Педагогическая психология

Педагогическая психология, Регуш Л

Учебное пособие адресовано бакалаврам и магистрам по направлениям педагогической подготовки, преподавателям, а также специалистам в области образования: учителям, школьным психологам, методистам, специалистам дополнительного образования, организаторам различных образовательных проектов и т. д.

Сферы применения педагогической психологии.

Психологи, специализирующиеся по педагогической психологии, преподают этот предмет в университетах и институтах, являются научными сотрудниками исследовательских институтов и лабораторий, но в большинстве своем они — школьные психологи. Поданным X. Ремшмидта (Ремшмидт X., 1994), около 40% амбулаторных посещений психиатра в школьном возрасте, а также психолого-педагогических консультаций связаны со школьными проблемами. Педагоги-психологи могут сотрудничать не только со школами и другими образовательными учреждениями, но также и с больницами и учреждениями, осуществляющими различного рода опеку, где они проводят психологические исследования, интерпретируют результаты индивидуальных и групповых тестов, занимаются консультированием по поводу разнообразных проблем, связанных с учебной деятельностью, выбором профессии и личностной адаптацией детей.

Вместо введения. Что такое педагогическая психология? 7

Назначение (миссия) педагогической психологии 7

Сферы применения педагогической психологии 10

Предмет и основные проблемы педагогической психологии 11

Методы педагогической психологии 13

Учитель и психолог образования: основы взаимопонимания 15

Психологическая подготовка учителя и педагогическое образование психологов 18

Раздел I. Психологические характеристики образовательной среды 25

Глава 1.1. Психологическая безопасность образовательной среды 26

1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды 26

1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда 31

1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды 36

1.1.4. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы 41

Глава 1.2. Психологическое здоровье участников образовательного процесса 49

1.2.1. Понятие о психологическом здоровье 49

1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс 55

1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс 59

1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса 62

Глава 1.3. Психодиагностическая деятельность в образовательной среде 72

1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда 72

1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде 77

1.3.3. Психологический диагноз 83

1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде 91

1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности 100

Раздел II. Развивающее обучение 117

Глава 2.1. Психология обучения 118

2.1.1. Цели обучения 118

2.1.2. Соотношение обучения и развития 122

2.1.3. Обучение как процесс передачи информации 125

2.1.4. Коммуникативная сущность обучения 128

2.1.5. Управление процессом обучения 133

Глава 2.2. Модели научения и характеристика механизмов присвоения опыта 139

2.2.1. Ассоциативная модель научения 140

2.2.2. Когнитивная модель научения 152

Глава 2.3. Развивающие возможности различных моделей обучения 162

2.3.1. Обучение и развитие 162

2.3.2. Кибернетическая модель обучения. Управление умственной деятельностью учащихся 165

2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения 168

2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения 170

2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения» 172

Глава 2.4. Психологическая характеристика технологий обучения 178

2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий 178

2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности 183

2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст) 186

2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе 189

2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа) 193

2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст) 197

Раздел III. Ученик — субъект учебной деятельности 203

Глава 3.1. Учебная деятельность 204

3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика 204

3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками 206

3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности 209

3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности 215

Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220

3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности 220

3.2.2. Стадии формирования мотивации 222

3.2.3. Мотивы и потребности 224

3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация 227

3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе 230

3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников 240

Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности 246

3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение 247

3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности 249

3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности 250

3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности 255

Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха и неуспеха в учебной деятельности 263

3.4.1. Понятие об успеваемости 263

3.4.2. Психологические причины неуспеваемости 266

3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия 273

3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка школьников, испытывающих затруднения в учении 276

Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся 288

3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении 289

3.5.2. Учет половых особенностей в обучении 299

3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении 301

3.5.4. Когнитивные стили как отражение индивидуальных особенностей усвоения учебного материала 302

3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками 304

3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении 306

Раздел IV. Психологические проблемы деятельности педагога 313

Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314

4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания 314

4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания 318

4.1.3. Психологические теории воспитания 319

4.1.4. Психологические закономерности воспитания 322

4.1.5. Содержание и направления воспитания 324

4.1.6. Нравственное воспитание 329

4.1.7. Теория и методика воспитания И.П. Иванова 333

4.1.8. Самовоспитание 337

Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество в образовательном процессе 342

4.2.1. Педагогическое общение 342

4.2.2. Основные компоненты общения 343

4.2.3. Установление и поддержание контакта 346

4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами 348

4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе 353

4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение 356

4.2.7. Манипулирование в школе 360

Глава 4.3. Психологические проблемы освоения педагогической деятельности педагога 368

4.3.1. Профессиональное становление учителя 368

4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога 371

4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога 374

4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации 377

4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности 385

Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание и самосознание 396

4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание 396

4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания 398

4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя 403

4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога 406

4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие 408.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Источник:
Педагогическая психология, Регуш Л
Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Педагогическая психология, Регуш Л.А., Орлова А.В., 2011. В учебном пособии раскрываются предмет и основное содержание педагогической психологии, рассматриваются важнейшие вопросы психологии обучения и образования. Вы узнаете, с какими психологическими проблемами сталкивается педагог в своей работе, на каких принципах построено развивающее обучение, в чем заключаются психологические детерминанты учебной деятельности. В книге подробно описывается путь становления личности человека под влиянием обучения, воспитания и среды. Теоретический материал
http://nashol.com/2016080590362/pedagogicheskaya-psihologiya-regush-l-a-orlova-a-v-2011.html

Педагогическая психология

Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Источник:
Педагогическая психология
Психологос энциклопедия практической психологии
https://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogicheskaya-psihologiya

Педагогическая психология

Пютц Э., Чиркина Р.В.

Серова О.Е., Гусева Е.П.

Комова Н.С., Соколов В.В.

Савина Е.А., Савенкова И.А., Эстерле А.Е., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю.

Рубцов В.В., Семья Г.В., Шведовская А.А.

Дубровина И.В., Лубовский Д.В.

Лидская Э.В., Мдивани М.О.

Банщикова Т.Н., Фомина Е.А., Моросанова В.И.

Коробейников И.А., Бабкина Н.В.

Цукерман Г.А., Обухова О.Л., Рябинина Л.А., Шибанова Н.А.

Савина Е.А., Савенкова И.А., Щекотихина И.В., Гульянц А.М.

Молчанов С.В., Алмазова О.В.

Стоянов Е.Н., Транев С.Т.

Давыдова М.О., Остапенко Р.И.

Чернышева Е.И., Таратухина Е.И.

Забродин Ю.М., Леонова О.И.

Клюева Т.Н., Илюхина Н.В.

Олтаржевская Л.Е., Кривенко А.В., Курбанов Р.А.

Ярецкий Ю.Л., Зыкова Н.Ю.

Алехина С.В., Фальковская Л.П.

Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б.

Исаев Е.И., Тараненко А.В.

Лифанов А.Д., Финогентова С.О.

Клопотова Е.Е., Самкова И.А.

Егоренко Т.А., Безрукавный О.С.

Андрущенко Т.Ю., Аржаных Е.В., Виноградов В.Л., Минюрова С.А., Федекин И.Н., Федоров А.А.

Марголис А.А., Новикова Е.М.

Дубровина И.В., Лубовский Д.В.

Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С.

Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Филимонов О.В.

Ходякова Н.В., Митин А.И.

Лидская Э.В., Мдивани М.О.

Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н.

Сердюк Н.В., Наумов Ю.Г., Грищенко Л.Л.

Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б.

Максименко М.Ю., Шаль Л.Г.

Хотылева Т.Ю., Розенблюм С.А.

Семаго Н.Я., Соломахина Е.А.

Казанцева О.А., Сычев О.А., Тютерева Т.А.

Черенева Е.А., Володенкова Е.А.

Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Борисова О.В.

Хаустов А.В., Загуменная О.В.

Борисова Н.В., Бушмелев М.Е.

Хаустов А.В., Загуменная О.В.

Павлова Ю.Б., Хотылева Т.Ю.

Векслер Д., Москаленко С.А.

Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Борисова О.В.

Кучаева С.В., Свободина И.Е.

Александрова А.А., Гончаренко М.С., Козорез А.И., Федоренко Н.Л., Филиппова В.В., Хилько А.В.

Фомин А.Е., Павленко А.В.

Павлова О.С., Назранова Л.Ж.

Перевозчикова А.В., Васильев В.Г.

Пуговкина О.Д., Малюкова Д.А.

Воликова С.В., Авакян Т.В.

Холмогорова А.Б., Шалыгина О.В.

Кучаева С.В., Свободина И.Е.

Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Борисова О.В.

Феррои Л.М., Панюшева Т.Д.

Заорска М., Янишевска-Нестёрук З.

Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н.

Ершов А.Г., Левинская М.А., Зинина Е.А.

Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю.

Жичкина А.В., Кравец Е.А., Штукарева С.В.

Росас Р.Й., Соловьева Ю., Гарсиа Ф., Кинтанар Л.

Кузнецова О.В., Теперкина М.В.

Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В.

Кондратьев М.Ю., Зубкова А.К.

Братчикова Ю.В., Братчиков А.В.

Худякова Т.Л., Мосина А.Н.

Кухаренко И.А., Францен О.А.

Васягина Н.Н., Братчикова Ю.В.

Забродин Ю.М., Леонова О.И.

Буковцова Н.И., Ремезова Л.А.

Рубцов В.В., Максимов Н.И., Низиенко Е.Л.

Капцов А.В., Смирнова М.В.

Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казьмин А.М., Фирсова Л.В.

Грисенко Н.В., Носенко Э.Л.

Киселева М.А., Карина О.В., Шустова Н.Е.

Горячева Т.Г., Нестеренко-Костенко И.В.

Бакуненко М.О., Феоктистова Я.С.

Белоусова А.К., Барсукова О.В., Павлова Т.В.

