образование как можно большего числа детей, ввёл концепцию классно-урочного образования, а также сформулировал принципы нравственного воспитания подрастающего поколения. [4]

Вы можете помочь проекту, написав этот подраздел. Эта отметка установлена 31 августа 2016 года.

Вы можете помочь проекту, написав этот подраздел. Эта отметка установлена 31 августа 2016 года.

Вы можете помочь проекту, написав этот подраздел. Эта отметка установлена 31 августа 2016 года.

Для понимания особенностей обучающихся разного возраста — детей, подростков, взрослых и пожилых людей — педагогическая психология создаёт и применяет теории человеческого развития. Теории развития, зачастую представляемые последовательностью стадий, которые проходят люди по мере взросления, описывают изменения умственных способностей (когнитивности), социальных ролей, нравственных суждений, а также убеждений относительно природы знаний.

Так, специалисты по педагогической психологии провели исследования по применению в образовательном процессе теории когнитивного развития Жана Пиаже, согласно которой дети по мере взросления проходят 4 стадии когнитивных способностей. Пиаже предложил гипотезу, что дети младше приблизительно 11 лет не способны к абстрактному логическому мышлению, и следовательно, до этого возраста они должны обучаться на конкретных вещах и примерах. Исследователи выяснили, что переходы (такие как от конкретного мышления к абстрактному) не происходят одновременно во всех сферах знаний. Например, ребёнок может мыслить абстрактно в математике, но оставаться ограниченным конкретным мышлением, рассуждая об отношениях между людьми. Возможно, наиболее долгоживущим вкладом Пиаже является его идея о том, что люди активно создают своё понимание посредством саморегулирующего процесса. [5]

Пиаже предложил теорию развития нравственных суждений, согласно которой дети развиваются, заменяя изначально наивное, основанное на поведении, понимание нравственности более совершенным, основанным на стремлениях. Взгляды Пиаже на нравственное развитие были конкретизированы Лоренцом Кольбергом в его теории поэтапного нравственного развития. Имеются свидетельства, что процессы принятия нравственных решений, описанные в поэтапных теориях, недостаточны для объяснения нравственного поведения. В частности, для объяснения буллинга («задирания») требуются другие факторы, например, модели (в социально-когнитивной теории нравственности).

Модель детского развития Рудольфа Штейнера устанавливает взаимосвязи между физическим, эмоциональным, когнитивным и нравственным развитием [6] , формируя понятия стадий развития, схожие с теми, которые позднее были описаны Пиаже. [7]

Теории развития иногда представлены не как перемещения между качественно различными состояниями, а как постепенные улучшения различных характеристик. Развитие эпистемологических убеждений (убеждений относительно знаний) было описано в терминах последовательных изменений во взглядах людей насчёт: точности и постоянства знаний, неизменности способностей и надёжности авторитетов (учителей и экспертов). Люди развивают более утончённые взгляды на знания по мере накопления опыта и взросления. [8]

Дети должны учиться развивать чувство серьёзности — способность различать степени серьёзности — так как оно влияет на количество проступков и потраченного времени; например, для ребёнка важно различить такие степени в предостережениях типа: «не ёрзай» и «не забудь посмотреть по сторонам, когда переходишь дорогу», которые имеют схожую лингвистическую и нормативную структуру, но разные уровни серьёзности. [9] [10]

Каждый человек имеет индивидуальный набор характеристик, способностей и сложных задач, который формируется предрасположенностью, обучением и развитием. Этот набор проявляется в индивидуальных различиях интеллекта, способности к творчеству, когнитивного стиля, мотивации, а также способностях обрабатывать информацию, общаться и устанавливать отношения с другими. Наиболее распространённые формы расстройств и неспособностей у детей школьного возраста — это синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), необучаемость, дислексия и расстройство речи. Менее распространены умственная отсталость, нарушение слуха, детский церебральный паралич, эпилепсия и слепота. [5]

В среде современных специалистов по педагогической психологии когнитивный подход более распространён, чем бихевиористский, возможно, потому что он признаёт причинную связь таких психических конструкций, как качества, мнения, воспоминания, мотивации и эмоции. Когнитивные теории утверждают, что структуры памяти определяют, как информация воспринимается, обрабатывается, хранится, извлекается и забывается. Например, в теории двойного кодирования Аллана Пайвио описываются раздельные, но связанные друг с другом, зрительная и вербальная системы памяти. Специалисты по педагогической психологии используют эту теорию, а также теорию когнитивной нагрузки, для объяснения того, как люди обучаются по мультимедийным презентациям. [27]

Эффект распределённого научения, когнитивное явление, находящее полную поддержку психологическими исследованиями, широко распространено в образовательном процессе. [28] Так, обнаружилось, что учащиеся лучше проходят проверку знаний об отрывке текста, если повторное чтение происходило спустя какое-то время, а не сразу (см. рис.). [29] Исследования в рамках педагогической психологии подтвердили возможность применения других открытий из области когнитивистики, например, преимущества использования мнемотехник, как для кратковременного, так и для долговременного усвоения информации. [30]

Во-вторых, психология когнитивного развития затрагивает понимание того, как происходят когнитивные изменения, а также идентификацию факторов и процессов, которые способствуют развитию когнитивной компетентности. Педагогика также пользуется понятием когнитивного изменения, так как созидание знания требует применения эффективных методов обучения, которые повысят уровень понимания предмета учащимся. Такие методики, как обдумывание реальных или мысленных действий, столкновение альтернативных способов решения задачи «лицом к лицу», привязка новых понятий или алгоритмов к символам, позволяющим быстрее их вспоминать и оперировать ими, — всего лишь несколько примеров того, как механизмы теорий когнитивного развития могут быть применены для упрощения обучения. [34] [35]

Наконец, психология когнитивного развития изучает индивидуальные различия в организации когнитивных процессов и способностей, в их скорости изменения и в их механизмах изменения. Принципы, лежащие в основе внутри- и межиндивидуальных различий, могут быть очень полезны для обучения, так как знание отличий студентов в различных характеристиках когнитивного развития (например, способностей к обработке или представлению знаний, пониманию самих себя и саморегуляции), а также в различных областях понимания (математического, научного, вербального) позволит учителю принять во внимание нужды каждой отдельной группы студентов. [36] [34]

С середины 1990-х годов множество исследований в педагогической психологии посвящены разработке теорий саморегулируемого обучения и метакогнитивности. Эти теории отталкиваются от того, что успешные студенты характеризуются активностью и самостоятельностью, они созидают знание путём постановки целей, анализа задач, планирования стратегий и наблюдения за своими мыслями. Исследования показали, что учащиеся, у которых целеполагание и самонаблюдение развиты лучше, проявляют больше внутреннего интереса к задачам и обладают большим уровенем самоэффективности [38] , и что «обучение стратегиям обучения» положительно влияет на успехи в учёбе. [39]

Конструктивизм — это категория теории обучения, в которой акцент делается на деятельность и предварительное знание и опыт учащегося, а также, зачастую, и на социальные и культурные факторы процесса обучения. Специалисты по педагогической психологии различают индивидуальный (или психологический) конструктивизм, определённый теорией когнитивного развития Жана Пиаже, от социального конструктивизма. Наибольшее влияние на последнее понятие оказала работа Льва Выготского по социокультурному обучению, описывающая, как взаимодействия со взрослыми, более способными ровесниками и когнитивными инструментами усваиваются и образуют психические конструкции. Развивая теорию Выготского, Джером Брунер и другие психологи разработали важное понятие образовательных лесов — метода обучения, когда социальное или информационное окружение предоставляет ученику поддержки, или «опоры», которые постепенно убираются по мере их усвоения. [40]

Мотивация — это внутреннее состояние, которое включает, направляет и поддерживает поведение. Исследования мотивации в рамках педагогической психологии сосредоточены на понятиях волевого акта или силы воли (которые учащиеся прилагают к решению задачи), уровня их заинтересованности и внутренней мотивации, личных целей (которые направляют их поведение) и суждений о причинах их успехов или неудач. В то время как внутренняя мотивация касается видов деятельности, которые подкрепляют сами себя, внешняя мотивация управляется результатом или наказанием.

Вариант теории атрибуции, разработанный Бернардом Вайнером [41] , описывает, как суждения студентов о причинах успехов и неудач в учёбе влияют на их эмоции и мотивацию. Например, когда студенты приписывают неудачам отсутствие способностей, а способность воспринимается ими как неконтролируемая, они испытывают эмоции стыда и смущения, а в последующем уменьшают усилия и показывают худшие результаты. И наоборот, когда обучающиеся объясняют неудачи недостатком старания, а старание воспринимается ими как контролируемое, они испытывают эмоцию вины, а в дальнейшем прилагают бо?льшие усилия и показывают лучшие результаты.

Локус контроля играет заметную роль для поддержания высокой успеваемости учащихся. В 1970-х и 80-х годах Кассандра Уайт провела значительные педагогические исследования по связи локуса контроля с успеваемостью студентов, выполнявших курсовые работы. Значительная часть её исследований и публикаций сосредоточена на теориях Джулиана Роттера, касающихся важности внутреннего контроля и успеваемости. [43] Уайт выяснила, что студенты, которые считали, что более высокие учебные результаты могут быть достигнуты большими усилиями, а не благодаря удаче или случаю, добивались лучших оценок. Это показывает, как важно проводить обучение и консультации по данному вопросу. [44]

Источник:
Педагогика и психология
Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Педагогика и психология

Новосибирская государственная академия

экономики и управления

Сибирский государственный университет

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Министерством общего и профессионального образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

Авторы : Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В., Булыгина А.А., Журевич Л.А., Залесов Г.М., Звягинцев В.В., Кашник О.И., Крейк А.И., Николаенко В.М., Татаринова Г.Б., Федосихина Е.А., Шибаева С.С.

Рецензенты: д-р психол. наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета В.Г. Леонтьев, д-р пед. наук, профессор Новосибирской государственной академии строительства Э.Г. Скибицкий, д-р пед. наук, профессор Сибирского государственного университета путей сообщения Н. В. Силкина.

В учебном пособии освещено три блока проблем: психология познавательных процессов (ощущение и восприятие, внимание, память, воображение, мышление), психология личности (личность, темперамент, характер, способности, чувства и эмоции, воля) и педагогика.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогут построить деловые и межличностные отношения, а также помогут в самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе, к личностному росту.

Источник:
Педагогика и психология
Новосибирская государственная академия экономики и управления Сибирский государственный университет ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Министерством общего и профессионального образования
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/index.htm

Педагогика и психология

  • Программа обучения президентского гранта «Я — Россиянин»

  • Вручение дипломов студентам заочного отделения ИППС

  • 17 мая 2018 года директор ИППС СФУ доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Ольга Смолянинова приняла участие в общем собрании членов Российской академии образования и совещании отделения «Общего среднего образования РАО».

    14 мая 2018 года на базе выпускающей кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования ИППС состоялись защиты курсовых работ бакалавров 3-го курса обучения направления подготовки «педагогическое образование» профиль «тьютор».

    10 мая 2018 года директор ИППС СФУ доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Ольга Смолянинова приняла участие в качестве эксперта в заседании Федерального учебно-методического объединения ВО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «образование и педагогические науки». Экспертный семинар состоялся в Гербовом зале Российского государственного университета им. А.И. Герцена в городе Санкт-Петербурге.

    Центр переподготовки и повышения квалификации ИППС приглашает всех желающих пройти обучение по программе повышения квалификации «Основы профайлинга и безынструментальной детекции лжи».

    Центр переподготовки и повышения квалификации ИППС приглашает всех желающих на курсы повышения квалификации «Коучинговый подход в профессиональной деятельности». Начало курса 8 июня 2018 года.

    В акции, посвященной празднованию 9 мая в 2018 году, активно приняли участие студенты ИППС — тьюторы 1-го курса, написавшие свои письма под руководством старшего преподавателя кафедры ИТОиНО ИППС Екатерины Безызвестных, а также активисты нашего института.

    25–27 апреля 2018 года на базе лагеря «Орбита» г. Железногорска прошла региональная олимпиада педагогических вузов Сибири по социальной педагогике. На олимпиаду приехали команды по три человека из Томска, Новосибирска, Красноярска, Лесосибирска.

    Студенты третьего курса направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» посетили выставку «Видеть невидимое», на которой представлены рельефные копии знаменитых произведений из собраний государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и художественного музея имени В.И. Сурикова.

    Источник:
    Педагогика и психология
    Программа обучения президентского гранта «Я — Россиянин» Вручение дипломов студентам заочного отделения ИППС 17 мая 2018 года
    http://ipps.sfu-kras.ru/

    (Visited 1 times, 1 visits today)

  • CATEGORIES