Основы психологии человека

10 вещей, которые необходимо знать о психологии

Если вы решили изучать психологию, то первое время вам будет тяжело разобраться в ее обширных теориях. Запомните для начала эти 10 основ. Они помогут вам лучше понимать, что такое психология.

Если психология для вас является чем-то новым, скорее всего, она покажется вам слишком запутанной и обширной наукой. Однако знание некоторых базовых истин может помочь вам в начале её изучения. В статье перечислена только малая часть важнейших постулатов, которые нужно знать об этой занимательной науке. Когда вы разберетесь с ними, будьте уверены – вы подготовлены для более глубокого изучения психологии.

1. Психология – это исследование поведения человека и его психики

Психология занимается исследованиями в области человеческого поведения и психики. Сам термин «психология» происходит от греческого слова «psyche», что значит «дыхание, дух, душа», и «logia» – «наука». Она возникла на основах философии и естественных наук, кроме того, соприкасается и с другими науками, например, с социологией, медициной, антропологией и даже лингвистикой.

Одним из самых популярных заблуждений о психологии является то, что это не наука, а просто болтовня, разговоры, руководствующиеся обычным здравым смыслом. Однако психология успешно пользуется именно научными методами для изучения своих проблем и приведения последующих выводов. Психологи работают с целым спектром разных приемов, например, с наблюдением в естественных условиях, экспериментами, тематическими исследованиями и анкетированием.

Проблемы и ситуации, требующие внимания психологов, можно рассматривать под разным углом. Возьмем, например, насилие. Некоторые обратятся к биологическим факторам, влияющим на его применение, другие же рассмотрят эту проблему с точки зрения культуры, отношений в семье, социального давления и прочих ситуаций, могущих спровоцировать насилие. Вот несколько основных подходов, применяющихся в психологии:

  • Биологический подход;
  • Когнитивный подход;
  • Поведенческий подход;
  • Естественнонаучный (эволюционный) подход;
  • Гуманистический подход.

В психологии существует множество разных отраслей. На вводных уроках студенты обычно учат основы разных сфер профессиональной деятельности. Более глубокое изучение каждой сферы, как правило, зависит от выбранной специализации. Клиническая, когнитивная, социальная психология, психология личности и развития – это только несколько возможных специализаций психолога.

Когда кто-то говорит слово «психология», вы сразу представляете себе доброго врача с блокнотом и пациента на кушетке, вещающего про детские воспоминания? Такая терапия, конечно, присутствует в психологии, однако это далеко не всё, с чем работают психологи. На самом деле, многие вообще не занимаются психическим здоровьем людей, так как психология включает в себя и другие области, например, консультирование, обучение, исследования…

Специалисты-психологи нужны в самых разных компаниях и отраслях, например:

  • В колледжах и университетах;
  • В частных компаниях;
  • В начальных и старших школах;
  • В больницах;
  • В правительственных учреждениях.

Психология – это не только академическая дисциплина, которая существует только в учебных классах, лабораториях и приёмных психологических кабинетов. Принципы психологии мы встречаем каждый день в самых обыденных ситуациях. Печатная реклама и реклама, которая каждый день идет по телевизору, основаны на психологическом воздействии, убеждающем нас покупать рекламируемую продукцию и пользоваться услугами. Различные веб-ресурсы, которые мы регулярно посещаем в сети, также используют эту науку, чтобы понять, как люди читают и интерпретируют информацию с интернет-страниц.

В самом начале изучения психологии, вам может показаться, что некоторые теории не слишком применимы к реальной жизни. Тут важно не забывать, что психология – одновременно и теоретическая, и прикладная наука. Некоторые специалисты-психологи сосредоточены только на добавлении нового к совокупным знаниям о психике и поведении человека (это фундаментальные исследования). Тогда как концентрируются на непосредственном решении проблем в жизни пациента, применяя психологические принципы и теории в реальных ситуациях (прикладные исследования).

8. Психология предполагает множество вариаций развития карьеры

Если вы подумываете о карьере психолога, приятной неожиданностью для вас может стать то, что вы можете выбрать один из множества путей её развития. Варианты зависят от вашего образования и полученного опыта работы. Важно знать, какое необходимо обучение, какие предъявляются требования к лицензиям для конкретной специализации. Вот только несколько вариантов: клиническая и судебная психология, организационно-производственная психология и психология здоровья.

9. Психология изучает и нормальное, и отклоняющееся поведение

Многие думают, что психология рассматривает только девиантное (отклоняющееся от ормы) поведение. Не забывайте, что это не так: психологи исследуют и нормальное поведение человека.

10. Задачи психологии: Описать, Объяснить, Предсказать, Изменить и Улучшить

Существуют четыре основные задачи психологии:

  • Описывать человеческое мышление, психику, нормальное и отклоняющееся поведение;
  • Объяснять, почему возникают те или иные реакции;
  • Предсказывать, когда, как и из-за чего такое может произойти в будущем;
  • Изменять и улучшать поведенческие реакции отдельных людей для поднятия уровня их жизни и жизни целого общества.

Источник:
10 вещей, которые необходимо знать о психологии
Основные факты о психологии для начинающих Если вы решили изучать психологию, то первое время вам будет тяжело разобраться в ее обширных теориях. Запомните для начала эти 10 основ. Они помогут вам лучше понимать, что такое психология. Если психология для вас является чем-то новым, скорее всего, она покажется вам
http://aboutyourself.ru/101/10-veshhej-o-psixologii.html

Основы психологии

Под общей ред. Н. С. Ефимовой, Н. В. Коротеевой

Утверждено Редакционным советом университета в качестве учебного пособия

Авторы: Н. С. Ефимова (гл. 1,2,3 – 3.1, 7, 8, 9 – 9.3, 11, 12), Н. В. Коротеева (гл. 3 – 3.2, 3.3, 3.4, 6, 5 – 5.1, практ. 1, 2); Е. В. Токарева, А. В. Попова (гл. 4 – 4.1, 4.3, 4.4), А. А. Корабельников (гл. 4 – 4.2), А В. Пронина (гл. 5 – 5.2, 5.3, 5.4), Н. В.Плаксина (гл. 9 – 9.1, 9.2, 9.4, 10)

Кандидат психологических наук, доцент

Московского городского университета управления Правительства Москвы

Доктор технических наук, профессор

Российского химико-технологического университета

им. Д. И. Менделеева

Основы психологии: учебное пособие / под ред. Н. С. Ефимовой,

О-75 Н. В. Коротеевой. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011. – 140 с.

Настоящее учебное пособие содержит краткий курс, включающий основные теоретические знания о психологии человека. Данное пособие предназначается для студентов технических вузов для развития психологической компетентности в области психологии профессиональной деятельности. Пособие рекомендовано использовать при прохождении курса «Инженерная психология».

УДК 159.9:62 +331.4 (076)

университет им. Д. И.Менделеева, 2011

© Ефимова Н. С., Коротеева Н.В. 2011

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………………………………………. 7

Глава 1. Общая характеристика психологии как науки……………….7

История становления психологии как самостоятельной науки……….7

Предмет, методы и задачи современной психологии………………. 10

Психика человека как системное свойство высокоорганизованной материи………………………………………………………………………..11

Отрасли психологии. Инженерная психология и психология труда. 13

2.2. Темперамент и характер………………………………………………. 18

2.3. Познавательные процессы личности….………………………………..20

2.4. Эмоционально волевые свойства личности……………………………24

Глава 3. Психология профессиональной деятельности……………..…27

3.1. Человек и профессия. Направления исследования человека в психологии профессиональной деятельности……………………………. 27

3.2. Профессиографирование как метод изучения профессиональной деятельности …………………………………………………………………30

3.3. Психологические признаки и психологические регуляторы труда…..32

3.4. Профессионально важные качества…………………………………….35

ЧЕЛОВЕК КАК УЧАСТНИК ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА…………. 38

Глава 4. Основные этапы развития субъекта труда……………………38

4.1. Человек как субъект труда. Этапы развития субъекта труда…………38

4.2. Кризисы профессиональной жизни…………………………………….40

4.3. Функциональные состояния человека в труде…………………………42

4.4. Методы управления функциональными состояниями…………….…..47

Глава 5. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом………….49

5.1. Потребности и мотивы личности……………………………………….49

5.2 Классификация потребностей и виды мотивации……………………..51

5.4. Основные теории трудовой мотивации и удовлетворенность трудом.56

Глава 6. Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности…………………………………………………………………61

6.1. Психологическая система трудовой деятельности……………………61

6.2. Мотивационный процесс как основа целеполагания………………….62

6.3. Критерии эффективности целеполагания……………………………. 64

6.4. Разработка программы реализации цели……………………………….67

Глава 7. Профессиональная коммуникация…………………………….70

7.2. Обмен информацией и коммуникативные барьеры………………..….73

7.3. Общение как взаимодействие (интеракция)……………………….…..75

7.4. Межличностное восприятие и построение имиджа…………………..78

8.1. Конфликт как особая форма взаимодействия……………………….…81

8.3. Условия конструктивного разрешения конфликтов ………………….83

8.4. Профессиональные конфликты…………………………………………87

Глава 9. Психология совместного труда…………………………………89

9.1. Признаки группового субъекта труда…………………………………..89

9.2. Способ организации совместной деятельности………………………..90 9.3. Психология группы……………………………………………………. 92

9.4. Особенности совместимости членов группы…………………………..97

10.1. Управление как социальный феномен………………………………..99

10.2. Предмет науки управления…………………………………………. 101 10.3. Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности………………………………………………………………….103 10.4. Основные функции управленческой деятельности…………………104

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….. 106

Глава 11. Трудовая деятельность и проблема изучения несчастных случаев………………………………………………………………………106

Психология безопасности труда…………………………. ………..106

11.2. Роль человеческого фактора в производственном травматизме…. 107

11.3. Опасные действия руководителя и работников в процессе труда. 110

Человеческий фактор в безопасности труда………………………..113

Глава 12. Психология риска и безопасность труда……………………115

12.1. Природа риска и проблемы безопасности…………………………..115

12.2. Типы риска и особенности принятия решения в условиях неопределенности…………………………………………………………..118

12.3. Принятие решений по обеспечению безопасности труда………….119

12.4. Факторы, регулирующие поведение человека в ситуациях риска. 122

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………. …………. 124Психологический практикум «Профессиональное целеполагание». 124

Психологический практикум «Решение конфликтов».……………..…130

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….138

Источник:
Основы психологии
Под общей ред. Н. С. Ефимовой, Н. В. Коротеевой Утверждено Редакционным советом университета в качестве учебного пособия Авторы: Н. С. Ефимова (гл. 1,2,3 – 3.1, 7, 8, 9 – 9.3, 11, 12), Н. В.
https://studfiles.net/preview/1801758/

Основы психологии

Психология (от греч. «учение о душе») — наука о психических процессах происходящих в мозге человека.

У истоков психологии стоял Вильгельм Вундт (1832-1920)

Направление в психологии, объясняющее поведение человека.

Направление, возникшее в результате работ Зигмунда Фрейда в конце XIX века. Направлено на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс.

Это направление сформировалось в начале 60-х годов в США, как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. В основе гуманистической психологии положен экзистенциализм. За отправную точку психологи-экзистенциалисты приняли смысл человеческой жизни.

Возникает в США в 60-е годы, выступает против бихевиоризма. Согласно ее представлениям, решающую роль в поведении человека играет познание. Основная задача — исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний.

«Человек как поведенческая система так же прост, как муравей. Кажущаяся сложность его поведения отражает сложность окружающей среды»‘

Гештальтпсихология – это направление в психологии, основанное Максом Вертгеймером, была до некоторой степени восстанием против молекулярной программы Вундта для психологии, и приобрела приверженцев среди многих ученых, включая Уильяма Джеймса. Фактически, слово Гештальт означает объединенное или значащее целое, которое должно было быть центром психологического исследования. У этого течения психологии были свои корни в работах многих философов и психологов, работавших до появления Гештальтпсихологии.

Психика — это системное свойство высокоразвитой материи отражать объективную действительность. Отражение бывает биологическим (рефлексы), физическим (например, зеркало) и психическим. Особенность психического отражения в том, что она активно, тогда как иные виды отражения — пассивны.

Психика позволяет воспринимать внешний мир «виртуально», то есть, воспринимать субъективный образ объективного мира. Психическое отражение не является пассивным копированием мира, оно связано с поиском, выбором и переработкой информации. Психическое отражение избирательно и зависит от потребностей человека. Психическое воображение активно, но субъективно. Субъективность человека зависит от пола, возраста, национальности, состояния здоровья, уровня интеллекта, воспитания, интересов, профессии, опыта и других факторов.

Головной мозг является физиологической основой работы психики, но содержание психики (психическая жизнь человека) зависит не от мозга, а от окружающей среды. Психический свойства содержат характеристики внешних объектов, а не физиологических процессов. Из внешнего мира сигналы поступают в мозг , где они преобразуются, и таким образом человек воспринимает события и явления происходящие вне его.

Психика человека не дана в готовом виде и не развивается сама по себе. В течение времени развиваются только физиологические процессы, для развития же психических процессов необходимы особые условия — социальная среда. Собственно человеческие способности будут развиваться только среди других людей, стало быть, процесс социализации является основополагающим. Человеческая психика формируются в процессе усвоения человеческой культуры. Важным условиям развития психики является активность человека, психика изначально развивалась как свойство, помогающее адаптации к окружающей среде.

  • Отражение — продукт психической деятельности напрямую будет зависеть от особенностей субъекта, темперамента и опыта. Отражающая функция имеет опережающий характер — способность предвидеть ситуацию и способы ее разрешения.
  • Регуляция — связана с изменением поведения человека.
  • Коммуникация — передача информации, развитие в общении. Условием развития, через общение, является качество последнего. Качественное общение сопровождается обменом знаниями и эмоциями.

Традиционно выделяют три пласта психики:

Бессознательное — информация об этом пласте, в принципе, не осознается.

Подсознание — содержит информацию, которая когда-то была в сознании, обобщенный «автоматический» опыт человека. Подсознание включает навыки, привычки, автоматизмы, интуицию. Подсознания является фильтром пропускающим информацию из бессознательного в сознание и наоборот. Автоматизмы — это действия, когда-то усвоенные человеком и теперь повторяемые автоматически. Комплексы — это то значимое для него, что человек не может реализовать в себе. Наиболее известные комплексы — «наполеона», нарциссизма, неполноценности, застенчивости. Интуиция (инсайт, озарение) — процесс «выплывания» информации из подсознания на поверхность сознания.

Сознание — высший уровень развития психики, сфера знания, опыта и культуры. Благодаря сознанию формируется внутренняя модель внешнего мира, в следствие чего становится возможным его познание и преобразование.

Сознание выполняет четыре основных функции:

Благодаря сознанию, человек может построить модель своей личности и на этой основе строить взаимоотношения с другими людьми.

Уровни сознания. Сознание может находится на одном из трех уровней, называемых психологами, «живым», «фантомным» и «мертвым».

Живое сознание — личность осознает себя, принимает ответственность за свою жизнь, не уходит от противоречий, принимает себя и других, воспринимает мир, как сложный и конфликтный, в котором окружающие не живут по вашему сценарию.

Фантомное сознание — иллюзорное состояние, при котором в сознании много необдуманного, неосмысленного, много стереотипов и психологических защит. Критерием поступков является поведение большинства. Жизненная стратегия — быть не хуже других, «быть как все».

Мертвое сознание — отсутствие смысла жизни, внешний лопус контроль (перекладывание ответственности за себя и свою жизнь на других). Для таких людей характерна вера в идею-фикс, создание кумиров, желание сильной руки.

Сочетания живого и мертвого сознания всегда приводит к конфликтам.

Простейшим из познавательных психических процессов является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами ЧУВСТВ. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на ваши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, что всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что яри раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда — в виде мышечных реакций поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный, или рефлекторный, характер.

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико.

Источник:
Основы психологии
Психология (от греч. "учение о душе") — наука о психических процессах происходящих в мозге человека. У истоков психологии стоял Вильгельм Вундт (1832-1920)
http://ru.wikiversity.wikia.com/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

Основы психологии человека

Курс разработан Национальным исследовательским Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарева

XXI век – не только век нано-технологий, роботов и электронных гаджетов, но и век психологии. Не смотря на бурное развитие технологий, самым неизученным объектом остается человек и его душа. В рамках курса «Основы психологии» мы затронем некоторые базовые проблемы из предметной области психологической науки: Почему мы такие разные? Как отражается реальность в нашем внутреннем мире? Чем отличается психика человека от психики животных? Что мы не знаем о себе, и кто этот Чужой в моей душе? Может ли мужчина понять женскую душу? Почему нельзя смотреть китайцу в глаза? О чем мы говорим, когда молчим? Как распознать ложь? Есть ли душа у земляного червя? Можно ли тренировать мозг? Этот курс откроет Вам науку ПСИХОЛОГИЮ, позволит узнать что-то новое в Вас самих и в других людях.

РОМАНОВ КОНСТАНСТИН МИХАЙЛОВИЧ

профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, Заслуженный деятель наук Республики Мордовия

Преподаватель модуля 1. «Психология: приятно познакомиться»

АРСЕНЬТЕВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Преподаватель модуля 2. «Почему яблочко от яблоньки иногда далеко падает?»

Преподаватель модуля 7. «О чем мы говорим, когда молчим? (психология невербального общения)»

СЛУГИН ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, руководитель службы психологического консультирования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Преподаватель модуля 3. «Венец творенья или дитя природы? или Почему мы такие разные?»

Преподаватель модуля 8. «Психология как практическая деятельность»

БАЛЯЕВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Преподаватель модуля 3. «Венец творенья или дитя природы? или Почему мы такие разные?»

ПОЛЯКОВА ОЛЬГА ОСИПОВНА

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Преподаватель модуля 4. «Формы психического отражения мира: объективное в субъективном»

Преподаватель модуля 5. «Чужой в моей душе: неизвестный Я (возможности подсознания)»

СЛУГИНА ЛЮДМИЛА БОРИСОВНА

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Преподаватель модуля 6. «Роскошь человеческого общения (психология вербального общения)»

ГАГАЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Рузаевского института машиностроения (филиал) ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Преподаватель модуля 9. «Философия и психология»

Модуль 1. Психология: приятно познакомиться

Модуль 2. Почему яблочко от яблоньки иногда далеко падает?

Модуль 3. Венец творенья или дитя природы? или Почему мы такие разные?

Модуль 4. Формы психического отражения мира: объективное в субъективном

Модуль 5. Чужой в моей душе: неизвестный Я (возможности подсознания)

Модуль 6. Роскошь человеческого общения (психология вербального общения)

Модуль 7. О чем мы говорим, когда молчим? (психология невербального общения)

Модуль 8. Психология как практическая деятельность

Модуль 9. Философия и психология

Курс направлен на самый широкий круг слушателей, ориентированных на углубление знаний в области психологии, повышение общего культурного уровня и личностного роста.

Необходимый уровень подготовки

Для освоения материала, представленного в рамках курса, слушателям не потребуются специальные профессиональные психологические или научные знания и умения. Необходимы общеучебные умения и навыки: искать, подбирать, анализировать учебную и научную литературу, электронные источники, обобщать информацию, делать выводы, приводить примеры.

82 академических часа

Результаты изучения курса

Изучение курса способствует формированию понимания места и роли психологии в современной культуре и практической деятельности человека, знания основных понятий общей психологии, психологии общения, психологии личности, практической психологии; умения анализировать психологические феномены, критически оценивать психологические проблемы индивидуального и социально-психологического характера, умения применять психологические знания при решении психологических проблем.

Источник:
Основы психологии человека
Курс разработан Национальным исследовательским Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарева XXI век – не только век нано-технологий, роботов и электронных гаджетов, но и
https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/247

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES