Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (33)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (15)Прошло 2 месяца после расставания Вы пробовали вернуть парня после расставания?Поделитесь пожалуйста опытом. Или может он сам возвращался? И по… (5)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (4)Медитация на позитивное мышление Медитация на позитивное мышление * прочитать, запомнить основные ключевые моменты и визуализировать их под приятную… (3)

П экман

П экман

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ НА ЛИЦЕ

(ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ П. ЭКМАНА)

Признавая существенный прогресс в техническом обеспечении исследований, следует отметить неизменность используемой со времен Ч. Дарвина логики экспериментирования при изучении выражения и опознания эмоций. Многие теоретические и методические проблемы экспериментального исследования эмоций тщательно описаны в обзоре П. Экмана, У. Фризена и Ф. Эллсуорт [15].

Проблема эмоций в психологии слабо разработана в теоретическом плане, возможно, потому, что исследователи чрезмерно большое значение придавали психофизиологическим индикаторам эмоциональных состояний и недооценивали значение лица как главного (с точки зрения общающихся партнеров) «средства проявления» эмоций. Эта ситуация несколько изменилась после опубликования работы С. Томкинса, посвященной структуре психики человека [27, гл. 7]. «Аффект есть прежде всего «лицевой», а не висцеральный феномен, и интроспективное осознание эмоций есть результат обратной связи от активации мускулов лица, которые, в свою очередь, оказывают сильное мотивационное влияние на психологические функции» [20; 90].

В последнее время особенно интенсивно изучались две проблемы: программы выражения и правила проявления эмоций на лице и способы (методы) их измерения. Наш обзор и посвящен современным исследованиям этих двух проблем, выполненным американским психологом П. Экманом и его сотрудниками.

Чтобы снять противоречия в объяснениях того факта, что в разных культурах эмоции выражаются и опознаются по-разному (это положение признается большинством антропологов, изучающих межкультурные различия [8]), П. Экман [7] предложил нейрокультурную модель эмоций, которая включает в себя следующие компоненты: 1) стимулы, вызывающие внешнее проявление эмоций — внешние события, ожидания, воспоминания и т. п.; 2) программа выражения эмоций на лице — активность мускулов лица при выражении основных эмоций: счастье, гнев, удивление, страх, отвращение, печаль; 3) правила проявления — предписания «культуры» усилить или ослабить интенсивность, нейтрализовать или замаскировать

определенное первоначальное выражение эмоций, вызываемое программой (вторым компонентом); 4) последствия — изменения на лице, моторная активность, изменения голоса и т. п. Программы выражения эмоций и правила проявления — основные компоненты нейрокультурной модели эмоций.

Модель предполагает, что программа выражения эмоций универсальна для любой культуры, т. е. все люди используют одинаковые мышцы для выражения основных эмоций (шесть упомянутых). Видимые межкультурные различия выражения эмоций на лице в разных странах суть результат влияния правил проявления на программы выражения.

Много исследований было проведено для данного положения. П. Экман и У. Фризен [8] обнаружили, что американские и японские испытуемые по-разному выражали в момент демонстрации «стрессового» кинофильма в зависимости от ситуации: просмотр фильма наедине или вместе с соотечественником. Когда и американский, и японский испытуемые находились одни в кинозале, выражения их лиц были идентичны. Когда оба находились вместе с партнером (подставным испытуемым), то японец по сравнению с американцем значительно сильнее маскировал негативные эмоции позитивными. Незначительное увеличение социального контроля включило механизм коррекции правил проявления эмоции при реагировании на стресс, и наблюдались национальные различия.

Несколько ранее Е. Хаггард и К. Айзеке [18] открыли существование «кратковременных выражений», заключающихся в сильном изменении выражения лица в пределах трех—пяти кадров, что составляет 1/8—1/5 сек. Эти изменения имели место также в ситуации интервью при предъявлении в разговоре затруднительных для испытуемого вопросов. По мнению авторов, существование кратковременных выражений указывает на наличие механизма контроля за выражением эмоций на лице [18; 165]. Появление изменений выражения лица при предъявлении «конфликтной» стимуляции в течение очень короткого промежутка времени — одно из самых убедительных доказательств существования и влияния правил проявления.