Вагапова А.В., Бочарова Е.Е.

Рогов Е.И., Симченко А.Н.

Сеимова А.К., Федосеева С.Ю.

Красникова И.В., Марынкина М.Н.

Ежова С.Н., Журухина Н.А., Завьялова С.В.

Вайзер Г.А., Зиновьев А.А.

Москалева Л.Ю., Шевченко Ю.В.

Барабанова В.В., Мухортова Е.А.

Каминский Е.И., Коробова А.Э.

Машкова С.В., Сергеева Л.А.

Яловая Н.П., Бурко О.П.

Дубинин А.С., Лукьянова И.Е.

Баева И.А., Лактионова Е.Б.

Гриценко В.В., Кузнецова И.В.

Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю.

Кондратьев М.Ю., Кравчино Е.О.

Ясная В.А. , Замуруева И.И.

Султанова А.С., Иванова И.А.

Глушкова Л.С., Кваша И.Н., Мычко Е.И., Шпилевая С.Г.

Пушкина Т.В., Сидловская О.П., Шельшакова Н.Н.

Буковцова Н.И., Ремезова Л.А.

Забродин Ю.М., Леонова О.И.

Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В.

Сирота Н.А., Воробьева Т.В., Ялтонская А.В.

Гуляева Е.В., Соловьева Ю.А.

Кондратьев М.Ю., Мешкова Н.В.

Станевский А.Г., Столярова З.Ф.

Павлова Т.С., Банников Г.С.

Моросанова В.И., Фомина Т.Г.

Гусева Е.П., Серова О.Е.

Лавринович Е.В., Молостова А.Н.

Шилина И.Б., Костенкова Ю.А.

Сладкова Е.А., Терентьева К. Ю.

Данилова Т.Н., Мизинова А.В.

Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю.

Мохова С.Б., Неврюев А.Н.

Гаранян Н.Г., Низовцева А.А.

Покушалова Л.В., Серебрякова Л.Т.

Бутенко Т.В., Саблина Т.А.

Баранов А.А., Жученко О.А.

Ильин Г.Л., Чжан Лили

Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н.

Зосимова М.Г., Мусаева Ф.Ц., Федунина Н.Ю., Чурсина Е.А.

Крушельницкая О.Б., Киселёв А.В.

Материалы III Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю . Кондратьева (10-11 мая 2018 г.).

Сборник сформирован по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Поляковские чтения (к 90-летию Ю.Ф. Полякова)», организованной ФГБОУ ВО МГППУ и ФГБНУ НЦПЗ, состоявшейся в марте 2018.

Монографический сборник написан авторами статей специально к научно-практической конференции с международным участием «Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) (к 90-летию Ю.Ф. Полякова)», проходившей 15 и 16 марта 2018 г. в ФГБНУ НЦПЗ и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».

Сборник включает материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспектива», проведенной 27–28 октября 2017 г.

Сборник посвящен вопросам организации просветительско-развивающей деятельности, способствующей развитию психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся общего образования. Издание адресовано специалистам психологических служб и педагогическим работникам системы общего образования.

Источник:
Педагогическая психология
Пютц Э., Чиркина Р.В. Серова О.Е., Гусева Е.П. Комова Н.С., Соколов В.В. Савина Е.А., Савенкова И.А., Эстерле А.Е., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Рубцов В.В., Семья Г.В., Шведовская А.А.
http://psyjournals.ru/topic/pedpsy/index.shtml

Педагогическая психология

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Педагогическая психология» в других словарях:

педагогическая психология — (от греч. pais (paidos) дитя и ago веду, воспитываю) отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно… … Большая психологическая энциклопедия

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания учащихся, формирования мышления, а также управления усвоением знаний, приобретением навыков и умений. П. п. выявляет психологические факторы,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса … Большой Энциклопедический словарь

Педагогическая Психология — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения … Психологический словарь

Педагогическая психология — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/20 марта 2012. Дата постановки к улучшению 20 марта 2012 … Википедия

педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса. * * * ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая развитие… … Энциклопедический словарь

Педагогическая психология — отрасль психологической науки, изучающая особенности социализации и развития психики человека в условиях и под влиянием его участия в учебно воспитательной деятельности школы, училища, клуба и т.д. Педагогическая психология изучает психические… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

педагогическая психология — <. > Педагогическая психология <. > есть <. > наука о законах изменения человеческого поведения и о средствах овладения этими законами. [3.1, 46] см. поведение … Словарь Л.С. Выготского

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. В структуру П. п. входят 3 раздела: психология воспитания,&#8230; … Российская педагогическая энциклопедия

Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Как самостоятельная область знания П.п. начала складываться в середине 19 в., а интенсивно развиваться с 80 х гг. 19 в. Термин П.п. был предложен П.Ф.Каптеревым в&#8230; … Педагогический терминологический словарь

Источник:
Педагогическая психология
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 . Смотреть что такое «Педагогическая психология» в других словарях: педагогическая психология — (от греч. pais
https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/119130/%d0%9f%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES