Основы психологии личности

Бизнес Академия МБА Сити

Отправьте заявку на обучение прямо сейчас и получите совершенно бесплатно доступ к первому уроку, где мы расскажем Вам о 15 психологических приемах, которые помогут Вам в профессиональном и личном общении!

Институт психологии и личности при Бизнес Академии МБА СИТИ приглашает Вас пройти курс дистанционного обучения общей психологии с получение диплома по программе “Основы психологии”.

Лицензии на образовательную деятельность №034972, 038379

Программа полного курса обучения » ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ «

1. Сознание в психологии поведения

1.1 Методология рефлексологического исследования

1.2 Методология опроса

1.3 Исследование и эксперимент над человеческим поведением

1.5 Самонаблюдение как метод психологического исследования

1.6 Природа сознания в психологии

1.7 Сознание и структура поведения

1.8 Биология поведения

1.9 Физиология поведения

1.10 Соотношение сознательности и рефлексов

1.11 Самосознание и самонаблюдение

1.12 Истоки социального поведения и сознания

1.13 Инструментальный метод в психологическом исследовании

2.1 Предмет общей психологии

2.2 Необходимость общей психологии

2.3 Этапы развития идеи

2.4 Четыре общих идеи в психологии

2.5 Отдельные учения и общая психология

2.6 Сравнение различных идей

2.7 Методологическая и эмпирическая проблемы изучения бессознательного

2.8 Акты поведения и стимулы

2.9 Вопрос о применении биогенетического принципа

2.10 Кризис психологии середины XX века

2.11 Мюнстерберг и каузальная психология

3.1 Обоснование выбора метода исследования

3.2 Разница методов старой и новой психологией

3.3 Методы детской психологии и способ построения эксперимента

3.4 Принципы метода

3.5 Анализируем рудиментарные функции

3.6 Понятие культурной памяти

3.7 Понятие культурная арифметики

3.8 Понятие сигнификации

3.9 Понятие автостимуляции и полуречи

3.10 Соотношение знака и орудия

3.11 Суть опосредующей деятельности

4.1 Предмет и суть анализа

4.2 Главные аспекты анализа высших форм поведения

4.3 Основные задачи психологического анализа высших психических функций

4.4 Анализируем сложные реакции

4.5 Проводим динамический анализ

4.6 Проводим опыт с детьми на реакцию выбора

4.7 Разница между высшей и низшей формами поведения

5.1 Отличия структуры

5.2 Сложность овладения поведением

5.3 Исследование интеллектуальных реакций в развитии поведения

5.4 Суть культурного развития

5.5 Значение интеллекта в развитии и подражание

6.1 Основная гипотеза касательно помощи в росте личности

6.2 Мотивирование к изменениям и результаты

6.3 Общая гипотеза о человеческих взаимоотношениях

6.4 Признаки помогающего поведения

6.5 Понятие «искусственных» отношений

6.6 Объективный взгляд на психотерапию

6.7 Процесс изменения в результате психотерапии

6.8 Субъективный взгляд

7.1 Условия протекания процесса

7.2 Стадии процесса психотерапии

7.3 Континуум процесса психотерапии

8.1 Критерии исследования изменений личности

8.2 Суть и задача исследования

8.3 Способы измерения изменений в восприятии себя

8.4 Соотношение между «Я-концепцией» клиента и диагноста

9.1 Место оценки

9.2 Психотерапия и непроизвольные функции

9.3 Различные методы и реакция клиента на них

9.4 Анализ «Я-концепции»

10.1 Психотерапия и приобретение знаний

10.2 Роль психотерапии для образовательного процесса

10.3 Суть обучения, центрированного на учащемся

10.4 Понятие недирективного обучения

10.5 Способы поощрения мышления

11.1 Способность открыто выражать чувства

11.2 Прочные отношения на базе чувств

11.3 Процесс двухсторонней коммуникации

12.1 Суть нарушения межличностного и межгруппового общения

12.2 Изучение понимания в больших группах

12.3 Что такое конгруэнтность

12.4 Роль конгруэнтности в общении между между людьми

13.1 Социальная потребность и творчество

13.2 Мотивы творческого процесса

13.3 Внутренние условия для творчества

14.1 Нововведения наук о поведении

14.2 Поведение в группах

14.3 Что оказывает влияние на поведение человека

14.4 Что оказывает влияние на поведение животных

14.5 Науки о поведении и личность

14.6 Этапы процесса управления поведением

14.7 Теории управления человеческим поведением

15.1 Анализ индивидуума как интегрированного целого

15.2 Понятие мотивационных состояний

15.3 Соотношение мотиваций

15.4 Виды мотивов

15.5 Понятие немотивированного поведения

15.6 Условия и влияние реальности

16.1 Виды базовых физиологических потребностей

16.2 Суть потребности в безопасности

16.3 Суть потребности в любви

16.4 Суть потребности в познании и понимании

16.5 Суть эстетических потребностей

16.6 Жесткость иерархической структуры

16.7 Измерение удовлетворенности

16.8 Понятие множественной детерминации поведения

16.9 Особенность функциональной автономии

17.1 Последствия удовлетворения любой потребности

17.2 Последствия удовлетворения базовых потребностей

17.3 Процесс формирования характера

17.4 Суть здорового удовлетворения

17.5 Опасности, связанные с удовлетворением

17.6 Особенности базового удовлетворения

18.1 Положения теории инстинктов

18.2 Недостатки теории инстинктов

18.3 Теория инстинктоидности базовых потребностей

18.4 Различия высших и низших потребностей

19.1 Суть депривации, фрустрации и угрозы

19.2 Связь конфликта и угрозы

19.3 Происхождение угрозы

19.4 Сущность самоактуализации

20.1 Психоаналитический взгляд на невротические явления

20.2 Разбор симптоматического действия

20.3 Суть психоанализа болезни

20.4 Понимание смысла симптомов

20.5 Примеры проведения анализа навязчивых симптомов

20.6 Различные невротические симптомы и отражение на переживаниях

20.7 Анализ фиксации на травме, роль бессознательного

20.8 Происхождение и задача симптома

21.1 Сущность сопротивления и вытеснения

21.2 Процесс развития либидо

21.3 Суть Эдипова комплекса

21.4 Понимание процессов развития и регрессии

21.5 Этиология неврозов

21.6 Проблема конфликта желаний

21.7 Способы образования симптомов

21.8 Назначение и происхождение фантазий

21.9 Понятие нервозности и невроза

21.10 Сущность невротического страха

21.11 Природа боязливости детей

21.12 Связь либидо, нарциссизма и эгоизма

21.13 Природа нарцисстических неврозов

21.14 Представление психоаналитической терапии

21.15 Вопрос интереса пациента к личности врача

21.16 Процесс выздоровления

21.17 Приемы прямого внушения

21.18 Особенности аналитической терапии

21.19 Недостатки психоаналитической терапии

22.1 Психотерапия как процесс освобождения

22.2 Психотерапия и связь с религией

22.3 Влияние общества на психику

22.4 Место человека в окружающем мире

22.5 Место языка

22.6 Сложность процесса психотерапии и освобождения

22.7 Пример Майя

22.8 Значение реинкарнации

22.9 Роль гуру, учителя и психотерапевта

22.10 Схожесть буддистских принципов

22.11 Схожесть даосизма

22.12 Объяснение взаимосвязи через нейропсихологию

22.13 Проблема ложной искренности и псевдосмирения

22.14 Вопрос доверия к человеческой природе

Источник:
Бизнес Академия МБА Сити
Институт психологии и личности при Бизнес Академии МБА СИТИ приглашает Вас пройти курс дистанционного обучения общей психологии с получение диплома по программе “Основы психологии”. С прохождением заочного обучения по общей психологии Вам предстоит стать профессиональным психологом и высоко ценным специалистом.
https://mba-city.ru/psychology/psycho_basics/

Мир Психологии

Глава 8. Биологические основы развития и возрастная психология

социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то — это символ презрения, а у представителей племени масаи — это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе — это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации:

  1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
  2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

  • Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

    • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

    • изменение себя, стремление «стать как все» — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

  • Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
  • Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
  • Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.).

    В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

    Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

    Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

    Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируя себя с ролью.

    Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый — это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации — атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

    Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XXв. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

    Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

    1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);
    2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);
    3. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

    Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я».

    По мнению Мида, процесс формирования личности включает различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

    Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

    Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, Юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

    Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

    Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля: от общественного мнения до правоохранительных органов — и соответствующая ей система социальных санкций: от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

    Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

    Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность — либо человек выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей; при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с теми, кто его ценит.

    В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение (П) — своеобразное сочетание ролей (Р) и индивидуальности (Я) личности исполнителя.

    Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, т.к. человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутри личностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я».

    Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:

    1. если «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит переутомление, появление неуверенности в себе;
    2. если «роль» ниже возможностей «Я», является недостойной, унизительной для человека, то разрешение этого конфликта может принять разные формы

    а) объективное изменение ситуации (например, человек неудовлетворен своей профессией, начинает учиться и своими практическими делами доказывает то, что ему по плечу более трудные и интересные дела);

    б) не имея возможности изменить ситуацию, человек изменяет ее «только для себя», отказываясь от исполнения противоречащей его «Я» роли;

    в) конфликт между ролью и «Я» не разрешается, а устраняется из сферы сознания, подавляется, в результате в поступках, чувствах, сознании человека явно не проявляется существование конфликта между «Я» и ролью, но внутреннее напряжение нарастает и «прорывается» на «козлах отпущения» (человек «срывает зло» на своих подчиненных и близких);

    г) «рационализацией» называется случай, когда человек, вынужденный выполнять не соответствующую его «Я» роль, уверяет себя и других, что он это делает исключительно по собственному желанию;

    д) «неадекватное поведение» проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную: так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально;

    е) человек, оказавшийся в несоответствующей для его «Я» роли, обращает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником.

    Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль? Во-первых, внешние требования, своеобразное психологическое давление значимых для человека людей но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы:

    1. если выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладение им определенной ролью и для него заманчивы те права, те льготы, которые доступны исполнению определенной роли;
    2. если овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью. Таким образом, действия человека, его активность обусловлены прежде всего внутренними побудительными силами, его мотивами, потребностями, желаниями.

    Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

    1. социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
    2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
    3. социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.
    4. социализациявзрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

    Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

    2.2 Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

    Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

    По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

    Источник:
    Мир Психологии
    в раздел Оглавление «Основы психологии» Глава 8. Биологические основы развития и возрастная психология 2. Формирование и развитие личности 2.1 Социализация личности
    http://www.persev.ru/book/formirovanie-i-razvitie-lichnosti

    Основы психологии личности

    Человеческая психика существует как нечто целостное, живой и неделимый субъективный образ (см. гл. I). Это личностная, субъектная, неразложимая системность, нерасторжимая интегрированность. Психику производит и несет в себе живой человек – личность, индивид, индивидуальность, субъект, а не какие-то его органы, части или аспекты. При разнице подходов к пониманию перечисленных терминов, связанных с обобщенной категорией человека, понятие личности является одним из узловых, базовых и наиболее употребляемых в отечественной литературе по психологии, хотя его трактовка, конечно, далеко не однозначна. К тому же личность динамична, переменчива, имеет свою гипотетическую эволюцию.

    Эволюция, или развитие, – это не линейный процесс постепенного количественного приращения свойств или признаков (см. гл. 3), а обязательное наличие скачкообразных, качественных изменений, подобных самостоятельным ответвлениям (или "кустам") от общего, к тому же спиралевидного "древа жизни".

    Расхождение, "отстояние", различия между современным человеком и животными являются непереходимыми. Сообразно таким представлениям человеческая психика и поведение имеют ряд принципиальных особенностей, качественно отличающих человека от всего другого живого на Земле. Эти отличия вовсе нс означают биологической, природной изолированности человека. Напротив, реальные связи, взаимодействия и отношения человека с миром составляют основу жизни, задают специфику самой человеческой психики.

    Главной особенностью человека как вида является его первозданная социальность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления неотделимы, не существуют вне своего единства. Последнее, конечно, не означает, что у человека нет биологической специфики (например, всеядность, прямохождение). Но и его биологические особенности в значительной мере социально обусловлены, точнее, объединены в некое жизненное, биосоциальное очеловеченное единство.

    Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной, общественной. Его психику "производит" не только мозг и нервная система, но и социальные взаимодействия с другими людьми, отношения людей.

    Ни одна высшая психическая функция у человека не является полностью унаследованной или врожденной, гарантированной, однозначно предопределенной биологическими механизмами. Каждая из них выступает как результат прижизненного формирования и развития в процессе социального бытия, в котором возникают особые психологические феномены, механизмы и закономерности, называемые социально-психологическими.

    Л. С. Выготский образно писал, что для индивида всякая психическая функция появляется и проявляется дважды. Для новорожденного ребенка она существует как принадлежащая всему человечеству (интерпсихически). Носителями речи, мышления, переживаний, сознания выступают окружающие люди. И только по мерс развития, формирования, социализации личности эти психические функции переходят во внутреннее, интрапсихическое существование, т.е. становятся принадлежащими конкретному субъекту.

    У человека формируется особый вид социогенных психических образований, обусловленных его исключительно социальной природой. Такие психологические феномены обеспечиваются соответствующими биологическими, нервными субстратами, но они в определенном смысле "отрываются", освобождаются от исконной биологической привязанности к жизни, переходя на уровень более широкой и многомерной социальной категории человеческого существования как субъективного бытия.

    Известно, что человек зачастую совершает поступки, которые никак не связаны с поддержанием, сохранением и продолжением собственной жизни, даже идут против нее во имя реализации каких-то социальных, этических или нравственных идеалов. Психологи говорят, что только человек может делать бессмыслицу. Животное этого делать не умеет. Здесь имеется в виду необязательность наличия в поведении индивида четкого биологического смысла, когда, к примеру, физически изнемогающий человек продолжает с трудом работать ради исполнения своих общественных обязанностей. Подобное возможно потому, что человеку присущ особый вид социогенных потребностей, которые не имеют порой даже опосредствованной связи с потребностями биологическими (см. гл. 5).

    Человек освобождается от неукоснительно строгого следования многим своим неустранимым физиологическим нуждам. В результате его поведение существенно перестраивается, становится по-особому свободным, избыточным. Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность, вследствие чего в образе отражаются предметы, совершаются действия, не имеющие прагматически узкого, базового значения выжить. Отражаемый, создаваемый, преобразуемый человеком мир, по существу, неограниченно расширяется для него. Появляются психологические предпосылки для возникновения творчества, науки и культуры, искусства и религии, всей человеческой духовности.

    Второй и также социально обусловленной особенностью человеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта, исторически сложившегося в жизни, бытии и деятельности предшествующих поколений. Этот опыт не механически транслируется от несущего источника к пассивно воспринимающему приемнику, а активно перерабатывается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии человека и мира, образа и мира. Выделяют два средства, две формы такой передачи опыта:

    1) предметы и орудия труда, деятельности в целом;

    2) знаки, языки и речь.

    Орудия труда (молоток, швейная игла, столовая ложка, токарный станок, компьютер) всегда несут в себе обучающую функцию, поскольку предопределяют собой и конечный результат, и саму логику действий человека с предметами окружающего мира.

    Материальная деятельность человека вооружена орудием как средством, т.е. опосредствована. Считается, что у животных нет орудий труда, и палка, используемая, например, обезьяной для доставания плода, выступает лишь "биологическим удлинением руки" (Л. С. Выготский); эта палка перестает существовать для животного вне конкретной биологически значимой ситуации. Животные не хранят орудия труда, не изготавливают их впрок. Чтобы сделать орудие труда, нужно предвидеть его будущее использование, предугадать его смысл или то, для чего оно будет нужно. Для этого необходима работа не только мышления, но и сознания, которого у современных животных, по нашим представлениям, нет.

    Предметы внешней деятельности становятся материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психики. Человек рождается и существует в материальном предметном мире, который в значительной степени создан предшествующими поколениями. Дома и улицы, картины и музыка, одежда и мебель, дворцы и трущобы – все это не просто создает индивиду объективную окружающую среду. Это немалая, порой ведущая часть его собственно психологического окружения, которое несет в себе людской опыт, т.е. обязательно обучает и воспитывает индивида. Человек живет в мире вещей и предметов, которые имеют некоторое постоянное практическое назначение. Они опосредствуют, вооружают, качественно видоизменяют все поведение и психику человека.

    Знаки, языки и речь, искусственно созданные человечеством, являются психологически центральным, основным средством сохранения и передачи опыта.

    Знак (в самом универсальном и массовом виде – слово) заменяет собой предмет (вещь, явление, качество, действие) и потому производит психологическое "удвоение" мира. С одной стороны, есть объективный мир реальных предметов. С другой стороны, создан столь же объективный мир его символических заменителей, с которыми человек может работать самостоятельно. Созданное человеком слово не просто заменяет мир, оно как бы анализирует его, раскладывая на составные части, предметы-слова. В самой возможности такого вольного обращения с отражаемым объективным миром заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения (см. гл. 17).

    Более того, знаковые системы выступают внутренними средствами, орудиями самой человеческой психики. Психическая деятельность опосредствована, по аналогии с инструментальной вооруженностью материальной человеческой деятельности (Л. С. Выготский). Это убедительно подтверждают многочисленные экспериментальные исследования, например, восприятия, памяти, мышления, воображения.

    Развитие высших психических функций личности – не столько количественное увеличение, "созревание" их как таковых, по отдельности, сколько расширение, усложнение их внутреннего знакового опосредствования, а также развитие межфункциональных связей и отношений между ними. Наличие сознания делает человеческую психику управляемой.

    Сформировавшиеся психические процессы являются в той или иной степени комплексными, знаковыми, речевыми, а потому специфически общечеловеческими.

    • Отсюда вытекает еще одна характерная особенность человеческой психики’, наличие возможности, способности и готовности отражения абстрактных признаков или свойств предметов объективного мира. Это мысленное обобщение отраженного мира до уровня выделения объективно существующих в нем связей и закономерностей. Человек отражает, воссоздает в психическом образе то, что не дано в виде чувственного, наглядного опыта.

    Например, человеку физически невозможно воспринять скорость света, увидеть устройство Солнечной системы, почувствовать температуру в тысячу градусов. Но человек может все это представить, понять и сформулировать в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей, с которыми он реально и постоянно живет и работает. Отсюда для человека возможно истинное познание мира, в чем заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения (см. гл. 15, 16). Это свобода познания мира и себя, своего места в нем. Потому для личности доступны и характерны фантазии и творчество, предвидение и прогноз, управление и самоуправление, культура, наука, искусство.

    Источник:
    Основы психологии личности
    Человеческая психика существует как нечто целостное, живой и неделимый субъективный образ (см. гл. I). Это личностная, субъектная, неразложимая системность, нерасторжимая интегрированность.
    https://studme.org/89274/psihologiya/osnovy_psihologii_lichnosti

    Раздел 3

    семинарское занятие 14. Представление о личности в психологии

    Цель: сформировать умения ориентироваться в теоретических подходах к пониманию личности и ее структуры.

    1. Понятия "индивид", "личность", "индивидуальность" в системе человекознания.

    2. Многозначность понятий "личность" в современной психологии.

    3. Теоретические подходы к изучению личности в психологии.

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.,2005.-336 с.

    2. Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. / под ред. Б.С.Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. общей психологии.-2-е изд.,испр. и доп. -М.: Академия, 2006, 2007.

    3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001.

    4. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер,2002. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

    5. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. Реана А.А. — СПб, 2000.

    6. Психология: учеб. для гуманит. ВУЗов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005. – 651 с.

    7. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. — М., МПСИ , 1999.

    8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М., МПСИ, 1995.

    9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2005.

    10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

    11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 1999.

    семинарское занятие 15. Представление о личности в психологии

    Цель: сформировать умения использовать в психологической и педагогической практике знание структуры, закономерностей, условий и движущих сил развития личности.

    1. Развитие личности. Биологические предпосылки и социальные условия развития личности.

    2. Гетерохронность развития человека.

    3. Понятие личностной зрелости и жизненного пути.

    4. Понятие социализации.

    5. Движущие силы развития личности.

    6. Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной психологии. Психические свойства личности.

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.,2005.-336 с.

    2. Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. / под ред. Б.С.Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. общей психологии.-2-е изд.,испр. и доп. -М.: Академия, 2006, 2007.

    3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001.

    4. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер,2002. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

    5. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. Реана А.А. — СПб, 2000.

    6. Психология: учеб. для гуманит. ВУЗов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005. – 651 с.

    7. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. — М., МПСИ , 1999.

    8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М., МПСИ, 1995.

    9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2005.

    10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

    11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 1999.

    семинарское занятие 16. Темперамент, характер, способности как свойства личности

    Цель: сформировать умения использовать в психологической и педагогической практике знание современных теорий темперамента.

    1. Темперамент как форма интеграции первичных индивидуальных свойств.

    2. История учений о типах темперамента.

    3. Современные теории темперамента.

    4. Основные проявления темперамента. Свойства темперамента.

    5. Классификация существующих типологий темперамента.

    6. Развитие свойств темперамента.

    7. Методы исследования темперамента.

    8. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.,2005.-336 с.

    2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие для вузов.-Спб.:Питер, 2006-2010.-582с.

    3. Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. / под ред. Б.С.Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. общей психологии.-2-е изд.,испр. и доп. -М.: Академия, 2006, 2007.

    4. Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.-М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.- 490 с.

    5. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – 3-е изд., доп. и испр. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.

    6. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер,2002. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

    7. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. Реана А.А. — СПб, 2000.

    8. Психология: учеб. для гуманит. ВУЗов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005. – 651 с.

    9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М., 1997.

    10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

    11. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 544 с.

    семинарское занятие 17. Темперамент, характер, способности как свойства личности

    Цель: сформировать умения использовать в психологической и педагогической практике современные представления об условиях развития способностей и характера.

    1. Понятие характера в психологии. Основные подходы к изучению характера.

    2. Структура характера. Типология характеров.

    3. Пути формирования характера.

    4. Представление о способностях в психологии.

    5. Способности и задатки.

    6. Виды способностей. Структура сложных способностей.

    7. Уровни развития способностей. Условия развития способностей.

    8. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности.

    9. Понятие об одаренности. Талант и гениальность.

    1. Психология: Учеб. для вузов / Аллахвердов В.М., Безносов С.П. Богданов В.А. и др.; Отв. ред. А.А. Крылов. 2-е изд., — М.: Проспект, 2005-2008. – 743 с.: изд.-во: Велби, Проспект.

    2. Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. / под ред. Б.С.Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. общей психологии.-2-е изд.,испр. и доп. -М.: Академия, 2006, 2007.

    3. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – 3-е изд., доп. и испр. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.

    4. Психология: учеб. для гуманит. ВУЗов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005. – 651 с.

    5. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).

    6. Лазурский Н.Д. Очерк науки о характерах. – М., 1995.

    7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М., 1997.

    8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

    9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов по психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». — 4-е перераб. изд. — М.: Смысл, 2003. — 687 с.

    10. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 544 с.

    семинарское занятие 18. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния и свойства личности

    Цель: сформировать умения дифференцировать эмоциональные состояния по уровню и видам, использовать в психологической и педагогической практике современные представления о сущности эмоциональных процессов и их значении в развитии и формировании личности.

    1. Понятие эмоций в психологии. Основные функции эмоций.

    2. Теоретические подходы к изучению эмоциональных процессов.

    3. Физиологические теории эмоций.

    4. Виды эмоциональных процессов.

    5. Уровни и виды эмоциональных состояний.

    6. Высшие чувства и их значение в развитии и формировании личности.

    1. Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. / под ред. Б.С.Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. общей психологии.-2-е изд.,испр. и доп. -М.: Академия, 2006, 2007.

    2. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – 3-е изд., доп. и испр. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.

    3. Психология: учеб. для гуманит. ВУЗов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005. – 651 с.

    4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М., МПСИ, 1995.

    5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. — М., 1997.

    6. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).

    7. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009.-704 с.: ил.- (Хрестоматия по психологии).

    8. Психические состояния /Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Изд.-во Питер, 2000.- 512 с.(Серия «Хрестоматия по психологии»).

    9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

    семинарское занятие 19. Воля. Волевые свойства личности

    Цель: сформировать умения дифференцировать теоретические подходы к пониманию воли, использовать знания свойств, функций и закономерностей развития волевой регуляции в онтогенезе для решения задач психического развития и коррекции, организации педагогических процессов.

    1. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции.

    2. Соотношение волевой и произвольной регуляции.

    3. Различные подходы к пониманию и исследованию воли. Теории воли.

    4. Свойства воли. Функции воли.

    5. Волевые качества личности.

    6. Волевые процессы и их изучение.

    7. Воля как высший уровень психической регуляции. Волевая регуляция поведения.

    8. Воля, сознание и речь.

    9. Развитие волевой регуляции в онтогенезе.

    10. Структура волевого действия. Простой и сложный волевой акт.

    11. Воля и формирование высших психических функций человека.

    1. Психология: Учеб. для вузов / Аллахвердов В.М., Безносов С.П. Богданов В.А. и др.; Отв. ред. А.А. Крылов. 2-е изд., — М.: Проспект, 2005-2008. – 743 с.: изд.-во: Велби, Проспект.

    2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие для вузов.-Спб.:Питер, 2006-2010.-582с.

    3. Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. / под ред. Б.С.Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. общей психологии.-2-е изд.,испр. и доп. -М.: Академия, 2006, 2007.

    4. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – 3-е изд., доп. и испр. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.

    5. Психология: учеб. для гуманит. ВУЗов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005. – 651 с.

    6. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).

    7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

    8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов по психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». — 4-е перераб. изд. — М.: Смысл, 2003. — 687 с.

    Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 11 | Нарушение авторских прав

    Источник:
    Раздел 3
    семинарское занятие 14. Представление о личности в психологии Цель: сформировать умения ориентироваться в теоретических подходах к пониманию личности и ее структуры. 1. Понятия
    http://lektsii.net/1-63216.html

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    CATEGORIES