Другой способ обнаружения влияния правил проявления был использован тартускими психологами [22], которые при проведении межнациональных сравнений при опознании эмоций на фотографии использовали для половины испытуемых информацию о специфике ситуации, в которой было сделано фото. Так, при сравнении оценивания эстонцами и киргизами различных выражений лиц в контексте «Он потерял дорогого для него человека» [22; 94—95] обнаружилось, что эстонцы по сравнению с киргизами преувеличивали величину печали и преуменьшали оценки страха. Авторы интерпретировали данные различия как следствия влияния правил проявления, побуждающих эстонцев повышать интенсивность печали и подавлять чувство страха. При этом делается следующее имплицитное допущение: если правила проявления модифицируют реальное выражение эмоций, то их влияние учитывается и при опознании соответствующего выражения лица.

Итак, нейрокультурная теория эмоций позволила ослабить противоречие между индивидуальным и социально-психологическим аспектами выражения чувств. Оба фактора — программа выражения и социальные нормы — влияют на конечный результат (эмоцию на лице) . Однако взаимоотношения между ними могут быть различными от ситуации к ситуации, от эмоции к эмоции. Многие противоречия, вызывающие жаркие споры при оценке выражений лица, имеют своим источником методические трудности измерения последних [15]. В данной статье мы рассмотрим предложенные в исследовательской группе П. Экмана методы измерения выражений лица, учитывающие анатомию и особенности функционирования лицевых мышц.

Прежде чем перейти к этим методам, укажем на другие распространенные способы измерений. Один из них ( dimensional approach ) использует различного рода шкалы, применяемые для оценки содержания эмоций, проявляющихся на лице (например, приятность — не приятность, напряженность — спокойствие и т. д.). Главный недостаток такого шкалирования заключается в отсутствии точного указания на черты лица, участвующие в «формировании выражения». Этот метод уязвим и с другой стороны: он дает сильные индивидуальные различия в оценках эмоций. К тому же он применяется, главным образом, для опознания эмоций на фотографии.

Предпринимались многократные попытки создать методы, регистрирующие экспрессию живого лица. Были подготовлены детальные описания различных конфигураций черт лица, но так как критерии выбора сочетания черт были субъективными, то неразрешимой оставалась и проблема полноты описания возможных выражений лица [1],[17].

Как мы знаем, выражение (экспрессия) лица есть не столько статичное (как на фотографии), сколько динамическое явление. Хотя в принципе возможно применять FAST и для видеозаписей экспрессии, и для кинофильма, все же требовалась более тонкая методика измерений. Эта система регистрации должна была фиксировать не только общий внешний вид выражений

в различных областях лица, но и замечать моменты начала, кульминации и исчезновения активности лицевых мускулов (каждого в отдельности и в сочетании с другими), учитывать временные характеристики и показатели интенсивности. Иначе говоря, настоятельно требовалась надежная методика измерения экспрессии, основанная на функциональной анатомии мышечной системы лица. Этим требованиям удовлетворяет созданная П. Экманом и У. Фризеном система кодирования активности лицевых мышц ( FACS )— Facial Action Coding System [13]. Для того чтобы предотвратить неверное использование и обеспечить надежность при использовании этого метода, авторы сконструировали ряд тестов, через которые должен пройти каждый желающий пользоваться этим методом.

Второе отличие FACS от других методов заключается в том, что единицы действия мышц лица ( AUs — Action Units ) описываются и в динамических и статических показателях мускульной активности. Изучающий методику кодирования должен учесть все возможные особенности изменения тонуса мышц в зависимости от структуры кожного покрова, постоянных морщин, складок, жировых прослоек и т. п. Кроме того, эксперт должен выучить все возможные сопутствующие изменения тонуса других мышц при активности оцениваемых.

Наконец, FACS использует полностью нейтральный цифровой код для обозначения единиц действия ( AUs ), а не такие наводящие на отвлекающие ассоциации описательные термины, как, скажем, «сердитые брови», «печальные глаза» и т. п. Например, единица действия № 1 ( AU -1) означает поднятие вверх внутренней части бровей и обеспечивается следующими мускульными средствами: Frontalis , Pars Medialis ; a AU -4 есть опускание бровей и возможно при активации Depressor Glabellae , Depressor Supersilly , Corrugator . Таким путем FACS обеспечивает отделение описания от вывода, в то время как все предшествующие способы кодирования в самоописание выражения лица включали и оценочные признаки, субъективно восполняя до целостного образа неопределенность воспринимаемой экспрессии.

Любое сложное выражение лица может быть представлено как определенное сочетание составляющих его единиц действия. В то время как число основных единиц действия вполне обозримо, не существует никаких ограничений на тип анализируемого выражения лица. В настоящее время выделено 24 дискретных, анатомически специфичных единиц действия и 20 смешанных ( miscellaneous actions ), анатомическая основа которых определяется довольно-грубо (например, кусание губ).

Возможно, для многих читателей представленные здесь методы и результаты исследований восприятия и оценки эмоциональных выражений покажутся чистой наукой, не имеющей прикладного значения. Это далеко не так. Как оценивать эмоциональное состояние человека без использования каких-либо контактных регистрирующих средств и без осознания эти» человеком того факта, что его оценивают? Популярность и эффективность использования FACS становится все большей с каждым годом. Уже осуществлены многие исследования с применением FACS при изучении эмоций у детей и приматов [23], проведена адаптация методики при оценке эмоционального состояния больных (например, пациентов перед хирургической операцией).

Общеизвестно, что невозможно эффективное общение (достаточное взаимопонимание, снижение конфликтности, индивидуализация обращения) без адекватной оценки тех чувств, которые испытывает собеседник, партнер, и которые выражаются на его лице. Такая, оценка является необходимой обратной связью при обращении, вносящей коррекцию в дальнейший ход взаимодействия. В любой прикладной области психологии (актерской, юридической, социальной, педагогической, медицинской) адекватное восприятие и понимание партнеров общения невозможно без учета всех невербальных показателей реагирования других, а лицо представляет собой самое доступное и информативное средство дополнения и уточнения содержательной стороны сообщений, передаваемых с помощью речи.

1. Blurton-Jones N. G. Criteria for describing: facial expressions in children. — Hum. Biol., 1971, v. 43, p. 365—413.

2. Coss R. G. The perceptional aspects of eye-spot patterns and their relevance to gaze behavior. — In: Hutt C., Hut A. (eds.) Behavior studies in psychiatry. •— Oxford: Pergamoa Press, 1970, p. 121—147.

3. Coss R. G. Eye-like schema: Their effect on behavior. Ph. D. Thesis, 1972.

4. Darvin Ch. The expression of emotions in man and animals. — L., 1872.

5. Dittmann A. T. Interpersonal messages of emotion. — N. Y.; Springer, 1972. ‘

6. Duchenne B. Mechanisme de la physionomie humaine ou analyse electro-physiologique-de l’expression des passions. — Paris: Balliere, 1862.

7. Ekman P. Universal and cultural differences facial expressions of emotions. — In: Cole J. Nebraska Symposium on Motivation. — Lincln: University of Nebraska Press, 1972, p. 207––283.

8. Ekman P. Cross-cultural studies of facial expression. — N. Y.: Academic Press, 1973, p. 169––222.

9. Ekman P., Friesen W. Nonverbal behavior in psychotherapy research. — In. Shlien J. M. ( ed. ) Research in psychotherapy. — Washington, 168 , p. 179—216.

10. Ekman P., Friesen W. Nonverbal leakage and cues to deception. — Psychiatry, 1969, v. 32, p.88––106.

11. Ekman P., Friesen W. The repertoir of nonverbal behavior. — Semiotica, 1969, v. 1, p. 49––98.

12. Ekman P., Friesen W. Constants across cultures in the face and emotion. — J. Pers. Soc. Psychol., 1971, v. 17, p. 124—129.

13. Ekman P., Friesen W. Facial Action Coding System. — Palo Alto: Consulting psychologists Press, 1978.

14. Ekman P., Friesen W., Tomkins S. S. Facial Affect scoring techniqes: A first validity study. — Semiotica, 1971, v. 3, p. 37—58.

15. Ekman P., Friesen W., Ellsworth P. Emotion in the human face. — N. Y.: Pergamon, 1972.

16. Freedman D. G. Human infancy: An evolutionary perspective. Hillsdale, N. Y.: Lawrence Erlbaum, 1974.

17. Grant E. C. Human facial expressions. — Man, 1969, v. 4, p. 525—535.

18. Haggard E. A., Isaacs K. S. Micromomentary facial expressions: An indicators of ego mechanisms in psychotherapy. — In: Gottschalk L., Auerbach A. (eds.) Research in psychotherapy. — N. Y., 1966, p. 154—165.

19. Hinde R. (ed.) Nonverbal communication. Cambridge Univ. Press, 1972.

20. Izard С . Е ., Tomkins S. S. Affect and behavior: Anxiety as a negative affect. — In: Spielberger С (ed.) Anxiety and behavior. N. Y., 1966.

21. Niit T. On some problems of facial expressions of emotion. — Tartu University, 1976 (in Estonian).

22. Niit T. Recognition of facial expressions: An experimental investigation of Ekman’s model. — Acta et commentationes universitatis Tartuensis, 429, Tartu, 1977, p. 85—106.

23. Oster H., Ekman P. Facial behavior in child development. — In: Collins W. A. (ed.) Minnesota Symposium on child psychology, v. 11. N. Y., 1968.

24. Premack D., Anglin B. On the possibilities of self-control in man and animals. — J. Abn. Psychol., 1976, v. 82, p. 137—151.

25. Richer L, Coss R. G. Gaze aversion in autistic and normal children. — Acta Psychiatrica Scandinavian, 1976, v. 53, p. 193—210.

26. Stenglanz S. H., Gray J. L. Adults preferences for infantile facial features: An ethological approach. — An. Beh., 1977, v. 25, p. 108— 116.

27. Tomkins S. S. Affect, imagery, consciousness. V. I. N. Y., 1962.

28. VonGranach M., Vine I. Social communication and movement. N. Y., 1973.

Поступила в редакцию 3.Х II .1981 г.

Источник:
П экман
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ НА ЛИЦЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ П. ЭКМАНА) Признавая существенный прогресс в техническом обеспечении исследований, следует отметить неизменность используемой со времен Ч.
http://www.voppsy.ru/issues/1982/825/825144.htm

Психология эмоций

Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. Загадка доктора Хауса — человека и сериала (комплект из 2 книг)

  • доставка в пункты самовывоза (адреса) (от 100 руб)
  • отправка Почтой РФ (от 200 руб)
  • доставка курьером (от 250 руб)
  • при получении заказа
  • предоплата RBK: банковские карты, терминалы оплаты и многое другое
  • банковский перевод для физ. лиц
  • банковский перевод для юр. лиц

Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь переводчик: В. Кузин

Откройте для себя мир лиц и эмоций Пола Экмана, чтобы понимать себя и просчитывать других, чтобы успешно общаться дома и в офисе, чтобы не ошибаться, а побеждать. Побеждать и быть в курсе!

Серия «Сам себе психолог».

Загадка доктора Хауса — человека и сериала переводчик: Станислав Силинский

Кто такой Грегори Хаус: герой или антигерой, великий учитель или просто грубиян? Что общего между ним и Шерлоком Холмсом? Почему он нанял именно этих подчиненных и постоянно подвергает их жесткому психологическому тестированию? Мог ли он оказаться не врачом, а водопроводчиком или пожарным? Эта книга поможет вам ответить на все или почти на все вопросы, касающиеся доктора Хауса, понять его психологию, оценить его достоинства и недостатки. Секс, ложь, семья, педагогика, культура — эти и многие другие темы рассмотрены применительно к доктору Хаусу, человеку и сериалу.

Разгадайте непростую загадку доктора Хауса с помощью этой увлекательной книги, в которой, как сказал бы Бомарше, «смешался глас рассудка с блеском легкой болтовни».

Источник:
Психология эмоций
Книга автора Экман П. — Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. Загадка доктора Хауса — человека и сериала (комплект из 2 книг) Самые популярные книги современности только в книготорговой сети Буквоед. Доставка по всей России!
http://www.bookvoed.ru/book?id=475449

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS